Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛИЗМ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грудинин Никита Сергеевич

В статье рассматриваются основные направления и векторы развития конституционно-правовой политики современной России. Подчеркивается, что конституционно-правовая политика должна обеспечивать государственный суверенитет, территориальную целостность и историко-культурную идентичность российского общества, внутриполитический мир. Отмечается, что добиться решения данной задачи нельзя без стабильности и преемственности в развитии российской государственности, а также укрепления чувства патриотизма россиян. Именно по этой причине в основу конституционно-правовой политики России заложены концепции единого и целостного федеративного государства, разделения властей, исторической памяти и традиционных семейных ценностей. Развитие России как демократического правового и суверенного государства невозможно без дальнейшего совершенствования конституционно-правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL POLICY OF RUSSIA IN THE FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY

The article considers main directions and vectors of development of constitutional and legal policy of modern Russia. It is emphasized that the constitutional and legal policy should ensure state sovereignty, territorial integrity and historical and cultural identity of the Russian society, domestic political peace. It is noted that it is impossible to achieve a solution to this problem without stability and continuity in the development of Russian statehood, as well as strengthening the feeling of patriotism of Russians. It is for this reason that the constitutional and legal policy of Russia is based on the concepts of a single and integral federal state, separation of powers, historical memory and traditional family values. The development of Russia as a democratic legal and sovereign state is impossible without further improvement of the constitutional and legal policy.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.4

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-39-42 EDN: https://elibrary.ru/diqubs NIION: 2015-0066-2/23-652 MOSURED: 77/27-011-2023-02-851

Конституционно-правовая политика России в первой четверти XXI века

Никита Сергеевич Грудинин

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,

nekit-07@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления и векторы развития конституционно-правовой политики современной России. Подчеркивается, что конституционно-правовая политика должна обеспечивать государственный суверенитет, территориальную целостность и историко-культурную идентичность российского общества, внутриполитический мир. Отмечается, что добиться решения данной задачи нельзя без стабильности и преемственности в развитии российской государственности, а также укрепления чувства патриотизма россиян. Именно по этой причине в основу конституционно-правовой политики России заложены концепции единого и целостного федеративного государства, разделения властей, исторической памяти и традиционных семейных ценностей. Развитие России как демократического правового и суверенного государства невозможно без дальнейшего совершенствования конституционно-правовой политики.

Ключевые слова: конституционно-правовая политика, федерализм, разделение властей, историческая память, преемственность, стабильность, патриотизм

Для цитирования: Грудинин Н. С. Конституционно-правовая политика России в первой четверти XXI века // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 39-42. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-39-42. EDN: DIQUBS.

Original article

The constitutional and legal policy of Russia in the first quarter of the XXI century

Nikita S. Grudinin

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia,

nekit-07@mail.ru

Abstract. The article considers main directions and vectors of development of constitutional and legal policy of modern Russia. It is emphasized that the constitutional and legal policy should ensure state sovereignty, territorial integrity and historical and cultural identity of the Russian society, domestic political peace. It is noted that it is impossible to achieve a solution to this problem without stability and continuity in the development of Russian statehood, as well as strengthening the feeling of patriotism of Russians. It is for this reason that the constitutional and legal policy of Russia is based on the concepts of a single and integral federal state, separation of powers, historical memory and traditional family values. The development of Russia as a democratic legal and sovereign state is impossible without further improvement of the constitutional and legal policy.

Keywords: constitutional and legal policy, federalism, separation of powers, historical memory, continuity, stability, patriotism

For citation: Grudinin N. S. The constitutional and legal policy of Russia in the first quarter of the XXI century. Bulletin of economic security. 2023;(2):39-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-39-42. EDN: DIQUBS.

