Научная статья на тему 'Финансовый рынок - это технологии'

Финансовый рынок - это технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГ / ELECTRONIC TRADING / ФОНДОВАЯ БИРЖА / STOCK EXCHANGE / БРОКЕР / BROKER / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цхай Т. В.

Технический прогресс привёл к коренным изменениям в биржевой торговле. Изменения в бизнесе, в свою очередь, вызвали новые требования к технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological changes gave rise to fundamental changes in exchange trade. In turn, changes in the business made new demands to technologies.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок - это технологии»

ЭКО. - 2011. - №3

Технический прогресс привёл к коренным изменениям в биржевой торговле. Изменения в бизнесе, в свою очередь, вызвали новые требования к технологиям.

Ключевые слова: интернет-трейдинг, фондовая биржа, брокер, информационные технологии

Финансовый рынок — это технологии

Т. В. ЦХАЙ, Новосибирск. E-mail: [email protected]

Компьютер становится брокером

Если взглянуть на самую крупномасштабную схему устройства организованного финансового рынка, то она остаётся неизменной веками, представляя собой простую цепочку: биржа -брокер - инвестор. Инвестор даёт брокеру поручение купить или продать какие-либо финансовые инструменты (акции, облигации, валюту, или производные от них инструменты, которых изобретено к настоящему времени великое множество), а брокер исполняет это поручение, совершая заказанную сделку на бирже. В далёкие времена - выкрикивая цену покупки или продажи, потом, с наступлением века электроники - молча, сидя на бирже за терминалом и нажимая нужные клавиши. А если протянуть от брокерской фирмы к бирже надёжный канал связи, то можно делать то же самое, не сходя со своего постоянного рабочего места.

Тем временем каналы обмена данными в Интернете становились всё более высокоскоростными и надёжными, а развитие методов шифрования информации позволило безбоязненно передавать ее по общедоступным каналам. И нужда в выделенных, весьма дорогостоящих, каналах связи во многих случаях отпала - нужна лишь технология работы на бирже, т.е. аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий общение (интерфейс) между брокером и биржей через Интернет. И через тот же Интернет к этому комплексу можно подключить не только сотрудников брокера, но и его клиентов-инвесторов.

Видимо, такая идея витала в воздухе, потому что когда это впервые произошло (в 1996 г.), пионерами оказались сразу две американские компании - «E*Trade» и «Ameritrade». Тогда никто

Финансовый рынок - это технологии

не думал, что это не просто очередное усовершенствование, а принципиальная инновация, в корне меняющая концепцию биржевой торговли. Доступ к биржевым торгам в реальном времени через Интернет получил название интернет-трейдинга.

При интернет-трейдинге инвестор работает так, как будто он сам торгует на бирже. Но на деле цепочка биржа - брокер - инвестор остаётся прежней. Та или иная операция, выполняемая инвестором как бы на бирже, по сути представляет собой то же самое поручение брокеру. Только получает и обрабатывает его не человек, а компьютер с помощью специального комплекса программ - торговой системы. Она проверяет корректность «поручения» - достаточно ли у инвестора денег на счёте (или не превысит ли он лимит кредитования) и выполнены ли некоторые другие условия, после чего исполняет его на бирже от имени брокера. Инвестор же, сидящий за своим компьютером, этого сложного процесса обработки своей операции не замечает: с его точки зрения она производится на бирже мгновенно.

Россия отстала от пионеров интернет-трейдинга совсем ненамного - чуть больше, чем на три года: в апреле 2000 г. заработал в штатном режиме «шлюз» ММВБ, позволивший получать доступ к торгам через Интернет. Тогда к нему была подключена единственная торговая система «Алор-трейд». Сейчас такие «шлюзы» имеют все российские биржи, а программных систем для интернет-трейдинга (разработанных как различными финансовыми институтами, так и фирмами, специализирующимися в области информационных технологий) насчитывается около трёх сотен. Правда, самых популярных - менее десятка, а первое место среди них занимает QUIK новосибирской компании «ARQA Technologies» (на его долю приходится 75-80% рынка систем интернет-трейдинга).

