Научная статья на тему 'Оценка уровня развития координацинно-двигательного потенциала у мальчиков 12-13 лет с нейросенсорной тугоухостью I–II степени, занимающихся адаптивным баскетболом'

Оценка уровня развития координацинно-двигательного потенциала у мальчиков 12-13 лет с нейросенсорной тугоухостью I–II степени, занимающихся адаптивным баскетболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейросенсорная тугоухость / адаптивный баскетбол / координационнодвигательный потенциал / уровень физической подготовленности / neurosensory hearing loss / adaptive basketball / coordinating-motor potential / physical readiness level

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев А.В., Зинчук Н.А., Порубайко Л.Н., Каширский А.В.

Перспективным направлением в адаптации к социальным условиям лиц с патологией слухового аппарата различной тяжести можно рассматривать адаптивные виды спорта, в том числе баскетбол. Разработка и апробирование методик применения спортивных игр в повышении адаптационного потенциала вестибулярного аппарата у слабослышащих школьников является не только перспективным направлением в обеспечении повышения устойчивости локомоторных функций, но и социально ориентированным направлением повышения качества жизни детей с патологией слухового аппарата. С целью определения эффективности влияния учебно-тренировочных занятий адаптивным баскетболом на функциональные параметры вестибулярного аппарата было проведено медико-педагогическое исследование групп слабослышащих школьников. Сравнительный анализ проводился в группе (n1 = 15), в которой дети занимались адаптивным баскетболом, и в группе (n2 = 19), в которой физическая нагрузка регламентировалась рамками школьной программы для специальной медицинской группы «А». Материалы. В работе использованы верифицированные диагнозы профильных специалистов, на основании которых была сформирована группа для занятий адаптивным баскетболом, а также результаты тестов уровня физической подготовленности. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 16 StatSoft Inc. (USA). Методы исследования. В работе использованы результаты функциональных проб на различных этапах учебно-тренировочного процесса, показатели уровня физической подготовленности. Для оценки координационно-двигательного потенциала использовались тесты на координацию. Результаты. Регулярные занятия баскетболом способствуют развитию физических качеств, регуляторно-адаптивного потенциала сердечно-сосудистой системы, координационных способностей, о чем свидетельствуют тесты функциональных проб и контрольные нормативы физической подготовленности. Заключение. Повышение уровня физической подготовленности и связанных с ним показателей координационно-двигательного потенциала у детей с нарушением слуха является результатом структурно адаптированных учебнотренировочных занятий баскетболом, что согласуется с исследованием Чичковой М.А., Светличкиной А.А. (2016). Вместе с тем не исключено, что уровень координационных показателей зависит не только от освоения сложнокоординационных двигательных заданий, но и от упражнений, характеризующихся временными показателями, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между результатами скоростных тестов и координационными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев А.В., Зинчук Н.А., Порубайко Л.Н., Каширский А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of development level of coordinating-motor potential in 12-13 year-old boys with neurosensory hearing loss of the I-II degree, who go in for adaptive basketball

A promising direction in adaptation to social conditions among people with pathology of acoustic apparatus can be adaptive kinds of sport, including basketball. Creating and testing the methodology of sports games use in adaptive potential of vestibular apparatus increase among hard of hearing schoolchildren is not only a promising direction in locomotor functions improvement, but also is socially-oriented direction of life quality improvement among children with acoustic apparatus pathology. In order to reveal the effectiveness of adaptive basketball lessons influence on functional parameters of vestibular apparatus we organized medicalpedagogical examination of hard of hearing schoolchildren. Comparative analysis was held in the group (n1 = 15), which included children, who went in for adaptive basketball and in the group (n2 = 19), where physical load was regulated by school program for special “A” medical group. Materials. We used verified diagnoses of profile specialists and the results of physical readiness tests, on the basis of which the group of adaptive basketball was formed. Statistical data handling was realized with the help of the applied programs Statistica 16 StatSoft Inc. (the USA). Research methods. The results of functional test at different stages of educational-training process, physical readiness indices were used in the work. For coordinating-motor potential estimation we used coordination tests. Results. Regular basketball lessons contribute to physical qualities, regulating-adaptive potential of cardiovascular system, coordinating abilities development. It is proved by functional tests and control normatives of physical readiness. Conclusion. Physical readiness level and connected with it coordinating-motor potential indices improvement in children with hearing disorders is the result of structural adaptive educational-training basketball lessons. It corresponds with the research works carried out by Chichkova M.A., Svetlichkina A.A. (2016). At the same time, it is not excluded that the level of coordination indices depends not only on difficult for coordination motor tasks mastering, but also on exercises, characterized by time indices. It is proved by positive correlation between speed tests results and coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня развития координацинно-двигательного потенциала у мальчиков 12-13 лет с нейросенсорной тугоухостью I–II степени, занимающихся адаптивным баскетболом»

