Казаков В.А., Тарасов А.В., Чернецов А.В. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БРОКЕРСКОЙ КОМПАНИИ
Функциональное предназначение брокера, независимо от типа организации, базируется на решении задач перераспределения и управления транзакционными рисками клиентов, сбора, анализа и распространения информации, установления и поддержания отношений с потребителями и другими финансовыми посредниками. Брокер выступает в качестве агента покупателя или продавца и не располагает собственными активами, пытаясь найти контрагента и совершить сделку за счет и по инициативе покупателя или продавца. В ходе решения задач подобного вида брокер взаимодействует с другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг (ЦБ), поэтому сделка с ЦБ - это заключение соглашения между брокером и другой стороной, при которой одна сторона соглашается продать, а другая соглашается купить ЦБ по оговоренной цене и на оговоренных условиях. Вне зависимости от вида рынка основными этапами проведения сделки купли или продажи ЦБ на рынке ценных бумаг являются:
- этап заключения сделки;
- этап сверки параметров заключенной сделки;
- этап клиринга;
- этап исполнения сделки, т.е. осуществление денежного платежа и встречной передачи ценных бумаг.
Рассматривая структуру брокерской компании на отечественном рынке ценных бумаг можно выделить следующие подразделения: фронт-офис; бухгалтерию; бэк-офис; отдел внутреннего контроля и аудита;
аналитический отдел; отдел индивидуальных клиентских решений, консультационного и доверительного управления; отдел технической поддержки (нelp-desk) и 1Т-технологий; отдел контроля и развития клиентского сервиса; юридический отдел; отдел развития.
Основная роль в организационной структуре брокерской компании принадлежит фронт и бэк-офису. Главной функцией фронт-офиса является заключение сделок с ценными бумагами клиента в зависимости от его поручений. В современных условиях фронт-офис обеспечивает клиентов услугами, основанными на новейших технологиях. Одной из основных задач фронт-офиса является активное привлечение клиентов за счет информирования о возможностях фондового рынка, путем передачи потенциальным клиентам инвестиционных идей, которые дают им возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Как правило, в рамках данного отдела существует учебный центр брокерской компании, основной задачей которого является повышение инвестиционной культуры клиентов. Кредитный отдел, входящий в структуру фронт-офиса, является отделом, который контролирует все клиентские счета, будь они кредитными или торговыми. Без его разрешения бэк-офис не может выдать деньги или перевести ЦБ. Данный отдел предоставляет и получает ссуды и займы в виде денежных средств для покупки ЦБ и в виде ценных бумаг для коротких продаж клиентов и самой брокерской компании.
Бэк-офис - это отдел, ответственное лицо или группа лиц, на которых возложена функция ведения внутреннего учета операций с ЦБ брокера. Процесс исполнения и учета сделок с ценными бумагами включает в себя:
оформление документов по сделке;
исполнение обязательств по сделке, а именно, перерегистрация (поставка) ценных бумаг и организация оплаты;
контроль над исполнением сделки;
внутренний учет этапов проведения сделки;
передача первичных документов в соответствующие подразделения;
формирование внутренней отчетности для принятия своевременных управленческих решений, а также формирование регулярной отчетности клиентам и контролирующим органам.
Управление документооборотом и ведение внутреннего учета является главными задачами, стоящими перед бэк-офисом. В соответствии с этим, а так же со стандартами саморегулируемых организаций брокеры составляют Положение о внутренней учетной политике, в котором описывают принципы и правила, на которых организован внутренний учет операций с ЦБ компании, включая план счетов внутреннего учета, описание состава, порядка организации, периодичности заполнения и других характеристик документов первичного учета, учетных регистров, документов внутренней отчетности, отчетности перед клиентами, а также указывают иные существенные характеристики системы внутреннего учета. Деятельность бэк-офиса направлена формирование полной и достоверной информации о результатах операций с ЦБ, необходимой для оперативного руководства и управления компанией, для составления точной и своевременной отчетности перед клиентами компаний, своевременного предупреждения негативных явлений в деятельности компаний, а также для обеспечения контроля со стороны саморегулируемых организаций за деятельностью компаний на рынке ЦБ. Таким образом, бэк-офис является основным звеном, участвующим в формировании управленческой политики предприятия, осуществляющего брокерскую деятельность. На основе информации, поступающей из бэк-офиса, реализуются следующие управленческие функции: планирование,
контроль, анализ и оценка фактических результатов, организационная работа, информационное обеспечение, стимулирование процесса осуществления брокерской деятельности.
