Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ-ДЗЮДОИСТОВ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ-ДЗЮДОИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЗЮДО / КООРДИНАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрченко Александр Леонидович, Завалишина Светлана Юрьевна, Доронцев Александр Викторович, Шевелева Анастасия Юрьевна

Нарастанию общего уровня физической подготовки способствуют регулярные физические тренировки. Этому в полной мере способствуют занятия дзюдо. Систематические тренировки по дзюдо ведут к развитию двигательных характеристик и укреплению опорно-двигательной системы у человека. Цель исследования: рассмотреть влияние тренировок по дзюдо на общее физическое развитие в юношеском возрасте. Методика и организация исследования. Обследовано 35 юношей без признаков каких-либо заболеваний. Из них создали группу исследования (16 человек), которая приступила к тренировкам по дзюдо дополнительно к физкультурным занятиям в университете. Контрольная группа (19 юношей) продолжила быть физически неактивной и испытывала нагрузки только в ходе учебных занятий по физической культуре. Физический статус юношей оценивали с помощью традиционных тестов. Найденные значения подверглись компьютерной обработке с помощью корреляционного анализа и критерия Стьюдента. Результаты исследования и их обсуждение. Систематические тренировки по дзюдо ведут к увеличению общей устойчивости тела в пространстве и оптимизации координационных характеристик. Занятия дзюдо наращивают общее физическое развитие, способствует четкому выполнению любых движений и повышают выносливость организма. Выводы. Регулярные занятия дзюдо способны увеличить в юношеском возрасте выносливость, скоростные возможности, силовые характеристики и улучшают координацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрченко Александр Леонидович, Завалишина Светлана Юрьевна, Доронцев Александр Викторович, Шевелева Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISM FUNCTIONAL FEATURES OF JUDO STUDENTS

Regular physical training contributes to the increase in the general level of physical fitness. This is fully facilitated with judo classes. Systematic training in judo leads to the development of motor characteristics and the strengthening of the musculoskeletal system in humans. Purpose of the study: to consider the impact of judo training on general physical development in adolescence. Methodology and organization of the study. 35 young men were examined without signs of any diseases. Of these, the study group (16 people) was created, which began training in judo in addition to physical education at the university. The control group (19 boys) continued to be physically inactive and experienced stress only during physical education lessons. The physical status of young men was assessed with using the traditional tests. The found values were subjected to computer processing by using the correlation analysis and Student's test (t). Research results and discussion. Systematic training in judo leads to increase in the overall stability of the body in space and optimization of coordination characteristics. Judo classes increase the overall physical development, contribute to the precise execution of any movements and increase the endurance of the body. Conclusions. Regular judo classes can increase endurance, speed capabilities, strength characteristics and improve coordination in adolescence.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ-ДЗЮДОИСТОВ»

своевременной адаптации к происходящим внешним изменениям за счет усиления самоконтроля студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов А.О. Анализ особенностей тренировки волейболисток в подростковом возрасте / А.О. Иванов // Вестник Югорского государственного университета. - 2016. - № 1 (40). - С. 170— 173.

2. Аудиометрическая самокоррекция индивидуальной тренировочной нагрузки / Т.Ю. Маскаева, Ю.В. Урываев, Ю.А. Греков, И.Н. Тузов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - №4 (146). - С. 116-122.

3. Постол О.Л. Применение гимнастики хатха-йоги в транспортном вузе в целях оптимизации психофизического состояния студентов // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли. Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедры «Физическая культура и спорт». - Москва, 2021. -С. 141-144.

4. Щадилова И.С. Подготовка студентов - спортсменов с применением очно-дистанционного формата обучения в вузе / И.С. Щадилова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - №12 (202). - С. 433-435.

5. Щадилова И.С. Применение дистанционного формата спортивных тренировок в практике вуза / И.С. Щадилова, О.Л. Лебедева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2021. - № 6 (196). - С. 382-385.

REFERENCES

1. Ivanov, A.O. (2016), "Analysis of the peculiarities of training volleyball players in adolescence", Bulletin of the Ugra State University, No. 1 (40), рр. 170-173.

