Научная статья на тему 'Участие современного бизнеса в развитии территории: благотворительность или социальные инвестиции'

Участие современного бизнеса в развитии территории: благотворительность или социальные инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко О. Н.

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока не появилось. В англоязычной лексике давно присутствуют термины community и corporate community involvement [2], обозначающие корпоративную вовлеченность бизнеса в развитие местного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие современного бизнеса в развитии территории: благотворительность или социальные инвестиции»

ХАРЧЕНКО О.Н.

УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока не появилось. В англоязычной лексике давно присутствуют термины community и corporate community involvement [2], обозначающие корпоративную вовлеченность бизнеса в развитие местного сообщества. Почему такое участие важно для бизнеса? Как минимум, потому что на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы все структуры окружающего сообщества достаточно позитивно, или по крайней мере нейтрально, относились к деятель- ш ности компании. ^

Местное сообщество - это воздух, без которого бизнес рискует задохнуться. Оно является и существенной частью бизнес-окружения, состоящего из клиентов, партнеров, поставщиков, J

СП

Ш

сотрудников, органов власти, общественных организаций, СМИ. Вся совокупность групп, ор

ганизаций или индивидуумов, на которые компания влияет или от которых зависит получила ^ название «стейкхолдеров» [1].

Наиболее важные для бизнеса целевые группы в местном сообществе:

- местное сообщество как таковое (общественное мнение, влияющее на имидж и репута- б цию компании);

- местная власть, от которой бизнес зависит в вопросах бизнес-деятельности; N

- клиенты, от отношения которых зависят бизнес-показатели; д

- некоммерческие организации, формирующие общественное мнение; Ш

- средства массовой информации, влияющие на местное население. .л,

Какие преимущества в местном сообществе имеет социально активная и социально ответственная компания? На первый взгляд они не очевидны. Однако, по большому счету, доб- £ росовестная и социально ответственная практика ведения бизнеса приводит к укреплению ё репутации и имиджа компании в глазах широкой общественности и делового сообщества, так а как происходит: укрепление связей с местным сообществом, укрепление отношений с клиен- § тами, повышение лояльности сотрудников, укрепление репутации, улучшение финансовых > показателей, улучшение отношений с местной властью, получение преимуществ перед кон- £5 курентами, выход на новые рынки, выход на новые источники рабочей силы, развитие новых ^ навыков и умений сотрудников, снижение рисков, повышение устойчивости при кризисах, $ дополнительные возможности для продвижения товаров, РК и рекламы, привлечение новых о партнеров. о

Наиболее распространены такие направления социальных программ компаний как: ^

1. Развитие персонала - это направление социальных программ компании, которые про- £5 водятся в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания 2 талантливых сотрудников. В числе таких программ входят: обучение и профессио- ^ нальное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление § сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание о внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управлен- ^ ческих решений и т.п. |

2. Охрана здоровья и безопасные условия труда - это направление социальных программ о компании, которые обеспечивают создание и поддержание дополнительных, по отно- т

шению к законодательно закрепленным, норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах.

3. Социально ответственная реструктуризация - это направление социальных программ компании, которые призваны обеспечить проведение реструктуризации социально о

I

ответственным образом, прежде всего, в интересах персонала компании. Распростра- о ненной практикой является проведение подобных программ в партнерстве с объеди- 0)

нениями работодателей и местными, региональными, а в некоторых случаях и федеральными органами власти.

4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение - это направление социальных программ компании, которые осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

5. Развитие местного сообщества - это направление социальных программ компании, которые осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества. Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых

Ш исследований и кампаний, участия в благотворительных акциях.

¡5 6. Добросовестная деловая практика - это направление социальных программ компании, о которые имеют целью содействовать принятию и распространению добросовестной

X деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.