Клиенты брокерской компании заинтересованы в получении грамотного и обоснованного ответа на вопрос: сколько будет стоить акция в инвестиционном портфеле через несколько месяцев, через год и
т.д. Также зачастую они нуждаются в совете эксперта относительно того, стоит ли сейчас продавать акции или держать, либо, если у них есть потенциал роста, увеличить их долю в портфеле, какие акции выбрать для диверсификации и т.д. Поэтому целями и задачами аналитического отдела брокерской компании является:
вырабатывать рекомендации для клиентов компании по инвестициям в ценные бумаги;
обеспечивать клиентов оперативной информацией и комментариями по событиям в компаниях-эмитентах;
отвечать на вопросы клиентов в режиме он-лайн;
обеспечивать аналитической информацией по предприятиям и отраслям подразделения компании, работающие с клиентами;
выступать с комментариями и аналитическими статьями в СМИ.
Следующим структурным подразделением брокерской компании является отдел индивидуальных клиентских решений, консультационного и доверительного управления, который обеспечивает реализацию дополнительных возможностей для крупных клиентов, наряду с типичным спектром брокерских услуг. Хотя данные услуги нельзя напрямую отнести к брокерским, но они традиционно сопровождают брокерский бизнес. К услугам подобного рода следует отнести инвестиционное консультирование и доверительное управление активами. Другими перспективными направлениями являются услуги по структурированию сделок с капиталом и оценке инвестиционных проектов в частности и бизнеса в целом.
Рост клиентов брокерских компаний, ориентированных на Интернет-трейдинг стал причиной появления отдела технической поддержки и 1Т-технологий, который обеспечивает работу информационных и торговых систем брокерской компании. Главной целью данного структурного подразделения является достижение
максимально надежной работы всего комплекса программ и оборудования брокера, а также неуклонное развитие предлагаемой технической и информационной поддержки с целью повышения удобства и комфортности инвесторов-клиентов брокерской компании.
Отдел контроля и развития клиентского сервиса ориентирован на удовлетворение клиентских потребностей в услугах на фондовом рынке. Для повышения клиентоориентированности брокерской компании и улучшения качества обслуживания, требуется как можно более полная информация о нуждах клиентов, их степени удовлетворенности имеющимися услугами. Это даст возможность брокерской компании в нужный момент времени предложить каждому клиенту именно те услуги, которые ему необходимы.
Основными задачами юридического отдела являются защита прав и интересов профессионального участника, осуществляющего брокерскую деятельность, при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями, контрагентами по договорам, акционерами и работниками; обеспечение правовыми средствами сохранности и приращения имущества компании. Юридический отдел осуществляет следующие функции:
В сфере локального (внутреннего) нормотворчества:
участие в подготовке проектов локальных нормативных актов, принимаемых в брокерской компании; проведение юридической экспертизы проектов локальных нормативных актов, представленных органами управления и контроля, структурными подразделениями, должностными лицами брокерской компании, акционерами;
осуществление проверки соответствия действующему законодательству приказов, распоряжений, инструкций, других документов, подготавливаемых в брокерской компании,
обеспечение систематизированного учета и хранения учредительных документов и локальных нормативных актов.
