Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 88 — 91. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):88 — 91.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 343.72/.73
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-88-91 NIION: 2007-0062-4/24-178
EDN: https://elibrary.ru/MRWMUI MOSURED: 77/27-004-2024-04-378
Функциональные смыслы патриотизма: конституционно-правовой аспект
Александр Владимирович Соколов
Институт социальных наук, Москва, Россия, 5048204@mail.ru
Аннотация. В статье продемонстрирована значимость патриотизма как конституционной ценности в рамках правового регулирования общественных отношений. В работе предпринята попытка анализа правовой природы патриотизма в аспекте его функциональных характеристик. Затронута проблематика патриотизма через призму правовой культуры общества и правосознания индивида. Особое внимание автор уделяет осмыслению патриотизма как конституционной ценности и правового феномена, формирующего интегративные спецификации гражданина.
Ключевые слова: Конституция, юридические обязанности, конституционно-правовое регулирование, патриотизм, долг, народовластие, функции патриотизма, правовая культура, ценность
Для цитирования: Соколов А.В. Функциональные смыслы патриотизма: конституционно-правовой аспект // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 88 — 91. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-88-91. EDN: https://elibrary.ru/MRWMUI.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Functional meanings of patriotism: constitutional and legal aspect
Aleksandr V. Sokolov
Institute of Social Sciences, Moscow, Russia, 5048204@mail.ru
Abstract. The article demonstrates the importance of patriotism as a constitutional value in the framework of legal regulation of public relations. The paper attempts to analyze the legal nature of patriotism in terms of its functional characteristics. The author in his article touched upon the problems of patriotism through the prism of the legal culture of society and the legal consciousness of the individual. The author pays special attention to the understanding of patriotism as a constitutional value and a legal phenomenon that forms the integrative specifications of a citizen.
Keywords: Constitution, legal duties, constitutional and legal regulation, patriotism, duty, democracy, functions of patriotism, legal culture, value
For citation: Sokolov A.V. Functional meanings of patriotism: constitutional and legal aspect // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):88 —91. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-4-88-91. EDN: https://elibrary.ru/MRWMUI.
Актуальность заявленной темы заключается в том, что патриотизм пронизывает все сферы текущего правопорядка Российского государства, выступая ведущей правовой ценностью в современной правовой реальности. Патриотизм оказывает существенное воздействие на правовую культуру общества, на эффектив-
© Соколов А.В., 2024
ность политики государства в рамках правового воспитания граждан, влияя на оптимальность правового регулирования в целом и результативность конституционной регуляции в частности. В связи с этим патриотизм не может рассматриваться вне контекста ценностей правовой системы государства.
Итак, в плоскости аксиологического подхода крайне значимо проанализировать категорию
патриотизма как политико-правовой ценности. При этом понятие «ценность» крайне многогранно. В частности, Н.К. Неновски видел в указанной категории определенную телеологию, которая связывала ценности с благом, пользой, добром и удовлетворением личных потребностей человека [4, с. 25, 29]. В то же время Н.Н. Алексеев осмыслял в ценности внешнее выражение правомерного поведения в состоянии его абсолютности [1, с. 101].
Следует отметить, что «ценность» как важнейшая правовая категория берет свое начало из социально-экономической и политико-правовой сфер. При этом акцентуация, реализующая охранительно-регулятивный комплекс государственного принуждения, принимает во внимание именно те ценности, которые находятся под угрозой [3, с. 5].
Нельзя не подчеркнуть, что правовая культура любого государства, правопорядок и основы конституционного строя формируют такие ценности, которые, во-первых, регулируют поведение субъектов, а во-вторых, обладают качеством социального признания [2, с. 107]. Важно, что в постсоветской России общество пережило резкую трансформацию ценностей, в том числе и патриотизма, что пагубно отразилось на правосознании граждан, их мировоззрении и, как следствие, на общем состоянии правопорядка [8, с. 32].
Безусловно, «ценность» — категория в достаточной степени фундаментальная. Тем не менее, весь спектр ценностей подвержен определенной цикличности и трансформации в их содержательном плане, в зависимости от насущных потребностей личности, общества и государства. В качестве первопричины их видоизменения выступают многие факторы, в том числе состояние экономики, социальная сфера, идеология, политико-правовой курс государства, динамика международных отношений и пр. В этом кроется дискуссионность патриотизма как ценностной категории. Так, Л.А. Петручак полагает, что личностная система ценностей — это ничто иное как совокупность наиболее важных для индивида потребностей, проистекающих из социокультурной среды общества [5, с. 16]. Можно согласиться с мнением автора, добавив, что ценности индивида выражаются в юридически обоснованных потребностях личности, в рамки которых вписывается патриотизм как институт, обеспечивающий достижение определенных Конституцией государства целей. По сути, в патриотизме превалирует телеология общественной безопасности и социальной полезности, которой наполнен текст Конституции. При этом основной де-
терминантой патриотизма как ценности выступает не индивид, но общество в целом. Важно, что государство как внешнее выражение народовластия и демократии является активным участником формирования патриотизма как политико-правовой категории. Так, в Конституции РФ в обязанность публичной власти вменяется воспитание молодого поколения в русле патриотизма (ч. 4 ст. 67.1). К такому пониманию ценностей как таковых близко мнение Р. А. Ромашова и Е.Г. Шукшиной, которые видят в ценностях выражение общественного идеала о справедливом обществе и эффективном правовом регулировании [6, с. 2—8]. В связи с этим патриотизм как конституционная ценность можно представлять как продукт общественного консенсуса в чистом виде, который берет свое начало из принципов политической и социальной солидарности, закрепленных в положениях Конституции РФ (ст. 75.1).
