Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ ГЛАВНОГО ЗВЕНА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

ОЦЕНКА ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ ГЛАВНОГО ЗВЕНА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ВВП / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

В статье на основе анализа функционирования публичных (централизованных) финансов дана оценка развития отечественной финансовой системы. Исследования структуры ВВП РФ по производственному методу показали усиление тенденции в сфере преобладания сырьевых видов деятельности, а не продуктов переработки и конечной продукции. В то же время в структуре доходов бюджета преобладают поступления не нефтегазового характера, более того наблюдается значительный их рост в динамике. Предложения по развитию публичных финансов в России включают мероприятия, основанные на исследованиях основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PUBLIC FINANCES, WHICH FORM THE BASIS OF THE MAIN LINK OF THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA

Based on the analysis of the functioning of public (centralized) finance, the article assesses the development of the domestic financial system. Studies of the structure of the GDP of the Russian Federation according to the production method showed an increasing trend in the sphere of the predominance of raw materials activities, rather than processed products and final products. At the same time, non-oil and gas revenues dominate in the structure of budget revenues, moreover, their significant growth in dynamics is observed. Proposals for the development of public finance in Russia include activities based on studies of the main areas of budgetary, tax and customs tariff policy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ ГЛАВНОГО ЗВЕНА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 4 2 142

УдК 336.02

Иванова Елена Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: Lianura@mail.ru

оценка публичных финансов, заложенных в основу главного звена финансовой системы россии

В статье на основе анализа функционирования публичных (централизованных) финансов дана оценка развития отечественной финансовой системы. Исследования структуры ВВП РФ по производственному методу показали усиление тенденции в сфере преобладания сырьевых видов деятельности, а не продуктов переработки и конечной продукции. В то же время в структуре доходов бюджета преобладают поступления не нефтегазового характера, более того наблюдается значительный их рост в динамике. Предложения по развитию публичных финансов в России включают мероприятия, основанные на исследованиях основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Ключевые слова: финансовая система; публичные финансы; ВВП; доходы бюджета; расходы бюджета.

uDc 336.02

Ivanova Elena Sergeevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Public Sector, Institute of Public Administration and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: Lianura@mail.ru

Evaluation of public finances, which form the basis of the main link of the financial system of russia

Based on the analysis of the functioning of public (centralized) finance, the article assesses the development of the domestic financial system. Studies of the structure of the GDP of the Russian Federation according to the production method showed an increasing trend in the sphere of the predominance of raw materials activities, rather than processed products and final products. At the same time, non-oil and gas revenues dominate in the structure of budget revenues, moreover, their significant growth in dynamics is observed. Proposals for the development of public finance in Russia include activities based on studies of the main areas of budgetary, tax and customs tariff policy.

Keywords: financial system; public finance; GDP; budget revenues; budget spending.

Финансовая система является основой функционирования любого государства, выступая инструментом ее влияния на социально-экономическое развитие путем перераспределения валового внутреннего продукта. Несмотря на то, что экономиче-

ские отношения в России имеют рыночный характер, а составляющими финансовой системы являются, в частности, финансы субъектов предпринимательства, финансы домохозяйств и финансовый рынок, главным рычагом регулирования социально-экономи-

142 научно-практический журнал

ческого развития государства остаются централизованные финансы, которые в международной практике называются публичными. Следовательно, оценка отечественной финансовой системы напрямую связана с исследованием функционирования публичных финансов.

Анализу финансовой системы посвящены публикации как отечественных ученых, среди которых А. Г. Грязнова, Е. Н. Гладковская, С. Ю. Глазьев, А. В. Колосов, Р. Е. Кравцова, А. А. Полтавченко, Н. В. Седых, Г. А. Шарино-ва, А. Д. Шеремет, так и зарубежных, среди которых Л. А. Бернстайн, Р. Брейли, С. Май-ерс, Ж. Ришар, Э. Хелверт, Д. Стоун, К. Хит-чинг и др.

Однако вопросы развития финансовой системы, базирующейся на показателях функционирования публичных финансов, остаются недостаточно исследованными. Это привело к выбору темы и цели исследования.

Целью статьи является оценка развития финансовой системы России на основе анализа функционирования публичных финансов.

Состояние финансовой системы России на данном этапе можно охарактеризовать как нестабильное и в значительной степени за-

висящее от воздействия внешних факторов. Основными сферами финансовой системы любого государства являются публичные финансы, финансы субъектов хозяйствования, финансы домохозяйств и финансовый рынок, который обеспечивает движение ресурсов между ними. В России, в отличие от стран с развитыми финансовыми рынками, роль публичных финансов является приоритетной с точки зрения регулирования финансовых потоков.