В сфере договорно-правовой работы:
подготовка и участие совместно с другими структурными подразделениями в разработке проектов договоров, их юридическая экспертиза на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, визирование;
оформление доверенностей и иных документов, связанных с обеспечением заключения и исполнения договоров;
систематизированный учет и хранение договоров.
В сфере претензионно-исковой работы: подготовка претензий и исков, отзывов на претензии и иски от имени брокерской компании; представительство брокерской компании в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
В сфере правового обеспечения трудовых отношений: участие в разработке и заключении трудовых договоров; юридическое сопровождение всех форм работы с персоналом; консультация работников по правовым вопросам.
Отдел развития является связующим звеном между брокерской компанией и региональными клиентами. Потребность в данном отделе появляется с возникновением интереса к процессу инвестирования в различных регионах на основе Интернет-технологий. Деятельность данного отдела направлена на создание, организацию и подготовку сотрудников, представительств, проведение учебных программ для клиентов в различных городах России, ведение отчетности и документации.
В процессе оказания брокерских услуг профессиональный участник сталкивается с большим числом рисков, возникающих на рынке ЦБ и сопутствующих процессу инвестирования [1]. Основными видами рисков на рынке ценных бумаг являются:
- кредитный риск, в том числе риск контрагента;
- процентный риск;
- риск ликвидности;
- рыночный риск;
- операционный риск.
Вышеперечисленные риски, как правило, полностью отражают специфику операций и их последствий на фондовом рынке.
Так кредитный риск подразделяется на:
- контрагентский риск;
- клиентский риск;
- банковский риск.
Контрагентский риск, состоит из риска потерь, возникающих в связи с невыполнением обязательств контрагентов по сделкам с ЦБ. Например, риск непоставки ЦБ или денежных средств после совершения сделки. Этот риск чаще всего измеряется как стоимость всех непокрытых обязательств контрагента перед компанией (в стоимостном или количественном выражении) вместе с расходами по возврату долга. Клиентский риск возникает в случае выполнения брокерской компанией клиентского заказа без достаточного предварительного покрытия, предоставленного клиентом. Банковский риск представляет собой потенциальные убытки компании в результате банкротства банка, в котором компания хранит свои собственные и клиентские средства.
Процентный риск связан с потерями в результате неблагоприятных изменений рыночных процентных ставок. Когда появляются разрывы в сроках окончания активных и пассивных операций при постоянной процентной ставке. Дисбалансы активов, обязательств и забалансовых статей с фиксированной и плавающей процентной ставкой.
Риск ликвидности отражает риск ликвидности ЦБ, как актива, который может быть обращен в денежные средства с определенными потерями для инвестора или брокера при осуществлении маржинального кредитования, либо риск ликвидности брокера в случае его неспособности финансировать принятые позиции по сделкам с ЦБ, когда наступают сроки их ликвидации. Данный риск возникает вследствие непрофессионального управления дебиторской и кредиторской задолженностью, задержки оплаты или поставки ЦБ со стороны клиентов и контрагентов. Риск ликвидности появляется, если брокерская компания использует клиентские средства для фондирования операций компании, что может привести к невозможности выполнения обязательств перед клиентами.
Рыночный риск - это риск потерь вследствие изменения рыночной стоимости ценных бумаг, находящих-
ся в портфеле инвестора или самой брокерской компании.
Операционный риск - риск технических нарушений в ходе процесса инвестирования на рынке ценных бумаг:
- риск человеческих ошибок;
- риск, связанный с безопасностью компьютерной и телекоммуникационной систем;
- риск несанкционированного доступа в систему торгов;
- риск, связанный с раскрытием ненадлежащей информации;
- риск потерь в связи с нарушениями в системе управления и внутреннего контроля, например, когда происходит, неправильное отражение операций в системе внутреннего учета компании. Риск мошенничества и хищения, вследствие несанкционированного доступа в компьютерную или телекоммуникационную систему;
- риск, связанный со стихийными бедствиями и т.д.
