Научная статья на тему 'Аспекты социально-ориентированной деятельности предприятий в регионах'

Аспекты социально-ориентированной деятельности предприятий в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL POLICY / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / CO-FINANCING / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна

Статья посвящена рассмотрению регионального разреза социального предпринимательства как феномена формирования социального государства, выявлению ключевых проблем регионов и формированию предложений по реализации элементов социального софинансирования и сотрудничества между государством и бизнесом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGION ENTERPRISE’S SOCIALLY ORIENTED ACTIVITY ASPECTS

The article considers regional sector of social entrepreneurship as phenomenon of social state shaping, marks key problems of regions and forms proposals to realize elements of social co-financing and collaboration between the state and business.

Текст научной работы на тему «Аспекты социально-ориентированной деятельности предприятий в регионах»

УДК 338.46

АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ

Чикова Ольга Михайловна, ведущий консультант, omchikova@vandex.ru.

Сводный департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России, г. Москва

Статья посвящена рассмотрению регионального разреза социального предпринимательства как феномена формирования социального государства, выявлению ключевых проблем регионов и формированию предложений по реализации элементов социального софинансирования и сотрудничества между государством и бизнесом.

Ключевые слова: социальная политика, социальное предпринимательство,

софинансирование, социальная поддержка.

REGION ENTERPRISE’S SOCIALLY ORIENTED ACTIVITY ASPECTS

Chikova O.M.

The article considers regional sector of social entrepreneurship as phenomenon of social state shaping, marks key problems of regions and forms proposals to realize elements of social co-financing and collaboration between the state and business.

Key words: social policy, social entrepreneurship, co-financing, social support.

Развитие социальной сферы, привлечение организаций негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг населению является одним из перспективных направлений модернизации Российской экономики. Многие страны мира в область социальной политики привлекают частных инвесторов. Тенденция последних лет в мировой практике - это такое явление, как участие в социально направленных проектах непосредственного воздействия на улучшение социально-экономического климата частного бизнеса, который зачастую вырученные средства снова вкладывает в социальную сферу. Этот феномен в современной среде носит название социального предпринимательства. Некоторых экспертов смущает тот факт, что социальное предпринимательство размывает четкую грань между бизнесом и некоммерческими объединениями. Однако в рамках рассмотрения различных аспектов социально ориентированной деятельности предприятий и взаимодействия государства и бизнеса будем рассматривать социальные проекты и со стороны коммерческих бизнес-структур, и некоммерческих объединений. Воздействие внешних и внутренних факторов, таких как не

совершенство законодательной базы и налоговые дисбалансы, выявленные в ходе рассмотрения, оказывают существенное влияние на всех участников рыночного взаимодействия.

В Российской экономике взаимодействие частного бизнеса и государства в области социального обеспечения и реализации социальных проектов находится в стадии зарождения. Вопросы взаимодействия, регулирования отношений в рамках государственной политики в данной области являются особо актуальными.

Рассмотрим вариации инновационных форм участия компаний в решении социальных проблем. Среди них следует отметить стратегическую благотворительность, социальное инвестирование, венчурную филантропию и социальное предпринимательство

- общий термин, объединяющий многообразие форм участия бизнеса в обеспечении благополучия окружающего сообщества.

Дадим унифицированное понятие данных определений, наиболее подходящее для проводимого исследования. Итак, стратегическая благотворительность - это реализация благотворительной деятельности организации или индивидуума с целью оказания социальной помощи, с одной стороны, а с другой - достижения собственных стратегических целей.

Социальное инвестирование - проведение целенаправленной долгосрочной финансовой политики компании или индивидуума в местные сообщества, направленной на решение общественно значимых задач, предполагающих взаимное вложение ресурсов и приносящее взаимные выгоды всем участникам процесса [1].

Венчурная филантропия - область филантропической деятельности, где идея использования бизнес-модели прямых инвестиций или венчурного капитала применяется в финансировании некоммерческих и благотворительных секторах.