Но всё же к моменту, когда интернет-трейдинг пришёл в Россию, за рубежом уже существовало большое число программных систем для него. И возникает резонный вопрос: зачем надо было разрабатывать собственные системы, когда, казалось бы, куда проще и дешевле адаптировать зарубежные? Препоной оказались особенности отечественной биржевой системы.

На российских биржах сделки по всем инструментам (а их может быть больше тысячи) рассчитываются через единый центр, поскольку биржа, прежде чем выставить заявку, должна проверить обеспечение участника торгов под эту заявку.

На зарубежных биржах столь жёсткий контроль позиции участника не производится, его заменяют гораздо более строгие, чем в России, правила аккредитации на торговой площадке. Попросту говоря, брокер должен доказать, что он заслуживает доверия и не нуждается в детальном контроле. С точки зрения технологии различие в том, что в российских системах интернет-трейдинга риски операции клиента должны контролироваться до её совершения, тогда как за рубежом они рассчитываются после. И нужно пройти между Сциллой затрат времени на сложные расчёты позиции и рисков по каждой транзакции и Харибдой минимального времени ее обработки.

Другая национальная особенность - «всеядность» российских биржевых игроков: они могут одновременно работать на принципиально разных рынках, торгуя, например, и акциями, и фьючерсами, и валютой, да ещё на разных биржах. А для этого нужна универсальная система интернет-трейдинга, которая может с этим справиться. Зарубежные же программные продукты специализированы по финансовым инструментам.

Так что простой адаптацией зарубежных торговых систем обойтись было нельзя, а их развитие в требуемых российским рынком направлениях оказалось бы ещё сложнее, чем разработка новой системы.

Мгновенья, мгновенья, мгновенья...

Интернет-трейдинг стал прорывом в сфере частного финансового инвестирования. Простота доступа к биржевым торгам привела к тому, что оно стало массовым. Для того чтобы сделаться биржевым игроком, достаточно одного визита к брокеру (в инвестиционную компанию или банк) - для заключения договора. А дальше, установив у себя программное обеспечение системы интернет-трейдинга и получив доступ к серверу брокера, через который можно участвовать в биржевых торгах, инвестор становится «сам себе брокером», покупая и продавая финансовые инструменты без постороннего участия, для него брокер как бы выпадает из цепочки. Слежение за конъюнктурой рынка, предугадывание взлётов и падений финансовых инструментов, игра на этих перепадах - занятие куда как увлекательное, да ещё манящее перспективой сколотить состояние на манер Сороса.

Финансовый рынок - это технологии

О скорости развития интернет-трейдинга в России можно судить хотя бы по тому, что за последние два-три года количество транзакций на срочном рынке Российской торговой системы (РТС) выросло в сотни раз. Сейчас на российском фондовом рынке за день проходит более 1,2 млн сделок.

Рост числа сделок обусловлен не только числом инвесторов, но и изменением стиля их работы. Прямой доступ к биржевым торгам в реальном времени дал толчок распространению так называемого «скальперства», ещё не так давно бывшего весьма экзотическим явлением. Скальпер - это биржевой игрок, который «кормится» на внутридневных перепадах цен финансовых инструментов. От каждой такой сделки его прибыль невелика, но в течение дня он совершает множество сделок.

Ещё одно направление - замена компьютерами самих инвесторов. Точнее, не компьютерами, а торговыми роботами. Это программа, написанная средствами языка программирования, встроенного в систему интернет-трейдинга, которая отслеживает некоторые параметры рынка и выполняет при наступлении тех или иных условий заданные операции. Например, купить акции некой компании, если в течение определённого времени их цена выросла на 1%, а затем продать, когда цена пойдёт вниз. Это примитивный пример, на самом деле торговые роботы действуют гораздо изощрённей. Основную их часть делают умельцы - частные инвесторы, для собственных нужд. Конечно, замена инвестора роботом - преувеличение, ни один жёсткий алгоритм не справится с постоянно меняющимися причудами финансового рынка. Но местами торговый робот оказывается хорошим подспорьем человека-инвестора.

