Научная статья на тему 'Внутренний контроль и управление рисками в коммерческом банке'

Внутренний контроль и управление рисками в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль и управление рисками в коммерческом банке»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ*

A.B. Шульгин, кандидат технических наук, заместитель руководителя службы внутреннего контроля ЗАО "КБ "Гута-банк"

Эта статья завершает серию материалов, посвященных созданию системы внутреннего контроля коммерческого банка. В ней будут рассмотрены вопросы организации процедур внутреннего контроля в отношении депозитных операций банка, операций на фондовых и денежна рынках, а также рассмотрены вопросы структурной организации службы внутреннего контроля банка.

2.4. Контроль депозитных операций

Привлечение средств определяет возможность проведения банком активных операций и, в конечном итоге, определяет возможность получения прибыли. Основная цель операций по привлечению средств - обеспечение ресурсами активных операций банка и предоставление клиентам банка возможности размещения временно свободных денежных средств с получением процентного дохода. Привлекаемые банком средства различаются по срокам, на которые они привлечены, и по их стоимости, то есть по процентной ставке, которую банк устанавливает владельцам привлеченных ресурсов. Самые дешевые ресурсы те, которые могут быть востребованы клиентом в любой момент. Поэтому и процентная ставка на них, как правило, невысока. Это ресурсы "до востребования". Самые дорогие - долгосрочные ресурсы, которые могут быть размещены банком в долгосрочные кредиты и инвестиционные проекты. Баланс между временной структурой привлеченных и размещенных средств определяет возможность банка по выполнению своих обязательств перед кредиторами и возможность своевременного проведения клиентских платежей. Сохранение этого баланса является главной частью политики банка в области привлечения средств.

* Окончание. Начало см. в № 13 (85) - 16 (88) 2001 года.

2.4.1. Особенности контроля операций со срочными депозитами юридических лиц

При работе со срочным депозитом юридического лица резидента выполняются следующие операции:

1. Открытие счета.

2. Взнос средств на счет.

3. Расчет и перечисление процентов.

4. Перечисление средств со счета.

5. Закрытие счета.

Взнос средств на депозитный счет юридического лица возможен только в безналичном порядке с расчетного или текущего счета клиента на основании платежного поручения. На депозитный счет не допускается зачисление средств со счетов, принадлежащих другому юридическому или физическому лицу, а также с транзитных счетов клиента.

Взнос средств на счет, как правило, должен производиться единовременно, в срок указанный в депозитном договоре, сумма взноса должна быть равна сумме договора.

Если сумма депозита не поступает в срок, указанный в договоре, это считается нарушением договора со стороны клиента и банк вправе считать договор незаключенным. Если сумма, поступившая на счет, не соответствует сумме, обусловленной договором, это также считается нарушением договора со стороны клиента, если договором не предусмотрен режим довложения депозита.

Как правило, проценты по депозиту перечисляются клиенту в следующие сроки:

• перечисление процентов за каждый полный месяц/квартал фактического пользования вкладом;

• перечисление процентов на момент востребования депозита по окончании срока его действия;

• перечисление процентов в случае досрочного востребования депозита.

Порядок начисления банком процентов по депозитам юридических лиц определяется "Положением о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" от 26.06.98 №39-П. Основные положения этого порядка в части начисления процентов по депозитам заключаются в следующем.

Проценты по депозитам юридических лиц начисляются банком в порядке и в размерах, предусмотренных депозитным договором. В случаях, когда срочный депозит либо другой вклад (иной, чем вклад до востребования) возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока либо до наступления обстоятельств, предусмотренных договором банковского вклада (депозита), проценты по вкладу (депозиту) выплачиваются в размере, соответствующем размеру процентов, выплачиваемых банком по вкладам "до востребования", если договором не предусмотрен иной размер процентов. При возврате вклада банк уплачивает вкладчику проценты, начисленные в соответствии с условиями договора. Если вкладчик не требует возврата суммы срочного депозита по истечении его срока, договор считается продленным на условиях депозита "до востребования", если иное не предусмотрено договором.

Если иное не предусмотрено договором, проценты на сумму банковского депозита выплачиваются клиенту-вкладчику по его требованию по истечении каждого квартала отдельно от суммы депозита, а не востребованные в этот срок проценты увеличивают сумму депозита, на которую начисляются проценты (то есть проценты причисляются ко вкладу, или капитализируются).

При переносе банком, в соответствии с условиями договора, остатков средств с одного балансового счета по учету привлеченных денежных средств на другой балансовый счет по учету этих же средств (например, в случае изменения срока депозита), ведущийся в этом же банке, проценты начисляются на остатки средств по каждому балансовому счету (прежнему и новому) исходя из фактического числа календарных дней учета средств на каждом из этих счетов.

При наступлении соответствующей даты, зависящей от частоты перечисления процентов, в банке производится расчет суммы процентов. Срок, за который перечисляются проценты, исчисляется:

для суммы, перечисленной с расчетного или текущего счета в Банке - со дня, следующего за днем ее поступления на депозитный счет до дня ее перечисления с депозитного счета;

для суммы, поступившей на корреспондентский счет банка - со дня, следующего за днем ее поступления на корреспондентский счет до дня ее перечисления с депозитного счета.

Если проценты перечисляются внутри срока действия договора депозитного вклада, то процентный период исчисляется от даты окончания предыдущего процентного периода до даты окончания внутреннего срока.

Перечисление клиенту начисленных процентов производится на его расчетный счет в банке в течение одного рабочего дня по истечении процентного периода или в течение трех дней, если счет клиента ведется в другом банке, а при досрочном востребовании - в течение трех дней со дня получения заявления клиента о досрочном востребовании суммы вклада.

В случае, если востребование производится по окончании срока действия депозита или проценты перечисляются внутри срока действия депозита, то проценты рассчитываются по следующей формуле:

с • п

С _ деп 11 я /-!'г

пр 365-100 р '

где Слр - абсолютная сумма процентов;

Сдеп - сумма депозита;

Пп - процентный период в днях;

СТ - процентная ставка.

В случае досрочного востребования депозита расчет производится по формуле:

г — ^МаЛм-ст "р ~ 365-100 сшж'

где Спр - абсолютная сумма процентов;

Сдеп - сумма депозита;

Пл - процентный период в днях;

СТ_ - сниженная процентная ставка.

При расчете процентов количество дней в месяце принимается по факту, а в году - 365 или 366. В случае, если срок действия договора указан в днях, то проценты начисляются за каждый календарный день срока действия договора.

Ответственность за своевременность и правильность перечисления начисленных процентов возлагается на сотрудника банка, отвечающего за данный участок работы и сотрудника бухгалтерии, которому передаются соответствующие распоряжения.

Процентные ставки по привлечению срочных средств клиентов на депозит утверждаются в соответствии с порядком, определенным норматив-

ными документами банка и решениями уполномоченных коллегиальных органов.

В соответствии с изложенными принципами проведения операций по привлечению средств клиентов - юридических лиц, можно сформулировать основные задачи по обеспечению внутреннего контроля этих операций и содержание контрольных процедур.

1. Контроль источника поступления средств. Контролер проверяет соответствие фактического источника поступления средств указанному в договоре. Проверка выполняется в день зачисления средств на депозитный счет. Автоматизировать проверку достаточно сложно.

2. Контроль соответствия привлекаемых средств и депозитных договоров по срокам размещения. Проверяется соответствие балансового счета второго порядка сроку депозита. Проверяется соответствие даты поступления средств на депозитный счет дате начала действия договора. Контроль производится после зачисления средств на депозитные счета. Если в банке ведется база данных депозитных договоров, данная процедура может выполняться автоматически ежедневно при анализе данных закрытого операционного дня.

3. Контроль соответствия привлекаемых средств и депозитных договоров по суммам. Сумма остатка на депозитном счете сверяется с суммой депозитного договора. Если в банке ведется база данных депозитных договоров, данная процедура может выполняться ежедневно автоматически при анализе данных закрытого операционного дня.

4. Контроль остатка на депозитном счете. Как правило, депозитный договор не предусматривает возможности использования клиентом депозитного счета в качестве расчетного или текущего. Это означает, что остаток на депозитном счете не может быть использован для обеспечения выполнения клиентом своих платежей. Ежедневный автоматический контроль остатка на каждом депозитном счете позволяет исключить возможность такого нарушения.

