2. Камалеева, В.Р. Зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах (по результатам исследования официальных сайтов вузов) / В.Р. Камалеева, Р.Р. Хадиуллина // Открытое образование. - 2014. - № 5 (106). - С. 49-58.
3. Колесникова, О.Б. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» / О.Б. Колесникова, Н.Н. Пьянзина, М.Г. Шнайдер // Известия Тульского государственного университета. Сер. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 10. - С. 23-40.
4. Кочетова, С.В. Эффективность использования системы дистанционного обучения студентов в вузе по дисциплине «Физическая культура» / С.В. Кочетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 9-1. - С. 32-34.
5. Ульянов, Д.А. Применение в образовательном процессе высшей школы современных технологий / Д. А. Ульянов // Инновационные преобразования в сфере культуры физической, спорта и туризма : материалы Междунар. науч.-практ. конгресс-конф. (Ростов-на-Дону, 28 сентября - 04 октября 2015 г.) / Ростов-на-Дону : Изд-во АзовПечать, 2015. - Т. 1. - С. 193-195.
REFERENCES
1. Vasilyeva, A., V. Mishina, A. Chernykh, E. and E. Lamova (2020), "Russian universities and schools are switching to distance learning", Kommersant, No. 47 (6768), available at: https: www.kommersant.ru/daily/2020-03-17 (accessed 01 March 2021).
2. Kamaleeva, V. R. and Khadiullina, R. R. (2014), "Foreign and domestic experience of using distance learning in universities (based on the results of a study of the official websites of universities)", Open education, No. 106 (5), pp. 49-58.
3. Kolesnikova, O.B., Pyanzina, N.N. and Schneider, M.G. (2019), "The use of distance technologies in the discipline "Physical culture and sports", Bulletin of the Tula State University, Physical Culture. Sport, No. 10, pp. 23-40.
4. Kochetova, S.V. (2019), "The effectiveness of using the distance learning system for students in the university in the discipline "Physical culture", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 9-1, pp. 32-34.
5. Ulyanov, D.A. (2015), "Application of modern technologies in the educational process of higher education", Innovative transformations in the field of physical culture, sports and tourism, materials of the XVIIIth International scientific and practical congress conference, AzovPrint, Rostov-on-Don, Vol. I, pp. 193-195.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.05.2021
УДК 796.332
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫМ ФУТБОЛОМ
Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Маргарита Александровна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Геннадьевна Пряникова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Владимир Игоревич Пахомов, старший преподаватель, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, г. Москва
Аннотация
Введение. Систематические футбольные тренировки способны повысить точность выполнения движений и оказать общее стимулирующее действие на организм, имеющей патологию. Они значимо оптимизируют общее физическое состояние и двигательные возможности у людей с нарушением слуха. Цель исследования: выяснить воздействие регулярных занятий адаптивным футболом на двигательные возможности студентов с тугоухостью I-II степени. Методика и организация исследования. Наблюдению подвергнуты 29 студентов в возрасте 18 лет, имеющих тугоухость I-II степени. Из них создали основную группу из 15 студентов, начавших заниматься адаптивным футболом, и контрольную группу из 14 студентов, продолживших испытывать физические нагрузки
только на занятиях по физической культуре. Применялись функциональные пробы и оценивались результаты сдачи нормативов. Данные обработаны критерием Стьюдента (t) и корреляционным анализом. Результаты исследования и их обсуждение. Систематические тренировки по адаптивному футболу повысили координационные способности, двигательные возможности и общую вестибулярную устойчивость. Занимавшиеся адаптивным футболом повысили уровень своей общей физической подготовки и четкость выполнения спортивных движений. Выводы. Систематические футбольные тренировки стимулируют у студентов с тугоухостью силовые показатели, выносливость, координационные и скоростные возможности.
Ключевые слова: студенты, тугоухость, адаптивный футбол, координация, физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p140-145
PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH HEARING LOSS REGULARLY PLAYING ADAPTIVE FOOTBALL
Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Margarita Alexandrovna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Natalia Gennadyevna Pryanikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Igorevich Pakhomov, the senior teacher, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow
Abstract
Introduction. Systematic football training can improve the accuracy of movements and have general stimulating effect on the body with pathology. They significantly optimize the general physical condition and motor performance in people with hearing impairment. Purpose of the study: to find out the impact of regular adaptive football lessons on the motor abilities of students with I-II degree hearing loss. Methodology and organization of the study. The observation was made for 29 students aged 18 years with hearing loss of I-II degrees. They created the main group of 15 students, who began to be engaged in adaptive football, and the control group of 14 students, who continued to experience physical activity only in physical culture classes. Functional tests were used and the results of passing the standards were assessed. The data were processed by the Student's test (t) and correlation analysis. Research results and discussion. Systematic training in adaptive football increased coordination abilities, motor capabilities and general vestibular stability. Those involved in adaptive football increased their general physical fitness and the accuracy of the performance of sports movements. Conclusions. Systematic football training stimulates strength indicators, endurance, coordination and speed capabilities in students with hearing loss.
