Научная статья на тему 'ДНЕВНАЯ ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА'

ДНЕВНАЯ ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DAY DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE NERVOUS SYSTEM IN STUDENTS OF AN OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL

The authors studied the time of the oculo-motor reaction, the rate of processing of visual information and the concentration of neural processes among the adolescents of an occupational technical school. The finding was that a rational regimen consisting of a regular alternation of days of theoretical and practical classes makes it possible to relieve the exhausting effect produced by the theoretical studies, to normalize the daily dynamics and to favour the development of above mentioned functions in adolescents.

Текст научной работы на тему «ДНЕВНАЯ ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА»

ность движения руки в конце учебного дня значительно ниже, чем у первых 2 групп (Р<С 0,05). Это позволяет говорить о различиях в функциональном состоянии двигательного аппарата у учащихся с разным уровнем раз» вития.

Выводы

1. Дети 7—8-летнего возраста, приступающие к систематическому школьному обучению, неоднородны по уровню развития. У 21,4% школьников выявляется отставание возраста биологического развития от паспортного на 1—2 г. Опережение возраста биологического развития выявляется у меньшего числа учащихся (6,4%).

2. У первоклассников с разным уровнем биологического развития обнаруживаются различия в показателях работоспособности, успеваемости, функционального состояния зрительного анализатора и двигательного аппарата. Учащиеся с отставанием возраста биологического развития имеют самые низкие показатели работоспособности и более выраженное напряжение физиологических функций организма в течение учебного дня.

3. Результаты исследования дают основание считать, что уровень развития может быть одним из критериев приема детей в школу и организации их дифференцированного обучения.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. —В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967, с. 14—57. —Властовский В. Г., У ж в и В. Г., Я м п о л ь -с к а я Ю. А. — В кн.: Гигиена детей и подростков. Вып. 2. М., 1970, с. 197—211. — Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967 — Тромбах С. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М., 1974, с. 142—150. — Минский И. А. — В кн.: Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, с. 108—111. — С т р о м -екая Е. П., Властовский В. Г., КардашенкоВ. Н. и др. — €Гиг. и сан.», 1974, № 4, с. 91—95. — Фролов В. М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. Л., 1972.

Поступила 9/VII 1975 г.

THE EFFECT OF A STUDY LOAD ON THE BODY OF FIRST GRADE PUPILS WITH A DIFFERENT DEVELOPMENT LEVEL

L. V. Shulyandina, N. A. Matveeva, N. P. Zhukova, E. P. Usanova, P. M. Kornilova

The age of biological development was determined judging by a complex of indices (body length, teeth formula, bone age) in 140 first grade pupils (73 boys and 67 girls) in the beginning of the school year. In the dynamics of a school day the children with different levels of biological development were examined for the working capacity, the progress in studies, haemo-dynamic indices, the functional state of the visual analyzer and indices of voluntary hand movements

The investigation results obtained make it possible to consider the level of biological development as one of creteria for the admittance of children to school and that for the organizing of their differential teaching.

УДК 9 1 2.821-05 2.8 23:658.3 8 6.1

Я. С. Фокина, Т. П. Черкасская

ДНЕВНАЯ ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Особенности режима учебных занятий среднего профессионально-технического училища (ПТУ) — чередование теории и практики, продолжительный учебный день теоретического обучения (6—8 уроков), объемные программы производственной подготовки и теоретического курса за 9— Ш-й классы — требуют внимательного изучения динамики работоспособности подростков. Настоящее сообщение содержит фактический материал, полученный при изучении функционального состояния нервной системы

Таблица I

Дневная динамика времени зрительномоторной реакции (в мс)

1-я группа 2-я группа о ,

Полугодие ЭНН !вОНЭ1/ЭЭЦ е М±т о •Н ** С М±т О Межгрупг вые разлм чия (/)

В дни теоретических занятий

1-е 94 269±8,4 81,6 84 257±8,2 75,6 _

Первое 2-е 94 278± 8,9 80,5 _ 78 244 ± 6,8 59,7 — 3,0

3-е 94 302± 8,3 69,6 2,8 79 254±7,2 64,1 4,4

1-е 100 236±5,5 54,9 94 211 ±5,2 50,2 3,3

Второе 2-е 98 224±4,8 47,6 — 94 206±4,7 45,3 — 2,7

3-е 92 221±4,3 41,6 2,1 68 213±5,7 47,2 —

1-е 3,3 4,7

Различия по полу- 2-е 5,3 4,6

годиям

* 3-е 8,6 4,5

В дни занятий в производственных мастерских

1-е 64 281 ± 11,2 89,8 37 232± 11,9 72,6 3,0

Первое 2-е 57 260± 11,1 83,4 — 37 252 ± 11,0 67,1 — —

3-е 44 246± 12,5 83,1 2,1 37 260± 11,2 68,1

1-е 51 219± 6,7 47,6 48 205± 6,6 46,1

Второе 2-е 50 225± 6,5 45,6 — 26 206±6,7 45,2 — 2,0

3-е 47 213± 6,8 46,5 — 33 216± 10,1 57,8 — —

Различия по полу- 1-е 4,8 1,975

годиям 2-е 2,7 3,6

* 3-е 2,3 2,9

2 групп — 50 учащихся слесарей-инструментальщиков среднего ПТУ № 148 Москвы на протяжении 1-го года обучения.