В случае аналитического синтеза патриотизма и политико-правовых ценностей нетрудно увидеть в первом то благо, которое признается всем обществом. При этом именно патриотизм лежит в основе фундамента национальной безопасности во всех ее проявлениях. В частности, патриотизм оформляется в конкретных действиях индивида, которые закреплены в Конституции РФ. Так, отечественный Основной закон предписывает гражданину защищать отечество (ч. 1 ст. 59).
Подобное аналитическое русло отсылает взгляд исследователя к функциональному подходу в осмыслении патриотизма как конституционной ценности. По сути, патриотизм реализовыва-ется в правовой реальности как значимое и должное поведение, соответствующее норме права.
Формирование патриотизма как важнейшего регулятивного инструмента жизни общества включает в себя достаточно многогранный комплекс средств. Последний берет свои истоки из социологии, педагогики, психологии, культурологии, философии, политологии и, что важно, из правового регулирования. Социологический контекст патриотизма делает акцент на той связи, которая имеет место у субъекта и объекта, и руководящих принципах их взаимодействия. Педагогический кластер патриотизма вбирает в себя процесс воспитания граждан, прежде всего — подрастающего поколения. Психология отвечает за уважение к своей стране на ментальном уровне. Культурология формирует национальные и духовные ориентиры патриотического мировосприятия. Философия реализует патриотизм как бытие и состояние индивида как гражданина государства. Политология транслирует пат-
риотизм через призму идеологических конструкций. В свою очередь правовое регулирование оформляет патриотизм как долг и обязанность гражданина, тесно связывая его с состоянием гражданства.
Патриотизм как конституционная ценность и правовой феномен выступает и в образе интег-ративной спецификации индивида, которая включает в себя широкий спектр сегментов:
■ активную гражданскую позицию;
■ позитивную юридическую ответственность;
■ любовь к Родине;
■ добросовестное исполнение своих юридических обязанностей перед общество и государством.
Примечательно, что патриотизм как правовой институт неизменно сказывается положительным образом на правовой культуре общества. При этом последняя характеризуется крайне значимыми для правопорядка позициями: правомерным поведением; уважением к принципу законности; развитым правосознанием и т.д.
Анализ научной литературы показывает, что патриотизм как юридический институт обладает определенными свойствами, которые ему присущи как конституционной ценности. Они выражаются в интеграции личности, общества и государства; положительно влияют на интерес индивида к культурно-историческому кластеру страны; придают динамику активности гражданской позиции человека; формируют условия для правопослушного поведения личности; дают должный импульс стремлению индивида к реализации принципов справедливости и демократизма и пр. В связи с этим нетрудно выявить и тот функционал, которым обладает патриотизм. Так, в качестве специфических функций патриотизма можно выделить ряд позиций:
■ функция интеграции, отвечающая за консолидацию индивидов, которые в русле своей активной гражданской позиции сообща формируют будущее своего государства на основе учета интересов отдельной личности, общества и публичной власти;
■ охранительная функция, реализующая защиту национальной безопасности и государственного суверенитета в его внешнем и внутреннем выражении;
■ стабилизирующая функция, формирующая условия устойчивого экономического и политического развития государства;
■ регулятивная функция, осуществляющая внешнее воздействие на общественные отношения;
■ воспитательная функция, канализирующая деятельность органов государства и об-
щественных институтов в русло концептуальных смыслов существования социума.
Здесь, на наш взгляд, важно то, что указанный выше функционал патриотизма способствует обеспечению участия граждан в деятельности государственных органов, т.е. имплементации принципа народовластия. Подобное выступает в образе главнейшего свойства патриотизма как феномена, так как через принцип народовластия патриотизм развивает интерес индивида к институтам публичной власти и правовому регулированию во всех его проявлениях [9, с. 115].
Функциональный подход в осмыслении правовой природы патриотизма важен тем, что через его философские смыслы патриотизм оформляется в бытийности индивида как участника социальных связей [7, с. 102]. Так, через имманентные качества патриотизма поведение человека приобретает особые свойства, которые невозможны без патриотизма как реально существующего явления:
■ реализация разнообразной деятельности индивидом через телеологию высокого качества конечного результата;
■ видение результата деятельности через призму его социальной ценности и духовных качеств;
■ уважительное отношение к другим лицам, социуму и государственности;
■ стремление к духовно-этическим и культурно-историческим ценностям в процессе осуществления деятельности;
■ добросовестное несение моральных и правовых обязанностей;
■ уважение к нормам права и нравственным предписаниям;
■ необходимость самореализации через трудовую и служебную деятельность;
■ уважение к государственной символике, которая является зрительным восприятием атрибутов государства.
