Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЛАВАНИЕ / КООРДИНАЦИЯ / ПОДВИЖНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Завалишина Светлана Юрьевна, Шарагин Виктор Иванович, Конышев Сергей Викторович, Старостин Сергей Дмитриевич

Повысить степень физической подготовки у юношей возможно с помощью регулярных физических нагрузок, в том числе в водной среде. Систематические занятия плаванием помогают совершенствовать технику выполняемых движений и укрепляют все системы организма. Цель исследования - выяснить влияние занятий плаванием на уровень физической подготовленности в юношеском возрасте. Методы и организация исследования. Обследован 31 клинически здоровый студент юношеского возраста. Из их числа сформировали группу исследования (15 человек), которая дополнительно к академическим занятиям физической культурой занималась плаванием 3 раза в неделю. Группа контроля (16 юношей) получала физические нагрузки 2 раза в неделю на академических занятиях по физической культуре. Физическое состояние обследуемых оценивали по результатам функциональных тестов. Полученные результаты подвергались обработке с применением корреляционного анализа и критерия Стъюдента (t). Результаты исследования и их обсуждение. Регулярные занятия плаванием сопровождались значительным улучшением координационных характеристик и повышением степени устойчивости тела в пространстве. Тренировки в плавании помогли повысить уровень физической подготовленности студентов и обеспечили высокую точность координации при выполнении техники движений. Выводы. Регулярные занятия плаванием способствуют повышению у юношей координационных способностей, силовых возможностей, скоростных характеристик и общей выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Завалишина Светлана Юрьевна, Шарагин Виктор Иванович, Конышев Сергей Викторович, Старостин Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF REGULAR SWIMMING CLASSES

It’s possible to increase the degree of physical fitness among the young men with the help of regular physical activity, including in the aquatic environment. Systematic swimming lessons help to improve the technique of the movements performed and strengthen all body systems. The purpose of the study is to find out the effect of swimming lessons on the level of physical fitness among the adolescence. Methods and organization of the study. 31 clinically healthy youth students were examined. Of these, the study group (15 people) was formed, which, in addition to academic physical education, went in for swimming 3 times a week. The control group (16 boys) received physical activity 2 times a week during academic physical education classes. The physical condition of the subjects was assessed according to the results of functional tests. The results obtained were processed using correlation analysis and Student's test (T). Results of the study and their discussion. Regular swimming lessons were accompanied by a significant improvement in coordination characteristics and an increase in the degree of body stability in space. Swimming training helped to increase the level of physical fitness of students and ensured high accuracy of coordination when performing movement techniques. Conclusions. Regular swimming lessons contribute to the increase in young men's coordination abilities, strength capabilities, speed characteristics and overall endurance.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ»

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 185 с.

3. А.В. Журин. Основы техники волейбола : учеб.-метод. пособие / А.В. Журин. - Москва : МГУП имени Ивана Федорова, 2015. - 69 с.

REFERENCES

1. Boychenko, S.D. and I.V. Belsky, I.V. (2002), Classical theory of physical culture - Introduction. Methodology. Investigations, Lazurak, Minsk.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (1985), Programming and organization of the training process, Physical culture and sport, Moscow.

3. Zhurin, A.V. (2015), Fundamentals of volleyball technique, manual, MGUP named after Ivan Fedorov, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.02.2022

УДК 796.011.3:797.21

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Мщсква; Сергей Викторович Конышев, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва; Сергей Дмитриевич Старостин, преподаватель, Московский архитектурный институт,

Москва

Аннотация

Повысить степень физической подготовки у юношей возможно с помощью регулярных физических нагрузок, в том числе в водной среде. Систематические занятия плаванием помогают совершенствовать технику выполняемых движений и укрепляют все системы организма. Цель исследования - выяснить влияние занятий плаванием на уровень физической подготовленности в юношеском возрасте. Методы и организация исследования. Обследован 31 клинически здоровый студент юношеского возраста. Из их числа сформировали группу исследования (15 человек), которая дополнительно к академическим занятиям физической культурой занималась плаванием 3 раза в неделю. Группа контроля (16 юношей) получала физические нагрузки 2 раза в неделю на академических занятиях по физической культуре. Физическое состояние обследуемых оценивали по результатам функциональных тестов. Полученные результаты подвергались обработке с применением корреляционного анализа и критерия Стъюдента^). Результаты исследования и их обсуждение. Регулярные занятия плаванием сопровождались значительным улучшением координационных характеристик и повышением степени устойчивости тела в пространстве. Тренировки в плавании помогли повысить уровень физической подготовленности студентов и обеспечили высокую точность координации при выполнении техники движений. Выводы. Регулярные занятия плаванием способствуют повышению у юношей координационных способностей, силовых возможностей, скоростных характеристик и общей выносливости.

