нием занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Функциональные состояния в спорте / И.В. Левшин, А.С. Солодков, Ю.М. Макаров, А.Н. Поликарпочкин / Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6 - С. 69-75.
2. Селиверстова, В.В. Диагностика функционального состояния : учебно-методическое пособие / В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012. - 93 с.
3. Солодков, А.С. Проблема адаптации в спорте: состояние и перспективы развития // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тезисы докладов Международного Конгресса. Москва, 24-28 мая 1998, 1998. - Т. 1. - С. 118-119.
4. Евдокимов, И.М. Роль функциональных резервов спортсмена в приспособлении к физическим нагрузкам // Социально педагогические вопросы образования и воспитания: сборник научных трудов. - Чебоксары, 2021 - С. 185-187.
REFERENCES
1. Levshin, I.V., Solodkov, A.S., Makarov, Yu.M. and Polikarpochkin, A.N. (2013), "Functional states in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 69-75.
2. Seliverstova, V.V. and Melnikov. D.S. (2012), Diagnostics of the functional state: an educational and methodological manual, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
3. Solodkov, A.S. (1998), "The problem of adaptation in sports: the state and prospects of development", Man in the world of sports: new ideas, technologies, prospects, abstracts of the International Congress, Moscow, Vol. 1, pp. 118-119.
4. Evdokimov, I.M. (2021), "The role of functional reserves of an athlete in adaptation to physical exertion", Socio—pedagogical issues of education and upbringing: collection of scientific works, Cheboksary, pp. 185-187
Контактная информация: zhivoderov74@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.06.2022
УДК 796.015.132
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ
Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Сергей Владимирович Скрыгин, кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва; Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Михаил Александрович Лутков, преподаватель, Пензенский государственный университет, Пенза
Аннотация
Оптимизировать уровень физической подготовленности у студентов юношеского возраста возможно систематическими физическими тренировками, в том числе занятиями спортивной ходьбой. Такие тренировки способствуют росту физической активности, общему укреплению мышечной системы и повышению точности движений. Цель исследования - оценить воздействие занятий спортивной ходьбой на уровень общего физического развития в юношеском возрасте. Методика и организация исследования. Наблюдались 32 юноши, которые были соматически здоровы. Они были разделены на группу исследования (17 юношей), приступившей в дополнение к обычным академическим физкультурным занятиям к тренировкам по спортивной ходьбе 4 раза в неделю не менее 1 часа в день. Контрольная группа (15 юношей) получала физические нагрузки только 2 раза в неделю в ходе академических физкультурных занятий. Оценка общего физического статуса всех обследованных велась при помощи стандартных функциональных тестов. Полученные результаты были подвергнуты обработке корреляционным анализом и критерием Стьюдента^) компьютерным спо-
собом. Результаты исследования и их обсуждение. Длительные регулярные тренировки по спортивной ходьбе существенно повышали координацию и способствовали росту устойчивости тела в статике и динамике. Физические тренировки в рамках спортивной ходьбы увеличили их общую физическую подготовленность и привели к нарастанию четкости совершаемых движений в ходе занятий спортом и в быту. Выводы. Регулярные тренировки в рамках спортивной ходьбы повышают у юношей степень координации движений, силовые характеристики, скорость выполняемых движений и общий уровень выносливости.
