УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ И ГИМНАСТИКОЙ
Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
Аннотация
Введение. Для повышения уровня спортивных результатов необходимо учитывать в ходе тренировок особенности темперамента у тренируемых спортсменов, что особенно актуально в рукопашном бое и гимнастике. Цель исследования: проследить связь особенностей темперамента у юных рукопашников и гимнастов со стажем регулярных занятий не менее 5 лет с содержанием избранных ими видов спорта. Методика и организация исследования. В исследование взяты две группы полностью здоровых, длительно тренирующихся юных спортсменов в возрасте 18 лет. Первая группа состояла из 21 рукопашника, вторая группа - из 22 гимнастов. У юных спортсменов обеих групп определяли параметры темперамента: устойчивость к фрустрации, тревожность - эмоциональную устойчивость, выраженность агрессивности, особенности пластичности и ригидности нервных процессов, соотношение экстраверсии - интроверсии со статистической обработкой результатов. Результаты исследования и их обсуждение. Юные спортсмены обеих групп имели достаточно высокую эмоциональную стабильность и устойчивость к развитию фрустрации. Особенности рукопашного боя, включающие жесткий физический контакт, противоборствующие действия в ходе борьбы, широкий спектр движений и постоянно меняющиеся условия их совершения привлекают в этот вид спорта лиц, имеющих высокие явления агрессивности, а также выраженные пластичность и экстраверсию. Для гимнастики свойственно отсутствие физического контакта, плавность мышечной активности, некоторое однообразие ситуаций в ходе тренировок и соревновательных действий. Это привлекает в данный вид спорта людей с невысоким уровнем агрессивности, небольшой пластичностью и экстраверсией нервных процессов. Выводы. Для руко-пашника свойственно наличие повышенной агрессивности при выраженных пластичности и экстраверсии. У гимнастов оптимальным для хороших спортивных результатов являются более низкие уровни этих показателей.
Ключевые слова: темперамент, эмоции, фрустрация, пластичность, агрессивность, гимнастика, рукопашный бой, спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p519-524
STUDENTS' TEMPERAMENT MANIFESTATION'S PECULIARITIES AT HAND
FIGHT AND GYMNASTICS
Angela Valerievna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Viktorovich Er-emin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Oleg Anatolievich Raszhivin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
Abstract
Introduction. To increase the level of sports results, it is necessary to take into account the peculiarities of the temperament of the trained athletes during training, which is especially important in hand-to-hand combat and gymnastics. Purpose of the study: to trace the connection between the characteristics of temperament among young hand-to-hand fighters and gymnasts with at least 5 years of regular training experience with the content of their chosen sports. Methodology and organization of the study. The study involved two groups of completely healthy, long-term training young athletes at the age of 18 years. The
first group consisted of 21 hand-to-hand fighters, the second group consisted of 22 gymnasts. The parameters of temperament were determined in young athletes of both groups: resistance to frustration, anxiety -emotional stability, severity of aggressiveness, peculiarities of plasticity and rigidity of nervous processes, the ratio of extraversion - introversion with statistical processing of the results. Research results and discussion. Young athletes of both groups had fairly high emotional stability and resistance to the development of frustration. Features of hand-to-hand combat, including hard physical contact, opposing actions during the fight, a wide range of movements and constantly changing conditions for their implementation, attract to this sport people who have high manifestations of aggressiveness, as well as pronounced plasticity and extraversion. Gymnastics is characterized by a lack of physical contact, smooth muscle activity, a certain monotony of situations during training and competitive actions. This attracts people with a low level of aggressiveness, little plasticity and extraversion of nervous processes to this sport. Conclusions. A hand-to-hand fighter is characterized by increased aggressiveness with pronounced plasticity and extraversion. For gymnasts, lower levels of these indicators are optimal for good athletic performance.
Keywords: temperament, emotions, frustration, plasticity, aggressiveness, gymnastics, hand-to-hand combat, sports.
ВВЕДЕНИЕ
Занятия современным спортом требует от спортсменов ряда не только физических, но и психических качеств, способствующих достижению высоких результатов [1, 2]. Весьма важна нацеленность на достижение больших спортивных результатов, стремительность нервных процессов в мозге, стабильность эмоционального фона, не зависимо от происходящего в ходе соревнований и тренировок при наличии большого запаса двигательных действий в выбранном виде спорта, стабильно выполняемых, несмотря на любые внешние условия социального и физического характера [3].
В число характеристик спортивной деятельности входит большой перечень, которые определяются типологическими особенностями центральной нервной системы и параметрами темперамента [4]. Они включают скорость протекания эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов, их устойчивость к любым внешним и внутренним факторам, ослабляющим и нарушающим активность, пластичность и ригидность нервных процессов, и способность к преодолению физических нагрузок и к восстановлению исходной работоспособности [5, 6].
