Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ 11-12 ЛЕТ / ФУТБОЛ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Ермолина Наталья Владимировна, Лямина Юлия Александровна, Майорова Елена Борисовна

В статье рассматривается влияние регулярных занятий футболом на уровень развития физических качеств, функциональных показателей и формирование социальной адаптации у школьников 11-12 лет (мальчики). Футбол является одним из перспективных и активно развивающимся видом спорта, позволяющим гармонично развивать основные физические качества обеспечивая высокий уровень функциональных показателей. В детско-юношеском спорте футбол может выступать не только как «технический и функциональный» вид двигательной активности, но и является важным воспитательным «модератором» социально обусловленных отношений в обществе. В данном аспекте интерес представляет изучение не только функциональных показателей юных футболистов, но и уровень их социализации. Материалы. Всего в рамках исследования приняли участие 43 школьника 11-12 лет (мальчики), которые были распределены на две группы (n1 - 22) регулярно занимающиеся футболом 10-12 часов в неделю и школьники, занимающиеся физической культурой в рамках школьной программы 3 часа в неделю (n2 - 21), все школьники по результатам врачебной комиссии были отнесены к основной медицинской группе без ограничений занятием спортом. Методы исследования. Критериями определения уровня развития физических качеств использовались контрольные нормативы, для определения резервов сердечно сосудистой системы применялись функциональные пробы. Для определения уровня социализации использовался опросник для родителей и законных представителей школьников. Для статистического анализа полученных данных использовали программу Statistica 16 (StatSoft USA). При проведении межгрупповых сравнений в двух исследуемых группах использовали критерий U Манна-Уитни, с целью проведения корреляционного анализа применяли коэффициент корреляции Пирсона. Уровень критической значимости соответствовал p < 0,05. Результаты. По результатам корреляционного анализа было выявлено наличие статистически значимых связей систематических занятий футболом и развитием скоростно-силовых, координационных способностей и выносливости. Повышение уровня социализации был обусловлен соревновательной деятельностью, расширением контактов со сверстниками из других городов, коллективной ответственностью за результативность игр. Заключение. Результаты исследования подтверждают положительное влияние учебно-тренировочных занятий командными видами спорта, в данном случае футбола, не только на развитие физических качеств, но и в формировании социально ориентированного поведения юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Ермолина Наталья Владимировна, Лямина Юлия Александровна, Майорова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REGULAR FOOTBALL ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN 11-12 YEARS OLD

The article examines the influence of regular football lessons on the level of development of physical qualities, functional indicators and the formation of social adaptation in schoolchildren of 11-12 years old (boys). Football is one of the most promising and actively developing sport, which allows the harmonious development of basic physical qualities, providing a high level of functional performance. In children and youth sports, football can act not only as a "technical and functional" type of physical activity, but also is an important educational "moderator" of socially conditioned relations in society. In this aspect, it is of interest to study not only the functional indicators of young football players, but also the level of their socialization. Materials. In total, 43 schoolchildren of 11-12 years old (boys) took part in the study, who were divided into two groups (n1 - 22) regularly playing football 10-12 hours a week and schoolchildren involved in physical education as part of the school curriculum 3 hours a week (n2 - 21), according to the results of the medical commission, all schoolchildren were assigned to the main medical group without restrictions on sports. Research methods. The criteria for determining the level of development of physical qualities were used control standards, to determine the reserves of the cardiovascular system, functional tests were used. To determine the level of socialization, a questionnaire was used for parents and legal representatives of schoolchildren. Statistica 16 software (StatSoft USA) was used for statistical analysis of the data obtained. When carrying out intergroup comparisons in the two study groups, the Mann-Whitney U test was used, for the purpose of conducting the correlation analysis, the Pearson's correlation coefficient was used. The level of critical significance corresponded to p < 0.05. Results. According to the results of the correlation analysis, the presence of statistically significant links between systematic football lessons and the development of speed-strength, coordination abilities and endurance was revealed. The increase in the level of socialization was due to competitive activity, expansion of contacts with peers from other cities, and collective responsibility for the performance of games. Conclusion. The results of the study confirm the positive influence of educational and training sessions in team sports, in this case, football, not only on the development of physical qualities, but also in the formation of socially oriented behavior of young athletes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ»

Использование MDE в ряде случаев приводит к тому, что спортсмены распределяются по уровню спортивной подготовки со значительной погрешностью (рисунок 1 а, рисунок 1б). Причем, погрешность несколько возрастает с увеличением числа участников. SDE показывает значительно большую точностью как в случае точного совпадения (рисунок 1б), так и в случае попадания в место с окрестностью в одну позицию (рисунок 2б).

