Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSIOLOGO-HYGIЕNIC SUBSTANTIATION OF A DIFFERENTIATED SYSTEM OF SCHOOL TEACHING

A dynamic observation of school pupils detected no significant decrease in the working capacity level by the end of a working day, a week, three months and a year both among the healthy children and those with rheumatism in a non-active phase.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

ЛИТЕРАТУРА. Шарова М. А. Учен, записки Московск. ин-та санитарии и гигиены, 1959, т. 2, м. 58. — В о у n t о n R. М., Miller R. D., lllu minating Eng., 1963, v. 58, p. 541. -CrouchC. L., Kaufman G. E., Illuminating Eng., 1965, v. 60, p. 591.

Поступила 13/IX 1972 r.

NEW HYGIENIC CRITERIA FOR ASSESSING THE NATURAL LIGHTING OF CLASS-ROOMS IN SCHOOL BUILDINGS

M. A. Sharova

The investigation results obtained determined tee optimal qualitative indices of natural lighting in the form of the following brightness ratio values: for the surfaces «copy-book— desk»—4 : 1, «blackboard—copy-book»—1 : 5 to I : 6.5, «copy-book—window»—7 : 1, «blackboard—window»—1 : 12. As permissible indices are suggested the following: for the surfaces «copy-book—desk»—2 : 1 to 3 : 1, «blackboard—copy-book»—1 : 3, 1 : 8 to 1 : 10, «copybook—window»—15 : 1 to 17 : 1 and «blackboard—window»—1 : 55.

УДК 371.71

Г. В. Колчана

ФИЗИ0Л0Г0-ГИГИЕНИЧЕСК0Е ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ворошиловградскин медицинский институт

С введением в общеобразовательных школах новых учебных программ расширяется объем знаний учащихся, развивается их самостоятельность и активность, увеличивается умственная нагрузка. Одним из средств, повышающих эффективность обучения, является введение элементов индивидуализации (дифференцированное обучение и тематический учет знаний).

Наша цель состояла в том, чтобы выяснить, как справляются с учебной нагрузкой по новым программам и дифференцированной системе обучения учащиеся в неактивной фазе ревматизма по сравнению со здоровыми школьниками.

Дифференцированное обучение содействует развитию мыслительной деятельности учащихся, активизирует учебную работу, особенно тех, которые пропускают занятия по болезни. Принципы дифференцированного обучения сводятся к следующему: к каждому школьнику предъявляются требования с учетом его способностей, домашние задания подбираются для слабых, сильных и средних учеников, ведутся индивидуальные занятия с учащимися, которые слабо усвоили какие-то отдельные разделы школьной программы.

Р. Г. Сапожникова, 3. Н. Неструева и другие авторы изучали работоспособность школьников, больных ревматизмом, но в то время, когда они проводили исследования, в школе действовали еще старые программы. Для сравнительной оценки работоспособности больного ребенка эти аьторы брали случайно здоровых учащихся из того же класса. Известно, что дети даже одного возраста при равных условиях обучения обладают различной степенью быстроты усвоения знаний и различной работоспособностью. Чтобы учесть этот момент, мы на основании характеристик учителей и родителей по специально разработанным картам стремились к ребенку в неактивной фазе ревматизма подобрать прототип здорового ученика (по типу высшей нервной деятельности, общего развития и социально-бытовым условиям). Обследовали учащихся, больных ревматизмом, и здоровых по всем методикам параллельно и одновременно.

Работу проводили на протяжении всего учебного года (начало и конец каждого урока, начало и конец дня, недели и четверти). Под наблюдением находилось 68 учащихся 3—4-х классов в неактивной фазе ревматизма (основная группа) и 59 здоровых школьников (контрольная группа).

Для оценки работоспособности и утомляемости изучали зрительно-моторную реакцию при помощи универсального хронорефлексометра, функциональную лабильность центральной нервной системы (ФЛЦНС) по двигательному анализатору и быстроту произвольной двигательной реакции (БПДР). Для изучения ФЛЦНС и БЦДР использовали электросекундомер типа ПВ-53Л с 2 самостоятельными включателями в цепи: один для испытуемого и второй для экспериментатора.

ФЛЦНС исследовали следующим образом. Отрезок циферблата электросекундомера по 5 делений вправо и влево ограничивали черной чертой. Испытуемому предлагали каждую секунду останавливать непрерывно стрелки в пределах, ограниченных чертой. Экспериментатор вел протокол, в котором знаком плюс отмечал точную реакцию и знаком минус — неточную остановку стрелки. После 25 остановок стрелки электросекундомера полученные результаты обрабатывали по формуле:

^лаб = ЕР точн*^>

где /7лаЛ — показатель ФЛЦНС; ЕРТ0ЧН— сумма точных реакций (остановки стрелки); К — коэффициент, равный 0,04. Оптимальный показатель ФЛЦНС равен 1, а (по методике) испытуемому необходимо сделать 25 остановок стрелки электросекундомера; следовательно, каждая отдельная остановка стрелки в цифровом выражении составляет 0,04.

