Научная статья на тему 'Развитие взаимодействия инвестиционной компании с клиентами'

Развитие взаимодействия инвестиционной компании с клиентами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОМПАНИИ / КЛИЕНТ / ОТЧЕТ БРОКЕРА / СДЕЛКА / БЭК-ОФИС / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КЛИЕНТА / ЦЕННЫЕ БУМАГИ КЛИЕНТА / BROKER'S ACCOUNT / CUSTOMER'S CASH ASSERTS / CUSTOMER'S SECURITY / INVESTMENT COMPANY / INTERACTION OF THE INVESTMENT COMPANY / CUSTOMER / TRANSACTION / BACK-OFFICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матинченко Е. С.

Понятие «взаимодействие инвестиционной компании с клиентами» в литературе еще не установилось, считаем целесообразным его определить, а также раскрыть основные этапы взаимодействия, а именно: 1. Взаимодействие по привлечению клиента. 2. Взаимодействие по совершению клиентских сделок и операций по счету клиента. 3. Взаимодействие по предоставлении отчетности о проведенных операциях по счету клиента. 4. Взаимодействие по предоставлении вспомогательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We have not determined the notion «interaction between the investment companies and the customers» in the literature we consider it to be reasonable to determine it and to explore the main stages of the interaction: 1. Interaction with the aim to attract the customer 2. Interaction with the aim to settle the customer's transactions and customer's account operations 3. Interaction with the aim to present the accounting about settled operations in the customer's account. 4. Interaction with the aim to render the additional services

Текст научной работы на тему «Развитие взаимодействия инвестиционной компании с клиентами»

Е.С. Матинченко

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОМПАНИИ

С КЛИЕНТАМИ Аннотация

Понятие «взаимодействие инвестиционной компании с клиентами» в литературе еще не установилось, считаем целесообразным его определить, а также раскрыть основные этапы взаимодействия, а именно:

1. Взаимодействие по привлечению клиента.

2. Взаимодействие по совершению клиентских сделок и операций

по счету клиента.

3. Взаимодействие по предоставлении отчетности о проведенных

операциях по счету клиента.

4. Взаимодействие по предоставлении вспомогательных услуг.

Annotation

We have not determined the notion «interaction between the investment companies and the customers» in the literature we consider it to be reasonable to determine it and to explore the main stages of the interaction:

1. Interaction with the aim to attract the customer

2. Interaction with the aim to settle the customer's transactions and

customer's account operations

3. Interaction with the aim to present the accounting about settled

operations in the customer's account.

4. Interaction with the aim to render the additional services

2008 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Ключевые слова

Инвестиционная компания, взаимодействие инвестиционной компании, клиент, отчет брокера, сделка, бэк-офис, денежные средства клиента, ценные бумаги клиента.

Keywords

Investment company, interaction of the investment company, customer, broker’s account, transaction, back-office, customer’s cash asserts, customer’s security.

Реализация стратегии экономического развития страны в значительной мере зависит от успешного функционирования институтов рынка, обеспечивающих доступ предприятий и частных инвесторов к капиталу на выгодных условиях. Роль биржевого рынка ценных бумаг чрезвычайно важна для развития инвестиционных процессов. Однако положительное воздействие инвестиционных компаний на развитие рынка ценных бумаг, особенно взаимодействие инвестиционных компаний и ее клиентов, в современной научной литературе почти не рассматривалось.

Преимуществами инвестиционных компаний, привлекающими инве-сторов-клиентов, являются широкие возможности диверсификации портфеля ценных бумаг, квалифицированное

управление фондовыми активами, что обеспечивает распределение рисков и повышение ликвидности инвестируемых средств. Мелкие и средние инвесторы, не обладающие значительными свободными денежными ресурсами и, следовательно, возможностями диверсификации своего портфеля ценных бумаг, прибегая к услугам инвестиционных компаний, получают возможность использовать более сбалансированный набор фондовых ценностей.

Поскольку понятие «взаимодействие инвестиционной компании с клиентами» в литературе еще не установилось, считаем целесообразным его определить как комплекс действий, направленных на привлечение и сопровождение клиентов по договору обслуживания в рамках Законодательства РФ "О лицензировании профессиональных участ-

ников рынка ценных бумаг", предоставление клиентам вспомогательных услуг и сотрудничество с клиентами для более полного удовлетворения запросов и пожеланий клиента и с целью получения прибыли клиентом и компанией.

