УДК 33
Экономические науки
Григорьева Елизавета Сергеевна, студентка 4 курса факультета управления (направление финансовый менеджмент) Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, г. Санкт-Петербург
Семернёва Анна Сергеевна, студентка 4 курса факультета управления (направление финансовый менеджмент) Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, г. Санкт-Петербург
СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: АНАЛИЗ
РИСКОВ И ПРОБЛЕМ
Аннотация: В статье представлен общий анализ доходной части федерального бюджета за период 2013-2019 гг., выявлены основные риски формирования доходной части бюджета, а также сформулированы выводы относительно возможностей увеличения доходов на основе управления рисками доходов федерального бюджета.
Ключевые слова: доходы федерального бюджета, риски доходной части федерального бюджета, бюджетная система, экономический рост, нефтегазовые доходы, управление рисками.
Abstract: The article presents a general analysis of the federal budget revenue for the period 2013-2019, identifies the main risks of forming the budget revenue, and formulates conclusions regarding the possibilities of increasing revenues based on managing the risks of federal budget revenues.
Key words: federal budget revenues, risks of the revenues of the federal budget, budget system, economic growth, oil and gas revenues, risk management.
Федеральный' бюджет является основным финансовым планом страны, который обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их
перераспределение. От того насколько качественно он функционирует зависит социальное положения граждан и экономическое развитие страны в целом.
Доходная часть федерального бюджета играет особую роль, поскольку именно она демонстрирует, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства.
Согласно БК РФ, доходы - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета в соответствии с Кодексом [3]. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (МС-У).
Иными словами, доходы федерального бюджета являются финансовой основой выполнения государством своих расходных обязательств. Структура доходной' части федерального бюджета демонстрирует степень реализации приоритетных задач и целей, определенных правительством для оздоровления экономики. Таким образом, проблема эффективного построения структуры доходов бюджета по сегодняшний день является актуальной.
Также стоит отметить, что структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов показывает изменения во многих экономических процессах. Своевременность и полнота формирования доходной части бюджета устанавливает возможность исполнения расходных обязательств в целях обеспечения активного социально-экономического развития страны [2, с. 57].
Доходы бюджетов включают в себя налоговые и неналоговые виды доходов, а также безвозмездные поступления. Рассмотрим данное деление более подробно.
Налоговые доходы бюджетов означают доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов и в том числе от налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми
режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Обширный перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов РФ утвержден ст. 13-15 НК РФ.
Неналоговые доходы бюджетов подразумевают [2, с. 58]:
— доходы от использования имущества, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных и имущества бюджетных и автономных учреждений;
— доходы от продажи имущества (за исключением акций и других форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней), которые находятся в государственной или муниципальной собственности, кроме движимого имущества бюджетных и автономных учреждений и имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также казенных;
— доходы от платных услуг, которые предоставляются казенными учреждениями;
— средства самообложения граждан;
— средства, которые получены в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, конфискации, компенсации и средства, полученные в целях возмещения вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, а также иные суммы принудительного изъятия;
— иные неналоговые доходы, а именно таможенные пошлины и страховые взносы. Стоит отметить, что уплата таможенных пошлин и сборов регулируется таможенным законодательством. Далее в статье будут более подробно изложены данные виды неналоговых доходов, являющиеся крупнейшими доходами бюджетной системы Российской Федерации.
Безвозмездные поступления включают [2, с. 58-59]:
— дотации, субсидии (межбюджетные субсидии) и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
— субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов
РФ;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая добровольные пожертвования.
На каждом уровне структура доходов бюджета имеет свою специфику, которая определена на основе анализа доходов бюджетов. Рассмотрим структуру видов доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2013-2018 годы. Данные представлены на диаграмме 1.
1 0 >7% 2,84% 19,06%
22,80% 31,40%
1 0 17% 5,48% 17,25% 14,22%
27,10%
М 1,1%
9,5% 14,7% 19,4%
21,4% 24,4%
1,9%
7,8%
3 13,5%
21,8%
3%
0,8%
■ 3,1%
12,6%
18,6% 19,9
37,7%
1 0,4% ■2Ряд6 Ряд5 13,3% Ряд4 ■ Ряд3 ■ Ряд2 ■Ряд1 38,5%
17,9% 19,6%
0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0% 45,0%
Диаграмма 1- Структура видов доходов федерального бюджета Российской Федерации за
2015-2018 гг. [7]
Проведя анализ структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации в динамике 5 лет, можно сделать вывод, что налоговые доходы
6
5
4
2
1
являются наиболее доходной частью федерального бюджета. К наиболее доходным показателям за рассматриваемый период относятся налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, необходимо отметить, что с каждым годом они увеличивают долю в структуре налоговых поступлений.
