Научная статья на тему 'Оптимизация форм внутренней отчетности инвестиционной компании как фактор повышения прозрачности операций на фондовом рынке'

Оптимизация форм внутренней отчетности инвестиционной компании как фактор повышения прозрачности операций на фондовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация форм внутренней отчетности инвестиционной компании как фактор повышения прозрачности операций на фондовом рынке»

© Матинченко Е.С. аспирант кафедры «Финансовоэкономический инжиниринг» РГЭУ «РИНХ»

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМ ВНУТРЕННЕЙ ОТЧЕТНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОМПАНИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ОПЕРАЦИЙ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

Специфика деятельности

инвестиционных компаний обосновывает необходимость особого внутреннего учета. Менеджмент инвестиционной компании обязан оперировать новейшей и достоверной финансовой информацией. Ему необходимо в любой момент времени знать, какой портфель у компании на текущий момент, каков размер денежной позиции компании и клиентов и т. д.

Бухгалтерский учет не может столь оперативно отвечать требованиям менеджмента в силу того, что данный учет направлен в основном на подготовку финансовой и налоговой отчетности регулирующим органам, что не требует такой сверхоперативности.

Исходя из этого, инвестиционные компании ведут внутренний учет, направленный на предоставление финансовой информации менеджменту и клиентам для принятия оперативных инвестиционных решений, прозрачности и доступности всех денежных операций и операций с ценными бумагами по их счетам.

Опираясь на «Стандарты внутреннего учета операций с ценными

бумагами для брокеров и дилеров — членов НАУФОР», можно выделить следующие основные задачи внутреннего учета инвестиционных компаний:

• формирование полной,

достоверной и оперативной информации об операциях с ценными бумагами и связанных с ними денежных операций;

• подготовка документов для совершения сделок с ценными бумагами;

• составление регулярной

внутренней отчетности менеджменту;

• подготовка регулярной отчетности клиентам.

Внутренний учет в инвестиционных компаниях ведется, как правило, в дополнение к бухгалтерскому учету. Ведет его подразделение под названием «бэк-офис». Структура бэк-офиса определяется размерами компании, содержанием и объемом операций. По правилам НАУФОР, бухгалтерский и внутренний учет должны вести обособленные подразделения. Однако на практике небольшие компании могут иметь бэк-офис, не полностью обособленный от бухгалтерии, что может привести к «конфликту интересов». Достаточно крупные компании имеют обособленный бэк-офис с разделением на функциональные группы, отвечающие за определенные направления работы, связанные с исполнением документов и их учетом, поскольку каждый этап прохождения сделки связан с формированием, получением и отправкой определенных документов.

Рассмотрим более подробно одну из задач бэк-офиса — подготовка регулярной отчетности клиентам. В целом можно сказать, что

инвестиционные компании ведут счета клиентов, в которых отражаются денежные остатки по счетам (дебиторская или кредиторская

задолженность клиентов), количество ценных бумаг, которые компания должна поставить клиенту, или ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в

номинальном владении инвестиционной компании.

Оперируя данной информацией, бэк-офис формирует клиентский отчет. По требованиям НАУФОР, профучастник обязан предоставлять своим клиентам ежедневный отчет при наличии операций, сводный отчет — не реже, чем раз в квартал. А также по желанию клиента на договорной основе предоставляются отчеты за любой период времени. Ежедневные отчеты направляются клиентам не позднее конца дня, следующего за отчетным. Как показывает практика, данные отчеты отправляются клиентам до 12:00 часов следующего дня, что связано со спецификой клиентов. Например, во многих банковских организациях бухгалтерия должна закрыть отчетный день не позднее 10:00 следующего дня. Чтобы обеспечить такую оперативность, ежедневные отчеты, как правило, направляются клиентам по факсу или электронной почте в виде отсканированной копии с печатью и подписью должностного лица. Отчеты формируются и рассылаются с помощью специального программного продукта, например Clirep.

Форма отчета разрабатывается каждой инвестиционной компанией индивидуально, опираясь на требования НАУФОР. В структуре отчета можно выделить следующие основные его части:

• общая информация;

• денежный остаток по счету клиента на дату составления отчета;

• платежи за период после представления последнего отчета;

• количество ценных бумаг, принадлежащих клиенту и находящихся в номинальном владении инвестиционной компании;

• все операции с ценными бумагами по счету клиента, включая завершенные сделки купли-продажи, незавершенные сделки.

«Общая информация» содержит символику, полное название,

юридический адрес и контактную

информацию инвестиционной компании, ФИО исполнителя, ФИО клиента — физического лица, полное название и ФИО высшего должностного лица клиента — юридического лица, адрес клиента, контактный телефон, номер и валюту счета, номер

Договора/Соглашения, а также тип отчета и его период. Вся эта информация располагается, как правило, в шапке отчета и занимает не более 1/3 листа формата А4. Удобнее использовать альбомную ориентацию страницы.