Исходя из предложенного определения, нами было выделено четыре основных направления взаимодействия инвестиционной компании с клиентом:

1. Взаимодействие по привлечению клиента.

2.Взаимодействие по совершению клиентских сделок и операций по счету клиента.

3. Взаимодействие по предоставлению отчетности о проведенных операциях по счету клиента.

4.Взаимодействие по предоставлению вспомогательных услуг.

Рассмотрим более подробно этап взаимодействия инвестиционной компании с клиентами по предоставлению отчетности о проведенных операциях по счету клиента.

Взаимодействие по предоставлении отчетности о проведенных операций по счету клиента. Одной из самых важных сторон взаимодействия инвестиционной компании с клиентом является взаимодействие через представление брокерской отчетности. Отчет брокера содержит в себе информацию об исполненных поручениях, а также сведения об остатках и движении денежных средств/ценных бумаг и о задолженности клиента по результатам исполненных поручений (при наличии).

Специфика деятельности инвестиционных компаний обосновывает необходимость особого внутреннего

учета. Менеджмент инвестиционной компании обязан оперировать новейшей и достоверной финансовой информацией. Ему необходимо в любой момент знать, какой портфель у компании на текущий момент, каков размер денежной позиции компании и клиентов и так далее.

Бухгалтерский учет не может столь оперативно отвечать требованиям менеджмента, в силу того что данный учет направлен в основном на подготовку финансовой и налоговой отчетности регулирующим органам, что не требует такой сверхоперативности.

Исходя из этого, инвестиционные компании ведут внутренний учет, направленный на представление финансовой информации менеджменту и клиентам для принятия оперативных инвестиционных решений, прозрачности и доступности всех денежных операций и операций с ценными бумагами по их счетам.

Подготовкой отчетности, рассылкой по клиентам, а также решением вопросов взаимодействия с клиентами через брокерскую отчетность занимается специализированный отдел - отдел сопровождения/поддержки торговых

операций (бэк-офис) инвестиционной компании. Данный отдел также ведет внутренний учет в инвестиционной компании.

Опираясь на «Стандарты внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров - членов НАУФОР», выделяем следующие основные задачи внутреннего учета инвестиционных компаний:

• формирование полной, достоверной и оперативной информации об операциях с ценными бумагами и связанными с ними денежными операциями;

• подготовку документов для совершения сделок с ценными бумагами;

• составление регулярной внутренней отчетности менеджменту;

• подготовку регулярной отчетности клиентам.

Внутренний учет в инвестиционных компаниях ведется, как правило, в дополнение к бухгалтерскому учету. Структура бэк-офиса определяется размерами компании, содержанием и объемом операций. По правилам НАУФОР, бухгалтерский и внутренний учет должны вести обособленные подразделения. Однако на практике небольшие компании могут иметь бэк-офис, не полностью обособленный от бухгалтерии, что может привести к «конфликту интересов». Достаточно крупные компании имеют обособленный бэк-офис с разделением на функциональные группы, отвечающие за определенные направления работы, связанные с исполнением документов и их учетом, поскольку каждый этап прохождения сделки связан с формированием, получением и отправкой определенных документов.

Рассмотрим более подробно одну из задач бэк-офиса - подготовку регулярной отчетности клиентам. В целом можно сказать, что инвестиционные компании ведут счета клиентов, в которых отражаются денежные остатки по счетам (дебиторская или кредиторская задолженность клиентов), количество ценных бумаг, которые компания должна поставить клиенту, или ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении инвестиционной компании.

В ходе анализа данного вопроса, в том числе и по опросам клиентов инвестиционных компаний физических и юридических лиц, нами было установлено, что отчеты брокера на практике во многом не соответствуют требованиям клиентов. А именно: отчет брокера часто не имеет наглядной, простой для понимания и восприятия формы. Исходя из этого, нами была разработана и пред-

ложена форма отчетности, наиболее отвечающая запросам клиентов.

