Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ'

АНАЛИЗ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / СИСТЕМА ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ / УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ / ПУБЛИЧНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинарова А.А.

Статья посвящена анализу мировой системы публичных финансов, которая является основной составляющей глобальной экономики и играет важную роль в реализации международных финансовых операций и управлении публичными финансовыми ресурсами государств и международных финансовых институтов. Проведен анализ структуры системы публичных финансов зарубежных государств за 2020 г. В рамках исследования был применен метод анализа бюджетных показателей с целью выявления существенных различий в составе и структуре доходной и расходной частей бюджетов стран за исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE GLOBAL PUBLIC FINANCE SYSTEM

The article is devoted to the analysis of the world system of public finance, which is the main component of the global economy and plays an important role in the implementation of international financial transactions and management of public financial resources of states and international financial institutions. The analysis of the structure of the system of public finance of foreign countries for the period 2016-2020 was carried out in order to determine the main regularities in their formation. The comparative analysis of budget indicators was chosen as a method of research, which allowed revealing fundamental differences in the composition and structure of the revenue part of the countries’ budgets for the period under study.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_3_52 УДК 336.1

АНАЛИЗ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Градинарова Арина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Баранов-ского, г. Донецк, ДНР,e-mail: 555arina@mail.ru

Статья посвящена анализу мировой системы публичных финансов, которая является основной составляющей глобальной экономики и играет важную роль в реализации международных финансовых операций и управлении публичными финансовыми ресурсами государств и международных финансовых институтов. Проведен анализ структуры системы публичных финансов зарубежных государств за 2020 г. В рамках исследования был применен метод анализа бюджетных показателей с целью выявления существенных различий в составе и структуре доходной и расходной частей бюджетов стран за исследуемый период.

Ключевые слова: финансы; публичные финансы; система публичных финансов; устойчивость системы; публичные доходы; публичные расходы; бюджет.

UDC 336.1

ANALYSIS OF THE GLOBAL PUBLIC FINANCE SYSTEM

Gradinarova Arina Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR, e-mail: 555arina@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the world system of public finance, which is the main component of the global economy and plays an important role in the implementation of international financial transactions and management of public financial resources of states and international financial institutions. The analysis of the structure of the system of public finance of foreign countries for the period 2016-2020 was carried out in order to determine the main regularities in their formation. The comparative analysis of budget indicators was chosen as a method of research, which allowed revealing fundamental differences in the composition and structure of the revenue part of the countries' budgets for the period under study.

Keywords: finance; public finance; public finance system; system sustainability; budget revenues; cluster; cluster analysis.

Необходимость усовершенствования управления устойчивостью системы публичных финансов и приведения бюджетной политики стран в соответствие с требованиями современной экономики вызывают возрастающую неопределенность в формировании доходов национальных бюджетов. В связи с этим требуется обоснование и разработка целостной системы публичных финансов, которая бы направлялась на обеспечение стабильной наполняемости бюджетов территорий. В роли такой системы, определяющей стратегию действий для достижения поставленных целей и задач, может выступать система публичных финансов.

Вопросам публичных финансов посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых следует выделить работы D. Brümmerhoff, T. Büttner, J.W. Gruber, S.B. Kamin, R.A. Musgrave, Т.А. Вершило, А.А. Мартынова, М.А. Наурбиева, И.Ю. Се-мухина, Н.Л. Шарандинойф и др. [1; 2; 3, с. 93-101; 4, с. 162-165; 5, с. 246-251].

Мировая система публичных финансов представляет собой комплексную структуру финансовых отношений, которая связывает государства, межгосударственные организации и международные финансовые институты. Эта система включает в себя механизмы

глобального заемного рынка, международных фондовых бирж, инвестиционного обмена, международной валютной системы и других важных элементов, которые обеспечивают реализацию международных финансовых транзакций. Исходя из мировой системы публичных финансов, государства могут выполнять свои платежные обязательства, управлять государственным долгом, финансировать свои проекты и развивать экономику.

Однако мировая система публичных финансов не является простой взаимосвязью между государствами и финансовыми институтами, она находится в постоянном состоянии изменений в соответствии с глобальными экономическими, политическими и социальными тенденциями.

