ста в пределах до 1%, для закономерности «спонтанности» - более 1%. Причем закономерность «спонтанности» распространяется на 26% от всех рекордов.
В результате проведенного исследования были выявлены закономерности установления мировых рекордов, которые схематически представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Закономерности установления мировых рекордов и их основные характеристики
ВЫВОДЫ
Ретроспективный анализ мировых рекордов (на примере прыжков в длину у мужчин) демонстрирует различный характер их динамики на протяжении 120 лет.
Выявлены и научно обоснованы основные закономерности в динамике установления мировых рекордов - «спонтанности» и «логичности».
Было установлено на примере анализа рекордов мира в прыжках в длину у мужчин, что для закономерности «логичности» характерны показатели прироста в пределах до 1%, для закономерности «спонтанности» - более 1%.
Закономерность «спонтанности» распространяется на 26% от всех мировых рекордов в прыжках в длину у мужчин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мачканова Е.В. Вероятность установления мирового рекорда в толкании ядра у мужчин на современном этапе / Е.В. Мачканова, В.С. Рубин // «Наука и инновации - современные концепции» : сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. - Москва, 2021. - С. 64-67.
2. Рубин В.С. Мировые рекорды как область познания уникальных возможностей человека / В.С. Рубин, Е.В. Мачканова // Спортивно-педагогическое образование. - 2021. - № 3. - С. 6671.
REFERENCES
3. Machkanova, E.V. (2021), "World records as a sphere of understanding the unique abilities of a human being", "Science and Innovation - modern concepts", collection of scientific articles based on the results of the International Scientific Forum, Moscow, pp. 64-67.
4. Rubin, V.S. and Machkanova, E.V. (2021), "World records as a field of knowledge of the unique capabilities of a person", Sports and Pedagogical Education, No. 3, pp. 66-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2022
УДК 796.015.682:378.172
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТИЙ ТЕННИСОМ НА УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Илья Николаевич Медведев, доктор медицинских наук, профессор, Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Геннадьевна Рысакова, кандидат педагогических наук, доцент Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологиче-
ских наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
Оздоровлению и более полному включению в социум студентов способствуют регулярные физические тренировки. Одним из их вариантов являются регулярные занятия большим теннисом, тренирующие мускулатуру, вырабатывающие точность движений и повышающие адаптационные возможности всех внутренних органов. Цель исследования: оценить воздействие теннисных тренировок на уровень общей физической подготовленности студентов-первокурсников. Методика и организация исследования. В исследование включены 36 соматически здоровых юношей-студентов первого курса университета в возрасте 17-18 лет. Группа наблюдения (18 человек) состояла из юношей, начавших теннисные тренировки 3 раза в неделю. Группа контроля (18 человек) продолжила испытывать физические нагрузки только на университетских занятиях по физической культуре дважды в неделю. Определялись результаты проведения функциональных тестов и стандартных нормативов. Наблюдение за группами велось в течение полугода. Цифровые величины, полученные в ходе исследования, обработаны с помощью корреляционного анализа и критерия Стъюдента (t). Результаты исследования и их обсуждение. Регулярные занятия большим теннисом обеспечили повышение точности движений, улучшение их координации и повысили общую устойчивость тела тренирующихся в пространстве. В результате теннисных тренировок существенно повысился уровень развития дыхательной и мышечной систем организма юных спортсменов. Показатели группы контроля на протяжении всего наблюдения остались без значимой динамики. Выводы. Регулярные занятия теннисом повышают у студентов первого курса уровень физической подготовленности в большей степени, чем традиционные занятия физической культурой.
Ключевые слова: юноши, первокурсники, студенты, теннис, физические возможности, жизненная емкость легких.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p264-270
IMPACT OF TENNIS CLASSES ON THE LEVEL OF FIRST-YEAR STUDENTS' GENERAL PHYSICAL FITNESS Ilya Nikolaevich Medvedev, the doctor of medical science, professor, Vladimir Yurievich Kar-pov, doctor of pedagogical science, professor, Olga Gennadievna Rysakova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Eldar Asafivich Alenurov, the candidate of social science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow
Abstract
Improvement and more complete inclusion in the society of students contribute to regular physical training. One of their options is regular tennis classes, which trains the muscles, develops the accuracy of movements and increases the adaptive capabilities of all internal organs. The purpose of the study: to evaluate the impact of tennis classes on the level of first-year students' general physical fitness. Methodology and organization of the study. The study included 36 somatically healthy male first-year university students aged 17-18 years. The observation group (18 persons) consisted of young men who started tennis classes 3 times a week. The control group (18 persons) continued to experience physical activity only at university physical education classes twice a week. The results of functional tests and standard standards were determined. Groups were followed up for six months. The numerical values obtained during the study were processed using correlation analysis and Student's t-test (t). Results of the study and their discussion. Regular tennis classes provided an increase in the accuracy of movements, an improvement in their coordination and increased the overall stability of the body of those exercising in space. As a result of tennis classes, the level of development of the respiratory and muscular systems of the body of young athletes has significantly increased. The indicators of the control group remained without significant dynamics throughout the observation period. conclusions. Regular tennis classes increase the level of physical fitness among first-year students to a greater extent than traditional physical education classes.