УДК: 792.7 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-109-114

Оценка уровня развития координацинно-двигательного потенциала у мальчиков 12-13 лет с нейросенсорной тугоухостью I—II степени, занимающихся адаптивным баскетболом

Доронцев А.В.'*, Зинчук НА.Порубайко Л.Н.3, Каширский А.В.'

'Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000 - ООО'- 9446 - '03Х, aleksandr.doroncev@.rambler.ru* ORCID: 0000 - 000'- 8685 - 4952, kmn2001@mail.ru 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000 - 000'-5837 - 99'2, niva-zichuk@mail.ru 3Кубанский государственный медицинский университет г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-8775-5726, p0rubaik050@mail.ru

Аннотация: Перспективным направлением в адаптации к социальным условиям лиц с патологией слухового аппарата различной тяжести можно рассматривать адаптивные виды спорта, в том числе баскетбол. Разработка и апробирование методик применения спортивных игр в повышении адаптационного потенциала вестибулярного аппарата у слабослышащих школьников является не только перспективным направлением в обеспечении повышения устойчивости локомоторных функций, но и социально ориентированным направлением повышения качества жизни детей с патологией слухового аппарата. С целью определения эффективности влияния учебно-тренировочных занятий адаптивным баскетболом на функциональные параметры вестибулярного аппарата было проведено медико-педагогическое исследование групп слабослышащих школьников. Сравнительный анализ проводился в группе (ni=15),в которойдети занимались адаптивным баскетболом, и в группе (n2 = 19), в которой физическая нагрузка регламентировалась рамками школьной программы для специальной медицинской группы «А». Материалы. В работе использованы верифицированные диагнозы профильных специалистов, на основании которых была сформирована группа для занятий адаптивным баскетболом, а также результаты тестов уровня физической подготовленности. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 16 StatSoft Inc. (USA). Методы исследования. В работе использованы результаты функциональных проб на различных этапах учебно-тренировочного процесса, показатели уровня физической подготовленности. Для оценки координационно-двигательного потенциала использовались тесты на координацию. Результаты. Регулярные занятия баскетболом способствуют развитию физических качеств, регуляторно-адаптивного потенциала сердечно-сосудистой системы, координационных способностей, о чем свидетельствуют тесты функциональных проб и контрольные нормативы физической подготовленности. Заключение. Повышение уровня физической подготовленности и связанных с ним показателей координационно-двигательного потенциала у детей с нарушением слуха является результатом структурно адаптированных учебно-тренировочных занятий баскетболом, что согласуется с исследованием Чичковой М.А., Светличкиной А.А. (2016). Вместе с тем не исключено, что уровень координационных показателей зависит не только от освоения сложнокоординационных двигательных заданий, но и от упражнений, характеризующихся временными показателями, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между результатами скоростных тестов и координационными способностями.

Ключевые слова: нейросенсорная тугоухость, адаптивный баскетбол, координационно-двигательный потенциал, уровень физической подготовленности.

Для цитирования: Доронцев А.В.*, Зинчук Н.А., Порубайко Л.Н., Каширский А.В. Оценка уровня развития координацинно-двигательного потенциала у мальчиков 12-13 лет с нейросенсорной тугоухостью I—II степени, занимающихся адаптивным баскетболом. Педагогико-психологические

и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(4): 109-114. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-109-114

Estimation of development level of coordinating-motor potential in 12-13 year-old boys with neurosensory hearing loss of the I-II degree, who go in

for adaptive basketball

Aleksandr V. Dorontsev'*, Nina A. Zinchuk2, Ludmila N. Porubayko3, Aleksej V.