5. Контроль остатка на счете, служащем обеспечением по активной операции банка. Если депозит принят в обеспечение какой-либо активной операции, например, в качестве залога по кредиту, возможно, выданному третьему лицу (об ограничениях на принятие депозита в качестве залога говорилось выше), то контроль остатка на депозитном счете является необходимым элементом управления риском. Для этого разумно ввести процедуру контроля входного потока платежей, то есть данных незакрытого операционного дня на корреспонденцию с данным депозитным счетом, чтобы не допустить попадания в закры-

тый операционный день проводки по его дебету. Несмотря на кажущуюся очевидность этой меры и простоту соответствующей контрольной процедуры, ее выполнение может избавить банк от неприятностей, связанных со "случайной" утратой залога. Следует помнить, что по действующему законодательству банк не может воспрепятствовать перечислению средств с депозитного счета клиента в соответствии с его (клиента) платежным поручением и во многих случаях средством обеспечения залоговых прав банка на остаток на депозите является лишь письмо клиента о предоставлении банку права безакцептного списания средств с его счета или подписанное клиентом платежное поручение без даты. Таким образом, при резком ухудшении финансового состояния своего клиента банк должен иметь возможность списать средства с депозитного счета первым. В то же время финансовое состояние клиента может долго быть скрыто от банка, особенно при отсутствии контроля со стороны банка, что может привести к тому, что банк не успеет воспользоваться своим правом безакцептного списания и понесет убыток. Более того, об этом ухудшении банк может узнать только по появлению у клиента желания снять средства с депозита. Данное обстоятельство усугубляется тем, что, как правило, речь идет о выводе из банка значительных сумм, несоизмеримых с зарплатами банковских служащих, а сама инсайдерская поддержка в данном случае не является нарушением законов и максимум, чем рискует недобросовестный работник, это быть уволенным. Описанный "увод" обеспечения неоднократно имел место в банковской практике, и почти всегда при его обнаружении уже ничего нельзя было предпринять. За "уводом" средств с депозита неизбежно следовал невозврат соответствующего кредита.

6. Контроль неснижаемого остатка. В банковской практике часто для размещения депозита клиенту не открывается специальный депозитный счет, а заключается дополнительное соглашение к договору на ведение расчетного или текущего счета, предусматривающее обязательство со стороны клиента поддерживать на указанном счете неснижаемый остаток оговоренного размера, а со стороны банка - начислять на этот остаток повышенный процент. Такой договор требует ежедневного контроля остатка на расчетном или текущем счете клиента по данным закрытого операционного дня. Разумеется, неснижаемый остаток на счете в этом случае не должен служить обеспечением по кредиту, поскольку не может быть проконтролирован в соответствии с принципами, изложенными в п. 5.

7. Контроль перечисления процентов по депозиту. Контролер рассчитывает подлежащие к уплате проценты в соответствии с договором. Расчет производится на основании правил, приведенных выше. Особое внимание следует уделять договорам, предусматривающим довнесение средств на депозит. В этом случае при расчете процентов необходимо контролировать сроки довнесения и суммы на соответствие с указанными в договоре. В случае досрочного востребования депозита необходимо следить за применением сниженной процентной ставки. Иногда на депозит, востребованный на один день раньше указанного в договоре срока, проценты начисляются по полной ставке, что, естественно, является нарушением договора. К сожалению, действующие правила бухгалтерского учета предписывают перечисление процентов по депозитам на текущие или расчетные счета клиентов, минуя депозитные. Это в ряде случаев не позволяет, основываясь только на данных операционного дня, однозначно связать сделанный процентный платеж с депозитным договором. Если в банке ведется база данных депозитных договоров, то такая неоднозначность может быть преодолена путем учета уплаченных процентов в привязке к депозитам. В противном случае анализ обоснованности процентных расходов потребует дополнительных усилий контролера по установлению их соответствия с депозитными договорами.

8. Контроль списания средств с депозитного счета. Списание средств с депозитного счета должно производится только на расчетный или текущий счет клиента. Недопустимо списание средств непосредственно на погашение ссуды или для других целей. Недопустимо перечисление средств с депозитного счета третьим лицам. Проверка выполняется в день списания средств с депозитного счета. Автоматизировать проверку, как и проверку по п. 1, достаточно сложно.

2.4.2. Особенности контроля операций с депозитами физических лиц

Депозиты физических лиц являются розничным продуктом банка, и это накладывает определенные особенности на применяемые процедуры контроля.

В отличие от депозитов юридических лиц, депозитов физических лиц, как правило, много. Даже в небольшом банке их количество может исчисляться тысячами штук, поэтому технология их ведения, в частности технология начисления процентов по вкладам, а соответственно, и процедуры контроля операций должны быть максимально автоматизированы.

Обычно депозитные счета физических лиц объединяются в группы. Принадлежность к группе задает режим ведения счета и начисления процентов. Принадлежность к группе может устанавливаться как по номеру счета, так и по таблицам соответствия номеров счетов и групп, хранящимся в базе данных счетов. В любом случае контролер должен иметь возможность однозначно идентифицировать счет по принадлежности к группе.

У контролера должна быть также возможность выделить среди множества проводок по начислению процентов по частным вкладам те, которые делаются вручную. Это позволит значительно сузить круг контролируемых счетов.

В банках всегда имеются депозитные счета, режим ведения которых отличен от стандартных, определяемых указанными выше группами. Причины для открытия таких счетов могут быть различными, но у контролера должна быть возможность удостовериться, что открытие такого счета не является произволом операционного работника, а санкционировано в соответствии с установленной в банке системой полномочий.

В ряде случаев на депозитные счета начисляются проценты, превышающие ограничения, установленные налоговым законодательством, и в этом случае у клиента банка возникает материальная выгода, подлежащая обложению подоходным налогом. Правильное исчисление этого налога, в особенности при изменении ставки рефинансирования Центрального банка РФ, является важным предметом контроля.

При организации контроля депозитов физических лиц следует учитывать, что безналичные поступления средств на счет извне должны быть предметом повышенного внимания со стороны персонала, занимающегося ведением счета. При необоснованном зачислении средств на счет извне, например по ошибке, эти средства могут быть отозваны. В то же время при проведении мошеннической операции они могут быть уже сняты и отзывать будет нечего. Поэтому при проведении пополнения счета поступившими извне средствами сотрудник обслуживающего подразделения банка должен тщательно проверить основания к зачислению средств, реквизиты счета, имя и фамилию владельца счета. Косвенным признаком такого рода мошенничества могут служить неоднократные обращения в банк клиента с просьбой проверить остаток на его счете до востребования. Каждое такое обращение должно стать предметом внимания со стороны персонала, а о неоднократных обращениях операционист должен сообщить в службу безопасности банка. Поскольку в крупных банках, как правило, обслужива-

ние клиентов могут проводить несколько операционистов в пределах одного территориального подразделения или даже в различных подразделениях банка, эффективной мерой предосторожности от злоупотреблений и мошеннических действий может служит программное отслеживание запросов остатка на счете с выдачей обслуживающему операционисту информации о том, сколько за последний день (неделю, месяц) в банковскую систему поступило аналогичных запросов.

Косвенным признаком мошенничества или подготовительных действий может служить также частое снятие только что размещенных средств при коротком времени хранения денег на счете.

Заметим также, что особым предметом внимания службы внутреннего контроля должно быть отсутствие доступа любого операциониста к своему счету: операционист не должен иметь возможности выполнять операции по своему счету, вводить исправления, открывать и закрывать счет.

В остальном контрольные моменты для контроля депозитов физических лиц совпадают с описанными выше контрольными моментами для депозитов юридических лиц.

2.5. Контроль операций на рынках ценных бумаг

Основные нарушения и злоупотребления в области операций на рынках ценных бумаг состоят, во-первых, в нарушении принятых технологий проведения операций, а во-вторых, в использовании дилером средств банка для получения собственной выгоды. Часто бывает невозможно определить, что произошло: нарушение или злоупотребление. Значительное число возможных злоупотреблений и ошибок может быть выявлено путем анализа полноты и целостности баз данных учетных систем, установления и ежедневного тщательного анализа лимитов на различного рода показатели, характеризующие процесс торгов, а также на основе анализа финансовых результатов контрагентов. При проведении брокерских операций с ценными бумагами банк сталкивается с необходимостью исполнять различного рода клиентские поручения, связанные с различными видами клиентских активов. При покупке или продаже клиентских бумаг возникает необходимость выполнения внутридепозитарных и междепозитарных переводов, изменения режимов депозитарного хранения ценных бумаг, перечисления средств на торговые площадки, исполнения поручений на отзыв средств и многое другое. Естественно, что при таком многообразии операций могут возникать ошибки и сбои. Частично

они могут быть устранены при сведении баланса банка и при сведении баланса депозитария, но эти методы контроля позволяют гарантировать правильность выполнения лишь части операций. Значительная часть ошибок возникает на стыке информационных систем (банковских систем учета сделок, систем депозитарного учета, баланса банка). В связи с этим вопросы анализа полноты, внутренней и перекрестной непротиворечивости используемых этими системами баз данных приобретают первоочередное значение.

2.5.1. Контроль полноты и целостности баз данных учетных систем

Анализ полноты баз данных банковских учетных систем при проведении операций с ценными бумагами должен строится на основе реализации следующего принципа: все изменения в указанных системах должны быть легитимны, то есть подтверждены проведенными операциями. Точно так же, как в рассмотренных выше принципах организации контроля операций с банковскими картами, никакое изменение остатка на карточном счете не может быть не связано с соответствующими транзакциями, изменение в учетных регистрах внутрибанковского учета операций с ценными бумагами должно быть связано с реальным движением этих бумаг. Исходя из этого принципа процедура контроля полноты и целостности баз данных учетных систем строится следующим образом: состояние учетных регистров на конец дня Т, скопированное контрольной программой из учетной системы, изменяется в соответствии с операциями, проведенными в день Т+1, полученное состояние сравнивается с фактическим состоянием на конец дня Т+1. Результат сравнения - предмет для детального исследования контролера. К сожалению, не всякая банковская учетная система позволяет напрямую выполнить такое сравнение. Из-за того что данные учетных регистров формируются на основе множества факторов, среди которых клиентские распоряжения, перечисления бумаг из сторонних депозитариев, покупка/продажа на бирже, покупка/продажа на внебиржевом рынке, перевод бумаг в сторонние депозитарии и многое другое, вычислить состояние учетных регистров на день Т+1 чрезвычайно сложно.