Определение социального предпринимательства дадим в узком смысле - это финансирование социальных программ с предусмотренным возвратом предоставленных бизнесом средств (микрокредитование для малого бизнеса). В широком смысле это технология финансовой поддержки со стороны частного сектора или бизнеса (коммерческих/некоммерческих организаций) с целью реализации инновационных проектов индивидуума или организаций с получением социального эффекта в масштабе региона или страны. В рамках реализации социальных бизнес проектов социальные предприятия, бизнес-структуры и индивидуальные предприниматели могут выступать партнерами с государственными органами. Для разграничения понятий проведем

сравнительный анализ по десяти ключевым характеристикам форм участия бизнеса в социальной сфере (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика участия бизнеса в реализации социальной поддержки

^Формы вовлечения компаний Параметры сравнения Благотвори- тельность Стратегическая благотвори- тельность Социальное инвестирование Венчурная филантропия Социальное предпринима- тельство

Мотивационный Бескорыстие и Заинтересованность Долгосрочный Интегрирующий Интегрирующий

механизм желание компании или финансовый интерес интерес

помочь индивидуума интерес компании

соответствующая

стратегическим

целям

Инициативность Собственная Отбор лучших Собственная Инициатива Инициатива

инициатива заявок из числа инициатива компании или компании или

исходя из поданных, компании, индивидуума индивидуума

внутреннего руководство связанная с

мироощущения внутренними интересами

стандартами основной

компании деятельности,

условия

финансирования

и критерии

отбора доступны

Критерии отбора Выбор Учет интересов Социальная Социальная Социальная

получателей руководителя благополучателей эффективность, эффективность, эффективность,

средств - социальная потребность потребность потребность

эффективность местного местного местного

сообщества и сообщества, сообщества

бизнес-выгода удовлетворение

собственных

высших

потребностей

Механизмы Спонсорство Спонсорство. Социальное Грантовые Грантовые

финансирования Грантовые партнерство, программы и программы и

программы, не портфельное инновационные инновационные

связанные с бизнес- инвестирование проекты не проекты не

интересами связанные с связанные с

компании бизнес- бизнес-

интересами интересами

компании компании

Связь с основной Не связана Связана Интегрирована в Инновационное Инновационное

деятельностью опосредованно основную направление направление

деятельность

компании

Управление Высшее Отдел, Специализиро- Высшее Высшее

руководство специализирующи ванный отдел в руководство руководство

компании, йся на разработке совет которого компании или компании или

действующее и реализации входят ключевые индивидуум индивидуум

не от лица социальных сотрудники

компании, а от программ основных

собственного направлений

имени компании

Ресурсы Финансовые и Финансовые Объединение Финансовые Финансовые

материальные средства, ресурсов средства средства

ресурсы материальные компании и

ресурсы, трудовые ресурсов

ресурсы в форме партнеров,

волонтерства долевое

""Формы вовлечения компаний Параметры сравнения Благотвори- тельность Стратегическая благотвори- тельность Социальное инвестирование Венчурная филантропия Социальное предпринима- тельство

софинансиро-вание с получателем средств

Частота реализации Разовая помощь Самостоятельная систематическая программная деятельность Систематическая. Стратегия основной деятельности включает программную Разовая или систематическая Разовая или систематическая

Влияние на основную деятельность Отсутствие либо очень низкое Дополнительный эффект, прямого влияния не оказывает Выгода для бизнеса управляема, измерима и контролируема, может достичь высокой величины Выгода для бизнеса лишь в качестве самоактуализации либо РЯ Выгода существенна, но не цель