Конституционное право, пожалуй, как и любая другая отрасль права, находится в области влияния политики. Однако степень соприкосновения конституционного права и политики в разы более заметна и значима, чем

© Грудинин Н. С., 2023

у любой другой отрасли права. Представляется, что взаимовлияние права и политики в области государственно-правовых отношений является одним из ключевых факторов, определяющих основные направления раз-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вития государства и общества. Кроме того, взаимовлияние конституционного права и политики, безусловно, предопределяет нормативное содержание Конституции и федеральных конституционных законов. В свою очередь действующая Конституция Российской Федерации очерчивает основные векторы развития политической системы общества и публично-правовых институтов в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В этом постоянном взаимодействии конституционно-правовых институтов и общественно-политических отношений и рождается такой феномен как конституционно-правовая политика государства.

Необходимо особо отметить, что конституционно-правовая политика является составной частью правовой политики государства, но одновременно с этим, являясь ее ядром, предопределяет векторы развития общей правовой политики государства и контуры развития других отраслей права. Как отмечают В. И. Майоров и А. К. Сисакьян, конституционно-правовая политика представляет собой деятельность органов публичной власти и элементов гражданского общества по организации результативного механизма конституционно-правового регулирования, а также совершенствованию конституционного строительства государства [1, с. 147]. Поддерживая данное определение, хотелось бы уточнить, что конституционно-правовая политика формируется и развивается не только благодаря усилиям органов публичной власти и представителей гражданского общества, но и систематической научно-познавательной работе, которая осуществляется научно-педагогическими сотрудниками. Помимо этого, своим объектом конституционно-правовая политика охватывает взаимоотношения между государством и гражданским обществом, а также отношения, складывающиеся внутри гражданского общества. Очевидно, что конституционно-правовая политика государства в современных напряженных геополитических условиях должна обеспечивать государственный суверенитет, территориальную целостность и историко-культурную идентичность российского общества, внутриполитический мир и согласие внутри общества.

С учетом сказанного, представляется целесообразным определить конституционно-правовую политику Российской Федерации как ключевую составляющую правовой политики государства, представляющую собой деятельность органов публичной власти, институтов гражданского общества и представителей научно-педагогического сообщества, которая нацелена на совершенствование механизма конституционно-правового регулирования, государственного строительства и взаимодействия государства, гражданского общества и личности. Конституционно-правовая политика государства строится на конституционных установлениях и параллельно с этим является базой для развития Конституции 1993 года и всей системы государственно-правовых отношений. Таким образом, конституционно-правовая политика - это динамичное явление, двигающее

вперед развитие Конституции, а также государства и общественно-политических институтов. От того, насколько конституционно-правовая политика стабильна и в то же время адаптивна к изменяющимся общественно-политическим и экономическим процессам, зависит стабильность и поступательное развитие государства и общества.

Представляется, что развитие конституционно-правовой политики в России в первой четверти XXI века проходит по нескольким основным направлениям. Первым таким направлением является так называемая федеративная реформа, реализация которой позволила консолидировать все территории Российской Федерации под контролем федерального центра, существенно ограничить самостоятельность субъектов Федерации, а также укрепить вертикаль исполнительной власти. Если в первое десятилетие XXI века конституционно-правовая политика строилась вокруг централизации субъектов Федерации вокруг федерального центра, то в последние несколько лет данные тенденции стали все заметнее переноситься на институт местного самоуправления.

Необходимо отметить, что проблема централизации и децентрализации - это одна из ключевых проблем для развития федеративного государства. Российский федерализм достаточно молод, и совершенствование баланса в распределении полномочий между федеральным центром и регионами продолжается. Однако при этом подчеркнем одну принципиальную мысль: конституционно-правовая политика первой четверти XXI века выработала одно главное правило, которое определило саму сущность российского федерализма. Его суть можно выразить следующей формулировкой: «Единая страна - единая власть - многообразие культур и традиций». Именно в этой формуле, на наш взгляд, закреплены принцип территориальной целостности Российской Федерации, а также превалирующая роль федерального центра в вопросах государственно-правового строительства и федеративного развития [2, с. 22]. Указанное правило позволяет активно развиваться регионам, сохранять их историю, культуру и традиции, но при этом не позволяет ни на минуту думать о возможности сецессии и предотвращает центробежные тенденции.