Отдельно контролируется целостность баз данных сделок. Контроль осуществляется ежедневно по окончании ввода операций. Для контроля выбирается период, протяженностью Ладней. По окончании ввода сделок в день Т, сделки за последние N-1 дней, исключая день Т, сравнивают-

ся с содержимым контрольной базы за эти же дни. Выясняется, не введены ли сделки задним числом, не исключены ли сделки из учетной системы, не изменены ли существенные параметры сделок, такие, как суммы, курсы, контрагенты. После этого сделки за последние Ладней, включая день Т, копируются в контрольную базу, чем создается задел для осуществления контрольной процедуры в день Т+1.

2.5.2. Контроль лимитов

Как и при проведении любых других активных операций за счет собственных средств, при торговле ценными бумагами должны быть установлены лимиты в разрезе исполнителей и подразделений. Лимиты устанавливаются на объемы открытых позиций по каждому финансовому инструменту (отдельной бумаге) или по группе финансовых инструментов и на возможные потери и прибыли, связанные с изменением стоимости приобретенных активов, а также на контрагентов при заключении сделок с поставкой бумаг или денег. В последнем случае имеется в виду возможность потерь, связанная с неисполнением контрагентом своих обязательств по поставкам.

Лимит на объем открытой позиций означает, что дилер, работающий от лица банка не имеет право купить за счет банка (лимит длинной позиции) или продать (лимит короткой позиции ) принадлежащие банку ценные бумаги в объемах, превышающих установленные значения. Лимит на возможные потери (stop-loss) ограничивает потери банка при изменении рыночной стоимости открытой позиции и предписывает ухудшившуюся позицию закрыть, зафиксировав убыток. Лимит прибыли предписывает дилеру при улучшении стоимости открытой позиции не дожидаться еще большего увеличения ее стоимости, а закрыть позицию, зафиксировав прибыль. Соблюдение лимитов гарантирует банк от чрезмерного риска, связанного с изменением стоимости приобретенных для перепродажи активов и не позволяет упустить наметившуюся выгоду.

Лимиты на контрагентов устанавливаются при проведении сделок по покупке - продаже бумаг на внебиржевом рынке. При этом следует иметь в виду, что банки часто для снижения риска непоставки применяют схемы, при которых сделки совершаются через надежного посредника, который перед совершением сделки аккумулирует на своих счетах средства обеих сторон (так называемая схема Л VP). В этом случае сделка либо полностью совершается, либо полностью не совершается, а для контрагентов в сделке возникает только риск изменения кур-

совой стоимости активов в случае возврата сторон к исходному состоянию. Поэтому лимиты на контрагентов, с которыми сделки заключаются на этих условиях, могут быть значительно выше. Необходимо учитывать, что при использовании подобных схем расчета иногда возникает необходимость предварительного резервирования средств у посредника. В связи с этим в расчеты по каждой сделке оказывается вовлеченным значительно больший объем средств, чем сумма сделки. Поясним это на примере. С контрагентом А1 заключена сделка на сумму 57 на условиях БУР через контрагента В с датой валютирования Т, а с контрагентом А2 - сделка на тех же условиях, но на сумму Б2 с датой валютирования Т+1. Условия расчетов по сделкам такого рода предполагают резервирование средств и бумаг за два дня до даты валютирования. Таким образом, на дату Т в банке В будут находиться средства, предназначенные для расчетов по сделкам с датами валютирования Т и Т+1. В данном случае на дату Т лимит на контрагента А1 будет израсходован на сумму ,57, лимит на контрагента А2 на сумму Б2, а расчетный лимит на контрагента В, с учетом описанного порядка резервирования средств при расчетах, на сумму 51 + Б2. Если контролер при контроле лимита на контрагента В на дату Г учтет только )57, это будет необоснованное занижение оценки риска.

2.5.3. Исполнение клиентского поручения

При исполнении клиентских поручений есть несколько критических с точки зрения банковских рисков моментов, которые нуждаются в постоянном внимании со стороны службы внутреннего контроля банка. Первый из них - курсы совершаемых по поручению клиентов сделок и обеспечение невозможности манипулирования курсами со стороны недобросовестного дилера. При исполнении клиентского поручения дилер имеет довольно широкие полномочия. Если клиент задает ценовые параметры сделки, то возможности для злоупотребления минимальны. Однако, если, и так бывает часто, клиент поручает банку продать или купить для него активы по рыночному курсу, а рыночным курсом считается такой курс, по которому были заключены сделки в этот день (час, минуту), дилер может воспользоваться возможностью манипулировать с курсом сделки для достижения целей, отличных от целей защиты интересов клиента. Например, возможна ситуация, когда некое связанное с дилером общими финансовыми интересами (аффилированное) лицо вне банка выставляет на продажу пакет бу-

маг по заведомо заниженной цене. При современных средствах связи легко устроить так, что в момент предложения дилер, задумавший манипуляцию с курсом, уже будет готов приобрести предложенные активы, сделка будет заключена в тот же момент и никакие телефонные переговоры между дилером и аффилированным лицом не будут зафиксированы службой безопасности банка. Совершенная по заниженному курсу сделка уже может интерпретироваться дилером как рыночный индикатив и даст возможность выполнить другую клиентскую заявку по заниженному, заведомо невыгодному для этого клиента курсу. С точки зрения соблюдения условий заявки все будет выполнено: курс уже рыночный, поскольку сделки по этому курсу совершались. Клиентские бумаги оказываются проданными с убытком для клиента и с прибылью для некоего третьего (также аффилированного) лица, банку наносится имиджевый ущерб, возможно, чтобы этого не допустить, банк будет вынужден пойти на компенсацию потерь клиенту. Описанная схема является одной из возможных, но далеко не единственной схемой перекачки средств из кармана банка и его клиентов в карман недобросовестного дилера на основе манипулирования ценами. Если разница курсов незначительна, а злоумышленник не алчен без меры, то обнаружить такую комбинацию достаточно сложно. Здесь необходимо построение контрольной процедуры, основанной на анализе изменения рыночных котировок во времени и на анализе показателей прибыльности работы контрагентов. К сожалению, универсальных рекомендаций по построению процедур такого рода нет, каждая конкретная система регистрации сделок и принятый в каждом банке порядок приведут к построению собственной процедуры с собственным регламентом ее выполнения. Общей особенностью таких процедур будет поиск сделок, отклоняющихся по своим ценовым характеристикам от рыночных и поиск контрагентов, которым все время "везет".

С точки зрения выявления операций с рыночными ценами, направленных на манипулирование курсами ценных бумаг, эффективным является выявление кросс-сделок, то есть биржевых сделок между клиентами банка. Разумеется, само наличие кросс-сделки не является признаком криминала, однако наличие кросс-сделки по курсу, значительно отличающемуся от курсов, имевших место в непосредственной временной близости от некоторой анализируемой на предмет злоупотреблений сделки, всегда подозрительно.

При осуществлении сделок недобросовестный дилер имеет возможность воспользоваться в течение дня средствами (деньгами и бумагами) банка и клиентов для открытия краткосрочных коротких или длинных позиций в пользу аффилированного лица А по активам, которые в данный момент наиболее быстро растут или падают в цене. Поясним это положение на примере. Допустим, имеет место устойчивая тенденция роста курса бумаги ЛТОУ и можно с высокой вероятностью прогнозировать, что в течение ближайшего времени эта тенденция сохранится. На торговом счете банка, с которого осуществляются платежи при проведении биржевых операций, всегда имеется некоторый остаток. Дилер приобретает клиенту А пакет бумаг ИМИ при отсутствии у данного клиента средств. В конце дня приобретенные бумаги продаются по уже возросшему курсу. Открытая клиенту А позиция является, фактически, краткосрочным кредитованием клиента. Клиент никакого риска при этом не несет, поскольку в случае падения курса, клиент заявит о том, что овердрафт по его денежному счету был допущен без его ведома или что он не знал о том, что его остаток не позволяет выполнить указанную операцию. Кроме того, сделка вообще может быть задним числом отнесена на банк, то есть представлена как выполненная не по заявке клиента, а за счет собственных средств. То есть в случае сохранения тенденции прибыль получит клиент А, а случае ее нарушения убыток ляжет на банк. Аналогичная ситуация возможна при устойчивом падении курса какой-то бумаги, имеющейся в наличии в банке. Бумаги могут принадлежать как банку, так и клиентам. При этом открывается короткая позиция по этой бумаге от имени клиента А (продаются банковские бумаги от имени клиента), в конце дня позиция закрывается покупкой уже подешевевших бумаг на бирже, прибыль относится на счет клиента А. Если вдруг бумаги начнут дорожать и придется закрывать позицию с убытком, убыток, разумеется, будет отнесен на банк.