Всё это выдвигает очень суровые требования к скорости работы техники и программного обеспечения на всём протяжении цепочки биржа - брокер - инвестор. Борьба идёт за каждую миллисекунду. Конечно, ни один инвестор и даже его торговый робот с такой частотой не работает. Да и задержку на несколько десятков миллисекунд человек не заметит. Но если поручения клиентов будут обрабатываться медленно, скопится очередь на обработку, и это будет тормозить работу всей цепочки. Борьба за миллисекунды привела к весьма впечатляющим результатам. Так, общее время одной транзакции, включая упоминавшийся предварительный контроль, средствами 0,ШК составляет, в зависимости от торговой площадки, от 7

до 10 миллисекунд (а количество заявок, обрабатываемых сервером О.ШК у крупного брокера, - 2,5 млн в день, при 350 тыс. сделок в день).

От фасада к тылу

Системы интернет-трейдинга довольно схожи между собой. Их можно разделить на два основных вида. Первый - система, предназначенная для проведения собственных операций институциональным инвестором (банком, инвестиционной компанией) без необходимости обслуживания клиентов. Второй - брокерская система, включающая в себя сервер брокера и рабочие места клиентов. Частный инвестор может пользоваться только той системой, которая установлена у данного брокера, предоставляющего инвестору удалённое рабочее место (программное обеспечение и доступ на сервер, через который можно участвовать в торгах). Так что частный инвестор, который намерен работать на определённой системе интернет-трейдинга, должен выбрать себе брокера, использующего такую систему. И наоборот, выбрав брокера, клиент автоматически связывает себя с определённой системой интернет-трейдинга.

Для конкретности рассмотрим уже несколько раз упоминавшуюся систему ЦШК, которая в своём развитии прошла общие для отрасли и для подобных систем этапы. Её варианты - 0,ШК-Дилер и ОШК-Брокер, суть которых понятна из их названия. Ещё один вариант - ОШК-]ишог. Это - учебная торговая система, предназначенная для овладения навыками биржевой торговли и приемами работы в системе ОШК. Учебная версия - это не особенность ОШК, они имеются и у ряда других систем интернет-трейдинга. Особенность же в том, что ОШК^ишог установлен в нескольких десятках вузов, где используется для проведения практических занятий в различных курсах по финансовым рынкам.

ОШК-Брокер поддерживает работу с несколькими видами клиентских терминалов. Первый - рабочее место ОШК. Это устанавливаемая на компьютер пользователя специальная программа, предназначенная для просмотра и анализа биржевых котировок, а также осуществления сделок. Она является функциональным аналогом рабочего места биржевого трейдера - мощным инструментом обработки биржевой информации с широким набором функций, применимым для выполнения как простых, так и специализированных операций. В него входит

Финансовый рынок - это технологии

встроенный язык (ЦР^Е) для создания таблиц с расчетными параметрами и программирования торговых стратегий (создания торговых роботов).

Другой вид терминала - webQUIK, полноценный биржевой терминал, но работающий в окне интернет-браузера. Он позволяет совершать сделки с ценными бумагами без использования специальных программ. При этом система доступна с любого компьютера, имеющего выход в Интернет - из дома, с работы или интернет-кафе. Терминал webQUIK также удобен для активных участников торгов в качестве замены рабочего места 0,ШК в поездке. И, наконец, Роск^ОШК - специальная версия программы для работы на карманных компьютерах (смартфонах, коммуникаторах).

Технически О.ШК реализован как огромное количество модулей. Из этих «кубиков» можно сложить практически любую конструкцию, которая устроит брокера и его клиентов. Совокупностью модулей и настроек можно решить весь спектр задач, стоящих перед системой интернет-трейдинга.

0,ШК - это так называемая фронт-офисная система. А есть ещё мидл-офис и бэк-офис. Фронт-офис - это часть компании, непосредственно взаимодействующая с клиентом, которую видит клиент. Но лучше вместо дефиниций использовать аналогию. Возьмём банк. В нём фронт-офисом будет операционный зал. Мидл-офис - те подразделения, которые непосредственно не работают с клиентом, скрыты от него. Они обеспечивают подготовку и принятие решений, касающихся деятельности банка. А бэк-офис - это вспомогательные службы банка, в частности, ведущие учёт движения ценных бумаг. А как они выглядят в инфраструктуре офиса брокера, показано на рисунке.