Традиционно в составе публичных финансов выделяются государственные и местные финансы и соответственно анализируется состояние государственного и местного бюджета, но если анализировать с точки зрения институционального построения экономики [3], то к публичным финансам можно также отнести финансы государственных финансовых и нефинансовых корпораций.

Исследование финансовых отношений касается сферы распределения и перераспределения созданного валового внутреннего продукта (ВВП). Структура ВВП страны характеризует состояние экономики в целом и с точки зрения финансов отражает потенциальные возможности на уровне экономики стабильно формировать финансовые

Рисунок 1 - Структура ВВП России за 2012-2021 гг., %

ресурсы и способствовать стабильному наполнению доходной части государственного и местных бюджетов, в значительной мере определяет приоритетные направления использования средств бюджета, особенно в разрезе стимулирования экономической деятельности [2].

Относительно характеристики экономики России, считающейся в большей степени сырьевой, то ответ на этот вопрос дает структура ВВП, которая сформирована преимущественно по производственному методу (рис. 1).

Как показывают данные структуры ВВП России, среди отраслей, обеспечивающих его формирование, на первый план выходят связанные преимущественно с добычей полезных ископаемых, обрабатывающих производств, строительством, сельским, лесным хозяйством, охотой и рыболовством.

Отметим, что в 2012-2021 гг. наблюдается рост по всем категориям отраслей, за исключением отраслей сырьевого характера, связанных с добычей полезных ископаемых, когда снижение доли в ВВП к концу 2021 г. по сравнению с 2012 г. составило 2 %. Постепен-но растет доля в ВВП сельского хозяйства - с 4,1 % в 2012 г. до 7,1 % в 2021 г., что составляет более 25 % прироста.

В современных условиях от эффективного функционирования публичных финансов зависит возможность государства выполнять свои функции, способствовать социально-экономическому росту и достижению социального консенсуса в обществе.

Однако ситуация сложилась таким образом, когда функционирование публичных финансов в контексте формирования, распределения и использования средств централизованных фондов признано неэффективным. Это, прежде всего, высокий уровень налоговой нагрузки, доминирование фискальной функции налоговой системы и пренебрежение стимулирующей функцией; недостаточно высокий уровень социальной справедливости налоговой системы; неэффективное распределение средств централизованных фондов; низкий уровень социального обеспечения уязвимых слоев населения и уровня социальных стандартов.

Вопросы построения эффективной, социально ориентированной системы публичных финансов - одни из наиболее актуальных в России. Они должны решаться в зависимо-

сти от социально-экономического состояния страны, иметь научное обоснование, учитывать необходимость обеспечения высоких темпов экономического роста и социальной гармонии в обществе.

Таким образом, в современных условиях России необходима эффективная, адекватная рыночной экономике система публичных финансов, которая бы способствовала достижению целей общественного благосостояния, высокого уровня жизни и социальных стандартов в обществе, восстановлению национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Необходимо отметить, что развитие современного общества невозможно представить без эффективного функционирования системы публичных финансов. Исходя из того что именно публичные финансы являются инструментом вмешательства государства в экономику и социальную сферу и ее регулирование, развитие современного общества невозможно представить без эффективного функционирования данной системы. Безусловно, обществу необходимо иметь возможность оценить последствия такого вмешательства путем общественного контроля, а также то, что именно задача оценки последствий и понимание обществом такого вмешательства заставило многие страны пересмотреть свои взгляды на принципы и механизмы функционирования публичных финансов.

Исследуя вопросы становления и развития системы публичных финансов, было выявлено, что активными темпами данный процесс начал запускаться во второй половине ХХ в., когда наблюдались значительные финансовые трансформации и публичные финансы превратились в общегражданское достояние. На практике процесс развития публичных финансов нашел отражение в том, что ключевые принципы их функционирования стали регламентироваться нормами конституций.

Достаточно интересными являются исследования ученых, некоторые из которых отождествляют вопросы публичных и государственных финансов, а некоторые - их отделяют, считая, что публичные финансы наделены более расширенным составом.

