ЭКОНОМИКА
УДК 338.46 DOI: 10.12737/2793
I РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: | ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Давронов Бобиржон Бахромович, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры «Менеджмент», bobr1983@mail.ru,
Чикова Ольга Михайловна, кандидат экономических наук, ведущий консультант Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России, omchikova@yandex.ru,
НОУ ВПО «Московский институт физической культуры и спорта», Российская Федерация
Рассмотрена вариативность понятийного аппарата области социального предпринимательства зарубежных стран, с последующим описанием опыта развития социального предпринимательства в современной экономической среде, на примере структуры социального предпринимательства Америки и Польши. Приведен опыт Великобритании с развитой практикой применения социального предпринимательства и правовой поддержкой социального предпринимательства как третичного сектора экономики. В качестве иллюстративного материала используются наиболее яркие практические примеры социального предпринимательства выбранных стран и выявлены тенденцииразвития феномена социального предпринимательства в России, имеющие нарастающие темпы регионального распространения в динамике последних лет.
Ключевые слова: социальное предприятие, социальное предпринимательство, филантропия, социальная ответственность бизнеса
Социальное предпринимательство динамично развивается в современной экономической среде многих стран мира на протяжении 20 лет, делая популярными такие понятия, как «социальная ответственность бизнеса», «социальное предприятие», «филантропия».
Рассматривая теоретическую базу понятий, непосредственно связанных с социальным предпринимательством, можно отметить наиболее часто встречающиеся в экономической литературе основополагающие формулировки. Так, значение слова «филантропия» по Ожегову — благотворительная деятельность, оказание помощи и покровительства неимущим, нуждающимся [7], этот термин широко используется в экономической среде с дополнительным смысловым и практическим наполнением в области социального предпринимательства — «венчурная филантропия» — область филантропической деятельности, в которой идея использования бизнес-модели прямых инвестиций или венчурного капитала
применяется в финансировании некоммерческих и благотворительных секторов.
Понятие «социальное предприятие» имеет две разных трактовки: одна применяется в европейских странах, другая — в США. Изучая различия в данных определениях, можно отметить более широкоформатное использование данного термина в американской научной и практической среде с фокусировкой на понятии «предприятие» — извлечение прибыли. В рамках данного понимания к социальным предприятиям можно отнести: коммерческие организации — занимающиеся общественно полезной деятельностью (корпоративные благотворительные организации и заявляющие социальную ответственность бизнеса) и предприятия двойного назначения (сочетающие в своей деятельности коммерческую и социальную функции, так называемые некоммерческие организации — занимающиеся коммерческой деятельностью с целью достижения социального эффекта). В европейском понимании «социальное предприятие» — это инновационный
36
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Развитие социального предпринимательства: зарубежный опыт и российские тенденции
подход в решении социальных проблем, приобретающийся организацией по мере развития бизнеса (Grenier, 2003), реализуемый в основном через некоммерческие организации, с возможностью использования и в коммерческом секторе (Nicholls, 2005). В некоторых странах Европы используют трактовку понятия «социальное предприятие», синонимичную понятию «социальные кооперативы». «Социальные кооперативы» — это создаваемые определенными категориями граждан организации, имеющие законодательно закрепленные нормы и ограничения, а также принципы деятельности [4]. Исходя из определений, можно дать смешанную трактовку — «корпоративная социальная ответственность» — учет интересов общества, возлагаемый на себя организацией ответственности за влияние ее деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы, с обязательным соблюдением законодательства и дополнительным принятием мер для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [8].
Рассмотрим историю развития социального предпринимательства. Первоначально термин социальное предпринимательство ввел в научный оборот Питер Друкер в 1980 г., определив его в книге «Инновации и предпринимательство» как «деловая активность, не ограниченная только достижением прибыли» [1]. Дальнейшее развитие науки и практики управ-
ления привели к широкому применению этого термина сначала в Америке, а затем, с середины 90-х гг. ХХ в. и в других странах.
В современной экономической среде третичный сектор, в котором нашел свое применение феномен социального предпринимательства в форме некоммерческих, добровольческих и благотворительных организаций, становится эффективным инструментом оказания адресной социальной помощи тем общественным группам и отдельным гражданам страны, которую не может обеспечить государство.
Нарастающая динамика распространения социального предпринимательства в мировой практике хозяйствования свидетельствует, с одной стороны, о потребности общества в помощи со стороны бизнеса, а с другой — осознанием бизнесом своей роли в социальном развитии общества.
Термин «социальное предпринимательство», широко применяемый в практиках социально-экономического развития многих стран, до сих пор не получил однозначной трактовки и закрепления. Исходя из этого, существуют значительные различия в применении, подходах и принципах социального предпринимательства. Анализируя опыт и тенденции развития социального предпринимательства, можно выделить ряд страновых особенностей данного феномена.