Исследование БПДР осуществляли с помощью того же электросекундомера, но испытуемому предлагали остановить движущуюся стрелку на 0. На 1 исследование испытуемому подавали 5 сигналов с интервалом 15-—20 с, фиксацию и запуск стрелки производили посредством второго выключателя. Для обработки результатов использовали формулу:

ЛбпДр == Ех • к,

где /7бпдр— показатель БПДР, £х — сумма отклонений от 0, выраженная в условных единицах шкалы электросекундомера, К — коэффициент, равный 0,2.

Функциональное состояние центральной нервной системы исследовали корректурными пробами.

В. С. Мошкевич и С. Ж- Тлеумен указывают на параллелизм в результатах корректурных проб и такого объективного исследования, как электроэнцефалография. Согласно их данным, «по мере усиления патологии ЭЭГ падает скорость выполнения заданий и растет число ошибок».

Нами были использованы таблицы В. Я. Анфимова, по которым до и после уроков изучали условную реакцию (1-е задание) и условное торможение (2-е задание). По 1-му заданию ученикам предлагали в каждой строчке вычеркивать букву С. Таким образом, путем словесной инструкции замыкалась условная связь, в которой раздражителем является вид буквы, а условной реакцией — движение, зачеркивание буквы. По 2-му заданию ученики вычеркивали букву С, если после нее не стояла буква Н. Положительному сигналу в виде буквы С противостоял отрицательный в виде условного тормоза СН. Время выполнения того и другого задания — 2 мин.

Полученный материал обрабатывали по методу, предложенному Р. Б. Стрелковым (1966), с вычислением стандартной ошибки и доверительных интервалов средних арифметических величин.

Все проанализированные нами данные относятся к школьникам, занимавшимся в первую смену. Первое исследование проводили до уроков, затем в начале и конце каждого урока в течение всего учебного года.

Для оценки работоспособности по изменению латентного периода зри-тельномоторной реакции материал сгруппирован по четвертям года. Достоверных изменений латентного периода зрительномоторной реакции до и после уроков по четвертям года как в контрольной, так и в основной группе не отмечено. В основной группе во второй четверти исходные данные характеризовались достоверным увеличением латентного периода зрительно-

моторной реакции; исходное количество ошибочных реакций до уроков уменьшалось, но достоверно возрастало к концу уроков. При сравнении латентного периода зрительномоторной реакции в изучаемых группах установлены различные исходные данные. У детей в неактивной фазе ревматизма латентный период зрительномоторной реакции больше, чем у здоровых детей, поэтому для решения вопроса об изменении работоспособности и наступлении утомления сравнивать латентный период зрительномоторной реакции следует только внутри групп до и после уроков.

В. В. Гордеев и Р. В. Пронина указывают, что ФЛЦНС и БПДР у детей в неактивной фазе ревматизма хуже, чем у здоровых детей. Динамическое наблюдение за состоянием ФЛЦНС, проведенное нами в течение дня и недели во все четверти учебного года, указывает на то, что уровень функциональной лабильности двигательного анализатора достоверно повышается к концу учебного дня и учебной недели как в контрольной, так и в основной группе. Улучшается и быстрота произвольно-двигательной реакции. Повышение ФЛЦНС и БПДР отмечается и По четвертям года, причем та и другая у детей основной группы несколько хуже, чем в контрольной. К концу уроков ни в одной из четвертей не наблюдалось снижения уровня ФЛЦНС и БПДР. Напротив, выявилось достоверное их увеличение от первой четверти ко второй, некоторое снижение в третьей, а в четвертой четверти в обеих группах ФЛЦНС и БПДР были такие же, как во второй четверти. Правда, в основной группе к концу уроков в последние дни недели обнаружено некоторое ухудшение ФЛЦНС.

Сравнивая данные, полученные при корректурных пробах у. учащихся, можно отметить, что количество просмотренных ими знаков и среднее количество вычеркнутых знаков как в начале, так и в конце недели достоверно увеличиваются к концу учебного дня в обеих группах при выполнении 1-го и 2-го заданий. По четвертям года достоверное увеличение исходных величин просмотренных и вычеркнутых знаков наблюдается от четверти к четверти в обеих группах школьников. Достоверное увеличение просмотренных знаков к концу уроков отмечается только в контрольной группе в первой и второй четвертях при выполнении 2-го задания. Исходные данные о количестве просмотренных и вычеркнутых знаков у школьников основной группы достоверно хуже, чем в контрольной группе.