Финансовая наука, будучи отдельной отраслью науки, исследует финансовые явления и процессы для более глубокого понимания экономической природы реально существующих событий в жизни общества в целом и отдельных субъектов хозяйственной деятельности в частности. В результате исследования формирования понятийно-категориального аппарата финансовой теории в отношении понятия «публичные финансы» можно сделать вывод, что оно употребляется как самодостаточная категория, включающая различные формы проявления конкретных финансовых отношений [6, с. 5-18]. Следует отметить, что сложность трактовки понятия «публичные финансы» заключается в отсутствии общепринятого осознания публичности среди экономистов, социологов, государственных деятелей (государственные, общественные и публичные интересы) и юристов (неопределенность категории публичного порядка), что создает определенные трудности для эффективного государственного управления и осуществления контроля в сфере публичных финансов.

На уровне законодательства термин «публичная власть» раскрывается в п. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации [7] и относится к органам местного самоуправления. Следует отметить, что в связи с недавними изменениями, внесенными Президентом в Конституцию, органы местного самоуправления теперь входят в единую систему публичной власти в РФ, объединяющую органы местного самоуправления и органы

государственной власти. Это подчеркивает значимость нового подхода к формированию системы публичных финансов в стране. Включение категории «публичная власть» в новой редакции Конституции является важным и своевременным шагом.

Ю.А. Колесников [8] утверждает, что для продвижения в данном направлении необходимо закрепить понятие «публичные финансы» через провозглашение специализированного федерального закона. Подключаясь к данной концепции, публичные финансы мо -гут охватывать финансовые ресурсы, находящиеся в публичном владении. Автор считает, что это приведет к законодательному разграничению государственных и муниципальных бюджетов, конкретизации правового статуса Фонда национального благосостояния, доходов ЦБ РФ, а также формируемых им ФКБС и ФКСС. Кроме того, ученый полагает, что закрепление правового положения фондов денежных средств, переданных в доверительное управление, а также гарантийных и компенсационных фондов позволит иметь общий признак, основанный на автономном правовом регулировании, отделенном от гражданского права.

Так, Р. Масгрейв [2] в своей книге исследует природу публичных финансов с помощью сравнительного анализа взглядов экономистов XIX-XX вв. относительно разграничения публичных и частных финансов и формирования их целей. Ученый отмечает, что публичные финансы связаны с деятельностью органов власти, целью которой является размещение ресурсов, распределение общественных доходов и богатств, обеспечение экономического роста и стабильности (полная занятость, относительно стабильные цены). Кроме того, Р. Масгрейв отмечает, что публичные финансы, в отличие от частных, призваны содействовать благосостоянию общества в целом, а не отдельных индивидуумов.

Ряд других авторов [9, с. 9574] дают определение термина «публичные финансы» как процесса сбора налогов с тех, кто получает выгоду от предоставления общественных благ со стороны государства, а также использование этих налоговых средств для производства и распределения общественных благ.

А.С. Пигу [10] анализирует механизм дан-

ного явления и, в частности, процесс получения государством определенной суммы средств от ее граждан (налогов), уплачиваемых на постоянной основе. Этот фундаментальный труд исследует процесс образования публичных финансов, а не просто описывает его нормативную базу или способы взыскания в виде введения дополнительных налогов.

В странах ЕС публичные финансы рассматриваются как многоуровневое объединение, функционирующее на общенациональном и субнациональном уровне. Совокупность институциональных единиц сектора общего государственного управления, а также предприятий (корпораций) государственной или коммунальной форм собственности форми-

руют публичный сектор национальной экономики.

В официальных публикациях Европейской комиссии [11] публичные финансы связывают:

- с публичными доходами, в составе которых важная роль отводится системе налогообложения;

- публичными расходами - обращается внимание на приоритетность государственных инвестиций;

- государственным дефицитом и долгом.

Проведем анализ мировой системы публичных финансов в 2020 г. отдельно по бюд -жетным показателям федеративных (табл. 1) и унитарных государств (табл. 2).