В первом полугодии в режиме обучения обеих групп не было различий: 2 дня в неделю (вторник и пятница) проводились занятия в производственных мастерских, из оставшихся 4 дней 2 дня имели 6 уроков, 1 день — 7 уроков и 1 день — 8 уроков, теоретические занятия начинались в 9 ч, перемены длились 5 мин, после 3-го урока проводился перерыв (1 ч) с обязательным обедом. Дополнительные занятия практиковались редко. Практические занятия продолжались с 8 до 13 ч, после обеда основная масса учащихся была свободной, для уборки мастерской выделялись лишь дежурные. Во втором полугодии расписание в целом осталось прежним, лишь во 2-й группе изменилось чередование дней теории и практики— практика проходила во вторник и субботу; иначе говоря, между днями практических занятий теперь проходило подряд 3 дня теоретических занятий.

Функциональное состояние учащихся изучали на протяжении всей учебной недели в каждом полугодии 3 раза в день — до занятий, после

3 уроков и в конце занятий. Применяли общепринятую методику хронореф-лексометрии (Е. И. Бойко; С. И. Горшков) и методику подсчета скорости переработки зрительной информации (А. А. Генкин и соавт.). Изучали время зрительномоторной реакции, концентрацию нервных процессов в коре головного мозга и объем зрительной информации, переработанной в секунду.

Динамика времени зрительномоторной реакции представлена в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что 1-я группа в большинстве случаев имела более длинное время реакции по сравнению со 2-й группой уже в первом исследовании. Такое положение сохранилось и во втором полугодии, в дни теоретических занятий. Возможно, что большая лабильность и более продолжительное время реакции в этой группе обусловлены возрастными особенностями ее учащихся. При изучении физического развития и уровня зрелости подростков обнаружились различия в подборе групп: в 1-й из них было больше лиц с первой и второй степенью половой зрелости, во 2-й — больше лиц со второй и третьей степенью половой зрелости. Соответственно и уровень физического развития по некоторым показателям (сила ведущей кисти, объем легких, проба Штанге) у 2-й группы был в среднем выше. Иными словами, в целом 2-я группа оказалась более зрелой. Вероятно, этим и обусловлена относительно стабильная динамика времени ее реакции во всех исследованиях. В 1-й группе обнаружена не только большая лабильность показателей, но и отчетливая динамика времени зрительномоторной реакции. В первом полугодии у учащихся этой группы к концу дня удлинялось время реакции, что можно расценить как некоторое снижение возбудимости нервной системы учащихся к концу дня. В дни практических занятий динамика была благоприятной: время реакции к концу их укорачивалось. Таким образом, подростки с большей функциональной лабильностью испытывали некоторые затруднения в процессе адаптации к новым условиям обучения в дни теоретической полготовки. Практические же занятия оказывали на них более благоприятное воздействие.

Подобный вывод подтверждается также тем, что в условиях целесообразно построенного режима занятий с равномерным чередованием дней теории и практики на протяжении всего года у учащихся 1-й группы значительно улучшилось время реакции к концу года. В конце года у них изменился характер дневной динамики в дни теоретических занятий: к концу дня время реакции заметно укорачивалось, хотя и оставалось по-преж-нему более продолжительным по сравнению с временем реакции 2-й группы. В дни практических занятий по уровню показателей и характеру динамики обе группы сравнялись. В целом у них к концу года наблюдалось достоверное укорочение времени реакции по сравнению с показателями первого полугодия, что, вероятно, связано с возрастной динамикой времени реакции.

Изучение концентрации нервных процессов при предъявлении стереотипно чередующихся положительных и отрицательных сигналов в общем показало те же закономерности (табл. 2).

Из табл. 2 следует, что общий уровень концентрации нервных процессов у обеих групп довольно низок даже по данным исходных исследований. Во 2-й группе не обнаружено дневной динамики ни в первом, ни во втором полугодии. В 1-й группе, более лабильной по уровню возбудимости, отмечены некоторые сдвиги в распределении реакций по концентрации нервных процессов в течение дня в обоих полугодиях: к концу дня в группе нарастало число реакций с резким возбуждением. Но если в первом полугодии такое нарастание происходило за счет достоверного снижения числа реакций четвертого типа, что можно расценить как некоторое тренирующее влияние учебно-теоретических занятий на функцию концентрации, то во втором полугодии накопление этого типа реакций происходило за счет реакций четвертого и второго типа, что можно расценить как некоторое, хотя и незначительное, ухудшение названной функции к концу года.

