5. Крупнов, Ю.В. Каждому - поместье и дом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kroupnov.ru/5/104_1.shtml. - Загл. с экрана.
6. Курбатов, В. Дом у дороги / В. Курбатов // Родина. - 2005. - № 1. - С. 13-18.
7. Лоуэнталь, Д. Прошлое - чужая страна / Д. Лоуэнталь; пер. с англ. А.В. Говорунова. -СПб. : Владимир Даль [и др.], 2004. -606 с.
I.V. KRASNOBAEV
PRESERVATION AND CONTEMPORARY USE OF COUNTRY ESTATES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
The article deals with the analysis of functions of the architectural heritage of country estates in Russia of nowadays. Preservation experience and use of country estates are being investigated, classified and estimated.
УДК 72.01
Н.С. БЕЛОУСОВА, аспирант,
УралГАХА, Екатеринбург
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Современное преобразование производственных процессов привело к формированию новых типов предприятий, в частности транспортно-логистических комплексов. Возникла необходимость исследования особенностей функционально-технологической организации и архитектурно-планировочных построений ТЛК, обусловленная требованиями архитектурного проектирования. Главной задачей становится определение пути перспективного формирования комплексов на основе новых технологий производства.
Архитектурно-планировочные решения транспортно-логистических комплексов (ТЛК) зависят от их функционально-организационных характеристик и типа перевозочного процесса в складских терминалах и транспортных узлах. Тип перевозочного процесса определяется сочетанием и взаимодействием разных видов транспорта: автомобильного и железнодорожного, железнодорожного и водного, автомобильного, железнодорожного и воздушного и др.
Исследованиями автора выявлены следующие типы перевозочных процессов: простой - одновидовой, смешанный, в котором взаимодействуют два вида транспорта, и сложный - комбинированный, возникающий при взаимодействии трех и более видов транспорта. В литературных источниках по логистике и товародвижению приняты две модели организации перевозок: унимодальная, в которой предусматривается использование одного вида транспорта, и интермодальная - с несколькими видами транспорта. Интермодальная модель, в свою очередь, имеет следующие модификации: мультимодальная,
© Н.С. Белоусова, 2007
трансмодальная и амодальная. Все модификации определяются правовыми, юридическими и техническими условиями взаимодействия компаний-операторов грузоперевозок [1].
Простой - одновидовой тип перевозочного процесса возникает при использовании одного вида транспорта на протяжении всего маршрута движения. В одновидовых маршрутах обычно отсутствуют промежуточные операции по складированию и грузопереработке. Простой тип перевозочных процессов характерен для транзитных перевозок по автомобильным и железным дорогам. Смешанный тип перевозочного процесса является промежуточным или переходным от простого к сложному. Сложный или комбинированный тип перевозочного процесса возникает при последовательном использовании нескольких видов транспорта, причем в течение всего маршрута движения. Простые типы перевозок вызывают необходимость операций по складированию, хранению, укрупнению и разукрупнению партий грузов на маршрутах; смешанные и сложные типы связаны с контейнерными и другими способами хранения и составляют основу развития партионных грузовых перевозок. Несмотря на различные типы перевозочных процессов, ТЛК строятся на едином принципе деятельности, основанной на синхронизации и параллельности функциональных действий всех составляющих перевозочно-технологического процесса, и обеспечивают его деловую, производственную и обслуживающую активность.
Деятельность ТЛК определяется единым принципом организации, его функциональным назначением, производством, объектами деловой активности и обслуживания (рис. 1). Составляющими принципа организации являются управление, информатика, финансы. В его функции входят снабжение потребителей, распределение продукции, обмен товаров и др. Главными определяющими производства ТЛК являются сортировка грузов, их хранение и комплектация с помощью подъемно-транспортного оборудования. В отличие от ранее строившихся обособленных складов, транспортно-логистические комплексы представляют собой взаимосвязанную систему отдельных элементов (или групп) производств, к которой относятся терминалы, транспортные здания и сооружения, причалы, административные здания, коммерческие центры, торгово-выставочные комплексы и др. Все эти элементы можно подразделить на четыре функционально-технологические группы: транспортную, информационную, складскую и торговую (рис. 2). Основное производственное «ядро» транспортно-логистического комплекса формируют элементы складской и транспортной функциональных групп.
Транспортную группу составляют разного вида здания и сооружения, предназначенные для обслуживания транспортных средств: пассажирские и грузовые терминалы, автотранспортные и железнодорожные депо, гаражи, механические и ремонтные мастерские, а также транспортные коммуникации -автомобильные и железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные полосы, сортировочные станции, грузовые станции, железнодорожные парки, автодороги, разворотные площадки и др. (рис. 2, А). Эти составляющие транспортной инфраструктуры создают особый характер архитектурной застройки, выделяющейся своеобразными композиционными акцентами в структуре города.
