УДК 371.918-7:1616-002.77-053.2:362.13
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДЕТСКОГО РЕВМАТОЛОГИЧЕСКОГО САНАТОРИЯ
Н. А. Матвеева
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Детский ревматологический санаторий функционирует круглый год. Лечатся в нем главным образом дети школьного возраста, поэтому для них организуются учебные занятия.
Объектом нашего наблюдения явился детский ревматологический санаторий № 20 Москвы; дети наряду с лечением обучаются там по программе массовой школы, но у них ежедневно бывает лишь 4 урока по 35 мин. Своей целью мы ставили обоснование гигиенически рационального режима учебных занятий школьников 6—7-х классов.
Под наблюдением находилось 120 школьников в неактивной фазе ревматизма в возрасте 12—14 лет. Среди них 75 человек перенесли одну ревматическую атаку, у 28 детей отмечались повторные атаки и у 17 было бесприступное течение процесса. Изменения в сердце в виде недостаточности митрального клапана выявлены у 53 обследованных, неясные сердечные изменения — у 67. 92 ребенка имели показатели физического развития средние и выше среднего, а остальные — сниженные.
Изучено 3 варианта режима учебных занятий. Первые 2 давали детям одинаковую нагрузку (4 урока продолжительностью 35 мин.), но обучение при этом было организовано по-разному. При 1-м варианте дети сразу после завтрака шли на занятия, а по окончании 2 уроков совершали длительную прогулку на свежем воздухе. Согласно 2-му варианту, занятиям предшествовала прогулка, после чего проводились все уроки. В последние 5—7 недель санаторного лечения длительность каждого урока была увеличена до 40 мин., 1—2 раза в неделю проводилось 5 уроков. Пятый урок посвящался черчению, физике и математике. Это был 3-й вариант режима учебных занятий, также предусматривавший утреннюю прогулку.
Введение подобного динамичного режима обучения обусловлено тем, что дети из санатория уходят в массовую школу, где объем учебной нагрузки для них сразу возрастает. Предполагалось, что постепенное увеличение учебной нагрузки в условиях санатория позволит приблизить детей к режиму обучения в школе и даст большую возможность усвоить программный материал.
Как по состоянию здоровья, так и по физическому развитию группы детей, наблюдаемых нами при разных режимах обучения, были однородны.
В динамике учебного дня мы исследовали функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, высшей нервной деятельности и работоспособности детей. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучали методом оксигемометрии (оксигемограф О-ЗбМ) в сочетании с пробой с задержкой дыхания на полном выдохе. Одновременно на оксигемограмме регистрировали дыхательные движения при помощи манжетки, надеваемой ребенку на грудную клетку. Каждого больного обследовали утром до завтрака и по окончании учебных занятий. Всего было отснято 282 оксигемограммы.
Степень насыщения артериальной крови кислородом в здоровом организме при задержке дыхания обнаруживает фазность изменений (Е. М. Крепе; С. Б. Тихвинский, и др.). Фазовый характер изменений
уровня оксигенации при задержке дыхания мы выявили в 74 (77%) наблюдениях; в 22 (23%) наблюдениях эта фазность отсутствовала (в исследованиях при 1-м и 2-м варианте учебного режима). Результаты оксигемометрических исследований, где была выявлена фазность кривой, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оксигемометрические показатели при пробе с задержкой дыхания в динамике учебного дня по 1-му и 2-му варианту режима
Показатель 1-й режим 2-й режим
до занятий сдвиг к концу занятий до занятий сдвиг к концу занятий
М, lim М±т М, lim М±т
Уровень оксигенации
(в %) ...... 94,5 —0,4±0,247 94 0
(91—97) Я = 0,2—0,1 (92—96)
Задержка дыхания (в
сек.)....... 25,4 +5,5±1,23 25 +4,4 + 1,61
(15—48) Я<0,01 (12—36) Я<0,01
Фаза устойчивого сос-
тояния — фаза АБ
(в сек.)...... 15,7 +2,9+0,933 17,5 +2±0,91
(8-25) Р<0,01 (10—28) Р=0,05—0,02
Глубина снижения ок-
сигенации — фаза
БВ (в %)..... 3 +0,8+0,368 2,2 +0,9±0,376
(0,5—10) Р=0,05—0,02 (0,5—6) Р-- 0,02—0,01
Скорость снижения ок-
сигенации — фаза
БВ (в сек.) .... 9,8 +2,7+1,19 7,3 +2,5±1,09
(1-30) ' Я=0,05—0,02 (1-19) Р=0,05—0,02
Восстановительный пе-
риод — фаза ВД В пределах В п ределах В пределах В пределах
2мин. — 31 2 мин. — 25 2 мин. — 30 2 мин. — 33
