Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В СВЯЗИ С РАЗЛИЧИЯМИ В РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В СВЯЗИ С РАЗЛИЧИЯМИ В РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONING OF THE NERVOUS SYSTEM OF STUDENTS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL IN CONNECTION WITH DIFFERENCES IN THE TEACHING REGIMEN

The adolescents at the period of sexual maturation were found to present a high excitability of the nervous system and a fall in the capacity of concentrating the processes of stimulation and inhibition. An experiment carried out with various teaching regimens in the course of a week showed that a regular alternation of days with theoretical studies and those with practical training in workshops contributes to keeping the functioning of the nervous system at a higher level. The carrying out of theoretical lessons for more than 2 days running proved to be inexpedient.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В СВЯЗИ С РАЗЛИЧИЯМИ В РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ»

обучения (в конце осеннего и практически на протяжении всего весеннего семестра) они ухудшаются вследствие развивающегося утомления. Причина этого кроется, по-видимому, в неравномерном распределении учебной нагрузки, значительно возрастающей к концу семестров, так как в этот период студенты без отрыва от занятий вынуждены начинать готовиться к сессии (здесь сказывается отсутствие интервала между концом семестров и началом экзаменов). В связи с дефицитом времени студенты в большинстве случаев нарушают рационально построенный режим дня, сокращая действия, не связанные с умственным трудом. А это не способствует сохранению их работоспособности, а скорее усугубляет явления утомления. Продолжительность зимних студенческих каникул при таком распределении учебной нагрузки недостаточна для полного восстановления работоспособности, вследствие чего к началу весеннего семестра студенты чувствуют себя еще утомленными. Возможно, что предоставление им возможности самостоятельно планировать личный бюджет времени, особенно в период сессий, привело бы к увеличению их работоспособности и более полноценному освоению учебного материала.

Поступила 6/1 1975 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF THE STUDENTS

OF A MEDICAL INSTITUTE

S. L. Doloshitsky, N. S. Loboiko

As a results of increase of studies during the period before the examination session the students are obliged to shorten some important elements of their daily regimen (sleep, outings, sports). The subsequent shifts noted testify to a considerable fall of the students' working capacity during certain periods of their studies. If the students were allowed to plan themselves their time schedule, especially at the end of the term, their working capacity could probably be maintained at a required level.

УДК 613.865-052.63:377.5.018

Канд. мед. наук Я. С. Фокина, Т. П. Черкасская

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В СВЯЗИ С РАЗЛИЧИЯМИ В РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Настоящая работа является фрагментом общесоюзного исследования по единой методике, в котором участвуют гигиенические институты ряда городов. В работе представлены материалы изучения функционального состояния нервной системы 2 групп учащихся (50 человек) слесарей-инструментальщиков среднего профессионально-технического училища № 148 Москвы.

Училище расположено в типовом здании, в основном отвечающем гигиеническим требованиям, хорошо оборудовано. Занятия организованы в 1 смену. В недельном режиме 4 дня теоретических занятий чередуются с 2 днями практики в производственных мастерских. Занятия продолжаются от 5 до 7 ч с обязательным часовым обеденным перерывом. Учащиеся получают двухразовое полноценное питание. Исследования проводились на протяжении 2 полугодий 1-го года обучения и первого полугодия 2-го года обучения. 1-я группа на протяжении 3 полугодий имела постоянное расписание занятий с равномерным чередованием дней теории и практики. Дни практики приходились на вторник и пятницу, следовательно, учащиеся не занимались теорией более 2 дней подряд. У 2-й группы расписание занятий менялось. В первом полугодии она занималась по тому же расписанию, что в 1-й группе. Во вто-

ром полугодии дни практики приходились на вторник и субботу, в третьем — на понедельник и пятницу, т. е. теоретические занятия проводились 3 дня подряд. Таким образом, 2-я группа в течение 2 полугодий имела более «трудный», на наш взгляд, режим занятий, так как в дни теории учебный день продолжался 6—7 ч, тогда как в дни практических занятий в мастерских его длительность не превышала 5 ч. Кроме того, занятия в дни теории по своему характеру связаны со значительно большим умственным напряжением.