Keywords: young men, first-year students, students, tennis, physical abilities, lung capacity.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсификация мышечной активности способна во всех случаях повышать общую жизнеспособность человека, не имеющего патологию [1] и страдающего соматиче-
скими заболеваниями [2]. Это происходит вследствие общей стимуляции внутренних органов, активации мышечной системы и нормализации гемодинамики в капиллярах в условиях систематических физических нагрузок [3]. Учитывая выраженный оздоровительный эффект физических тренировок общество начинает стремиться максимально вовлекать своих членов особенно молодого возраста в регулярные занятия спортом и физическими упражнениями [4]. Ясно, что при увеличении у молодежи мышечной активности возможно оздоровить наиболее работоспособную часть общества, дополнительно увеличив ее трудоспособность [5].
Мониторинг за результатами применения физических нагрузок у большого количества категорий населения удалось получить доказательства их высоких биостимулиру-ющих возможностей [6]. В этой связи формируется большая потребность социума в усовершенствовании вариантов физического оздоровления, общего укрепления человеческого организма в любом возрасте и повышения общей продуктивности трудовой и творческой деятельности [7].
В ходе ряда наблюдений выяснено, что повышение количества движений в течение недели у лиц разного соматического статуса, в том числе здоровых и имеющих признаки патологии, стимулируют во всех случаях адаптационные возможности внутренних органов и целостного организма [8].
Серьезную социальную значимость имеет состояние здоровья студентов, начавших обучение по университетским программам. Особая важность этого вопроса связана с тем, что очень часто студенты-первокурсники имеют низкое физическое развитие, вызванное их высокой включенностью в процесс обучения. Данная ситуация способствует понижению их работоспособности умственной и физической. В тоже время систематические посильные физические тренировки, особенно в игровой форме, усиливают локомоторную функцию и повышают общие физические возможности молодежи [9]. По этой причине существует большая практическая потребность в уточнении результатов регулярных занятий большим теннисом юношей, обучающихся на первом курсе университета.
Цель работы: оценить воздействие теннисных тренировок на уровень общей физической подготовленности студентов-первокурсников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 36 соматически здоровых юношей-студентов, обучающихся на первом курсе университета (возраст 17-18 лет). Из их числа было сформировано две группы наблюдаемых. В группе наблюдения (18 человек) все юноши приступили к занятиям большим теннисом 3 раза в неделю длительностью не менее 40 минут в дополнение к университетским занятиям физической культурой. В группе контроля (18 человек) находились студенты, которые продолжили испытывать значимую физическую активность только в ходе академических физкультурных занятий в университете по расписанию. Наблюдение за обеими группами велось в течение 6 месяцев. Обследование обоих групп проводилось дважды - при взятии в исследование и при его завершении.
У всех наблюдавшихся в исследовании оценивали результаты традиционных функциональных проб с регистрацией основных нормативов общего физического развития. Состояние дыхательной функции определялось при помощи прибора «Спиро-Спектр», произведенного фирмой НейроСофт (Россия): определяли величину жизненной емкости легких и значение форсированной жизненной емкости легких.
Статистическая обработка результатов исследования была проведена при помощи программы «StatSoft, Inc.» USA методом вариационной статистики в ходе расчета величины критерия Стьюдента (t) и коэффициента корреляции Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Для достижения высокого спортивного результата большую роль играет величина жизненной емкости легких. Этот показатель отражает площадь обмена газами в легких.
При его повышении возрастает продуктивность общего газообмена в легких и интенсифицируется метаболизм во всех тканях.
Исходно величина жизненной емкости легких у обследованных была невысока (4,25±0,19 л), указывая на небольшой объем грудной клетки и самих легких (таблица). При этом величина форсированной жизненной емкости легких у них исходно также была невысока (3,81±0,25 л), указывая на невысокую силу мышц, реализующих у обследованных юношей выдох.