наблюдение, наблюдений, наблюдений, наблюдения,
более 2 мин.— более 2 мин.— более 2 мин.— более 2 мин.—
6 наблюдений 12 наблюдений 7 наблюдений 4 наблюдения
Как видно из табл. 1, оксигемометрические показатели в утренних исследованиях у обеих групп детей были весьма сходны. Средняя величина задержки дыхания была несколько ниже, чем у практически здоровых детей того же возраста (М. Б. Коган1; А. А. Намазова). Длительность фазы устойчивого состояния соответствовала возрастным показателям здоровых детей (М. Б. Коган). Глубина снижения оксигенации к моменту прекращения задержки дыхания и длительность фазы БВ у большинства детей оказались незначительными и средние величины были меньше возрастных показателей. Малую выраженность фазы БВ у лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе и у больных ревматизмом, отмечают С. Б. Тихвинский и М. Б. Коган. Это свидетельствует о высокой чувствительности данных больных к гипок-семии. Восстановительный период у большинства наблюдаемых нами детей заканчивался в пределах 1—2 мин., что соответствует данным, полученным у здоровых детей (А. А. Намазова).
К концу учебных занятий при обоих вариантах режима уровень оксигенации изменился незначительно и у большинства наблюдаемых находился в пределах физиологических колебаний (1—2%, по Е. М. Креп-су), в результате чего средняя его величина практически осталась неиз-
1 Кандидатская диссертация, 1962.
менной. Отмечалось отчетливое увеличение длительности задержки дыхания, а также фаз АБ и БВ (в процентах насыщения и во времени). Восстановительный период по-прежнему у большинства детей заканчивался за 1—2 мин. Результаты оксигемометрических исследований Оли П., 14 лет, характерные для наблюдений, в которых выявлена фаз-ность оксигемометрической кривой, приведены на рисунке. Эта девочка находилась в санатории с диагнозом: ревматизм, неактивная фаза; неясные сердечные изменения; недостаточность кровообращения отсутствовала. Девочка имела средние показатели физического развития, занималась по 2-му варианту учебного режима.
В группе детей, у которых была выявлена атипичная форма оксигемометрической кривой, преобладали больные с выраженными сердечно-сосудистыми изменениями. У них отмечались более низкие показатели задержки дыхания и к концу учебного дня чаще встречались гипоксемические сдвиги.
Данные оксигемометрических исследований позволяют говорить о некотором снижении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у наблюдаемых нами детей. Это выражается в снижении длительности задержки дыхания, малой выраженности фазы БВ (в процентах насыщения и во времени); в 23% наблюдений выявилась атипичная оксигемометрическая кривая. Динамика оксигемометрических показателей в ходе учебного дня свидетельствует о благоприятной реакции сердечно-сосудистой системы детей на учебную нагрузку. У большинства обследованных учебный день проходил в условиях нормального насыщения крови кислородом. Удлинение задержки дыхания по окончании занятий может быть обусловлено, с одной стороны, некоторым снижением окислительных процессов в организме детей, что подтверждается также увеличением фазы АБ. С другой стороны, способность более длительное время противостоять развивающейся гипоксемии (увеличение фазы БВ во времени) и быстро восстанавливать уровень оксигенации до исходного отражает хорошие компенсаторные возможности у детей к концу учебного дня.
Согласно литературным данным (Г. Ф. Выходов; С. И. Гальперин и Н. А. Фомин), при утомлении, связанном с интенсивной учебной работой, отмечается выраженное снижение уровня оксигенации, при пробе с задержкой дыхания удлиняется восстановительный период. Г. Ф. Выходов к концу учебного дня у большинства детей в массовой школе наблюдал также укорочение задержки дыхания и фазы устойчивого состояния. Значительные гипоксемические сдвиги, укорочение задержки дыхания и фазы устойчивого состояния и удлинение восстановительного периода по окончании учебных занятий наблюдались нами довольно редко и также были обусловлены большой учебной нагрузкой в тот или иной день занятий (трудные контрольные работы и пр.).
Для изучения работоспособности детей мы использовали корректурные таблицы А. Г. Иванова-Смоленского. Изменения в скорости работы представлены в табл. 2.