В состав операционного риска включают также и юридический риск, который представлен потерями в результате изменения законодательства, налоговой системы. А также потерями в случае несоответствия внутренних документов компании или ее клиентов и контрагентов существующему законодательству. Кроме данных видов риска, российские регулирующие органы выделяют следующие дополнительные риски:
- риск утраты средств клиента при аресте имущества обслуживающего его брокера;
- кредитный риск, связанный с маржинальной торговлей;
- риск при совмещении брокерской деятельности с собственными операциями брокера;
- риск использования средств клиента без его ведома в интересах брокера;
- риск использования служебной информации;
- риск, связанный с аттестацией руководителей и специалистов;
- риск, связанный с отсутствием хеджирования в связи с неразвитостью отечественного фондового рынка.
Брокеры своей деятельностью снимают с инвесторов определенные виды рисков, при совершении ими операций на рынке ценных бумаг, при этом деятельность брокеров по отношению к инвесторам является источником других рисков, размер которых может быть уменьшен за счет степени государственного контроля за деятельностью профессиональных участников на фондовом рынке, а также за счет уровня развития самих профессиональных участников и саморегулируемых организаций, формируемых на их базе. В тоже время деятельность инвесторов и других контрагентов, также является источником рисков для брокерской компании. Исходя из этого, для эффективного функционирования в брокерской компании предполагается существование системы управления рисками, которая может быть построена на базе отдела внутреннего контроля и аудита и должна обеспечивать:
- максимизацию доходности на акционерный капитал брокерской компании и повышать эффективность ее функционирования;
- своевременную идентификацию новых видов риска, с которыми компания сталкивается в ходе своей деятельности и поиск путей их быстрой минимизации;
- защиту компании от всех известных рисков;
- поддержку информированности руководства, владельцев и клиентов компании в отношении существующих рисков;
- быструю и эффективную реакцию на изменение бизнес-среды;
- повышение ответственности лиц, принимающих решения.
Система управления рисками должна определятся внутренними документами, которые формируют политику брокерской компании по управлению рисками, ее цели, стратегические и тактические установки.
Система управления рисками на основе внутреннего контроля за ними должна состоять из следующих компонентов:
- документированной политики и механизма управления совокупным риском и его отдельными компонентами;
- системы распределения полномочий при управлении рисками и механизма по принятию решений по регулированию рисков;
- механизма, определяющего виды сделок и операций, условия их совершения, виды финансовых инструментов;
- системы определения лимитов рисков в отношении агрегированных рисков, отдельных видов рисков, отдельных структурных подразделений и лиц совершающих операции и сделки;
- методов снижения рисков, страхования, ограничения доступа, создания резервов и т.д. ;
- методов оценки рисков, системы информации и отчетности о состоянии рисков, методов оценки эффективности системы управления рисками и планов действий в чрезвычайных ситуациях.
При этом эффективность управления рисками сильно зависит от технологии бизнес-процессов, организационной структуры брокерской компании и подготовки персонала.
Кратко рассмотрев структуру брокерской компании, можно сделать вывод, что механизм проведения сделок купли-продажи на рынке ЦБ, определяет организационную структуру брокерской компании, основными элементами которой являются подразделения обеспечивающие прием, исполнение и учет клиентских поручений на совершение сделок с ЦБ. Появление новых технологий обслуживания клиентов приводит к возникновению дополнительных организационных подразделений. Так оказание услуг Интернет-трейдинга невозможно представить без существования отдела технической поддержки и 1Т-технологий. При этом, сама брокерская деятельность на рынке ЦБ должна быть направлена на процесс уменьшения неопределенности, связанной исполнением сделок для инвестора, за счет контроля за кредитным риском, риском ликвидности и операционным риском.
ЛИТЕРАТУРА
1. Я.Миркин Управление рисками брокеров/дилеров РЦБ.-№23 2000 г., с. 35-39