СП

реализация социальных программ осуществляется как самими компаниями, так и при ак-^ тивном вовлечении различных заинтересованных сторон, выступающих в роли социальных партнеров компании. Можно выделить следующие типы социальных программ: собственные ^ программы компаний, программы партнерства с местными, региональными и федеральными □ органами государственного управления, программы партнерства с некоммерческими организациями, программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональ-N ными объединениями, программы информационного сотрудничества со СМИ. д Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют Ш следующие:

.л, - денежные гранты - форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ. Гранты - один их наиболее доступных и традици-£ онных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или ё иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями а бизнеса;

§ - благотворительные пожертвования и спонсорская помощь - форма адресной помощи,

> выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в 2 натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для провесу - социально значимый маркетинг - форма адресной финансовой помощи, которая заклюем чается в направлении процесса от продаж конкретного товара на проведение социаль-

> ных программ компании;

2 - эквивалентное финансирование - форма адресной финансовой помощи, которая за-2 ключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, ^ органов государственного управления и некоммерческого сектора; о - социальные инвестиции - форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реа-о лизацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, ^ направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компа-| нии и повышение уровня жизни различных слоев общества;

о - делегирование сотрудников компании - добровольное вовлечение сотрудников ком-т пании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное пре-5 доставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей ^ сотрудников;

Е - административный/социальный бюджет - финансовые средства, выделяемые компани-о ей на реализацию собственных социальных программ.

о Для установления диалога между представителями органов власти и бизнеса, необхо-00 димо обоюдное принятие интересов и потребностей сторон. Если, в то время как бизнес ин-

дения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций - получателей помощи и др.);

тегрирует в управление социальными программами элементы социального инвестирования, органы власти будут оставаться на позиции «добровольно-принудительной благотворительности», не будет ни взаимопонимания, ни решения социальных проблем [3].

В России уже привычной стала классификация участия бизнеса в социальной сфере, выделяющая три этапа - традиционную благотворительность, стратегическую благотворительность и социальные инвестиции [4].

Отличительными характеристиками социального инвестирования являются:

1. Создание устойчивого финансирования в долгосрочном периоде:

- программы микро кредитования, обеспечивающие возвратность инвестиций компаний и прирост за счет выплаты процентов по кредитам;

- создание endowment - вложение инвестиций в фонд, который финансирует гранто-вые программы из процента на инвестированный капитал;

- приращение ресурса за счет вклада со стороны грантополучателей (долевое финансирование).

2. Выбор направления финансирования, которое позволяет поддерживать не отдельную I) проектную идею, а «машину» по производству проектных идей. о

3. Выбор грантополучателя/партнера с проверенной репутацией и через партнерство, j совместная разработка и реализация социальных программ.

Недавно в обиход вошел термин «венчурная филантропия» (англ. venture philanthropy). ^ По своей сути и принципам это понятие близко к социальному инвестированию. Отличия очень не велики, и вызваны тем, что концепции разрабатывались разными школами. Фонд ^ «Институт экономики города» рекомендует использование термина «социальное инвестиро- ^ вание», как более точно отражающее стратегическую целенаправленную социальную поли- Ь тику компании, приносящую взаимную выгоду участникам процесса*. |\

Венчурная филантропия - вид благотворительности, который нацелен на использование О стратегий управления бизнесом (венчурного предпринимательства) в сфере благотвори- fy

О о

I—

ф

ф

тельной деятельности. Концепция венчурной филантропии подразумевает не просто жертвование средств, но через партнерское взаимодействие способствует организационному/ институциональному развитию грантополучателей [5]. Основанная идея - творческий, инновационный подход к решению социальных проблем.

Как и социальное инвестирование, венчурная филантропия направлена не на решение q текущих социальных проблем и финансирование социальных проектов, даже если оно осуществляется на постоянной основе, а направлено на укрепление финансовой устойчивости и организационное развитие грантополучателя, институциональное развитие, укрепление социальной инфраструктуры, создание саморазвивающихся, дуплицирующихся механизмов решения социальных проблем. Венчурная филантропия поощряет введение рыночных принципов и механизмов в управление социальными и благотворительными программами, ориентируя их на повышение эффективности и достижение самоокупаемости в долгосрочном ^ периоде. jS