При занятиях по 1-му варианту режима к середине учебного дня наряду со снижением скорости работы ухудшалось и ее качество. Число
1 1 —1— -4—
-Мб 16 сек - ДБ-/8 сек —
т "Г - *
я в 24сек —учв-32 сек—
о 6
I •— оксигемограмма; II — пневмограмма;
АВ — задержка дыхания; а — до занятий; б — после занятий.
Таблица 2
Изменение числа просмотренных знаков в ходе учебного дня по 1-му и 2-му варианту режима занятий
1-й вариант 2-й вариант
Время исследования М о т М а т
До занятий...... 330 ±101,8 ±6,57 340 ±79,6 ±6,08
После 2-го урока .... После занятий..... 310 ±76,7 ±4.95 394 ±106 ±7,86
318 +94,5 ±6,1 360 +97 ±7,4
Число наблюдений . . . 242 171
работ, выполненных без ошибок, уменьшилось на 9,1%, число работ с-большим количеством ошибок (5—10 на 600 знаков), напротив, возросло вдвое. К концу занятий показатели качества работы остались на уровне исследований, проведенных после 2-го урока.
У детей, занимавшихся по 2-му варианту, наряду с повышением скорости работы к концу 2-го урока отмечалось и улучшение ее качества. Число работ без ошибок возросло на 11,2%, число корректурных проб с большим количеством ошибок уменьшилось на 8,4%. К концу учебного дня показатели качества работы были на уровне исходных.
Функциональное состояние высшей нервной деятельности мы определяли при помощи методики изучения фазовых состояний по шкале последовательного ряда фаз (Н. И. Козин; А. В. Аболенская)Возбудимость коры головного мозга оценивали по фазовому показателю и латентному периоду реакций. В утренних исследованиях в фазовом показателе обнаруживались значительные индивидуальные колебания. При 1-м варианте режима фазовый показатель до занятий составлял в среднем 75,5 (индивидуальные данные от 62 до 94). Латентный период был равен 0,36 сек. (0,28—0,58 сек.). По окончании 2 уроков у большинства наблюдаемых фазовый показатель уменьшился, средняя его величина стала меньше на 2,5. Латентный период несколько увеличился (в среднем на 0,02 сек.). После занятий фазовый показатель был равен 74,5, латентный период — 0,38 сек.
У детей, занимавшихся по 2-му варианту, исходная величина фазового показателя составляла в среднем 70,5 (38—102), латентный период равнялся 0,34 сек. (0,34—0,57 сек.). К середине учебного дня у них преобладали положительные сдвиги фазового показателя, в среднем он возрос на 1 номер. Латентный период у большинства обследованных уменьшился и в среднем составил 0,33 сек. К концу занятий показатели возбудимости коры головного мозга были на уровне исследований, проведенных утром.
Сопоставляя результаты исследования возбудимости коры головного-мозга и работоспособности детей при 1-м и 2-м варианте режима, мы убедились в том, что от начала учебного дня к концу его более благоприятная динамика отмечалась при 2-м варианте. Проведение утренней прогулки перед уроками вызывает у большинства наблюдаемых повышение функции высшей нервной деятельности и улучшает работоспособность; кривая работоспособности при этом сходна с физиологической кривой, свойственной здоровым детям.
Повышение учебной нагрузки в конце санаторного лечения за счет удлинения урока на 5 мин. и введения урока черчения не вызвало отрицательных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы при оксиге-мометрических исследованиях. Следует, однако, отметить, что для окси-гемометрических показателей при 3-м варианте режима в утренних ис-
1 Докторская диссертация, 1962.
следованиях характерна была большая длительность задержки дыхания и соответственно большая выраженность всех фаз оксигемометрической кривой при неизменном восстановительном периоде. По-видимому, это связано с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы под влиянием санаторного лечения.
Результаты исследований фазовых состояний по шкале последовательного ряда при 3-м варианте режима представлены в табл. 3.
Таблица 3
Изменение функционального состояния высшей нервной деятельности у детей при 3-м варианте режима
После 4-го урока
число наблюдений
Показатель До занятия М величина сдвига М±т с увеличением с уменьшением без изменений
Фазовый показатель Латентный период (в сек.) 76,5 (26—112) 0,38 (0,18—0,54) +2,6±1,12 Р = 0,05—0,02 —0,01±0,007 Р=0,1—0,2 30 18 11 25 8 6
Как видно из табл. 3, к концу занятий у большинства детей фазовый показатель увеличивался, а латентный период несколько укорачивался.
