Научная статья на тему 'Современные критерии обеспечения безопасности туризма как элемент национальной безопасности России'

Современные критерии обеспечения безопасности туризма как элемент национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1696
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / направления развития / перспективы роста / комплексная безопасность / инструменты диверсификации мер безопасности / комплексный подход к совершенствованию / международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности туризма. / tourism / directions of development / growth prospects / integrated security / security diversification tools / an integrated approach to improvement / international cooperation in the field of tourism security.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С. И. Берлин, И. В. Попов

В статье рассматриваются особенности организации системы национальной безопасности в туризме и критериев ее эффективности. На основе применения системного метода исследования, осуществлен анализ категориального аппарата и основных направлений развития комплексной системы безопасности туристско-рекреационной отрасли Российской Федерации с учетом современной совокупности внешних и внутренних факторов, а также глобальной трансформации мирового рынка туристско-рекреационных услуг на современном этапе. Предложены пути по повышению эффективности постоянной безопасности внутренних и внешних туристов на основе государственного регулирования и управления, достижения устойчивого безопасного конкурентного статуса и комплексного эффективного использования конкурентных преимуществ туризма, адекватного реагирования на возникающие угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С. И. Берлин, И. В. Попов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CRITERIA FOR ENSURING TOURISM SECURITY AS AN ELEMENT OF RUSSIA'S NATIONAL SECURITY

The article discusses the features of the organization of the national security system in tourism and the criteria for its effectiveness. Based on the application of the systematic research method, the categorical apparatus and the main directions of the development of the integrated security system of the tourist and recreational industry of the Russian Federation are analyzed taking into account the current set of external and internal factors, as well as the global transformation of the world market of tourist and recreational services at the present stage. Ways are proposed to increase the effectiveness of the constant safety of internal and external tourists on the basis of state regulation and management, achieve sustainable safe competitive status and comprehensively use the competitive advantages of tourism, and respond adequately to emerging threats.

Текст научной работы на тему «Современные критерии обеспечения безопасности туризма как элемент национальной безопасности России»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10078

С.И. Берлин - доктор экономических наук, профессор, директор института экономики, управления и бизнеса, профессор кафедры отраслевого и проектного менеджмента ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, sergueiberlin @mail.ru,

S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics, Management and Business, Professor of the Department of Industrial and Project Management of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State Technological University", Deputy Director for Research, Professor of the Department of Economics and Finance of the "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Krasnodar branch), chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory;

И.В. Попов - кандидат исторических наук, помощник по безопасности ректора ФГБУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», sergueiberlin@mail.ru,

I.V. Popov - Candidate of Historical Science, Rector's Assistant for Security of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Krasnodar State Institute of Culture".

СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ MODERN CRITERIA FOR ENSURING TOURISM SECURITY AS AN ELEMENT OF RUSSIA'S NATIONAL SECURITY

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации системы национальной безопасности в туризме и критериев ее эффективности. На основе применения системного метода исследования, осуществлен анализ категориального аппарата и основных направлений развития комплексной системы безопасности ту-ристско-рекреационной отрасли Российской Федерации с учетом современной совокупности внешних и внутренних факторов, а также глобальной трансформации мирового рынка туристско-рекреационных услуг на современном этапе. Предложены пути по повышению эффективности постоянной безопасности внутренних и внешних туристов на основе государственного регулирования и управления, достижения устойчивого безопасного конкурентного статуса и комплексного эффективного использования конкурентных преимуществ туризма, адекватного реагирования на возникающие угрозы.

Annotation. The article discusses the features of the organization of the national security system in tourism and the criteria for its effectiveness. Based on the application of the systematic research method, the categorical apparatus and the main directions of the development of the integrated security system of the tourist and recreational industry of the Russian Federation are analyzed taking into account the current set of external and internal factors, as well as the global transformation of the world market of tourist and recreational services at the present stage. Ways are proposed to increase the effectiveness of the constant safety of internal and external tourists on the basis of state regulation and management, achieve sustainable safe competitive status and comprehensively use the competitive advantages of tourism, and respond adequately to emerging threats.

Ключевые слова: туризм; направления развития; перспективы роста; комплексная безопасность; инструменты диверсификации мер безопасности; комплексный подход к совершенствованию; международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности туризма.

Keywords: tourism; directions of development; growth prospects; integrated security; security diversification tools; an integrated approach to improvement; international cooperation in the field of tourism security.

