Научная статья на тему 'УСКОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО С 1912 ПО 1973 г.'

УСКОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО С 1912 ПО 1973 г. Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
23
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Е.Б. Кривогорский, Т.А. Сапешко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ACCELERATION OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN IN KAMENETS-PODOLSKY IN THE PERIOD FROM 1912 to 1973

The physical development of children and adolescents in Kamenets-Podolsky in 1912 (archive records) and that in 1973 was studied on basis of anthropometric measurements. During the period from 1912 to 1973 significant positive shifts proved to take place in the physical development of the school students, that manifested itself in considerable increase of the total sizes of the body. An intensive augmentation of all the indices (body length, weight, circumference of the chest) took place simultaneously and provided a more harmonius development of children and adolescents. Together with a noticeable precipitation of the development of the morphological indices a simultaneous acceleration of certain functional properties was noted in school students judging by the results of the speed-load tests accomplished.

Текст научной работы на тему «УСКОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО С 1912 ПО 1973 г.»

ухудшении функционального состояния нервной системы учащихся 2-й группы по сравнению с 1-й. В третьем полугодии в обеих группах не было достоверных различий по распределению реакций, однако если 1-я группа осталась на прежнем уровне, то во 2-й группе снова обнаружилось достоверное ухудшение функционального состояния по сравнению с первым исследованием. В этой группе снизилось число хороших реакций, зато увеличилось число реакций типа (++) и (—¡-).

Таким образом, динамика распределения реакций по полугодиям, а также сравнение 2 групп подтверждает предположение о более выраженном ухудшении функционального состояния нервной системы учащихся 2-й группы, которая занималась изучением теоретических дисциплин по 3 дня подряд.

Выводы

1. Ухудшение функционального состояния нервной системы в течение недели и по полугодиям, выразившееся в повышении возбудимости с одновременным снижением работоспособности, а также снижение возможностей концентрации возбуждения и торможения более заметными были у учащихся, для недельного расписания которых характерно неравномерное чередование дней теории и практики.

2. Занятия теоретическими дисциплинами более 2 дней подряд при существующих программах обучения слесарей-инструментальщиков в профессионально-технических училищах нецелесообразны. Равномерное чередование дней теории и практики позволяет сохранить функциональное состояние нервной системы подростков на более высоком уровне.

ЛИТЕРАТУРА. Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964. — Ген-к и н А. А., М е д в е д е в В. И., Ш е к М. П. — «Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 104—110. — Губ л ер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973.—Жилов Ю. Д. — «Гиг. и сан.», 1967, № 2, с. 53—56. — Рождественская В. И. — В кн.: Методики оценки свойств высшей нервной деятельности. Л., 1971, с. 102—111.

Поступила 17/11 1975 г.

THE FUNCTIONING OF THE NERVOUS SYSTEM OF STUDENTS OF A SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL IN CONNECTION WITH DIFFERENCES

IN THE TEACHING REGIMEN

N. S. Fokina, T. P. Cherkasskaya

The adolescents at the period of sexual maturation were found to present a high excitability of the nervous system and a fall in the capacity of concentrating the processes of stimulation and inhibition. An experiment carried out with various teaching regimens in the course of a week showed that a regular alternation of days with theoretical studies and those with practical training in workshops contributes to keeping the functioning of the nervous system at a higher level. The carrying out of theoretical lessons for more than 2 days running proved to be inexpedient.

УДК 612.65-083:613.955] «1912-1973»

Канд мед. наук Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко

УСКОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО С 1912 ПО 1973 г.

Каменец-Подольский педагогический институт им. В. П. Затонского

Для изучения физического развития школьников мы обследовали учащихся школ, расположенных в разных районах города. При этом обращали внимание на их санитарно-гигиеническую характеристику, на охват обследованием детей различных социальных групп населения. Обследовано 2486 школьников 1 — 10-х классов в возрасте 7—16 лет (1239 маль-

Таблица 1

Сравнительные данные физического развития гимназистов и школьников города (М±ш)

Признак Возраст (в годах) Показатели школьников 1973 г. Показатели гимназистов 1912 г. Разность средних (