Социальный эффект Низкий Средний Высокий Высокий Высокий

Переходя к рассмотрению развития социально ориентированных бизнес-структур можно обратиться к проведенному исследованию осуществления социальных проектов в регионах. На первом этапе рассмотрим общие направления социального развития России в настоящее время. Экспертами отмечается финансовая активность населения -формирование сбережений и личное кредитование, что рассматривается как главный фактор оптимизации финансовых и инвестиционных моделей поведения, например, ипотечное кредитование доступно в настоящее время 5-7% домохозяйств [2]. Рынок труда в современных условиях подвержен существенной реформации, государственный переход от «политики низкой безработицы к политике эффективной занятости и от дешевых и неквалифицированных рабочих мест - к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда» [2]. Центральным элементом социальной структуры выступает средний класс, который в современной России составляет около 20% [2] от общего социально активного населения страны. Отличительными особенностями российского среднего класса являются наличие хорошего образования, относительное материальное благополучие, проживание в крупных городах, более молодой возраст, активная бизнес-позиция. В качестве сфер интересов среднего класса можно выделить экономическую и социальную, поскольку демонстрируется активное участие в инновационных формах деятельности на рынке труда, в экономической, предпринимательской и финансовой деятельности на потребительском рынке и прочее. Это и есть зарождение российского социального предпринимательства, широко

применяемого за рубежом. Также Российскую экономику характеризует активная государственная политика в области повышения качества образования, доступности жилья, модернизации и обновления системы здравоохранения.

В ходе проводимого точечного обследования социально направленного регионального развития России автором был выявлен ряд ключевых вопросов, в значительной мере затормаживающих развитие предпринимательства социального уклона. Группировка по ключевым направлениям, таким как область нормотворчества, налогообложение, финансовая сфера и прочие проблемы, позволит рассмотреть группы факторов непосредственного воздействия и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в области социальной сферы и обозначить схожие проблемы, затрагивающие регионы. Исходя из предложенной группировки, среди основных вопросов, возникающих при реализации государственного и частного взаимодействия, можно отметить следующее.

В области нормативно-правового регулирования

Первой и основной проблемой, тормозящей развитие социального предпринимательства на региональном уровне в частности, - это отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения и регламентирующей механизм взаимодействия власти и коммерческих/некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания. Данная проблематика - государственного управления инструментом и собственно контроль - процесса социального предпринимательства является общей для всех регионов.

При проведении точечного регионального мониторинга акцент на необходимость правового закрепления субъектных полномочий правового регулирования социальной сферы, то есть необходимость разработки федерального закона, был сделан значительным рядом субъектов, принявших участие в мониторинге. Среди них такие области, как Московская, Оренбургская, Самарская, Брянская, Волгоградская, Еврейская автономная, Калужская, Кемеровская, Костромская, а также ряд Республик: Татарстан, Чувашская, Карачаево-Черкесская, Республика Карелия, Бурятия, Дагестан и города Москва и Санкт-Петербург.

В Волгоградской области, был отмечен такой факт, что ряд негосударственных организаций, которые предоставляют социальные услуги (или могут их предоставлять), такие как организации бытового обслуживания, некоммерческие фонды и т.д., не являются учреждениями социального обслуживания согласно ГОСТу Р 52498-2005

«Классификация учреждений социального обслуживания»[5] и, как следствие, в соответствии с российским законодательством не вправе выполнять социальное обслуживание граждан по договору с государством. Таким образом, существующая в настоящее время формулировка статей 1, 5 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [6] может ограничивать право ряда негосударственных организаций на оказание социальных услуг.

Некоторые респонденты недостатки нормативно-правового законодательства отмечали относительно социальной поддержки в конкретных сферах. Например, Омская область наименовала недостаточно эффективную нормативно-правовую базу развития взаимодействия государства и бизнеса для реализации общественно значимых проектов в сфере образования, Московская область - отсутствие законодательного регулирования социальными направлениями при таком виде сотрудничества, как государственное частное партнерство в сфере занятости населения.

