ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА
FUNCTIONAL AND TECHNOLOGICAL SCHEME OF CUSTOMS AND LOGISTIC COMPLEX OF SPECIAL ECONOMIC ZONE OF INDUSTRIAL AND PRODUCTION TYPE
О.Л. Банцерова, A.A. Коста
O.L. Bantserova, A.A. Kosta
ГОУ ВПО МГСУ, ЛГТУ
На основе исследования особых экономических зон промышленно-производственного типа Российской Федерации авторами статьи предлагается теоретическая модель функционально-технологического решения таможенно-логистического комплекса.
The authors of the article proposed a theoretical model of functional and planning solution of customs and logistics system on basis of the study of special economic zones of industrial and production type of the Russian Federation.
На современном этапе развития общества, вступившего в постиндустриальную эпоху, происходят изменения в сторону увеличения функциональных задач, решаемых новыми промышленными комплексами. В результате этого процесса на первый план выходят вопросы, связанные с определением количественных и объёмно-планировочных характеристик зданий и сооружений.
Начатое в России c середины 2000-х гг. строительство особых экономических зон промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) уже на ранних этапах выявило существенные недостатки в методике их проектирования. Одним из наиболее заметных является отсутствие широкой научной основы, касающейся вопросов архитектурно-планировочной организации ОЭЗ ППТ и размещения на её территории объектов инфраструктуры, требующих учёта множества функционально-технологических, социальных, санитарно-гигиенических и других факторов.
Проектировщики ОЭЗ ППТ решают задачи, связанные с созданием благоприятного инвестиционного климата при помощи развитой специализированной инфраструктуры, обеспечивающей резидентов не только необходимыми ресурсами, но и полноценным комплексом услуг по упрощению регистрации, всестороннему обслуживанию, строительству объектов и обустройству территории.
Созданная таким образом простая, но эффективная производственная среда способствует развитию бизнеса и деловой активности: формирует эффект концентрации на компактной территории административных, таможенных, логистических, а также
ВЕСТНИК 4/2010
иных сервисных структур, представляющих собой функционально-модульные блоки
оэз.
Проектирование подобных объектов в общей структуре архитектурно-композиционного решения, а также построение последовательных функциональных взаимосвязей между ними целесообразно проводить на ранних этапах разработки генерального плана ОЭЗ.
Выбор объёмно-планировочных и композиционных решений объектов инфраструктуры, осуществляемый на основе системного анализа закономерностей изменения технологии, обеспечит необходимую моральную долговечность зданий и сооружений при минимальных затратах на их создание и обустройство.
Исходя из вышесказанного, авторами статьи выделяются основные задачи, связанные с размещением объектов инфраструктуры, с учетом таможенного режима функционирования ОЭЗ ППТ.
Одним из наиболее важных элементов в системе обслуживания ОЭЗ являются та-моженно-логистические комплексы (ТЛК), сочетающие в себе функции контроля материальных и людских потоков, проходящих через их территорию, наряду с погрузкой-разгрузкой, складированием и временным размещением задержанных грузов.
Основным законодательным актом, закрепляющим условия доступа на территорию ОЭЗ для обеспечения эффективного таможенного контроля, является Приказ Федеральной Таможенной Службы от 9.08.2006г № 750 «Об утверждении требований к благоустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны...».
Задача, стоящая перед архитекторами, заключается в том, чтобы, учитывая требования приведённого выше нормативно-правового акта, создать единое композиционное решение объектов таможенно-логистического комплекса.
На рис. 1 приведена схема функционально-технологического решения ТЛК, составленная на основе архивных материалов и натурных обследований ОЭЗ ППТ России. По периметру показаны здания и сооружения, входящие в состав исследованных зон. К ним относятся (по номерам в соответствии со схемой):
- контрольно-пропускной пункт на въезде легкового транспорта (№ 1);
- склад для хранения грузов (№ 3);
- административное здание таможни (№ 4);
- здание для временного пребывания водительского состава, расположенное на территории накопительной автомобильной стоянки (№ 5);
- контрольно-пропускной пункт автотранспорта под навесом (№ 6);
- контрольно-пропускные пункты для досмотра железнодорожного транспорта (№ 7);
- здание для досмотра железнодорожных вагонов с административными помещениями и складом (№ 8);
- открытая площадка для складирования контейнеров с ограждением для разделения потоков приходящих и уходящих грузов, оборудованная козловым краном (№ 10).
В непосредственной близости от ТЛК расположена производственная база (№ 9) и пожарное депо (№ 10), доступ на территорию которых также осуществляется под контролем таможенных органов.
На территории таможни, ограждённой по периметру, организуется круглосуточная охрана: ведётся видеонаблюдение.
Перед въездом размещаются накопительные стоянки для большегрузных транспортных средств.
В необходимых местах устанавливаются ворота и шлагбаумы.
Кроме того, таможенная зона оснащается стоянками для личного, служебного и задержанного автотранспорта, площадкой для временного размещения автомобилей с повышенным радиационным фоном.
