Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вобликов В.М.

Рассматриваются актуальность обеспечения безопасности туризма; её зависимость от подготовки специалистов сферы туризма в вузе; модель определения содержания обучения, направленная на формирование необходимых компетенций в области безопасности туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL-COMPETENCE MODEL OF THE CONTENT OF TRAINING IN THE ELD OF TOURISM SECURITY AT THE UNIVERSITY

The article considers the relevance of ensuring the safety of tourism, its dependence on the training of specialists in the eld of tourism at the university, a model for determining the content of training aimed at forming the necessary competencies in the eld of tourism security.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ»

УДК 378:338.48

В.М. ВОБЛИКОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В ВУЗЕ

Рассматриваются актуальность обеспечения безопасности туризма; её зависимость от подготовки специалистов сферы туризма в вузе; модель определения содержания обучения, направленная на формирование необходимых компетенций в области безопасности туризма.

Ключевые слова: безопасность туризма, угрозы безопасности, компетенции, область профессиональной деятельности, трудовые функции, модель содержания обучения по безопасности туризма.

The article considers the relevance of ensuring the safety of tourism, its dependence on the training of specialists in the field of tourism at the university, a model for determining the content of training aimed at forming the necessary competencies in the field of tourism security.

Keywords: tourism security, security threats, competencies, field of professional activity, labor functions, model of the content of training on tourism security.

Ключевым показателем качества продукта (услуги) в современных условиях является его безопасность. Это требование в полной мере относится и к туристскому продукту. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» под безопасностью туризма понимается безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства [4]. Безопасность туризма обеспечивается знанием потенциальных опасностей и угроз в сфере туризма, умением их выявлять, определять риск проявления и возможные последствия, разрабатывать эффективные меры и средства предупреждения, нейтрализации и ликвидации последствий.

© Вобликов В.М., 2021

Сложность решения данной задачи определяется множеством факторов и угроз безопасности туризма, а также многосубъектностью обеспечения безопасности. Это и туристские предприятия, проектирующие и реализующие туристский продукт, и национальные органы государственного управления и местного самоуправления с национальной системой безопасности, и международные организации, деятельность которых связана со сферой туризма (UNWTO, ICAO, IATA, WCO, IH&RA). Каждый из названных субъектов участвует в обеспечении безопасности туризма в пределах своих полномочий. Туристские предприятия осуществляют проектирование и реализацию турпродукта с учетом требований его безопасности, организуют взаимодействие с государственными и частными структурами по вопросам безопасности туризма, информируют,

консультируют и осуществляют поддержку и сопровождение туристов.

Указанная деятельность осуществляется в сложных условиях множества угроз безопасности туризма, где наряду с потенциальными опасностями, с которыми сталкивается каждый человек в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, люди,

отправляющиеся в путешествия, имеют дело со специфическими туристскими рисками. Если привести обобщенную классификацию опасностей сферы туризма, то следует выделить пять основных сфер их проявления, оказывающих влияние на безопасность туристов и деятельность предприятий сферы туризма (табл. 1).

Таблица 1

Классификация опасностей и угроз в сфере туризма

Сферы угроз Виды угроз безопасности туризма

Природные Природные катастрофы и стихийные бедствия: геофизические; геологические; гидрологические; метеорологические; природные пожары; экологические; биологические

Техногенные Техногенные аварии и катастрофы: радиационные аварии; химические аварии; пожары и взрывы; гидрологические аварии; транспортные аварии по видам транспорта; аварии на коммунальных и энергетических сетях; внезапные обрушения зданий

Инфраструктура сектора туризма Нарушение стандартов безопасности туристской инфраструктуры: при размещении туристов; организации питания; оказании транспортных и экскурсионных услуг; оказании различных видов развлекательных услуг

Социальная среда Низкий уровень правовой защиты; преступность (мошенничество, кражи, грабежи); организованная преступность; террористические акты; межнациональные и религиозные конфликты; вооруженные конфликты и войны; эпидемии и пандемии

Личностные факторы туриста Состояние здоровья; уровень подготовленности к путешествию в другую физико-географическую и климатическую зону; знания, умения и навыки в обеспечении безопасности жизнедеятельности; опасное поведение; противоправное поведение; отношение к иной культуре, религии;организованность

К приведенным в таблице опасностям и угрозам необходимо добавить угрозы, связанные с безопасностью самого туристского предприятия и его персонала, которые оказывают влияние не только на само предприятие, но и на качество и безопасность его услуг. Среди таких угроз следует выделить угрозы экономического и финансового характера, угрозы, связанные с деятельностью конкурентов,

в том числе информационные угрозы, и т.п.

Отраженная в таблице классификация опасностей и угроз сферы туризма показывает их многообразие и существенные особенности, которые зависят от физико-географических условий, развития техносферы того или иного региона, его социально-экономического развития, уровня правопорядка, культуры, особенностей соци-

альных процессов и взаимодействий, а также, конечно, от самого туриста. Всемирная туристская организация, МИД РФ, Ростуризм периодически публикуют угрозы безопасности туристам при посещении тех или иных стран и регионов [3].