Функциональное состояние нервной системы исследовали по 3 раза в день ежедневно на протяжении недели в каждом полугодии 2 методиками — хронорефлексомет-рией с использованием зрительномоторного стереотипа и методикой подсчета скорости переработки зрительной информации при счете колец с разрывом по таблицам (А. А. Генкин и соавт.; Ю. Д. Жилов). У учащихся вырабатывался зрительномоторный стереотип на 4 сигнала 3 цветов: 1-й — положительный— одного цвета, затем 2-й — положительный — другого цвета, далее следовал отрицательный сигнал третьего цвета и затем снова подавался положительный сигнал второго цвета. Сигналы подавались с интервалом в 1,5—2,2 с.

Данные простой зри-тельномоторной реакции на первый сигнал и скорость переработки зрительной информации представлены в табл. 1.

се Я

Ч <о я Н

3 я £ С.

о

2

ч о*

I-X

о.

I-

I

о.

г»

о. И

с

о о. о

ж о

X о. о н о £ о

X Л

5

н X

£ ев X X

е£

ЕНЭН<1|ШЭ ииПкгосМом шэилнффеоя

г ч к о = с ч

х 2 — >>

о о

оигэН -эн ее сиээн

еходдЛэ

миняь'эионои

внэийниэ ИНТ1В^Лс1<1оМ хнэнтшффсом

я а X а

с я

5

5 =

с ^

о 2 V в Л ч

н >> о х

онтэН -эн ее олээа

входдХэ

яннчи-эГэнои

х о С

о

с«,

щ Я

° 5

X о

<о В

а >.

V ч

о» о"

о

+

о"

+

ю о

ю о

ю —

о о

о* о"

II V

а. а.

I I

о. о

о* о"

V V

о. о.

О СЧ <=>

р: ю ¡с: т

СЧ СЧ

^ С1 (Л 'Ч'

00 _ ш

СЧ СЧ

о 1"

еч со

_ — щ сч 00 «П о ч

СЧ _ СЧ _

ГМ со да «г

N р"

I

оо

о"

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю о §

ю о

— — ю — ю

о о р рр

о" о" о" о" о"

V V II ДУ

а. о. о. 0.0.

о

СП сч

Г- СО

5 а Г-

_ о

о> ч

8 о § з сч и и „

_ о о

сч _

ю 8 1-

® 3 я 8

2 8

сч _, — _

■х х >х 2 о. о х т _ х

2 I

Щ <8 2 £ Й

5 О. X ¡>

ь о х а

XXе

О. Я Л о

т =< И Я

Ж 3 |5

о. о

X

о.

П X X X

01 о.

со

•к

о

о к 2

О)

1

г

а.

4

X

X

•к о

я о

X

ф

о.

л О

н

я о.

СО ж X X

х =г

н со £

со

Ч ° й о о. £ Р 4> х

» X с«

й-х л о

со

со о

I з

ш о

8 о л

а. £ 6

С со н

Из табл. 1 видно, что время реакции чаще всего укорачивалось как в течение недели, так и в течение всего периода исследований. Укорочение времени реакции в течение недели можно объяснить повышением возбудимости нервной системы подростков. Однако повышение возбудимости не всегда сопровождалось усилением их работоспособности, о чем свидетельствует сопоставление времени реакции со скоростью переработки зрительной информации. Если в первом полугодии в обеих группах отмечалась достаточно высокая корреляция обеих показателей, т. е. повышение возбудимости сопровождалось увеличением скорости переработки зрительной информации, что следует расценить как хорошее функциональное состояние нервной системы на протяжении всей недели, то в дальнейшем положение изменилось. Корреляция не только исчезла, но и в некоторых случаях изменила знак, что свидетельствует об ухудшении недельной динамики работоспособности во втором полугодии весной. Осенью 2-го года обучения более заметное ухудшение наблюдалось во 2-й группе, занимавшейся по более трудному расписанию. У нее сохранился положительный знак корреляции. Укорочение времени реакции через полугодовые промежутки частично можно объяснить возрастной динамикой (Е. И. Бойко), оно оказалось существенным (Р=0,05 по критерию знаков) во всех исследованиях по отношению к первому (Е. В. Гублер; А. А. Генкин). Вместе с тем изменения скорости переработки зрительной информации оказались несущественными.

