Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПУБЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ / ПУБЛИЧНЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинарова А.А.

В статье анализируется функциональный подход к управлению публичными финансами, который основан на системном представлении публичных финансов как совокупности функций, которые выполняются государством в интересах общества. Проведен анализ научных исследований по проблеме публичных финансов, выделены основные теоретические позиции российских ученых относительно функционального подхода к публичным финансам. Определены четыре принципа функционального подхода к управлению публичными финансами. Выделены ключевые задачи управления публичными финансами в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL APPROACH TO PUBLIC FINANCE MANAGEMENT

The functional approach to public finance management is based on a systemic representation of public finance as a set of functions that are performed by the state in the public interest. The analysis of scientific research on the problem of public finance has been carried out, which allowed to identify the main theoretical positions of Russian scientists regarding the functional approach to public finance. Four basic principles of the functional approach to public finance management are identified. The key objectives of public finance management in the Donetsk People’s Republic are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_4_355 УДК 336.1

Градинарова Арина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, e-mail: 555arina@mail.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ

В статье анализируется функциональный подход к управлению публичными финансами, который основан на системном представлении публичных финансов как совокупности функций, которые выполняются государством в интересах общества. Проведен анализ научных исследований по проблеме публичных финансов, выделены основные теоретические позиции российских ученых относительно функционального подхода к публичным финансам. Определены четыре принципа функционального подхода к управлению публичными финансами. Выделены ключевые задачи управления публичными финансами в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: финансы; публичные финансы; управление публичными финансами; функциональный подход; публичные доходы; публичные расходы.

UDC 336.1

Gradinarova Anna Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR, e-mail: 555arina@mail.ru

THE FUNCTIONAL APPROACH TO PUBLIC FINANCE MANAGEMENT

The functional approach to public finance management is based on a systemic representation of public finance as a set of functions that are performed by the state in the public interest. The analysis of scientific research on the problem of public finance has been carried out, which allowed to identify the main theoretical positions of Russian scientists regarding the functional approach to public finance. Four basic principles of the functional approach to public finance management are identified. The key objectives of public finance management in the Donetsk People's Republic are highlighted.

Keywords: finance; public finance; public finance management; functional approach; public revenues; public expenditures.

Функциональный подход к управлению публичными финансами является одним из основных в современной теории и практике управления финансами. Он основан на системном представлении публичных финансов как совокупности функций, которые выполняются государством в интересах общества. Основными функциями публичных финансов являются: финансирование общественных благ, регулирование экономики,

распределение доходов и обеспечение социальной защиты населения.

Исторически сформировалось две точки зрения по поводу функций публичных финансов. Первая точка зрения - традиционная, ее придерживаются большинство отечественных и зарубежных ученых [1, с. 199-210; 2, с. 76-85; 3], выделяют распределительную, контрольную и регулирующую функции публичных финансов. Вторая точка зрения - со -

временная, высказана американским экономистом Р. Масгрейвом [4], который выделил у публичных финансов три функции: аллока-ционную, дистрибутивную и стабилизационную. Авторы Е. Н. Фрейман, Е.В. Козоногова [5] отмечают, что дистрибутивная функция связана с распределением в экономической системе ресурсов, благ, издержек.

Анализ научных исследований по проблеме публичных финансов позволяет сделать вывод, что основными теоретическими позициями российских ученых относительно функционального подхода к публичным финансам необходимо считать следующие:

- во-первых, большинство исследователей [1, с. 199-210; 3; 6, с. 89-90] согласны с тем, что публичные финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Суть публичных финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции, именно через нее реализуется общественное назначение публичных финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специально целевого назначения. Контрольная функция публичных финансов органически связана с распределительной. Они, фактически существуют как единый механизм; осуществляя распределение денежных фондов, государство одновременно контролирует их размеры, соотношение пропорции. Контролирующей функцией публичных финансов отслеживается весь процесс распределения и движения денежных ресурсов. Дифференциация контроля по стадиям позволяет принять необходимое решение, корректировать на промежуточных этапах движения денежных фондов и уточнить, улучшить процесс распределения;