Единственным эффективным способом борьбы с такими злоупотреблениями является постановка в банке строгого аналитического учета в разрезе клиентов, бумаг и денег, то есть при совершении каждой сделки должна быть абсолютно прозрачной информация о том, есть или нет в данный момент у клиента деньги и бумаги. Такой сервис обычно предоставляют различные банковские программные продукты по поддержке ди-линга, но только этого может оказаться недостаточно. Задачей службы внутреннего контроля здесь является постановка отдельной процедуры, ко-

торая должна: а) анализировать состояние банковской дилинговой программы, определять искажения данных, сбои, неполноту ввода и проч.; б) вести собственный аналитический учет денег и бумаг на клиентских счетах. Последнее может быть реализовано не обязательно в режиме online при совершении сделок, а может выполняться как процедура последующего контроля, но каждый участник торгов со стороны банка должен знать, что на следующий день все остатки на торговых денежных и бумажных счетах банка и клиентов будут тщательно проанализированы контролером.

Не менее эффективным является мониторинг службой безопасности банка тех клиентов, заявки которых по покупке и продаже бумаг выполняются дилерами. Имеет смысл обращать внимание на клиентов, которые по анкетным данным выпадают из ряда наиболее часто встречающихся категорий биржевых игроков. Очевидно, например, что пенсионерка 65 лет, удачно размещающая свои активы, значительные по стоимости, должна привлечь внимание службы безопасности, поскольку она может оказаться тем самым аффилированным клиентом А.

Для проведения клиентских операций по покупке и продаже ценных бумаг в банке формируется пакет внутренних нормативных документов, определяющих порядок предоставления клиентам услуг и правила документооборота. В этих документах среди прочего должны быть четко отражены следующие позиции:

• порядок приема документов от клиентов и формирования юридических дел;

• порядок открытия клиентам лицевых счетов для работы на рынке ценных бумаг и счетов депо;

• порядок регистрации клиентов в торговых системах;

• прием от клиентов заявок на совершение операций купли/продажи ценных бумаг, поручений, распоряжений на отзыв средств с лицевых счетов, а также любых иных письменных сообщений;

• порядок формирования и предоставления клиенту отчетности по сделкам с ценными бумагами.

Определение четких правил работы с клиентом исключительно важно, поскольку одним из существенных факторов риска для банка является возможность опротестования клиентом сделки, совершенной по его указанию, из-за невыгодности этой сделки для клиента по ее результатам или с целью реализации преступного замысла. Пример. Клиент дает распоряжение о

переводе бумаг, принадлежащих ему и хранящихся в депозитарии банка, на счет другого клиента. При этом само распоряжение оформляется с отклонением от действующих правил документооборота, например принимается по факсу, хотя в договоре клиентского обслуживания такой порядок не предусмотрен. После получения бумаг, второй клиент немедленно продает бумаги, снимает деньги наличными или переводит в другой банк и исчезает. После этого появляется первый клиент и заявляет, что никакого распоряжения на перевод бумаг он не давал. Судебное разбирательство покажет, что заявка на перевод клиентских средств оформлена с нарушением внутрибанковских нормативных документов и клиентского договора и что банк должен вернуть бумаги первому клиенту. Такая или похожая ситуация может возникнуть на различных этапах сделки и при исполнении различных клиентских поручений.

Возможны два метода снижения риска банка, связанного с подобными нарушениями.

Первый - периодические проверки правильности оформления клиентских поручений и проверки соответствия клиентских поручений условиям договоров на брокерское или депозитарное обслуживание, заключенных с клиентами. Разумеется, такие проверки могут быть только последующими и выборочными и в принципе не позволяют гарантировать банк от значительных потерь.

Более эффективен другой метод - метод предварительного контроля, осуществляемый в отношении всех или в отношении наиболее крупных операций. Для его реализации устанавливается порядок проверки клиентских поручений на крупные суммы денег или на большие объемы бумаг специально выделенным для этого сотрудником (контролером). Устанавливается порог сумм, выше которого все распоряжения подлежат обязательному визированию контролером. Без визы контролера распоряжения к исполнению не принимаются. В службе внутреннего контроля ведется учет проверенных контролером документов (в виде базы данных) и проводится ежедневный поиск в базе данных учетной системы исполненных клиентских поручений, которые по своим параметрам должны были быть представлены для согласования контролеру, но представлены не были. Если объемы подлежащих контролю операций невелики, контролер легко может справляться с ними в "фоновом режиме", но если объемы становятся значительными, имеет смысл выделить для предварительного контроля специального сотрудника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое место в перечне банковских операций, которые должны постоянно контролироваться занимают операции маржинальной торговли на фондовом рынке. Маржинальной торговлей называется услуга, предоставляемая банком своим клиентам, состоящая в предоставлении клиенту возможности проведения спекулятивных операций на фондовом рынке на суммы, значительно превышающие стоимость его активов. Если клиент, например, имеет остаток бумаг РР на 100 ООО руб., банк может предоставить клиенту право приобретения других бумаг ВВ на сумму 500 ООО руб., при условии, что бумаги ВВ и РР остаются в банке и в случае падения рыночной стоимости приобретенных бумаг ВВ ниже уровня, определенного соглашением сторон, они будут реализованы банком для покрытия убытков, связанных с обесценением приобретенных бумаг. Уровень предельного обесценения приобретенных бумаг определяется предельно-допустимым уровнем параметра, называемого маржой и рассчитываемого как отношение остатков клиентских активов, оцененных по текущей их стоимости, за вычетом обязательств клиента перед банком к остаткам клиентских активов, оцененных по текущей их стоимости:

Портфель - Обязательства

Маржа — —-—-----

Портфель

Под стоимостью текущих обязательств клиента понимаются суммарная оценка стоимости всех коротких позиций клиента по всем финансовым инструментам и сумма обязательств клиента по компенсации банку расходов и по вознаграждению банка за проведенные операции.

Предельный или критический уровень маржи - это такое значение, при котором происходит принудительное закрытие клиентской позиции. Такое принудительное закрытие принято называть Margin Call. Например, если клиент разместил в банке бумаги РР на сумму 100 000 руб. по текущей стоимости, приобрел бумаги ВВ на 500 000 руб., то у него возникли обязательства перед банком на сумму 500 000 руб., остатки его активов составили 100 000 + 500 000, маржа стала равна ((500 000 + 100 000) - 500 000)/600 000 = 0,17, или 17%. Если значение критической маржи, при котором происходит принудительная продажа клиентских активов по договору клиента с банком, составляет 15%, то при указанных значениях стоимости этих активов клиент продолжает работать. Если рыночная стоимость приобретенных активов снизится с 500 000 до 480 000, маржа примет значение ((480 000 + 100 000) - 500 000)/ 580 000 = 0,138, или 14%, что при сформулиро-

ванных выше условиях Margin Call приведет к принудительному закрытию клиентской позиции.

В приведенном примере показано, как изменяется маржа при изменении стоимости приобретенных клиентом активов, а стоимость активов, внесенных клиентом в залог, при этом сохраняется на прежнем уровне. Аналогично будет изменяться маржа и при изменении рыночной стоимости залога и при одновременном изменении того и другого.

При расчете маржи, в составе портфеля клиента учитываются только его ликвидные активы. Утверждение перечня ликвидных активов, разрешенных для принятия в залог по операциям маржинальной торговли, входит в обязанность руководства банка и должно быть регламентировано положением о работе соответствующего коллегиального органа. При предоставлении клиентам услуги маржинальной торговли банк может не требовать от клиентов закрытия их коротких позиций ежедневно. При допустимом значении маржи клиентская позиция может быть перенесена на следующий день сделкой РЕПО, состоящей из двух частей. Если переносится короткая клиентская позиция, то первая часть РЕПО это сделка по покупке клиентом недостающего актива с датой валютирования "сегодня", а вторая -продажа клиенту этого же актива с датой валютирования "завтра". Плата за перенос позиции учитывается в разнице курсов сегодняшней и завтрашней частей сделки. При этом объектом внимания контролера должны быть курсы этой сделки РЕПО, если курс переноса позиции отличен от среднего рыночного или при переносе курсовая разница оказалась не в пользу банка.

Значительный интерес с точки зрения предотвращения возможных злоупотреблений представляет обеспечение порядка зачисления и списания средств клиентов, предназначенных для проведения операций на торговых площадках. Если в банке не установлен порядок, исключающий зачисление и списание средств клиента с биржевого счета, минуя его инвестиционный счет в банке, возможно несанкционированное открытие какому-либо клиенту краткосрочной позиции по финансовому инструменту, обладающему в течение короткого периода времени устойчивым курсовым трендом, и незаметный вывод средств, полученных в результате ее закрытия. При этом сделки по открытию и закрытию клиентской позиции не должны попасть в базу данных дилин-говой учетной системы. Своевременно обнаружить злоупотребления такого рода можно путем проведения следующих профилактических мероприятий:

• установив контроль клиентской позиции в течение дня по данным биржевых отчетов с учетом времени заключения каждой сделки;

• установив в банке порядок перечисления и списания клиентских средств на биржу только через инвестиционные счета клиентов, открытые на балансе банка, и обеспечив контроль неукоснительного соблюдения этого порядка;

• установив контроль соответствия отражения торговых операций, отраженных в биржевой отчетности и отраженных в дилинговой учетной системе банка (контроль полноты дилинговой учетной системы);

• установив контроль целостности учетной системы, понимаемой как неизменность ее состояния в части отражения сделок с закрытыми датами валютирования и как соответствие изменения остатков на лицевых счетах клиентов (в том числе и депо) проведенным операциям.

