Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКУРСНИКИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КООРДИНАЦИЯ / ПОДВИЖНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Медведев Илья Николаевич, Шарагин Виктор Иванович, Разживин Олег Анатольевич

Введение. Увеличить уровень адаптации студентов-первокурсников к социальной среде помогают регулярные занятия физической культурой. Систематические занятия физической культурой в университете повышают точность выполняемых движений и увеличивают адаптационные характеристики организма. Цель исследования: проследить воздействие регулярных занятий физической культурой на двигательные возможности студентов-первокурсников. Методика и организация исследования. Наблюдались 35 клинически здоровых студентов-первокурсников в возрасте 17 лет. Из них были созданы группа наблюдения (17 студентов), приступившая к занятиям физической культурой 4 раза в неделю и группа контроля (18 студентов), которая занимались физической культурой 2 раза в неделю на академических занятиях в университете. Учитывались результаты оценки физического состояния в ходе проведения функциональных тестов и сдачи контрольных нормативов. Полученные результаты подвергнуты обработке при помощи корреляционного анализа и критерия Стъюдента (t). Результаты исследования и их обсуждение. Систематические физические нагрузки в ходе углубленных занятий физической культурой улучшили координационнодвигательные возможности и увеличили вестибулярно-динамическую устойчивость тела студентов. Также они увеличили их общие физические возможности и повысили точность их любых движений. Выводы. Углубленные занятия физической культурой повышают у студентов-первокурсников уровень координационных характеристик, скоростные свойства, силовые возможности и физическую выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Медведев Илья Николаевич, Шарагин Виктор Иванович, Разживин Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF FIRST-GRADE STUDENTS’ GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS DURING REGULAR PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Introduction. Regular physical education helps to increase the level of adaptation of first-year students to the social environment. Systematic physical culture lessons at the university increase the accuracy of the movements performed and increase the adaptive characteristics of the organism. Purpose of the study: to trace the impact of in-depth physical culture lessons on the motor abilities of first-year students. Methodology and organization of the study. Thirty-five clinically healthy first-year students at the age of 17 were observed. Of these, an observation group (17 students) was created, which started physical education 4 times a week, and a control group (18 students), which was engaged in physical education 2 times a week at academic studies at the university. The results of assessing the physical condition were taken into account in the course of functional tests and passing control standards. The results obtained were processed using correlation analysis and Student's test (t). Research results and discussion. Systematic physical loads in the course of in-depth physical culture lessons improved coordination and motor abilities and increased the vestibular-dynamic stability of the students' body. They also increased their general physical capabilities and increased the accuracy of their movements. Conclusions. In-depth physical culture lessons increase the level of coordination characteristics, speed properties, power capabilities and physical endurance among first-year students.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

pretation, and Clinical Use", Circulation, Vol. 93, pp. 1043-1065.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.08.2021

УДК 796.077.5

ДИНАМИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Илья Николаевич Медведев, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

Введение. Увеличить уровень адаптации студентов-первокурсников к социальной среде помогают регулярные занятия физической культурой. Систематические занятия физической культурой в университете повышают точность выполняемых движений и увеличивают адаптационные характеристики организма. Цель исследования: проследить воздействие регулярных занятий физической культурой на двигательные возможности студентов-первокурсников. Методика и организация исследования. Наблюдались 35 клинически здоровых студентов-первокурсников в возрасте 17 лет. Из них были созданы группа наблюдения (17 студентов), приступившая к занятиям физической культурой 4 раза в неделю и группа контроля (18 студентов), которая занимались физической культурой 2 раза в неделю на академических занятиях в университете. Учитывались результаты оценки физического состояния в ходе проведения функциональных тестов и сдачи контрольных нормативов. Полученные результаты подвергнуты обработке при помощи корреляционного анализа и критерия Стъюдента (t). Результаты исследования и их обсуждение. Систематические физические нагрузки в ходе углубленных занятий физической культурой улучшили координационно-двигательные возможности и увеличили вестибулярно-динамическую устойчивость тела студентов. Также они увеличили их общие физические возможности и повысили точность их любых движений. Выводы. Углубленные занятия физической культурой повышают у студентов-первокурсников уровень координационных характеристик, скоростные свойства, силовые возможности и физическую выносливость.