Таблица 1 - Структура публичных финансов федеративных стран в 2020 г, % (рассчитано по данным МВФ [12])

Статья / Страна * DEU AUS ARE CAN USA RUS BRA

Публичные доходы 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Налоги, в том числе: 50,57 80,56 41,10 71,20 63,14 50,26 59,47

1. Налоги на доходы, прибыль и прирост капитала 52,71 59,52 74,54 58,38 60,47 40,81 30,68

2. Налоги на заработную плату и использование рабочей силы 0,00 4,55 0,00 2,65 0,08 0,00 1,36

3. Налоги на имущество 2,98 6,11 0,06 13,49 16,09 2,51 7,09

4. Налоги на товары и услуги 41,06 26,28 20,70 24,86 21,45 47,71 58,21

5. Налоги на международную торговлю и операции 0,00 3,53 4,45 0,61 1,70 8,97 2,66

6. Другие налоги 3,24 0,00 0,26 0,01 0,21 0,00 0,00

Социальные взносы 39,31 0,00 3,51 11,56 22,85 20,00 27,69

Гранты 0,27 0,00 0,00 0,15 0,00 0,00 0,00

Другой доход 9,85 19,44 55,39 17,09 13,99 29,74 12,84

Публичные расходы, в том числе: 100,00 100 100 100,00 100 100 100,00

Общие публичные услуги 11,91 9,10 44,53 11,69 12,12 23,99 NA

Оборона 2,17 5,25 5,99 2,05 7,46 4,71 NA

Общественный порядок 3,38 4,77 10,57 3,59 4,24 5,61 NA

Экономические вопросы 9,11 16,89 10,27 14,25 14,36 11,26 NA

Защита окружающей среды 1,34 2,11 1,50 1,44 0,00 0,60 NA

Жилищно-коммунальное хозяйство 0,95 1,39 4,12 1,00 1,11 3,10 NA

Здравоохранение 16,76 17,88 11,15 19,36 22,03 5,33 NA

Досуг, культура и религия 2,24 2,08 1,98 1,82 0,59 2,34 NA

Образование 9,18 14,43 5,42 10,00 12,65 8,94 NA

Социальное обеспечение 42,96 26,10 4,47 34,79 25,45 34,13 NA

* DEU - Федеративная Республика Германия, AUS - Австралия, ARE - Объединенные Арабские Эмираты, CAN - Канада, USA - Соединенные Штаты Америки, RUS - Российская Федерация, BRA - Федеративная Республика Бразилия.

В 2020 г. на фоне роста уровня заболеваемости COVID-19 в большинстве стран и повторного введения ряда ограничений на передвижение и частичных локдаунов произошло сокращение экономической активности анализируемых стран.

В 2020 г. средний уровень налоговых поступлений в федеральные бюджеты указанных стран составил 62,61 %. Произошли изменения внутри федерального бюджета ОАЭ: доходы за счет налогов составили 47,97 %, что меньше, чем в 2019 г.; кардинально уменьши -лись налоги на доходы, прибыль и прирост капитала (с 74,54 % в 2019 г. до 5,74 % в 2020 г.). Исходя из данных, приведенных в табл. 1, в 2020 г. основным источником расходов бюджета ОАЭ стали расходы на предоставление общих публичных услуг и расходы на здравоохранение, при этом расходы на общественный порядок, экономические вопросы и на социальное обеспечение снизились.

Что касается Российской Федерации, снизилась доля налогов на имущество с 5,41 % до 2,51 % и налогов на международную торговлю и операции; увеличились налоги на товары и услуги.

Произошли структурные изменения в бюджете Канады: расходы на оплату труда работников и на использование товаров и услуг снизились, при этом повысились расходы на субсидии и расходы на социаль-

ные выплаты. Это говорит о значительном переориентировании канадского бюджета в сторону социальной поддержки населения ввиду ослабления экономической составляющей. В плане публичных расходов в бюджете Канады произошло снижение расходов на общие публичные услуги и образование одновременно с увеличением таких статей расходов, как экономические вопросы и социальное обеспечение.

Аналогичная ситуация произошла в бюджете США. Так, снизились расходы на общие публичные услуги и образование, и увеличилась доля расходов на экономические вопросы и социальное обеспечение. Бюджет США в расходной части также претерпел изменения: снизились расходы по оплате труда и расходы за использование товаров и услуг, при этом увеличились расходы на субсидии и прочие расходы, что также указывает на кризисные явления в экономике США и требует увеличения мер социальной поддержки.

Очевидно, что снижение мировой экономической активности в 2020 г. отразилось на публичных расходах анализируемых стран. Так, в Германии снизился размер расходов по экономическим вопросам, в Австралии, наоборот, они повысились за счет незначительного снижения других государственных функций.