Американская структура социального предпринимательства в унифицированном виде имеет вид, представленный на рис. 1.
%омпании
Частные лица (более 70%)
'Благотворительная помощь
плата за выполнение заказов государственных агентств или различных фондов
Социальное
предпринимательство
1. Социальные
2. Природоохранные
Плита за
оказанные
услуги
Третичный сектор
некоммерческие, добровольческие, благотво рительные, социальные организации и т. п.
- финансовые потоки
Рис. 1. Американская структура социального предпринимательства
37
ЭКОНОМИКА
Примером социального предпринимательства в Америке является деятельность некоммерческого предприятия Triangle Resident Options for Substance Abusers Inc. — TROSA [9], действующего в Северной Каролине в условиях низкодоходного рынка социальных услуг. Отличительной особенностью американского опыта является потребность основной категории социально-ущемленных граждан с низким уровнем доходов в долговременной социальной помощи, которую они не в состоянии оплатить даже частично, большинство государственных программ предусматривают краткосрочное оказание помощи (не более 30 дней). Программа по оказанию социальной помощи нуждающимся местным жителям компанией TROSA рассчитана на длительный срок (до двух лет) с частичной оплатой помощи нуждающимися, что является инновационным подходом, поскольку платой для них является трудовое участие как в реализации этой программы, так и в работе на различных рабочих местах в компании TROSA. Видами долгосрочной помощи по программе являются: консультирование, обучение и профессиональная подготовка. Пользователи этой программы могут трудиться в качестве подсобных рабочих, быть водителями, складскими работниками, выполнять несложные административные функции, принимать участие в деятельности дочерних фирм, выполнять работы в парковых зонах, производить уборку на улицах и в помещениях, работать на предприятиях по сборке мебели или других несложных изделий, но без какой-либо оплаты. Таким образом, финансовая устойчивость этой социальной программы в условиях низкодоходных рынков на 2/3 обеспечивается за счет предсказуемых доходов от неоплачиваемого труда пользователей социальной помощи, еще 1/3 необходимых доходов компанией получается из других гарантированных источников финансирования [2].
Европейский опыт практики применения социального предпринимательства в значительной мере отличается от американской практики, поскольку имеет несколько особенностей. Во-первых, активное участие государства в социальной поддержке и помощи определенным категориям граждан. Во-вторых, как отмечалось при рассмотрении понятийного аппарата, в некоторых странах понятия «социальное предприятие» и «социальные кооперативы» синонимичны. Именно эта подмена понятий наблюдается в Польше.
С 2003 года в Польше получили широкое распространение идеи социального предпринимательства как инновационного направления социальной политики активизирующего потребителя социальных услуг как ответственного, независимого управленца своей жизнью. В рамках названного проекта польское правительство проводит активную политику информационной, финансовой и консультативной помощи, нацеленную на массовое распространение идеи открытия социальных кооперативов. Стартовый капитал для открытия кооператива предоставляется государством в размере субсидии в €3500 для создания социальной фирмы и/или небольших инвестиций (на закупку оборудования, инструментов и т. д.).
Унифицированная структура социального предпринимательства в Польше представлена на рис. 2.
Структура социального предпринимательства в Польше предусматривает значительную государственную поддержку. Так, с 2007 г. Фонд социальных и экономических инициатив организовал совместно с Министерством труда национальную обучающую программу «общественной экономии» для всех общественных центров занятости. На начало действия программы было зарегистрировано 106 социальных кооперативов, с трудоустройством в них около 500 человек [8].
В качестве примера польского опыта социального предпринимательства можно привести деятельность Ассоциации региональной кооперации, реализующую с 2005 г. проект «Виртуальный инкубатор для “общественной экономии”». Цель проекта состоит в развитии и проверке модели системы поддержки создания хороших и стабильных должностей в сфере «общественной экономии», особенно для людей, дискриминированных на рынке труда. Механизм названного проекта представлен на рис. 3.
Проект предусматривает два направления выбора и реализации бизнес-идей:
1) собственно обоснованные бизнес-идеи ассоциации;
2) бизнес-идеи населения, прошедшие проверку на состоятельность. Далее подключаются функции инкубатора по полной консультативно-тренинговой помощи с полным пакетом необходимых для старта документов.
Среди других европейских стран интересна практика социального предпринимательства в Великобритании, имеющая 20-летнюю
38
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Развитие социального предпринимательства: зарубежный опыт и российские тенденции
Рис. 2. Структура социального предпринимательства в Польше
историю и законодательно закрепленное понятие «социальное предприятие». Правительством страны был учрежден новый юридический статус предприятий — «Компаний общественных интересов» (The Community Interest Company Regulations, 2005, № 1788), специально предназначенный для определения социальных предприятий. Компании названного типа в структуре управления имеют две функции: обеспечение финансовой устойчивости и соблюдение общественных интересов. Указанные компании наделены неотчуждаемым правом собственности и рядом ограничений на распределение полученной прибыли. Статус благотворительных организаций компании общественных интересов иметь не могут, лишь статус некоммерческих организаций, обеспечивающий им возможность иметь налоговые льготы.
