Научная статья на тему 'Транспортно-логистическая структура индустриальных парков'

Транспортно-логистическая структура индустриальных парков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / INDUSTRIAL PARK / СУХОЙ ПОРТ / DRY PORT / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЗОНА / LOGISTICAL ZONE / ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ / CARGO STORAGE / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT AND LOGISTICAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмулевич М.И.

Предметом исследования являются индустриальные парки. Проводится мысль, что эффективность их функционирования определяется созданием единой структуры обеспечения ресурсами всех предприятий, входящих в состав парка, передачей координирующих функций управляющей компании и формированием единой транспортно-логистической инфраструктуры. В статье предприняты попытки обобщить опыт создания в России и ЕАЭС индустриальных парков, вскрыть основные проблемы их развития, дать рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport and logistical structure of industrial parks

Industrial parks are the study subject here. It is argued that efficiency of their functioning is determined by setting up a unified structure for providing resources to all enterprises comprising the park, transferring co-ordination functions to a managing company, and forming integrated transport and logistical infrastructure. The article attempts to sum up the experience of setting up industrial parks in Russia and the Eurasian Economic Union, outline main problems in their development, and provide recommendations for solving them.

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистическая структура индустриальных парков»

Транспортно-логистическая структура индустриальных парков

, ^„ | м. и. Шмулевич, Эффективность функционирования индустриального парка опреде-

В д.т.н., профессор, ляется созданием единой структуры обеспечения ресурсами всех I ^^^Шт заместитель предприятий, входящих в состав парка, передачей координирую» директора ЗАО щих функций управляющей компании и формированием единой «Промтранснштроект» транспортно-логистической инфраструктуры.

на ст. Аптынколь

/

Рис. 1. Генеральный план СЭЗ Хоргос-Восточные ворота

Проектом индустриального парка (ИП) предусмотрено создание железнодорожной и (или) автомобильной и складской инфраструктуры, необходимой для рациональной переработки всех грузопотоков ИП. При этом решаются вопросы эффективного взаимодействия с магистральным железнодорожным транспортом: подборка групп вагонов, их подача со станции примыкания на станцию, обслуживающую ИП, и в обратном направлении; подача вагонов к грузовым пунктам, их погрузка и выгрузка; взаимодействие железнодорожного транспорта с автомобильным, включая прямую перегрузку; погрузка и выгрузка автомобилей; оптимальное планирование развоза груза автотранспортом и рациональная эксплуатация автомобильного парка; комплексное развитие складского хозяйства, выполняющего функции хранения груза и его подготовки к доставке конечным получателям.

В этих условиях существенно возрастает роль контейнеризации перевозок, обеспечивающей наилучшее функционирование логистической транспортной цепочки.

Формирование ИП - относительно новое направление. В 1970-е годы по заданию Госстроя СССР институт промышленного транспорта «Промтранс-ниипроект» и его филиалы, ставшие в постсоветское время самостоятельными институтами, вели проектирование так называемых «генеральных схем комплексного развития промышленного транспорта» для промышленных узлов (районов) и расположенных в них групп предприятий. Понятие «промышленный узел» в транспорт-но-логистической части во многом совпадает с понятием «индустриальный парк» и также предусматривает создание объединенной транспорт-но-складской инфраструктуры для предприятий промузла и рациональную организацию ее работы. Институт «Промтрансниипроект» и его филиалы разработали генеральные схемы для 98 промузлов и промрайонов Советского Союза - от Бреста до Дальнего Востока, от Прибалтики до Средней Азии и Казахстана [1, 2].

В качестве примера можно привести Тольяттинский промрайон, для которого институт «Промтрансниипроект» в течение длительного времени ведет проектные работы. Два промузла в г. Тольятти сформированы по разным принципам: отраслевому (северо-западный промузел, базирующийся на Волжском автозаводе) и межотраслевому (северовосточный промузел, в состав которого входят ТЭЦ, заводы Волгацеммаш, синтетического каучука, азотный, электротехнический и др.).