2. Maskaeva, T.Yu., Uryvaev, Yu.V., Grekov, Yu.A. and Tuzov, I.N. (2017), "Audiometrie self-correction of individual training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (146), pp. 116-122.

3. Postol, O.L. (2021), "Application of hatha yoga gymnastics in a transport university in order to optimize the psychophysical state of students", Actual problems of development and improvement of the system ofphysical education for training specialists in the transport industry. Materials of the III International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the Department of Physical Culture and Sport, Moscow, pp. 141-144.

4. Shchadilova, I.S.(2021), "Preparation of student - athletes using the full-time distance learning format at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 433-435.

5. Shchadilova, I.S. (2021), "Application of the remote format of sports training in university practice", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 382-385.

Контактная информация: ishchad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2022

УДК 796.853.23

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ-

ДЗЮДОИСТОВ

Александр Леонидович Юрченко, доцент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва; Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва;

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Анастасия Юрьевна Шевелева, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет,

г. Москва

Аннотация

Нарастанию общего уровня физической подготовки способствуют регулярные физические тренировки. Этому в полной мере способствуют занятия дзюдо. Систематические тренировки по дзюдо ведут к развитию двигательных характеристик и укреплению опорно-двигательной системы у человека. Цель исследования: рассмотреть влияние тренировок по дзюдо на общее физическое развитие в юношеском возрасте. Методика и организация исследования. Обследовано 35 юношей без признаков каких-либо заболеваний. Из них создали группу исследования (16 человек), которая приступила к тренировкам по дзюдо дополнительно к физкультурным занятиям в университете. Контрольная группа (19 юношей) продолжила быть физически неактивной и испытывала нагрузки только в ходе учебных занятий по физической культуре. Физический статус юношей оценивали с помощью традиционных тестов. Найденные значения подверглись компьютерной обработке с помощью корреляционного анализа и критерия Стьюдента(Ц. Результаты исследования и их обсуждение. Систематические тренировки по дзюдо ведут к увеличению общей устойчивости тела в пространстве и оптимизации координационных характеристик. Занятия дзюдо наращивают общее физическое развитие, способствует четкому выполнению любых движений и повышают выносливость организма. Выводы. Регулярные занятия дзюдо способны увеличить в юношеском возрасте выносливость, скоростные возможности, силовые характеристики и улучшают координацию.

Ключевые слова: юноши, физическая активность, дзюдо, координация, физические тренировки, выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p456-461

ORGANISM FUNCTIONAL FEATURES OF JUDO STUDENTS Alexander Leonidovich Yurchenko, the docent, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow; Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexander Viktorovich Dorontsev, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Anastasiya Yurievna Sheveleva, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow

Annotation

Regular physical training contributes to the increase in the general level of physical fitness. This is fully facilitated with judo classes. Systematic training in judo leads to the development of motor characteristics and the strengthening of the musculoskeletal system in humans. Purpose of the study: to consider the impact of judo training on general physical development in adolescence. Methodology and organization of the study. 35 young men were examined without signs of any diseases. Of these, the study group (16 people) was created, which began training in judo in addition to physical education at the university. The control group (19 boys) continued to be physically inactive and experienced stress only during physical education lessons. The physical status of young men was assessed with using the traditional tests. The found values were subjected to computer processing by using the correlation analysis and Student's test (t). Research results and discussion. Systematic training in judo leads to increase in the overall stability of the body in space and optimization of coordination characteristics. Judo classes increase the overall physical development, contribute to the precise execution of any movements and increase the endurance of the body. Conclusions. Regular judo classes can increase endurance, speed capabilities, strength characteristics and improve coordination in adolescence.

Keywords: young men, physical activity, judo, coordination, physical training, endurance.

ВВЕДЕНИЕ

Общее физическое укрепление в любом возрасте ведет к повышению жизнеспособности, стимуляции всех физиологических процессов и коррекции большинства имеющихся дисфункций [1, 2]. Систематические мышечные нагрузки укрепляют элементы опорно-двигательной системы и усиливают кровообращение и дыхание во всем организме [3]. Несмотря на известность этих моментов в современном обществе очень часто встречается пониженная физическая активность и как следствие слабое развитие всей мышечной системы. Достаточно широкое распространение среди современной молодежи гиподинамии способно вести в массовом масштабе к негативным последствиям для здо-

ровья молодого поколения и его способности к труду.