Динамика работоспособности детей при увеличении длительности урока была весьма сходна с данными, полученными при 2-м варианте режима. К концу 2-го урока отмечалось повышение скорости и улучшение качества работы. К концу учебного дня показатели работоспособности оставались на уровне результатов, наблюдаемых после 2-го урока.
Таким образом, несмотря на увеличение нагрузки при 3-м варианте санаторного режима, дети заканчивали учебный день с более высокими показателями работоспособности и возбудимости коры головного мозга, что можно связать с повышением выносливости организма детей к учебной нагрузке под влиянием санаторного лечения.
Когда учебная нагрузка состояла из 5 уроков и 5-м уроком был урок черчения, отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма у обследованных к концу учебного дня не было выявлено. Введение же в качестве 5-го урока физики или математики у ряда детей вызывало более выраженные гипоксемические сдвиги, укорочение задержки дыхания при замедленном восстановительном периоде. При исследовании высшей нервной деятельности у отдельных детей выявлялось значительное снижение фазового показателя и удлинение латентного периода.
Выводы
1. Учебная нагрузка в санатории — 4 урока продолжительностью 35 мин. — соответствует функциональным возможностям детей в неактивной фазе ревматизма.
2. В ходе учебного дня более благоприятная динамика показателен функционального состояния высшей нервной деятельности и работоспособности детей обнаруживается при занятиях с утренней прогулкой. Этот режим занятий по своей организации более близок к общешкольному режиму обучения. Можно считать, что в средней школе, созданной при детском ревматологическом санатории, наиболее целесообразен вариант режима с утренней прогулкой.
3. Увеличение учебной нагрузки во второй половине санаторного лечения за счет удлинения урока до 40 мин. не вызывает отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма детей и также может быть рекомендовано для санаторной школы. В конце санаторного лечения возможно также проведение 5-го урока с занятиями, способствующими переключению умственной деятельности (в частности, черчение). Преподавание на 5-м уроке предметов, требующих значительного умственного напряжения (физика, математика), нецелесообразно.
ЛИТЕРАТУРА
Выходов Г. Ф. В кн.: Материалы 5-й Научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1961, с. 179. — Гальперин С. И.. Фомин Н. А. В кн.: Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. Пермь, 1965, в. 6, с. 85. — Козин Н. И. Труды Горьковск. педиатрического ин-та, 1960, в. 3, с. 10. — Крепе Е. М. Оксигемометрия. Л., 1959. — Нама-зова А. А. В кн.: Актуальные вопросы ревматизма у детей. М., 1960, с. 21. — Тихвинский С. Б. Оксигемометрия при функциональной пробе с задержкой дыхания. Дисс. канд. Л., 1960.
Поступила 4/XI 1966 г.
HYGIENIC RECOMMENDATIONS FOR ORGANIZATION OF STUDIES AT A SECONDARY SCHOOL OF A RHEUMATOLOGICAL SANATORIUM
N. A. Matveeva
Three kinds of class regimens were studied at a children's rheumatic sanatorium. Observations were made over 120 school children aged 12—14 years, being in a nonacti-ve phase of rheumatism. Oxyhaemometric investigations carried out in the course of school hours revealed a positive reaction of the cardiovascular system to the studies. More favorable dynamics of the working-capacity indices and that of excitation of the cerebral cortex were noted during the class regimen with a morning walk. The lengthening of the lesson and the introduction of an additional drawing lesson produced no negative shifts in the above mentioned indices. A fall of the phase index, an increase of the latent period and pronounced hypoglycemic shiTts were noted in certain children, when the additional lesson was that of physics of mathematics. The class regimen with the morning walk proves to be most suitable for a secondary school organized at a chidren's rheumatic sanatorium. In the second half of the sanatorium treatment class tasks may be augmented by increasing the lesson to 40 minutes and by introducing an additional 5th lesson on a subject similar to drawing.
УДК 614.898.5:[614.894.732+614.895.5
ИЗОЛИРУЮЩИЙ костюм С АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ РАБОТ В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
С. М. Городинский, В. Л. Щербаков
При проведении работ в условиях радиоактивного загрязнения воздушной среды и оборудования важное значение имеет полная изоляция работающего, осуществляемая применением средств защиты органов дыхания и кожных покровов. К числу таких средств относятся шланговые изолирующие костюмы (пневмокостюмы). Их использование требует непрерывной подачи чистого воздуха, что в некоторых случаях сопряжено с техническими трудностями и ограничивает область применения таких костюмов. Известные нам кислородные изолирующие приборы и газозащитные аппараты вызывают увеличенную физиологическую нагруз-