Так, М. А. Гузеев отмечает, что в контексте отечественных реформ децентрализа-

ции власти и бюджетной децентрализации именно выделение двух частей в структуре публичных финансов отвечает современной российской практике: 1) центральные (правительственные) финансы и 2) муниципальные финансы (местные или финансы местного самоуправления) [4]. Автор справедливо отмечает, что некоторые другие составляющие публичных финансов еще до конца не осознаны как весомые их элементы, поскольку находятся в начале своего становления. В частности, публичные финансы, раскрывающие отношения субъектов государственно-частного партнерства, формирование финансовой составляющей муниципальных образований, такие как общины и предоставление им необходимой финансовой автономии в связи с реформой бюджетной децентрализации и т.д.

Интересны исследования В. В. Вагина в сфере модернизации системы публичных финансов и внедрения новой модели управления, которую автор достаточно подробно описывает, считая, что она является комплексом различных механизмов и инструментов повышения эффективности деятельности государственного аппарата и государственного сектора в экономике на основе внедрения лучших методов, используемых в рыночном секторе, то есть частном бизнесе [2]. Ученым также выделены ее ключевые основы, среди которых:

- децентрализация аппарата и полномочий государственной власти;

- приватизация и уменьшение в экономике доли государственного сектора;

- программирование экономической политики правительства разграничение регу-ляторных и экономических функций органов государственной власти;

- персонализация ответственности менеджеров государственных структур за результаты деятельности;

- эластичность условий и оплаты труда го -сударственных чиновников;

- внедрение бизнес-практик управления финансовыми ресурсами;

- ориентация государственных товаров и услуг на потребителя.

Согласно методологии, принятой в МВФ, публичный сектор (public sector) включает:

- сектор государственного управления (general government sector);

- сектор публичных корпораций (public corporations sector).

Обратим внимание, что сектор государственного управления охватывает центральные, региональные и местные органы государственного управления.

В свою очередь публичные корпорации подразделяются на финансовые публичные корпорации (financial public corporations) и нефинансовые публичные корпорации (nonfinancial public corporations).

Таким образом, отметим, что современная система публичных финансов России является подсистемой финансовой системы, которая имеет отдельные звенья со своими специфическими особенностями, возникающими в процессе формирования, управления, распределения и использования публичных средств, которые существуют в государстве.

В наиболее общем виде определим, что современная система публичных финансов в России включает такие звенья, как публичные финансы государства; публичные финансы местного самоуправления; публичные финансы общественного (социального) назначения.

Исследуя вопросы публичных финансов, обратим внимание на такую категорию, как публичный интерес, относительно которого именно социальная защита граждан является одной из главных его разновидностей, которые гарантируются государством. Что касается России, то именно с гарантированием этого вида публичного общественного интереса государством возникает множество проблем и граждане оценивают его удовлетворение низкими показателями. Прежде всего, это связано со слабым уровнем такого важного социального стандарта, как прожиточный минимум, и уровнем социальных выплат, которые во многом зависят от его уровня.

Далее целесообразно рассмотреть, каким образом наше государство реагирует на важность и необходимость обеспечения прозрачности публичных финансов как особой разновидности финансовых общественных отношений с учетом существующих мировых стандартов.

В частности, в России был принят ряд нор -мативно-правовых актов, среди которых Закон «Об основах общественного контроля в

Российской Федерации», который определяет условия и порядок обеспечения доступа к информации об использовании финансовых ресурсов.

Также создан единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (http://budget.gov.ru) [5], выступающий официальным государственным информационным ресурсом в сети Интернет, на котором обнародуется информация об использовании бюджетных средств. Целью портала является обеспечение доступа к информации об использовании публичных средств распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов, субъектами хозяйствования государственной и муниципальной собственности, пенсионным фондом, фондами медицинского страхования и государственного социального страхования.

Отметим, что, повышая уровень прозрачности публичных средств, Россия уже в 2019 г. вошла в тройку лидеров стран с самой прозрачной бюджетно-налоговой сферой. Кроме того, в рейтинге Международного бюджетного партнерства 2021 г. (International Budget Partnership's, IBP) Россия заняла 13 место из 120 стран. В 2021 г. эксперты оценили открытость федерального бюджета в России на 73 балла из 100. Сохранились и высокие оценки аудиторской работы - 89 баллов из 100.

Структурируя современные тенденции и базовые достижения в управлении публичными финансами, необходимо отметить ряд положительных факторов:

- использование программно-целевого метода бюджетирования;

- внедрение среднесрочного бюджетного прогнозирования;

- внедрение стратегического планирования деятельности главных распорядителей бюджетных средств;

- полная и своевременная процедура рассмотрения бюджета;

- определение четких приоритетов в расходовании бюджетных средств и их неизменность в среднесрочной перспективе.