Касаемо неналоговых поступлений, на протяжении 5 лет, наибольшую доходность принесли доходы от внешнеэкономической деятельности. Но рассматриваемый показатель за 2013-2018 гг. существенно снизился, хотя доходы от использования государственного имущества росли с быстрыми темпами. Такое резкое снижение поступлений от внешнеэкономической деятельности связано с падением объемов внешней торговли и с экономическими санкциями. При этом доходы от использования государственного имущества имеют рост, что говорит о повышении эффективности использования государственного имущества.
Таким образом, проведя анализ структуры доходов, важно отметить, что основной проблемой в процессе формирования федерального бюджета в РФ является нестабильное положение курса рубля, а также значительная нефтегазовая зависимость. В целом, бюджетная система РФ находится в сильной зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. В связи с чем ограничиваются возможности для бюджетного маневра для существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, которые обусловливают экономическое развитие страны.
Можно сказать, что бюджетный риск необходимо рассматривать как возможность и степень отклонения фактических от плановых параметров бюджета. Под возможностью понимается количественная вероятность наступления риска с учетом влияния всех факторов. А под степенью понимается интенсивность воздействия, насколько сильно риск влияет на параметр федерального бюджета [7].
Понятия факторов, которые оказывают влияние на устойчивость бюджета, и бюджетных рисков во многом схожи. Факторы, влияющие на устойчивость
федерального бюджета - это совокупность всех особенностей внутренней и внешней среды, в той или иной мере влияющей на устойчивость бюджета.
Одна из основных проблем формирования доходов федерального бюджета связана с замедлением темпов роста ВВП, что сопутствует сокращению поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
В целях минимизации неблагоприятного воздействия данного риска, следует применить меры по оздоровлению общего состояния экономики. А именно, стимулирования инвестиционной активности, модернизации производственного сектора и ускоренного внедрения инноваций, поддержания нормального уровня потребительского спроса, позволяющего обеспечивать состояние, близкое к макроэкономическому равновесию.
На данном этапе, перед Россией стоит животрепещущий вопрос уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, в частности, при помощи [2]:
— операций с ценными бумагами, выведения доходов от оказания консалтинговых услуг;
— манипулирование ценами в сделках с офшорными компаниями;
— выплаты процентов и роялти через «транзитные» страны, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.
Необходимо отметить также еще одну зону риска в сфере доходов федерального бюджета - это отрицательная динамика налоговых и неналоговых доходов и рост дефицита федерального бюджета в связи с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
В доходах бюджетной системы особую роль играют поступления от отраслей, осуществляющих добычу полезных ископаемых и их переработку, однако, анализ доходов федерального бюджета РФ, представленный на диаграмме 2 показал снижение удельного веса нефтегазовых доходов.
Динамика структуры федерального бюджета 2013-2023 гг.
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
49,82% 48,72% 50,
64,01% 60,42% 53,70% 60,75% 71,28% 68,09% 66,64% 66,36%
50,18% 51,28% 49,92% 46,30%
49,92% 35,99% 39,58% 46,30% 39,25%
28,72% 31,91% 33,36% 33,64%
1234
567
Ряд1 Ряд2
8 9 10 11
Диаграмма 2 - Динамика структуры федерального бюджета 2013-2023 гг. [4]
За анализируемый период 2013-2019 гг. существенно изменилось соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых поступлений в федеральный бюджет - в 2013 г. наблюдалось равное распределение между двумя видами доходов - нефтегазовые доходы составляли 50,18%, ненефтегазовые 49,82% всех доходов федерального бюджета. Как показано на графике 1 начиная с 2015 года происходит сокращение нефтегазовых доходов в федеральном бюджете. На динамику и структуру нефтегазовых доходов оказало влияние поэтапное завершение «налогового маневра» в нефтяной отрасли, введение режима НДД с 1 января 2019 года, а также расширение льготирования добычи углеводородов. С учетом перечисленных факторов доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в анализируемом периоде сократилась.
Также стоит отметить, что снижение зависимости бюджета от конъюнктуры цен на нефть связано и с ростом ненефтегазовых доходов, объясняющихся улучшением собираемости налогов за период 2015-2016 гг., когда темпы роста поступлений ненефтегазовых доходов в бюджет
существенно превышали темпы роста номинального ВВП, а также повышением ставки НДС в 2019 году.