Фронт-офисные системы, т.е. системы интернет-трейдинга, как говорилось выше, сейчас довольно успешно справляются с огромными и всё растущими потоками информации. После завершения торгов главная нагрузка выпадает на бэк-офис, который должен по итогам торгового дня подготовить отчётность различных видов. И тут - слабое место инфраструктуры биржевой торговли: бэк-офисное программное обеспечение оказалось не готово к резкому росту числа сделок, порождённому интернет-трейдингом. Даже если говорить не о крупнейших российских брокерах (через которых, напомним, проходит до 350 тыс. сделок в день), а о 50-100 тыс. сделок в день, характерных для довольно большого числа брокеров, то и с таким

Сделки, заявки, котировки (выводы активов)

Сделки, заявки, котировки (выводы активов)

Позиции, комиссии, вводы (выводы) активов

Бэк-офис

Инфраструктура офиса брокера

объёмом имеющееся на рынке программное обеспечение справляется плохо или вовсе захлёбывается. Из-за этого крупным брокерам приходится опираться на собственные разработки и постоянно совершенствовать их.

По сути, это оказывается сдерживающим фактором для фондового рынка страны в целом. Таким образом, задача создания рыночного программного продукта, обеспечивающего автоматизацию учетных операций, оперативную организацию документооборота и подготовку различных видов отчетности инвестиционной компании или банка, оказалась принципиально важной.

Пример компании «ARQA Technologies» и тут является демонстрацией общих тенденций. Разработка «высокоскоростных» комплексов мидл- и бэк-офиса была вызовом времени, поскольку от этого зависело будущее основного продукта компании - системы QUIK. Ответом на этот вызов стало создание компанией «ARQA Technologies» программной платформы QORT. На её основе реализованы решения для внутренних задач инвестиционных компаний и банков - midQORT и backQORT, которые могут быть использованы в качестве базовых систем с дальнейшей подгонкой под индивидуальные потребности и задачи пользователя. Автоматизированный бэк-офис - это backQORT. А midQORT - автоматизированный мидл-офис, обеспечивающий мониторинг и управление

Финансовый рынок - это технологии

позициями и рисками с учетом всех рынков и групп участников, а также определение финансового результата в разрезе, нужном инвестиционной компании или банку.

Если ещё раз взглянуть на рисунок, то окажется, что ЦШК, midQORT и backQORT охватывают всю цепочку. И в совокупности они представляют собой комплекс продуктов, способных обеспечить сквозную автоматизацию работы инвестиционных компаний и банков на финансовых рынках. Все три системы адаптированы друг к другу по потокам информации и быстродействию.

Уникальное из универсального

К этому моменту, по-видимому, пафос заголовка статьи уже стал понятен для читателя. В настоящее время технологии стали ключевым аспектом развития финансового сектора. Интернет-трейдинг - это только самый яркий пример, когда развитие технологий привело к перевороту в обширной области этого сектора. Но если приглядеться, это видно и в других областях финансового сектора, только прогресс там гораздо более плавный и постепенный. Хотя бы во взаимоотношениях частных клиентов и банков.

Однако бизнес - отнюдь не пассивная сторона прогресса, ожидающая милостей от развития технологий. Он сам рождает требования к ней: к скорости обработки информационных потоков, к объёмам потоков, которые должны успевать «переваривать» программные и технические средства, к видам операций, которые нужно производить, наборам индикаторов, которые нужно рассчитывать, и т.д. И тут технология следует за бизнесом, удовлетворяя его требования. А иногда и опережая его, предлагая новые возможности и решения, которые, в свою очередь, создают возможности для дальнейшего развития бизнеса.