По современным представлениям о психологических основах деятельности человека успешность спортивной деятельности весьма четко определяется особенностями личности спортсмена [7]. Замечено, что свойства личности сильно влияют на выбор человеком определенного вида спорта, а также на возможную длительность и уровень эффективности тренировок в любом виде спорта. Спортивные тренировки и соревнования весьма существенно сами влияют на развитие разных аспектов личности, способствуют ее развитию в соответствии с условиями определенного вида спорта [8].
Темперамент во многом формирует потенциал достижения спортивных результатов и высокого мастерства, нужного для хороших достижений в избранном спорте. Он сильно влияет на индивидуальность двигательных действий, значимо определяя их успешность в ходе соревнований, а, следовательно, спортивный результат [9]. В этой связи требуется уточнение влияния параметров темперамента на выбор вида спорта детьми.
Цель: проследить связь особенностей темперамента у юных рукопашников и гимнастов со стажем регулярных занятий не менее 5 лет с содержанием избранных ими видов спорта.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под наблюдение были взяты две выборки студентов-спортсменов (18 лет), не менее 5 лет регулярно занимающиеся спортом. Первая из них состояла из 21 рукопашника с квалификацией не ниже кандидата в мастера спорта России. Вторую группу наблюдения образовали 22 спортсмена-гимнаста со спортивной квалификацией не ниже кандидата в мастера спорта России.
У всех спортсменов была применена методика «Самооценка психических состояний». С ее помощью у них оценивался ряд характеристик темперамента. Определялась выраженность тревожности, считающаяся эмоциональной устойчивостью или эмоциональной возбудимостью, связанной со склонностью к переживаниям в неприятных ситуациях. Выяснялась устойчивость к явлению фрустрации, рассматриваемой в качестве способности сохранять конструктивность действий в условиях, когда имеется непреодолимая преграда к желанной цели.
Определяли уровень агрессивности. Отслеживали состояние пластичности и ригидности. Регистрировали выраженность экстравертированности. В процессе выяснения уровня развития этого показателя темперамента определяли преимущественную зависимость деятельности человека - от внешних факторов (экстравертированность - стремление к новым контактам и новым впечатлениям), или от мыслей о прошлом и будущем (состояние интровертированности).
Статистическая обработка полученных показателей темперамента проводилась параметрическим ^критерием Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Установлено, что все наблюдаемые спортсмены, судя по результатам применения методики «Самооценка психического состояния» имеют достаточно высокую эмоциональную устойчивость. Значение этого параметра в группе гимнастов составила 10,8±0,45 баллов и 11,1±0,29 баллов - у рукопашников. О сравнимой высокой эмоциональной устойчивости говорили результаты использования вопросов «Свойства темперамента». У гимнастов эмоциональная устойчивость по этой базе вопросов оказалась ниже - 10,9±0,19 баллов, а у рукопашников выше - 11,2±0,26 баллов.
Найденная выраженная эмоциональная устойчивость у всех спортсменов обеспечивала им в ходе спортивной деятельности способность ясно оценивать различные высоко эмоциональные эпизоды в ходе выступлений.
В обеих группах найдена большая резистентность фрустрации. Несомненно, занятия спортом ведут к накоплению у спортсменов опыта стойкого отношения к преградам любого характера к намеченной цели.
Таблица 1- Особенности спортсменов рукопашников и гимнастов
Характеристики спортсменов Обследованные, М±т р
гимнасты, п=24 рукопашники, п=20
Эмоциональная устойчивость по «Самооценке психического состояния», баллы 10,8±0,45 11,1±0,29
Эмоциональная устойчивость по «Свойствам темперамента», баллы 10,9±0,19 11,2±0,26
Фрустрация, баллы 9,7±0,36 10,0±0,25
Агрессивность, баллы 8,2±0,32 11,3±0,50 <0,01
Пластичность - ригидность, баллы 9,5±0,33 12,6±0,28 <0,01
Экстраверсия - интроверсия, баллы 11,7±0,19 16,4±0,23 <0,01
Ввиду того, что гимнасты и рукопашники не отличались по эмоциональной стабильности и уровню фрустрации, следует считать оба этих вида спорта сравнимыми по психологической насыщенности и стимуляции этих качеств.
У рукопашников была более высокая агрессивность - 11,3±0,50 баллов. Это определяется эмоциональной составляющей деятельности у рукопашников и гимнастов. У первых имеется жесткое физическое противостояние, а у вторых нет физического взаимодействия.