ВЫВОДЫ

Использование SDE существенно повышает, в сравнении с традиционно используемой MDE, точность распределения участников по уровню подготовки. Данное заключение сделано на основе численных экспериментов с использованием разработанной модели (1-4). Таким образом, можно рекомендовать для использования в армрестлинге систему SDE. В то же время стоит иметь в виду, что для использования предлагаемой системы проведения необходимо наличие:

• Рейтинга спортсменов, участвующих в соревновании [2].

• Программного обеспечения для проведения соревнований.

• Возможен компромиссный вариант, подразумевающий использование посева (расстановки в первом туре SDE) при начальной жеребьевке участников при имеющейся системе проведения соревнований, а также при имеющихся программных средствах проведения турниров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Seeded Tournament Brackets // Print Your Brackets: [сайт]. - 2021. - URL: https://www.printyourbrackets.com/seededbrackets.html (дата обращения: 01.03.2021).

2. Гринёв, И.В. Опыт использования рейтинга Эло в армрестлинге / И.В. Гринёв, А. Ю. Мастин, М. В. Соловьёв // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). -С. 95-99.

REFERENCES

1. Seeded Tournament Brackets (2021), Print Your Brackets, available at: https://www.printyourbrackets.com/seededbrackets.html.

2. Grinyov, I.V., Mastin, A.Yu. and Soloviev, M.V. (2020), "Experience of using Elo rating system in armwrestling", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 95-99.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.03.2021

УДК 796.012.6

ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Лямина, старший преподаватель, Елена Борисовна Майорова, Астраханский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается влияние регулярных занятий футболом на уровень развития физических качеств, функциональных показателей и формирование социальной адаптации у школьников 11-12 лет (мальчики). Футбол является одним из перспективных и активно развивающимся видом спорта, позволяющим гармонично развивать основные физические качества обеспечивая

высокий уровень функциональных показателей. В детско-юношеском спорте футбол может выступать не только как «технический и функциональный» вид двигательной активности, но и является важным воспитательным «модератором» социально обусловленных отношений в обществе. В данном аспекте интерес представляет изучение не только функциональных показателей юных футболистов, но и уровень их социализации. Материалы. Всего в рамках исследования приняли участие 43 школьника 11-12 лет (мальчики), которые были распределены на две группы (ni - 22) регулярно занимающиеся футболом 10-12 часов в неделю и школьники, занимающиеся физической культурой в рамках школьной программы 3 часа в неделю (n2 - 21), все школьники по результатам врачебной комиссии были отнесены к основной медицинской группе без ограничений занятием спортом. Методы исследования. Критериями определения уровня развития физических качеств использовались контрольные нормативы, для определения резервов сердечно сосудистой системы применялись функциональные пробы. Для определения уровня социализации использовался опросник для родителей и законных представителей школьников. Для статистического анализа полученных данных использовали программу Statistica 16 (StatSoft USA). При проведении межгрупповых сравнений в двух исследуемых группах использовали критерий U Манна-Уитни, с целью проведения корреляционного анализа применяли коэффициент корреляции Пирсона. Уровень критической значимости соответствовал p < 0,05. Результаты. По результатам корреляционного анализа было выявлено наличие статистически значимых связей систематических занятий футболом и развитием скорост-но-силовых, координационных способностей и выносливости. Повышение уровня социализации был обусловлен соревновательной деятельностью, расширением контактов со сверстниками из других городов, коллективной ответственностью за результативность игр. Заключение. Результаты исследования подтверждают положительное влияние учебно-тренировочных занятий командными видами спорта, в данном случае футбола, не только на развитие физических качеств, но и в формировании социально ориентированного поведения юных спортсменов.