Kashirskiy1

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000 - 000'- 9446 - '03Х, aleksandr.doroncev@.rambler.ru* ORCID: 0000 - 000'- 8685 - 4952, kmn2001@mail.ru 2Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000 - 000'-5837 - 99'2, niva-zichuk@mail.ru 3Kuban State Medical University Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0002-8775-5726, p0rubaik050@mail.ru

Abstract: A promising direction in adaptation to social conditions among people with pathology of acoustic apparatus can be adaptive kinds of sport, including basketball. Creating and testing the methodology of sports games use in adaptive potential of vestibular apparatus increase among hard of hearing schoolchildren is not only a promising direction in locomotor functions improvement, but also is socially-oriented direction of life quality improvement among children with acoustic apparatus pathology. In order to reveal the effectiveness of adaptive basketball lessons influence on functional parameters of vestibular apparatus we organized medical-pedagogical examination of hard of hearing schoolchildren. Comparative analysis was held in the group (n1 = 15), which included children, who went in for adaptive basketball and in the group (n2 = 19), where physical load was regulated by school program for special "A" medical group. Materials. We used verified diagnoses of profile specialists and the results of physical readiness tests, on the basis of which the group of adaptive basketball was formed. Statistical data handling was realized with the help of the applied programs Statistica 16 StatSoft Inc. (the USA). Research methods. The results of functional test at different stages of educational-training process, physical readiness indices were used in the work. For coordinating-motor potential estimation we used coordination tests. Results. Regular basketball lessons contribute to physical qualities, regulating-adaptive potential of cardiovascular system, coordinating abilities development. It is proved by functional tests and control normatives of physical readiness. Conclusion. Physical readiness level and connected with it coordinating-motor potential indices improvement in children with hearing disorders is the result of structural adaptive educational-training basketball lessons. It corresponds with the research works carried out by Chichkova M.A., Svetlichkina A.A. (2016). At the same time, it is not excluded that the level of coordination indices depends not only on difficult for coordination motor tasks mastering, but also on exercises, characterized by time indices. It is proved by positive correlation between speed tests results and coordination abilities. Keywords: neurosensory hearing loss, adaptive basketball, coordinating-motor potential, physical readiness level.

For citation: Aleksandr V. Dorontsev*, Nina A. Zinchuk, Ludmila N. Porubayko, Aleksej V. Kashirskiy. Estimation of development level of coordinating-motor potential in 12-13 year-old boys with neurosensory hearing loss of the I-II degree, who go in for adaptive basketball. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(4): 109-114. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-4-109-114

АКТУАЛЬНОСТЬ

Положительное влияние физической культуры и спорта на социальную адаптацию и регуляторный потенциал отмечается в работах отечественных и зарубежных

исследователей [2,3,10,16,17,18]. Занятия спортивными играми позволяют эффективно повысить двигательную активность,

улучшить показатели кардиореспираторной системы, в частности вариабельности

сердечного ритма [7,9]. Исследование адаптивных и восстановительных методик с использованием средств оздоровительной физической культуры становится достаточно актуальным в настоящее время [1,4,13,14,15]. Методологическое обеспечение адаптивных видов спорта приобретает важное значение в повышении системной интеграции инвалидов в профессиональную деятельность [5,6]. Пациенты с нейросенсорной тугоухостью различной степени тяжести имеют невысокие показатели развития физических качеств, невысокую работоспособность, менее социализированы [12]. Исследования влияния занятий адаптивными видами спорта на локомоторную функцию у пациентов с патологией слухового анализатора выявляют дифференцированные направления выбора эффективного вида двигательной активности [8]. Проводимые в последние годы исследования показали, что использование структурно ориентированных комплексов двигательной активности или адаптивных видов спорта, ориентированных на выделенную нозологическую группу, существенно повышает адаптационно-регуляторные резервы

занимающихся [11]. В этой связи нами были проведены исследования влияния занятий адаптивным баскетболом на вестибулярно-двигательные характеристики учащихся с нейросенсорной тугоухостью I-II степени.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 34 учащихся 12-13 лет (мальчики) с верифицированным диагнозом нейросенсорная тугоухость I-II степени, из которых 15 учащихся занимались адаптивным баскетболом, 19 человек занимались физической культурой в рамках средней образовательной школы (специальная медицинская группа «А»). При проведении данного проспективного исследования были использованы результаты ежегодного медицинского осмотра, функциональных проб и контрольных нормативов физической подготовленности. Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап - формирование группы мальчиков

для занятий адаптивным баскетболом с учетом личного согласия заниматься адаптивным спортом и допуска врача профпатолога к учебно-тренировочным занятиям. Первоначальное проведение функциональных проб, тестирование уровня физической подготовленности и физического развития.