Многообразие опасностей и угроз сферы туризма, многосубъектность участников требуют от специалистов сферы туризма как подготовленности к идентификации угроз безопасности, прогнозированию последствий их проявления, определению мер по обеспечению необходимого уровня безопасности турпродукта, так и осуществления взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности. Вместе с тем статистика происшествий в сфере туризма свидетельствует, что работа в сфере обеспечения безопасности туристов как в России, так и в зарубежных путешествиях требует совершенствования [3].

По мнению МЧС России, основными причинами несчастных случаев с людьми в местах массового отдыха и туризма являются в том числе низкий уровень подготовленности и ответственности руководителей туристских предприятий, недостаточная подготовка по вопросам безопасности сопровождающих туристских групп, недостаточная информация об условиях прохождения маршрутов [1].

Наряду со всеми другими условиями и факторами, определяющими успешность решения задач обеспечения безопасности туризма, наиболее существенной является готовность персонала туристских компаний проектировать безопасный турпродукт и обеспечивать его реализацию на приемлемом уровне обеспечения безопасности.

Перечисленные аспекты выступают одной из основ профессиональной компетентности специалистов в области туризма. Исходя из этого, возникает необходимость совершенствования подготовки специалистов в сфере туризма, в том числе в системе высшего образования. В связи с этим определение содержания обучения по безопасности туризма при подготовке соответствующих специалистов в вузе является ключевым фактором в решении этой задачи.

Поскольку условия и содержание профессиональной деятельности специалистов по туризму подвержены достаточно частым изменениям, связанным прежде всего с внешними факторами деятельности, такими как расширение угроз безопасности туризма, изменения характера и частоты их проявления, частые изменения национальных и международных правовых норм в области туристской деятельности, то определить на достаточно длительный период адекватное содержание обучения в области обеспечения безопасности туризма представляется затруднительным. Поэтому возникает необходимость разработки модели для определения и оперативного уточнения содержания подготовки в области безопасности туризма специалистов по туризму в вузе. Таким инструментарием может быть функционально-ком-петентностная модель содержания обучения по безопасности туризма (см. рис.).

Компонентами модели выступают содержание профессиональной деятельности в области обеспечения безопасности туризма и составляющие, определяющие готовность к данному виду деятельности.

зил

| I

с

J

( )

( )

( )

( )

Функционально-компетентностная модель проектирования содержания обучения по безопасности туризма

Содержание профессиональной деятельности в настоящее время определяется на основе профессиональных стандартов, разрабатываемых профессиональным экспертным сообществом, а также туристскими предприятиями на основе практики деятельности (табл. 2).

Что касается необходимых для реализации трудовых функций компетенций специалиста, то они определяются образовательными стандартами, а последовательность и средства их достижения - разработчиками основных образовательных программ.

Таблица 2

Содержание трудовых функций в области обеспечения безопасности туризма

Область (сфера) профессиональной деятельности Обобщенная трудовая функция Трудовые функции

Обеспечение безопасности туризма Деятельность по обеспечению безопасности производства и реализации туристского продукта Анализ опасных факторов и угроз безопасности, прогнозирование их развития при проектировании и реализации туристского продукта Определение средств и способов обеспечения безопасности реализации туристского продукта Осуществление взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности туризма при реализации туристского продукта

Проведем анализ соответствия одного из компонентов модели, определенных ФГОС компетенций, содержанию профессиональной деятельности специалистов по туризму в данной сфере. Так, во ФГОС уровня бакалавриата по направлению «Туризм» в области безопасности жизнедеятельности определены универсальные, общепрофессиональные компетенции выпускника. Кроме того, на основании профессиональных стандартов (а при их отсутствии - на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда) и обобщения отечественного и зарубежного опыта предусмотрено формирование профессиональных компетенций разработчиками образовательных программ [2].

Установленная во ФГОС универсальная компетенция (УК-8) предусматривает формирование способности создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов [2].

Подобная формулировка позволяет определять предметное содержание обучения достаточно широко с точки зрения обеспечения как личной безопасности в повседневной деятельности, так и безопасности в профессиональной сфере. Что касается безопасности туризма, то разработчиками ФГОС предусмотрено формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК-7), определяющей необходимость формирования способности обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требова-

ний заинтересованных сторон на основании выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности [2].

Такое определение необходимой выпускнику компетенции представляется противоречивым, так как в него включены, с одной стороны, требования обеспечивать безопасность при обслуживании, т.е. данное требование касается прежде всего туристов и других заинтересованных сторон именно в процессе обслуживания. А вторая часть касается безопасности труда персонала туристского предприятия, которая уже определена в универсальной компетенции и зачастую может не находиться в прямой связи с первой составляющей компетенции. Существующее противоречие затрудняет определение адекватного содержания обучения.