Ключевые слова: юношеский возраст, физические возможности, спортивная ходьба, координация, подвижность, физическое развитие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p138-143
GENERAL PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS REGULARLY ENGAGED AT
SPORTS WALKING
Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Sergey Vladimirovich Skrygin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow; Tatia-na Yurievna Fedorova, the candidate of sociological sciences, docent, Russian University of Transport, Moscow; Mikhail Alexandrovich Lutkov, the teacher, Penza State University, Penza
Abstract
It is possible to optimize the level of physical fitness among the adolescent students by systematic physical training, including sports walking. Such training contributes to the growth of physical activity, the overall strengthening of the muscular system and increasing the accuracy of movements. Purpose of the study - to evaluate the impact of sports walking on the level of general physical development in adolescence. Methodology and organization of the study. 32 young men who were somatically healthy were observed. They were divided into the study group (17 young men), which, in addition to the usual academic physical education classes, started training in race walking 4 times a week for at least 1 hour a day. The control group (15 boys) received physical activity only 2 times a week during academic physical education classes. The assessment of the general physical status of all examined was carried out using standard functional tests. The results obtained were subjected to processing by correlation analysis and Student's criterion (t) in a computer way. Research results and discussion. Long-term regular training in race walking significantly increased coordination and contributed to the growth of body stability in statics and dynamics. Physical training within the framework of race walking increased their overall physical fitness and led to an increase in the clarity of movements performed during sports and at home. Conclusions. Regular training within the framework of race walking increases the degree of the coordination of movements in young men, the strength characteristics, the speed of movements performed and the overall level of endurance.
Keywords: adolescence, physical abilities, walking, coordination, mobility, physical development.
ВВЕДЕНИЕ
Наращивание общей ежедневной физической активности в любом возрасте способно увеличивать жизнеспособность, оздоровить и минимизировать проявления имеющихся дисфункций [1] и различной патологии [2]. При этом замечено, что систематические физические нагрузки на нижние конечности особенно повышают уровень развития опорно-двигательного аппарата и значимо усиливают работу внутренних органов [3].
Современный социум оценивает очень высоко здоровье молодого поколения, готовящегося занять место людей предпенсионного возраста и работающих пенсионеров. Повышенное внимание к этому вопросу связано с тем, что многие студенты имеют низкое физическое развитие и слабо выраженные физические резервы их организма по причине затрачивания основного количества своего времени на продуктивный учебный процесс, который, как правило, проходит у них в сидячем положении.
К сожалению, в современном обществе привычной является достаточно скромная физическая активность, особенно у начинающего работать населения и у молодежи, ве-
дущая порой к выраженной детренированности. Это формирует большую потребность в поиске вариантов преодоления имеющейся у этих категорий гиподинамии с включением особенно учащейся молодежи в регулярные физические тренировки [4]. Значимость этой проблемы не вызывает сомнений у современных исследователей, признающих возможность оздоровления таким способом широкого круга людей разного возраста [6]. Решения этой проблемы может обеспечить стимуляцию у наиболее трудоспособной части населения функциональных характеристик организма, что увеличит ее трудовой потенциал [5]. В этой связи остро стоит вопрос о продолжении поиска подходов к мягкости физической стимуляции организма, направленной на наращивание трудового и интеллектуального потенциала [7].
Достаточно высокая эффективность физических нагрузок в плане комплексного оздоровления организма в любом возрасте была отмечена в очень многих исследованиях, выполненных на здоровых людях и имеющих разного вида патологию [8].
Повысить физическую тренированность и добиться общего укрепления всего организма возможно при увеличении мышечной активности [10]. Возможным вариантом увеличения общих физических возможностей юношей-студентов могут являться занятия спортивной ходьбой, что, без сомнения, успешно сочетаться с учебными занятиями по физической культуре в университете.
Цель работы: оценить воздействие занятий спортивной ходьбой на уровень общего физического развития в юношеском возрасте.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Настоящее наблюдение выполнено на 32 здоровых юношах, являющихся студентами университета (17-21 год). Все они были поделены на две выборки. Группа первая была названа группой исследования (17 человек). Все эти юноши начали тренировки по спортивной ходьбе в дополнение к учебным занятиям по физической культуре. Тренировки по спортивной ходьбе велись 4 раза в неделю не короче 60 минут за занятие. Группа вторая получила название группы контроля (15 юношей). Она включала студентов, которые продолжили испытывать существенные физические нагрузки только в ходе университетских занятий по физической культуре дважды в течение недели. У всех взятых под наблюдение выясняли результаты общепринятых функциональных проб, позволяющих выяснить физическую подготовленность испытуемых.