Мальчики

10 140,73±0,62 127,0±0,63 13,1±0,63 36,4

И 143,59+0,55 134,7±0,96 8,7±0,39 22,5

Рост (в см) 12 149,32±0,56 139,6±0,89 9,7±0,38 25,3

13 156,46±0,76 144,2±0,89 12,2±0,41 29,8

14 164,31 ±0,87 149,8±0,96 14,5±0,43 33,6

15 169,61 ±0,71 156,0±0,99 13,6± 0,41 33,2

10 35,56±0,54 27,5± 0,44 8,0± 0,31 25,8

11 37,62=0,61 28,6±0,41 9,0±0,32 28,0

Вес (в кг) 12 40,27±0,59 32,6± 0,56 7,6±0,32 23,8

13 45,82±0,81 34,5±0,64 11,3±0,38 29,8

14 54,62±0,59 43,9± 0,82 10,7±0,37 28,9

15 60,0±0,67 48,7± 0,67 11,3+0,36 31,5

Окружность грудной клетки (в см) 10 67,76±0,46 56,3±0,59 11,4±0,32 35,6

11 68,57±0,55 57,7±0,86 10,8±0,37 29,2

12 70,64±0,55 59,6±0,85 11,0±0,36 29,0

13 73,86±0,51 62,0± 0,74 10,9±0,35 31,2

14 78,63±0,47 69,3±0,75 9,3±0,34 27,2

15 82,06±0,64 73,6± 0,86 3,4±0,39 21,6

Девочки

10 141,38± 0,63 128,3±0,76 13,0±0,37 35,2

11 148,42 ±0,58 135,8±0,91 12,6±0,91 33,0

Рост (в см) 12 151,68± 0,62 143,1 ±0,94 8,5±0,39 21,9

13 156,84±0,72 146,2±0,92 10,6±0,41 25,8

14 159,48±0,51 153,7± 0,69 5,7±0,33 17,6

15 160,56±0,39 155,2±0,77 5,3±0,34 15,6

10 35,44±0,44 27,4±0,41 8,0±0,29 15,3

11 38,36±0,48 28,3±0,52 10,0±0,31 32,2

Вес (в кг) 12 42,64±0,47 32,3±0,41 10,3±0,30 32,2

13 47,84±0,64 36,8± 0,53 11,0±0,32 34,3

14 55,87±0,77 49,6±0,51 6,2±0,36 17,2

15 57,37±0,69 52,1 ±0,44 5,2±0,33 15,7

10 68,54±0,39 57,8± 0,61 10,7±0,31 34,5

Окружность грудной.клетки (в см) 11 70,03±0,38 58,3± 0,82 11,7±0,34 34,2

12 73,54±0,39 62,5± 0,77 11,0±0,34 32,2

13 75,39±0,46 64,4±0,79 12,8±0,35 40,0

14 79,69±0,57 69,1 ±0,68 10,5±0,36 30,0

15 80,17=0,53 72,3±0,53 7,8±0,32 24,4

чиков и 1247 девочек). Все они были типичным^ городскими жителями, так как 96,4% из них родились и проживали в городе более 5 лет.

4 На основании материалов Хмельницкого областного архива было изучено состояние физического развития гимназистов Каменец-Подольского в 1912 г.1 Достаточное число обследованных гимназистов всех воз-растно-половых групп (50—60 человек), применение одинаковых методов обследования и соблюдение постоянства во времени его (сентябрь-октябрь) дают нам основание для сравнения этих данных с показателями физического развития школьников в 1973 г. (табл. 1).

Сопоставление данных о физическом развитии школьников города в 1973 г. сданными 1912 г. указывает на положительные сдвиги, происшедшие более чем за 60 лет. Это связано с огромными преобразованиями уклада жизни и особенно экономики за эти годы и находится в полном со-

1 Хмельницкий областной архив, ф. 65, ед. хр. 349.

ответствии с акселерацией, наблюдающейся сейчас повсеместно. Изменения основных антропометрических показателей физического развития школьников с 1912 по 1973 г. проявились в увеличении роста во всех возрастных группах (у мальчиков с 8,8 до 13,1 см, у девочек — с 5,3 до 13 см); сведения эти были статистически достоверными. Увеличение веса тела и окружности грудной клетки во всех возрастных группах также было достаточным, чтобы считать эти показатели достоверными. Они составляли в 1973 г. по сравнению с 1912 г. у мальчиков 7,6—11,6 кг и 8,4—11,4 см, а у девочек — 5,2—11,6 кг и 7,8—12,8 см.

Параллельное увеличение длины тела, веса и окружности грудной клетки указывает на то, что акселерация не вызвала диспропорции в строении тела школьников города.

В дореволюционные годы девочки в возрасте 10—14 лет имели большую длину тела, чем мальчики. Момент второго перекреста кривых длины тела приходится на 15 лет, а по весу гимназисты всех учтенных групп отставали.

Относительный годичный прирост окружности грудной клетки у гимназистов был меньшим, чем относительный прирост длины тела. В этот период индекс соответствия относительного прироста окружности грудной клетки к относительному приросту длины тела был меньше 1, что указывает на преобладание длины тела.

У гимназисток с 14 лет индекс соответствия более положительный, что, по-видимому, обусловлено улучшением их физического развития в связи с половым созреванием.