В области налогового законодательства

Основным элементом налогового дисбаланса с точки зрения некоторых регионов в налоговом законодательстве является невозможность применения льготного налогового режима для вновь создаваемых в социальной сфере предприятий или для социально ориентируемых проектов. Это касается всех хозяйствующих субъектов независимо, является ли оно коммерческим или некоммерческим, в частности хозяйственных обществ и некоммерческих организаций. Затрагивает это в первую очередь исчисления налога на добавленную стоимость у негосударственных организаций и добровольцев при оказании социальных услуг по уходу за пожилыми людьми и инвалидами, а также налогообложения при реализации товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых организациями и добровольцами. Группа регионов, отметившая данный аспект, - это Волгоградская, Еврейская автономная и Орловская области, а также город Санкт-Петербург.

Вторым ключевым элементом в области налогообложения при оказании социальных услуг населению является несовершенство внедряемого механизма предоставления социальных услуг путем размещения государственного заказа на оказание социальных услуг для учреждений социального обслуживания различных организационно-правовых форм. В этой связи следует отметить, что по действующему законодательству стоимость социальных услуг негосударственных организаций будет выше, чем стоимость тех же услуг, оказываемых государственными учреждениями, на

сумму НДС (18%) [7]. В соответствии с главой 21 второй части Налогового кодекса Российской Федерации поставщики услуг ставятся в неравные экономические условия, и это является одним из основных препятствий для создания конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения. Региональная значимость данного фактора отмечена такими областями, как Брянская, Волгоградская, Еврейская автономная, Калужская, Кемеровская, Костромская, а также Республиками: Карелия, Карачаево-Черкесская, Бурятия, Дагестан и Чувашская и городами Москва и Санкт-Петербург.

Следующий немаловажный аспект - отсутствие льгот для благотворителей. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации благотворительная деятельность не стимулируется соответствующими льготами для благотворителей. В качестве решения этой проблемы Иркутская область инициирует необходимость внедрить механизм стимулирования данной деятельности. Причем если рассматривать эту проблему более широко, то следует углубиться в феномен инновационного направления в социальной сфере - социальное предпринимательство. С одной стороны, можно его рассматривать и как благотворительность, но с другой - это использование принципов венчурной филантропии, когда из социальной идеи получается социальный капитал.

В финансовой области

Финансовая область очень важна для всех сфер деятельности, и социальная сфера не исключение. Наличие или отсутствие финансовых средств в бюджете страны (региональном бюджете или у единичного предприятия), а также возможность привлечения финансовых средств извне оказывает непосредственное влияние на развитие социально ориентированного государства. Исходя из данного утверждения, в области финансового регулирования отметим следующие недостатки.

Отсутствие регулирующих механизмов законодательного урегулирования отношений между государством и частными коммерческими/некоммерческими организациями, нацеленными на работу в области социальной сферы, бизнес-вливания, носят нерегулярный характер. Это, как следствие, приводит и к отсутствию рынка долгосрочных и постоянных источников финансирования. Акцентирование данной проблематики отмечено Вологодской и Нижегородской областями.

Инвестиционная активность в области социальной сферы в настоящее время в современной Российской экономической среде также значительно отстает от мировых темпов. Это связано, во-первых, с неразвитостью инструментов предоставления государственных гарантий для частных инвесторов. Во-вторых, возникают сложности

поиска инвесторов для проектов, требующих больших вложений, а в-третьих, с невысокой степенью рентабельности проектов социальной направленности. (Отмечает Саратовская область.)

Еще одним отмеченным вопросом финансового взаимодействия является отсутствие возможности направления финансовых средств бюджета на реализацию проектов в социальной сфере при участии в данных проектах некоммерческих организаций. Эта проблематика отмечена Карачаево-Черкесской Республикой, Вологодской областью, Еврейской автономной и Иркутской областями.

Недостаточное финансирование региональных программ по оказанию государственной социальной помощи в региональном масштабе отмечает и Орловская область, не акцентируя внимание на реализации комплексных проектов с участием государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В области образования Калужская область акцентирует внимание на низком уровне инвестиционной привлекательности учреждений профессионального образования и недостаточно разработанных механизмах привлечения негосударственных инвестиций в систему начального и среднего профессионального образования.