В этой связи становится необходим поиск вариантов устранения у большинства юношей явлений гиподинамии и вовлечения их в максимально частые мышечные нагрузки, укрепляющие организм [4]. Ясно, что лишь активизация всей мышечной системы может простимулировать ведущие морфофункциональные параметры молодого организма и обеспечить его общее оздоровление [5]. Учитывая это, важен поиск рациональных вариантов мышечной активизации молодых людей [6]. По этой причине современная наука продолжает нуждаться в усовершенствовании подходов к физической активизации молодого поколения в широких масштабах [7].

Понимание важности этих исследований основано на острой потребности в массовой физической стимуляции молодежи [8]. Особое внимание в этой связи необходимо уделять оздоровлению молодежи, проходящей обучение в университетах и готовящейся стать высококвалифицированными специалистами в разных отраслях. Сложность вопроса связана с тем, что основная часть студентов имеют очень высокую включенность в учебный процесс, необходимую для успешности их учебной деятельности, что способствует понижению их физической активности и ослаблению общего физического потенциала [9].

Признано, что для укрепления нервной системы и висцеральных органов необходимо увеличивать общую двигательную активность [10]. В этой связи результативным вариантом физического укрепления в юношеском возрасте представляются регулярные физические нагрузки, вариантом которых могут быть занятия дзюдо в дополнение к академическим занятиям по физической культуре.

Цель работы: рассмотреть влияние тренировок по дзюдо на общее физическое развитие в юношеском возрасте.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Настоящая работа выполнена на 35 соматически здоровых студентах университета, находящихся в юношеском возрасте (17-21 год). Обследованные юноши были разделены на две сравнимые группы испытуемых. Группа первая получила название группы исследования и состояла из 16 человек. Лица, составившие эту группу, согласились приступить к регулярным тренировкам по дзюдо в условиях университетской секции и продолжили регулярно посещать учебные занятия по физкультуре. Тренировки по дзюдо проводились строго 3 раза в неделю с обеспечением их длительности не короче одного астрономического часа. Другая группа юношей получила статус группы контроля и включала в себя 19 человек. Она состояла из тех, кто сохранил свой исходно низкий физически малоактивный формат жизни и имел возможность испытать реальные физические нагрузки только дважды в течение недели в ходе учебных физкультурных занятий в университете. У юношей обоих групп регистрировали ряд параметров при помощи традиционных спортивных тестов, дающих возможность выяснить уровень физического развития испытуемых.

В работе применена статистическая обработка найденных в ходе исследования данных, что выполнено методами компьютерной программы «StatSoft, Inc.». Различия сравниваемых показателей между группами оценивали с помощью критерия Стьюдента (t). Корреляционный анализ был проведен по методу Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

На момент взятия в проведенное исследование у всех юношей имелся невысокий уровень физического развития (таблица). В дебюте наблюдения будущие юные дзюдоисты имели низкое физическое развитие. Они были способны пробежать 30 м за 5,7±0,54 с, пробежать 60 м за 10,6±0,61 с, прыгнуть в длину на 1,42±0,25 м. В исходном состоянии испытуемые были способны пробежать за время 6 минут дистанцию в 939,0±30,17 м.

Также они демонстрировали низкое количество исходно совершаемых актов подтягивания (5,7±0,54 повторений) при исходно слабой выраженности координационных способностей, о которых судили по времени их челночного бега 4х9 (12,5±0,61 с) и числу (27,2±1,31 повторений) совершаемых за четверть минуты подпрыгиваний со скакалкой.

В самом начале занятий дзюдо юноши испытывали сложности с выполнением теста на подтягивание тела с подъемом тела из горизонтальной позиции и с реализацией челночного бега. Весьма непростым для начинающих дзюдоистов оказалось четкое осуществление спортивных движений с сохранением ритмичности дыхания. Также в начале занятий дзюдо юноши быстро начинали ощущать утомление с нарастанием числа ошибочных движений и падением внимания в отношении действий соперника.