Ключевые слова: школьники 11-12 лет, футбол, уровень развития физических качеств, функциональные резервы, социализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p125-131

INFLUENCE OF REGULAR FOOTBALL ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND PECULIARITIES OF SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN 11-12 YEARS OLD

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University; Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Alexandrovna Lyamina, the senior teacher, Elena Borisovna Mayorova, Astrakhan State University

Abstract

The article examines the influence of regular football lessons on the level of development of physical qualities, functional indicators and the formation of social adaptation in schoolchildren of 11-12 years old (boys). Football is one of the most promising and actively developing sport, which allows the harmonious development of basic physical qualities, providing a high level of functional performance. In children and youth sports, football can act not only as a "technical and functional" type of physical activity, but also is an important educational "moderator" of socially conditioned relations in society. In this aspect, it is of interest to study not only the functional indicators of young football players, but also the level of their socialization. Materials. In total, 43 schoolchildren of 11-12 years old (boys) took part in the study, who were divided into two groups (n1 - 22) regularly playing football 10-12 hours a week and schoolchildren involved in physical education as part of the school curriculum 3 hours a week (n2 - 21), according to the results of the medical commission, all schoolchildren were assigned to the main medical group without restrictions on sports. Research methods. The criteria for determining the level of development of physical qualities were used control standards, to determine the reserves of the cardiovascular system, functional tests were used. To determine the level of socialization, a questionnaire was used for parents and legal representatives of schoolchildren. Statistica 16 software (StatSoft USA) was used for statistical analysis of the data obtained. When carrying out intergroup comparisons in the two study groups, the Mann-Whitney U test was used, for the purpose of conducting the correlation analysis, the Pearson's correlation coefficient was used. The level of critical significance corresponded to p < 0.05. Results. According to the results of

the correlation analysis, the presence of statistically significant links between systematic football lessons and the development of speed-strength, coordination abilities and endurance was revealed. The increase in the level of socialization was due to competitive activity, expansion of contacts with peers from other cities, and collective responsibility for the performance of games. Conclusion. The results of the study confirm the positive influence of educational and training sessions in team sports, in this case, football, not only on the development of physical qualities, but also in the formation of socially oriented behavior of young athletes.

Keywords: schoolchildren 11-12 years old, football, the level of development of physical qualities, functional reserves, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

Приобщение детей школьного возраста к регулярным занятиям спортом способствует не только дальнейшему росту спортивного мастерства, но и существенным образом формирует социальную адаптацию обучающихся [9, 10, 14]. У большинства детей, занимающихся спортом, наблюдается высокий уровень развития физических качеств и функциональных показателей [5, 11]. Детско-юношеский спорт формирует потенциал физической активности, что позволит в дальнейшем успешно реализовывать свои возможности в студенческом спорте [7]. Существенным фактором отбора в спортивные секции является функциональные показатели физической подготовленности, антропометрические данные и отсутствие патологических изменений в организме [6, 13]. Повышение адаптивно регуляторного потенциала является одним из важных результатов занятий физической культурой и спортом в любом возрасте [2]. Специалисты считают, что занятия игровыми командными видами спорта позволяют направленно формировать у детей школьного возраста психофизические и нравственные качества, умению выстраивать межличностные отношения с тренерским составом и сверстниками [3, 8, 12]. Исследования доказывают, что занятия футболом развивают координационные способности, ско-ростно-силовые качества и выносливость, при этом отмечается универсальность этого вида спорта по возрасту и гендерной принадлежности [1, 4]. В этой связи целью представленной работы стала оценка уровня развития физических качеств, функциональных показателей и социализации у школьников 11-12 лет занимающихся в футбольной секции и их сверстников занимающихся физической культурой в рамках учебной программы средней общеобразовательной школы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа проведена базе спортивной школы ФК «Волгарь» и СОШ № 32 г. Астрахань в 2018-2019 уч. году. Для проведения опытно-экспериментальной части исследования были сформированы 2 группы мальчиков 11-12 лет - экспериментальная группа (n - 22) это дети занимающиеся футболом и контрольная группа (n2 - 21) школьники, посещающие занятия физической культуры в общеобразовательной школе №32. Медико-педагогическое исследование проводилось на основании результатов контрольных нормативов физической подготовленности и функциональных проб, определение параметров социализации на основании опросника для родителей и законных представителей детей. Результаты проведенной работы, полученные с использованием параметрического метода, были подвергнуты стандартной математической обработке. Статистически значимыми различия считали при р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень развития физических качеств, функциональной подготовки и гемодина-мических характеристик представлены в таблице 1. Регулярные занятия футболом в группе (щ=21) привели к статистически значимому повышению выносливости (r = 0,509; р <0,047), развитию скоростно силовых (r = 0,577; р <0,044), и координационных качеств (r = 0,755; р <0,039). Аналогичная тенденция в изменениях функциональной подготов-