Для рукопашников свойственной оказалась высокая экстраверсия - 16,4±0,23 баллов, что также связано с психологическими особенностями этих видов спорта. Рукопаш-ники всегда контактируют между собой, а гимнасты в ходе физической подготовки концентрируются на себе.
У рукопашников имеется яркая пластичность - 12,6±0,28 баллов. Рукопашный бой отличается разнообразием резких двигательных действий и высокой вариативностью их выполнения. По этой причине он очень привлекателен для студентов, имеющих яркую пластичность. Для гимнастики не свойственны свободно импровизированные движения при стабильности ситуаций, в которых проходят соревнования и тренировки. Данные обстоятельства делают гимнастику привлекательной для студентов с высокой степенью ригидности.
В ходе тренерской работы часто приходится сталкиваться с отсевом из спортивных секций и спортивных школ, когда без серьезных причин они прекращают заниматься спортом. В основе этого явления, видимо, лежит быстрая утрата ими интереса к занятиям ранее избранным видом спорта вследствие несоответствия темперамента юного спортсмена содержанию спортивной деятельности [7]. Важность данного момента связана с тем, что свойства темперамента человека всегда сходно проявляются при любо деятельности независимо от ее характера и обстоятельств осуществления [2].
Спортивная деятельность реализуется часто в достаточно непростых условиях, заставляющих проявлять максимальные возможности спортсмена. Ясно, что велика зависимость успешности спортивной деятельности человека от имеющихся у него индивидуальных характеристик его нервной системы, в том числе его темперамента. Его особенности являются весьма устойчивыми индивидуальными характеристиками человека, не способными значимо меняться в ходе любой деятельности, в том числе в процессе занятий спортом. По этой причине для достижения максимально возможных спортивных результатов большие перспективы приобретает грамотный учет в ходе тренировок и спортивных соревнований особенностей темперамента каждого отдельного спортсмена [10].
Значимость планомерной оценки аспектов проявления темперамента в спорте огромна для совершенствования подходов к успешному физическому воспитанию и эффективной спортивной тренировке. Рассмотрение этого вопроса оптимизирует спортивный отбор и обеспечит успех ранней спортивной ориентации, а значит результативности на соревнованиях [3].
Учет особенностей темперамента у юных спортсменов поможет каждому тренеру в подготовке воспитанников к высоким спортивным достижениям. Весьма также важно понимание связи темперамента и склонности к определенному виду спорта на всех этапах спортивной деятельности еще не имеет достаточно прочной теоретической базы и нуждается в дополнительных исследованиях [6].
Темперамент генетически определен и стабилен в онтогенезе. Он сильно влияние на поведение, особенно в спорте [11]. С его особенностями связан выбор подростком вида спорта. Особенности темперамента определяют накопление личного опыта применения навыков в ходе выработки индивидуального формата спортивной стратегии.
Характер спортивной деятельности в любом виде спорта требует от спортсмена соответствующего уровня мотивации и предпосылок в его темпераменте. Осознание этого весьма важно для результативности отбора подростков в разные виды спорта, а затем и успешности выступления спортсменов по любому виду спорта [12].
Ясно, что у обследованных имелась невысокая тревожность и резистентность к фрустрации. Для рукопашного боя характерен явный физический контакт, богатство применяемых движений и широта условий их выполнения. Это делает этот вид спорта привлекательным для подростков с явной агрессивностью, экстраверсией и пластичностью в темпераменте.
Спортивные действия в гимнастике протекают без физического контакта, некоторым однообразием спортивных действий, узостью условий их выполнения. По этой причине гимнастика привлекательна для студентов с низкой агрессивностью, экстраверсией и пластичностью в их темпераменте.
ВЫВОДЫ
Спортивная деятельность повышает уровень психологической стойкости и подавляет ощущение фрустрации. Это во многом вызвано постепенным формированием в ходе спортивных действий богатого опыта по саморегуляции эмоционального статуса. При этом имеющиеся у юных спортсменов выраженность в темпераменте агрессивности, экстраверсии и пластичности способны во многом определять выбор ими определенного вида спорта, в том числе занятия рукопашным боем или гимнастикой. Для рукопашника свойственно наличие повышенной агрессивности при выраженной пластичности и экстраверсии. У гимнастов оптимальным для хороших спортивных результатов являются более низкие уровни этих показателей. Данное обстоятельство следует учитывать в ходе спортивной ориентации молодежи на занятия этими видами спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом /
A.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова , Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.
2. The dynamics of the functional state of the body of men 50-59 years old against the backdrop of health training / E.S. Kachenkova, S.Yu. Zavalishina, Yu.V. Zbrueva, O.I. Kosukhina // International Journal of Pharmaceutical Research. - 2020. - №1. - P. 1378-1385.