Индустриальные парки - не застывшие схемы, они развиваются и модернизируются. Так, для Тольяттинского промрайона в 2014 г. институт выполнил проект нового автосборочного завода, который сооружается американской компанией JVSystems в свободной экономической зоне. На площадке,

22 | «Транспорт Российской Федерации»

№2 (69) 2017

примыкающей к северо-западному промузлу, железнодорожный транспорт не используется, стальной лист и комплектующие доставляются автотранспортом, а все внутризаводские технологические перемещения выполняются подвесными толкающими конвейерами.

В этом же регионе расположен ИП другого типа, предприятия которого специализируются на высоких технологиях: на информационных и телекоммуникационных системах, космических технологиях, биотехнологиях и медицине, на решении проблем энергоэффективности, на разработке новых материалов.

Наряду с проектированием транс-портно-логистической инфраструктуры важна разработка генплана ИП, его архитектурно-планировочных решений. Эта часть работы выполняется в составе комплексного проекта инфраструктуры ИП.

Современные принципы формирования транспортно-логистической инфраструктуры ИП хорошо видны на примере нового объекта - ИП «Хоргос -Восточные ворота», расположенного в свободной экономической зоне на границе между Китаем и Казахстаном. Объект, проектировавшийся институтом «Казахский Промтранспроект», сдан в эксплуатацию в 2015 г. [3]. Индустриальный парк «Хоргос - Восточные ворота» состоит из трех зон (рис. 1): индустриальной, логистической зон и сухого порта.

Общий грузооборот предприятий ИП составляет 4,8 млн т/год, из них 4,2 млн т/год - перевозки железнодорожным транспортом и 0,6 млн т/год -автомобильным. Объем грузов 4,0 млн т/год перевозится в контейнерах. Объем инвестиций в развитие технопарка составляет около 1,5 млрд долл. США.

В индустриальной зоне планируется размещение более 30 предприятий четырех типов:

• по переработке сельхозпродукци-ии (производство детского питания, подсолнечного масла, сухого печенья, овощных консервов, переработка зерна);

• по переработке меха и кожи;

• по переработке металлоизделий (труб и других изделий из черных металлов);

• по производству машин и оборудования (холодильников, кондиционеров, медицинского оборудования);

Рис. 2. Генеральный план сухого порта

Прогнозируемая общая численность сотрудников этих предприятий 8,8 тыс. человек.

В логистической зоне выполняются обработка и хранение грузов, их таможенное оформление, информационное обеспечение комплекса. Здесь же размещаются офисы экспедиторских и транспортных компаний, стоянка для грузовых автомобилей, пункт их технического обслуживания.

Центральный объект логистической зоны - складской комплекс, где происходят:

• хранение грузов;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• сортировка и комплектация заказов;

• обработка товаров по требованию заказчика (распаковка, проверка, переупаковка, прикрепление стикеров и др.);

• предпродажная подготовка.

По существу, логистическая зона выполняет функции буфера между спросом и предложением. Здесь формируются экономичные партии доставки, обеспечивается максимальный уровень сервисного обслуживания, бесперебойное обслуживание конечных потребителей при неравномерном подходе грузов, гибкая политика обслуживания.

Проектом предусмотрены склады контейнеров, тарно-штучных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, зерна общей площадью более 400 тыс. м2 при среднем сроке обработки грузов на складе до 14 дней и коэффициенте заполняемости склада 35 %.

Наибольший интерес представляет зона сухого порта (рис. 2). Ее особенность определяется тем, что сюда подходят железнодорожные пути с разной шириной колеи: из Китая - 1435 мм, из Казахстана - 1520 мм. В связи с этим от станции примыкания Алтынколь в сухой порт проложены пути того и другого типа и все устройства, кроме контейнерного двора, продублированы.

