Закон и право. 2024. № 11. С. 102-106. Law and legislation. 2024;(11):102-106.
Научная статья УДК 342.72/.73
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-102-106 NIION: 1997-0063-11/24-559
EDN: https://elibrary.ru/KOKJKL MOSURED: 77/27-001-2024-11-759
Патриотизм в механизме обеспечения суверенной государственности
Александр Владимирович Соколов
АНОВО «Институт социальных наук», Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье осуществлен конституционно-правовой анализ идеи патриотизма в качестве ключевого сегмента суверенной государственности. В работе акцентируется внимание на патриотизме как важнейшем принципе конституционно-правового регулирования в сфере государственной службы. Автор в своей статье затронул проблематику патриотического воспитания граждан в контексте Специальной военной операции на Украине. Особое внимание автор уделяет осмыслению патриотизма как традиционной ценности, которая отражается в преамбуле Конституции Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция, патриотизм, суверенная государственность, патриотическое воспитание, традиционные ценности, права и свободы индивида, обязанности граждан.
Для цитирования: Соколов А.В. Патриотизм в механизме обеспечения суверенной государственности // Закон и право. 2024. № 11. С. 102—106. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-102-106 EDN: https://elibrary.ru/KOKJKL
Original article
Patriotism in the mechanism of ensuring sovereign statehood
Aleksandr V. Sokolov
ANOVO «Institute of Social Sciences», Moscow,
Russia, [email protected]
Abstract. The article provides a constitutional and legal analysis of the idea of patriotism as a key segment of sovereign statehood. The work focuses on patriotism as the most important principle of constitutional and legal regulation in the field of public service. The author in his article touched upon the problems of patriotic education of citizens in the context of a special military operation in Ukraine. The author pays special attention to the understanding of patriotism as a traditional value, which is reflected in the preamble to the Constitution of the Russian Federation.
Keywords: Constitution, patriotism, sovereign statehood, patriotic education, traditional values, individual rights and freedoms, duties of citizens.
For citation: Sokolov A.V. Patriotism in the mechanism of ensuring sovereign statehood // Law and legislation. 2024;(11): 102—106. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-102-106 EDN: https:// elibrary.ru/KOKJKL
Актуальность настоящей статьи заключается в том, что суверенное государство в условиях современного однополярного мира превращается в юридическую фикцию, так как встраивается, нередко посредством насилия,
© Соколов А.В. М., 2024.
в международное сообщество в качестве несамостоятельного сателлита.
В связи с этим, по мнению М. Ковальчука, современная правовая реальность через нормы и стандартизацию мирового сообщества, действующего под эгидой США, приступила к слому фундаментальных морально-нравственных
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
императивов через формирование альтернативных ценностей, которые не коррелируются с нормальной человеческой жизнедеятельностью.
Ученый подчеркивает то, что права и свободы индивида нельзя абсолютизировать, так как интересы отдельной личности не могут превалировать над идеей суверенной государственности [5]. По сути, актуальность настоящей статьи затрагивает аспект независимой публичной власти, без которой невозможно достичь баланса интересов между личностью и обществом.
Кроме того, злободневности заявленной теме придает идея патриотизма, пронизывающая текст Конституции Российской Федерации [2, с. 107], в том числе в положениях, которые транс -лируют идею патриотизма в имплицитной форме [9, с. 116]. Вместе с тем идея патриотизма как важнейшего сегмента суверенной государственности зиждется на концепции преданности гражданина своему государству [10, с. 997].
Итак, в настоящее время можно констатировать такую тенденцию конституционно-правового регулирования, которая делает основной акцент на правах и свободах индивида. По сути, в правовой системе страны реализуется императивность ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает человека и его субъективные права — высшей ценностью. При этом корреспондирующие конституционные положения, которые оформляли бы долженствования индивида, оказываются зафиксированными не в полной мере. Последние представляют собой юридические обязанности, перспективную и ретроспективную ответственность и, что важно, патриотизм [1, с. 29].
Если обратить внимание на проблему суверенной государственности в контексте патриотизма как политико-правового феномена, то в настоящее время можно выделить целый спектр неблагоприятных факторов, которые отображаются в следующих позициях:
■ слабость выражения общенародной идеи, которая объединяет социум;
■ патриотическое воспитание нередко носит декларативный характер, аккумулируясь в основном в транслировании обрядной и символической составляющей;
■ низкая мотивация граждан к реализации патриотического поведения;
■ патриотическая индифферентность средств массовой информации.
Последняя позиция в некотором смысле начала меняться в позитивном ключе после начала Специальной военной операции на Украине.
Указанные факторы, которые во многом перерастают в тенденцию, в полной мере характерны и для кластера государственной службы, выступающего сегментом механизма обеспечения суверенной государственности [7, с. 110]. По сути, низкий уровень патриотизма государственных служащих может привести к краху государственных институтов, так как личный интерес субъекта будет превалировать над интересами публичной власти.
Ведя речь о патриотизме как ведущем компоненте механизма обеспечения государственного суверенитета, мы затрагиваем прежде всего содержательную сущность государственного управления, ту идею, которой пронизывается не только конституционно-правовое регулирование, но и весь национальный правопорядок, обеспечивающий независимость государства как политико-правового субъекта.