- во-вторых, в российской научной литера -туре можно найти утверждение, что публичным финансам, кроме этих двух функций, присущи и другие: производственная, стимулирующая, регулирующая, планирования, организации и т. д. [2, с. 76-85; 7, с. 7-11; 8, с. 195-200]. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между

субъектами разных уровней, а также разработки прогнозов и бизнес-планов развития, смет доходов и расходов. Данная функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу. Функция организации включает бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов государства. Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей, позволяет интерпретировать факторы, влияющие на финансовую деятельность. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях публичных финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, поскольку это разные, хотя и взаимосвязанные проблемы;

- в-третьих, некоторые исследователи [5] не признают распределительной функции публичных финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются различными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции вовсе не считают, что она порождена самим фактом функционирования публичных финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением публичных финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является «распределительной»;

- в-четвертых, некоторые экономисты [4; 9, с. 434-436; 10, с. 36-47; 11, с. 79-85] считают, что публичным финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (публичные доходы), использование денежных фондов (публичные расходы) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории публичных финансов.

В рамках функционального подхода к управлению публичными финансами выделяются три основные задачи: финансирование общественных нужд, обеспечение

макроэкономической стабильности и социальной справедливости.

Функциональный подход к управлению публичными финансами также включает в себя четыре основных принципа: принцип социальной справедливости, принцип экономической эффективности, принцип финансовой устойчивости и принцип прозрачности или открытости. Принцип социальной справедливости предполагает, что распределение доходов и обеспечение социальной защиты населения должны осуществляться с учетом потребностей различных групп населения и справедливости в распределении налогового и финансового бремени. Принцип экономической эффективности подразумевает, что публичные расходы должны быть направлены на максимальное достижение социальных и экономических целей при минимальных затратах. Принцип финансовой устойчивости предполагает, что публичные расходы не должны превышать публичные доходы, и что государственный долг должен поддерживаться на уровне, обеспечивающем финансовую стабильность. Принцип прозрачности и открытости предполагает, что публичные финансы должны быть прозрачны и доступны для общественного контроля и мониторинга. Этот принцип включает в себя обязательную публикацию государственных бюджетов и отчетов о выполнении бюджета, а также проведение открытых обсуждений и консультаций с общественностью по вопросам публичных финансов.

В истории экономической мысли теория распределения занимает одно из главных мест. Ее актуальность тесно связана с проблемами обеспечения благосостояния общества, анализа процессов воспроизводства общественного продукта, формированием стоимости продукта, определением факторных доходов, их перераспределением, механизмами согласования социально-экономических интересов. Представители различных направлений и школ экономической мысли на каждом из этапов экономического развития изучали определенные аспекты распределительных отношений, ориентируясь на уровень развития производительных сил, специфику отношений собственности, имеющиеся механизмы влияния государства и других общественно-политических институ-

тов на распределение доходов в обществе.

В научной литературе принято выделять следующие главные направления исследований:

- функциональное распределение доходов: марксистский и маржиналистский подходы;

- классической школы, маржиналистский подход, социальные теории распределения (институционализм);

- макроэкономический подход, который позволяет оценить в целом роль домохозяйства как экономического субъекта, что играет особую роль в хозяйственной жизни каждой страны, и микроэкономический подход, который связан с исследованием процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных домохозяйств;

- выделение ряда концепций распределения: круговорота; стадии общественного воспроизводства; с позиций трудовой теории стоимости; трех факторов производства; с позиций теории предельной производительности; оптимального распределения благ в обществе; распределительно-перераспределительных отношений, социальные теории распределения; при участии государства в перераспределении национального дохода; институциональные теории распределения; либеральная концепция саморегулирующегося рынка. Последний подход включает предыдущие направления исследований и более глубоко конкретизирует различные аспекты проблем, связанных с распределением и перераспределением доходов на разных этапах социально-экономического развития.