Однако в переходный период 2021 г. в России еще сохраняется повышенный объем расходов и повышенный объем дефицита бюджета, с одновременным увеличением объема заимствований на 875 млрд рублей в

целях компенсации выпадающих нефтегазовых доходов.

Несмотря на то что в планы Министерства финансов Российской Федерации входило увеличение госдолга на 20 % в 2021-2022 гг., одновременно Минфин исходит из постепенного сокращения дефицита бюджета с 4,4 % ВВП в 2020 г. до 2,4 % ВВП в 2021 г. и 1 % ВВП с 2022 г. По данным Минфина, дефицит феде -рального бюджета в январе - августе 2020 г. увеличился до 1,69 трлн руб., в январе - июле 2020 года составил порядка 1,52 трлн руб.

С целью повышения эффективности управления государственными финансами Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (с последними изменениями на 25 сентября 2021 года), которая определяет четкие векторы и направления оптимизации, наиболее значимыми среди которых являются:

- повышение минимальной заработной платы в течение последних лет и нарастание разрыва между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, который слишком низок и не соответствует современным реалиям;

- существенное повышение бюджетной прозрачности и возможности свободного доступа к этой информации.

Понимая важность бюджетной системы как составляющей государственных финансов, проанализируем ее состояние более детально.

Обратим внимание, что положения основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и 2023-2024 гг. устанавливают подходы к формированию бюджетов всех уровней, определяют задачи бюджетной политики и направлены на обеспечение экономического роста и устойчивого развития общества, определение приоритетов использования бюджетных средств, реализацию взвешенной и последовательной налоговой и бюджетной политики в среднесрочной перспективе [1].

В отличие от всех предыдущих бюджетных резолюций, данный документ позволяет устанавливать долгосрочные приоритеты развития экономики и более эффективно расходовать бюджетные средства.

Основными задачами, которые стоят перед бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой на ближайшие три года, в документе названы антикризисные меры в рамках стратегии борьбы с пандемией и ее последствиями, структурная трансформация экономики, развитие межбюджетных отношений, таможенно-тарифное регулирование и ряд других.

В структуре сводного бюджета и публич-

ных финансов в целом ключевую роль играет государственный бюджет. Через государственный бюджет происходит централизация средств и перераспределяется порядка 30 % ВВП, фактически отражая при этом экономическую и социальную политику страны.

В таблице 1 представлена положительная динамика роста как доходов, так и расходов в течение всего исследуемого периода.

Таблица 1 - Исполнение государственного бюджета России с 2017 по 2021 г. (млрд руб.)

Период (год) Исполнение по доходам % исполнения к объему доходов федерального бюджета Исполнение по расходам Дефицит (-); Профицит (+) в % к ВВП

2017 15089,0 104,2 16425,8 -1,5

2018 19455,0 103,8 16713,0 +2,6

2019 20187,2 102,3 18214,5 +1,8

2020 18799,2 91,9 22821,5 -3,8

2021 25286,4 136,2 24762,0 +0,4

Оценка исполнения государственного бюджета Российской Федерации за последние пять лет свидетельствует о доминировании профицита, подтверждая эффективную политику формирования и использования доходов бюджета. Однако для стабилизации ситуации следует принимать меры сбалансирования доходной и расходной частей бюджета путем повышения уровня доходов и оптимизации расходов (за счет роста ВВП, увеличения неналоговых поступлений, поиска новых источников доходов, оптимизации расходной части и четкого выделения при-

оритетов в расходовании средств и эффективности осуществления расходов).

Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить эффективное формирование и использование бюджетных ресурсов, способствуя при этом сбалансированности бюджета. Кроме того, данные исполнения бюджета в структуре доходов (табл. 2) свидетельствуют о преобладании не нефтегазовых налоговых поступлений, на долю которых приходится ежегодно более 60 % всех поступлений.

Таблица 2 - Динамика нефтегазовых и не нефтегазовых поступлений в государственный бюджет России с 2017 по 2021 г, (млрд руб.)