Сухой порт площадью 1,5*1,5 км включает следующие объекты:

• контейнерный терминал с расположенными рядом тремя путями колеи 1520 мм, тремя путями колеи 1435 мм и перегружателями, перекрывающими все шесть путей и автомобильные подъезды к ним, что позволяет при необходимости перегружать контейнеры из вагона в вагон или в автомобиль;

• контейнерный двор с козловыми кранами и ричстакерами;

• терминалы для тарно-штучных и крупногабаритных грузов (отдельно для каждой ширины колеи);

• зерновой терминал.

Сухой порт оборудован линиями таможенного досмотра, санитарно-ве-теринарного контроля и мойки вагонов, ходовыми путями для их отстоя. Из сухого порта железнодорожный путь ведет в индустриальную зону. С логистической зоной сухой порт связан автомобильными въездами.

В ИП предусмотрена высокая степень автоматизации: автоматизированное управление стрелочными переводами, система диспетчерского управления, автоматизация информационных операций, включая электронный доку-

Рис. 3. Железнодорожный узел, обслуживающий ОЭЗ Алабуга

ментооборот между производственными, складскими, таможенными и транспортными системами.

Для Казахстана главные цели создания ИП — расширение торгово-экономической деятельности страны и реализация ее транзитного потенциала, интеграция казахских товаров в общемировую систему сбыта и привлечение крупномасштабных инвестиций в инновационные проекты. Эксперты рассчитывают на растущий транзитный потенциал главного логистического хаба Казахстана. Его выгодное географическое положение на пересечении важных маршрутов из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу, страны Кавказа, Персидского залива и другие регионы, благоприятные условия для развития мультимодальной логистики (железнодорожная станция Алтынколь, железнодорожные линии Жатыген - Коргас и Жезказган — Бейнеу, автомобильный коридор «Западная Европа - Западный Китай», порт Алтау), организация крупных предприятий промышленного про-

изводства и торговли - все это определяет возможности парка «Хоргос - Восточные ворота» стать перспективным дистрибуционным центром мирового уровня.

В современном понимании термин «индустриальный парк» определяется как организованная промышленная территория, предназначенная для размещения производства различной отраслевой направленности.

На территории ИП производственные и иные предприятия объединены общей инфраструктурой и зачастую — взаимной производственной кооперацией. Смысл создания ИП — «сконцентрировать на одной территории предприятия с общей сферой деятельности (профильный промышленный парк) и/ или использующих единую инженерную инфраструктуру (инфраструктурный промышленный парк) - энергообъекты и электросети, теплосети, водные объекты, канализацию и очистные сооружения, сети связи и сигнализации, охрану и пр. Такая концентрация позволяет всем

^^ Действующие индустриальные парки | Создаваемые индустриальные парки

Рис. 4. Размещение индустриальных парков в МО 24 | «Транспорт Российской Федерации»

участникам промышленного парка сэкономить на инфраструктурных издержках. Обычно у промышленных парков есть управляющая компания, которая организует инженерное обеспечение территории, утилизацию отходов, взаимодействие с общественностью и государственными учреждениями, внутри-парковую логистику. Кроме того, управляющая компания осуществляет продажу/сдачу в аренду свободных земельных участков» [4].

В России с 2010 г. действует «Ассоциация индустриальных парков» (АИП), объединяющая управляющие компании ИП, региональные корпорации развития, консультационные, проектные и строительные компании. Ассоциация готовит нормативные документы, регулирующие деятельность ИП, проводит регулярные форумы, где обсуждаются результаты и перспективы работы, собирает и издает статистические материалы.

Разработан и с 1 сентября 2015 г. действует Национальный стандарт РФ «Индустриальные парки. Требования», ГОСТ Р56301-2014, утвержденный Рос-стандартом. Приведем основные разделы национального стандарта индустриального парка:

• управляющая компания;

• земельный участок;

• транспортная доступность;

• инженерная инфраструктура и энергоресурсы;

• правовой статус недвижимости;

• бизнес-план и мастер-план.