Здесь, по нашему мнению, очень уместна философская позиция И. А. Ильина, которая подчеркивает значимость внутренней духовно-нравственной идеи в рамках государственного строительства [4, с. 38—39].
Развитие внутреннего духовного стержня, которым безусловно выступает патриотизм, требует существенных усилий и скрупулезной работы в русле патриотического воспитания граждан. При этом задачей институтов государственной власти здесь выступает всемерная реализация положений отечественного Основного закона, регулирующих патриотизм как социальное явление.
В частности, имплементация ст. 67.1 Конституции Российской Федерации позволит реализовать следующие значимые для суверенной государственности направления:
■ Россия должна стать полноправной частью мирового сообщества как правопреемник СССР, т.е. как суверенный политико-правовой субъект;
■ Российская Федерация должна остаться государством традиционного типа, в идеологии которого имеет место историческая память, нравственные идеалы и идея государственного единства;
■ отечественные институты публичной власти должны обеспечивать историческую правду, сохранять память тех российских граждан, которые защищали свою Родину во все периоды исторического развития государства;
■ органы государства должны эффективно реализовывать мероприятия по воспита-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 11-2024
нию молодежи в русле патриотизма, гражданственности и уважения к старшему поколению, отдавая приоритет семейному воспитанию и формируя условия для всестороннего духовно-нравственного и интеллектуально-физического развития детей.
Значимость конституционно-правового регулирования сферы патриотизма трудно переоценить. В частности, преамбула Конституции Российской Федерации очерчивает контуры основных патриотических идей, которые по своей нормативной сущности обеспечивают внутренний и внешний суверенитет государства. Так, в преамбуле отечественного Основного закона фиксируются важнейшие понятия, без которых реализовать государственный суверенитет не представляется возможным:
1) гражданский мир и согласие;
2) государственное единство;
3) принцип равноправия народов;
4) любовь к Родине;
5) демократия.
Можно сказать, что в преамбуле Конституции Российской Федерации в имплицитной форме содержится национальная идея суверенного государства. При этом последняя, по мнению Президента России В.В. Путина, видится в образе патриотизма, так как не существует иной концепции, которая была бы способна консолидировать социум [8].
Патриотизм и суверенная государственность, безусловно, категории одного порядка, и они тесно связаны с силовым блоком, который обеспечивает государственное принуждение, реализуя монопольное право государства применять насилие. Тем не менее не следует смешивать патриотические идеи с идеологией нетерпимости, ксенофобии и враждебности к другим государствам и нациям [3, с. 130].
С нашей точки зрения, именно патриотизм лежит в основе идеи безусловной преданности своему государству, военной службе (в том числе по призыву), высокому уровню правосознания, правомерному поведению, законности и т.д. Кроме того, содержательная сущность патриотизма в контексте суверенной государственности прямо продемонстрирована в целях и задачах, которые в настоящее время реализуются в рамках Специальной военной операции на Украине. В целом текущие события демонстрируют значимость не просто патриотического воспитания, но и военно-патриотических мероприятий,
которые способствуют реализации идеи суверенной государственности [6, с. 7].
Суверенное государство и патриотические идеи соединяются в нескольких политико-правовых плоскостях, охватывающих три важнейших кластера:
1) мировоззренческий;
2) нравственный;
3) профессиональный.
Такая триада, в свою очередь, акцентирует взгляд исследователя на правосознании граждан, и прежде всего государственных служащих.
Мировоззренческое единство суверенной государственности и патриотизма реализуется через доминирование интересов публичной власти и общества в структуре мотиваций и ценностей отдельного индивида. Нравственный синтез государственного суверенитета и патриотических смыслов расположен в плоскости любви гражданина к своему Отечеству, в безусловной преданности своему государству и всемерной поддержки его институтов. В свою очередь, профессиональная общность независимости государства и патриотических идей заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и готовности преодолевать трудности.
В аспекте конституционно-правового регулирования государственный суверенитет и патриотизм аккумулируются в русле добросовестной реализации юридических обязанностей индивидом. Так, отечественный Основной закон нормирует следующие конституционные обязанности личности:
1) соблюдение конституционных положений и иного нормативного массива, фигурирующего в рамках национального правопорядка (ч. 2 ст. 15);
2) уважение прав, свобод и законных интересов третьих лиц (ч. 3 ст. 17);
3) забота со стороны родителей о своих детях, равно как и обязанность содержать своих нетрудоспособных родителей (части 2, 3 ст. 38);
4) обязанность каждого получить общее образование, которая корреспондируется родителям или лицам, их замещающим, в отношении своих детей и подопечных (ч. 4 ст. 43);
5) сбережение культурно-исторического наследия (ч. 3 ст. 44);
6) уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);
7) сохранение природной окружающей среды и природных богатств (ст. 58);
8) защита гражданином своей Родины (ч. 1 ст. 59).