В целях привлечения частного капитала в сферу социального обслуживания населения как одного из направлений развития социально ориентированного государства, возможно, следует на уровне субъектов Российской Федерации ввести в практику заключение концессионных соглашений, что позволит объединять усилия бизнеса и местных властей для создания новых учреждений социального обслуживания, которым гарантируется долговременный государственный социальный заказ. Данный вариант взаимодействия государства и частных структур видит в перспективе город Москва.

Однако основной проблемой в области финансов является ограниченные возможности регионального бюджета по софинансированию внедрения и развития новых форм взаимодействия органов государственной власти и негосударственных структур, отмечает Республика Карелия, создание новых форм объединенных государстенно-частных предприятий. Вместе с тем следует рассмотреть механизм финансовых коммуникаций и с индивидуальными предпринимателями, стремящимися на определенном этапе развития участвовать в социальных проектах, а также механизм коммерческого социального инвестирования и социальной благотворительности.

Прочие проблемы

Помимо основных сфер регулирования отношений между государством и частными предприятиями, планирующими реализовывать общие проекты социальной направленности, можно отметить следующий ряд:

- отсутствие квалифицированных специалистов в сфере создания и управления совместными проектами, отмечают Вологодская, Еврейская автономная области и Чувашская Республика;

- невысокая эффективность использования государственного имущества и ресурсов социально-общественной инфраструктуры для развития механизмов взаимодействия государства и негосударственных организаций, отмечает Республика Карелия;

- невысокая предпринимательская активность в области социально ориентированных проектов, в том числе и при государственном софинансировании, на Российском рынке;

- несформированность партнерских отношений власти и бизнеса, то есть отсутствие заинтересованности развития сектора социальной сферы за счет проектов социальной направленности как за счет частных организаций, так и за счет создания партнерских отношений по реализации совместных проектов.

Помимо сгруппированных основных проблем, рассмотрим основные группы региональных проблем, специфичных для сферы здравоохранения.

Основная проблема области здравоохранения - это привлечение частных учреждений в систему здравоохранения. Омская область отмечает, что в области обязательного медицинского страхования к этому приводит отсутствие стимула для частных учреждений здравоохранения к участию в системе обязательного медицинского страхования. Препятствием расширения участия коммерческих организаций в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи являются недостаточно высокие тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, отмечено Оренбургской областью. Также отмечены существующие проблемы взаимодействия между различными секторами в противодействии социально значимым заболеваниям на территориях, недостаток взаимного доверия между некоммерческими организациями, бизнесом и государственными структурами в области здравоохранения и недостаточная информированность в этой сфере.

В связи с изложенным, можно отметить возможные направления и основные мероприятия, позволившие в ближайшем будущем простимулировать развитие партнерских отношений в социальной сфере между государством и частным бизнесом, также привлечь социальное предпринимательство в Россию:

- учитывать потенциал и возможности бизнес-структур при разработке программ социально-экономического развития регионов и принимать согласованные решения о каждой конкретной степени участия в реализации социальных мероприятий;

- разработать отдельный законодательный акт, регламентирующий вопросы взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом, предусмотрев в нем возможность закрепления диалога между заинтересованными сторонами в форме договора о сотрудничестве, соглашений о выполнении взаимных обязательств и других договорных форм работы;

- создать гибкие формы доступа к социальным услугам с предусмотрением возможности самостоятельного выбора пожилыми гражданами организаций, в том числе коммерческих, оказывающих социальные услуги населению с последующим возмещением затрат за услуги, полученные гражданином, в пределах гарантированного перечня бесплатных социальных услуг (на основе сертификата соответствующей номинальной стоимости);

- в целях привлечения частного капитала в сферу социального обслуживания населения на уровне субъектов Российской Федерации ввести в практику заключение концессионных соглашений, что позволит объединять усилия бизнеса и местных властей для создания новых учреждений социального обслуживания, которым гарантируется долговременный государственный социальный заказ;

- предусмотреть создание единого информационного ресурса, на котором будут представлены общественные фонды и организации, участвующие в системе социального содействия и софинансирования, в целях установления прямых контактов учреждений социальной сферы, граждан, нуждающихся в оказании помощи и поддержки;

- одновременно целесообразно ввести в практику заключение соглашений о сотрудничестве между государственными и некоммерческими организациями для реализации конкретных приоритетных социальных проектов, основанных на объединении частных инвестиций и бюджетного финансирования.

