Научная статья на тему 'Функциональное назначение подразделений брокерской компании'

Функциональное назначение подразделений брокерской компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1699
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное назначение подразделений брокерской компании»

Казаков В.А., Тарасов А.В., Чернецов А.В. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БРОКЕРСКОЙ КОМПАНИИ

Функциональное предназначение брокера, независимо от типа организации, базируется на решении задач перераспределения и управления транзакционными рисками клиентов, сбора, анализа и распространения информации, установления и поддержания отношений с потребителями и другими финансовыми посредниками. Брокер выступает в качестве агента покупателя или продавца и не располагает собственными активами, пытаясь найти контрагента и совершить сделку за счет и по инициативе покупателя или продавца. В ходе решения задач подобного вида брокер взаимодействует с другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг (ЦБ), поэтому сделка с ЦБ - это заключение соглашения между брокером и другой стороной, при которой одна сторона соглашается продать, а другая соглашается купить ЦБ по оговоренной цене и на оговоренных условиях. Вне зависимости от вида рынка основными этапами проведения сделки купли или продажи ЦБ на рынке ценных бумаг являются:

- этап заключения сделки;

- этап сверки параметров заключенной сделки;

- этап клиринга;

- этап исполнения сделки, т.е. осуществление денежного платежа и встречной передачи ценных бумаг.

Рассматривая структуру брокерской компании на отечественном рынке ценных бумаг можно выделить следующие подразделения: фронт-офис; бухгалтерию; бэк-офис; отдел внутреннего контроля и аудита;

аналитический отдел; отдел индивидуальных клиентских решений, консультационного и доверительного управления; отдел технической поддержки (нelp-desk) и 1Т-технологий; отдел контроля и развития клиентского сервиса; юридический отдел; отдел развития.

Основная роль в организационной структуре брокерской компании принадлежит фронт и бэк-офису. Главной функцией фронт-офиса является заключение сделок с ценными бумагами клиента в зависимости от его поручений. В современных условиях фронт-офис обеспечивает клиентов услугами, основанными на новейших технологиях. Одной из основных задач фронт-офиса является активное привлечение клиентов за счет информирования о возможностях фондового рынка, путем передачи потенциальным клиентам инвестиционных идей, которые дают им возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Как правило, в рамках данного отдела существует учебный центр брокерской компании, основной задачей которого является повышение инвестиционной культуры клиентов. Кредитный отдел, входящий в структуру фронт-офиса, является отделом, который контролирует все клиентские счета, будь они кредитными или торговыми. Без его разрешения бэк-офис не может выдать деньги или перевести ЦБ. Данный отдел предоставляет и получает ссуды и займы в виде денежных средств для покупки ЦБ и в виде ценных бумаг для коротких продаж клиентов и самой брокерской компании.

Бэк-офис - это отдел, ответственное лицо или группа лиц, на которых возложена функция ведения внутреннего учета операций с ЦБ брокера. Процесс исполнения и учета сделок с ценными бумагами включает в себя:

оформление документов по сделке;

исполнение обязательств по сделке, а именно, перерегистрация (поставка) ценных бумаг и организация оплаты;

контроль над исполнением сделки;

внутренний учет этапов проведения сделки;

передача первичных документов в соответствующие подразделения;

формирование внутренней отчетности для принятия своевременных управленческих решений, а также формирование регулярной отчетности клиентам и контролирующим органам.