ленности наблюдалась по результатам Гарвардского степ теста (г = 0,611; р <0,045), в тоже время гемодинамические показатели на примере артериального давления и ЧСС в покое не показали достоверных изменений.

Таблица 1 - Уровень развития физических качеств, функциональной подготовки и гемо-динамических характеристик_

№ Показатели Этапы исследования (П1=21) (П2=22) Р

Х±ш Х±т

1 Бег 60 м (с) Начало исследования 6,0±0,51 6,1±0 ,29 >0,05

Завершение исследования 5,3±0,19 5,7± 0,22 <0,05

Р <0,05 >0,05

2 Челночный бег 4x9 м (с) Начало исследования 11,45±1,30 11,59±1,33 >0,05

Завершение исследования 9,55±0,35 11,30 ±1,07 <0,05

Р <0,05 >0,05

3 Бег 1000 (м) Начало исследования 4,58±0,35 4,54±0,45 >0,05

Завершение исследования 4,15± 0,20 4,43± 0,37 <0,05

Р <0,05 >0,05

4 Прыжки на скакалке за 20 с Начало исследования 37,5±4,6 36,0±4,4 >0,05

Завершение исследования 44,1±6,2 38,5± 5,8 <0,05

Р <0,05 >0,05

5 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во повторений Начало исследования 18,5±3,5 19,4±3,0 >0,05

Завершение исследования 19,7±2,2 20,8±3,4 >0,05

Р >0,05 >0,05

6 Подтягивание на перекладине, кол-во повторений Начало исследования 5,0±1,6 5,1±0,8 >0,05

Завершение исследования 5,7±1,6 6,0±1,5 >0,05

Р >0,05 >0,05

7 Прыжок в длину с места (м) Начало исследования 1,55±0,10 1,54±0,15 >0,05

Завершение исследования 1,62± 0,10 1,60± 0,10 >0,05

Р <0,05 <0,05

8 Индекс Гарвардского степ теста Начало исследования 61.5 ±4,9 63,1±3,5 >0,05

Завершение исследования 75,0±3,3 67,3±3,2 <0,05

Р <0,05 <0,05

9 АД (мм рт.ст.) в покое Начало исследования 117,2/72,4±2,5/ 2,0 115,7/70,2±2,9/ 2,9 >0,05

Завершение исследования 117,1/71,4±2,1/ 3,3 114,3/71,2±3,2/ 2,8 >0,05

Р >0,05 >0,05

В группе мальчиков (п2=22) значимые изменения наблюдались в развитии скорост-но-силовых и собственно силовых упражнениях (прыжок в длину с места (г = 0,427; р <0,048), подтягивание на перекладине (г = 0,411; р <0,046)), а также результатах Гарвардского степ теста (г = 0,515; р <0,045). По остальным исследуемым показателям существенных изменений не наблюдалось. При межгрупповом анализе качественных характеристик развития координационных способностей, выносливости, скоростно силовых качеств и функциональных резервов, школьники группы (щ=21) статистически значимо показывали более высокие результаты по отношению к группе мальчиков (п2=22), таблица 1.

Для определения уровня социализации детей группы (щ=21) был составлен опросник для родителей и законных представителей школьников, всего в анкете присутствовало 10 вопросов, где каждый вопрос оценивался по 5 бальной шкале характеризующих уровень социализации школьника за весь учебный год, соответственно 50 баллов являлось максимальным результатом по представленному опроснику. По степени значимости представители детей про ранжировали вопросы анкеты следующим образом;

1. Успеваемость в школе.

2. Зависимость от электронных гаджетов.

3. Дисциплина.

4. Организованность.