Статистическая обработка полученных в работе результатов велась с применением вариационной статистики с помощью программы «StatSoft, Inc.» USA. Математическая достоверность отличий учитываемых параметров между группами определялась в ходе расчета критерия Стьюдента (t). Присутствие корреляционной связи между показателями определяли путем расчета величины коэффициента корреляции Пирсона традиционным способом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
При взятии под наблюдение у юношей, являвшихся студентами университета, имелось невысокое физическое развитие (таблица). В ходе первого обследования уровень их скоростно-силовых характеристик был скромен. Об этом свидетельствовали результаты выполненных ими тестов: преодоление бегом дистанции длиной в 30 м за время 6,0±0,57 с, преодоление бегом дистанции длиной в 60 м за 10,7±0,32 с, дистанция прыжка совершаемого в длину достигала 1,42±0,14 м. Первоначальное обследование выявило у юношей возможность пробегания за 6 минут дистанции длиной 953,0±32,63 м, свидетельствуя об их низком уровне выносливости. Учитывая число совершаемых подтягиваний на горизонтальной перекладине (4,9±0,81 повторений), взятых в группу наблюдения исходно имели слабые силовые качества. В исходном состоянии у них также было низкое развитие способности к координации движений. На это указывали результаты их челноч-
ного бега 4х9 (12,4±0,65 с) и теста на подскоки со скакалкой (23,4±1,63 повторений).
В самом начале наблюдения в группе исследования наиболее трудным из использованных тестов оказались подтягивание на перекладине, выполнение подъемов тела из лежачего положения и тест на челночный бег. Взятые в исследование в исходе были неспособны четко совершать спортивные движения в правильной последовательности. Также исходно у всех юношей, взятых в исследование, имело место быстрое развитие утомления со значительным числом совершаемых ошибок в ходе занятий физической культурой при существенном снижении внимания и торможении выполнения всех необходимых движений. Все полученные результаты исходного обследования позволяли считать, что обследованные юноши исходно имели слабое физическое развитие.
Таблица - Состояние физического развития наблюдаемых
Характеристики физического статуса обследованных Исх. сост., М±т, п=32 В конце наблюдения, М±т
Гр. исслед., п=17 Гр. контроля, п=15
Расстояние прыжка в длину с места, м 1,42±0,14 2,03±0,12, р<0,01 1,50±0,10
Расстояние, пробегаемое за 6 минут бега, м 953,0±32,63 1224,0±46,24, р<0,05 969,0±53,71
Количество подтягиваний, выполняемых на перекладине, повторений 4,9±0,81 8,0±0,56, р<0,01 5,2±0,29
Количество подъемов туловища, совершаемых из лежачего положения за 1 минуту, повторений 23,5±1,27 37,3±1,43, р<0,01 24,9±1,34
Время, затрачиваемое на челночный бег 4x9, с 12,4±0,65 9,1±0,52, р<0,01 11,6±0,60
Количество прыжков, совершаемых при помощи скакалки за 25 с, повторений 23,4±1,63 45,2±0,87, р<0,01 26,2±1,25
Время, затрачиваемое на пробегание дистанции 30 м, с 6,0±0,57 4,7±0,25, р<0,01 5,8±0,17
Время, затрачиваемое на пробегание дистанции 60 м, с 10,7±0,32 8,1±0,29, р<0,01 10,2±0,41
Примечание: р - выявляемая достоверность изменений учтенных показателей в ходе выполненного наблюдения.
При завершении проведенного наблюдения у юношей, вошедших в контрольную группу, не найдено статистически достоверной динамики регистрируемых показателей. Через полгода занятий спортивной ходьбой у лиц, составивших группу исследования, установлено значительное ослабление утомляемости. Об этом у взятых под наблюдение юношей говорило улучшение у них общих субъективных ощущений, а также урежение пульса в процессе занятий спортивной ходьбой (величина пульса на высоте нагрузки за период наблюдения уменьшилась на 29,1%, составив 111,2±7,3 ударов в минуту).