Ключевые слова: юноши, физическая активность, плавание, координация, подвижность, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p157-161

GENERAL PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS IN CONDITIONS OF REGULAR

SWIMMING CLASSES

Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, sen-

ior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Sergey Viktorovich Konyshev, the senior teacher, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow; Sergey Dmitrievich Starostin, the teacher, Moscow Architectural University

Abstract

It's possible to increase the degree of physical fitness among the young men with the help of regular physical activity, including in the aquatic environment. Systematic swimming lessons help to improve the technique of the movements performed and strengthen all body systems. The purpose of the study is to find out the effect of swimming lessons on the level of physical fitness among the adolescence. Methods and organization of the study. 31 clinically healthy youth students were examined. Of these, the study group (15 people) was formed, which, in addition to academic physical education, went in for swimming 3 times a week. The control group (16 boys) received physical activity 2 times a week during academic physical education classes. The physical condition of the subjects was assessed according to the results of functional tests. The results obtained were processed using correlation analysis and Student's test (T). Results of the study and their discussion. Regular swimming lessons were accompanied by a significant improvement in coordination characteristics and an increase in the degree of body stability in space. Swimming training helped to increase the level of physical fitness of students and ensured high accuracy of coordination when performing movement techniques. Conclusions. Regular swimming lessons contribute to the increase in young men's coordination abilities, strength capabilities, speed characteristics and overall endurance.

Keywords: boys, physical activity, swimming, coordination, mobility, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Планомерное увеличение ежедневной мышечной активности в любом возрасте стимулирует жизнеспособность организма оптимального функционального статуса [1] и имеющего дисфункцию или патологию [3]. Регулярные физические нагрузки в первую очередь стимулируют развитие костно-мышечной системы и активируют жизненные процессы во всех внутренних органах [5]. Важной чертой современного общества является широкая распространенность низкой физической активности и вследствие этого дет-ренированность всех категорий населения, и в том числе молодежи, диктует необходимость поиска действенных вариантов выхода всех членов общества из гиподинамии и вовлечения их в систематические физические тренировки [4]. Только в этом случае, возможно, будет достичь значимого улучшения основных функциональных параметров организма и в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой систем [5, 7]. Важность такого поиска была подтверждена целым рядом исследований на многих категориях больных и здоровых людей разного возраста [6]. По этой причине в обществе сохраняется необходимость дополнительного развития методик физической стимуляции организма для повышения эффективности их трудовой деятельности и укрепления здоровья в целом [7].

Уверенность в эффективности таких исследований основана на возможности оздоровления в ходе занятий спортом при условии дозированности и индивидуального подхода, а также возможности увеличения с их помощью резервных физических возможностей внутренних органов и организма в целом.

Для современного общества весьма важно состояние здоровья лиц юношеского возраста, проходящих обучение в университете, и в недалеком будущем приступающих к трудовой деятельности. Как правило, юноши-студенты обладают невысоким уровнем физического развития и в этой связи небольшими физическими возможностями в связи с их вовлечением в непрерывный насыщенный учебный процесс [4]. Известно, что для повышения эффективности обучения необходимо увеличивать двигательную активность организма [2]. В качестве варианта решения этой проблемы возможно применять у юношей-студентов регулярное плавание в дополнение к академическим занятиям физической культурой. Цель работы - выяснить влияние плавания на уровень физической подготовленности в юношеском возрасте.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под наблюдение авторами был взят 31 здоровый студент юношеского возраста (17 -21 год). Все обследованные были разделены на две группы. Первая группа получила название группы исследования (15 студентов). Они начали занятия плаванием в университетском бассейне дополнительно к занятиям физической культурой по учебному расписанию. Тренировки по плаванию проходили 3 раза в неделю. Вторая группа - группа контроля (16 студентов), состояла из студентов, выполняли физические нагрузки только на университетских занятиях по физической культуре 2 раза в неделю. У обследованных регистрировали результаты основных функциональных проб, отражающих уровень их физической подготовленности.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась методами вариационной статистики при помощи программы «StatSoft, Inc.» USA. Достоверность различий показателей между группами оценивали критерием Стьюдента (t). Наличие корреляционных связей между показателями выяснялось в ходе вычисления значения коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исходном состоянии у юношей, принявших участие в исследовании, отмечен низкий уровень физического развития (таблица 1). При первом обследовании их скорост-но-силовые возможности оказались не высокими. На это указывали результаты проведенных тестов: пробегание дистанции 30 м за 5,8±0,61 с, дистанции 60 м за 10,2±0,84с, результат прыжка в длину составлял 1,49±0,19 м. До начала обследования юноши пробегали за 6 минут 949,0±37,51м, что говорило об их низкой выносливости. Судя по количе -ству подтягиваний на перекладине (5,1±0,73 повторений), обследуемые обладали слабыми силовыми способностями. Все это дополнялось недостаточным развитием координационных показателей, о чем мы могли судить по невысоким результатам их челночного бега 4х6 (12,1±0,76 с) и числу совершаемых подскоков со скакалкой (25,6±1,99 повторений). Оценивая в целом исходные физические показатели обследованных юношей, были основания говорить об их слабой физической подготовленности.