Статья / Страна * FRA БвР огЕ SWE GBR сни иРИ

Публичные доходы 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Налоги, в том числе: 59,01 56,14 49,02 81,99 71,56 66,30 54,29

1. Налоги на доходы, прибыль и прирост капитала 40,45 47,20 41,79 44,67 45,02 28,76 50,24

2. Налоги на заработную плату и использование рабочей силы 6,42 0,00 0,00 22,24 0,52 0,00 0,00

3. Налоги на имущество 12,95 7,83 1,03 1,73 11,73 8,13 12,08

4. Налоги на товары и услуги 39,95 44,94 57,03 31,36 42,12 59,96 36,04

5. Налоги на международную торговлю и операции 0,11 0,03 0,00 0,00 0,04 1,57 0,76

6. Другие налоги 0,11 0,00 0,15 0,00 0,57 1,57 0,87

Социальные взносы 32,20 35,51 39,19 6,99 18,69 19,56 37,26

Гранты NA 1,21 2,86 0,26 0,01 0,00 0,00

Другой доход NA 7,15 8,93 10,76 9,74 14,15 8,44

Публичные расходы, в том числе: 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Общие публичные услуги 9,35 10,79 10,82 13,33 10,23 9,11 7,86

Оборона 3,11 1,81 2,17 2,51 4,13 3,73 1,95

Таблица 2 - Структура публичных финансов унитарных государств в 2020 г, % (рассчитано по данным МВФ [12])

Общественный порядок 2,88 4,03 4,53 2,66 3,92 3,98 2,76

Экономические вопросы 11,03 12,23 15,33 10,89 15,98 28,56 18,61

Защита окружающей среды 1,70 1,78 1,92 1,03 1,39 2,16 2,69

Жилищно-коммунальное хозяйство 1,82 0,86 1,39 1,34 1,51 6,50 1,47

Здравоохранение 14,58 14,48 19,51 14,08 19,06 8,43 18,44

Досуг, культура и религия 2,37 2,41 3,06 2,76 1,29 1,22 0,87

Образование 8,93 8,89 10,77 13,64 10,56 10,53 7,31

Социальное обеспечение 44,23 42,72 30,50 37,77 31,94 25,76 38,04

* FRA - Французская Республика, ESP - Королевство Испания, CZE - Чешская Республика, SWE - Королевство Швеция, GBR - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, CHN - Китайская Народная Республика, JPN - Япония.

Исходя из данных, приведенных в табл. 2, в 2020 г. наиболее кардинальные структурные изменения в бюджете произошли в японском бюджете: так, снизились расходы на социальные выплаты, при этом прочие расходы выросли. В структуре расходной части бюджета Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии также увеличились расходы на субсидии, произошло это за счет снижения расходов на оплату труда работников (на 2,69 п.п.) и социальные выплаты (на 3,31 п.п.). В 2020 г. экономика Великобритании упала на 9,8 %, это второе по величине падение среди G7 после Италии (-11 %). Эксперты связывают низкие показатели Великобритании с более длительным периодом локдауна, а также с фактором неопределенности в связи с процессом ВгехК.

Структура расходов национальных бюджетов других унитарных государств в 2020 г. характеризуется несущественными изменениями: во Франции повысились расходы на социальные выплаты, в Испании возросла доля прочих расходов, в Чешской Республике снизились расходы на использование товаров и услуг, в Королевстве Швеции повысились расходы на субсидии.

Поскольку обеспечение устойчивости глобальной системы публичных финансов является проблемой сложной природы, то основной задачей управления в этой области должно быть выстраивание единой системы механизмов, включающих налоговые, долговые, бюджетные и прочие инструменты, действующие на мировом, национальном, федеральном, региональном и местном уровне.

Задачи управления системой публичных финансов предполагают решение следующих задач:

- обеспечение устойчивости публичных финансов, что включает в себя максими-

зацию доходов государства, оптимизацию расходов, обеспечение устойчивости государственного долга и предотвращение финансовых кризисов;

- регулирование экономической активности и социальной сферы, включает в себя распределение публичных ресурсов, создание стимулов для развития экономики и обеспечения социальной защиты населения;

- содействие экономическому росту и развитию инфраструктуры, для этого необходимо инвестировать в развитие экономики, содействовать инновациям и модернизации производства, а также создавать благоприятные условия для бизнеса.

Принципы управления системой публичных финансов включают в себя следующие:

1. Прозрачность. Публичные финансы должны быть открыты и понятны для всех граждан. Это включает в себя публикацию бюджетных отчетов, отчетов о государственном долге, а также информации о расходах государства.