Таблица - Динамика физического развития у испытываемых

Физические характеристики Начало исследования, М±т, п=35 Конец исследования, М±т

Гр. исслед., п=16 Гр. контроля, п=19

Расстояние прыжка в длину с места, м 1,42±0,25 2,09±0,18, р<0,01 1,53±0,14

Дистанция, которая пробегается за 6 минут, м 939,0±30,17 1202,0±36,24, р<0,05 945,0±41,84

Количество совершаемых подтягивание на перекладине, повторений 4,7±0,62 7,5±0,35, р<0,01 5,1±0,23

Количество совершаемых подъемов туловища из позиции лежа за 1 минуту, повторений 22,7±1,24 34,1±1,36, р<0,01 24,2±0,93

Время пробегания дистанции 30 м, с 5,7±0,54 4,3±0,11, р<0,01 5,9±0,16

Время пробегания дистанции 60 м, с 10,6±0,61 7,8±0,54, р<0,01 10,2±0,76

Продолжительность челночного бега 4x9, с 12,5±0,61 9,1±0,43, р<0,01 11,8±0,35

Количество прыжков с использованием скакалки за 25 с, повторений 27,2±1,31 42,2±1,17, р<0,01 29,7±1,20

Примечание: р - достоверность динамики учтенных параметров в процессе выполненного наблюдения за испытуемыми.

В конце выполненного исследования у юношей группы контроля не имелось математически значимых изменений всех регистрируемых показателей. По истечении 6 месяцев тренировок по дзюдо у начинающих спортсменов найдено ослабление утомляемости. На это у испытуемых указывали их субъективные ощущения и сокращение частоты ударов сердца в ходе занятий дзюдо (показатель в конце работы понизился на 28,9%, достигнув 112,0±5,7 ударов в минуту).

Спустя полгода тренировок по дзюдо у наблюдавшихся юношей возрос общий уровень физического развития (таблица). Это подтверждалось увеличением их скорост-но-силовых параметров (уменьшение на 32,5% длительности пробегания расстояния в 30м, укорочение на 35,9% времени пробегания дистанции в 60 м, удлинение на 47,2% расстояния, преодолеваемого прыжком), рост силовых возможностей (увеличение на 59,6% выполняемых подтягиваний, нарастание на 50,2% реализуемых поднятий тела из горизонтального положения на протяжении 1 минуты). У юношей группы исследования отмечена оптимизация координационных возможностей (понижение на 37,4% длительности челночного бега, повышение на 55,1% числа подскоков при помощи скакалки) и нарастание общей выносливости (повышение на 28,0% дистанции, которую возможно было пробежать в течение 6 минут).

У дзюдоистов в конце исследования выявлены корреляционные связи между временем реализации челночного бега и временем пробегания дистанции в 30 метров (г=0,697; р<0,052). Количество подскоков, выполняемых на скакалке за заданное время, имело корреляционную связь с расстоянием, на которое испытуемые могли прыгнуть в длину (г=0,534; р<0,056). Характеристики скорости возможности, найденные в тесте бега на расстояние в 30 метров у юных дзюдоистов были корреляционно связаны с числом, совершаемыми на стандартном турнике подтягиваний (г=0,624; р<0,059).

Выявленное позитивное влияние на организм тренировок по дзюдо, видимо, во многом было связано с рациональной стимуляцией у тренирующихся юношей опорно-двигательной системы. Лица, составившие группу исследования, через полгода посеще-

ния секции дзюдо показали высокую точность спортивных движений, помогающих совершать прыжки. У них возросло количество совершаемых за один подход подтягиваний. Найденная у дзюдоистов динамика учтенных параметров, без сомнения, была следствием роста у них координационных характеристик, ловкости и силовых параметров [11].

