УДК 374.83-7«
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ В РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
Доц. И. М. Орлик, Г. Г. Латышева
Харьковским научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Наши данные, а также наблюдения других авторов (Н. М. Королева; И. Б. Крамаренко и А. Д. Преварская; Л. Г. Матросова, Б. Т. Романов; И. И. Слепушкина) показали, что 3—4 дня в неделю подростки, сочетающие производственную деятельность с обучением, работают по 10—12 часов. Удлинение рабочего дня на 4—6 часов и связанное с этим нарушение режима сна, отдыха и питания вызывают значительные изменения физиологических функций организма, свидетельствующие об утомлении.
Хотя радикальное решение на производстве вопроса о рациональном режиме дня подростков, которые работают и учатся в вечерней школе, зависит от сокращения рабочего дня и коренной перестройки учебного процесса, все же и при существующих условиях их труда и отдыха следует изучать пути, которые способствовали бы снижению утомления и повышению работоспособности мальчиков и девочек переходного возраста.
Одним из важных элементов распорядка дня подростков, сочетающих работу с обучением, является режим отдыха. В восстановлении физиологических функций организма при переходе от одного вида деятельности (работа на заводе) к другому (учебные занятия в школе) видное место принадлежит длительности и содержанию перерыва между ними. Судя по нашим наблюдениям, перерыв длительностью 1 час 45 мин. (если школа расположена вблизи промышленного предприятия) обеспечивает достижение этой цели. Не меньшее значение имеют и паузы во время работы на производстве и занятий в школе.
Ряд авторов (С. И. Крапивинцева; Т. Н. Павлова и др.) отмечает преимущества активного отдыха перед пассивным для преодоления усталости подростков. Исследованиями Т. Н. Павловой, Л. В. Михайловой, Б. С. Волкова и др. показано благоприятное влияние активного отдыха на самочувствие, функциональное состояние организма и работоспособность во время умственной деятельности в первой смене. Занятия же во второй смене, как известно, ведутся вечером, т. е. когда функциональная способность организма в суточном цикле снижается, что сказывается на работоспособности учащихся. Наряду с этим и сам процесс учебных занятий с отсутствием динамического компонента еще больше снижает активность некоторых физиологических функций и одновременно предъявляет повышенные требования к центральной нервной системе.
Мы специально проводили наблюдения над 29 подростками 16—17 лет, обучающимися в 9—10-х классах вечерней школы. Это были практически здоровые люди с хорошей и средней успеваемостью, работающие станочниками на предприятиях машиностроительной промышленности. В школе они занимались 4 раза в неделю.
В группе подростков, состоявшей из 15 человек, была введена физкультурная пауза. В контрольной группе (14 человек) физкультурной паузы не было.
Влияние активного отдыха на функциональное состояние и работоспособность подростков мы изучали, учитывая латентный период зри-
1 Кандидатская диссертация. М., 1954.
тельномоторных реакций на положительные сигналы и дифференцирование на тормозные, латентный период слухомоторных реакций на положительные сигналы, а также применяя корректурный метод. Для оценки сдвигов в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы измеряли артериальное давление, определяли частоту пульса в покое и после дозированной физической нагрузки. Учитывали посещаемость и успеваемость учащихся, собирали данные о режиме дня обследованных на протяжении недели. Полученный материал был обработан вариационно-статистическим методом.
Определяли состояние организма подростков обеих групп утром (исходное), до уроков и после 3-го и 5-го урока во второй смене. Затем в учебный процесс ввели физкультурную паузу длительностью 7 мин.
Комплексы физических упражнений были разработаны совместно с кафедрой физического воспитания Педагогического института им. Сковороды с учетом характера деятельности подростков (физическая и умственная работы). Каждые 2—3 недели один комплекс заменяли другим, чтобы не снизить эффективности физкультурной паузы и сохранить интерес подростков к ней.
О степени нагрузки в процессе физкультурной паузы мы судили по частоте пульса у подростков, которую определяли до физкультурной паузы и после нее. Оказалось, что после физкультурной паузы пульс у обследованных участился на 3,8 удара (статистически достоверно). Следовательно, выполненные ими упражнения большой физической нагрузки не вызывали.