Во 2-й группе ухудшение функции концентрации к концу года было более выраженным: достоверно снизилось в исходном исследовании число реакций с хорошей концентрацией нервных процессов, значительно возросло число реакций с распространяющимся возбуждением в начале и в конце дня, достоверно возросло число реакций с плохой концентрацией обоих нервных процессов к концу занятий во втором полугодии по сравнению с первым. Иначе говоря, в группе, более зрелой и стабильной по возбудимо-

Таблица 2

Дневная динамика концентрации нервных процессов в дни теоретических занятий

(распределение реакций в %)

1 -я группа 2-я группа Межгрупповые различия (<)

Тип реакций время исследования

начало уроков конец уроков 1 начало уроков конец уроков г I 2

Первое полугодие

+/- 24,5±2,5 22,0± 2,5 _ 31,8±2,8 26,1 ±2,8 _ _ _

+/+ 28,6± 2,6 32,3±2,8 — 24,3±2,6 29,3±2,9 _ _ _

23,8± 2,5 30,9±2,8 1,9 23,6± 2,6 23,7±2,7 — _ _

-/+ 10,9± 1,8 6,0± 1,4 2,1 7,9± 1,6 4,8± 1,3 _ _ _

Ошибки 12,2± 1,9 8,9± 1,7 - 12,4± 2,0 16,1±2,3 — — —

Всего 294 282 267 249

Второе полугодие

+/- 19,9±2,3 23,4±2,6 — 19,5±2,4 20,9± 2,7 — _ _

+/+ 30,6±2,7 24,9±2,6 — 27,6±2,6 20,0±2,7 — — _

30,2±2,7 38,5±2,9 2,1 37,6±2,9 42,2±3,3 — — _

-/+ 11,3± 1,8 7,7± 1,6 10,3± 1,8 12,4±2,2 _ _ _

Ошибки 7,9± 1,6 5,5± 1,4 - 5,7± 1,4 4,4± 1,4 — —■ —

Всего 291 273 282 225

Различия по полугодиям по критерию Стьюдента I

-/+ Ошибки

1,9 1,9

3,3

3.6

2.7

2,4 4,3 2,9 4.3

Обозначения: +/— реакции с хорошей концентрацией обоих нервных процессов; +/+ реакции с начальными стадиями нарушения концентрации активного внутреннего торможения при сохранении концентрации возбуждения; —/— реакции с распространяющимся возбуждением; —/+ реакции со значительными нарушениями концентрации обоих нервных процессов и развитием признаков охранительного торможения.

сти, на протяжении года зарегистрировано более значительное ухудшение концентрации нервных процессов.

Естественно возникает вопрос о причинах возможных изменений. По общему режиму жизни обе исследованные группы различаются мало. В той и другой группе примерно одинаковое число лиц, более или менее рационально использующих свободное время, занимающихся спортом и готовящих уроки; 75% учащихся высыпаются. Одинаковое время (около часа) тратят на выполнение домашних заданий лица в обеих группах, готовящие уроки. Поэтому обнаруженные сдвиги, очевидно, связаны с различиями в расписании занятий групп: ухудшение концентрации нервных процессов отмечено в группе с менее равномерным чередованием дней теории и практики. Таким образом, занятия теоретическими дисциплинами более 2 дней подряд даже для относительно более зрелых подростков оказываются достаточно трудными; вероятно, несколько сглаживают эти трудности у них практические занятия в мастерских. Результаты опроса большой группы подростков, обучающихся разным профессиям, связанным

с металлообработкой, подтверждают трудности для них теоретической учебы. Из 203 опрошенных 70,4% заявили, что устают на теоретических занятиях, 17,2 устают на практике, не устает лишь 17,2% первокурсников.

Видимо, влиянием 2 дней преимущественно физического труда между теоретическими занятиями можно объяснить и относительно удовлетворительную динамику на протяжении учебного дня теоретических занятий третьей изученной нами функции — скорости переработки зрительной информации. Данные специального исследования этой функции в 5 различных периодах учебного дня в 4 группах учащихся первого курса, осваивавших общий курс слесарного дела, представлены в табл. 3.