Патриотизм, как многогранное политико-правовое явление и конституционная ценность, крайне значим для самой личности, общества и государства. Во-первых, патриотизм гарантирует защиту суверенитета государства, укрепляя основы его конституционного строя, параллельно формируя условия для единства и сплоченности многонационального народа России. Во-вторых, патриотизм, являясь конституционной ценностью, формирует должный уровень правопорядка, побуждая граждан к правопослушному поведению и добросовестному несению юридических обязанностей. В-третьих, патриотизм обеспечивает существование общества как социокультурного фе-
номена в русле уважительного отношения граждан к правам, свободам и законным интересам других лиц, позволяя формировать сопричастность граждан к реакции публичной власти на факты правонарушений. В-четвертых, патриотизм способствует самоопределению личности в структуре гражданского общества, формируя ее политико-правовые и духовно-этические ориентиры. Кроме того, патриотизм положительным образом влияет на правовую культуру общества, реализуя функцию консолидации общества и публичной власти на основе правового регулирования.
В заключение необходимо отметить, что значимость патриотизма как конституционной ценности трудно переоценить. Патриотизм формирует правосознание граждан и правовую культуру общества, детерминируя отношение гражданина к своему государству, правопорядку и ментальной составляющей социума. Патриотизм как конституционно-правовой институт находит свое отражение в Конституции страны в качестве важнейших принципов правового регулирования. Патриотизм как политико-правовой феномен наделен широким спектром функций, без которых невозможно стабильное развитие всех общественных и государственных институтов, а также само бытие человека как части социума. Патриотизм способствует обеспечению участия граждан в деятельности государственных органов, имплемен-тируя принцип народовластия. В свою очередь, государство как внешнее выражение народовластия и демократии выступает активным участником процесса формирования патриотизма как политико-правовой категории.
Список источников
1. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
2. Грошев C.H. Правовая культура России: история и современность / / Вопросы государства и права: сборник научных статей. Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 107—109.
3. Демин И.В., Долгина E.C. Патриотизм: понятие и виды // Вестник магистратуры. 2015. № 11-2 (50). С. 4—6.
4. Неновски H.K. Право и ценности / под ред. В.Д. Зорькина; пер. с болг. М.: Прогресс, 1987. 248 с.
5. Петручак ЛА. Правовая культура как детерминанта современного российского общества: монография. М.: Юриспруденция, 2012. 364 с.
6. Ромашов РА, Шукшина ЕГ. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде / / История государства и права. 2006. № 2. С. 2—8.
7. Рядовой А.Г. Патриотизм как системно-комплексное качество личности: сущность и содержание // Омский научный вестник. 2008. № 3 (67). С. 100—103.
8. Тихомиров ГА. Патриотизм: основные концепции и исследовательские подходы / / Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 5-1. С. 31—35.
9. Саудаханов М.В. Человек в социально-экономической системе России: монография / под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 368 с.
References
1. Alekseev N.N. Fundamentals of the philosophy of law. St. Petersburg: Lan, 1999. 256 p.
2. Groshev S.N. Legal culture of Russia: history and modernity / / Questions of state and law: collection of scientific articles. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. pp. 107—109.
3. Demin I.V., Dolgina E.S. Patriotism: concept and types // Bulletin of the Magistracy. 2015. No. 11-2 (50). pp. 4—6.
4. Nenovsky N.K. Law and values / ed. by V.D. Zor-kin; trans. from bolg. M.: Progress, 1987. 248 p.
5. Petruchak LA. Legal culture as a determinant of modern Russian society: monograph. M.: Jurisprudence, 2012. 364 p.
6. Romashov RA., Shukshina E.G. Legal culture and legal nihilism in the youth environment // History of the state and law. 2006. No. 2. pp. 2—8.
7. Ryadovoy AG. Patriotism as a systemically complex personality quality: essence and content / / Omsk Scientific Bulletin. 2008. No. 3 (67). pp. 100—103.
8. Tikhomirov GA. Patriotism: basic concepts and research approaches // Problems and prospects of education development in Russia. 2010. No. 5-1. pp. 31—35.
9. Saudakhanov M.V. Man in the socio-economic system of Russia: monograph / edited by B.S. Eb-zeev. M.: UNITY-DANA, 2023. 368 p.
Информация об авторе А.В. Соколов — аспирант Института социальных наук.
Information about the author A.V. Sokolov — Postgraduate Student at Institute of Social Sciences.
Статья поступила в редакцию 07.10.2024; одобрена после рецензирования 07.11.2024; принята к публикации 07.12.2024. The article was submitted 07.1 0.2024; approved after reviewing 07.1 1.2024; accepted for publication 07.1 2.2024.