Keywords: students, hearing loss, adaptive football, coordination, physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленными наблюдениями подтверждено, что рациональное усиление мышечной активности стимулирует основные функции организма здорового и имеющего различные нарушения [1, 2]. Данный эффект возможен за счёт усиления в условиях активной мышечной деятельности метаболических, синтетических и регуляторных процессов. Особое значение для социума имеет данный эффект у молодёжи, имеющей соматическую патологию [3]. Увеличение ее физической активности в ходе регулярных физических тренировок способно быстро вызвать функционально выгодные изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, повысив общую резистентность [4, 5]. В этой связи весьма значима дальнейшая разработка результативных приемов оздоровления при помощи активной мышечной деятельности, направленной на физическое восстановление и максимально полную интеграцию разных категорий больных молодого возраста в общество с включением их в трудовой процесс [6].
Выяснено, что активная мышечная деятельность в рамках адаптивных видов спорта может значимо наращивать адаптивные возможности разных категорий больных и инвалидов [7, 8]. В этой связи серьезный интерес у тренеров вызывают физкультурники с
явлениями тугоухости различной выраженности [9]. Обычно у этой категории отмечается не высокая степень физического развития, весьма средняя работоспособность и слабая включенность в социум [10]. При этом замечено, что систематические тренировки в рамках адаптивных видов спорта, особенно в игровой форме, весьма выражено оптимизируют у этой категории тренирующихся двигательные возможности и основные физические свойства [11]. Вследствие этого перспективна разработка вариантов занятий адаптивным футболом лицами, имеющими нарушения слухового анализатора.
Цель исследования: выяснить воздействие регулярных занятий адаптивным футболом на двигательные возможности студентов с тугоухостью I-II степени.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 29 студентов в возрасте 18 лет, имеющих врожденную тугоухость I-II степени. Из них были созданы 2 группы обследования. Основная группа состояла из 15 студентов, начавших регулярные тренировки по адаптивному футболу. Контрольная группа, состоявшая из 14 студентов, в полном составе продолжала испытывать физические нагрузки только в рамках академических занятий по физической культуре в университете. В ходе проведения исследования был применён ряд спортивных функциональных проб и проведены определения некоторых контрольных нормативов, отражающих общие физические характеристики. Их оценка велась исходно и спустя 6 месяцев наблюдения.
Статистическая обработка полученных данных выполнена с применением программы «StatSoft, Inc.» USA, учитывая критерий Стьюдента (t) и коэффициент корреляции Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе наблюдения за обследуемыми в динамике были оценены их физические возможности (таблица). Исходно уровень скоростно-силовых свойств, регистрируемых в тесте бега на дистанцию 30 м (5,7±0,09 с), в тесте бега на дистанцию 60 м (10,0±0,92 с) в ходе применения теста на прыжок в длину (1,63±0,16 м) был невысок. При взятии под наблюдение уровень выносливости у обследованных также был невелик, судя по расстоянию, которое испытуемые были способны пробежать в течение 6 минут. О невысоких исходных их силовых возможностях говорило небольшое число подтягиваний, на которые они были способны. О слабости координационных возможностей у обследованных в момент взятия под наблюдение говорили результаты их челночного бега и низкое количество прыжков, которые они могли совершить с использованием скакалки. При взятии под наблюдение в основной и контрольной группах регистрировалась ранняя утомляемость, проявляющаяся большим числом ошибок в ходе работы с мячом, в понижении выраженности внимания и снижении скорости движения. Таким образом, у всех студентов имелся невысокий исходный уровень общих физических возможностей.