Изучение показателей физического развития школьников города в 1973 г. позволило выявить некоторые другие закономерности. Девочки 7, 8 и 9 лет имели длину и вес тела меньшие, чем мальчики того же возраста. Момент первого перекреста кривых длины тела приходится на 10 лет, а по весу — на 11 лет. Девочки с 10 до 13 лет включительно имели длину и вес тела большие, чем мальчики того же возраста. Момент второго перекреста относится к 14 годам. С 14 лет длина, а с 15 лет и вес тела мальчиков были больше, чем у девочек этого возраста.

Окружность грудной клетки у девочек к 9 годам была большей, чем у мальчиков. К этому периоду относится первый перекрест кривых окружности грудной клетки. К 14 годам наступал второй перекрест. В связи с этим соотношение длины тела и окружности грудной клетки носит благоприятный характер; астенизации или узкогрудости у детей мы не наблюдали.

Оценка физического развитияи школьников по шкале регрессии показала, что в 1973 г. у 32,6% учащихся физическое развитие было выше среднего, у 62,3% — среднее и у 5,1 % — ниже среднего.

Таблица 2

Соотношение между степенью физического развития и некоторыми показателями двигательных возможностей, динамической и становой силы} у мальчиков 10 лету (1973)

Степень Динамометрия Прыжки в^ длину Становая сила Метание мяча

физического развития нижи нормы норма и выше X» Р ниже нормы норма и выше X» Р ниже нормы норма и ниже X» Р ниже нормы норма и выше X» Р

Ниже

среднего, низкая Средняя Выше 23 11 8 28 29,5 0,002 22 10 9 29 33,8 0,002 25 И 6 28 29,5 0,002 23 9 8 30 37,8 0,002

среднего, высокая 3 29 0 32 2 30 0 32

Из-за отсутствия сведений мы лишены возможности провести достоверное сравнение функциональных показателей детей за изучаемый период. Однако имеются косвенные данные, свидетельствующие об улучшении некоторых двигательных возможностей, динамической и становой силы у детей в связи с акселерацией (табл. 2). Следует отметить, что средние результаты у мальчиков 10 лет по прыжкам в длину с места (Х= 148,32 см), метанию набивного мяча 2 кг (Х= 182,63 см), динамометрии (Л"= 19,61 кг) и становой силы (Х = 61,5 кг) достаточно велики.

Сравнение средних результатов при прыжках в длину с места, метании мяча, становой силы и динамометрии 102 мальчиков с разной степенью физического развития убедило нас в том, что школьники с низким физическим развитием и физическим развитием ниже среднего выполняли предложенные нами тесты значительно слабее, чем учащиеся со средним физическим развитием. Среди учащихся с физическим развитием выше среднего и высоким почти не отмечались низкие результаты в метании мяча, прыжкам в длину с места, становой силе и динамометрии, им присущи в основном высокие показатели, соответствующие их физическому развитию.

Выводы

1. С 1912 по 1973 г. произошли существенные положительные сдвиги в физическом развитии учащихся г. Каменец-Подольского, которые выражались в значительном увеличении тотальных размеров тела.

2. Интенсивный рост всех показателей (длины тела, веса, окружности грудной клетки) проходил параллельно и способствовал боле« гармоническому развитию детей и подростков.

3. С 1912 по 1973 г. наблюдались не только заметное ускорение развития морфологических признаков, но и, по-видимому, параллельная акселерация некоторых функциональных свойств школьников города.

Поступила 3/III 1975 г.

AN ACCELERATION OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN IN KAMENETS-PODOLSKY IN THE PERIOD FROM 1912 to 1973

E. B. Krivogorsky, T. A. Sapeshko

The physical development of children and adolescents in Kamenets-Podolsky in 1912 (archive records) and that in 1973 was studied on basis of anthropometric measurements. During the period from 1912 to 1973 significant positive shifts proved to take place in the physical development of the school students, that manifested itself in considerable increase of the total sizes of the body.

An intensive augmentation of all the indices (body length, weight, circumference of the chest) took place simultaneously and provided a more harmonius development of children and adolescents.

Together with a noticeable precipitation of the development of the morphological indices a simultaneous acceleration of certain functional properties was noted in school students judging by the results of the speed-load tests accomplished.

УДК 812.648:572.511-96:614.73

Канд. мед. наук Б. Н. Ильин

О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НОВОРОЖДЕННЫХ, РОДИТЕЛИ КОТОРЫХ ПРОЖИВАЮТ В ДОМАХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИРОДНОЙ РАДИАЦИИ

Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены

Одна из важных задач радиационной гигиены заключается в выяснении значения естественного фона радиации для здоровья человека. Наша цель состояла в том, чтобы по данным обо всех одноплодных, доношенных и живорожденных новорожденных Выборга Ленинградской области, родившихся в 1966—1972 гг., сравнить некоторые показатели их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.