Вместе с тем в Великобритании развитие социального предпринимательства идет в двух направлениях: 1) существенно количество различных фондов, региональных и национальных организаций, поддерживаю -щих, собирающих, анализирующих и распространяющих информацию о социальном предпринимательстве; 2) значительна поддержка социального предпринимательства со стороны государства. Созданный в Великобритании в 2006 г. «Департамент третьего сектора» (The Office of the Third Sector — OTS [5]) в настоящее время получил статус министерства. Структура министерства включает 5 функциональных отделов, имеющих четко разделенные направления деятельности (табл. 1).
39
ЭКОНОМИКА
Проект «Виртуальный Инкубатор для "общественной экономии"»
I вариант
Анализ рынка
Бизнес-идея Ассоциации
II вариант
Безработный
индивид
Выявление потребности в определенных услугах и возможность их оказания людьми с проблемами на обычном рынке труда
Функции Инкубатору
Первичный анализ на состоятельность, самоокупаемость
Оказание консультационных и тренинговых услуг в сфере создания эффективного бизнеса в «третьем секторе».
Методология создания социальных кооперативов и других форм «общественной экономии».
Готовые, понятные схемы деятельности будущего предприятия в помощь,, начинающим
СМодель бизнес-плана, организация ^ обучения потенциальных участников предприятия, документы для " регистрации и организации деятельности предприятия (ответственности, организационная структура, рабочие регламенты,
регулирование/распределение заработной платы, контракты, инструкции, документооборот,
^регулирование финансов и т.д.)[3]. J
Рынок
Рис. 3. Механизм, реализующийся в проекте «Виртуальный инкубатор для “общественной экономии”»
Таблица 1
Структура Министерства третьего сектора Великобритании
Название отдела Функции отдела
Отдел «взаимодействия с государственными организациями» (Public sector partnership team) Установление контактов с ведомствами центрального правительства, региональными и местными администрациями, координация и контроль выполнения планов по реформированию системы предоставления государственных услуг, оценка результатов инновационной деятельности и работы по составлению сводных отчетов
Отдел «стратегического планирования и связей» (Strategy and communication team) Долговременное планирование, проведение аналитических исследований состояния и деятельности третьего сектора, решение вопросов финансовой поддержки третьего сектора, обеспечение коммуникационного взаимодействия партнерских организаций, разработка мер корпоративной поддержки в третьем секторе
Отдел «партнерского взаимодействия» (Participation team) Работа с добровольными и благотворительными организациями, организация конкурсов по выявлению и поощрению самых активных участников добровольных организаций, работа с добровольными молодежными движениями, проведение общественных мероприятий
Отдел «социального предпринимательства и финансирования» (Social enterprise and finance team) Разработка национальной стратегии развития социального предпринимательства, координация деятельности структур поддержки социального предпринимательства, формирование финансовой политики поддержки социальных предприятий и реализация программ их финансирования
Отдел «поддержки деятельности третьего сектора» (Third sector support team) Вопросы стратегического партнерства и развития инфраструктуры поддержки, курирование вопросов деловой помощи НКО, обучения, повышения квалификации их работников, работа по совершенствованию законодательства и регулированию деятельности третьего сектора
40
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1
Развитие социального предпринимательства: зарубежный опыт и российские тенденции
Примером социального предпринимательства в Великобритании является деятельность сети предприятий общественного питания под названием «Пятнадцать ресторанов» (The Fifteen restaurants [6]). Социальная направленность деятельности предприятий — это бесплатное обучение молодежи в возрасте от 18 до 24 лет поварскому искусству и ресторанному делу в реальной производственной обстановке. Ежегодное число обучающихся в каждом ресторане — от 15 до 18учеников, подбираемых из числа малообразованных и безработных молодых людей. Покрытие расходов на реализацию программы их обучения осуществляется за счет прибыли, от практической деятельности обучающихся. Такой принцип обучения позволяет учащимся получать профессиональные знания и навыки в процессе непосредственного взаимодействия с квалифицированными сотрудниками ресторана, а также дает возможность им самостоятельно принимать решения в условиях реально действующего предприятия. В качестве благоприятного фактора обучения выступает рост профессионализма, развитие веры в собственные силы и возможность достижения успеха в условиях прежнего негативного опыты, связанного с жизнью в неблагополучных условиях.
Приведем пример социального предпринимательства в России.