2.5.4. Контроль депозитарной деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг", "Положением о депозитарной деятельности Российской Федерации", утвержденным постановлением ФКЦБ России от 16 октября 1997 года № 36 и "Правилами ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации" от 25 июля 1996 года № 44, утвержденными приказом Центрального банка Российской Федерации от 25 июля 1996 года № 02-259 в депозитарии должны быть разработаны правила внутреннего контроля. Целью этих правил являются обеспечение соответствия деятельности депозитария требованиям действующего законодательства Российской Федерации и контроль эффективности и надежности операций депозитария, проводимых в интересах его клиентов и банка.

Правила внутреннего контроля депозитарных операций формализуются в виде процедур внутреннего контроля в депозитарии. Эти процедуры должны представлять собой последовательность действий контролера на всех этапах обработки любой депозитарной операции. Процедуры внутреннего контроля депозитарной деятельности можно разделить на процедуры, осуществляемые при открытии счета депо, процедуры, выполняемые при обработке поступающих депозитарных поручений (клиентских и формируемых торговыми подразделениями) и процедуры сверки остатков.

Процедуры, выполняемые при открытии счета депо должны гарантировать достаточность состава и содержания комплекта документов, предоставленных потенциальным депонентом, для его однозначной идентификации и установления

полномочий лиц, подавших и подписавших документы. Эти процедуры заключаются в проверке копий учредительных документов, копий документов о назначении первого лица, имеющего право действовать без доверенности на основании устава, копии документа о государственной регистрации, карточки с образцами подписей и печати, заверенными нотариально, проверке полноты анкеты депонента, копии лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. В случае, если потенциальный депонент - нерезидент, то проверяется наличие, надлежащее оформление и содержание документов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, определяющими условия осуществления депозитарной деятельности нерезидентами. Если потенциальный депонент -физическое лицо, то осуществляется проверка предоставленных им документов на подлинность, а в отдельных случаях проверяются сведения, предоставленные депонентом о себе: прозванивают-ся контактные телефоны, устанавливается достоверность сведений о месте жительства.

После предоставления в банк документов и начала проверки депонент не должен иметь доступа к предоставленным документам. Все перемещения документов в банке должны осуществляться только сотрудниками банка. Данное положение является чрезвычайно важным для обеспечения защиты интересов банка от возможного мошенничества.

Для обеспечения законности проверки сведений, представленных депонентом, договор о депозитарном обслуживании должен содержать положение, в соответствии с которым банк имеет право проверять предоставленные сведения и, в случае обнаружения недостоверных данных, прерывать действие договора.

Проверка поступающих депозитарных поручений. Проверяются соответствие структуры поручения утвержденной форме, полнота и правильность заполнения поручения, полномочия лиц, подписавших поручение, соответствие подписей и оттисков печати образцам в карточке и анкетах, возможность выполнения депозитарной операции с точки зрения остатка ценных бумаг на счете депо (при списании и переводе), достаточность состава и содержания прилагаемых к поручению документов для проведения операции. Проверяется также легитимность поручения с точки зрения соответствия способа его доставки условиям договора. Например, если поручение получено по электронной почте, то проверяется, допускает ли договор с клиентом возможность приема документа таким способом.

Если поступившее поручение является поручением по принятию бумаг в залог или заклад, контролер проверяет само поручение, оформленное и подписанное залогодателем, и документ, подтверждающий возникновение залоговых отношений (договор залога или заклада, кредитный договор, обеспечением по которому являются ценные бумаги).

Если поступившее поручение является поручением по высвобождению ценных бумаг из залога или заклада, контролер проверяет само поручение, оформленное залогодателем, и документ, оформленный залогодержателем, подтверждающий согласие залогодержателя на возврат залога или заклада или документ, подтверждающий прекращение залоговых отношений.

Если проводится операция по замене заложенных ранее ценных бумаг на другие ценные бумаги, контролер сначала проверяет поручение на обременение залогом вновь принимаемых в залог ценных бумаг, затем поручение на высвобождение высвобождаемых из залога ценных бумаг и документ, подтверждающий согласие залогодержателя на замену. Последовательность действий в этом случае имеет значение для исключения возможности снятия обременения без замены.

Сверка остатков. При выполнении контрольной процедуры сверки остатков производится сверка остатков на счетах депо с выписками из мест хранения. С определенной периодичностью (как правило, ежемесячно или еженедельно) делаются запросы на предоставление выписок о состоянии счетов депо банка (собственных и междепозитарных) в других депозитариях и о состоянии лицевых счетов в реестрах (собственных и номинального держателя). По предоставленным выпискам и данным собственного депозитарного учета осуществляется сверка остатков ценных бумаг по местам хранения.

В случае совпадения данных выписок и данных депозитарного учета сверка остатков с выписками из мест хранения считается благополучно завершенной. В случае несовпадения данных выписок и данных депозитарного учета определяются параметры несовпадения, выявляются причины возникновения расхождений и в оперативном порядке предпринимаются шаги по их устранению.

2.6. Контроль конверсионных операций

Конверсионные операции банка на внутреннем и внешнем валютных рынках (рынки FOREX) могут проводиться для обеспечения выполнения клиентских заявок и для ведения собственной

валютной позиции. Соответственно, различаются и методы проведения контрольных мероприятий, и их содержание.

При анализе межбанковских сделок на валютном рынке следует различать сделки с неттингом {netting), в итоге которых образуется лишь финансовый результат, а поставки валюты не происходит, и сделки, результатом которых является поставка валюты (out of netting). Для межбанковских сделок по покупке и продаже валюты с поставкой банк устанавливает лимиты конверсионных операций на контрагента. Это связано с тем, что, заключая сделки на межбанковском рынке, банк неизбежно рискует не получить покупаемую валюту, перечислив при этом средства. Эти риски учитываются при установлении лимитов на контрагентов по данному виду операций. Кроме лимитов на контрагентов, устанавливается совокупный лимит открытой арбитражной позиции на торговое подразделение.

Предметом внимания контролера при выполнении процедур контроля данных операций являются:

• сам факт наличия лимита;

• срок действия установленного лимита, его актуальность;

• выполнение установленного лимита. Контроль лимитов на контрагентов. Для каждого из участников сделок рассчитывается объем поставки (разность между объемом покупки и объемом продажи валюты). Абсолютная величина объема поставки не должна превышать лимита на этого контрагента, установленного по данной группе операций, поскольку именно на эту сумму банк несет риск потерь.

Возможна ситуация, когда контрагент, покупающий валюту у банка, не имеет лимита, но его рублевый платеж доставляется из РКЦ раньше, чем отправляется валюта, например первым рейсом (своего рода, предоплата). В этом случае, продавая валюту за рубли, банк не несет риска, связанного с непоставкой и, следовательно, данная сделка может проводиться вне лимита. Чтобы убедиться в том, что сделка заключена с поставкой рублей первым рейсом, нужно посмотреть платежи первого (возможно, и второго) рейсов. Для этого необходимо:

• распечатать из фронт-офисной информационной системы или получить у дилера тикет (первичный документ) по сделке с указанием суммы рублевого платежа контрагента и времени ввода сделки;

• найти файл платежей первого рейса (он приходит в банк из РКЦ по модемной связи); время создания этого файла и есть время до-

ставки данных первым рейсом, то есть время

поступления в банк рублей.

Время отправки валюты можно определить по времени отправки соответствующего сообщения по системе SWIFT, распечатка сообщения должна быть подшита к документам по сделке.

Возможна ситуация, когда контрагент, у которого открыт счет НОСТРО, по указанию стороны, продающей валюту банку, передает в банк кредитовое авизо (по системе SWIFT, как правило, формат МТ910), свидетельствующее о том, что соответствующая сумма в долларах зачислена на корсчет. Разумеется, подобного рода сделки могут быть заключены только с теми контрагентами, с которыми предварительно заключено соответствующее соглашение о работе под кредитовое авизо с указанием времени исполнения сделок, времени обмена подтверждениями по сделкам и порядка расчетов. По получении кредитового авизо соответствующий рублевый платеж может быть отправлен вне лимита и это не приведет к возрастанию риска непоставки средств. Проверка того, что рублевый платеж выполнен под кредитовое авизо, осуществляется непосредственно по распечатке указанного сообщения. Особо следует отметить, что при заключении сделки на тикете указывается, что данная сделка заключена под кредитовое авизо, причем запись делается ярко, выделяется цветным маркером. Желательно даже, чтобы данное обстоятельство было особо оговорено в нормативных документах, поскольку риск утраты средств в этом случае может быть связан с тем, что сотрудник банка, в чьи функции входит отправка средств по заключенным сделкам, может просто не заметить этой надписи и отправить средства до прихода соответствующего сообщения.

Как в случае работы под первый рейс, так и в случае работы под кредитовое авизо, при большом количестве сделок оправдано предоставление контролеру доступа на чтение к архивам сообщений SWIFT ддя организация контекстного анализа этих сообщений для выполнения операции их автоматической квитовки.