Рис. 1. Формы деятельности ТЛК
Рис. 2. Функционально-технологические группы ТЛК
Как правило, транспортные объекты ТЛК воспринимаются в пространстве окружающего их «транспортного поля», застройка которого зависит от вида или видов транспорта.
Автодорожные транспортные поля формируются открытыми пространствами автодорог и подъездных путей, их одноуровневыми и многоуровневыми развязками, разворотными и маневровыми площадками, стоянками легкового и грузового транспорта и т.п. Железнодорожные транспортные поля компонуются парками железнодорожных путей различного назначения, сортировочными станциями, железнодорожными грузовыми дворами, контейнерными пунктами и другими технологическими площадками. Воздушные транспортные поля создаются взлетно-посадочными полосами аэродромов, водные - акваториями, причалами и прибрежными территориями портов. При совмещении нескольких видов транспорта транспортные поля образуют сложные территориальные сочетания (рис. 3). Они становятся разделительными пространственными полигонами между зданиями, формирующими транспортно-логистические комплексы, и другими объектами застройки города.
Особенностью формирования всех транспортно-логистических комплексов является создание в них, вокруг транспортных полей, «буферной зоны». Она является своеобразной защитной зоной для ТЛК и определяет его территориальные границы. Буферная зона формируется территориальным разрывом («буфером»-компенсатором) между объектами застройки транспортно-логистического комплекса и застройки города. В этой зоне могут размещаться элементы озеленения, благоустройства, проезды и автостоянки ТЛК, а также проходить трассы подземных инженерных коммуникаций. Территориальные границы буферной зоны не совпадают с границами его санитарно-защитной зоны - они разные. Санитарно-защитные зоны определяются вредным воздействием ТЛК на окружающую среду, а буферная зона представляет его структурный элемент. Санитарно-защитная зона ТЛК, как правило, полностью перекрывает буферную зону.
Для информационной функциональной группы транспортно-логистических комплексов характерно использование структур многоэтажных зданий - своеобразных «интеллектуальных» терминалов. Они включают: центры управления, телекоммуникационные центры, офисы компаний-операторов перевозок. Центры управления вместе с диспетчерскими постами и залами, оборудованными современной компьютерной и информационной техникой, координируют движение транспортных составов и формируют невидимые пространственные зоны «влияния» (рис. 2, Г). Телекоммуникационные центры обрабатывают все информационные потоки, как входящие, так и исходящие.
Компании-операторы перевозок решают технические, правовые, финансовые и юридические вопросы, связанные с транспортировкой, получением, хранением и доставкой потребителям грузов.
а)
Условные обозначения:
] - водное транспортное иоле | - автодорожное т ранспортное поле
] - железнодорожное транспортное поле | | - портовые здания л сооружения
] - воздушное транспортное поле | - пассажирские терминалы аэропорта
Рис. 3. Транспортные поля:
а - морского транспорта; б - воздушного транспорта; в - автодорожного
Складскую функциональную группу формируют складские терминалы и сопутствующие им сооружения хранилищ, административно-бытовых корпусов и прочих вспомогательных объектов. Складские терминалы имеют разное назначение: хранение готовой продукции, создание запасов, сглаживание неравномерностей при партионной поставке товаров и в сезонном потреблении. В связи с этим они подразделяются на базовые, грузовые, производственные, торгово-производственные, торговые, перевалочные, распределительные, универсальные и специализированные [2]. Кроме того, они могут быть закрытыми, полузакрытыми (навесы) и открытыми (размещаемыми на специальных складских площадках). Однако современные складские терминалы в большинстве случаев представляют собой высотные стеллажные, автоматизированные постройки. Для грузовых терминалов широко используются, в основном, большепролетные (одно- и многопролетные) сооружения зального, ячейкового или павильонного типа, выполненные, в том числе, и из легких металлических конструкций (рис. 2, Б).
Складские терминалы представляют собой сложные производственные образования, построенные на взаимодействии различных функциональнотехнологических участков. В них выделяют следующие участки: грузовых фронтов, приемной экспедиции с таможенным и карантинным постами, складирования и хранения, комплектации с экспедицией отправления. Для складских терминалов характерна высокая степень влияния «внешних» факторов. К таким внешним факторам относятся неравномерность циклов производства и потребления, а также движения и доставки грузов. Различие в циклах производства и потребления проявляется в том, что «изготовленные сегодня товары могут потребоваться только завтра или в следующем месяце, или в следующем году» [3]. Особенность движения транспорта зависит от природных, климатических, правовых, юридических и других условий, которые могут носить даже «вероятностный», то есть непредвиденный характер. Эти вероятностные факторы необходимо учитывать, например, создавая «мобильные» здания складов, резервные площади для складирования и дальнейшего развития транспортных коммуникаций.