В начале занятий плаванием в группе исследования самыми сложными для выполнения были тесты: подтягивания на перекладине, подъемы туловища из положения лежа и челночный бег. Невозможным на данном этапе оказалось безошибочное выполнение спортивных движений при сохранении ритма дыхания. Кроме того, в начале занятий плаванием в группе исследования отмечалось быстрое наступление утомления, что сопровождалось увеличением числа ошибок в технике при ослаблении уровня внимания и снижении скорости.

Таблица - Показатели физической подготовленности студентов, занимающихся плаванием

Тесты В начале исслед., M±m, n=31 В конце исследования, M±m

Группа исслед., n=15 Группа контроля, n=16

Прыжок в длину с места, м 1,49±0,19 2,10±0,14, р<0,01 1,58±0,16

Дистанция, пробегаемая за 6 минут бега, м 949,0±37,51 1172,0±52,16, р<0,05 972,0±69,53

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 5,1±0,73 8,3±0,42, р<0,01 5,4±0,15

Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту, кол-во раз 23,2± 1,46 36,4±1,76, р<0,01 25,3±1,63

Челночный бег 4x9, с 12,1±0,76 9,2±0,63, р<0,01 11,1±0,72

Прыжки со скакалкой за 25 с, кол-во раз 25,6±1,99 44,1±2,93, р<0,01 27,4±1,82

Бег 30м, с 5,8±0,61 4,6±0,08, р<0,01 5,7±0,15

Бег 60м, с 10,2±0,84 8,0±0,85, р<0,01 10,0±1,07

Примечание: р - математическая достоверность динамики показателей в течение проведенного наблюдения.

В конце исследования у юношей контрольной группы не выявлено достоверных изменений учитываемых параметров. Спустя полгода плавательных тренировок у юно-

шей группы исследования найдено выраженное уменьшение степени утомляемости. На это указывала позитивная динамика их субъективных ощущений, а также снижение частоты пульса в условиях плавательных нагрузок (значение пульса в конце наблюдения в ходе нагрузки снизилось на 28,3%, достигнув 112,3±8,6 ударов в минуту), уровень физической подготовленности юношей возрос. Об этом говорило увеличение скоростно-силовых характеристик обследованных (уменьшение на 26,1% временного интервала бега на дистанцию 30м, сокращение на 27,5% времени затрачиваемого на бег на дистанцию 60м, увеличение на 40,9% дистанции, преодолеваемой прыжком в длину), возрастание силовых качеств (повышение на 62,7% числа совершаемых на перекладине подтягиваний, рост на 56,8% количество совершаемых подъемов верхней части тела из положения лежа на протяжении 1 минуты). Все это дополнялось нарастанием координационных характеристик (снижение на 31,5% времени челночного бега, увеличение на 72,3% количе -ства прыжков при помощи скакалки), при возрастании общей выносливости (увеличение на 19,9% дистанции, преодолеваемой в беге на протяжении 6 минут).

У занимающихся плаванием в группе исследования были выявлены корреляционные связи между временем челночного бега и временем бега на короткие расстояния (г=0,671; р<0,047). Число выполняемых прыжков со скакалкой на протяжении определенного времени оказалось корреляционно связано с длиной выполняемого в длину прыжка (г=0,534; р<0,052). Скоростные характеристики, проявляемые в процессе бега на учтенные дистанции, показали у юных пловцов корреляционную связь со значением совершаемых на перекладине подтягиваний (г=0,623; р<0,058).