Туризм, как известно, - это сложная многоуровневая система, влияние которой распространяется на различные сектора экономики. Несмотря на это до 90-х годов XX века. многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или анализа его финансово-экономического обеспечения на фоне общих процессов экономического развития общества. Как свидетельствует опыт, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, в том числе и безопасности, среди которых деградация окружающей среды и потеря национальной конкурентных преимуществ, что в свою очередь уменьшило поток туристов и повлекшим за собой значительные экономические потери [1].

Особо отмечаем, что Правительства многих современных интенсивно развивающихся стран, экономики которых в целом конкурентоспособны на мировом рынке, рассматривают именно туризм как едва ли не единственную возможность своего «экономического скачка» и успешного стратегического экономического развития. Отношение к туризму как к комплексному синтезированному инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве ресурса занятости населения, увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов. Известно также, что различные страны и регионы изначально, как по объективным, так и по субъективным причинам отличаются уровнем

экономического развития: одни из них процветают, в то время как другие стараются сдержать процесс общественной и финансово-экономической регрессии. В последнем случае, финансово-экономическая, материальная и духовная среда общества зачастую находятся в упадке, и эксклюзивная современная роль туризм заключается в том, что он становится потенциально единственной привлекательной заменой производственных предприятий, добычи сырья, торговли и других сфер бизнеса. Благодаря этому все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что финансово-экономическое обеспечение туристской деятельности как в стране в целом, так и в ее регионах составляет основу стратегического цивилизованного развития [1].

Роль туризма, способствующего развитию экономического, политического, культурного сотрудничества, снижению уровня безработицы и т.д., неуклонно растет. Являясь важной статьей экспорта услуг, туризм создает необходимые предпосылки для вовлечения отсталых регионов и государств в систему международного разделения труда. Именно туризм является наиболее перспективным инструментом диверсификации хозяйственной деятельности, способным оказать максимальное содействие по выводу депрессивных территорий на необходимый вектор развития. Вызывающая у человека при одном своем упоминании положительные, легкие эмоции, туристская отрасль на самом деле во многих случаях является подпиткой бюджетам многих стран. Так, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, вклад отрасли в мировой ВВП превысил 10% [2].

Туристическая отрасль по своей экономической отдаче опережает показатели химической, автомобильной и многих других отраслей промышленности. Помимо прямых трат туристов на проживание и транспорт стимулируются многие отрасли от торговли до сельского хозяйства. Каждое 11-е рабочее место на планете прямо или косвенно зависит от туризма. Его доля в мировом экспорте составляет 5,4%, а в экспорте услуг достигает 30%. В Российской Федерации доля туризма в ВВП страны составляет по предварительным итогам 2018 года 3,47%, что на 6,53% ниже среднестатистического мирового показателя.

В денежном выражении доля туризма в ВВП России в 2018 году составила всего 3,59 млрд. руб. То есть, в натуральном выражении доля туризма в отечественном ВВП не дотянула до среднемировых показателей порядка 10 млрд. руб. Напомним, что для решения социальных обязательств российского государства перед своими гражданами в части пенсионных выплат, из-за чего встал вопрос повышения пенсионного возраста, бюджету, по данным российских аналитиков, не хватило порядка одного триллиона рублей. Одна только туристическая отрасль могла бы с запасом покрыть эти социальные обязательства.

Туризм в современной научной литературе изучается как сложная система социально-экономического характера, требующая анализа политико-экономических, социальных, экологических и иных факторов, взаимодействующих друг с другом. Исходя из этого, большинство отечественных и зарубежных специалистов осуществляют исследование туризма при помощи системного метода, который основывается на трех основных подходах: экономическом, экологическом и культурном.

1. Экономический подход основан на анализе закономерностей спроса и предложения в туризме, особенностей работы предприятий туристской отрасли, оценке вклада туристской отрасли в основные показатели экономического развития страны и т.д.;

2. Экологический подход стал актуален с развитием массового туризма, повлекшего за собой чрезмерное воздействие на экологию рекреационных зон, способное привести к серьезному ухудшению состояния природных комплексов, памятников и т.д.

3. Культурный подход позволяет изучать туризм с позиций его воздействия на уклад жизни принимающих туристов регионов, оказания влияния на менталитет местного населения и его культуру в целом.