Действует система добровольной

сертификации ИП на соответствие национальному стандарту ГОСТ Р56301-2014. Сертификация позволяет предоставлять достоверную систематизированную информацию об ИП зарегистрированным организациям - потенциальным инвесторам, органам государственной власти, участникам отраслевого рынка.

В 2016 г. в России определены 146 ИП, текущие и проектируемые значения показателей которых соответствуют требованиям национального стандарта: 92 парка действующие, 54 -создаваемые и проектируемые (в 2013 г. в России было 80 ИП). Индустриальные парки размещены в 46 субъектах РФ, больше всего в Центральном (55 парков) и Приволжском (42 парка) федеральных округах. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывается 21 действующий и создаваемый ИП.

№2 (69) 2017

налоговые льготы в оЭз

налог россия оэз

Налог на прибыль, % 20 0-15

Налог на имущество, % 2,2 0

Налог на землю, % 1,5 0

Транспортный налог, евро/л. с. 0,1-3,5 0

Социальные налоги и платежи, % 30 Рабочий персонал - 30, персонал НИОКР - 14

Стоимость приобретения земли 100 % рыночной цены от 4 до 50% кадастровой стоимости

В действующих парках размещены 1870 компаний резидентов (в 2015 г. их было 1674), создавших 104 тыс. рабочих мест (в 2015 г. — 83 тыс.).

Представляет интерес следующая информация [5]: суммарные инвестиции в создание инфраструктуры 108 ИП составили к 2016 г. 134 млрд руб., а в создание производства (по 91 ИП) -574 млрд руб. Средние удельные инвестиции в инфраструктуру достигли 7,8 млн. руб. на 1 га, а удельные привлеченные инвестиции в производство -31 млн руб. на 1 га. Стоимость строительства 1 м2 промышленного здания в ИП за последние два года снизилась в России с 1200 до 550 долл., а в Германии составляет 400 евро, т. е. эти значения уравнялись. Средняя стоимость продажи земли в ИП (по данным 2016 г.) 10,2 млн руб./га, средняя стоимость аренды помещений - 1831 руб./м2 в год. Средняя заполненность территории ИП 53 %.

При создании ИП в идеальном случае компания-интегратор должна принять на себя все риски, т. е. купить землю, создать инфраструктуру и пригласить инвесторов. Но таких компаний мало, из 146 ИП 71 - собственность государства.

Создаваемые ИП делятся на два класса:

• Greenfield - новые проекты, создаваемые с нуля, на незастроенной территории;

• Brownfield - проекты, создаваемые на земле, которая раньше использовалась, например на территории старого завода.

Парки класса Brownfield дешевле, позволяют быстрее получить результат, но при этом используются изношенные коммуникации и другие элементы инфраструктуры. Не в лучшем состоянии может быть и экологическая обстановка.

Из 146 ИП России 102 относятся к классу Greenfield и 44 - к классу Brownfield.

При размещении в парках класса Brownfield крупных промышленных предприятий практически всегда приходится развивать и модернизировать транспортную инфраструктуру, особенно железнодорожное примыкание, что вызвано ростом грузооборота по ввозу сырья и вывозу продукции. Из 146 действующих и создаваемых ИП у 60 имеется примыкание к сети железных дорог. Это такие крупные ИП, как «Алабуга» в Татарстане (рис. 3), «Шексна» в Воло-

годской области, «Черняховский» в Калининградской области, «Узловая» под Тулой, «Заволжье» в районе Ульяновска и др. На рис. 4 показано размещение ИП в Подмосковье [5].