Всю остальную информацию удобнее и нагляднее размещать в виде таблиц. Рассмотрим наиболее

оптимальную, на наш взгляд, форму ежедневного отчета для клиентов инвестиционных компаний, находящихся на голосовом обслуживании.

Эти отчеты в табличной форме должны включать следующие элементы: «Денежные средства», «Движение

денежных средств за операционный день/период», «Ценные бумаги всего», «Торговые операции за операционный день/период», «Заключенные, но не

исполненные сделки».

Таблица «Денежные средства» представляет собой две колонки.

Первая колонка содержит следующие строки:

всего денежных средств на начало операционного дня;

заблокировано денежных средств на начало операционного дня;

доступно денежных средств на начало операционного дня;

внесено денежных средств на инвестиционный счет в течение операционного дня;

списано денежных средств на инвестиционный счет в течение операционного дня;

всего денежных средств на конец операционного дня;

заблокировано денежных средств на конец операционного дня;

доступно денежных средств на конец операционного дня.

Вторая колонка содержит числовые значения, соответствующие названиям первого столбца.

Данная таблица наглядно показывает клиенту его входящий и исходящий денежный остаток, а также суммы зачисления/списания по его счету.

Таблица «Движение денежных средств за операционный день/период» показывает, на основании чего произведено то или иное движение по денежному счету. Таблица представляет собой четыре столбца. Первый — дата операции, второй — номер и краткое описание операции, третий — сумма зачисления, четвертый — сумма списания. Заполняется таблица на основании проведенной операции.

Таблица «Ценные бумаги всего» (табл. 1) показывает клиенту состав его портфеля, а также изменения,

произошедшие с ним за отчетный период. Данные удобно представлять в виде таблицы из одиннадцати столбцов:

биржевой код ценной бумаги; полное название эмитента; номер государственной

регистрации/выпуск;

вид/тип/форма выпуска ЦБ; количество на начало

операционного дня;

^ зачислено за операционный день; ^ списано за операционный день; поручения к зачислению; поручения к списанию; количество на конец

операционного дня;

планируемый остаток на конец операционного дня.

В таком виде клиент имеет полную информацию о состоянии бумаг на его счете. Виден входящий остаток, количество бумаг, принятых к

зачислению/спи-санию, исходящий

остаток, а также планируемое количество с учетом поручений к

списанию/зачислению.

Таблица «Торговые операции за операционный день/период»

представляет собой основные параметры сделки, совершенной и исполненной за отчетный период. Данную информацию удобно представить в виде таблицы из четырнадцати столбцов:

^ дата;

время, мск.;

^ номер сделки;

^ площадка;

^ код ЦБ;

^ вид/тип/форма выпуска;

^ вид операции (покупка/продажа);

количество ЦБ;

^ цена;

^ валюта цены;

^ сумма сделки;

✓ НКД;

^ Планируемая дата расчетов по денежным средствам;

^ Планируемая дата расчетов по ценным бумагам.

Таблица «Заключенные, но не исполненные сделки» аналогична

предыдущей таблице и несет

информацию о сделках, которые по той или иной причине не рассчитались в отчетном периоде.

Пример табличных форм отчетности представлен в табл. 2.

Таблица 1. Ценные бумаги, всего

Код ЦБ Название эмитента Номер государствен ной Вид/тип/ форма выпуска ЦБ Количество на начало операционног о дня Зачислено за операционны й день Списано за операционны й день Поручения к зачислению Поручения к списанию Количество на конец операционног о дня Планируемый остаток на конец операционног

0 0 0 0 0 0 0

Таблица 2. Табличные формы внутренней отчетности внутренней компании

в s

5

I

о

о

DO

Cr

s

0

s s

§

1

Ui

N3

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

''I

| Дд/мм/гг дата

_с Время, мск.

Номер сделки

площадка

Код ЦБ

вид/тип/ форма выпуска

Покупка/ продажа

о Количество ЦБ, шт.

о цена

Валюта цены

о Сумма сделки

о нкд

Дд/мм/гг Планируема я дата расчетов по ПГ

Дд/мм/гг I Планируема я дата расчетов по ЦБ

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

В данной таблице отражается информация о совершенных и

рассчитанных сделках за отчетный период.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Предложенная форма ежедневного отчета полностью соответствуют Стандартам внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров — членов НАУФОР Данная форма отчета позволяет оперативно предоставлять информацию как клиентам, так и менеджменту инвестици-

онной компании. Отчет доступен для понимания как начинающим клиентам, так и «опытным». Высокоинформативная форма отчета облегчает процесс общения между клиентом и менеджером счета.

Таким образом, ежедневные отчеты представляют собой достаточно простую форму, и удобны в использовании как для клиента, так и для сотрудников инвестиционной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.