Аналогом британского подхода в России является «Комбинат бытовых услуг с функциями профреабилитации молодых людей с ограниченными возможностями» [3], где на комбинате по оказанию бытовых услуг (таких, как металлоремонт, ремонт одежды и обуви, бытовой техники, компьютеров и мобильных телефонов
и т. п.) наряду с опытными мастерамиработа-ют молодые специалисты из спецучреждений. Эффект данного предприятия аналогичен английскому аналогу, а именно: помощь в профориентации молодым людям с ограниченными возможностями, поддержка их материального положения в первое время после выпуска, ротация кадров позволяют помочь большому количеству молодежи получить начальный трудовой опыт. В качестве общественного социального эффекта выступает возможность создания сетевых точек шаговой доступности по предоставлению высоко востребованных населением бытовых услуг.
Акцент развития данного проекта выбран не случайно, в современной экономике России вопросам социального предпринимательства уделяется значительное внимание. Ежегодно реализуется около 10 инновационных проектов в различных областях и сферах социальной поддержки в различных регионах Российской Федерации. По данным Фонда «Наше Будущее», проводящего с 2008 г. ежегодный конкурс проектов в области социального предпринимательства, наблюдается нарастающая динамика — и по количеству проектов, и по количеству регионов, принимающих участие: в 2012 г. было уже 29 регионов — участников конкурса. Однако развитие и реализация проектов в области социального предпринимательства пока не имеет общероссийского законодательного регулирования, многие регионы занимаются этими вопросами самостоятельно, находя значительный положительный как социально значимый, так и экономический эффект для экономики региона в частности и страны в целом.
Литература
1. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: «ИД «Вильямс», 2007.
2. Глобальный информационно-аналитический центр // http://www.giac.ru/analytics/?id=108 (дата обращения: 18.04.2013).
3. Государственное учреждение социального обслуживания «Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов» // http://pimrf.ru/ (дата обращения: 18.04.2013).
4. Официальный сайт Фонда «Наше Будущее» // http://www.nb-fund.ru (дата обращения: 18.04.2013).
5. http://www.cabinetoffice.gov.uk /third_sector/about_us (дата обращения: 20.12.2012).
6. http://www.jamieoliver.com/the-fifteen-apprentice-programme/home/index (дата обращения: 20.03.2013).
7. http://www.ozhegov.org (дата обращения: 28.04.2013).
8. http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 8.05.2013).
9. http://www.trosainc.org (дата обращения: 14.03.2013).
41
ЭКОНОМИКА
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT: INTERNATIONAL PRACTICES AND RUSSIAN PATTERN
Davronov Bobirzhon Bakhromovich, Candidate of Economics, Lecturer at the Department of Management,
bobr1983@mail.ru, Moscow institute of Physical Culture, Russian Federation,
Chikova Ol’ga Mikhailovna, Candidate of Economics, Lead Consultant at the Joint Department of Macroeconomic Forecasting,
omchikova@yandex.ru, The Ministry of Economic Development of the Russian Federation,
Russian Federation
The article considers the high variability of the international social-entrepreneurship conceptual framework and reviews the experience of social entrepreneurship development as conditioned by the modern economic environment (case study 1: America; case study 2: Poland). The article sets Great Britain as an example of a state which demonstrates exemplary practice in social entrepreneurship and legal support for social entrepreneurship as a tertiary sector of economy. The authors provide supporting data, such as the most remarkable examples of social entrepreneurship practices in the focus-countries. The authors also identify Russian social entrepreneurship development trends, which they see as having shown an increasingly upward direction locally over the past few years.
Keywords: social entrepreneurship, socially-owned enterprise, philanthropy, corporate social responsibility
References
1. Drucker, P. Biznes i innovatsii: printsipy i praktika [Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles]. Moscow: Williams Publ., 2007.
2. Global’nyi informatsionno-analiticheskii tsentr [Global Information and Analytical Center]. URL: // http://www. giac.ru/analytics/?id=108 (Accessed on April, 18, 2013).
3. Gosudarstvennoe uchrezhdenie sotsial’nogo obsluzhivaniia “Proizvodstvenno-integratsionnye masterskie dlia invalidov” [Government Social Service Institution “Integrated Manufacturing Workshops for the Challenged”]. URL: http://pimrf.rn/ (Accessed on April, 18, 2013).
4. Ofitsial’nyi sait Fonda “Nashe Budushchee” [Official website of ‘Our Future’, a a social regional programmes fund]. URL: http://www.nb-fund.ru (Accessed on April, 18, 2013).
5. http://www.cabinetoffice.gov.uk /third_sector/about_us (Accessed on December, 20, 2012).
6. http://www.jamieoliver.com/the-fifteen-apprentice-programme/home/index (Accessed on March, 20, 2013).
7. http://www.ozhegov.org (Accessed on April, 28, 2013).
8. http://ru.wikipedia.org (Accessed on May, 8, 2013).
9. http://www.trosainc.org (Accessed on March, 14, 2013).
42
научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1