Спустя полгода непрерывных тренировок по спортивной ходьбе у юношей увеличилась выраженность их физического развития (таблица). На это указывал рост у них скоростно-силовых параметров (сокращение на 27,6% длительности преодоления бегом дистанции в 30м, уменьшение на 32,1% времени требующегося для пробегания дистанции в 60м, нарастание на 42,9% величины дистанции прыжка, реализуемого в длину), усиление силовых параметров (увеличение на 63,3% числа подтягиваний своего тела на перекладине, нарастание на 58,7% количества выполняемых за одну минуту подъемов корпуса тела из лежачего положения). Также у занимающихся спортивной ходьбой юношей к концу наблюдения улучшались координационные характеристики (снизилось на 36,3% время, затрачиваемое на челночный бег, возрастало на 93,2% число возможных прыжков с помощью спортивной скакалки) в сочетании с повышением общей выносливости (нарастало на 28,4% расстояние, преодолеваемое бегом за 6 минут).
У непрерывно тренирующихся в рамках спортивной ходьбы было отмечено наличие корреляционных связей между длительностью выполнения челночного бега и продолжительностью преодоления бегом коротких дистанций (г=0,682; р<0,045). Количество совершаемых прыжков с применением скакалки в ходе установленного времени было корреляционно связано с увеличением расстояния, преодолеваемого путем прыжка в длину (г=0,546; р<0,057). Скоростные возможности, отмеченные в ходе пробежек на стандартные дистанции, имели у тренирующихся по спортивной ходьбе корреляционные связи с количеством подтягиваний, выполняемых на перекладине (г=0,634; р<0,054).
Позитивные влияния на все системы организма в процессе спортивной ходьбы были достигнуты в связи с регулярным выполнением стандартных двигательных действий, свойственных для данного вида спорта. Это, видимо, стимулировало антиоксидантные механизмы во всех органах юного организма, стабилизируя все его структуры в результате спортивной ходьбы. У юношей, вошедших в группу исследования, в конце наблюдения значительно повысилась точность совершаемых ими движений, в том числе при реализации прыжков и совершении подтягиваний с помощью перекладины. Достигнутый к концу наблюдения уровень физического развития характеризовался ростом у наблюдаемых спортсменов общих физических возможностей, заключающихся в увеличении ловкости, силовых характеристик и координационных параметров, что было, видимо, связано с закреплением двигательных стереотипов в нервной системе [11].
В условиях систематических тренировок по спортивной ходьбе сократилось время, необходимое для пробегания различных дистанции. Очевидно, это достигалось путем усиления общей мышечной нагруженности, закрепления целого ряда спортивных движений и наращивания имеющихся у занимающихся физических резервов [12]. Также у юношей, составивших группу исследования, спустя полгода занятий спортивной ходьбой удалось достичь роста общей устойчивости тела в пространстве. Этот момент можно объяснить существенным развитием в ходе занятий спортивной ходьбой мышц нижних конечностей, дыхательной мускулатуры и повышением четкости работы вестибулярного анализатора [9, 10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия спортивной ходьбой относятся к весьма доступным для широкого круга физкультурников и находят все больше приверженцев. В тоже время их влияние на организм человека остается выяснено не окончательно. Регулярные полугодовые занятия спортивной ходьбой повысили физические возможности тренирующихся юношей. У наблюдаемых повысилась четкость совершаемых движений и функционально окрепла кардиореспираторная система. В условиях регулярных занятий спортивной ходьбой у юношей повысились общие силовые характеристики, улучшилась координация, скоростные возможности и увеличилась их выносливость. Физические нагрузки только во время академических занятий в университете по физической культуре не повлияли на уровень учитываемых у студентов показателей, оставляя их на уровне, близком к исходному. Становится ясно, что систематические занятия спортивной ходьбой в юношеском возрасте могут в значительной мере усиливать общие физические возможности и локомоторные параметры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимов В.И. Основы физиологии / В.И. Максимов, И.Н. Медведев. - Санкт-Петербург : Лань, 2013.- 288с.