Нам представляется целесообразным определенную разработчиками ФГОС общепрофессиональную компетенцию ориентировать на формирование способности обеспечения безопасности туризма. При этом целесообразно дать следующую формулировку компетенции: «способен обеспечивать безопасность производства и реализации туристского продукта и услуг, ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества при совершении путешествий во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами».

Подобная трактовка позволит определять содержание обучения в области безопасности туризма на всех этапах производства и реализации туристского продукта во взаимодействии со всеми другими субъектами данной сферы. А через реализацию предложенного содержания - формировать соответствующую актуальную компетенцию у будущего специалиста.

Последовательная декомпозиция определенных компетенций через индикаторы достижения планируемых результатов обучения в виде знаний, умений и навыков позволяет определить предметную область и средства достижения результата, направленные на их формирование, в виде дисциплин (модулей) и других элементов образовательной программы.

В решении данной задачи может быть применено несколько распространенных подходов, в частности централизованный и дифференцированный. При централизованном подходе формирование необходимых компетенций осуществляется в рамках одного блока, как правило, в качестве такого блока выступает дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Зачастую идут именно по этому пути. Нам представляется целесообразным дифференцированный подход, выстроенный в логике требований самого ФГОС в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных элементов подготовки по безопасности жизнедеятельности и безопасности туризма, что позволит определить и содержание подготовки по обеспечению безопасности туризма.

В первом блоке предлагается формирование способности создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (УК). Планируемые результаты обучения могут быть следующие. Выпускник:

• знает опасные факторы повседневной жизни и профессиональной деятельности, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов; методы прогнозирования и оценки развития опасных ситуаций; сред-

ства и способы защиты от опасностей и угроз;

• умеет выявлять опасные факторы повседневной жизни и профессиональной деятельности, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов; прогнозировать и оценивать развитие опасностей и угроз; определять средства и способы предупреждения и защиты от опасностей;

• владеет методами прогнозирования возникновения опасностей, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов; навыками обеспечения безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества.

Средством достижения планируемых результатов предлагается реализация дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в содержании которой определяются компоненты, позволяющие достичь планируемых результатов обучения.

Основным в формировании готовности обеспечивать безопасность туризма является второй блок (табл. 3).

В третьем блоке на основе определения образовательной организацией профессиональных компетенций формируется готовность обеспечивать безопасность туризма по составляющим туристского продукта и на различных этапах его производства и реализации, а также готовность к обеспечению экономической и информационной безопасности туристского предприятия посредством определения планируемых результатов обучения и установления в качестве средств достижения разделов и тем профессиональных дисциплин.

Таблица 3

Компоненты содержания обучения по безопасности туризма

Обобщенная трудовая функция Формируемая компетенция Планируемые результаты обучения Средства достижения

Деятельность по обеспечению безопасности туризма Способен обеспечивать безопасность производства и реализации туристского продукта и услуг, ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества при совершении путешествий во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами Знает международные, национальные правовые акты, нормы и стандарты в области обеспечения безопасности туризма; опасные факторы и угрозы туристской сферы; методы прогнозирования и оценки развития опасных ситуаций в сфере туризма; средства и способы обеспечения безопасности туризма при производстве, реализации туристского продукта и услуг; условия и формы взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности туризма Дисциплина (модуль) «Безопасность туризма»

Умеет выявлять опасные факторы и угрозы сферы туризма; прогнозировать и оценивать развитие опасностей и угроз в сфере туризма; определять средства и способы обеспечения безопасности туризма при производстве, реализации туристского продукта и услуг, осуществлять взаимодействие с другими субъектами обеспечения безопасности туризма с соблюдением международных, национальных правовых норм и стандартов

Владеет методами прогнозирования возникновения опасностей и угроз туристской сферы, навыками определения средств и способов обеспечения безопасности туризма при производстве, реализации туристского продукта и услуг, осуществления взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности туризма с соблюдением международных, национальных правовых норм и стандартов. Средством достижения планируемых результатов в данном блоке предлагается освоение дисциплины «Безопасность туризма», в содержании которой определяются компоненты, позволяющие достичь планируемых результатов обучения

Функционально-компетентностная модель определения содержания обучения в вузе специалиста в сфере туризма по вопросам безопасности туризма позволяет последовательно формировать готовность обеспечивать

безопасность потребителей туристских услуг при сохранении окружающей природной среды, материальных и духовных ценностей общества.

Таким образом, формирование содержания обучения по безопасности

туризма на основе предлагаемой модели при его практической направленности и учете психолого-педагогических особенностей обучающихся с установлением логических взаимосвязей между элементами содержания обучения позволит сформировать у специалиста

по туризму целостное мировоззрение и культуру безопасности жизнедеятельности, знания, умения и навыки, компетенции, необходимые в создании и поддержании целостной системы безопасности туризма, актуальной в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий. Официальный сайт. URL: https:// www.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2021).

2. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 № 516 (ред. от 08.02.2021) «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм» // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 30.03.2021).

3. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2021).

4. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.