Индустриальные парки часто размещаются в особых экономических зонах (ОЭЗ). Раньше говорилось об ОЭЗ «Хор-гос - Восточные ворота», к ОЭЗ относится и ИП «Алабуга». В целом в России на конец 2016 г. создано 30 ОЭЗ, резидентами которых стали более 370 компаний из 26 стран мира с объемом заявленных инвестиций около 500 млрд. руб. Некоторые ОЭЗ показаны на рис. 5 [6]. Создаваемые в привлекательных для инвесторов регионах России ОЭЗ - территории, на которых действует льготный для инвесторов режим: им предоставляются налоговые, таможенные и инфраструктурные льготы, позволяющие снизить издержки до 30 % [6]. Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ приведены в таблице.

Резиденты ОЭЗ получают государственные гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах и освобождаются от платы за технологическое присоединение к инженерным сетям, а также к логистической и таможенной инфраструктуре. На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, т. е. резиденты ОЭЗ освобождаются от импортных пошлин и НДС при ввозе оборудования и в особом порядке уплачивают пошлины и НДС на сырье и произведенную продукцию. Создаваемые в России ОЭЗ делятся на четыре типа.

1. Промышленно-производствен-ные зоны. Для ОЭЗ этого типа характерны большая территория, значительные грузопотоки, размещение в крупных промышленных центрах, вблизи от ресурсной базы. Важнейшую роль в становлении промышленно-производст-венных ОЭЗ играет развитие промыш-

ленно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ввоз, вывоз, складирование, межзаводские и внутризаводские перемещения грузов всеми видами транспорта. Специализация указанных зон следующая:

• автомобилестроение;

• химическая промышленность;

• фармацевтика и производство медицинского оборудования;

• производство продукции для авиастроения;

• железнодорожное машиностроение;

• производство стройматериалов;

• производство оборудования и бытовой техники;

• логистическая деятельность.

Примеры таких объектов:

• ОЭЗ «Алабуга» в центре автомобильного (заводы «Автоваз», «ГАЗ», «КамАЗ») и нефтехимического (предприятия «Нижнекамскнефтехим», «Уфа-химпром», «Салаватнефтеоргсинтез») кластеров Поволжья;

• ОЭЗ «Тольятти» вблизи волжских автозаводов и предприятий химической промышленности (комбинаты «То-льяттиАзот», «Куйбышевазот», Тольят-тинский завод синтетического каучука и др.);

• ОЭЗ «Людиново» в районе расположения международных компаний Volkswagen, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Samsung, GE и др.

2. Технико-внедренческие зоны. Размещаются в крупных научных центрах, развивают инновационный бизнес и выпускают наукоемкую продукцию. Это ОЭЗ «Зеленоград» и «Дубна» в Подмосковье, «Иннополис» в Татарстане, ОЭЗ «Томск».

По концентрации научных сотрудников высшей квалификации выделяется Томск, где кроме нескольких вузов расположены три национальных исследовательских университета, три инно-

(о) Промышленно-производственные зоны 0 Технико-внедренческие зоны

Рис. 5. Особые экономические зоны России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вационных университета, 24 исследовательских университета и инжиниринговый центр на базе ОЭЗ.

3. Зоны туристско-рекреацион-ного типа. Развивают туристический, спортивный, рекреационный бизнес. Это, например, зоны «Байкальская гавань», «Долина Алтая», «Остров Русский».

Для ОЭЗ такого типа важна пассажирская транспортно-логистическая структура — не только внешняя (вокзалы, аэропорты), но и внутрикластерная, включая развитую дорожную сеть и удобную организацию движения.

4. Зоны портового типа. Находя-теся вблизи морских портов и аэропортов. Размещаемые в таких зонах предприятия заняты производством авиационной техники, ее компонентов, техническим обслуживанием и ремонтом воздушных и морских судов, рыбопереработкой, логистикой и перевалкой грузов, сливом и наливом нефтепродуктов. Примеры - ОЭЗ «Ульяновск-Восточный», резиденты которого находятся вблизи важнейших авиационных транспортных коридоров и выполняют техническое обслуживание и ремонт авиатехники иностранного производства; ОЭЗ «Мурманск», «Советская гавань» и др.