Для возможного развития таможенной инфраструктуры на территории ОЭЗ предусматриваются резервные территории.
По характеру сообщения и режиму работы зона таможенного контроля, входящая в состав ТЛК, классифицируется как грузовой пункт пропуска круглосуточного действия, обеспечиваемый двумя независимыми технологическими линиями (на въезд и на выезд), в состав которых входят соответствующие сооружения.
Планировочная организация территории таможенного терминала должна обеспечивать:
- единство архитектурных решений в увязке с существующей средой;
- функциональное и режимное разделение зон проведения таможенных операций;
- размещение пассажирского и грузового транспорта;
- временное складирование грузов;
- удобные технологические и функциональные связи;
- беспрепятственное движение транспорта в зоне таможенного контроля;
- соответствие планировочных решений генплана технологическим требованиям контроля транспортных средств и грузов;
- высокой уровень пропускной способности;
- использование подъездных путей для всех видов транспорта, в том числе и железнодорожных.
Транспортная логистика так же, как и объекты таможенной инфраструктуры, является важным функциональным модулем практически всех ОЭЗ ППТ, позволяющим минимизировать товарные и сырьевые запасы резидента.
В ряде случаев резиденты ОЭЗ организуют логистические комплексы на территории своих предприятий самостоятельно. Однако логистика для большинства ОЭЗ в разных странах таких, как Россия, Китай, Белоруссия и др., является приоритетным направлением ввиду особого таможенного режима, позволяющего отслеживать прохождение грузопотоков через таможенную зону. В этом аспекте возникает необходимость проектирования складских площадей в составе логистических комплексов (СЭЗ «Брест», ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ «ППТ «Алабуга» и др.).
Весь необходимый набор услуг, связанный с хранением, обработкой и распределением, осуществляется под контролем администрации ОЭЗ ППТ, расположенной на территории административно-делового центра (№ 2 по схеме на рис.1), что обеспечивает очень высокий уровень технологий и сервиса и позволяет отслеживать прохождение груза по всей цепочке.
В качестве обобщенного критерия для выбора рационального варианта размещения и оптимизации пространственных параметров зданий и помещений логистических служб ОЭЗ обычно используют показатели, характеризующие эффективность предоставления услуг по отношению к стоимости затрат на размещение и техническое оснащение соответствующих зданий средствами связи, интернетом и мобильными системами слежения.
Авторами статьи разработан ряд положений, в основе которых лежат обобщающие выводы, связанные с совершенствованием пространственного решения ТЛК. Их следует придерживаться при формировании структуры генерального плана ОЭЗ ППТ.
ВЕСТНИК 4/2010
Выводы:
• ТЛК должен иметь удобную связь с административно-деловым центром ОЭЗ ППТ, главной площадью, стоянками автотранспорта и прочими объектами транспортной инфраструктуры;
• технологическая цепочка прохождения грузов через основные пункты таможенного контроля должна быть короткой, обеспечивая минимальные затраты времени;
• встречные грузовые потоки в местах контроля разделяются;
• необходимо создать условия для хорошей зрительной ориентации водителей автотранспорта, довести до минимума время на проведение всех операций. Для этого пункты контроля и обслуживающие помещения следует располагать по направлению движения грузопотоков;
• архитектура внешнего облика ТЛК должна гармонично сочетаться с общим решением комплекса зданий административно-делового назначения ОЭЗ ППТ, отвечать требованиям художественной выразительности. Пространственная композиция должна быть компактной и представлять собой самостоятельный планировочный модуль;
• в целях перспективного развития территории ТЛК необходимо в его структуре предусмотреть резервные территории.
Последним этапом должно стать уточнение размеров проектируемых объектов на предмет соответствия общего планировочного решения комплекса конструктивным требованиям, вопросам пожарной безопасности, а также санитарно-гигиеническим нормам. После чего разрабатывается система благоустройства.
Принятая концепция генерального плана ОЭЗ ППТ подкрепляется архитектурными доминантами, различающимися по высоте и объёмному решению (на рис.1 показаны архитектурные доминанты с соответствующим для их масштабов обозначением). При этом силуэтная композиция ТЛК должна быть визуально вписана в окружающую среду.
Использование функционально-технологической модели ТЛК в проектах ОЭЗ ППТ одновременно с осуществлением указанных выше задач даст импульс процессу совершенствования архитектурно-планировочных решений.
Объекты, спроектированные с учётом протекающих в них процессов, создают условия для повышения уровня инвестиционной привлекательности ОЭЗ, что в конечном итоге приводит к улучшению системы обслуживания резидентов.
Ключевые слова: таможенно-логистический комплекс, особая экономическая зона промышлен-но-производственного типа, функционально-технологическое решение.
Key words: customs and logistic complex, special economic zone of industrial and production type, functional and technological solution.
E-mail автора: Anthony.Lipetsk@mail.ru Рецензент: Гаврилюк Светлана Ивановна, к.т.н, доц., Липецкая торгово-промышленная палата.