В заключение аналитического обзора регионального развития социальной сферы хотелось бы отметить значимость данного направления. Современная экономическая

среда имеет благодатную почву для решения насущных социальных проблем путем привлечения для их решения стороннего капитала и создания партнерских отношений государства и бизнеса. Однако наличие инновационных бизнес-технологий для успешного решения социальных проблем зачастую бывает недостаточно, социальная сфера подчиняется не только экономическим законам, но и профессиональная подготовка имеет для данной отрасли немаловажное значение. Суть социального предпринимательства складывается из множества факторов, в том числе и творческого подхода к решению социальных проблем, но максимальный эффект может быть достигнут только через инновационное комбинирование различных ресурсов. Одним из механизмов привлечения средств являются гранты на проекты некоммерческих организаций, однако заранее предсказать результат участия невозможно, есть вероятность поддержать не очень эффективный проект, но есть и возможность участвовать в достижении реальных результатов и даже произвести некоторые социальные изменения.

Современные предприниматели отмечают ряд факторов, влияющих на привлекательность данного направления: во-первых, возможность решать социальные проблемы не одномоментным вмешательством, а посредством создания жизнеспособных структур, которые в будущем продолжат работу без финансовой помощи извне. Во-вторых, это путь для тех, кто хочет тратить деньги с умом, точно и эффективно: выгоду для проекта и общества можно подсчитать в реальном финансовом выражении. Но главное заключается во вложении средств с получением максимального социального эффекта, ощутимого на уровне государства. В этом, пожалуй, и есть высший смысл социального предпринимательства или венчурной благотворительности.

Литература:

1. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. / С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева, под. ред. М.И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. 136 с.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 «Модернизация и развитие человеческого потенциала» / под. ред. А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / ООО “Дизайн-проект «Самолек» 2011. 146 с. [Электронная версия] // http://www.undp.ru/documents/nhdr2011rus.pdf. (Дата обращения: 21.09.12).

3. Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в рыночной экономике. Брянск: Дельта, 2009. 148 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Статистика России,

2010.

5. ГОСТ Р 52498-2005 «Классификация учреждений социального обслуживания».

6. Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (последние изменения от 21 ноября 2011 г. № З26-ФЗ вступившие в силу с 15 января 2012 г.).

7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть I от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и часть II от 05 августа 2000 года №117-ФЗ.

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PECULIARITIES OF STRATEGIC PLANNING AND MANAGEMENT IN DIFFERENT ACTIVITY BRANCHES AND SPHERES

УДК 338.242.2

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ

Задорожная Ирина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры корпоративного управления и электронного бизнеса, rich705@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

В статье аргументируется необходимость диверсификации банковской деятельности в связи с модернизацией информационного пространства на базе глобальных компьютерных сетей и информационных технологий. Обосновывается возможность проведения диверсификации на платформе управления знаниями в целом и информацией в частности. Подчеркивается, что в современных условиях инфокоммуникационные технологии являются фундаментом управленческой деятельности банковской организации, стратегическим ресурсом ее рентабельности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: диверсификация, управление, инфокоммуникационные

технологии.

CREDITING ORGANIZATION’S INFORMATION MANAGEMENT STRATEGY Zadorozhnaya I.V.

The article reasons the necessity of banking activity diversification in connection with modernization of information space on the basis of global computer networks and information technologies. The article grounds the ability of providing diversification on the basis of knowledge management in general and information management in particular. The article marks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.