3. Завалишина С.Ю. Физиологически оправданный вариант формирования здорового образа жизни молодежи средствами физического воспитания / С.Ю. Завалишина, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7.- С.15.
4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды /
B.С. Мерлин ; под ред. Е.А. Климова. - 2-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2009. - 543 с.
5. Makhov, A.S. Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev. - D0I:10.15562/bmj.v9i1.1099 // Bali Medical Journal. - 2020. - № 9(1). - P. 51-54.
6. Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection / I.N. Medvedev, V.Yu. Karpov, I.A. Batrakova, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, O.G. Rysakova // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2020. - Vol. 13 (2).- P. 537-542.
7. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации / Л.Ш. Пестряева, Г. Л. Драндров, Б.Н. Глинкин, Т.И. Орешкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51-3. - С. 237-243.
8. Киперман Я.В. Тромбоцитарная активность легкоатлетов высокой квалификации юношеского возраста / Я.В. Киперман, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования. - 2014.- № 6.- URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16456 (дата обращения: 01.04.2021).
9. Физкультурно-оздоровительная тренировка мужчин 50-60 лет как средство профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы / Е.С. Каченкова, И.В. Кулькова, С.Ю. Завалишина, Е.С. Ткачева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 62-64.
10. Савченко, А.П. Тромбоцитарная активность при отсутствии физической нагрузки / А.П. Савченко, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.- URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19152 (дата обращения: 01.04.2021).
11. Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age / I.N. Medvedev, A.V. Gusev, A.V. Malyshev, O.D. Mikhai-lova, E.V. Garina, E. Sh. Petina, N.Dz. Tagirova // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - № 11 (8). -P. 432-438.
12. Makhov, A.S. Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia / A.S. Makhov, I.N. Medvedev. - D0I:10.15562/bmj.v9i1.1111 // Bali Medical Journal. -2020.-№ 9 (1). - P. 47-50.
REFERENCES
1. Boldov, A. S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta,
Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.
2. Kachenkova, E.S., Zavalishina, S.Yu., Zbrueva, Yu.V. and Kosukhina, O.I. (2020), "The dynamics of the functional state of the body of men 50-59 years old against the backdrop of health training", International Journal of Pharmaceutical Research, No. 1, pp.1378-1385.
3. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified version of the formation of a healthy way of life of young people with means of physical education", Theory and practice of physical culture, No.7, pp. 15.
4. Merlin, V.S. (1996), Psychology of personality, Institute of Practical Psychology Moscow.
5. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2009), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 51-54, D0I:10.15562/bmj.v9i1.1099.
6. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020), "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13 (2), pp. 537-542.
7. Pestryaeva, L.Sh., Drandrov, G.L., Glinkin, B.N. and Oreshkina, T.I. (2016) "Features of the development of motives for going in for sports, taking into account sports qualifications", Problems of modern pedagogical education, No. 51-3, pp. 237-243.
8. Kiperman, Ya.V., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2014) "Thrombocyte activity of athletes of high qualification of youthful age", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16456 (data accessed: 01.04.2021).
9. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020) "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 62-64.
10. Savchenko, A.P., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2015) "Thrombocytic activity in the absence of exercise", Modern problems of science and education, No. 3, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19152 data accessed: 01.04.2021).
11. Medvedev, I.N., Gusev, A.V., Malyshev, A.V., Mikhailova, O.D., Garina, E.V., Petina, E.Sh. and Tagirova, N.Dz. (2020),"Influence of the Experience of Health-Improving Jogging on the Level of Functional Activity of Platelets in Men of the Second Mature Age", Systematic Reviews in Pharmacy, No. 11 (8), pp. 432-438.
12. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Parent's motivations on sports participation of their children with Down's syndrome in Russia", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp. 47-50, DOI:10.15562/bmj.v9i1.1111.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2021
УДК 159.937+343.83
РОЛЬ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ
Нина Алексеевна Тюгаева, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Евгений Владимирович Пантелеев, адъюнкт, Анна Аркадьевна Гаврицкая, адъюнкт, Академия ФСИНРоссии, Рязань
Аннотация
Введение. Профессиональная деятельность сотрудников охраны уголовно-исполнительной системы является видом государственной службы, обладающей особыми характеристиками. Одной из них является проблема психолого-педагогической оценки профессиональной пригодности принимаемых на работу в уголовно-исполнительную систему, требующая специальных исследований. Статья посвящена анализу результатов теоретического и эмпирического исследования, цель которого - выявить роль перцептивных способностей субъектов в развитии их профессиональной пригодности. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное авторами исследование, позволило разработать и апробировать психолого-педагогический алгоритм действий по формированию и раз-