5. Ответственное отношение к занятиям в школе.

6. Уважительное отношение к педагогам в школе и ДЮСШ.

7. Уверенность в выполнении заданий.

8. Самостоятельность.

9. Круг общения со сверстниками.

10. Положительные эмоции.

По вопросам успеваемости в школе, выполнения домашних заданий и ответственному отношению детей к школьным урокам, родители и законные представители школьников проявляли большую заинтересованность, многие 70,8±6,5% анкетируемых в начале учебного года выражали озабоченность совмещение занятий футболом и учебой в школе. По окончании учебного года этот показатель существенно не изменился до 67,7±6,3%. В то же время успеваемость школьников в конце исследования характеризовалась значительным разрывом общего балла и имела тенденцию к его снижению; общий балл по результатам 1 четверти составил 3,89±0,19 балла и 3,50±0,31 балла (р >0,05) по результатам итоговой четверти, соответственно. По вопросу злоупотреблением электронными гадже-тами, в основном телефона, анкетируемые отметили существенное снижение времени пользование телефоном 2,5±0,2 балла в начале исследования и 3,1±0,2 балла (р<0,05) по окончании. По результатам анкетирования было установлено, что по окончании учебного года в вопросе повышения дисциплины наблюдалось повышение с 2,6±0,5 до 3,7±0,7 баллов (р<0,05), общая организованность возросла с 2,8±0,5 до 4,2±0,2 балла (р<0,05) и ответственное выполнение заданий общего характера с 3,0±0,1 до 4,0±0,8 балла (р<0,05). Авторитет школьных учителей и тренеров - преподавателей ДЮСШ был оценивался высокими баллами от 4,5±0,3 до 4,6±0,1 балла (р >0,05) на протяжении всего периода исследования. Уверенность в выполнении заданий увеличилась 3,2±0,2 до 3,9±0,3 балла (р<0,05). Существенно повысилась самостоятельность в выполнении домашних заданий 2,9±0,2 до 3,7±0,4 балла (р<0,05), возрос круг общения со сверстниками из спортивной школы 3,3±0,1 до 4,4±0,1 балла (р<0,05). Значительное повышение положительного эмоционального фона и креативного поведения отмечалось в соревновательном и пост соревновательном периодах 3,7±0,7 до 4,5±0,3 балла (р<0,05). Общий показатель социализации школьников в начале исследования по его завершению составил 32,1±3,5 и 40,8±3,2 балла, соответственно.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные результаты изучения влияния регулярных занятий футболом на уровень физической подготовленности школьников 11-12 лет позволяют сделать вывод о том, что по окончании учебного года наблюдался выраженный рост показателей координационных способностей, скоростно-силовых качеств и выносливости. В тоже время занятия футболом способствовали формированию социально ориентированных ценностей, норм и правил поведения в команде, соблюдению правил, обязанностей, коллективной и индивидуальной ответственности. Представленная работа позволяет расширить представления о детско-юношеском спорте, раскрыла трудности с успеваемостью школьников которые, по нашему мнению, были следствием не согласованной работы учебных частей ДЮСШ и СОШ, допускающих одномоментное проведение занятий, длительные выезды на соревнования во вне каникулярного времени. На основании вышеизложенных выводов можно заключить, что игровые виды спорта, в частности футбол, для мальчиков 11-12 лет при соответствующем методико-организационном обеспечении, является не только фактором развития физических качеств, функциональных резервов, но и важным воспитательным фактором, имеющим особое значение в формировании социально ориентированной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gonzalez-Villora, S. Decision making and skill development in youth football players / S. Gonzalez-Villora, L.M. Garcia-Lopez, O.R. Contreras-Jordan // International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport. - 2015. - № 59. - P. 467-487.

2. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста/ А.В. Доронцев, А.А. Светлички-на // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20., № 1. - С. 135-141.

3. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

4. Драндров, Г. Л. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов / Г.Л. Драндров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616 (дата обращения: 12.09.2020).

5. Казанкова, О.С. Воспитание выносливости в процессе кроссфит тренировки / О.С. Ка-занкова // Научный альманах. - 2017. - № 5-2 (31). - С. 48-51.

6. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Vol. 10, No. 10. - С. 2723-2728.