Третьей зоной бюджетного риска является невыполнение плана по доходам федерального бюджета. На диаграмме 3 представлены данные по отклонению фактических показателей доходов от первоначально утвержденных, млрд. руб. за 2013-2019 гг.
Отклонение фактических показателей доходов от первоначально утвержденных за 2013-2019, млрд. руб.
25000 -
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Диаграмма 3 - Отклонение фактических показателей доходов от первоначально утвержденных, млрд. руб. за 2013-2019 гг. [5]
Исходя из представленных на диаграмме 3 данных, можно сделать вывод, что за рассматриваемый период планово утвержденных доходов было меньше, чем фактически исполненных. Но к 2019 году наблюдается отклонение в сторону увеличения первоначально утвержденных доходов, данная величина составляет 218 млрд. руб. Данная тенденция не является положительной.
Поэтому, с целью минимизации данного бюджетного риска необходимо сотрудничество и обмен информацией между финансовыми органами и главными администраторами доходов федерального бюджета в ходе бюджетного планирования; повышения прозрачности процедур бюджетного планирования.
В области доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ключевым источником бюджетных рисков служат колебания цены на нефть.
Эффективным механизмом защиты от подобных рисков на практике зарекомендовали себя «бюджетные правила». Это позволило де-факто зафиксировать постоянный уровень цен на нефть для ненефтегазовой экономики [6].
Еще одним источником бюджетных рисков в сфере доходов федерального бюджета в части нефтегазовых доходов является постепенное исчерпание запасов природных ресурсов. Постепенный рост степени истощенности разрабатываемых запасов природных ресурсов создают значимый риск потерь нефтегазовых доходов для федерального бюджета.
В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования с 1 января 2019 г. введен новый режим налогообложения - налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья, который осуществляется на отдельных участках недр, расположенных в традиционных и новых регионах нефтедобычи.
Таким образом, необходимо отметить, что управление рисками в сфере доходов направлено на минимизацию вероятности невыполнения бюджета в части доходов; обеспечение устойчивого поступления доходов в бюджет независимо от внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечение поступления в бюджет доходов в объеме, достаточном для полного и своевременного исполнения расходных обязательств публично-правового образования. Суть рискориентированного подхода состоит в снижении риска недополучения запланированного уровня доходов и невыполнения бюджетных обязательств.
На сегодняшний день, в России планируется, что основными источниками роста доходов будут не нефтегазовые источники. Это и дополнительные поступления от повышения акцизов на табак, и от налога на доходы физических лиц свыше 5 млн руб. в год, и от НДФЛ на проценты по вкладам, и поступления от налога на прибыль вследствие изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром и Мальтой. Все перечисленные доходы поступят в федеральный бюджет [1].
Однако, экономические и эпидемиологические факторы, которые проявились в 2020 году, определили траекторию развития на среднесрочный период с высокой степенью неопределенности. Учитывая тенденции 2020 года в части существенного сокращения доходов федерального бюджета, структура бюджета на весь трехлетний период 2021-2023 гг. будет дефицитной [1]. Основными подходами бюджетной политики на планируемый период станут мобилизация доходов, наращивание государственных заимствований и приоритизация расходов в пользу поддержки населения и бизнеса.
Таким образом, увеличение доходной части федерального бюджета должно зависеть от на институциональных преобразований в экономике государства, а не от мировых цен на энергоресурсы, как это происходит на данный момент. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, качественные меры, направленные на снижение доли населения в сегменте неформальной занятости, разработка механизма поддержки инновационных предприятий, усиление контроля над эффективностью продажи предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности - эти и другие вышеперечисленные меры должны способствовать увеличению доходной части федерального бюджета.
Библиографический список:
1. Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на проект федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Морунова Г.М., М.В. Романовский и др.// Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие; под ред. Н.Г.Ивановой, М.И.Канкуловой. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - с. 57-59.
3. Ст. 6 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478 437cd89cd864ee8e6e5/.
4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mmfin.m/common/upload/Hbrary/2019/10/mam/2020-2022.pdf.
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2019 N 558-р <Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года> (вместе с «Бюджетным прогнозом...» (Выписка)) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321443/ 7fd9d9e03e25b062be0832da4574a2433fa8c2af/.
7. Электронный бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Доходы?_adf. ctrl state=flmcddi3i_4®io nId=45].