Поступления в бюджет налогов Период (год) Отклонения 2021-2017 (+;-) Прирост 2021-2017, %

2017 2018 2019 2020 2021

Нефтегазовые 5972,0 9018,0 7924,0 5235,2 9056,5 3085 51,6

Не нефтегазовые в том числе 9117,0 10436,6 12263,0 13486,9 16230,0 7113 78,0

- связанные с внутренним производством 4677,7 5430,8 6389,6 6260,3 6964,0 2286,3 33,9

- связанные с импортом 2671,3 3204,2 3638,4 3738,1 4044,3 1373 51,4

Прочие доходы 1576,0 1801,5 2235,0 3488,6 2558,9 982,9 62,4

Соответственно среди нефтегазовых притоков в бюджете Российской Федерации преобладают средства в виде налога на добычу полезных ископаемых. Например, в 2021

г. поступления составили 6444,3 млрд руб., или 71,2 %.

Если говорить о поступлениях в бюджет средств, сопряженных с продажей углево-

дородов, то безоговорочным лидером на протяжении многих лет остаются налоги, связанные с внутренним производством, в частности НДС, формирующий порядка 40 % всех доходов бюджета. Важную роль в наполнении доходной части государственного бюджета играют также акцизный налог, налог на прибыль предприятий и НДФЛ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что для обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений за анализируемый период (2017-2021 гг.) были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-Ф3, который вступил в силу 1 января 2017 г., в гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ проведены изменения, касающиеся преимущественно доходов предпринимателей, суммы которых для перехода на УСН увеличились с 45 млн руб. до 90 млн руб.

Относительно бюджета 2019-2021 гг. отметим, что его можно считать бюджетом развития страны, поскольку ключевыми его приоритетами выступили следующие цели:

- поддержание стабильности и уменьшение бюджетного дефицита;

- использование разнообразных инструментов для ускорения экономического роста;

- реализация национальных проектов в социально-экономической сфере.

В то же время в 2020 г. распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы, когда появилась необходимость выделения дополнительных средств для поддержки бизнеса, системы здравоохранения и образования и проведения ряда других мероприятий, направленных на борьбу с пандемией.

Например, Счетная палата оценила федеральные расходы на борьбу с пандемией COVID-19 в 2020 г. Антикризисные траты составили 12,5 % общих расходов бюджета, или 2,86 трлн рублей. Кроме того, за год правительством было принято 153 решения о выделении средств из резервного фонда на защиту здоровья и помощь заболевшим, поддержку россиян, преодоление последствий пандемии и экономического кризиса. Также в правительстве отмечают, что при разработке проекта бюджета 2021 г. в основу были положены следующие тезисы:

1) одним из особенностей бюджетной политики является не наращивание долгов, а

их уменьшение, исходя из того что большой государственный долг создает дополнительную нагрузку на бюджет;

2) формирование доходной части государ -ственного бюджета необходимо проводить без повышения налогов, чтобы уменьшить налоговую нагрузку на бизнес и создать благоприятные условия для расширения предпринимательской деятельности;

3) сэкономить значительные средства и продолжить развивать доступную цифрови-зацию для населения (расширение 1Т-сферы (сети Интернет) и доступность портала «Госуслуги»);

4) высшая ценность государства - социальный капитал, люди со всеми их преимуществами. Именно поэтому в бюджете заложено развитие стратегически важных направлений для населения (образование, медицина, социальная защита).

Считаем, что реализация вышеуказанных приоритетов окажет положительное влияние на социально-экономическое положение страны.

Таким образом, исследуя вопрос публичных финансов Российской Федерации, структурируем основные проблемы их функционирования, среди которых низкий уровень социальных стандартов (особенно прожиточного минимума), который негативным образом влияет на уровень жизни населения; низкий уровень доходов домохозяйств и большое количество социально не защищенных слоев населения.

Так, несмотря на существенное сокращение количества малоимущих граждан в 2017-2021 гг. (по данным Росстата, в 2021 году 17 %, 16 млн человек, или 11 % населения, имели доходы ниже границы бедности, сумма которой на конец года составляла 11 908 руб., в 2017 году - 19,3 млн человек, а на сумму прожиточного минимума приходилось в среднем по стране 11 163 руб.), данные суммы даже некорректно сопоставлять с уровнем инфляции и ростом цен за аналогичный период.

Обозначенные проблемы публичных финансов в Российской Федерации являются существенными, преодоление которых требует комплексного подхода и дальнейшей концентрации ресурсов.