С целью конкретизации и обобщения этих подходов выделим главные аспекты, в русле которых исторически осуществлялись исследования и определим системные атрибуты функций публичных финансов (рис. 1).

Реализация функций публичных финансов имеет важное значение для обеспечения устойчивого экономического развития государства. Ключевыми задачами управления публичными финансами в Донецкой Народной Республике являются обеспечение финансовой устойчивости, эффективное использование бюджетных средств и обеспечение социальной справедливости. В свою очередь, выполнение этих задач осно-

Рисунок 1 - Реализация функций публичных финансов

вывается на принципах прозрачности, ответственности, эффективности и устойчивости.

На потребительском рынке по итогам 2021 г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 10,2 % г/г, объем розничного товарооборота юридических лиц, которые осуществляли деятельность по роз-

ничной торговле и обеспечению блюдами и напитками, в сопоставимых ценах увеличился на 14,2 % г/г. Подробно динамика основных показателей социально-экономического развития Донецкой Народной Республики за 2020-2021 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития ДНР за 2020-2021 гг. (составлено по данным Государственной службы статистики ДНР, расчеты Министерства экономического развития

ДНР по состоянию на февраль 2022 г. [12])

Показатель, Период

в % к соответствующему периоду предыдущего года 12 0 и 12 0 2 и 12 0 и 12 0 и 12 0

СМ см о е м 9 см СМ 0

СМ со к ул о п т к 3 т к 4 2

Оборот розничной торговли 23,4 12,8 10,7 - 10,8 - 10,2

Объем реализованных услуг населению 2,4 6,4 19,8 21,8 20,5 26,2 22,5

Объем выполненных строительных работ 1,1 13,9 111,9 - 68,1 - 45,7

Объем реализации промышленного производства -22,4 -1,1 8,6 14,4 10,4 66,8 25,5

Перерабатывающие производства, в том числе: -35,0 -16,7 5,5 16,5 9,3 107,7 35,7

- пищевая промышленность 11,2 21,1 18,2 17,3 17,9 5,5 14,3

- деревообработка -4,7 30,4 41,7 47,1 43,7 37,0 41,6

- производство кокса и нефтепродуктов -30,4 -21,2 -15,0 11,6 -6,3 205,9 40,7

- химический комплекс 25,0 -26,2 -19,4 35,5 -2,9 24,5 5,3

- производство основных фармацевтических продуктов и препаратов 101,0 -5,6 2,9 43,6 17,3 9,8 14,6

-металлургия -58,2 -44,8 -10,6 6,3 -5,2 227,7 53,4

-машиностроение -6,7 64,6 55,6 63,9 59,1 37,1 52,4

Поставка электроэнергии 1,1 18,9 16,8 14,2 16,1 22,8 17,9

Водоснабжение 39,4 13,1 17,1 29,5 21,4 32,1 24,2

По данным Министерства экономического развития ДНР, индекс производства инвестиционных товаров по сравнению с прошлым 2021 г. увеличился на 21,1 % г/г, энергии - на 2,8 % г/г.; производство потребительских товаров длительного использования сократилось на 6,9 % г/г, потребительских товаров краткосрочного использования - на 8 % г/г, а товаров промежуточного потребления - на 12 % г/г. Положительную динамику продемонстрировало производство мебели, другой продукции, ремонт и монтаж машин и оборудования (на 18,2 % г/г); производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов (на 14,6 % г/г); пищевая промышленность (на 14,3 % г/г); химический комплекс (на 5,3 % г/г). Организациями республики за счет всех источников финансирования за январь-сентябрь 2021 г. освоено капитальных инвестиций больше на 14,7 % г/г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2020 г. на 16,2 % г/г).