По требованиям НАУФОР, профучастник обязан представлять своим клиентам ежедневный отчет при наличии операций, сводный отчет не реже, чем раз в квартал. А также по желанию клиента на договорной основе представляются отчеты за любой период. Ежедневные отчеты направляются клиентам не позднее конца дня, следующего за отчетным. Нами было установлено, что большинству клиентов требуется отчет брокера до 12:00 часов дня, следующего за отчетным, что связано со спецификой клиентов, особенно юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг. Например, во многих управляющих компаниях отдел бэк-офиса и бухгалтерия должны отчитаться перед своим специализированным депозитарием не позднее 13-00 часов дня, следующего за отчетным. Для того чтобы обеспечить такую оперативность, нами предложено направлять ежедневные отчеты клиентам факсом или электронной почтой в виде копии с печатью и подписью должностного лица.

Каждая инвестиционная компания разрабатывает форму отчета индивидуально, опираясь на требования НАУФОР. Нами были проанализированы отчеты брокера ведущих российских инвестиционных компаний, в результате анализа в структуре отчета можно выделить следующие основные его части:

• общую информацию;

• денежный остаток по счету клиента на дату составления отчета;

• платежи за период после представления последнего отчета;

• количество ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении инвестиционной компании;

• все операции с ценными бумагами по счету клиента, включая за-

вершенные сделки купли-продажи, незавершенные сделки.

В результате анализа нами разработана и предложена форма отчета брокера, на наш взгляд, наиболее удобная для клиента. Рассмотрим разработанную форму отчетности более подробно.

«Общая информация» содержит символику, полное название, юридический адрес и контактную информацию инвестиционной компании, ФИО исполнителя, ФИО клиента - физического лица, полное название и ФИО высшего должностного лица клиента - юридического лица, адрес клиента, контактный телефон, номер и валюту счета, номер Договора/Соглашения, а также тип отчета и его период.

Всю остальную информацию целесообразно и удобно размещать в виде таблиц. Рассмотрим наиболее рациональную, на наш взгляд, форму ежедневного отчета для клиентов инвестиционных компаний, находящихся на голосовом брокерском обслуживании.

Клиенту инвестиционной компании в первую очередь необходимо видеть срез денежных средств на своем инвестиционном счету. На основе данных об остатках на денежном счету клиент может проанализировать свои торговые операции в предыдущем отчетном дне, а также запланировать торговые операции в текущем операционном дне. Данную информацию мы считаем рациональным размещать в виде таблицы.

Первая таблица «Денежные

средства» представляет собой следующие данные, необходимые, на наш взгляд, для полного информирования клиента об остатках денежных средств на его инвестиционном счету, а именно: всего денежных средств на начало операционного дня; заблокировано денежных средств на начало операционного дня; доступно денежных средств на начало операционного дня; внесено денежных средств на инвестиционный

счет в течение операционного дня; списано денежных средств на инвестиционный счет в течение операционного дня; всего денежных средств на конец операционного дня; заблокировано денежных средств на конец операционно-

го дня; доступно денежных средств на конец операционного дня.

Разработанная таблица наглядно показывает клиенту его входящий и исходящий денежный остаток, а также суммы зачисления/списания по его счету (рис. 1).

1. Всего на начало операционного дня

0.00

2. Заблокировано на конец операционного дня 0.00

3. Доступно на начало операционного дня 0.00

4. Зачислено на Инвестиционный счет в течение операционного дня 0.00

5. Списано с Инвестиционного счета в течение операционного дня 0.00

6. Всего на конец операционного дня: 0.00

7. Заблокировано на конец операционного дня 0.00

8. Доступно на конец операционного дня: 0.00

Рис. 1. Денежные средства.

Помимо среза денежных средств на инвестиционном счету, клиенту необходимо видеть и движение денежных средств по своему счету за отчетный операционный день. Данная информация помогает клиенту рассчитать свою прибыль от торговых операций за отчетный операционный день. Информацию о движении денежных средств мы также считаем рациональным отражать в виде таблицы.

Вторая таблица «Движение денежных средств за операционный день/период» показывает, на основании чего произведено то или иное движение по денежному счету. Таблица отражает следующие значения, необходимые для клиента: дату операции, номер и краткое описание операции, сумму зачисления, сумму списания. Заполняется таблица на основании проведенных операции (рис. 2).

Дата операции Номер/описание операции Сумма зачисления (Руб.) Сумма списания (Руб)

Рис. 2 Движение денежных средств за операционный день/период.