2. Эффективность. Ресурсы государства должны использоваться максимально эффективно, то есть включать в себя разработку эффективной бюджетной политики, контроль за расходами и оптимизацию государственных программ.

3. Устойчивость. Публичные финансы должны быть устойчивыми и не зависеть от краткосрочных изменений на рынке. Это включает в себя создание резервов, контроль за государственным долгом и управление рисками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Справедливость. Распределение публичных финансов должно быть справедливым и учитывать интересы всех граждан. Это включает в себя создание социальных программ, налоговую политику и антимонопольный и антикоррупционный контроль.

В условиях современной экономики правительствам стран следует придерживаться стратегии ограничения государственных расходов и контроля за дефицитом бюджета. Важно соблюдать баланс между развитием экономики и обеспечением социальной защиты граждан, для чего необходимо правильно распределять бюджетные средства. Одним из инструментов для обеспечения устойчивой системы публичных финансов является налоговая политика, которая должна быть основана на принципе справедливости и стимулировать экономический рост.

Важно контролировать государственную инвестиционную политику и направлять ее на приоритетные отрасли экономики с целью стимулирования конкурентоспособности страны. В случае необходимости правительствам следует использовать механизмы государственного долга, но соблюдать осторожность, чтобы не допустить кризиса долговой нагрузки. Правительства должны нацелиться на создание благоприятного инвестиционного климата, который привлечет иностранный капитал, и способствовать развитию экспорта. Важно постоянно анализировать состояние системы публичных финансов и в случае необходимости своевременно менять стратегию, чтобы обеспечить устойчивость экономической системы страны.

Таким образом, на основании данных проведенного исследования за период 20162020 гг. можно сделать вывод, что мировая система публичных финансов менялась в зависимости от экономических и политических факторов в каждой из стран.

Так, уровень государственного дефицита во Франции снизился со 2,9 % в 2016 г. до 2,3 % в 2019 г., благодаря увеличению налоговых поступлений и снижению расходов на социальную защиту. Однако COVID-19 и введенные локдауны привели к увеличению расходов государства и затрат на поддержание отраслей экономики, что привело к увеличению дефицита до 9,1 % в 2020 г. [13, с. 109].

Государственный долг Испании в 2020 г. составил 117 % ВВП, а дефицит бюджета вырос до 11,3 % из-за экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Расходы на поддержку экономики, содействие безработным и снижение налоговых ставок снизили налоговые поступления.

Чешская Республика поставила цель сни-

жения дефицита бюджета до 0,5 % ВВП в 2019 г. Резкий спад экономики из-за пандемии COVID-19 привел к тому, что чешское правительство увеличило расходы на борьбу с пандемией и предоставляло поддержку местным компаниям и государственным предприятиям. Дефицит вырос до 5,7 % ВВП в 2020 г.

Швеция по сравнению с другими странами отличилась более щадящими мерами в связи с пандемией COVID-19. Шведское правительство не ввело карантин, только ввело запрет на массовые мероприятия и ограничило количество посетителей в магазинах и ресторанах. Шведская экономика продолжала работать, несмотря на пандемию, что способствовало снижению бюджетного дефицита до 0,5 % ВВП в 2020 г. [14, с. 1775].

Для Великобритании ВгехК и пандемия COVID-19 стали главными темами фискальной политики. В 2019 г. британское правительство объявило о планах на инфраструктурные проекты, но введение карантина, как во Франции и Испании, привело к увеличению расходов на социальную защиту и меры экономической поддержки. Государственные расходы выросли на 40 % в 2020 г., а дефицит в бюджете составил 10,2 % ВВП.

Стабильные и долгосрочные инвестиции оставили Японию в состоянии уверенности, несмотря на пандемию. Однако то, что более старшие жители Японии подвергаются высокому риску заболевания COVID-19, привело к увеличению расходов на социальную защиту. Дефицит в японском бюджете составил 7,2 % ВВП в 2020 г.

В Китае, несмотря на проведение мер по снижению долга в 2017 г., публичный долг продолжал расти. Однако по сравнению с другими странами китайская экономика менее подвержена кризисам. Несмотря на начало пандемии COVID-19, правительство быстро приняло меры по борьбе с вирусом и его распространением. В 2020 г. Китай успел вернуться к устойчивому росту, что способствовало сокращению бюджетного дефицита до 3,8 % ВВП.