Ключевые слова: первокурсники, студенты, физическая культура, координация, подвижность, физические возможности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p118-123

DYNAMICS OF FIRST-GRADE STUDENTS' GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS DURING REGULAR PHYSICAL EDUCATION CLASSES Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Ilya Nikolaevich Medvedev, the doctor of medical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Oleg Anatolievich Razjivin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region)

Federal University, Elabuga

Abstract

Introduction. Regular physical education helps to increase the level of adaptation of first-year students to the social environment. Systematic physical culture lessons at the university increase the accuracy of the movements performed and increase the adaptive characteristics of the organism. Purpose of the

study: to trace the impact of in-depth physical culture lessons on the motor abilities of first-year students. Methodology and organization of the study. Thirty-five clinically healthy first-year students at the age of 17 were observed. Of these, an observation group (17 students) was created, which started physical education 4 times a week, and a control group (18 students), which was engaged in physical education 2 times a week at academic studies at the university. The results of assessing the physical condition were taken into account in the course of functional tests and passing control standards. The results obtained were processed using correlation analysis and Student's test (t). Research results and discussion. Systematic physical loads in the course of in-depth physical culture lessons improved coordination and motor abilities and increased the vestibular-dynamic stability of the students' body. They also increased their general physical capabilities and increased the accuracy of their movements. Conclusions. In-depth physical culture lessons increase the level of coordination characteristics, speed properties, power capabilities and physical endurance among first-year students.

Keywords: freshmen, students, physical education, coordination, mobility, physical capabilities.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение физической активности на регулярной основе во всех случаях увеличивает жизнеспособность организма здорового [1] и имеющего патологию [2]. Это возможно в результате систематических физических тренировок, укрепляющих мышечную систему и стимулирующих внутренние органы в любом возрасте [3]. В современном обществе стоит серьезная задача широкого вовлечения населения, особенно молодого возраста, в систематические оздоровительные занятия физическими упражнениями [4]. Только в случае повышения мышечной активности регулярно и при посильных нагрузках у молодежи возможно наступление функционально выгодного улучшения параметров всего организма и особенно кардиореспираторной системы [5]. Результаты различных планомерных наблюдений за эффективностью назначения разным категориям тренирующихся занятий физической культурой по разным методикам подтверждают эту точку зрения [6]. В современном обществе имеется большая потребность совершенствования методик физического укрепления организма, которое обеспечит максимальную интеграцию людей любого возраста в социум с долгой их включенностью в трудовую деятельность [7]. Исследователями было выяснено, что применение различных комплексов упорядоченной двигательной активности на занятиях физической культурой у людей, имеющих патологию, и полностью здоровых обеспечивают во всех случаях увеличение адаптационных возможностей их организма [8].

Большое социальное значение имеет здоровье студентов, приступивших к изучению университетской программы. Очень часто студенты-первокурсники имеют невысокий уровень физического развития и по этой причине небольшую работоспособность умственную и физическую [9]. Было доказано, что регулярные посильные занятия физической культурой улучшают состояние локомоторной функции и уровень физического развития молодежи [10]. В этой связи становится ясна необходимость оценки результатов активных занятий физической культурой студентов, обучающихся в университете независимо от выбранной ими специальности.

Цель работы: проследить воздействие углубленных занятий физической культурой на двигательные возможности студентов-первокурсников.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании взяты юноши студенты-первокурсники в возрасте 17 лет, клинически здоровые общим количеством 35 человек. Из них сформировали две группы обследования. Первую группу назвали группой наблюдения (17 студентов). Они согласились начать заниматься в университете физической культурой углубленно - 4 раза в неделю. Вторая группа студентов получила название группы контроля (18 студентов). Она включала тех студентов, которые решили заниматься физической культурой на академических университетских занятиях по этому предмету в обычном режиме. В ходе реализации выполненного исследования учитывались результаты проведения у студентов ряда обще-