В 2021 г. в сегменте потребительских услуг для населения динамика восстанавливается: продолжается рост объема оказания платных услуг населению 22,5 % г/г (в 2020 г. на 2,4 % г/г), в декабре - на 27,2 % г/г. Оборот организаций общественного питания увеличился на 25,5 % г/г.

За прошлых год в Донецкой Народной Республике на постоянные рабочие места было трудоустроено 20 тыс. человек, что на 3,3 % г/г больше, чем в 2020 г. (в декабре было трудоустроено 1,5 тыс. человек). Фактически отработанное время в расчете на

одного работника за 2021 г. увеличилось на 0,6 % г/г., среднемесячная заработная плата штатных работников в номинальном выражении увеличилась на 27 % г/г, в реальном выражении - на 8,1 % г/г. Наиболее высокий темп роста заработной платы наблюдался у работников сферы строительства - на 39 % г/г, сферы государственного управления и обороны, обязательного социального страхования - на 33,2 % г/г, в промышленности и в сфере финансовой и страховой деятельности - на 27,4 % г/г, сферы образования - на 27,3 % г/г, в сфере здравоохранения и предо -ставления социальной помощи - на 25,9 % г/г.

Анализ публичных доходов Донецкой Народной Республики указывает на рост среднемесячной номинальной заработной платы в июне 2022 г. до 55,4 % г/г. Так, в первом полугодии рост номинальной заработной платы составил 49,8 % г/г.; реальная заработная плата в июне увеличилась на 20,5 % г/г, что выше на 5,6 п.п. показателя предыдущего месяца. Основной вклад в рост заработной платы внесла бюджетная сфера. Подробно динамика основных показателей рынка труда Донецкой Народной Республики за 20202021 гг. представлена в табл. 2.

Также, по оценке Минэкономразвития ДНР, рост заработной платы работников бюджетной сферы в июне 2022 г. увеличился в 1,6 раза г/г. Рост среднемесячной заработной платы работников внебюджетной сферы сохранился на уровне предыдущего месяца -на 47,9 % г/г.

Таблица 2 - Показатели рынка труда в ДНР за 2020-2021 гг. (составлено по данным Государственной службы статистики ДНР, расчеты Министерства экономического развития

ДНР по состоянию на февраль 2022 г. [12])

Показатель, в % к соответствующему периоду предыдущего года Период

2020 г. 1 кв. 2021 г. 1 полуг. 2021 г. 3 кв. 2021 г. 9 мес. 2021 г. 4 кв. 2021 г. 2021 г.

Средняя номинальная заработная плата 21,0 15,3 16,6 31,8 21,9 41,8 27,0

Реальная заработная плата 10,8 -0,5 0,8 - 4,7 - 8,1

Среднесписочная численность -1,7 -2,2 -2,7 -4,2 -3,3 -3,6 -3,4

Количество трудоустроенных -15,0 -12,2 - 4,0 2,3 4,9 3,6

Отработано в среднем одним штатным работником -1,5 -1,0 1,1 -0,5 0,7 - 0,6

Наибольший рост среднемесячной номинальной заработной платы штатных работников в июне 2022 г. зафиксирован в сфере здравоохранения и предоставления социальной помощи - в 1,8 раза г/г; финансовой и страховой деятельности - в 1,7 раза г/г; в сфере транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности, а также образовании - в 1,6 раза г/г.; значительный рост установлен в сельском хозяйстве - на 49,2 % г/г, в промышленности - на 49,1 % г/г, профессиональной, научной и технической деятельности - на 48,1 % г/г, строительстве -на 44,3 % г/г. В июне средний размер назначенных месячных пенсий увеличился на 27,6 % г/г.