Контроль лимита совокупной открытой арбитражной позиции торгового подразделения. Изменение за день совокупной открытой арбитражной позиции торгового подразделения вычисляется как сумма сделок с датой валютирования в этот день, взятых с соответствующим знаком (покупка с плюсом, продажа с минусом). Направление сделки определяется со стороны банка. Понятно, что изменение позиции не есть ее значение и, следовательно, для контроля лимита, который устанавливается на величину позиции,

контролеру необходимо вести ее собственную оценку, учитывая ежедневные изменения. Это удобно делать с помощью несложной процедуры в каком-либо табличном редакторе (например, в EXCEL). При расчете контролер фиксирует результат за день и определяет его курс. Для этого суммируются все валютные части сделок, приведенные к доллару США по установленному на данный день курсу, и все соответствующие им рублевые части. Итоговый курс определяется как частное от деления второго результата на первый. Выполняя контрольную процедуру, контролер должен внимательно следить не только за величиной позиции, но и за значением курса, поскольку отклонение его от среднерыночных показателей текущего дня в неблагоприятную для банка сторону свидетельствует о том, что в течение дня имели место невыгодные для банка сделки, убыток по которым будет перенесен на следующий день. Таким образом, в отсутствии мониторинга со стороны службы внутреннего контроля дилер может изо дня в день переносить неблагоприятный результат в надежде на изменение тенденции рынка, все более ухудшая стоимостные показатели открытой позиции.

Контроль лимитов маржинальной торговли. Основой маржинальной торговли на рынке FOREX так же, как и на фондовом рынке, является обеспечение возможности клиенту осуществлять спекулятивные операции, оперируя суммами, значительно превышающими размеры его активов. Услуга маржинальной торговли на рынках FOREX предоставляется клиенту на оонове строгих правил, гарантирующих банк от возможных потерь в связи с возможными потерями клиента. Эти правила должны определять четкую тактику поведения дилера по закрытию убыточной клиентской позиции при достижении значения определенных ее показателей критического значения (Margin Call).

Обычно при открытии позиции клиент размещает в банке страховой депозит, который служит банку гарантией от убытков при обесценивании клиентских активов. Ежедневно, обычно программным путем рассчитываются так называемые плавающие прибыли или убытки клиента, то есть возможные значения прибыли или убытка, которые возникли бы, если бы клиент захотел сегодня закрыть свою позицию. В обязанность контролера входит сопоставление плавающих убытков с размером страхового депозита для каждого клиента и контроль действий дилера по закрытию убыточных клиентских позиций.

Контроль рыночности курса клиентских сделок. Заключая сделку, клиент запрашивает ко-

тировку у дилера. Котируя курс, дилер опирается на свое понимание рынка и на внутрибанковские нормативные документы. Поскольку рынок изменчив, в котировке, предоставляемой клиенту, всегда присутствует некоторая составляющая, зависящая о самого дилера и от понимания им рыночных процессов. При желании "подыграть" какому-либо клиенту, дилер установит для него котировки таким образом, чтобы в случае, когда рынок развернут в сторону, благоприятную для клиента, прибыль последнего была бы максимальной, а в противном случае убытки были бы минимальными. Поскольку при предоставлении услуги маржинальной торговли физическим лицам банк, как правило, не перекрывает на внешнем рынке сделки, заключенные с клиентами, такого рода операция ведет к прямому убытку для банка.

Для обеспечения надлежащего контроля ры-ночности котировок по клиентским сделкам, служба внутреннего контроля должна располагать архивом котировок, полученных из независимого, внешнего по отношению к банку источника, например, по данным Reuters, Blumberg и т.д. Для анализа курса клиентской сделки берется время ее заключения, в архиве котировок выделяются две соседние котировки по данной паре валют, одна из которых предшествует сделке по времени, а другая следует за сделкой. В качестве оценки курса на момент сделки в "нулевом приближении" принимается среднее между двумя соседними котировками из архива. Если курс меняется плавно, такая оценка не приведет к значительным погрешностям. В условиях значительного изменения курса необходимо применять более

точные методы расчета, например линейную интерполяцию. Если период времени между соседними котировками значительно меньше (в разы) среднего времени колебания рыночного курса, оценка методом линейной интерполяции не приведет к значительной ошибке. При этом под временем колебания курса следует понимать время между достижениями значениями курса соседних локальных экстремальных значений.

Все клиенты должны анализироваться на предмет соответствия курсов сделок рыночным котировкам. Каждой сделке присваивается балльная оценка Б = +1 или Б = -1 в зависимости от того, в благоприятной ценовой зоне по отношению к направлению рынка или в неблагоприятной находится курс сделки. Последнее следует понимать следующим образом: открытие позиции, оказавшейся впоследствии прибыльной, по курсу ниже среднего и закрытие такой позиции по курсу выше среднего влекут присваивание сделке балла Б = +1. Во всех остальных случаях Б = -1. По клиенту накапливается статистика на основе множества его сделок. Если сумма баллов при большом числе сделок близка к нулю, клиент "в рынке". Если сумма баллов больше нуля и контролер видит, что эта тенденция сохраняется изо дня в день, то сделки с данным клиентом, как и сам клиент, требуют более тщательного анализа. Возможно, ситуация может измениться при организации обслуживания данного клиента другим дилером. Статистика и мониторинг должны вестись по всем клиентам.

Ниже приведена анкета внутреннего контроля для оценки системы внутреннего контроля в отношении торговых операций.

Активность в области торговых операций на денежных и фондовых рынках

№ Контрольная позиция ВЕС

п/п

Раздел I. Политика Байка в области торговых операций

1 Правление приняло изложенную в письменном виде политику в области операций на фондовых и денежных рынках 1

2 Политика в области операций на фондовых и денежных рынках включает перечень конкретных задач 1

3 Каждая задача, поставленная в политике, имеет ответственного за ее исполнение 1

4 Политика области операций на фондовых и денежных рынках обновлялась в текущем году 1

5 Политика области операций на фондовых и денежных рынках включает разделение функций рабочих подразделений на фронт-офис, мидл-офис и бэк-офис 1

6 Политика в области операций на фондовых и денежных рынках включает учетную политику 1

7 Политика доведена до исполнителей 1

Раздел II. Процедура принятия решений

8 В банке существует единый коллегиальный орган, отвечающий за принятие решений и нормативных документов в области операций на фондовых и денежных рынках 1

9 Установлена процедура контроля исполнения принятых решений 1

Установлена процедура принятия решений о ликвидности каждого вида активов, принимаемого в залог

11 В банке установлена и действует система лимитов на операции с контрагентами на фондовых и денежных рынках в разрезе каждого контрагента 2

12 В банке установлена и действует система лимитов на открытые позиции по всем видам операций на фондовых и денежных рынках, выполняемым за свой счет 2

13 Все лимиты пересматриваются не реже одного раза в месяц 1

14 В банке определены полномочия должностных лиц по совершению сделок с нарушением установленных лимитов 1

15 В банке определены полномочия должностных лиц по переносу лимитов с одного финансового инструмента на другой в пределах одного контрагента 1

16 В банке установлены персональные лимиты открытой позиции и лимиты потерь на каждого дилера 1

17 В банке установлены внутридневные лимиты открытых позиций и критические значения маржи 1

18 В банке установлены лимиты принятия ценных бумаг в залог в разрезе бумаг 1

Раздел III. Наличие нормативных документов

Разработаны и внедрены следующие нормативные документы, касающиеся торговых операций банка на денежных и фондовых рынках:

19 - регламент проведения конверсионных операций на внутреннем валютном рынке 1

20 - регламент проведения конверсионных операций на внешнем валютном рынке 1

21 - регламент проведения операций на рынке МБК 1

22 - регламент осуществления банкнотных сделок 1

23 - регламент оказания брокерских услуг на валютном рынке 1

24 - регламент оказания брокерских услуг на фондовом рынке 1

25 - регламент проведения операций с облигациями, номинированными в валюте 1

26 - регламент проведения операций с государственными ценными бумагами 1

27 - регламент депозитарных операций 1

28 - порядок документооборота при проведении депозитарных операций 1

29 - функциональные инструкции для каждого сотрудника, работающего в области торговых операций на денежных и фондовых рынках 1

30 В банке имеются положения о торговом подразделении (фронт-офис), где определены его задачи, структурная подчиненность, права и обязанности всех сотрудников 1

31 В банке имеются положения о подразделении мидл-офис, где определены его задачи, структурная подчиненность, права и обязанности всех сотрудников 1

32 В банке имеются положения о подразделении оформления сделок (бэк-офис), где определены его задачи, структурная подчиненность, права и обязанности всех сотрудников 1

Раздел IV. Содержание нормативных документов

33 В обязанности мидл-офиса входит контроль доходности по заключенным сделкам, расчет финансовых результатов, контроль лимитов 1

34 Мидл-офис организационно не входит в торговое подразделение 2

35 В обязанности бэк-офиса входит регистрация сделок в системах аналитического учета, формирование подтверждений по сделкам, выполнение расчетов по сделкам, контроль поставки денежных средств и ценных бумаг 1

36 Бэк-офис организационно не входит в торговое подразделение 2

37 Начало торгов невозможно при отсутствии в информационной системе фронт-офиса актуальных данных об остатках на счетах клиентов по итогам предыдущего дня 2

38 Трейдер имеет информацию о том, как он должен действовать при сбоях в информационных системах 2