принятых функциональных проб и оценки традиционных нормативов физического развития. Статистическая обработка полученных в работе показателей обоих учтенных групп студентов велась с помощью методов вариационной статистики в ходе применения программы «StatSoft, Inc.» USA. Статистическая достоверность различий учтенных в работе признаков, имеющихся в отдельных группах, регистрировали, применяя критерий Стью-дента (t). Поиск корреляционных связей между показателями велся путем расчета величины коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В самом начале проведенного исследования у наблюдавшихся студентов был выявлен невысокий уровень физических возможностей (таблица). В исходе у них были невысоки скоростно-силовые характеристики. Текущие результаты тестов подтвердили это: бега на дистанцию в 30 м (5,9±0,89 с), бега на расстояние 60 м (10,6±0.94с), длина прыжка, выполненного в длину (1,56±0,16 м). При взятии в исследование у обследованных студентов была слабая выносливость. На это указывало расстояние, которое они могли преодолеть в течение 6 минут бегом (960,0±42,22 м). У них также исходно были слабые силовые характеристики: количество подтягиваний на перекладине, на которые они были способны, составило 5,2±0,62 повторений. О недостаточном исходном развитии их координационных свойств говорили результаты их челночного бега 4*6 (11,2±0,82 с) и количество прыжков на скакалке за период 25 с (26,3±2,33 повторений). Таким образом, исходно зарегистрированные значения всех учитываемых показателей у студентов-первокурсников указывали на недостаточный уровень развития их физических возможностей на момент взятия в исследование.

В начале углубленных занятий физической культурой в группе наблюдения наиболее сложными для освоения были пробежки с высокой скоростью без изменения вектора движения, быстрая ходьба спиной вперед по ломаной траектории, бег по прямой с резким стартом и быстрой остановкой, быстрые и частые подъемы туловища из лежачего положения, сохранение ритма дыхания и сохранения ритма движений при прыжках со скакалкой, имелась быстрая утомляемость студентов-первокурсников, что проявлялось в большем числе ошибок в ходе реализации ими динамических упражнений, в существенном понижении уровня внимания и снижении скорости движений.

Таблица 1 - Динамика показателей физического состояния студентов

Показатели физического состояния Начальное состояние, М±т, п=31 Конечное состояние, М±т

группа наблюдения, п=14 группа контроля, п=17

Бег на 30м, с 5,9±0,89 4,5±0,07; р<0,01 5,8±0,10

Бег на 60м, с 10,6±0,94 8,2±0,96; р<0,01 10,4±1,12

Прыжок в длину с места, м 1,56±0,16 2,06±0,10; р<0,01 1,60±0,19

Челночный бег 4x9, сек 11,2±0,82 9,0±0,54; р<0,01 10,9±0,96

Прыжки на скакалке за 25 с, раз 26,3±2,33 42,7±3,46; р<0,01 27,1±2,01

Пробегание за 6 минут, м 960,0±42,22 1151,0±48,6; р<0,05 975,0±75,6

Подтягивание на перекладине, раз 5,2±0,52 8,4±0,54; р<0,01 5,5±0,14

Подъем туловища из положения лежа за 1 минуту, раз 24,6±1,65 37,2±2,07; р<0,01 25,1±1,89

Примечание: р - статистическая достоверность изменений на протяжении наблюдений, регистрируемых в работе показателей.

На момент завершения исследования в контрольной группе не найдено достоверной динамики регистрируемых показателей. Через полгода регулярных усиленных физкультурных тренировок в группе наблюдения достигнуто существенное достоверное понижение уровня утомляемости. Об этом говорили субъективные ощущения студентов-первокурсников и сокращение частоты их пульса в ходе физкультурных занятий (величина пульса в конце наблюдения в ходе нагрузки 117,2±9,2 ударов в минуту). Спустя полгода усиленных занятий физической культурой в группе наблюдения уровень физического развития испытуемых увеличился (таблица 1). На это указывало нарастание скоростно-

силовых свойств (сокращение на 31,1% времени бега на 30 м, уменьшение на 29,3% времени бега на 60м, рост на 32,0% расстояния прыжка в длину), повышение силовых характеристик (нарастание на 61,5% числа возможных подтягиваний на перекладине, рост на 51,2% числа возможных подъемов туловища из лежачего положения тела за 1 минуту), усиление координационных возможностей (сокращение на 24,4% времени челночного бега, повышение на 62,3% числа выполняемых прыжков при использовании спортивной скакалки за 25 секунд), а также нарастание уровня выносливости (рост на 19,9% расстояния, пробегаемого за период в 6 минут) за время выполненного наблюдения.