Рядом исследователей (М. П. Шек, и др.) при изучении здоровых людей отмечено увеличение пропускной способности зрительного анализатора после обычной 7-часовой работы. Нами такого тренирующего влияния умственного труда на протяжении дня не обнаружено: снижение этой функции наблюдалось к концу 3-го урока, а в дальнейшем уровень функции восстанавливался и сохранялся на одинаковом уровне с утром на 6, 7 и 8-х уроках. Иначе говоря, несмотря на то что не обнаружено тренирующего влияния теоретических занятий, отсутствовало также и ухудшение функции. В целом дневная динамика скорости переработки зрительной информации в нашем исследовании совпадала с дневным ритмом работоспособности школьников, выявленным М. В. Антроповой на большом материале другими методами.

Не обнаружено нами тренировки скорости переработки информации на протяжении учебного года. Это еще раз может свидетельствовать о некоторых трудностях теоретического обучения обследованного контингента подростков. Вместе с тем это может свидетельствовать также о недостаточном тренирующем влиянии обучения на созревающие функции нервной системы подростков.

Отмечая трудность теоретического обучения изучаемого контингента подростков, необходимо подчеркнуть, что следует добиваться не снижения умственных нагрузок, а лучшей организации учебных занятий, рационализации форм и методов теоретического обучения.

Выводы

1. Дневная динамика функций центральной нервной системы учащихся ПТУ имеет свои особенности в начале и конце 1-го года обучения; эти особенности отражают процессы адаптации подростков к новым условиям учебы.

2. Адаптация проходит более трудно у лиц, относительно более молодых по уровню биологической зрелости. У них же проявляется более четко

Таблица 3

Дневная динамика скорости переработки зрительной информации в дни теоретических занятий (в бит/с)

Показатель 1-е исследование, 9 ч до уроков 2-е исследование. 11 ч 30 мни, обеденный перерыв 3-е исследование, 14 ч 30 мин, конец 5-го урока 4-е исследование, 15 ч 30 мин, конец 7-го урока 5-е исследование, 16 ч 10 мин, конец 8-го урока

П 249 235 173 63 131

М 1,472 1,390 1,434 1,485 1,468

±т 0,018 0,021 0,021 0,041 0,029

± о 0,288 0,319 0,273 0,328 0,330

Различия от 1-го исследования от 2-го исследования от 3-го исследования 3,1 — 2,1 2,3

дневная динамика функций. На завершающих этапах полового созревания функции нервной системы в течение дня имеют меньшие колебания.

3. Теоретические занятия труднее практических для всех подростков.

4. Рациональный режим с равномерным чередованием дней теории и практики оказывает благоприятное воздействие на функции центральной нервной системы вообще и ход дневной работоспособности в частности.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964.—Генкин А. А., М е д в е д е в В. И., Ш е к М. П. — «Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 104—110. — Горшков С. И. Скрытое время рефлекторных реакций как адекватный показатель функционального состояния нервной системы. Автореф. дис. докт. М., 1963.—Шек М. П.—«Вопр. психол.», 1963, № 1, с. 111—113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 23/IV 1975 г.

THE DAY DYNAMICS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE NERVOUS SYSTEM IN STUDENTS OF AN OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL

N. S. Fokina, T. P. Cherkasskaya

The authors studied the time of the oculo-motor reaction, the rate of processing of visual information and the concentration of neural processes among the adolescents of an occupational technical school. The finding was that a rational regimen consisting of a regular alternation of days of theoretical and practical classes makes it possible to relieve the exhausting effect produced by the theoretical studies, to normalize the daily dynamics and to favour the development of above mentioned functions in adolescents.

УДК 612-052.63 «5»

Канд. мед. наук В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В БИОРИТМОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ1

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Работоспособность человека во многом определяется динамикой его функционального состояния. Считается естественным, что кривая трудового режима должна совпадать с динамикой колебаний физиологических функций или по крайней мере быть ей близкой. Однако исследования последних лет заставили обратить внимание на тот факт, что кривая работоспособности, описанная Graf в 1933 г. и долгое время служившая основанием для организации труда в подавляющем большинстве сфер производственной деятельности человека, далеко не универсальна. Динамика косвенных показателей работоспособности на протяжении периода бодрствования человека имеет значительные индивидуальные колебания как по амплитуле, так и по направлению сдвигов. Прежде всего это относится к лицам, занятым преимущественно умственным трудом (В. А. Доскин и Н. А. Лаврентьева).

В связи с этим нашей задачей явилось изучение ритма функционального состояния на протяжении периода бодрствования и группировка наблюдаемых ритмов по типам. Полученные данные мы сопоставляли с рядом общеизвестных типологических показателей. Исследовано ?25 студентов. Однородность труда и отдыха, одинаковый объем и качество предъявляемой информации и другие особенности академической деятельности студентов позволяют считать их идеальной моделью для изучения режима умственного труда.

С помощью модифицированной нами опросной методики Хампа мы изучали особенности ритма функционального состояния на протяжении пе-

1 Доложено 27/Х1 1974 г. на Всесоюзной конференции по гигиеническим проблемам в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.