Управление документооборотом и ведение внутреннего учета является главными задачами, стоящими перед бэк-офисом. В соответствии с этим, а так же со стандартами саморегулируемых организаций брокеры составляют Положение о внутренней учетной политике, в котором описывают принципы и правила, на которых организован внутренний учет операций с ЦБ компании, включая план счетов внутреннего учета, описание состава, порядка организации, периодичности заполнения и других характеристик документов первичного учета, учетных регистров, документов внутренней отчетности, отчетности перед клиентами, а также указывают иные существенные характеристики системы внутреннего учета. Деятельность бэк-офиса направлена формирование полной и достоверной информации о результатах операций с ЦБ, необходимой для оперативного руководства и управления компанией, для составления точной и своевременной отчетности перед клиентами компаний, своевременного предупреждения негативных явлений в деятельности компаний, а также для обеспечения контроля со стороны саморегулируемых организаций за деятельностью компаний на рынке ЦБ. Таким образом, бэк-офис является основным звеном, участвующим в формировании управленческой политики предприятия, осуществляющего брокерскую деятельность. На основе информации, поступающей из бэк-офиса, реализуются следующие управленческие функции: планирование,

контроль, анализ и оценка фактических результатов, организационная работа, информационное обеспечение, стимулирование процесса осуществления брокерской деятельности.

Клиенты брокерской компании заинтересованы в получении грамотного и обоснованного ответа на вопрос: сколько будет стоить акция в инвестиционном портфеле через несколько месяцев, через год и

т.д. Также зачастую они нуждаются в совете эксперта относительно того, стоит ли сейчас продавать акции или держать, либо, если у них есть потенциал роста, увеличить их долю в портфеле, какие акции выбрать для диверсификации и т.д. Поэтому целями и задачами аналитического отдела брокерской компании является:

вырабатывать рекомендации для клиентов компании по инвестициям в ценные бумаги;

обеспечивать клиентов оперативной информацией и комментариями по событиям в компаниях-эмитентах;

отвечать на вопросы клиентов в режиме он-лайн;

обеспечивать аналитической информацией по предприятиям и отраслям подразделения компании, работающие с клиентами;

выступать с комментариями и аналитическими статьями в СМИ.

Следующим структурным подразделением брокерской компании является отдел индивидуальных клиентских решений, консультационного и доверительного управления, который обеспечивает реализацию дополнительных возможностей для крупных клиентов, наряду с типичным спектром брокерских услуг. Хотя данные услуги нельзя напрямую отнести к брокерским, но они традиционно сопровождают брокерский бизнес. К услугам подобного рода следует отнести инвестиционное консультирование и доверительное управление активами. Другими перспективными направлениями являются услуги по структурированию сделок с капиталом и оценке инвестиционных проектов в частности и бизнеса в целом.

Рост клиентов брокерских компаний, ориентированных на Интернет-трейдинг стал причиной появления отдела технической поддержки и 1Т-технологий, который обеспечивает работу информационных и торговых систем брокерской компании. Главной целью данного структурного подразделения является достижение

максимально надежной работы всего комплекса программ и оборудования брокера, а также неуклонное развитие предлагаемой технической и информационной поддержки с целью повышения удобства и комфортности инвесторов-клиентов брокерской компании.

Отдел контроля и развития клиентского сервиса ориентирован на удовлетворение клиентских потребностей в услугах на фондовом рынке. Для повышения клиентоориентированности брокерской компании и улучшения качества обслуживания, требуется как можно более полная информация о нуждах клиентов, их степени удовлетворенности имеющимися услугами. Это даст возможность брокерской компании в нужный момент времени предложить каждому клиенту именно те услуги, которые ему необходимы.

Основными задачами юридического отдела являются защита прав и интересов профессионального участника, осуществляющего брокерскую деятельность, при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями, контрагентами по договорам, акционерами и работниками; обеспечение правовыми средствами сохранности и приращения имущества компании. Юридический отдел осуществляет следующие функции:

В сфере локального (внутреннего) нормотворчества:

участие в подготовке проектов локальных нормативных актов, принимаемых в брокерской компании; проведение юридической экспертизы проектов локальных нормативных актов, представленных органами управления и контроля, структурными подразделениями, должностными лицами брокерской компании, акционерами;

осуществление проверки соответствия действующему законодательству приказов, распоряжений, инструкций, других документов, подготавливаемых в брокерской компании,

обеспечение систематизированного учета и хранения учредительных документов и локальных нормативных актов.