Институт местного самоуправления является логическим продолжением модели федеративного государства. В современных российских реалиях институт местного самоуправления позволяет сохранить самобытность местных сообществ, обеспечить развитие их экономики, хозяйства, социально-бытовой сферы, но при этом также обеспечивает (через институт передаваемых государственных полномочий) решение вопросов государственного значения на местах [3, с. 90]. В этой связи надлежит подчеркнуть, что институт местного самоуправления в Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года развивается преимущественно в рамках теории государственного местного самоуправления. Полагаем, что данный вектор является верным, поскольку дезинтеграция института местного

JURISPRUDENCE

самоуправления из системы публичной власти крайне негативно сказывается как на эффективности государственного управления, так и на поступательном развитии регионов. Сильное федеративное государство - это государство с эффективно функционирующим местным самоуправлением, встроенным в единую систему публичной власти.

Однако федеративное и достаточно централизованное государство, так или иначе, в любом случае предоставляет определенную степень свободы и автономии своим субъектам и муниципальным образованиям. По этой причине мы считаем целесообразным сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления. На уровне муниципальных районов и округов, а также городских округов местные администрации должны быть встроены в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Их формирование должно быть прерогативой органов государственной власти субъектов Федерации. На уровне же городских и сельских поселений, как представляется, формирование органов местного самоуправления (включая местные администрации) должно быть прерогативой населения. Такая формула, на наш взгляд, позволит обеспечить взаимосвязь населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти федерального и регионального уровней (единство в целостности и многообразии).

Вторым направлением конституционно-правовой политики России в первой четверти XXI века стала корректировка баланса внутри системы разделения властей. Как известно, Конституция 1993 года предусмотрела де-юре смешанную президентско-парламент-скую республиканскую форму правления. Однако при этом полномочия Президента и Правительства России оказались настолько существенными, что положение Федерального Собрания - парламента России де-факто нарушило баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти, исказив саму идею смешанной республики и позволив ряду теоретиков считать Россию президентской республикой. Необходимо отметить, что такое положение вещей было во многом оправдано обстановкой и условиями, в которых принималась действующая Конституция: благодаря сильной президентской власти были преодолены последствия конституционного кризиса, выстроена вертикаль исполнительной власти и сформирована система современного российского законодательства [4, с. 152].

Можно сказать, что к началу XXI века в России парламент не являлся значимым элементом в системе разделения властей, а сама формула механизма разделения властей была выражена следующим образом: «Сильный президент - слабый парламент». Думается, что такой дисбаланс в системе разделения властей препятствовал позитивному развитию правовой демократической государственности и не создавал необходимых условий для ведения дискуссии между Правительством и Федеральным Собранием в процессе работы над ключевы-

ми федеральными законами. Все это привело к тому, что фактическим законотворческим центром в стране стал не парламент, а Правительство и Администрация Президента Российской Федерации. С целью усиления позиций парламента в системе разделения властей и укрепления взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в 2008 году в Конституцию Российской Федерации была внесена поправка, согласно которой Правительство обязано представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции).

Закономерным продолжением вектора на усиление позиций парламента в системе разделения властей стала конституционная реформа 2020 года, усилившая роль Государственной Думы в процессе формирования состава Правительства Российской Федерации. Если ранее Государственная Дума давала свое согласие Президенту страны только в отношении кандидатуры Председателя Правительства, то теперь и кандидатура Председателя Правительства, и кандидатуры его заместителей и большинства федеральных министров утверждаются Государственной Думой. Представляется, что данная новация существенным образом усиливает позиции Государственной Думы в системе разделения властей, а само Правительство подталкивает к более тесной работе с парламентом. В сегодняшней ситуации практически каждый федеральный министр чувствует свою ответственность не только перед Президентом Российской Федерации, но и перед Государственной Думой.