Таблица - Показатели физической подготовленности
Показатели В начале исследования, M±m, n=29 В конце исследования, M±m
Основная группа, n=15 Контрольная группа, n=14
Пробежка на дистанцию 30м, с 5,7±0,09 4,6±0,11 р<0,01 5,8±0,14
Пробежка на дистанцию 60м, с 10,0±0,92 8,4±0,87 р<0,01 10,2±0,96
Выполнение прыжка в длину, м 1,63±0,16 1,98±0,18 р<0,01 1,71±0,19
Время выполнения челночного бега 4x9,с 10,6±1,54 9,0±1,32 р<0,01 10,9±1,29
Количество прыжков с применением скакалки в течение 25 с, повторений 26,4±6,22 37,9±5,04 р<0,01 27,3±7,36
Показатели В начале исследования, М±т, п=29 В конце исследования, М±т
Основная группа, п=15 Контрольная группа, п=14
Размер дистанции за 6 минут, м 976,0±67,5 1114,0±62,7 р<0,05 982,0±74,5
Количество подтягиваний на перекладине, повторений 5,2±0,68 8,3±0,71 р<0,01 5,6±0,12
Количество подъемов тела из лежачего положения в течение 1 минуты, повторений 24,8±2,96 35,4±2,48 р<0,01 25,4±2,09
На момент завершения исследования в контроле не удалось найти достоверной динамики регистрируемых показателей. У студентов основной группы спустя полгода футбольных тренировок отмечено существенное повышение физических возможностей (таблица). На это указывала выявленная динамика их скоростно-силовых показателей (ускорение бега на разные дистанции, рост расстояния, преодолеваемого в прыжке), повышение их силовых возможностей (нарастание числа подтягиваний и количества подъемов туловища из лежачего положения), оптимизация координации (активация способности к челночному бегу, рост количества выполняемых со скакалкой прыжков) и рост выносливости (увеличение расстояния, пробегаемого за 6 минут).
Спустя полгода спортивных тренировок в основной группе было достигнуто уменьшение выраженности утомляемости. Об этом судили по динамике субъективных ощущений и по величине сердечных сокращений, достигающий уровня оптимума к концу периода наблюдения. В группе контроля этот показатель остался без динамики до конца наблюдения.
За время тренировок в основной группе весьма трудным в разучивании был следующий ряд двигательных элементов: быстрые движения определенного направления с высокой скоростью смены вектора перемещения, пробежки с внезапным началом и прекращением движения, передача и получение меча в условиях движения с меняющимся вектором перемещения, реализация фальш-движений при ведении мяча.
Ускоренное овладение навыками приема и передачи мяча и ударов по мячу достигалось при наличии в ходе тренировок высоко эмоциональных моментов. В основной группе спустя полгода систематических тренировок отмечено существенное понижение числа значимых ошибок в технике управления мечом, в выполнении подач, а также в процессе забивания мяча в ворота, что, несомненно, связано с ростом у студентов общих физических возможностей [12].
В основной группе через полгода существенно повысилась локомоторная устойчивость, что особенно важно было в ходе преодоления расстояния при преодолении защиты чужой команды. Этот эффект достигался за счёт выраженного усиления мышечной системы тренирующихся и их обогащения отработанными движениями [9]. Также в основной группе спустя полгода тренировок происходил рост устойчивости тела при выполнении движений с меняющимся вектором перемещения с одновременным взаимодействием с мячом. Это, без сомнения, было возможно за счёт тренировки мышечной системы и вестибулярных механизмов, поддерживающих высокую устойчивость в процессе реализации движений [3].
Важной особенностью разучивания движений в адаптивном футболе в основной группе было наличие достоверной корреляции сокращения времени в ходе челночного бега и перемещения в условиях перемены вектора движения (г=0,662; р<0,051). Увеличе -ние эффективности двигательных действий со скакалкой на время продемонстрировало значимую корреляционную связь с реализацией прыжков и передачи мяча (г=0,514; р<0,052). Положительная динамика в достижении ускорения в ходе бега на определённую дистанцию показала корреляционную связь с ростом расстояния при реализации прыжка с места (г=0,607; р<0,49).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большие оздоровительные возможности дозированного повышения физической активности при любом исходном состоянии организма несомненны. В студенческом возрасте наиболее рационально это проводить в игровой форме. Одним из таких вариантов игры является футбол, занятия которым существенно стимулируют основные показатели жизнедеятельности у студентов. На фоне систематических занятий адаптивным футболом в течение полугода у студентов, имеющих патологию слухового анализатора, нарастали силовые возможности, скоростные показатели, повышались координационные характеристики и возрастала выносливость. Занятия физической культурой во второй группе наблюдения не сопровождались значимой динамикой регистрируемых в работе параметров, которые оставались на уровне исхода. Есть основания утверждать, что не прерывные посильные тренировки по адаптивному футболу стимулируют локомоторные способности и повышают в целом физическую подготовку у лиц студенческого возраста, страдающих патологией слухового анализатора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Makhov A.S. Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev. - D0I:10.15562/bmj.v9i1.1099 // Bali Medical Journal. - 2020.- № 9 (1). - P. 51-54.
2. Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age / I.N. Medvedev, A.V. Gusev, A.V. Malyshev, O.D. Mikhai-lova, E.V. Garina, E. Sh. Petina, N.Dz. Tagirova // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - № 11 (8).-P. 432-438.
3. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. - No. 13 (4). - P. 1842-1846.
4. Medvedev I.N. Problems of human nutritional behavior in modern society / I.N. Medvedev // International Journal of Pharmaceutical Research. - 2020. -№ 1. - P. 1357-1365.
5. Нарушение сердечного ритма у больных с врожденной сенсоневральной тугоухостью / Ю.К. Янов, Л.Э. Тимчук, В.Е. Кузовков, А.С. Симбирцев, А.В. Демьянов, Л.М. Бернатович, Л.В. Юрченко, А.Н. Мироненко, С.С. Зудова // Российская оториноларингология. - 2012. - №3 (58). - С. 203-213.
6. Румянцева Э.Р. Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации / Э.Р. Румянцева, А.В. Овчинников, Н.Ю. Токмакова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 4. -С. 187-192.
7. Makhov A.S. Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia / A.S. Makhov, I.N. Medvedev. - D0I:10.15562/bmj.v9i1.1111 // Bali Medical Journal. -2020.-№ 9 (1). - P. 47-50.
8. Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, D.A. Kazakov, F.R. Sibgatulina, A.M. Shulgin, R.B. Krasnov. - // Biomedical and Pharmacology Journal. -2020. - Vol. 13 (2). - P. 585-590.
9. Карпов В.Ю. Управление воспитательным процессом в вузе с применением средств физической культуры и спорта / В.Ю. Карпов.- Санкт-Петербург: Издательство "ВекторБук" , 2003. -204 с.
10. Морозов, А.П. Комплексный контроль физической подготовленности высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Морозов Антон Павлович. - Москва, 2013. - 23 с.
11. Мякотных В.В. Технология оздоровления студентов вуза туристского профиля с учетом особенностей их профессионально-учебной деятельности / В.В. Мякотных, В.Ю. Карпов // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 1 (7). - С.118-126.
12. Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection / I.N. Medvedev, V.Yu. Karpov, I.A. Batrakova, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, O.G. Rysakova // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2020. - Vol. 13 (2).- P. 537-542.
REFERENCES
1. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020) "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No.9(1), pp.51-54, DOI:10.15562/bmj.v9i1.1099.
2. Medvedev, I.N., Gusev, A.V., Malyshev, A.V., Mikhailova, O.D., Garina, E.V., Petina, E.Sh. and Tagirova, N.Dz. (2020) "Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age", Systematic Reviews in Pharmacy, No. 11 (8), pp. 432-438.
3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No.13(4), pp. 1842-1846.
4. Medvedev, I.N. (2020), "Problems of human nutritional behavior in modern society", International Journal of Pharmaceutical Research, No. 1, pp. 1357-1365.
5. Yanov, Yu.K., Timchuk, L.E., Kuzovkov, V.E., Simbirtsev, A.S., Demyanov, A.V., Bernato-vich, L.M., Yurchenko, L.V., Mironenko, A.N. and Zudova, S.S. (2012),"Heart rhythm disturbances in patients with congenital sensorineural hearing loss", Russian otorhinolaryngology, No. 3 (58), pp. 203-213.
6. Rumyantseva, E.R., Ovchinnikov, A.V. and Tokmakova, N.Yu. (2017) "Education of coordination abilities of hockey players with hearing impairment in groups of initial specialization", Bulletin of the Tula State University. Physical education, Sport, No. 4, pp. 187-192.
7. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020) "Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 47-50, DOI:10.15562/bmj.v9i1.1111.
8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Kazakov, D.A., Sibgatulina, F.R., Shulgin, A.M. and Krasnov, R.B. (2020), "Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 585-590.
9. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, Publishing house "VectorBuk", St. Petersburg.
10. Morozov, A.P. (2013), Comprehensive control of physical fitness of highly qualified runners with hearing impairment for short and medium distances, dissertation, Moscow.
11. Myakotnykh, V.V. and Karpov, V.Yu. (2009), "Technology of health improvement of students of a higher educational institution of a tourist profile, taking into account the peculiarities of their professional and educational activities", Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Resort Business, No.1 (7), pp. 118-126.
12. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020) "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 537-542.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2021
УДК 796.332
ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВКИ
Денис Сергеевич Зуйков, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Михайлович Поздняк, старший преподаватель, Дмитрий Сергеевич Борисов,
старший преподаватель, Давид Гаврушаевич Амазян, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет
Аннотация
Специфическая двигательная деятельность в футболе, особенно на современном этапе его развития, характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Всё возрастающая динамика при перемещениях игроков, в единоборствах на поле, выполнении технических элементов вменяет тренерам включение в тренировочный процесс всё большее количество средств