В целом за период 2016-2020 гг. мировая система публичных финансов повлияла на экономическую и социальную сферы в каждой из стран. Пандемия COVID-19 и меры, введенные правительствами, привели к увеличению дефицита бюджета и расходов на

социальную защиту. Также каждая страна имела свои собственные вызовы и проблемы в связи с изменениями публичных финансов в мировой системе.

Анализ мировой системы публичных финансов за период 2016-2020 гг. показывает, что в анализируемых странах наблюдалась разная динамика в развитии системы публичных финансов:

- во-первых, во многих странах в период 2016-2020 гг. наблюдался рост государствен -ного долга. В Японии, например, государственный долг составил более 230 % ВВП, в то время как в Великобритании, Франции и Испании он превысил 100 % ВВП. Однако в Швеции и Чехии государственный долг оставался на относительно низком уровне;

- во-вторых, в указанных странах наблюдался рост расходов на социальную защиту населения, образование и здравоохранение. В Швеции и Чехии, например, расходы на социальную защиту составили более 20 % от ВВП, в то время как в Японии, Великобри-

тании и Франции этот показатель был ниже

20 %;

- в-третьих, в анализируемых странах наблюдался рост налоговых ставок. В Испании, например, налог на добавленную стоимость (НДС) был увеличен с 18 % до 21 %, в то время как во многих других странах также наблюдался рост налоговых ставок;

- в-четвертых, во многих странах наблюдался рост государственных инвестиций в различные отрасли экономики. В Китае, например, была запущена программа «Один пояс, один путь», которая направлена на раз -витие экономических связей с другими странами и регионами.

В целом можно сказать, что в период 2016-2020 гг. во Франции, Испании, Чехии, Швеции, Великобритании, Японии и Китае наблюдалась разная динамика в развитии государственных финансов, которая была связана с различными экономическими, политическими и социальными факторами.

Список литературы _

1. Joseph W. Gruber, Steven B. Kamin. Corporate Buybacks and Capital Investment: An International Perspective. U.S.: IFDP Notes. 2017. Board of Governors of the Federal Reserve System. URL: https://www.federalreserve.gov/ econres/notes/ifdp-notes/corporate-buybacks-and-capital-investment-an-international-perspective-20170411 (дата обращения: 11.03.2021).

2. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика /пер. с англ.; под общ. ред. Т.Г Нестеренко [и др.]; науч. ред. В.Л. Макаров. 5-е изд. М.: Бизнес Атлас, 2009. 715 с.

3. Вершило Т.А., Шарандина Н.Л. Налоговые расходы публично-правового образования в системе доходов и расходов бюджетов // Государство и право. 2021. № 3. С. 93-101.

4. Наурбиев М.А. Структура доходов публичных финансов // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Тюмень, 4 февраля 2019 года. Тюмень: ООО «Омега Сайнс», 2019. С. 162-165.

5. Семухин И.Ю. Направления повышения эффективности администрирования доходов местных бюджетов органами публичной власти в Республике Крым // Конституционное и административное право: проблемы совершенствования публичной власти: сб. науч. тр. участников Междунар. науч.-теорет. конф., Ростов-на-Дону, 28 марта 2018 года. Ростов н/Д: Ростов. юрид. ин-т Министерства внутренних дел РФ, 2018. С. 246-251.

6. Ангелина И.А., Градинарова А.А. Публичные финансы в формировании понятийно-категориального аппарата финансовой теории // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». 2021. № 3(23). С. 5-18.

7. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Государственный Флаг РФ, Государственный Герб РФ, Государственный Гимн РФ. Новосибирск: Сибир. университет. изд-во, 2020. 47 с.

8. Колесников Ю.А. О законодательном закреплении термина «публичные финансы» в России // Совершенствование конституционно-правовых механизмов организации публичной власти в современной России: общественный диалог: VII Донской юридический форум: сб. материалов Нац. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 3 марта 2020 года. Ростов н/Д: Азов-Принт, 2020. С. 64-66.

9. Mechanisms for Investment Activity Stimulation under Stress of Public Finance / V.V. Ivanov, N.A. Lvova, N.V. Pokrovskaya [et al.] // Proceedings of the 37th International Business Information Management Association Conference Innovation Management and information Technology impact on Global Economy in the Era of Pandemic, Cordoba, 30-31 мая 2021 года. Cordoba: IBIMA Publishing, 2021, рр. 9573-9581.

10. Kumekawa I. The First Serious Optimist: A.C. Pigou and the Birth of Welfare Economics // Princeton University Press, Princeton, NJ, 2017, 344 pp.