39 Трейдер осуществляет ежедневный и внутридневной контроль маржинальных показателей клиентов 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Каждый трейдер имеет доверенность банка на проведение операций в том сегменте рынка,

где он работает 2

41 Каждый трейдер имеет персональный код, позволяющий однозначно идентифицировать сделку, заключенную им

42 При работе с фронт-офисной системой трейдер не может работать с чужим кодом

43 Телефоные переговоры каждого трейдера автоматически записываются

44 При отсутствии записи телефонных переговоров ввод сделки невозможен

45 При ведении телефонных переговоров с клиентом трейдер обязан назвать свой код

46 Без кода трейдера ввод сделки невозможен 1

47 Межбанковские соглашения предусматривают решение спорных вопросов на основе записей переговоров по сделке 1

48 Сделки, заключенные по телефону, подтверждаются по телексной связи или по SWIFT 1

49 Трейдер собственноручно подписывает каждый свой тикет и реестр сделок 1

50 В торговом подразделении ведется индивидуальная дилерская позиция по каждому финансовому инструменту 1

51 В торговом подразделении ведется совокупная дилерская позиция по каждому финансовому инструменту 1

52 Имеется возможность разделения систем аналитического учета торгового и инвестиционного портфеля 1

53 Ежедневно проводится сравнение остатков на счетах депо с выписками из мест хранения 1

54 В соглашении, заключаемом с клиентом, указан способ передачи клиентом заявки на брокерские операции 1

55 При приеме клиентской заявки реализован принцип "четыре глаза" 1

56 В нормативных документах определен порядок хранения досье клиентов и первичных операционных документов 1

57 В нормативных документах определен порядок допуска сотрудников торгового подразделения

к документам и базам данных 1

58 Прием поручений, их исполнение и передача клиентам отчетов о совершенных операциях выполняются разными сотрудниками 1 В нормативных документах определены:

59 - порядок приема документов от клиентов и формирования юридических дел 1

60 - порядок открытия клиентам лицевых счетов для работы на рынке ценных бумаг и счетов депо 1

61 - порядок регистрации клиентов в торговых системах 1

62 - порядок приема от клиентов заявок на совершение операций купли/продажи ценных бумаг, поручений, распоряжений на отзыв средств с лицевых счетов, а также любых иных письменных сообщений 1

63 - порядок формирования и предоставления клиенту отчетности по сделкам с ценными бумагами 1 1

64 - порядок предоставления доступа в помещения, в которых хранятся клиентские досье и расположены устройства хранения информации 1

65 - порядок предоставления доступа к ресурсам и функциям информационных систем аналитического учета 1

66 - порядок обмена информацией между информационными системами аналитического учета,

с филиалами и удаленными площадками, с торговыми системами 1

67 - порядок отражения торговых операций на денежном и фондовом рынках в балансе банка 1

68 - порядок документооборота при проведении торговых операций на денежных и фондовых рынках 1

Раздел V. Функции службы внутреннего контроля в части контроля торговых операций

69 Контроль операций на фондовых и денежных рынках входит в зону ответственности СВК 1

70 Контроль соблюдения внутренних стандартов и инструкций в области операций на фондовых

и денежных рынках входит в зону ответственности СВК 1

71 Все нормативные документы, касающиеся технологий проведения операций на фондовых

и денежных рынках, проходят согласование в СВК 1

72 Все нормативные и разрешительные документы, касающиеся ограничения доступа к информации, связанной с работой на фондовых и денежных рынках, проходят согласование в СВК 1

73 СВК имеет доступ ко всем данным учетных систем по операциям на фондовых и денежных рынках, использующимся в банке 1

74 В СВК имеется перечень всех торговых операций, проводимых банком на фондовых и денежных рынках 1

75 В СВК имеется перечень всей нормативной документации банка по торговым операциям

на фондовых и денежных рынках 1

76 СВК разработан план мероприятий по контролю операций на фондовых и денежных рынках 1

77 СВК осуществляет ежедневный мониторинг операций на фондовых и денежных рынках 1 В перечень вопросов ежедневного мониторинга входит:

78 - контроль целостности баз данных 1

79 - контроль соответствия денежных остатков на клиентских счетах и проведенных сделок 1

80 - контроль соответствия остатков ценных бумаг на клиентских счетах депо и проведенных сделок 1

81 - контроль возникновения ошибок и исправлений в базах данных учетных систем 1

82 - контроль лимитов на контрагентов 1

83 - контроль маржинальных лимитов 1

84 - контроль лимитов на перенос открытых клиентских позиций 1

85 - контроль лимитов на перенос открытых позиций по финансовым инструментам 1

86 - контроль показателей доходности каждого клиента 1

87 - контроль рыночности курсов заключенных сделок 1

88 - выявление отличий заключенных сделок от рыночной практики 1

89 - контроль лимитов принятия ценных бумаг в залог в разрезе бумаг 1

90 СВК осуществляет периодические проверки наличия подтверждений по сделкам, заключенным на рынке FOREX и МБК 1

91 СВК осуществляет контроль соблюдения правил бухучета и отражения в балансе проведенных. сделок 1

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ БАНКА

Становление в банке службы внутреннего контроля имеет свои специфические особенности по сравнению с развитием других служб банка.

Во-первых, место, которое занимают в банке специалисты этого направления, ставят их как бы над банковскими бизнес-процессами. Это приводит к тому, что сотрудники службы внутреннего контроля должны вникать во все, невольно обременяя своим вниманием представителей других служб и подразделений банка. С другой стороны, деятельность службы внутреннего контроля не всегда на виду и часто вообще не известна остальным сотрудникам, пока в контролируемом подразделении все в порядке. В то же время в силу специфики своей деятельности сотрудники службы внутреннего контроля должны быть достаточно квалифицированными специалистами, по крайней мере, не уступающими по квалификации сотрудникам проверяемых подразделений, что неизбежно предполагает и соответствующее вознаграждение.

Во-вторых, как это обсуждалось выше, сотрудники службы внутреннего контроля вольно или невольно находятся в оппозиции к сотрудникам проверяемых подразделений, что накладывает на их взаимоотношения специфический отпечаток. Как правило, все подразделения банка, признавая на словах необходимость постоянного контроля проводимых операций, в первую очередь относят эту необходимость не к себе и к подразделению, в котором они работают, а ко всем другим.

Указанные обстоятельства в совокупности с тем, что служба внутреннего контроля является затратным подразделением, могут стать причиной значительного противодействия, которое придется преодолеть внутри банка в период ее создания и становления. Для преодоления этого противодействия цели и задачи служ-

бы внутреннего контроля должны быть определены как можно более конкретно. Неопределенность в этом вопросе на этапе становления может отрицательно сказаться на всей ее дальнейшей деятельности.

Вот примерный перечень контрольных мероприятий, входящих в зону ответственности подразделения оперативного контроля.

Контроль неторговых операций, кредитной работы и отчетности

Проведение контрольных мероприятий и разработка процедур для контроля:

- операций с пластиковыми картами;

- операций розничного бизнеса;

- процентных расходов и процентных доходов банка;

- сверка данных бухгалтерского учета банка, систем ведения карточных счетов и данных про-цессинговых центров.

Контроль конверсионных операций в системах ведения карточных счетов.

Контроль операций по выдаче наличных и возмещения торговым точкам при проведении операций с банковскими картами (эквайринг).

Мониторинг объемов и доходности операций розничного бизнеса.

Контроль лимитов, установленных по банковским картам.

Контроль процентных расходов по операциям с юридическими и физических лицами, контроль расходов по клиентским счетам.

Контроль овердрафтов на расчетных, текущих и карточных счетах (в том числе авторизационных овердрафтов по карточным счетам);

Контроль статусов банковских карт и кредитных лимитов.

Контроль доходности операций с банковскими картами.

Раннее выявление возможных случаев мошенничества с банковскими картами.

Контроль полноты и своевременности выполнения банком обязательных требований ЦБ РФ по активным и пассивным операциям.

Контроль правильности расчета и соответствия установленным требованиям обязательных экономических нормативов.

Контроль превышения своих полномочий сотрудниками банка.

Контроль правильности ведения бухгалтерского учета, составления отчетности по активным и пассивным операциям.

Контроль рисков, связанных с валютным регулированием и валютным контролем.

Контроль операций, связанных с покупкой-продажей драгоценных металлов и камней.

Предварительный и текущий контроль кредитных операций на предмет проверки соответствия фактических условий кредитования решениям коллегиальных органов банка.

Текущий контроль обеспечения исполнения обязательств заемщиками.

Контроль соблюдения технологии проведения кредитных операций, анализ кредитных рисков и категории качества кредитов.

Контроль и анализ рисков при выдаче банковских гарантий, аккредитивов, факторинге и др. документарных операций.

Контроль торговых операций

Контроль полномочий, превышения или ненадлежащего исполнения лимитов на финансовые инструменты, лимитов на контрагентов, индивидуальных лимитов дилеров и операционных лимитов.

Контроль операций на фондовом и денежном рынках и оценка рисков, связанных с этими операциями.

Контроль соблюдения утвержденных лимитов по операциям на фондовом и денежном рынках (на размер открытой позиции, максимального убытка, на контрагентов и др.).

Контроль правильности учета операций с ценными бумагами, операций на фондовом и денежном рынках, отражения финансовых результатов, контроль дневного баланса операций (регистрации сделок, финансовых результатов, позиций).