2 этап - апробация и оценка результативности занятий адаптивным баскетболом в экспериментальной группе.

3 этап - сравнительный анализ полученных результатов, определение значимости и эффективности применяемых методик, выявление факторов риска дезадаптивных реакций на интенсивность и объем учебно-тренировочных занятий в экспериментальной группе.

Достоверностьразличийколичественных признаков между исследуемыми группами оценивался с использованием методов вариационной статистики и программы « StatSoft, Inc.» USA. Исследования проводились на базах Астраханского государственного медицинского университета и Кубанского государственного медицинского университета в 2019 году.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Значимое повышение координационно-двигательного потенциала наблюдалось на 6-м месяце учебно-тренировочных занятий и характеризовалось освоением сложнокоординационных элементов

баскетбола. Следствием повышения показателей функциональных проб и уровня развития физических качеств явилось закрепление навыков выполнения двигательных заданий с изменяемыми пространственно-временными характеристиками, что проявлялось в выполнении челночного бега 4х9, прыжков на скакалке, ведении мяча, бросков и приема мяча в движении по заданной траектории, владении мячом без зрительного контроля. Под воздействиемсистематическихзанятийотмечено повышение регуляторно-компенсаторных

показателей сердечно-сосудистой системы в виде синусовой брадикардии у 52±7,9%, p<0,05, а также сокращение времени восстановления

ЧСС после заключительной части занятий с период раннего восстановления на 4-й минуте. 110,2±9,4 уд.мин. до 95,5 ± 7,8 уд.мин., р<0,05 в

Таблица 1 - Динамика уровня развития физических качеств в группах исследования (мальчики 1213 лет д/з нейросенсорная тугоухость 1-11 степени)

Показатели Этапы исследования (П2=19) (п=15) Р

Х ±

Бег 30 м (с) начало 5,73 ± 5,78 ± >0,05

конец 5,50 ± 4,71 ± <0,05

Р >0,05 <0,05

Челночный бег 4х9 м (с) начало 11,54 ± 11,19 ± >0,05

конец 11,01 ± 10,15 ± <0,05

Р <0,05 <0,05

6 мин. бег (м) начало 930 ± 970 ± >0,05

конец 10б0± 1200± <0,05

Р <0,05 <0,05

Подъем туловища из положения лежа на спине, кол-во повторений начало 22,5 ± 24.9 ± >0,05

конец 24,0 ± 30,5 ± <0,05

Р >0,05 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во повторений начало 15,5 ± 14,5 ± >0,05

конец 16,0 ± 23,8 ± <0,05

Р >0,05 <0,01

Подтягивание на перекладине, кол-во повторений начало 4,8 ± 5,4 ± >0,05

конец 5,0 ± 5,8 ± >0,05

Р >0,05 >0,05

Прыжки со скакалкой за 25 с., кол-во повторений начало 17.8 ± 18,0 ± >0,05

конец 19,4± 2б,4± <0,05

Р <0,05 <0,05

Необходимо отметить, что в начале исследования уровень физической подготовленности в экспериментальной группе достоверно не отличался от уровня контрольной группы. Полученные результаты свидетельствуют о высокой степени корреляции (г = 0,621) развития скоростно силовых, скоростных качеств, координационных способностей и занятий адаптивным баскетболом.

При изучении динамики освоения сложнокоординационных элементов в виде передачи мяча партнеру во время передвижения по площадке, ведения мяча змейкой, приема-передачи мяча партнеру во время бега по сигналу, перебрасывания мяча направо-налево одной рукой было установлено, что наибольшее

количество ошибок на первом этапе учебно-тренировочных занятий наблюдалось при выполнении упражнений с партнером в движении - 73,3±8,9%, атаки кольца в прыжке

- 70,5±9,0%, а также бросков мяча на точность

- б5,8±5,7%, минимальное количество ошибок отмечалось в ведении мяча по прямой -32,5±5,5%, и бросков мяча двумя руками от груди - 27,4±7,2%.

Как видно из таблицы 1, в группе (п1 = 15) наблюдался значимый рост развития всех основных физических качеств и координационных способностей, кроме силовых показателей, в группе (п2 = 19) достоверно увеличилась только выносливость, другие данные физической подготовленности существенного роста не показали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенной работы было определено, что у учащихся группы (n1 = 15) после 6 месяцев занятий адаптивным баскетболом наблюдался достоверный рост уровня физической подготовленности и увеличение координационно-двигательного потенциала. Регулярные занятия адаптивным баскетболом не только показали высокую корреляцию с развитием координационно-двигательного потенциала, но и позволили достоверно повысить регуляторно-

адаптационные показатели сердечнососудистой системы. Предлагаемые занятия адаптивным баскетболом достаточно доступны для исследуемого контингента, имеют высокую степень освоения и могут быть рекомендованы для использования как дополнительные секционные занятия.