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
Ведя речь о взаимопроникновении суверенитета государства и патриотических идей, нельзя не упомянуть советскую модель патриотического воспитания. Последняя, несмотря на то, что была существенным образом перегружена марксистской идеологией, по своей сути несла в себе традиционные патриотические смыслы, которые соответствовали истории развития отечественной государственности. Так, в рамках советского патриотического воспитания широко применялись: литература, образы героев, защищавших Родину, традиционные ценности и проч. На наш взгляд, значимость советского опыта патриотического воспитания заключается еще и в том, что полноценная гражданственность проявляла себя исключительно через патриотизм, который нуллифицирует политико -правовую индифферентность индивида.
В заключение необходимо отметить, что без независимой публичной власти невозможно достичь баланса интересов между личностью и обществом. При этом низкий уровень патриотизма государственных служащих может привести к краху государственных институтов, так как личный интерес субъекта будет превалировать над интересами публичной власти.
Следует подчеркнуть, что задачей институтов государственной власти выступает всемерная реализация положений Конституции Российской Федерации, регулирующих патриотизм как социальное явление. Кроме того, преамбула Конституции Российской Федерации очерчивает контуры основных патриотических идей, которые по своей нормативной сущности нормирует внутренний и внешний суверенитет государства.
Патриотизм и суверенная государственность — категории одного порядка, так как тесно связаны с силовым блоком, который обеспечивает государственное принуждение, реализуя монопольное право государства применять насилие.
В целом суверенитет государства связан с полноценной гражданственностью, которая проявляет себя исключительно через патриотизм, нуллифицирующий политико-правовую индифферентность индивида.
Список источников
1. Авакъян С. А. Российский конституционализм: несколько тезисов о неотложных задачах // Юрид. мир. 2015. № 2. С. 23—30.
2. Грошев С.Н. Правовая культура России: история и современность // Вопросы государства
и права: Сб. науч. ст. / Редколлегия: Л.В. Карна-ушенко, А.А. Швец, Е.А. Пушкарев, Н.Ю. Турищева, В.Н. Коротких. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2021. С. 107-109.
3. Евлапова Т.В. Неизменность идеи патриотизма // Власть. 2011. № 6. С. 130-132.
4. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 2 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Рус. кн., 1993. 480 с.
5. Клеточная война, колонии и «служебные люди» США // РАН: URL: https://www.ras.ru/ news/shownews.aspx (Дата обращения: 30.08.2024)
6. Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / Под общ. ред. Н.В. Стаськова. М.: АНО СПО «СОТИС», 2018. 128 с.
7. Петров С.И. Современная кадровая политика и проблема патриотизма в системе государственной службы // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3. С. 106-112.
8. Путин: патриотизм — «это и есть национальная идея» // URL: https://tass.ru/politika/ 2636647 (Дата обращения: 30.08.2024)
9. Саудаханов М.В. Человек в социально-экономической системе России: Монография / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 368 с.
10. Эбзеев Б.С. Государство и личность в России: социальная солидарность как парадигма отечественного конституционализма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6 (43). С. 986—999.
References
1. Avakian S.A. Russian constitutionalism: several theses on urgent tasks // Legal World. 2015. № 2. Pp. 23—30.
2. Groshev S.N. Legal culture of Russia: history and modernity // Questions of state and law: Collection of scientific articles / Editorial board: L.V. Karnaushenko, A.A. Shvets, E.A. Pushkarev, N.Yu. Turishcheva, V.N. Korotkikh. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. Pp. 107—109.
3. Evlapova T. V. Immutability of the idea of patriotism // Power. 2011. № 6. Pp. 130—132.
4. Ilyin I.A. Collected works: In 10 vols. Vol. 2. Book 2 / Comp. and comment. Yu.T. Lisitsy. M.: Russian book, 1993. 480 p.
5. Cell warfare, colonies and «service people» of the USA // RAS: URL: https://www.ras.ru/news/ shownews.aspx (Accessed: 30.08.2024)
LAW & LEGISLATION • 11-2024
6. Lutovinov V.I. Methodological recommendations on the organization of patriotic (military-patriotic) education / Under the general editorship of N.V. Staskov. M.: ANO SPO «SOTIS», 2018. 128 p.
7. Petrov S.I. Modern personnel policy and the problem of patriotism in the public service system // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 6. 2013. Issue 3. Pp. 106-112.
8. Putin: patriotism—«this is the national idea» // URL: https://tass.ru/politika/2636647 (Accessed: 30.08.2024)
9. Saudakhanov M. V. Man in the socio-economic system of Russia: a monograph / Edited by B.S. Ebzeev. Moscow: UNITY-DANA, 2023. 368 p.
10. Ebzeev B.S. The state and personality in Russia: social solidarity as a paradigm of domestic constitutionalism // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2013. № 6 (43). Pp. 986-999.
Информация об авторе
Соколов А.В. — аспирант
Статья поступила в редакцию 12.09.2024; одобрена после рецензирования 08.10.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the author Sokolov A.V. — postgraduate student
The article was submitted 1 2.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Актуальные проблемы теории государства и права. 4-е изд., перераб. и доп. Учеб.пособие. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ISBN: 978-5-238-03605-2
Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024