Стоит отметить, что функциональный подход к управлению публичными финансами является эффективным инструментом для обеспечения эффективного использования государственных ресурсов. В условиях санкций и экономических ограничений такой подход может быть особенно полезен, поскольку он позволяет управлять финансовыми ресурсами государства наиболее эффективным способом, с учетом текущих ограничений. Одним из главных принципов функционального подхода является сбалансированное распределение ресурсов между различными секторами экономики, учитывая при этом приоритеты и задачи государства.

Основной задачей функционального подхода является обеспечение эффективного использования государственных ресурсов. Также важным принципом функционального подхода является обеспечение прозрачности и открытости финансовых процессов, в условиях санкций и экономических ограничений он позволяет обеспечить прозрачность и открытость финансовых процессов, что способствует более эффективному использованию государственных ресурсов и повышению доверия со стороны международного сообщества.

Таким образом, функциональный подход к управлению публичными финансами может быть эффективным инструментом в условиях санкций и экономических ограничений, по -скольку он позволяет оптимизировать расходы государства, обеспечить прозрачность и открытость финансовых процессов, а также сбалансированно распределить ресурсы между различными секторами экономики.

Функциональный подход к управлению публичными финансами предполагает управление бюджетными ресурсами на основе выполнения определенных функций, таких как обеспечение экономического роста, социальной защиты, обеспечение безопасности и т. д. В условиях экономических ограничений функциональный подход к управлению публичными финансами может помочь государству определить приоритетные направления расходования бюджетных ресурсов. Российские исследователи Э. В. Пешина и А. А. Стрекалова [13] считают, что существует две системы управления публичными финансами: фискальный и бюджетный федерализм.

Одним из инструментов функционального подхода является программное бюджетирование, которое позволяет определить бюджетные расходы на основе целевых программ и проектов. Программное бюджетирование также позволяет контролировать эффективность расходования бюджетных ресурсов и анализировать результаты программ и проектов. Основной целью его применения в ограниченных экономических условиях является необходимость более точного прогнозирования бюджетных ресурсов, учета рисков и неопределенности; обеспечение прозрачности и открытости процесса управления публичными финансами, что позволяет повысить доверие населения к государственным органам и уменьшить коррупционные риски.

Таким образом, исследование функционального подхода к управлению публичными финансами в условиях экономических ограничений, которые существуют в Донецкой Народной Республике, актуально в свете современных вызовов и проблем, с которыми сталкиваются ее население в условиях военной и политической напряженностей, когда правительство вынуждено принимать срочные меры для обеспечения экономической стабильности и социальной защищенности населения. Исследование функционального подхода к управлению публичными финансами может способствовать разработке более эффективных стратегий и практик управления бюджетными ресурсами, что в свою очередь может способствовать устойчивому развитию республики и повышению благосостояния населения. Основной принцип указанного подхода заключается в том,

что каждая функциональная категория имеет свой бюджет, который выделяется на основе конкретных задач и целей, что позволяет оптимизировать расходы государства и обеспечить эффективное использование бюджетных средств. Наличие дискуссионных вопросов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций публичных финансов. Более глубокое знание экономической природы публичных финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать мероприятия, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Список литературы

1. Климова С. Н. Особенности деятельности субъектов публичной администрации в сфере публичных финансов // Проблемы законности. 2017. № 139. С. 199-210.

2. Омелехина Н. В. Обеспечительная функция публичных финансов в контексте конституционных принципов социального государства // Журнал российского права. 2021. Т. 25, № 8. С. 76-85.

3. Cangiano M. M., Curristine M. T. R., Lazare M. M. Public financial management and its emerging architecture. International Monetary Fund. 2013. 464 pp.

4. Масгрейв Р. А, Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика // Бизнес Атлас. Библиотека журнала «Бюджет». 2009. 715 с.

5. Фрейман Е. Н., Козоногова Е. В. Распределительная функция трансакционного сектора экономики региона // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 4.

6. Косаренко Н. Н. Функции публичных финансов в системе страхования // Публичные финансы в XXI веке : сборник научных статей, Москва, 18 декабря 2014 года / под ред. А. Д. Селюкова и В. А. Слепова. М. : Русайнс, 2017. С. 89-90.