Таким образом, выявлено повышение возбудимости нервной системы подростков на протяжении Р/2 лет обучения, не сопровождавшееся улучшением работоспособности; в некоторых случаях было заметно даже ее ухудшение в связи с резким возбуждением наблюдаемых, связанное не только с их возрастными особенностями.

Во 2-й группе, занимавшейся 2 полугодия по «трудному» расписанию, выявлено ухудшение функционального состояния нервной системы в большей степени, если в исходном исследовании отмечалось достоверно более короткое время реакции по сравнению с 1-й группой (Р=0,25 по критерию Фишера), то в дальнейшем достоверность различий исчезла.

Как уже указывалось, у учащихся вырабатывался зрительномотор-ный стереотип. Зрительномоторный стереотип с чередованием положительных и отрицательных сигналов представляет собой хорошую модель для изучения пространственных отношений между процессами возбуждения и торможения, их иррадиации и взаимной индукции (Е. И. Бойко). Индукционные отношения используются и в других методиках для характеристики функционального состояния нервной системы (В. И. Рождественская). Время реакции на 1-й положительный сигнал служило фоном, с которым сравнивалось время реакции на 2-й и 3-й положительные сигналы. При этом время реакции на 2-й сигнал определялось последействием процесса возбуждения, а время реакции на 3-й сигнал — последействием процесса активного внутреннего торможения. Выявлено, что последействие того и другого процессов было различным в зависимости от степени их концентрации, причем степень концентрации возбуждения и торможения не всегда совпадала.

Если оба процесса хорошо концентрировались, то время реакции на 2-й сигнал удлинялось, на 3-й — укорачивалось. Такая реакция (Н—) свидетельствовала о хорошем функциональном состоянии нервной системы. Второй тип реакции, когда время реакции удлинялось в том и другом случае (+ + ), характерен для начальных стадий ослабления тормозного процесса и его иррадиации. Когда иррадиировало и

возбуждение, оно давало укорочение времени обеих реакций (--).

Наконец, наступала такая степень слабости обоих нервных процессов, когда они плохо концентрировались и знаки изменения времени реак-

Таблица 2

Распределение реакиий зрительномоторного стереотипа по полугодиям

1 -я группа 2-я группа

критерия критерий

различий различий

Стьюден- Стьюден-

8 та 2 та

Полуго- 9 ч

дие Тип реакции * щ> ц

X X V к 2 о в О X й о

л (О а 5 и л с; а а К С, >•

0) 5 Н о о т о о ^ к ° X с * о» < о н о о со о г» Л. з ч ё;

X о • к О X я о о к

С и о а О X п ч с и ш о * С 1

Первое +— 17,4 30,7 23,6 30,3 16,7 31,8 2,2

++ 20,3 30,7 30,2 — 25,8 30,3 26,5 —

27,5 14,7 25,9 — 22,7 27,3 21,0 —

-+ 13,0 16,0 9,5 — .3,0 10,6 9,1 —

Ошибки 15,0 6,0 10,8 12,0 4,0 11,6

Всего (в %) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Всрго случаев 69 75 444 66 66 396

Второе +— 23,6 17,3 21,2 25,0 18,8 17,5 4,8

++ 27,8 32,0 30,4 — — 16,7 24,6 27,4 — —

31,9 32,0 30,6 — — 38,9 37,7 37,1 — 5,2

-+ 4.2 13,3 10,3 2.0 — 9,7 11,6 11,3 — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ошибки 9,0 4.0 7,5 7,0 5,0 6,6 2,5

Всего (в %) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Всего случаев 72 75 438 • 72 69 423

Третье +— 21,2 29,0 21,5 25,0 19,3 21.7 3,2

++ 22,7 29,0 21,9 — — 27,1 40,4 34,7 — 2,5

40,9 30,4 30,9 — — 31,3 22,8 26,7 _ 1,9

7.6 8.7 12.1 — — 16,7 14,0 15,9 — 2.8

Ошибки 5.0 2.0 3,7 3.9 2.0 1.1 6.2,

Всего (в %) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Всего случаев 66 69 405 48 57 387

ции менялись местами по сравнению с 1-м типом реакции (—(-). Некоторое число реакций было ошибочным.