При включении в данное исследование у всех юношей имелись невысокие общие физические возможности (таблица). При включении в исследовании у них по результатам тестов оказались невысоки скоростно-силовые параметры. Так, исходно обследованные были способны пробегать дистанцию в 30 м за 5,7±0,21 с, дистанцию в 60 м за 10,9±0.70с, были способны прыгнуть в длину на 1,52±0,14 м. При этом исходно у обследованных юношей имелась низкая выносливость. Об этом свидетельствовала небольшая дистанция, которую они были способны пробежать в течение 6 минут (963,6±39,61 м). Также они в исходе оказались способны на небольшое число подтягиваний, выполняемых на перекладине (5,1±0,51 повторений). Об исходной слабости развития у обследованных координационных характеристик свидетельствовали результаты по челночному бегу 4х9 (11,6±0,87 с) и число прыжков, выполняемых с помощью скакалки на протяжении 25 с (25,7±0,62 повторений). Таким образом, имеющиеся исходно уровни всех регистрируемых показателей у юношей-первокурсников говорили о слабости их физического развития на момент взятия в проводимое исследование.
При начале теннисных занятий у юношей в группе наблюдения наибольшую сложность вызывали разные варианты бега, подтягивания на перекладине, а также выполнение быстрых подъемов туловища из положения лежа при условии поддержания четкого ритма дыхания. Также в самом начале регулярных теннисных тренировок в группе наблюдения отмечалось раннее утомление, проявлявшееся значительным количеством ошибок в реализации спортивных движений и в понижении общего уровня внимания.
Таблица - Динамика у читываемых параметров
Показатели физических возможностей Нач. сост., М±т, п=36 Конечное состояние, М±т
Гр. наблюдения, п=18 Гр. контроля, п=18
Форсированная жизненная емкость легких, л 3,81±0,25 5,96±0,23; р<0,01 3,90±0,35
Жизненная емкость легких, л 4,25±0,19 6,26±0,20; р<0,01 4,31±0,26
Дистанция прыжка в длину с места, м 1,52±0,14 2,12±0,12; р<0,01 1,61±0,08
Дистанция бега на протяжении 6 минут бега, м 963,6±39,61 1182,0±42,03; р<0,05 981,0±51,23
Кол-во подтягиваний на перекладине, повторений 5,1±0,51 8,5±0,46; р<0,01 5,4±0,28
Число подъемов туловища из положения лежа за 1 минуту, повторений 24,2±0,92 38,9±1,02; р<0,01 25,3±0,86
Время челночного бега 4x9, с 11,6±0,87 9,1±0,63; р<0,01 11,1±0,78
Число прыжков на скакалке за 25 с, повторений 25,7±0,62 37,8±0,72; р<0,01 28,2±0,79
Дистанция бега на 30м, с 5,7±0,21 4,3±0,08; р<0,01 5,6±0,12
Дистанция бега на 60м, с 10,9±0,70 8,0±0,54; р<0,01 10,3±0,61
Примечание: р - статистическая значимость динамики показателей в течение процесса наблюдения.
При окончании исследования в группе контроля не выявлено статистически значимой динамики отслеживаемых показателей. Через 6 месяцев теннисных занятий в группе наблюдения найдено снижение выраженности чувства утомляемости. Об этом судили по субъективным ощущениям юношей и по уменьшению величины их пульса в условиях тренировок (значение пульса при нагрузке в конце исследования достигало 112,6±5,7 ударов в минуту по сравнению с 135,6±7,2 ударов в минуту в исходе).
Спустя полгода теннисных тренировок в группе наблюдения выявлено увеличение жизненной емкости легких на 47,3% и величины форсированной жизненной емкости легких на 56,4%.
Через полгода теннисных тренировок уровень физического развития юношей группы наблюдения возрос (таблица). Об этом говорило за время наблюдения повышение
скоростно-силовых возможностей теннисистов (снижение на 32,5% времени, затрачиваемого на бег на 30м, ускорение на 36,2% процесса бега на 60м, удлинение на 39,5% дистанции прыжка в длину), нарастание их силовых параметров (увеличение на 66,7% числа выполняемых на перекладине подтягиваний, рост на 60,7% числа совершаемых подъемов туловища из исходного положения лежа в течение 1 минуты), оптимизация их координационных характеристик (ускорение на 27,3% процесса челночного бега, нарастание на 47,1%, количества совершаемых прыжков с помощью стандартной скакалки в течение 25 секунд) и увеличение общей выносливости тренирующихся (нарастание на 22,7% дистанции, пробегаемой на протяжении 6 минут).