Выраженное позитивное действие на организм в ходе занятий плаванием было отмечено от выполнения двигательных действий с полным погружением под воду, связанным с задержкой дыхания. Это, без сомнения, тренировало антиокислительные механизмы в юном организме. Значимому позитивному эффекту от плавательных занятий способствовал их положительный эмоциональный фон и отсутствие строгого регламента тренировок. В группе исследования через полгода занятий плаванием существенно возросла точность движений, особенно в ходе выполнения прыжков, повысилось число подтягиваний на перекладине. Полученные в результате регулярных занятий плаванием результаты обследования определяются повышением у юных пловцов уровня физической подготовленности, связанного с увеличением ловкости, силовых показателей и координационных возможностей.

На фоне регулярных занятий плаванием уменьшалось время, затрачиваемое в беге на различные дистанции, что стало возможным вследствие возрастания уровня тренированности, освоения спортивных движений и увеличения общих физических резервов тренирующихся. Кроме того, у представителей группы исследования через полгода плавательных занятий удалось получить увеличение локомоторной устойчивости в пространстве. Данное обстоятельство может быть объяснено выраженным развитием при занятиях в водной среде мышц туловища и конечностей и укреплением вестибулярного анализатора.

ВЫВОДЫ

Влияние занятий плаванием на организм человека является предметом многих исследований. В результате полугодовых занятий плаванием увеличились их физические возможности, возросла четкость движений, улучшение дыхательной и сердечнососудистой систем. На фоне регулярных занятий плаванием у юношей возросли силовые возможности, скоростные характеристики и повысился уровень их общей выносливости. Посещение же только занятий по физической культуре значимо не меняло уровень всех учитываемых показателей, сохраняя их близким к исходу. Можно считать, что регулярные занятия плаванием способны существенно повышать физическую подготовку и локомоторные характеристики у юношей, в том числе проходящих обучение в университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.Ж. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов // Новые исследования. - 2009. - № 4 (21). - С. 15-22.

2. Динамика параметров скорости плавания на дистанции 100 метров кролем на груди у юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Некрасова, Р.Б. Краснов, Е.В. Гарина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 72-74.

3. Функциональные возможности сердца у студентов, занимающихся футболом / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, А.А. Антонов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 192-196.

4. Динамика общей физической подготовленности студентов первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разживин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 118-123.

5. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, M.N. Komarov, A.V. Dorontsev, E.S. Kumantsova, O.G. Mikhai-lova // Journal Of Biochemical Technology. - 2021. - № 12 (4). - P. 67-71.

6. Савельева О.Ю. Теория и методика обучению плаванию: учебное пособие / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : КНОРУС, 2022.-323с.

7. Якуб И.Ю. Плавание и результаты тестирования по плаванию / И.Ю. Якуб, А.А. Моторыкина // Символ науки: международный научный журнал. - 2018. - № 1-2. - С. 166-170.

REFERENCES

1. Bulgakova, N.Zh. and Popov, O.I. (2009), "Age dynamics and biological maturity of indicators of physical development and special performance limiting swimming speed", New investigations, Vol. 21, No.4, pp. 15-22.

2. Karpov, V.Yu., Nekrasova, M.V., Krasnov, R.B. and Garina, E.V. (2021), "10-17 year-old's 100m freestyle swimming speed, stroke pace and length profiling study", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 72-74.

3. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Antonov, A.A. and Kirillova, N.V. (2021), "Heart functional capabilities at practicing students footballers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 192-196.

4. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade student's general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 118-123.

5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S. and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal Of Biochemical Technology, Vol. 4, No. 12, pp. 67-71.

6. Savelieva, O.Yu. and Karpov, V.Yu. (2022), Theory and methods of teaching swimming: textbook, Publishing house "KNORUS", Moscow.

7. Yakub, I.Yu. and Motorykina, A.A. (2018) "Swimming and swimming test results", Science symbol: international science journal, No. 1-2, pp.166-170.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.02.2022

УДК 378.147:004

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КВАНТОВЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Анна Александровна Савченко, кандидат филологических наук, доцент, Анна Валентиновна Троц, кандидат технических наук, доцент, Ленинградский област-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.