Проведенный в этом направлении анализ полученных данных позволил более четко проследить выявленную выше динамику функционального состояния нервной системы подростков. Распределение реакций по полугодиям представлено в табл. 2.

Обращает на себя внимание тот факт, что в той и другой группе учащихся мало реакций, показывающих хорошую концентрацию обоих нервных процессов, что, вероятно, связано с возрастными особенностями подростков в стадии полового созревания.

В первом полугодии во 2-й группе отмечалось достоверно большее количество хороших реакций. Во втором полугодии в связи с переходом на «трудный» режим занятий число хороших реакций типа (-1—) в этой группе достоверно снизилось, а число реакций типа (--) увеличилось. В 1-й группе, оставшейся на прежнем режиме, достоверных различий не обнаружено. Межгрупповые различия во втором полугодии по количеству хороших реакций исчезли и появились межгрупповые различия по количеству реакций типа (--), что свидетельствует об

ухудшении функционального состояния нервной системы учащихся 2-й группы по сравнению с 1-й. В третьем полугодии в обеих группах не было достоверных различий по распределению реакций, однако если 1-я группа осталась на прежнем уровне, то во 2-й группе снова обнаружилось достоверное ухудшение функционального состояния по сравнению с первым исследованием. В этой группе снизилось число хороших реакций, зато увеличилось число реакций типа (++) и (—¡-).

Таким образом, динамика распределения реакций по полугодиям, а также сравнение 2 групп подтверждает предположение о более выраженном ухудшении функционального состояния нервной системы учащихся 2-й группы, которая занималась изучением теоретических дисциплин по 3 дня подряд.

Выводы

1. Ухудшение функционального состояния нервной системы в течение недели и по полугодиям, выразившееся в повышении возбудимости с одновременным снижением работоспособности, а также снижение возможностей концентрации возбуждения и торможения более заметными были у учащихся, для недельного расписания которых характерно неравномерное чередование дней теории и практики.

2. Занятия теоретическими дисциплинами более 2 дней подряд при существующих программах обучения слесарей-инструментальщиков в профессионально-технических училищах нецелесообразны. Равномерное чередование дней теории и практики позволяет сохранить функциональное состояние нервной системы подростков на более высоком уровне.

ЛИТЕРАТУРА. Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964. — Ген-к и н А. А., М е д в е д е в В. И., Ш е к М. П. — «Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 104—110. — Губ л ер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973.—Жилов Ю. Д. — «Гиг. и сан.», 1967, № 2, с. 53—56. — Рождественская В. И. — В кн.: Методики оценки свойств высшей нервной деятельности. Л., 1971, с. 102—111.

Поступила 17/11 1975 г.

THE FUNCTIONING OF THE NERVOUS SYSTEM OF STUDENTS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL IN CONNECTION WITH DIFFERENCES

IN THE TEACHING REGIMEN

N. S. Fokina, T. P. Cherkasskaya

The adolescents at the period of sexual maturation were found to present a high excitability of the nervous system and a fall in the capacity of concentrating the processes of stimulation and inhibition. An experiment carried out with various teaching regimens in the course of a week showed that a regular alternation of days with theoretical studies and those with practical training in workshops contributes to keeping the functioning of the nervous system at a higher level. The carrying out of theoretical lessons for more than 2 days running proved to be inexpedient.

УДК 612.65-083:613.955] «1912-1973»

Канд мед. наук Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко

УСКОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО С 1912 ПО 1973 г.

Каменец-Подольский педагогический институт им. В. П. Затонского

Для изучения физического развития школьников мы обследовали учащихся школ, расположенных в разных районах города. При этом обращали внимание на их санитарно-гигиеническую характеристику, на охват обследованием детей различных социальных групп населения. Обследовано 2486 школьников 1 — 10-х классов в возрасте 7—16 лет (1239 маль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.