7. Рябова Е. В. Функции публичных финансов и про -цессы цифровизации в сфере публичного управления // Финансовое право. 2022. № 8. С. 7-11.

8. Базыка С. К. Публичные финансы в системе стра -тегического управления: сущность, роль и функции // Вестник университета Туран. 2018. № 4(80). С. 195-200.

9. Градинарова А. А. Эффективность реализации аллокационной функции публичных финансов // Ре-шетневские чтения : материалы XXVI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. В 2 ч., Красноярск, 09-11 ноября 2022 года / под общей ред. Ю.Ю. Логинова. Ч. 2. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2022. С. 434-436.

10. Градинарова А. А. Особенности аллокации публичных финансов для особых территорий (на примере Донецкой Народной Республики) // Социум и власть. 2022. № 4(94). С. 36-47.

11. Пантюхин А. В. Принципы финансовой деятельности государства // Вклад студенчества в развитие современного научного знания : материалы IV студенческой научно-практической конференции, Орел, 27 мая 2021 года. Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2021. С. 79-85.

12. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / под науч. ред. А. В. Половяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2021. 360 с.

13. Пешина Э. В., Стрекалова А. А. Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 11 (293).

References

1. Klimova S. N. Features of the activity of subjects of public administration in the field of public finance. Problems of legality. 2017. No. 139. Pp. 199-210.

2. Omelekhina N. V. The security function of public finance in the context of constitutional principles of the social state. Journal of Russian Law. 2021. Vol. 25, No. 8. Pp. 76-85.

3. Cangiano M. M., Curristine M. T. R., Lazare M. M. Public financial management and its emerging architecture. International Monetary Fund. 2013. 464 p.

4. Musgrave R. A., Musgrave P. B. Public finance: theory and practice. Business Atlas. The library of the Budget magazine. 2009. 715 p.

5. Freiman E. N., Kozonogova E. V. Distributive function of the transactional sector of the region's economy. Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. 2017. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kosarenko N. N. Functions of public finance in the insurance system. Public finance in the XXI century : collection of scientific articles, Moscow, December 18, 2014 / edited by A. D. Selyukov and V. A. Slepov. M. : Rusains, 2017. Pp. 89-90.

7. Ryabova E. V. Functions of public finance and digitalization processes in the field of public administration. Financial law. 2022. No. 8. Pp. 7-11.

8. Bazyka S. K. Public finance in the system of strategic management: essence, role and functions. Bulletin of the University of Turan. 2018. No. 4(80). Pp. 195-200.

9. Gradinarova A. A. The effectiveness of the implementation of the allocation function of public finance. Reshetnev readings : materials of the XXVI International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of the general designer of rocket and space systems Academician M.F. Reshetnev. At 2 o'clock, Krasnoyarsk, November 09-11, 2022 / under the general editorship of Yu.Yu. Loginov. Part 2. Krasnoyarsk: Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev, 2022. pp. 434-436.

10. Gradinarova A. A. Features of allocation of public finances for special territories (on the example of the Donetsk People's Republic). Society and power. 2022. No. 4(94). Pp. 36-47.

11. Pantyukhin A.V. Principles of financial activity of the

state. The contribution of students to the development of modern scientific knowledge : materials of the IV Student Scientific and Practical Conference, Orel, May 27, 2021. Orel: Orel State University of Economics and Trade, 2021. pp. 79-85.

12. The economy of the Donetsk People's Republic: state, problems, solutions: scientific report / under the

scientific editorship of A. V. Polovyan, R. N. Lepa, N. V. Shemyakina; GU "Institute of Economic Research". Donetsk, 2021. 360 p.

13. Peshina E. V., Strekalova A. A. Fiscal and budgetary federalism: two systems of public finance management. Financial analytics: problems and solutions. 2016. № 11 (293).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.