7. Коломиец, А.П. Поэтапный подход к формированию координационных и скоростных способностей школьников с применением координационной лестницы // Наука-2020. - 2019. - № 3 (28). - С. 44-47.

8. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев, Н.А. Алексеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 17-24.

9. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Куди-нова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 5. - С. 59-61.

10. Назаренко, Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назарен-ко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 99-102.

11. Нормативы оценки антропометрических показателей у детей от 0 до 19 лет в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения / Н. Л. Черная, Г. С. Маскова, В.М. Ганузин, Е.В. Шубина, О.Б. Дадаева. - Ярославль : [б. и.], 2018. - 116 с.

12. Чирва, Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства / Б.Г. Чирва // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 16-18.

13. Чичкова, М. А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М. А. Чичкова, А. А. Светличкина, М. А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1 (15). - С. 28-35.

14. Conditioning for Strength and Human Performance / edited by T. Jeff Chandler, Lee E. Brown. - 3rd ed. - London : Taylor and Francis, 2018. - 692 p.

REFERENCES

1. Gonzalez-Villora, S., Garcia-Lopez, L.M. and Contreras-Jordan, O.R. (2015), "Decision making and skill development in youth football players", International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport, No. 59, pp. 467-487.

2. Dorontsev, A.V., Alenurov, E.A., Sharagin, V.I. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.

3. Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

4. Drandrov, G.L., Kudyasheva, A.N. and Kudyashev, N.H. (2018), "Perspective directions of improvement of technical training of young football players", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616.

5. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kazankova, O.S. (2017), "The endurance education in the process of crossfit training", Scientific almanac, No. 5-2 (31), рр. 48-51.

7. Kolomiets, A.P (2019), "Step-by-Step approach to the formation of coordination and speed abilities of schoolchildren using the coordination ladder", Nauka-2020, No. 3 (28), pp. 44-47.

8. Konik, A.A., Dybov, V.E., Kulinichev, A.N. and Alekseev, N.A. (2020), "Development of coordination abilities of students using elements of the coordination ladder", Izvestiya Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 1, pp. 17-24.

9. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V., (2018), "GTO-complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 59-61.

10. Nazarenko L.D. (2015), "Concept of classification of motor coordination", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 99-102.

11. Chernay, N.L., Maskova, G.S., Hanusin, V.M., Shubina E. V., Dadaeva O.B. (2018), Standards for evaluating anthropometric indicators in children from 0 to 19 years of age in accordance with the recommendations of the World Health Organization, Yaroslavl.

12. Chirva, B.G. (2007), "Construction of technical training of young football players taking into account the sensitive periods of formation of technical skill", Theory and practice of physical culture, No 4, pp. 16-18.

13. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A and Chichkov M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, Vol. 1 (15), pp. 28-35.

14. T. Jeff Chandler, Lee E. Brown (2018), Conditioning for Strength and Human Performance, Taylor and Francis, London.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.04.2021

УДК 796.015.854

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ

ПОЛИЦИИ

Юрий Александрович Ермилов, аспирант, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации; Виктор Иванович Жуков, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Аннотация

Профессиональная деятельность сотрудников полиции связана с обеспечением общественного порядка. В связи с этим, может возникнуть необходимость в применении физической силы. Для правомерного и эффективного её применения сотрудник полиции проходит соответствующую подготовку, которая предусматривает изучение приёмов задержания и воспитание профессионально-важных физических качеств. Этап подготовки ограничен временными рамками и для достижения результата предусматривает использование четкой системы, состоящей из определенной структуры и выверенных средств и методов, а также определенной организации. Результат оценивается уровнем подготовленности сотрудника полиции в соответствии с предъявляемыми требованиями. В данной статье рассматривается один из возможных способов повышения эффективности подготовки. Предполагается, что разные виды физических упражнений по-разному оказывают воздействие на организм. Так как функциональные системы организма не работают по отдельности для удовлетворения возросших потребностей, то по данным одной из них можно сделать некоторые выводы. Цель исследования: выявить реакцию частоты сердечных сокращений на разные виды физических упражнений. Результаты исследования реакции частоты сердечных сокращений на разные виды физических упражнений свидетельствуют о том, что их сочетание в процессе подготовки может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.