Важной особенностью начала разучивания физкультурных движений в группе наблюдения было наличие корреляционной связи между результатами челночного бега и результатами бега на разные дистанции на скорость (г=0,686; р<0,045). Количество движений со скакалкой за заданное время имело достоверную корреляционную связь с дистанцией прыжка в длину (г=0,522; р<0,054). Скоростные свойства, регистрируемые в ходе бега на разные дистанции, имела у студентов-первокурсников достоверную корреляционную связь с числом подтягиваний, выполняемых на перекладине (г=0,615; р<0,056). Весьма позитивный эффект в ходе углубленных занятий физической культурой отмечался от систематических пробежек на разные дистанции в свободном и ускоренном темпе. Выраженному эффекту от занятий весьма способствовал их позитивный эмоциональный фон и отсутствие строгой их регламентации. В группе наблюдения спустя полгода углубленных занятий физической культурой увеличилась точность движений, в том числе в реализации прыжков, а также возросла результативность подтягивания на перекладине. Достигнутые результаты можно связать с нарастанием у студентов уровня общей физической подготовленности на фоне повышения ловкости, силовых и координационных качеств [11].

В ходе углубленных занятий физической культурой сокращалось время бега на заданную дистанцию. В основе этого эффекта лежало нарастание мышечной тренированности, увеличение арсенала разученных спортивных движений и повышение уровня физических возможностей студентов [12]. В группе наблюдения у студентов спустя полгода углубленных занятий физической культурой было достигнуто нарастание локомоторной устойчивости в ходе спортивных и бытовых движений в одиночку или совместно. Это можно объяснить активацией у них вестибулярных механизмов и укреплением мышц, обеспечивающих устойчивость тела в ходе его перемещения в пространстве [2,10].

ВЫВОДЫ

Позитивное воздействие углубленных занятий физической культурой на общие физические возможности организма находится сейчас в центре внимания разных исследователей. Достичь этого у студентов-первокурсников удалось в проведенном исследовании в ходе углубленных занятий физической культурой. У них произошло повышение двигательных возможностей, и наступала стимуляция работы их кардиореспираторной системы. Вследствие углубленных регулярных занятий физической культурой у студентов-первокурсников существенно увеличилось развитие их силовых возможностей, координации, скоростно-силовых свойств и их общая выносливость. Занятия по физической в традиционном режиме не привели к значимым изменениям всех учитываемых показателей, оставив их на близком к исходному уровню. Ясно, что углубленные систематические занятия физической культурой приводят к выраженному положительному эффекту в плане совершенствования физической подготовки и локомоторных возможностей у студентов-первокурсников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.Ж. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов // Новые исследования. - 2009.- № 4 (21). - С. 15-22.

2. Махов А.С. Функциональные особенности сердца у физкультурников с нейросенсорной тугоухостью / А.С. Махов, С.Ю. Завалишина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 5. - С. 31.

3. Завалишина, С.Ю. Функциональные особенности пожилых мужчин, регулярно занимающихся фитнесом / С.Ю. Завалишина, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. -2021. - № 6. - С.48.

4. Каченкова Е.С. Физкультурно-оздоровительная тренировка мужчин 50-60 лет как средство профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы / Е.С. Каченкова, И.В. Кулькова, С.Ю. Завалишина, Е.С. Ткачева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 62-64.

5. Киперман Я.В. Тромбоцитарная активность легкоатлетов высокой квалификации юношеского возраста / Я.В. Киперман, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования. - 2014.- № 6.- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16456 (дата обращения: 01.07.2021).

6. Комарова Н.А. Характеристика функционального состояния дыхательной системы спортсменов-игровиков с разными соматотипами / Н.А. Комарова, С.И. Погодин // Science Time. -2017.- № 4 (40). - С. 135-140.

7. Эффективность использования жизненной емкости легких у пловцов различной специализации / А.Г. Нарскин, С.В. Мельников, Е.П. Врублевский, В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 135-139.

8. Савченко А.П. Интраваскулярная активность тромбоцитов у лиц юношеского возраста с высоким нормальным артериальным давлением, регулярно испытывающих физические тренировки / А.П. Савченко, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования.

- 2014.- № 6.- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16171 (дата обращения: 01.07.2021).

9. Савченко А.П. Тромбоцитарная активность при отсутствии физической нагрузки / А.П. Савченко, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования. - 2015.

- № 3.- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19152 (дата обращения: 01.07.2021).

10. Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Romanova, I.R. Pozdnyakova, R.V. Kozyakov, V.I. Sharagin // International Journal of Pharmaceutical Research. - 2021. - Т. 13, № 1. - С. 408-412.