Сравнивая работоспособность учащихся внутри групп до и после уроков по количеству просмотренных знаков, мы не обнаружили достоверного уменьшения ее ни в одной четверти. Количество ошибок в пересчете на 5000 знаков в основной группе к концу уроков со второй четверти увеличивается, тогда как в контрольной группе регистрируется снижение количества ошибок.

Анализ материала (ФЛЦНС и БПДР, корректурные пробы) показывает, что в исходных данных от четверти к четверти несколько улучшается скорость выполнения заданий не только в контрольной, но и в основной группе. Нет существенного уменьшения работоспособности от урока к уроку, от понедельника к субботе, от начала учебного года к концу его даже у детей в неактивной фазе ревматизма. К концу уроков в основной группе ухудшается точность выполнения задания по сравнению с началом уроков, но исходные данные от четверти к четверти улучшаются. Известное повышение скорости и точности выполнения заданий проявляется от первой четверти ко второй.

Анализ данных, относящихся к каждому ученику в отдельности, показывает, что в контрольной группе ФЛЦНС и БПДР к концу года улучшаются у большего количества учащихся. Поскольку исследование одних и тех же детей проходило в динамике дня, недели и четверти, каждого ученика обследовали одним и тем же методом 16—20 раз. Примененная нами вариационно-статистическая обработка индивидуальных данных не обнаружила достоверного улучшения показателей ФЛЦНС и БПДР. Поэтому мы можем говорить лишь о том, что работоспособность к концу года досто-

верно не снижается. Индивидуальная оценка количества допущенных ошибок при определении латентного периода произвольной двигательной реакции на звуковой раздражитель показывает достоверное увеличение числа детей, допустивших ошибки, особенно в основной группе. Поэтому к концу года как в контрольной, так и особенно в основной группе, вероятно, наступает утомление.

Выводы

1. Дифференцированная система обучения по новым учебным программам вызывает в ряде случаев улучшение функционального состояния организма здоровых детей.

2. При дифференцированной системе обучения по новым программам не наблюдается снижения работоспособности детей в неактивной фазе ревматизма, обучающихся в массовых школах.

3. Поскольку исходные данные о скорости и точности выполнения заданий у здоровых и больных детей различны, не следует для оценки работоспособности сравнивать ее, как и утомляемость в контрольной и основной группах школьников; такое сравнение должно проводиться внутри каждой группы до и после урока.

ЛИТЕРАТУРА. НеструеваЗ. К- ' Влияние учебно-воспитательного режима на работоспособность учащихся младших классов, больных ревматизмом. Дисс. канд. Харьков, 1966. — Спожникова Р. Г. В кн.: Вопросы гигиены детей и подростков. М., 1960, с. 90.

Поступила 6/11 1973 г.

THE PHYSIOLOGO-HYGIENIC SUBSTANTIATION OF A DIFFERENTIATED SYSTEM OF SCHOOL TEACHING

G. V. Kolchina

A dynamic observation of school pupils detected no significant decrease in theworking-capacity Ievel by the end of a working day, a week, three months and a year both among the healthv children and those with rheumatism in a non-active phase.

УДК 613.956:3771:665.6

В. А. Суханова, JI. В. Вирпша, Г. 3. Думкина, В. А. Полянский

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ

Уфимский научно-исследовательский институт гигиены н профзаболеваний

С целью оценки'влияния условий обучения подростков в среднем профессионально-техническом училище (СПТУ), выпускающем слесарей-монтажников нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) со средним образованием, проведено динамическое наблюдение за учащимися с использованием ряда функциональных методов исследования. Установлено, что при теоретическом обучении (общеобразовательные предметы, спецтехнология, ма-^риаловедение и др.) не всегда соблюдаются гигиенические требования к расписанию, а при анкентном опросе учащихся выяснились существенные отклонения в режиме их внеучебного времени (недостаточный сон, непродолжительное пребывание на свежем воздухе). Исследования физиологических функций (скрытого времени условного двигательного рефлекса, времени прочитывания арифметического текста, выносливости к статическому напряжению) в динамике учебного дня и недели указывали на снижение функционального состояния центральной нервной системы наблюдаемых.

Теоретическое обучение чередуется с производственным в мастерских училища, которые имеют удовлетворительные санитарно-гигиенические

2 Гигиена ■ санитария М 2

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.