Полагаем, что вектор конституционно-правовой политики, который направлен на наиболее эффективное взаимодействие Правительства и Государственной Думы, является верным. В обозримом будущем он может быть развит путем внедрения в России концепции партийного правительства. При этом, на наш взгляд, внесение поправок в Конституцию не является обязательным. Соответствующие изменения могли бы быть внесены в федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 г. №2 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Суть их, по нашему мнению, должна быть выражена в следующем принципе: кандидатура на должность Председателя Правительства, вносимая Президентом Российской Федерации, и кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, вносимые Председателем Правительства, должны быть только из числа членов политической партии (коалиции политических партий), имеющей более 50 % депутатских мандатов в Государственной Думе.

Наконец, последним направлением конституционно-правовой политики России на современном этапе является укрепление национальной идентичности российского общества, традиционных семейных ценностей, исторической памяти и усиление социального вектора в самой Конституции 1993 года. Представляется, что

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

общество, которое не помнит свою историю, обречено на постепенное угасание. В таком обществе граждане утрачивают свою патриотическую ориентацию, а государство не пользуется авторитетом у населения. В этой связи конституционная модель, предполагающая отказ от какой бы то ни было государственной идеологии, не исключает усиление идеологии патриотизма в воспитательной работе в образовательных организациях [5, с. 87], а также развитие патриотических начал в образовательных программах, внешкольной работе, кинофильмах, телевизионных передачах. Полагаем, что в ближайшем будущем в Конституции 1993 года должны появиться положения о развитии патриотизма граждан, их уважении к государству, а также о взаимном партнерстве и ответственности государства и общества относительно друг друга.

Таким образом, резюмируя сказанное, отметим, что конституционно-правовая политика России в настоящее время активно развивается. Вектор ее развития направлен в сторону укрепления демократической правовой государственности, развития институтов гражданского общества и социального партнерства. Усилия государства нацелены на централизацию и оптимизацию федеративного устройства России, укрепление системы разделения властей, сохранение традиционных семейных ценностей, исторической памяти и усиление социального вектора Конституции 1993 года. Стабильная и последовательная конституционно-правовая политика призвана обеспечить преемственность и поступательное развитие государственно-правовых отношений в России, укрепление суверенной российской государственности и институтов гражданского общества. Эту задачу нельзя решить без участия всех граждан страны. Эта задача на долгие годы вперед.

Список источников

1. Майоров В. И., Сисакьян А. К. Влияние конституционной правовой политики на формирование

правового сознания // Общество и право. 2019. № 4 (70). С. 146-151.

2. Добрынин Н. М. Реформа государственного управления в России как необходимость становления новых федеративных отношений: практика, специфика, закономерности // Российский юридический журнал. 2005. № 3 (47). С. 17-25.

3. Винниченко О. Ю. Местное самоуправление в контекстесамобытности российскойгосударственности // Государство и право. 2009. № 11. С. 90-93.

4. Матросов С. Н., Петров А. Г. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4 (46). С. 151-154.

5. Скрипкина Е. М. Сопричастность как форма воспитания гражданской позиции у школьников в условиях проведения специальной военной операции // Social Phenomena and Processes. 2022. № 1. С. 80-89.

References

1. Mayorov V. I., Sisakyan A. K. The influence of constitutional and legal policy on the formation of legal consciousness // Society and Law. 2019. No. 4 (70). P. 146-151.

2. Dobrynin N. M. Public administration reform in Russia as a necessity for the formation of new federal relations: practice, specifics, patterns // Russian Law Journal. 2005. No. 3 (47). P. 17-25.

3. Vinnichenko O. Y. Local self-government in the context of the identity of the Russian statehood // State and Law. 2009. No. 11. P. 90-93.

4. Matrosov S. N., Petrov A. G. President of the Russian Federation in the system of separation of powers // Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2021. No. 4 (46). P. 151-154.

5. Skripkina E. M. Participation as a form of civic education among schoolchildren in the conditions of a special military operation // Social Phenomena and Processes. 2022. No. 1. P. 80-89.

Информация об авторе

Н. С. Грудинин - доцент кафедры международного права Московского государственного лингвистического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author N. S. Grudinin - Associate Professor of the Department of International Law of the Moscow State Linguistic University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 13.04.2023; принята к публикации 02.06.2023.

The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 13.04.2023; accepted for publication 02.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.