В то же время протокол первичных тестов физической подготовленности мальчиков с патологией слухового аппарата показал недостаточный уровень развития физических качеств, на что необходимо обратить особое внимание при планировании объема и интенсивности физической нагрузки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова Т.И., Назарочкин Ю.В., Евремов А.Л., Черкасов Н.С. Врожденные пороки сердца и сосудов у детей, ассоциированные с нейросенсорной тугоухостью. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016; 3:

142-143.

2. Бобровский Е.А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; 4(2): 456-459.

3. Гадецких А.А. Адаптация людей с ограниченными возможностями к учебной деятельности в неспециализированных образовательных учреждениях. Педагогические науки. 2014; 9: 181-184.

4. Мещерякова Н.В. Клинико-функциональные особенности сенсоневральной тугоухости у детей дошкольного возраста с синдромом дисплазии соединительной ткани: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ставрополь. 2010: 16.

5. Морозов А.П. Комплексный контроль физической подготовленности

высококвалифицированных бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2013: 23.

6. Обрубов С.А., Демидова М.Ю., Иванова А.О., Кузнецова Е.А. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани: современное состояние проблемы. Российская педиатрическая офтальмология. 2009; 4: 50-54.

7. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Патент 2672934 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными физическими возможностями. URL: https://yandex.ru/patents/ doc/RU2672934Ci_20i8ii2i.

8. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Патент 2652968 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у спортсменов. URL:https://yandex.ru/patents/ doc/RU2652968C1_20180503.

9. Светличкина А.А., Козлятников О.А., Доронцев А.В., Зинчук Н.А. Перспективы применения спортивных тренажеров на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы «А». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 86-90. DOI: 10.14526/20704798-2019-14-4-86-90.

10. Соколова Н.И., Криволап Н.В. Зависимость резерва адаптации организма спортсменов от степени проявления дисплазии соединительной ткани. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007; 5: 182-186.

11. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями. Астраханский медицинский журнал. 2016; 11(4): 64-71.

12. Янкевич И.Е., Зинчук Н.А., Доронцев А.В. Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов. Астраханский медицинский журнал. 2013; 8(1): 326-329.

13. Zavalishina, S.Yu., Pravdov D.M., Bakulina T.D., Eremin M.V., Rysakova O.G., Dorontsev A.V. Strengthening the general functional capabilities of the body in the conditions of a feasible increase in muscle activity after intervention on the heart. Biomedical and Pharmacology Journal. 2020; 13(2): 597-602.

14. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontes A.V., Skorosov K.K., Ivanov D.A. Physiologica basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries. Indian Journal of Public Health Research and Development. 2019;

10(10): 2723-2728.

15. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V., Voronova N.N., Shulgin V.I., Kozyakov R.V. Influence of regular feasible physical activity on the platelets functional activity of the second mature age people. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11(8): 439-445.

16. Lu J., Huang Z., Yang T., Li Y., Mei L., Xiang M., Chai Y., Li X., Li L., Yao G., Wang Y., Shen X., Wu H.Screening for delayed-onset hearing loss in preschool children who previously passed the newborn hearing screening. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2011; 75(8): 1045-1049.

17. Luckner J. L., Cooke C.A summary of the vocabulary research with students who are deaf or hard of hearing. Am. Ann. Deaf. 2010; 155(1): 3867.

18. 18.Senthil Vadivu A., SampathR., Paramasivan V. K., Mohan M., Kameswaran M. Cochlear implantation and cardiac associations. International Journal of Pediatric Otorinolaryngology. 2013; 77(8): 1303-1307.

Статья поступила в редакцию: 14.11.2020

Доронцев А.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: aleksandr. doroncev@.rambler.ru

Зинчук НА. - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: niva-zinchuk@mail.ru Порубайко Л.Н. - кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, 350063, Россия, г. Краснодар, ул. Митрофана Седина, дом 4, e-mail: porubaiko50@mail.ru

Каширский А.В. - студент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: kmn2001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.