Транспортно-логистические функции предприятий, расположенных в ОЭЗ этого типа, чрезвычайно важны и связаны с созданием мощной перегрузочной и складской инфраструктуры. В связи с планируемым строительством крупных нефтехимических и газоперерабатывающих предприятий в припортовой зоне на Дальнем Востоке и в

<Q Портовые зоны (о) Туристко-рекреационные зоны

Арктике (порт Сабетта) значение таких ОЭЗ и их транспортных систем будет возрастать.

В международном рейтинге ОЭЗ Global Free Zones of the Future, который проводился журналом Foreign Direct Investment Magazine на основе анализа, выполняемого Financial Times, в 2012 и 2014 г., в качестве наиболее инвестиционно привлекательных площадок в Европе отмечены ОЭЗ «Алабуга» и «Липецк», относящиеся к зонам промыш-ленно-производственного типа.

При создании иностранными компаниями предприятий в ИП, расположенных в ОЭЗ, важнейшую задачу составляет локализация производства, т. е. организация выпуска комплектующих и узлов на российских предприятиях. При локализации производства или замене импортных комплектующих произведенными в России для инвестора определяющими становятся четыре фактора:

• абсолютное соответствие правилам защиты интеллектуальной собственности;

• цена;

• качество;

• своевременность поставок.

Повышение уровня услуг по этим

направлениям определяет и основные задачи исследований транспортно-ло-гистических систем ИП и ОЭЗ. Примером успешного решения этих задач может служить компания «Уральские локомотивы» (выпускающая поезда «Ласточка»), где Siemens и Синарский завод добились локализации производства на 63 %. К 2018 г. уровень локализации достигнет 80 %, при этом будет создано 10 тыс. дополнительных рабочих мест.

Чрезвычайно успешно локализуется в России разработка программного обеспечения. Согласно некоторым оценкам, экспорт российского софта достигает 8 млрд. долларов США в год.

Успешно развивающееся формирование ИП и перспективность этого направления требуют в каждом конкретном случае оптимизировать создание транспортно-логистической инфраструктуры: выбрать рациональное сочетание видов транспорта и построения внутренней и внешней логистических систем; организацию взаимодействия с системами внешнего транспорта (чаще всего — железнодорожного и автомобильного) с обеспечением регулярности ввоза и вывоза; выгоднейшее размещение производственных, складских и транспортных объектов с учетом оптимизации технологических грузопотоков. При решении этих задач используется богатый опыт проектирования транспортных систем промышленных узлов и районов. □

Литература:

1. Шмулевич М. И. Комплексное развитие транспортной инфраструктуры в промышленных районах // Мир транспорта. 2013. № 3. С. 104-109.

2. Сидяков В. А., Шмулевич М. И. Совершенствование инфраструктуры и технологии работы железнодорожного транспорта нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий // Материалы VIII междунар. пром.-экон. форума «Стратегия объединения: решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе». М.: Изд-во Рос. гос. ун-та нефти и газа им. И. М. Губкина, 2015. С. 54-55.

3. Головин В. А., Шмулевич М. И. Транс-портно-логистическое обеспечение свободной экономической зоны // Промышленный транспорт XXI век. 2016. № 6. С. 22.

4. Ассоциация индустриальных парков. Лучшие практики проектирования и строительства промышленных объектов. Вып. 1. М.: Изд-во Комитета по пром. стр-ву, 2016. С. 55.

5. Ассоциация индустриальных парков. Индустриальные парки России: Отраслевой обзор. Вып. 4. М.: Изд-во Комитета по пром. стр-ву, 2016. С. 126.

6. Особые экономические зоны Российской Федерации. М.: Изд-во Мин-ва экон. развития РФ, 2016. С. 20.

26 | «Транспорт Российской Федерации»

№2 (69) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.