Вследствие тренировок по дзюдо у наблюдаемых возросли физическая тренированность, повысились физические возможности и увеличилась четкость реализации спортивных движений. Нарастание у лиц, вошедших в группу исследования, локомоторных возможностей, несомненно, связано с повышением на фоне занятий дзюдо мышечной массы конечностей и увеличением общей вестибулярной устойчивости в условиях физической нагрузки [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На фоне регулярных занятий дзюдо наступает целый ряд позитивных изменений в организме. Спустя полгода тренировок по дзюдо у юношей повышался уровень физических возможностей. Во всех случаях возрастала точность выполняемых движений и наступало функциональное укрепление систем дыхания и кровообращения. Регулярные занятия дзюдо сопровождались у наблюдаемых юношей ростом показателя силы, скоростных характеристик, координационных возможностей, повышением их выносливости. Физическая активность юношей, связанная только с посещением уроков по физической культуре, мало влияла на уровень их физического развития, оставляя его без существенной динамики в ходе наблюдения. Ясно, что регулярные занятия дзюдо способны существенно стимулировать в юношеском возрасте физические и двигательные характеристики, весьма значимо укрепляя организм студентов университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка функции внешнего дыхания у спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта / И.Н. Медведев, О.В. Марандыкина, Ф.Р. Сибгатулина, М.С. Антонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.- № 4 (194). - С. 298-303.

2. Makhov A.S. Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev // Bali Medical Journal. - 2020.-№ 9 (1). - P. 5154.

3. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. -№ 13 (4). -P. 1842-1846.

4. Функциональные возможности сердца у студентов, занимающихся футболом / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, А.А. Антонов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021.- № 6 (196). - С. 192-196.

5. Динамика общей физической подготовленности студентов первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 118-123.

6. Медведев И.Н. Коррекция тромбоцитарной активности у лиц молодого возраста с высоким нормальным артериальным давлением с помощью регулярных физических тренировок / И.Н. Медведев, А.П. Савченко // Российский кардиологический журнал. - 2010. - Т. 15, № 2. - С. 35-40.

7. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, M.N. Komarov, A.V Dorontsev, E.S. Kumantsova, O.G. Mikhai-lova // Journal of Biochemical Technology. - 2021. -№ 12 (4). - P. 67-71.

8. Динамика общей физической подготовленности студентов-первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.- № 8 (198).- С.118-123.

9. Bikbulatova A.A. Platelets' Functional Peculiarities in Persons of the Second Mature Age with Spinal Column Osteochondrosis of the Second Degree / A.A. Bikbulatova, E.G. Andreeva, I.N. Medvedev // Annual Research & Review in Biology. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 1-9.

10. Махов А.С. Влияние регулярной физической активности на функциональный статус при астении / А.С. Махов, И.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2022.- № 2. - С. 46.

11. Функциональные возможности дыхательной системы у студентов, занимающихся спортивной ходьбой / И.В. Никишин, В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, Т.И. Афиногенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.- № 1 (203). - С. 272-277.

12. Воробьева Н.В. Общий функциональный статус астенизированных рукопашников юношеского возраста / Н.В. Воробьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021.- № 6. - С. 18.

REFERENCES

1. Medvedev, I.N., Marandykina, O.V., Sibgatulina F.R., and Antonova, M.S. (2021), "Function of external respiration among athletes game sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (194), pp. 298-303.

2. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No.9 (1), pp. 51-54.

3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No.13 (4), pp. 1842-1846.

4. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Antonov, A.A., and Kirillova, N.V. (2021), "Heart functional capabilities at practicing students footballers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 192-196.

5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 118-123.

6. Medvedev, I.N. and Savchenko, A.P. (2010), "Platelet activity correction by regular training in young people with high normal blood pressure", Rossijskij kardiologicheskij zhurnal, Vol. 15, No. 2, pp. 35-40.

7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S., and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (4), pp. 67-71.

8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I., and Razjivin, O. A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 118-123.

9. Bikbulatova, A.A., Andreeva, E.G., and Medvedev, I.N. (2017), "Platelets' Functional Peculiarities in Persons of the Second Mature Age with Spinal Column Osteochondrosis of the Second Degree", Annual Research & Review in Biology, Vol. 21, No. 1, pp. 1-9.

10. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity on functional status in asthenia", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 46.

11. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged in sport walking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 272-277.

12. Vorobyeva, N.V. (2021), "General functional status of astenized children of young age", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 18.

Контактная информация: lmedv1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022

УДК 796.814

МОДЕЛЬНЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМБИСТОВ 14-16

ЛЕТ

Екатерина Валерьевна Яцук, аспирант, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.