Изучение работоспособности подростков в динамике учебного дня показало, что после 3-го урока латентный период зрительномотсрных реакций удлинялся, а к концу 5-го урока значительно возрастал (до уроков — 231,18 а, после 3-го урока — 249,08 о и после 5-го урока — 272,58 о). Данные исследований длительности латентного периода слухомоторных реакций аналогичны по своей направленности.
Полученные нами данные об изменении работоспособности обследованных в динамике учебного процесса послужили обоснованием для введения физкультурной паузы на большой перемене. Учащиеся при этом выполняли комплекс упражнений под руководством инструктора физкультуры, который показывал каждое упражнение и контролировал его выполнение. Оставшееся время подростки использовали по своему усмотрению. Спустя 2 месяца мы провели обследование обеих групп учащихся до уроков и после уроков, с тем чтобы определить влияние физкультурной паузы на функциональное состояние организма подростков. Это обследование показало, что у учащихся контрольной группы урежение пульса к концу уроков было выражено ярче (9,12 удара), чем у учащихся экспериментальной группы (3,91 удара). Соответствующие сведения приведены в таблице.
Ряд авторов (В. Г. Крыжановский К. Георгиев и П. Балевски; X. Т. Глезер, и др.) урежение пульса в процессе умственной деятельности объясняет иррадиацией торможения в коре больших полушарий головного мозга. Полученные нами данные латентного периода зрительно-моторной реакции выражают ту же закономерность. Удлинение этого периода к концу уроков в экспериментальной группе выражено в меньшей степени (11,2 а) по сравнению с контрольной группой (41,06 ст) (см.таблицу).
Увеличение латентного периода рефлекторных реакций рассматривается нами как показатель нарастания тормозных процессов в коре головного мозга, которые в известной степени свидетельствуют об утомлении. Менее выраженное увеличение латентного периода зрительно-
1 Кандидатская диссертация. М., 1955.
Средняя частота пульса и длительность латентного периода зрительномоторной реакции у подростков в динамике учебного дня при двух режимах обучения
Время исследования Частота пульса (число ударов в минуту) Длительность латентного периода зрительномоторной реакции (О)
М±т | Т Р М±т Т р
До уроков ........ После 5-го урока..... До уроков ........ После 5-го урока..... Эксприментальный режим
72,49+0,96 68,58 + 0,94 2,91 <0,01 238,10+ 3,66 „ 249,34+3,84 z-íl <0,05
Существующий режим
72,71 + 1,28 63,59+1,20 5,21 <0 00ll240'I8±10'00l 2 97 <u,uui|2g| 24+9,98| <0,01
моторных реакций у учащихся экспериментальной группы говорит о том, что введение в учебный процесс активного отдыха способствовало уменьшению процессов торможения в коре головного мозга и активизировало обследованных на последующих уроках.
Сведения о посещаемости учебных занятий в школе за второе полугодие 1963/64 учебного года указывают на то, что среднее количество пропущенных дней и уроков несколько больше в контрольной группе (12,07 дня и 60,78 урока), чем в экспериментальной группе (8,93 дня и 46,13 урока). За то же время выявлены и некоторые различия успеваемости (28,5% хороших и 71,5% удовлетворительных оценок в контрольной группе против 46,7% хороших и 53,3% удовлетворительных оценок в экспериментальной).
Учитывая, однако, что на состояние посещаемости и успеваемости влияют различные условия учебной, производственной и бытовой обстановки и другие факторы, мы не считали возможным обнаружение различия в этих показателях полностью отнести за счет введения физкультурной паузы.
Выводы
1. Для учащихся вечерних школ, расположенных вблизи промышленных предприятий, может быть рекомендован перерыв между двумя видами деятельности (работа и учеба) длительностью 1 час 45 мин.
2. Активный отдых в виде физкультурной паузы длительностью 7 мин. в начале большой перемены оказывает положительное воздействие на тормозно-возбудительный процесс, тонизирует сердечно-сосудистую систему, повышает работоспособность и активизирует учащихся.