На основании проведенного исследования считаем целесообразным выделить следую-

щие пути оптимизации и развития публичных финансов:

- дальнейший рост прозрачности публичных финансов - это важный инструмент уменьшения коррупции и неэффективности использования публичных средств, а также привлечения общества к контролю за ними и возможности воздействия на их более эффективное распределение;

- повышение эффективности использования бюджетных средств за счет внедрения элементов рыночной модели управления государственными финансами;

- эффективное применение программно-целевого метода бюджетирования на уровне государственного и всех местных бюджетов, что будет способствовать прозрачности управления бюджетными средствами;

- совершенствование системы результативных показателей с целью повышения качества предоставления услуг государством;

- совершенствование инструментов среднесрочного бюджетного планирования и прогнозирования;

- рационализация и упорядочивание системы социальных расходов и льгот;

- повышение эффективности управления государственными предприятиями с целью роста операционных и финансовых результатов через организацию корпоративного управления государственными предприятиями, повышение прозрачности их деятельности и отчетности;

- снижение налогового давления на предпринимательский сектор и внедрение фискальных инструментов активизации хозяйственной деятельности в стране через усиление стимулирующей функции налогообложения;

- переориентация налоговой системы на социальную справедливость;

- введение прогрессивной шкалы при налогообложении доходов физических лиц, что будет соответствовать принципу социальной справедливости;

- совершенствование методики расчета прожиточного минимума;

- введение пониженной ставки НДС на товары первой необходимости, что позволит улучшить уровень жизнь уязвимых слоев населения;

- повышение эффективности контроля в разрезе достоверности и полноты декла-

рирования доходов предприятий и граждан Российской Федерации с целью уменьшения злоупотреблений и уклонения от уплаты налогов;

- повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков;

- четкое определение целей и направлений использования заемных ресурсов с целью повышения их эффективности;

- оптимизация сотрудничества Кабинета министров Российской Федерации с Государственной думой Российской Федерации, общественностью, субъектами хозяйствования с целью повышения эффективности функционирования публичных финансов;

- углубление диалога между государством и обществом посредством упрощения доступа граждан к информации по вопросам бюджета и закрепления возможности членам общества влиять на распределение и использование публичных средств;

- введение системы внешнего независимого аудита бюджетных доходов согласно международным стандартам с целью оптимизации сферы публичных финансов;

- оптимизация механизма оказания социальной помощи незащищенным слоям населения, более широкое использование моделей активной социальной защиты;

- повышение качества государственных услуг, предоставляемых членам общества;

- развитие системы государственно-частного партнерства и использование его базовых преимуществ, что будет способствовать повышению эффективности управления объектами государственной и муниципальной собственности; улучшению качества публичных услуг для населения и бизнеса; созданию условий для использования новейших технологий и внедрение инноваций; снижению нагрузки на государственный бюджет и оптимизации бюджетных расходов на оказание публичных услуг и содержание бюджетных учреждений.

Таким образом, учитывая потребность в реформировании публичных финансов, считаем, что предложенные меры позволят построить современную и эффективную систему управления публичными финансами, способную предоставлять качественные государственные услуги, аккумулируя ресурсы и эффективно распределяя их в соответствии с приоритетами развития общества.

Реализация обозначенных мер также будет способствовать повышению уровня социальной ответственности государства перед членами общества, росту уровня и качества жизни населения, развитию предпринимательства.

Список литературы

1. Бюджет для граждан. к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 04.07.2022).

2. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития / Вагин В. В. и др. // Финансовый журнал. 2018. № 4. С. 94-103.

3. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2019. Т. 25. № 1. С. 117-125.

4. Гузеев М. А. Муниципальные финансы: пробле-

мы и тенденции развития: монография. Калининград, 2016.

5. Электронный бюджет / Единый Интернет - портал бюджетной системы Российской Федерации. URL: http://budget.gov.ru (дата обращения: 04.07.2022).

References

1. Budget for citizens. to the Federal Law on the Federal Budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023. URL: https://minfin.gov.ru (accessed: 04.07.2022).

2. Initiative budgeting in Russia: best practices and directions of development / Vagin V. V. et al. Financial Journal. 2018. No. 4. pp. 94-103.

3. Vasilyeva N. V. Revenues of local budgets as a pledge of financial independence of local self-government: legal aspect. Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics. 2019. Vol. 25. No. 1. pp. 117-125.

4. Guzeev M. A. Municipal finance: problems and development trends: monograph. Kaliningrad, 2016.

5. Electronic budget / Unified Internet portal of the budget system of the Russian Federation. URL: http:// budget.gov.ru (accessed: 04.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.