Проанализировав свои денежные средства, клиент должен видеть информацию по остаткам ценных бумаг. На основании данной информации клиент может оценить свой портфель, составить стратегию инвестирования, продумать торговые операции в предстоящем торговом дне. Исходя из этого, мы считаем, что данную информацию, необхо-

димую для клиента, следует отражать в виде таблицы.

Третья таблица «Ценные бумаги» наглядно показывает клиенту состав его портфеля, а также изменения, произошедшие с ним за отчетный период. Данные удобно представлять в виде таблицы, содержащей следующие параметры: биржевой код ценной бумаги; полное название эмитента; номер госу-

дарственной регистрации/выпуск;

вид/тип/форму выпуска ЦБ; количество на начало операционного дня; зачислено за операционный день; списано за операционный день; поручения к зачислению; поручения к списанию; количество на конец операционного дня; планируемый остаток на конец операционного дня.

Получив полную информацию о своих остатках по денежным средствам и ценным бумагам, проанализировав движение по счету денежных средств, клиент должен получить информацию о проведенных торговых операциях в отчетном операционном дне. Данная информация помогает клиенту - юридическому лицу принять к учету проведенные операции, проанализировать финансовый результат, клиентам, физическим лицам, также необходима информация о проведенных торговых операциях для оценки прибыльности операций, расходов виде комиссии брокера, биржи, депозитария (при наличии).

В таком виде клиент имеет полную информацию о состоянии бумаг на его счету. Виден входящий остаток, количество бумаг, принятых к зачислению/списанию, исходящий остаток, а также планируемое количество с учетом поручений к списанию/зачислению (рис. 3).

Данную информацию мы считаем рациональным размещать в виде таблицы.

Четвертая таблица «Торговые операции за операционный день/период» представляет собой основные параметры сделки, совершенной и исполненной за отчетный период. Данную информацию удобно представить в виде таблицы, содержащей следующие значения: дату; время, мск.; номер сделки; площадку; код ЦБ; вид/тип/форму выпуска; вид операции (покупка/продажа); количество ЦБ; цену; валюту цены; сумму сделки; НКД; планируемую дату расчетов по денежным средствам; планируемую дату расчетов по ценным бумагам (рис. 4).

Код ЦБ Название эмитента номер государственной регистрации/выпуск вид/тип/форма выпуска ЦБ количество на начало операционного дня зачислено за операционный день списано за операционный день поручения к зачислению поручения к списанию количество на конец операционного дня планируемый остаток на конец операционного дня

0 0 0 0 0 0 0

Рис. 3 Ценные бумаги.

дата Время, мск. Номер сделки площадка & д о вид/тип/форма выпуска а жа а д о р /а к п куп о По Количество ЦБ, шт. цена Валюта цены Сумма сделки КД Планируемая дата расчетов по ДС Планируемая дата расчетов по ЦБ

Дд/мм/гг 2 2 £ о о о о Дд/мм/гг Дд/мм/гг

Рис. 4 Торговые операции за операционный день/ период.

Заключительной информацией, необходимой для клиента, является обязательное отражение данных о нерас-считанных сделках. На основе этой информации клиент может оперативно принять решение о довнесении денежных средств, необходимых для расчета сделки, либо о частичной продаже активов. Исходя из этого, считаем целесооб-

разным размещение информации о не-рассчитанных сделках в виде таблицы.

Пятая таблица «Заключенные, но неисполненные сделки» аналогична предыдущей и несет информацию о сделках, которые по той или иной причине не рассчитаны в отчетном периоде (рис. 5).

дата Время, мск. Номер сделки площадка & д о К вид/тип/форма выпуска а жа а д о р с /а к п куп о По Количество ЦБ, шт. цена Валюта цены Сумма сделки КД Планируемая дата расчетов по ДС Планируемая дата расчетов по ЦБ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дд/мм/гг 2 2 ІҐ о о о о г г/ /д Д Дд/мм/гг

Рис. 5 Заключенные, но не исполненные сделки.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Ежедневная информация по предложенной системе отчетности полностью соответствуют запросам клиентов, является оперативной, полностью соответствует

стандартам внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров - членов НАУФОР. Данная форма

отчета позволяет оперативно представлять информацию как клиентам, так и менеджменту инвестиционной компании. Высокоинформативная форма отчета облегчает процесс общения между клиентом и менеджером счета. Предложенная форма отчетности может использоваться и для внутренних операций инвестиционной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.