Торговую функциональную группу (рис. 2, В). составляют торговые, выставочные, офисные здания и сооружения. К ним относятся коммерческие центры и бизнес-центры, здания банков и др. Элементы этой группы многочисленны и многофункциональны.
Торговые и выставочные объекты характеризуются потребностью развития больших внутренних пространств и свободной планировки в них с высокой комфортностью организации. Особенность формирования торговой группы при ее многофункциональности сказывается в необходимости создания территориального разрыва между объектами и возможности размещения их в различных зонах города. При этом особую группу торговых объектов составляют торгово-складские комплексы.
Торгово-складские комплексы - наиболее изученные объекты науки и практики. Например, научная работа архитектора С.Д. Ганжи посвящена архитектурно-планировочной организации специализированных торговоскладских комплексов [4]. В ней рассматривается тип складского комплекса,
по своим производственным характеристикам близкий к среднему ТЛК городского значения - своеобразный распределительный центр или универсальный складской комплекс («накопитель») продовольственных и промышленных товаров общего ассортимента. Такой тип торгово-складского комплекса предназначен для функционирования торговой сети города. Чаще всего он размещается в производственно-селитебных образованиях и на территориях производственно-коммунальных зон.
В настоящее время таких торгово-складских комплексов строится много. Так, в г. Екатеринбурге к ним относятся: Металлоцентр «Сталепромышленной компании», «Трансарсенал», ОАО «Уралстройкомплект», терминал «Чкалов-ский» и др. Примером такого ТЛК городского значения является и торговоскладской комплекс Кировского оптового рынка - КОР (рис. 4). Он состоит из трех частей, соответствующих этапам его строительства (1990-е гг., начало 2000-х гг., 2005-2006 гг.). Территория первой части включает открытый рынок с торговыми павильонами и стоянкой грузовых автомобилей, второй - здание торгового терминала с автостоянкой для легковых автомобилей, третьей - здание складского терминала с разгрузочной площадкой. Подобная эволюция застройки характерна для многих ТЛК городского значения.
а)
Рис. 4. Кировский оптовый рынок (КОР) в г. Екатеринбурге:
а - главный фасад; б - общий вид; в - поэтапный план застройки
Несмотря на то, что транспортно-логистические комплексы городского значения, в сущности, типологически одинаковы, они отличаются друг от друга и имеют индивидуальное функционально-технологическое построение и инвариантность архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения. Их организация определяется и другими факторами (местными и топографическими условиями, производственно-технологической мощностью составляющих объектов, конфигурацией сети дорог и т.п.). Вместе с этим они способствуют формированию нового классификационного типа производственного образования «транспарк».
Заключение
Развитие проблемы складских сооружений идет по пути межотраслевого объединения складских и транспортных сооружений, управления, обслуживания, информационных и финансовых связей. В настоящее время эти объединения фиксируются названием «транспортно-логистический комплекс», однако анализ функционально-организационных характеристик ТЛК и их элементов показывает специфичность этого производственного явления и перспективность его именования «транспарком».
Библиографический список
1. Вопросы рационализации в сфере производства и товародвижения // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2002. - № 1. - С. 37.
2. Смехов, А.А. Автоматизация на складах / А.А. Смехов. - М. : Транспорт, 1980. - 328 с.
3. Бенсон, Д. Транспорт и доставка грузов / Д. Бенсон, Д. Уайтхед; пер. с англ. В.В. Кос-мина. - М. : Транспорт, 1990. - 278 с.
4. Ганжа, С.Д. Архитектурно-планировочная организация специализированных торговоскладских комплексов: автореф. дис. ... канд. арх.: 18.00.02. - Новосибирск, 1990. - 26 с.
N.S. BELOUSOVA
FUNCTIONAL AND ORGANIZATIONAL DESCRIPTIONS OF TRANSPORT-LOGISTIC COMPLEXES AND THEIR ELEMENTS
Modem reorganization of production process led to the formation of new types of enterprises, namely transport-logistic complexes (TLC). It was necessary to investigate the features of structurally-technological organization and architectural-planning objects of TLC. The main problem was to define the ways of perspective formation of complexes on the basis of new technology of production.