11. Щербак И.Н. Европейская экономическая комиссия ООН в контексте повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 4.

12. Международный валютный фонд. Статистика публичных финансов. Доступ к макроэкономическим и финансовым данным. URL: https://data.imf.org/?sk=89418059-d5c0-4330-8c41-dbc2d8f90f46&sId=14357 62628665 (дата обращения: 10.01.2021).

13. Николаев И., Черепов В., Соболевская О. Структурные особенности экономики и глубина экономическо -го кризиса в период пандемии COVID-19 // Общество и экономика. 2021. № 2. С. 102-118.

14. Kravchenko N.A., Yusupova A.T. «Soft» Factors in Pandemic Response: Comparative Intercountry Analysis // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2020, vol. 13, No. 11, рр. 1770-1780.

References _

1. Joseph W. Gruber, Stephen B. Kamin. Corporate share buybacks and capital investments: an international perspective. USA: IFDP. 2017 notes. The Board of Governors of the Federal Reserve System. URL: https://www.federalreserve.gov/ econres/notes/ifdp-notes/corporate-buybacks-and-capital-investment-an-international-perspective-20170411 (accessed 11.03.2021).

2. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance: theory and practice / trans. from English; under the general ed. T.G. Nesterenko [et al.]; scientific ed. V.L. Makarov. 5th ed. Moscow: Business Atlas, 2009. 715 p.

3. Vershilo T.A., Sharandina N.L. Tax expenditures of public legal education in the system of budget revenues and expenditures. State and law. 2021. No. 3. Pp. 93-101.

4. Naurbiev M.A. Revenue structure of public finance. Dynamics of relations between various fields of science in modern conditions: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Tyumen, February 4, 2019. Tyu-men: Omega Sciences LLC, 2019. pp. 162-165.

5. Semukhin I.Yu. Directions for improving the efficiency of the administration of local budget revenues by public authorities in the Republic of Crimea. Constitutional and administrative law: problems of public authority: collection of scientific tr. participants of the International Scientific-theory. conf., Rostov-on-Don, March 28, 2018. Rostov n/A: Rostov. jurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. pp. 246-251.

6. Angelina I.A., Gradinarova A.A. Public finance in the formation of the conceptual and categorical apparatus of financial theory. Collection of scientific papers of the series "Finance, accounting, audit". 2021. No. 3(23). Pp. 5-18.

7. Constitution of the Russian Federation. State symbols of Russia. The State Flag of the Russian Federation, the State Emblem of the Russian Federation, the State Anthem of the Russian Federation. Novosibirsk: Sibir. university. publishing house, 2020. 47 p.

8. Kolesnikov Yu.A. On the legislative consolidation of the term "pub-personal finance" in Russia. Improvement of constitutional and legal mechanisms of the organization of public power in modern Russia: public dialogue: in the VII Don Legal Forum: collection of materials of the National Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, March 3, 2020. Rostov n/A: Azov-Print, 2020. pp. 64-66.

9. Mechanisms for stimulating investment activity in conditions of public finance deficit / V.V. Ivanov, N.A. Lvova, N.V. Pokrovskaya [et al.]. Proceedings of the 37th International Conference of the Association for Business Information Management on Innovative Management and the Impact of Information Technologies on the global economy in the era of the pandemic, Cordoba, 30-31 May 2021. Cordoba: IBIMA Publishing House, 2021, pp. 9573-9581.

10. Kumekawa I. The First Serious Optimist: A.S. Pigou and the Birth of the Welfare Economy. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 2017, 344 pp.

11. Erbak I.N. The United Nations Economic Commission for Europe in the context of the Sustainable Development Agenda for the period up to 2030. Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 4.

12. International Monetary Fund. Statistics of public finances. Access to macroeconomic and financial data. URL: https://data.imf.org/?sk=89418059-d5c0-4330-8c41-dbc2d8f90f46&sId=14357 62628665 (date of address: 10.01.2021).

13. Nikolaev I., Skerepov V., Sobolevskaya O. Structural prudent stigmatizing factors and deep genetic crisis during the COVID-19 pandemic. Society and economy. 2021. No. 2. Pp. 102-118.

14. Kravchenko N.A., Yusupova A.T. "Soft" factors of response to the pandemic: comparative cross-country analysis. Bulletin of the Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2020, Volume 13, No. 11, 1770-1780.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.