Значимым моментом успешности освоения игры в теннис у юношей группы наблюдения можно считать наличие к концу наблюдения корреляции между временем челночного бега и длительностью бега на учитываемые в работе линейные дистанции (г=0,675; р<0,043). При этом число подскоков на скакалке оказалось корреляционно связано к концу наблюдения с дистанцией совершаемого прыжка в длину (г=0,517; р<0,056). Также продолжительность бега на учитываемые дистанции обладала у обследованных к концу шестимесячных теннисных тренировок достоверной корреляционной связью с количеством совершаемых ими на перекладине подтягиваний (г=0,628; р<0,059).
Положительный эффект в процессе занятий большим теннисом отмечался от частого и быстрого перемещения тренирующихся по корту в ходе игры, активной работы плечевого пояса и грудной клетки. Достигаемому позитивному эффекту от тренировок в значительной мере способствовал их выраженный позитивный психологический фон и дружелюбный настрой игроков. В группе юных теннисистов через полгода тренировок возрастала точность выполняемых движений в ходе осуществления бега, ходьбы, прыжков с повышением числа возможных подтягиваний на перекладине. Полученная эффективность тренировок была сильно связана с ростом у юношей уровня общей мышечной тренированности при повышении координации, ловкости, силы и скоростных способностей [8].
В условиях регулярных теннисных тренировок уменьшалась длительность бега на учитываемые дистанции. Достигаемый эффект, очевидно, основан на нарастании уровня мышечной тренированности нижних конечностей и грудной клетки, расширении числа освоенных спортивных действий и нарастании общего уровня выносливости юношей [9]. У юношей группы наблюдения через полгода теннисных тренировок удалось получить увеличение уровня локомоторной устойчивости в условиях реализации основных спортивных и бытовых действий. Видимо, в основе данного эффекта у них лежит укрепление вестибулярных процессов и укрепление мышц туловища, реализующих общую устойчивость тела в статике и в динамике [2, 9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулярные занятия большим теннисом повышают общие физические возможности юного организма, находящегося в состоянии активной образовательной деятельности. При этом у студентов-первокурсников на фоне теннисных тренировок увеличивались общие двигательные возможности и возрастали параметры кардиореспираторной системы. На этом фоне у обследованных закономерно повышались выносливость, уровни силовых и скоростных возможностей и общая координация движений. Посещение академических занятия по физической культуре не сопровождались значимыми изменениями учитываемых характеристик, сохранив их на невысоком уровне. В этой связи есть основания утверждать, что регулярные занятия большим теннисом способствуют существенному общему оздоровлению за счет выраженной стимуляции мышечной системы, легких и сердца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова Н.Ж. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов // Новые исследования. - 2009.- № 4 (21). - С. 15-22.
2. Махов А.С. Функциональные особенности сердца у физкультурников с нейросенсорной тугоухостью / А.С. Махов, С.Ю. Завалишина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 5. - С. 31.
3. Завалишина, С.Ю. Функциональные особенности эритроцитов у здоровых молодых людей, не тренирующихся физически / С. Ю. Завалишина, Т. С. Фадеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2011.- № 2.-С. 55-62.
4. Комарова, Н.А. Характеристика функционального состояния дыхательной системы спортсменов-игровиков с разными соматотипами / Н.А. Комарова, С.И. Погодин // Science Time. -2017.- № 4 (40). - С. 135-140.
5. Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, N.N. Voronova, A.M. Shulgin, V.I. Sharagin, R.V. Kozyakov // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - №11 (8). - P. 439445.
6. Физиологические характеристики студентов с тугоухостью, занимающихся спортивной ходьбой / Н.Г. Пряникова, С.Ю. Завалишина, Л.А. Сергеева, О.А. Разживин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 251-256.
7. Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system / V.Y. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Romanova, I.R. Pozdnyakova, R.V. Kozjakov, V.I. Sharagin // International Journal of Pharmaceutical Research. - 2021. - Т. 13, № 1. - С. 408-412.
8. Шамсутдинова М.Е. Особенности параметров внешнего дыхания у мужчин с различным уровнем физической работоспособности и выносливости / М.Е. Шамсутдинова, И.В. Мирошниченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 11.- С. 75-79.