В сфере договорно-правовой работы:

подготовка и участие совместно с другими структурными подразделениями в разработке проектов договоров, их юридическая экспертиза на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, визирование;

оформление доверенностей и иных документов, связанных с обеспечением заключения и исполнения договоров;

систематизированный учет и хранение договоров.

В сфере претензионно-исковой работы: подготовка претензий и исков, отзывов на претензии и иски от имени брокерской компании; представительство брокерской компании в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

В сфере правового обеспечения трудовых отношений: участие в разработке и заключении трудовых договоров; юридическое сопровождение всех форм работы с персоналом; консультация работников по правовым вопросам.

Отдел развития является связующим звеном между брокерской компанией и региональными клиентами. Потребность в данном отделе появляется с возникновением интереса к процессу инвестирования в различных регионах на основе Интернет-технологий. Деятельность данного отдела направлена на создание, организацию и подготовку сотрудников, представительств, проведение учебных программ для клиентов в различных городах России, ведение отчетности и документации.

В процессе оказания брокерских услуг профессиональный участник сталкивается с большим числом рисков, возникающих на рынке ЦБ и сопутствующих процессу инвестирования [1]. Основными видами рисков на рынке ценных бумаг являются:

- кредитный риск, в том числе риск контрагента;

- процентный риск;

- риск ликвидности;

- рыночный риск;

- операционный риск.

Вышеперечисленные риски, как правило, полностью отражают специфику операций и их последствий на фондовом рынке.

Так кредитный риск подразделяется на:

- контрагентский риск;

- клиентский риск;

- банковский риск.

Контрагентский риск, состоит из риска потерь, возникающих в связи с невыполнением обязательств контрагентов по сделкам с ЦБ. Например, риск непоставки ЦБ или денежных средств после совершения сделки. Этот риск чаще всего измеряется как стоимость всех непокрытых обязательств контрагента перед компанией (в стоимостном или количественном выражении) вместе с расходами по возврату долга. Клиентский риск возникает в случае выполнения брокерской компанией клиентского заказа без достаточного предварительного покрытия, предоставленного клиентом. Банковский риск представляет собой потенциальные убытки компании в результате банкротства банка, в котором компания хранит свои собственные и клиентские средства.

Процентный риск связан с потерями в результате неблагоприятных изменений рыночных процентных ставок. Когда появляются разрывы в сроках окончания активных и пассивных операций при постоянной процентной ставке. Дисбалансы активов, обязательств и забалансовых статей с фиксированной и плавающей процентной ставкой.

Риск ликвидности отражает риск ликвидности ЦБ, как актива, который может быть обращен в денежные средства с определенными потерями для инвестора или брокера при осуществлении маржинального кредитования, либо риск ликвидности брокера в случае его неспособности финансировать принятые позиции по сделкам с ЦБ, когда наступают сроки их ликвидации. Данный риск возникает вследствие непрофессионального управления дебиторской и кредиторской задолженностью, задержки оплаты или поставки ЦБ со стороны клиентов и контрагентов. Риск ликвидности появляется, если брокерская компания использует клиентские средства для фондирования операций компании, что может привести к невозможности выполнения обязательств перед клиентами.

Рыночный риск - это риск потерь вследствие изменения рыночной стоимости ценных бумаг, находящих-

ся в портфеле инвестора или самой брокерской компании.

Операционный риск - риск технических нарушений в ходе процесса инвестирования на рынке ценных бумаг:

- риск человеческих ошибок;

- риск, связанный с безопасностью компьютерной и телекоммуникационной систем;

- риск несанкционированного доступа в систему торгов;

- риск, связанный с раскрытием ненадлежащей информации;

- риск потерь в связи с нарушениями в системе управления и внутреннего контроля, например, когда происходит, неправильное отражение операций в системе внутреннего учета компании. Риск мошенничества и хищения, вследствие несанкционированного доступа в компьютерную или телекоммуникационную систему;

- риск, связанный со стихийными бедствиями и т.д.