Необходимость наиболее полно удовлетворить нужды заказчика привела к изменению архитектуры программного обеспечения. Любой «монолитный» комплекс программ, каким бы гибким и универсальным ни был, всегда имеет какой-то предел «на-страиваемости». А чтобы выйти за этот предел, программное обеспечение нужно изменять. В конечном счёте это может вылиться в то, что для каждого заказчика придётся разрабатывать свой комплекс программ. Выход - в модульном построении

программного обеспечения и сборке из этих «кубиков» программного комплекса, который устраивает клиента.

И на этом пути возникает новая модель взаимоотношений между разработчиком и потребителем информационных технологий: не разработчик расхваливает свой продукт, рассказывая, какие замечательные решения в него заложены, а клиент рассказывает о своих проблемах, требующих решения. А разработчик, вникая в эти проблемы, определяет, какая комбинация имеющихся у него модулей и решений могла бы дать максимальное приближение к цели, поставленной клиентом. Таким образом, разработчик становится по сути частью команды заказчика.

Причём без такого рода взаимоотношений автоматизация, например, мидл- и бэк-офисов оказалась бы невозможной: каждая инвестиционная компания и банк «внутри» настолько специфичны, что никакие универсальные решения тут не приложимы. У каждого свои традиции, сложившиеся схемы документооборота, регламенты и т.д. И разработчику важно понять, как устроен бизнес заказчика, а заказчику - что ему могут дать информационные технологии. В результате такого взаимного обучения из огромного набора универсальных «кубиков» строится уникальная программная система, учитывающая специфику и нужды конкретного заказчика. И, если какому-то заказчику потребовался новый «кубик», он разрабатывается с учетом его возможного использования и другими клиентами, давая возможность строить новые, до того не реализованные решения.

Но клиенты компании-разработчика - только часть внешней среды, от которой зависит её деятельность. Говоря языком специалистов по информационным системам, компания должна иметь максимально возможное количество внешних «интерфейсов» для получения информации от клиентов (не только существующих, но и потенциальных), регуляторов, бирж. Без высокой степени открытости и прозрачности компания, работающая в сфере информационных технологий, не имеет шансов на устойчивое развитие. Современная технология без внимания к бизнесу, в котором она используется, и пользователям технологии из-за высокой скорости изменений во всех сферах просто не успеет вовремя перестроиться или «выскочить» из тупиковой ветки разработок.

Финансовый рынок - это технологии

Изменения в регулировании, новые инструменты и режимы торгов на биржах должны как можно быстрее учитываться в программных комплексах типа QUIK и QORT. А так как адаптация программного обеспечения требует времени, современные компании-разработчики участвуют в предварительных обсуждениях грядущих изменений в соответствующих публичных комитетах регуляторов и бирж.

В отношениях с клиентами используются (наряду с упоминавшейся совместной работой на стадии разработки или модернизации системы для конкретного клиента) разнообразные и многочисленные формы взаимодействия. Это - рабочие семинары в местах сосредоточения имеющихся и возможных клиентов (так, компания «ARQA Technologies» регулярно проводит такие семинары в Москве, а также в других клиентских фокус-центрах), участие в ведущих мировых и российских технологических и финансовых выставках и форумах, активный диалог не только с непосредственными клиентами, но и с конечными пользователями разработок компании - например, клиентами банка, использующими рабочее место QUIK, - через интернет-представительства. Так, любой такой пользователь может задать свой вопрос или высказать пожелание через открытые форумы пользователей QUIK, а разработчик ответит на эти вопросы и примет во внимание пожелания при проектировании новых версий программного обеспечения или при разработке новых услуг. А чтобы пожелания прямых клиентов выслушивали более внимательно, в составе совета директоров компании, в соответствии с современными корпоративными стандартами, появился представитель в статусе независимого директора.

Тут возникает любопытная аналогия с кодексами корпоративного управления, которые в мировой практике становятся нормой для открытых акционерных обществ. В таких кодексах декларируется и воплощается максимальная степень открытости и прозрачности компании. Но если для «обычных» компаний следование этим принципам - одно из средств повышения привлекательности для инвесторов, то для компаний, работающих в сфере информационных технологий на финансовых рынках, - это требование, исходящее из самой сути ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.