9. Influence of physical exercise on the activity of brain processes / N.V. Vorobyeva, T.I. Glag-oleva, G.S. Mal, S.Y. Zavalishina, I.I. Fayzullina // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. - Т. 9, № 6. - С. 240-244.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh. and Popov, O.I. (2009), "Age dynamics and biological maturity of physical development indicators and special performance limiting swimming speed", New Research, No. 4 (21), pp. 15-22.
2. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Functional features of heart of physical education teachers with sensorineural hearing loss", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 31.
3. Zavalishina, S.Yu. and Fadeeva, T.S. (2011), "Features erythrocytes in young people without physical training", RUDN Journal of ecology and life safety, No.2, pp.55-62.
4. Komarova, N.A. and Pogodin, S.I. (2017), "Characteristics of the functional state of the respiratory system of athletes-playing with different somatotypes", Science Time, No. 4 (40), pp. 135-140.
5. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Voronova, N.N., Shulgin, A.M., Sharagin, V.I. and Kozyakov, R.V. (2020), "Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People", Systematic Reviews in Pharmacy, Vol. 11, No. 8, pp. 439-445.
6. Pryanikova, N.G., Zavalishina, S.Yu., Sergeeva, L.A. and Razjivin, O.A. (2021), "Deaf students' physiologically characteristics during the practicing of sports walking", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 251-256.
7. Karpov, V.Y., Zavalishina, S.Y., Romanova, A.V., Pozdnyakova, I.R., Kozyakov, R.V. and Sharagin, V.I. (2021), "Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system", International Journal of Pharmaceutical Research, Vol. 13, No. 1, pp. 408-412.
8. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.
9. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y., Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biolog-
ical and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2022
УДК 796.332
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ
Станислав Николаевич Милованов, старший преподаватель, Оксана Сергеевна Михе-ева, доцент, Екатерина Сергеевна Илюшина, студентка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация
Введение. Высокий уровень маневренности и стремительность атакующих действий в современном футболе заключается в умении разнообразного владения мячом, передвижениями по игровому полю, точными передачами и ударами. Уровень технических действий, игрового мышления в футболе рассматривается в овладении качественными характеристиками в виде освобождения от опеки соперника, умения развивать атакующие действия и результативно их завершать. Недостаточный уровень владения перечисленными умениями, имеет тенденцию снижения востребованности футболиста в силу отсутствия компетентности. Цель исследования. В теоретической форме совершенствовать методику обучения ведению мяча юных футболистов 10-11 лет, с включением средств повышенной координационной сложности и в рамках апробации выполнить проверку её эффективности. Методика и организация исследования. Апробация методики проводилось на базе МБУ «Спортивная школа по игровым видам спорта» г Абакана, Республика Хакасия. Выборка испытуемых - футболисты 10-11 лет, занимающихся в учебно-тренировочных группах 1 года обучения, общий стаж занятий 3 года в группах начальной подготовки. Экспериментальная группа включала в себя 10, контрольная группа 11 спортсменов, недельный цикл занятий - 5 тренировок в объеме 12 академических часов. Методические особенности обучения специфическим видам ведения мяча на основе применения средств повышенной координационной сложности, заключаются в совершенствовании с уже разработанной в футболе классификацией и содержат в себе комплексы специальных упражнений повышенной координационной сложности. Результаты исследования и их обсуждение. По окончанию экспериментального исследования был произведен математический анализ показателей, определены существенные различия по всем исследуемым направлениям у спортсменов экспериментальной группы с достоверностью p < 0,05, контрольной группе прирост незначителен, с достоверностью различий p >0,05. Выводы. Полученные результаты в исследовании позволили констатировать, что предложенная нами экспериментальная методика оказала эффективное воздействие на двигательную сферу юных футболистов 10-11 лет, показатели владения мячом в период выполнения ведения с использованием элементов повышенной сложности имеют высокий уровень качественного исполнения.
Ключевые слова: футбол, спортивная школа, спортсмены 10-11 лет, учебно-тренировочная группа, педагогическое тестирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p270-274
FEATURES OF TEACHING BALL DRIVING TO YOUNG FOOTBALL PLAYERS AGED 10-11 YEARS ON THE BASIS OF THE USE OF MEANS OF INCREASED COORDINATION COMPLEXITY
Stanislav Nikolaevich Milovanov, the senior teacher, Oksana Sergeevna Mikheeva, the do-
cent, Ekaterina Sergeevna Ilyushina, the student, N.F. Katanov Khakass State University, Abakan