11. Шамсутдинова М.Е. Особенности параметров внешнего дыхания у мужчин с различным уровнем физической работоспособности и выносливости / М.Е. Шамсутдинова, И.В. Мирошниченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №11.- С. 75-79.

12. Influence of physical exercise on the activity of brain processes / N.V. Vorobyeva, T.I. Glag-oleva, G.S. Mal, S.Y. Zavalishina, I.I. Fayzullina // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018.- Т. 9, № 6. - С. 240-244.

REFERENCES

1. Bulgakova, N.Zh. and Popov, O.I. (2009), "Age dynamics and biological maturity of physical development indicators and special performance limiting swimming speed", New Research, No. 4 (21), pp. 15-22.

2. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Functional features of heart of physical education teachers with sensorineural hearing loss", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 31.

3. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2021), "Functional features of older men engaged in regular fitness activities", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 48.

4. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020), "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No.9, pp.62-64.

5. Kiperman, Ya.V., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2014), "Thrombocyte activity of athletes of high qualification of youthful age", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16456 (date accessed: 01.07.2021).

6. Komarova, N.A. and Pogodin, S.I. (2017), "Characteristics of the functional state of the respiratory system of athletes-playing with different somatotypes", Science Time, No. 4 (40), pp.135-140.

7. Narskin, A.G., Melnikov, S.V., Vrublevsky, E.P., Kostyuchenko, V.F. and Orekhov, E.F. (2016), "The efficiency of using the life capacity of the lungs at the swimmers of various specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp.135-139.

8. Savchenko, A.P., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2014), "Intravascular activity of platelets in persons youthful age with high normal arterial pressure, regularly experiencing physical training", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16171 (date accessed: 01.07.2021).

9. Savchenko, A.P., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2015), "Thrombocytic activity in the absence of exercise", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19152 (date accessed: 01.07.2021).

10. Karpov, V.Y., Zavalishina, S.Y., Romanova, A.V., Pozdnyakova, I.R., Kozyakov, R.V. and Sharagin, V.I. (2021), "Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system", International Journal of Pharmaceutical Research, Vol. 13, No. 1, pp. 408-412.

11. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.

12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y. and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.07.2021

УДК 796 (075.8)

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 40-Е

(ДОВОЕННЫЕ) ГОДЫ XX ВЕКА

Сергей Анатольевич Касинцев, кандидат исторических наук, доцент, Наталья Алексеевна Гончарова, старший преподаватель, Нурлан Мирзаджан оглы Рустамов, магистрант, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск; Ольга Викторовна Скрынник, старший преподаватель, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск

Аннотация

В статье рассматриваются региональные особенности развития физкультурно-спортивного движения на Дальнем Востоке в довоенные годы XX века. Основную работу по физической культуре и спорту на предприятиях, в учреждениях, в начальных и средних учебных заведениях проводили коллективы физкультуры и спортивные организации. В указанный период проходили районные, городские и краевые дальневосточные спартакиады. Были организованы спартакиады и первенства добровольных спортивных обществ, в которых участвовало большое количество спортсменов. Актуальность изучения физкультурно-спортивного движения на Дальнем Востоке в 1940-е годы XX века обусловлена отсутствием его всестороннего анализа. Достаточно изучено состояние народного хозяйства в предвоенное и военное время, деятельность образовательной школы, исторический аспект военных действий на Дальнем Востоке. Изучение физкультурно-спортивного движения на Дальнем Востоке в указанный период связано с целесообразностью использования позитивного опыта для совершенствования физической культуры и спорта в регионе в настоящее время.

Ключевые слова: Дальний Восток, физкультурно-спортивное движение, спортивные соревнования, спартакиада, спортивные общества, военно-спортивная работа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p123-127

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MOVEMENT IN THE FAR EAST IN THE 40TH (PRE-WAR) YEARS OF THE XX CENTURY

Sergey Anatolievich Kasintsev, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Natalia Alekseevna Goncharova, the senior teacher, Nurlan Mirzajan oglu Rustamov, the master's student, School of Pedagogy branch of Far-Eastern Federal University, Ussuriisk; Olga Viktorovna Skrynnik, the senior teacher, Primorskaya State Academy of Agriculture, Ussuriisk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.