Научная статья на тему 'Функционально-речевая направленность вузовского преподавания русского языка'

Функционально-речевая направленность вузовского преподавания русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асельдерова Руманият Омаровна

В статье говорится о важности стилистического аспекта в преподавании русского языка. Подчеркивается роль совершенствования профессиональной культуры при подготовке учителя-словесника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-речевая направленность вузовского преподавания русского языка»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Асельдерова Руманият Омаровна

канд. филол. наук, доцент ДИРО г. Махачкала, РД Е-mail: [email protected]

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье говорится о важности стилистического аспекта в преподавании русского языка. Подчеркивается роль совершенствования профессиональной культуры при подготовке учителя -словесника.

Ключевые слова

Стилистическое многообразие, выразительные средства, речевое мастерство, стилистические возможности

слов, коммуникативные речевые условия

Современные требования подготовки учителя русского языка выдвигает в число актуальных задачи многоаспектного преподавания лингвистических дисциплин, совершенствования профессиональной речевой культуры. «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое важное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности» [1, с. 19].

Одним из факторов, в значительной степени определяющих уровень подготовки учителя -словесника, его речевое мастерство, является стилистический аспект преподавания русского языка. Это позволяет успешно решать комплекс теоретических проблем межпредметных связей, функциональности в обучении русскому языку и практических задач методики преподавания русского языка в учебных заведениях различного типа и профиля. Такие лингвистические дисциплины яркой функционально-речевой направленности, как стилистика, риторика, культура речи, филологический анализ текста, спецкурсы и спецсеминары по эстетике речи, вопросам функционирования языковых средств в различных коммуникативно-речевых условиях, не могут в полном объеме обеспечить высокий уровень владения русским языком, даже при условии увеличения количества часов на эти дисциплины в учебных планах. Глубокое же осмысление в функциональном плане вузовского курса «Современный русский язык» и историко-лингвистических дисциплин помогут достичь этой цели.

Стилистическая характеристика различных категорий и явлений современного русского языка необходима для более полного освещения их лексико-семантических и грамматических особенностей. Учет стилистических возможностей слов, их форм, конструкций, постоянная проекция их на речь не только расширяют знания студентов о языковой системе, но и формируют навыки использования языковых средств в соответствии с условиями и задачами общения. Это возможно только в результате постоянного внимания к вопросам функционирования различных элементов системы языка. Стилистический аспект позволяет определять функционально-семантическую нагрузку языковых средств в тексте, учит выбору их с точки зрения целенаправленного использования, выразительности, образности, помогает выразить одну и ту же мысль в различных синонимических вариантах. Важно акцентировать внимание студентов на функциональной целесообразности употребления речевых единиц как критерия языковой нормы, на стилистически значимых средствах языка, характеризующих функционально-речевые стили. При этом необходимо учить выявлять ненормативные словоформы, конструкции, сопоставляя их с соответствующими нормативными, определять индивидуальные и социально-групповые оценки речи.

Функционально - речевая направленность преподавания русского языка формирует обостренное восприятие изменения языковых норм (нарушения, колебания, варианты), вызывает необходимость их

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

мотивации. Так, например, не могут не вызывать интерес студентов варианты ударения в словах и словоформах русского поэзии А. Ахматовой, М.Исаковского, П. Антокольского и др., окказионализмы, свидетельствующие о стилистических ресурсах словообразования (разботинкивать, лунатизировать, почайнить - В. Ардов; мерседизация, рефендурировать, ваучербекерно, новомышленцы, интерсваха, купонизация, бамавчата и многие другие из современной периодической печати), многочисленные трансформированные фразеологизмы из того же источника (жильё определяет сознание; рождённый брать, давать не может; цены голодного не разумеют; вот тебе, бабушка, и новая пенсия; перекуем рубли на акции; Платон мне друг, но бизнесмен дороже). Выявление особенностей стилистического употребления синтаксических конструкций, как связанных, так и не связанных синонимическими отношениями, позволяет формировать навыки и умения их употребления, трансформации и стилистической дифференциации. В значительной мере способствует этому опора на тексты произведений различных жанров и стилей. Так, привлекая роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», можем иллюстрировать ритмико - синтаксическую функцию однородных и неоднородных членов предложения (Сложный тонкий яд лести, почтительности, восхищения. Рвало, трясло, взметывало и полыхало густым беспрерывным гулом, трескучим пожаром выстрелов), деепричастий и деепричастных оборотов (Шел, чутко вслушиваясь, обходя освещённые улицы, пробираясь по безлюдным проулкам. Притворив дверь в соседнюю комнату, задёрнув окно занавеской....).

Стилистический аспект может касаться всех ярусов языка, органически включаться в методическую систему изучения современного русского языка. Дисциплины историко - лингвистического цикла, особенно история русского литературного языка, нацеливают студентов на осмысление изучаемого материала в функциональном плане: лексико - стилистические особенности старославянского языка, функционирование народно - разговорного и церковнославянского языков, нормы употребления стилистически различных единиц и другие вопросы анализ текстов различных эпох, отражающих пути функционирования русского литературного языка, позволяют решать задачи с функционально - речевой установкой.

Стилистический аспект преподавания русского языка актуален и перспективен, поэтому он должен найти отражение в программах дисциплин лингвистического цикла всех ступеней многоуровневого высшего образования (и в первую очередь на стадии бакалавриата), в учебниках, учебных пособиях, методических рекомендациях.

Список использованной литературы 1. Виноградов В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания. 1961. №4. С. 19.

© Асельдерова Р.О.., 2015

Дырдин Александр Александрович

д. филол. наук, профессор УлГТУ г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]

ВОЛЖСКИЙ ХРОНОТОП В ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА*

Аннотация

Рассматривается своеобразие философии пространства в творчестве А.П. Платонова начала 1930-х гг., соотнесенность авторской модели действительности с географическими и природными реалиями Средней Волги. Вводится понятие гетеротопии как концепта, с помощью которого характеризуются переход от конкретных географических точек к целостному вйдению мира, а также творческая позиция писателя.

Ключевые слова

«Волжский» цикл А. Платонова, хронотоп, травелог, философия пространства, образ Средней Волги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.