3. Желательно предусмотреть при организации вечерних школ устройство комнат отдыха и спортивных площадок для более рационального отдыха учащихся во время перерыва между двумя видами деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Волков Б. С. В кн.: Материалы 4-й Научной конференции о физиологии труда, посвящ. памяти А. А. Ухтомского. Л., 1963, с. 71. — Глезер X. Т. Профилакт. мед., 1928, № 5, с. 68. — К о р о л е в а Н. М. Гиг. и сан., 1964, № 6, с. 38. — Крапивин-цева С. И. Бюлл. экспер. биол., 1951, № 8, с. 105. — М а тросов а Л. Г. Гиг. и сан., 1965, № 3, с. 38. — М и х а й л о в а Л. В. Там же, 1954, № 11, с. 30. — О р л и к И. М. Врач дело, 1958, № 10, с. 1083. — Преварская А. Д., Крамаренко И. Б. Гиг. и сан., 1963, № 2, с. 32. — Р о м а н о в Б. Т. Гиг. и сан., 1964, № 4, с. 47. — С л е п у ш -кина И. И. В кн.: Гигиена. Киев, 1964, с. 522. — Георгиев К., Балевски П. Гиг. и сан., 1962, № 2, с. 37.
Поступила 24/IV 1965 г.
Ч
J
ACTIVE REST IN THE DAILY REGIMEN OF EVENING SCHOOL PUPILS
1. M. Orlick, G. G. Latysheva
Observations were performed over adolescent pupils of an evening school. A 7 min interval for physical exercises was introduced into the school schedule of an experimental group (15 pupils). The finding was that physical evercise carried out at the beginning of the long recess had a favorable effect on the inhibition-excitation processes, tonicized the cardiovascular system and increased the working capacity of the pupils.
УДК 614.78:[614.71 +628.52
ОБ АКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ НА АТМОСФЕРУ ДЛЯ БОРЬБЫ С ЛОКАЛЬНЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ
А. В. Быховский, Л. А. Козаков
С развитием промышленности и транспорта все большее значение приобретает охрана воздушного бассейна городов от загрязнения аэрозолями, токсичными и радиоактивными газами. К мерам борьбы с загрязнениями атмосферы относятся следующие: ограничение количества выбрасываемых в воздух загрязняющих веществ; регулирование высоты, скорости и температуры выброса; взаимное размещение мест выброса и возможных объектов загрязнения с учетом направления господствующих ветров; учет климатических условий соответствующего района.
Однако способы, позволяющие ускорить процесс рассеяния вредных примесей при возникновении интенсивного локального загрязнения атмосферного воздуха, до настоящего времени отсутствуют. Вместе с тем локальное загрязнение более или менее ограниченных объемов приземного воздуха, как известно, нередко возникает при определенных метеорологических условиях в городах, карьерах, вблизи крупных промышленных предприятий.
В простейшем случае принято различать следующие состояния устойчивости атмосферы определяющие возможность развития неупорядоченных вертикальных движений воздуха: во-первых, неустойчивое состояние, которое характеризуется значительным падением температуры с высотой; при нем частица, получившая начальную вертикальную скорость, начнет двигаться с ускорением; во-вторых, особо устойчивое состояние, когда с высотой температура возрастает (инверсия); поскольку в этих условиях частица, получившая начальную вертикальную скорость, будет возвращаться к своему исходному положению, такое состояние препятствует развитию вертикальных движений воздуха; и, наконец, в-третьих, состояние безразличного равновесия, при котором градиент падения температуры с высотой равен критической величине, а частица, получившая начальный импульс, будет двигаться, пока не исчерпает своей энергии.
Метеорологическая обстановка, способствующая возникновению локального загрязнения атмосферы, обычно характеризуется штилем или слабым ветром у поверхности земли в сочетании с приземной инверсией. Особенно неблагоприятны условия, при которых нижняя граница инверсии располагается над источниками загрязнения (рис. 1). Если
1 Более подробно вопросы устойчивости атмосферы освещены Л. Т. Матвеевым.