2. Воздействие занятий теннисом на уровень общей физической подготовленности студентов-первокурсников / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, О.Г. Рысакова, Э.А. Аленуров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.- № 3 (205).- С. 264-270.
3. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. -№ 13 (4). -P. 1842-1846.
4. Функциональные возможности дыхательной системы у студентов, занимающихся спортивной ходьбой / И.В. Никишин, В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, Т.И. Афиногенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022.- № 1 (203). - С. 272-277.
5. Динамика общей физической подготовленности студентов первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 118-123.
6. Медведев, И.Н. Коррекция тромбоцитарной активности у лиц молодого возраста с высоким нормальным артериальным давлением с помощью регулярных физических тренировок /
И.Н. Медведев, А.П. Савченко // Российский кардиологический журнал. - 2010. - Т. 15, № 2. - С. 35-40.
7. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment / V. Yu. Karpov, I.N. Medvedev, M.N. Komarov, A.V. Dorontsev, E.S. Kumantsova, O.G. Mikhai-lova // Journal Of Biochemical Technology. - 2021. -№ 12 (4). - P. 67-71.
8. Vorobyeva N.V. Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia / N.V. Vorobyeva, E.V. Skripleva, A.V. Skriplev, T.V. Skoblikova // Annual Research & Review in Biology. -2018. - Т. 24. № 3. - С. 1-9.
9. Джураев Д.Р. Методология организации тренировки по спортивной ходьбе / Д.Р. Джу-раев // Проблемы науки. - 2021.- № 2 (61).- С. 50-52.
10. Хамраев И.Х. Спортивная ходьба на занятиях по физическому воспитанию студентов / И.Х. Хамраев // Проблемы педагогики. - 2021.- № 7 (58).- С. 45-47.
11. Абрамов, Ю.В. Спортивная ходьба как способ оздоровления / Ю.В. Абрамов, А.Э. Бога-чев, А.А. Скидан // Заметки ученого. - 2020.- № 9.- С. 91-95.
12. Фурсов В.В. Экстремальная разновидность спортивной ходьбы на сверхдлинные дистанции и ее спортивное развитие в мире / В.В. Фурсов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2018.- Т. 9, № 3 (35).- С. 228-237.
REFERENCES
1. Maksimov, V.I., and Medvedev, I.N. (2013), Fundamentals of Physiology, Lan, St. Petersburg.
2. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Rysakova, O.G., and Alenurov, E.A. (2022), "Impact of tennis classes on the level offirst-year students ' general physical fitness", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (205), pp.264-270.
3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No. 13 (4), pp. 1842-1846.
4. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged in sport walking", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 272-277.
5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8( 198), pp. 118-123.
6. Medvedev, I.N. and Savchenko, A.P. (2010), "Platelet activity correction by regular training in young people with high normal blood pressure", Rossijskij kardiologicheskij zhurnal, Vol. 15, No. 2, pp. 35-40.
7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S., and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (4), pp. 67-71.
8. Vorobyeva, N.V., Skripleva, E.V., Skriplev, A.V., and Skoblikova, T.V. (2018), "Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia", Annual Research & Review in Biology, Vol. 24, No. 3, pp.,1-9.
9. Juraev, D.R. (2021), "Methodology for organizing training in race walking", Problems of science, No., 2 (61), pp.,50-52.
10. Khamraev, I.Kh. (2021), "Race walking in the classroom for physical education of students", Problems of Pedagogy, No., 7 (58), pp. 45-47.
11. Abramov, Yu.V., Bogachev, A.E. and Skidan, A.A. (2020), "Race walking as a way of recovery", Notes of a scientist, No. 9, pp. 91-95.
12. Fursov, V.V. (2018), "Extreme kind of race walking on the ultra-long distance and its development in the world", Scientific works of the North-Western Institute of Management RANEPA", Vol. 9, No. 3 (35), pp. 228-237.
Контактная информация: ilmedv1@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29.06.2022