Взаимодействие между компанией и грантополучателем основано на совместном про- о цессе принятия решений, выработке общего видения, целей и взаимовыгодных результатов, о разработке и корректировке программной деятельности, процедур взаимоприемлемого кон- 9 троля. Венчурная филантропия трансформирует отношения донор - реципиент в равноправ- m ные партнерские отношения. Донор активно вовлечен в процесс социальных изменений, ¡3 вкладывает не только материальные ресурсы, но так же профессиональные знания и связи. £ Венчурная филантропия, так же как и социальное инвестирование, ориентирована не на g достижение количественного результата, а на качественные изменения в социальной сфере Е (added value), при этом особое внимание уделяется связи между социальными программами ® и основной деятельностью компании и максимальному использованию ресурсов для извлечения бизнес-выгоды из взаимодействия [6]. о Исследование Фонда «Институт экономики города» «Факторы формирования социальной ® ответственности бизнеса», показало, что в среднем по Ставропольскому краю, социальная от

Фонд «Институт экономики города» является консультантом бизнес-проектов. Комплексная модель оценки корпоративных грантовых программ автоматизирована и интегрирована в систему управления социальными мероприятиями коммерческих компаний.

0

1

О

о

■к

ветственность регионального бизнеса находится в переходном состоянии от традиционной благотворительности к стратегической, с редкими примерами элементов инвестиционного подхода к корпоративной социальной политике, являющегося инновационным для российской практики.

Специфическую группу компаний составляют компании национального масштаба и региональные компании, занятые в сфере добычи природных ископаемых, которые на многих территориях являются градообразующими и выступают в роли ведущего налогоплательщика, формирующего бюджет территорий. Социальная активность подобных компаний «привязана» к территории присутствия, реализуется в тесном взаимодействии с органами региональной и местной власти, направлена на развитие территорий присутствия и достижение долгосрочных изменений в управлении социальной сферой. Эти компании входят в те 10% российских компаний, которые осуществляют социальные программы на постоянной основе и формируют основной российский благотворительный ресурс. Ш Именно эти компании входят в число лидеров социальной ответственности, реализую-¡5 щих стратегию социальной и благотворительной деятельности основываясь на принципах о инвестирования в социальную сферу, демонстрируя многообразие форм социальной ответс-X твенности.

а! ЛИТЕРАТУРА

1. Крестникова И., Левшина Е. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты ^ социологического исследования. М., 2002. о 2. Официальный сайт Ассоциации менеджеров // www.amr.ru.

^ 3. Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность N и спонсорство. Ассоциация менеджеров, 2001.

g 4. Туркин С. Социальное измерение в бизнесе: Бизнес, общество, власть. М.: НП «Социальные Ш инвестиции», 2001.

.а, 5. Экономическая мотивация корпоративной благотворительности. Научно-исследовательская лаборатория некоммерческого сектора (ЛИНКС), 2002. £ 6. Corporate Contributions: The View From 50 Years Research Report 1249-99-RR. The Conference

s Board, Inc., 1999.

0

1 ХАЧАТУРЯН Н.Р.

о ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ И ИМИДЖ ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ БРЭНДА

о_

<

о

2 Рыночные реформы конца XX века значительно усложнили жизнь российской высшей 2 школы: теперь не только абитуриенты соревнуются между собой, пытаясь попасть в желан-g ный вуз, вынуждены конкурировать и сами вузы, сражаясь за абитуриента. Конкуренция по-о буждает вузы занимать активную рыночную позицию, повышать качество образовательных о услуг, изучать спрос на образовательные продукты и потребности рынка труда. Для рынка ^ услуг в сфере высшего профессионального образования чрезвычайно важное значение бу-| дет иметь неблагоприятная демографическая ситуация в первых двух десятилетиях XXI века.

0 XXI век связан с тем, что Россия очутилась в демографической «яме». В России многими уче-m ными прогнозируется уменьшение количества студентов с 2006 года. По данным Центра по s изучению проблем народонаселения МГУ максимум 17-летних потенциальных абитуриентов ^ будет приходиться на период до 2006 года - 2,4-2,5 млн.человек [6]. После 2006 г. число их

1 начнет быстро уменьшаться: с 2,5 до 1,5 млн. человек к 2010 г., таким образом, всего за 4-о 5 лет их число уменьшиться на миллион. Осмысление приближающейся ситуации, которая о будет характеризоваться демографическим спадом, вхождением России в европейское обра-ÔÔ зовательное пространство позволяет заявить о возможной проблеме для вузов в ближайшем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.