В состав операционного риска включают также и юридический риск, который представлен потерями в результате изменения законодательства, налоговой системы. А также потерями в случае несоответствия внутренних документов компании или ее клиентов и контрагентов существующему законодательству. Кроме данных видов риска, российские регулирующие органы выделяют следующие дополнительные риски:

- риск утраты средств клиента при аресте имущества обслуживающего его брокера;

- кредитный риск, связанный с маржинальной торговлей;

- риск при совмещении брокерской деятельности с собственными операциями брокера;

- риск использования средств клиента без его ведома в интересах брокера;

- риск использования служебной информации;

- риск, связанный с аттестацией руководителей и специалистов;

- риск, связанный с отсутствием хеджирования в связи с неразвитостью отечественного фондового рынка.

Брокеры своей деятельностью снимают с инвесторов определенные виды рисков, при совершении ими операций на рынке ценных бумаг, при этом деятельность брокеров по отношению к инвесторам является источником других рисков, размер которых может быть уменьшен за счет степени государственного контроля за деятельностью профессиональных участников на фондовом рынке, а также за счет уровня развития самих профессиональных участников и саморегулируемых организаций, формируемых на их базе. В тоже время деятельность инвесторов и других контрагентов, также является источником рисков для брокерской компании. Исходя из этого, для эффективного функционирования в брокерской компании предполагается существование системы управления рисками, которая может быть построена на базе отдела внутреннего контроля и аудита и должна обеспечивать:

- максимизацию доходности на акционерный капитал брокерской компании и повышать эффективность ее функционирования;

- своевременную идентификацию новых видов риска, с которыми компания сталкивается в ходе своей деятельности и поиск путей их быстрой минимизации;

- защиту компании от всех известных рисков;

- поддержку информированности руководства, владельцев и клиентов компании в отношении существующих рисков;

- быструю и эффективную реакцию на изменение бизнес-среды;

- повышение ответственности лиц, принимающих решения.

Система управления рисками должна определятся внутренними документами, которые формируют политику брокерской компании по управлению рисками, ее цели, стратегические и тактические установки.

Система управления рисками на основе внутреннего контроля за ними должна состоять из следующих компонентов:

- документированной политики и механизма управления совокупным риском и его отдельными компонентами;

- системы распределения полномочий при управлении рисками и механизма по принятию решений по регулированию рисков;

- механизма, определяющего виды сделок и операций, условия их совершения, виды финансовых инструментов;

- системы определения лимитов рисков в отношении агрегированных рисков, отдельных видов рисков, отдельных структурных подразделений и лиц совершающих операции и сделки;

- методов снижения рисков, страхования, ограничения доступа, создания резервов и т.д. ;

- методов оценки рисков, системы информации и отчетности о состоянии рисков, методов оценки эффективности системы управления рисками и планов действий в чрезвычайных ситуациях.

При этом эффективность управления рисками сильно зависит от технологии бизнес-процессов, организационной структуры брокерской компании и подготовки персонала.

Кратко рассмотрев структуру брокерской компании, можно сделать вывод, что механизм проведения сделок купли-продажи на рынке ЦБ, определяет организационную структуру брокерской компании, основными элементами которой являются подразделения обеспечивающие прием, исполнение и учет клиентских поручений на совершение сделок с ЦБ. Появление новых технологий обслуживания клиентов приводит к возникновению дополнительных организационных подразделений. Так оказание услуг Интернет-трейдинга невозможно представить без существования отдела технической поддержки и 1Т-технологий. При этом, сама брокерская деятельность на рынке ЦБ должна быть направлена на процесс уменьшения неопределенности, связанной исполнением сделок для инвестора, за счет контроля за кредитным риском, риском ликвидности и операционным риском.

ЛИТЕРАТУРА

1. Я.Миркин Управление рисками брокеров/дилеров РЦБ.-№23 2000 г., с. 35-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.