Контроль клиентских операций с ценными бумагами.

Контроль операций маржинальной торговли.

Контроль операций на внешнем валютном рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль соответствия курсов, ценовых условий сделок и процентных ставок рыночным котировкам.

Контроль правильности учета операций с облигациями в иностранной валюте, банкнотных операций и операций с наличной валютой, отражения финансовых результатов, контроль дневного баланса операций (регистрации сделок, финансовых результатов, позиций).

Контроль правильности проведения и учета депозитарных операций.

Последующий контроль существенно отличается тем, что, как правило, по результатам проведения контрольных мероприятий кто-то может быть наказан, но утраченные средства при этом возвращены не будут. Этим определяются и периодичность, и глубина проводимых проверок: они значительно более редки, но охватывают больший период времени.

Вот примерный перечень контрольных мероприятий, входящих в зону ответственности подразделения последующего контроля.

Аудит всей финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений банка, его филиальной сети.

Контроль достоверности финансовой отчетности банка.

Ревизия наличия рублевых, валютных и других ценностей в операционных кассах банка, его обменных пунктах и хранилище.

Контроль реальности, полноты и достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соответствия операций банка действующему законодательству и внутренним нормативным документам банка.

Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля в подразделениях банка.

Контроль правильности ведения клиентских дел в подразделениях банка.

Последующий контроль кредитных операций.

Создание службы внутреннего контроля в банке - процесс многоэтапный. Даже спланировав структуру и определив ключевые направления деятельности, реализовать эти направления единовременно невозможно. Разумно строить службу внутреннего контроля для крупного универсального банка в виде, по крайней мере, двух тесно связанных подразделений: подразделения оперативного контроля и подразделения последующего контроля. При этом распределение функций между подразделениями должно отвечать специфике контролируемых операций. Операции, по результатам контроля которых могут быть выявлены нарушения, требующие принятия немедленных мер, подлежат мониторингу в подразделении оперативного контроля.

Последовательность создания службы внутреннего контроля На первом этапе создается подразделение, состоящее их руководителя и минимального числа сотрудников. Целью этого подразделения являются разработка и утверждение положения о службе внутреннего контроля, подготовка структуры, штатного расписания и распределения задач между сотрудниками. На этом этапе служба внутреннего контроля взаимодействует с руководством банка и кадровой службой.

На втором этапе выделяется перечень наиболее важных для банка с точки зрения контроля задач. Для различных банков состав этих задач может сильно различаться. Главным критерием выбора здесь должна быть оценка риска потерь и объемов операций в данной сфере бизнеса. На этом этапе служба внутреннего контроля тесно взаимодействует с бухгалтерией банка и бэк-офис-ными подразделениями.

На третьем этапе разрабатываются контрольные процедуры для решения поставленных задач. На этом этапе служба внутреннего контроля находится в тесном взаимодействии со следующими подразделениями банка.

1. С торговым подразделением по вопросам:

контроля лимитов открытой позиции и максимального убытка; контроля лимитов на контрагентов; контроля ограничений, связанных с проведением клиентских операций; предоставления дилерской позиции; предоставления журналов клиентских заявок; доступ к информационным системам (Reuters, Blumberg и т.д.) и к биржевой информации для проверки рыночности курсов заключаемых сделок.

2. С бухгалтерией и бэк-офисом торгового подразделения по вопросам:

контроля подтверждений по сделкам; ведения юридических дел по клиентам и контрагентам;

хранения первичных документов по сделкам; регистрации сделок в бэк-офисных системах;

доступа к документам дня; объяснения остатков на счетах учета операций;

отчета по результатам операций; сверки реальных зачислений/списаний по счетам НОСТРО по результатам сделок.

3. Со службой информационного обеспечения по вопросам:

взаимодействия по организации доступа к необходимой информации;

разработки и внедрения процедур оперативного контроля во фронт-офисных и бэк-офисных системах.

4. С подразделением SWIFT по вопросам:

доступа к сообщениям SWIFT и TELEX по сделкам.

5. С подразделениями, осуществляющими операции с банковскими картами, по вопросам:

контроля соответствия данных аналитического и синтетического учета; контроля овердрафтов; контроля полноты и целостности баз данных систем ведения карточных счетов. Осуществление контрольных функций на этом этапе предполагает:

участие в разработке Положений и Регла ментов по проведению операций, порядку их учета и контроля, оценке возникающих рисков;

возможное введение дополнительного контроля (визирования) крупных платежей, сделок, договоров с суммами, превышающими установленные.

Важно, чтобы на этом этапе в составе службы внутреннего контроля уже были специалисты, способные самостоятельно ставить и решать задачи по обработке информации, владеющие методами работы с системами управления базами данных и программированием в используемой в банке или совместимой с используемой программной среде.

На четвертом этапе перечень контролируемых позиций расширяется, постепенно охватывая все аспекты деятельности банка.

Если банк многофилиальный, то на пя1х>м этапе деятельность службы внутреннего контроля распространяется на филиалы.

В многофилиальном банке в каждом филиале должен работать специально уполномоченный сотрудник службы внутреннего контроля - контролер. Он должен назначаться на должность управляющим филиалом, но в своей работе и отчетности быть подчиненным руководителю службы внутреннего контроля банка.

При отсутствии возможности назначить контролера функции контролера распоряжением управляющего закрепляются за одним из сотрудников филиала. В последнем случае сотрудник, совмещающий свои обязанности с обязанностями контролера, не должен быть сотрудником бизнес-подраз-деления, которое будет потенциальным объектом проверки. Кандидатура контролера или сотрудника, совмещающего свои обязанности с обязанностями контролера, должна быть согласована с руководителем службы внутреннего контроля.

Статус контролера и его подчиненность закрепляются соответствующим положением о контролере. В положении о контролере необходимо оговорить независимость контролера от администрации филиала, возможность независимой (минуя согласование с администрацией филиала) передачи информации в головной банк, возможность безусловного доступа к информации, в том числе к информации, хранящейся в электронном виде. Независимость контролера должна быть реальной, то есть права администрации филиала в отношении контролера должны быть ограниченными: нельзя допустить, чтобы управляющий мог своим решением уволить контролера или перевести его на другую работу, уменьшить ему заработную плату. Разумно установить правило, в соответствии с которым любые вопросы кадрового характера, в том числе вопросы материального стимулирования контролера, поощрений и взысканий решаются по согласованию с руководителем службы внутреннего контроля банка.

Контролер должен иметь описание процедур, которые он должен выполнять, и регламент их выполнения, то есть описание того, какие процедуры и в каком порядке должны выполняться ежедневно, еженедельно, ежемесячно.

Целью выполняемых процедур является обеспечение эффективного контроля за работой филиала по предоставлению и сопровождению банковских услуг в условиях централизованного управления банком, базирующегося на следующих принципах:

обеспечение контроля как со стороны бизнес-подразделения филиала, так и со стороны службы внутреннего контроля; адекватное отражение в балансе филиала операций, проводимых по заявке филиала в головном офисе банка (например, конверсионные операции, операции с банковскими картами и многое другое); обеспечение контроля полноты и правильности всех аспектов операций: исполнения решений коллегиальных органов, оформления договоров, выполнения условий договоров по срокам и размерам платежей, соблюдения тарифов банка, правильного и своевременного взимания комиссии;

проведение филиалами операций, на которые установлены лимиты, строго в рамках этих лимитов.

Контролеру определяется порядок предоставления им в головной банк отчетности о выполнении процедур, которая должна быть структурирована и стандартизована, что позволит организовать процесс ее автоматической обработки.

Важно, чтобы контролер филиала не ощущал незаинтересованности головного банка в результатах своей работы. Если складывается ситуация, когда нарушений нет, отчет контролера все равно должен быть сформирован и отправлен.

Хорошие результаты дает проведение периодических стажировок контролеров в головном офисе. Стажировки проводятся руководителем службы внутреннего контроля и сотрудниками головного банка. На стажировках производится инструктаж и аттестация контролеров, ставятся общие задачи и доводится до контролеров политика банка в области внутреннего контроля. Проведение стажировок позволяет руководителю службы внутреннего контроля оценить условия, в которых работают контролеры, понять их проблемы и оказать своевременную помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные принципы организации системы внутреннего контроля коммерческого банка и принципы построения контрольных процедур далеко не исчерпывают всех вопросов, которые возникают в работе службы внутреннего контроля коммерческого банка. В первую очередь это обусловлено тем, что сама система внутреннего контроля в банке является частью банка, которая "настроена" на специфический для каждого банка уклад ведения бизнеса, систему принятия решений и на его организационно-правовую форму. Некоторые вопросы, которые в одном банке могут иметь исключительную важность, в другом будут второстепенными; факторы, вызывающие значительное увеличение риска при проведении операций в банках с разветвленной филиальной сетью могут вообще отсутствовать в банках, такой сетью не обладающих.

Эти обстоятельства не позволили автору привести конкретные алгоритмы реализации контрольных процедур, а данную работу следует рассматривать не как инструкцию по проведению контрольных мероприятий, а скорее, как изложение принципов внутреннего контроля в банке, позволяющих организовать банковский бизнес без неоправданного увеличения риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.