Туризм, с учетом изложенного, следует рассматривать в контексте взаимодействия трех систем: природа, общество, экономика. Это можно охарактеризовать следующим образом. Имеющие свои мотивы и потребности, туристы образуют спрос на услуги туристско-рекреационной сферы, и далее спрос на услуги взаимодействует с предложениями, которые формируют туристско-рекреационные предприятия. Сам же процесс потребления этого вида услуг включает экономический, культурный и экологический аспекты. Процесс организации и потребления туристских услуг, как правило, регулируется государством.

Естественно, что туризм как важный элемент сферы услуг Российской Федерации, обеспечивающий национальную конкурентоспособность страны на международных рынках, нуждается в формировании особенной и специфичной системы безопасности национального уровня с международными элементами взаимодействия на стратегическую перспективу. Да, проведение таких статусных международных мероприятий мирового уровня в России, как Олимпиада - 2014, Чемпионат мира по футболу - 2018, Универсиад, крупных международных саммитов (например, Россия - Африка - 2019) показало профессионализм и эффективность отечественной системы национальной безопасности. Но, для достижения конкурентного преимущества на долгосрочный период, необходимо ввести эту систему в ранг постоянной и приоритетной на государственном уровне.

Безопасность туризма — это сложное многоаспектное явление, которое является разновидностью более широкого, общеродового понятия «безопасность». В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности; сохранность, надежность» [3]. В Большом толковом словаре русского языка термин «безопасный» значит «не угрожающий опасностью, лишенный угрозы». Состояние безопасности в обыденной жизни воспринимается людьми как «защищенность», «надежность», «прочность», «целость», «сохранность», «неприкосно-

венность», «независимость».

В английском языке для обозначения категории «безопасность» используются два термина: safety и security. Термин safety обычно применяется для обозначения безопасности услуг (товаров, работ) в части их технического или иного материального содержания (безопасность зданий, сооружений, противопожарная безопасность, безопасность пищевой продукции, санитарно-эпидемиологическое благополучие и др.). Данному термину обычно корреспондирует понятие «риск» (risk) («допустимый риск», «неприемлемый риск»). К таким рискам относятся: травмоонасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, биологическая опасность, экологическая опасность, токсикологическая опасность, радиоактивная опасность и др. Категория security — динамический элемент, который связан с угрозами (threats), исходящими от людей, нежели из окружающей среды. Поэтому эти угрозы сложнее предвидеть (например, криминогенная опасность, военно-политическая опасность, психофизиологическая опасность, акт незаконного вмешательства на транспорте и др.).

«Истоки» безопасности как правовой категории находятся в Конституции, в тексте которой для обозначения данного явления используются такие термины, как: «государственная безопасность», «безопасность государства», «общественная безопасность», «безопасность людей», «безопасность граждан», «экологическая безопасность». В ст. 1 Закона о безопасности [4] указывается, что он распространяется на обеспечение безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В нормативных правовых актах наиболее часто говорится об «экономической», «информационной», «экологической» [, «продовольственной», «оборонной» и некоторых других видах безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности, силы и средства обеспечения безопасности), а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, а также в сфере общественной безопасности (п. 6, 7).

Стратегия определяет национальную безопасность Российской Федерации как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В научной и учебной литературе существуют различные определения безопасности. Безопасность рассматривается в правовом, социологическом, политологическом, экологическом, психологическом контекстах, а также с точки зрения синергетики и нелинейной динамики. Среди множества существующих научных определений безопасности мы выделим некоторые из них. С.А. Панарин считает, что понятие «безопасность» совмещает в себе как минимум три значения. Безопасность — это: многоаспектное состояние; многогранное представление о том, каким оно может быть и каково оно на самом деле; конкретная цель [5]. По мнению М.И. Дзлиева и А.Д. Урсула, безопасность — это состояние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функционировании человека и социальной системы с внешней по отношению к ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социальную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств [6]. Безопасность рассматривается ими также как комплексная динамическая способность человеческого организма, социальной системы (общества, государства и т.д.) под воздействием внешнего и внутреннего влияния (воздействия) сохранять свои функции (свойства), поддерживать постоянство внутренней среды с помощью саморегулирующих и иных механизмов.

Н. Ахтырская считает, что безопасность — неотъемлемое свойство (атрибут) социальной системы, состоящее в ее способности к обеспечению на основе осознанной, целенаправленной деятельности такого порядка взаимосвязей, при котором дезорганизующее воздействие внешней среды и внутренних противоречий на ее жизненно важные интересы ограничивается пределами, отвечающими потребностям данной системы и ее элементов в устойчивом развитии [7]. С.В. Степашин определяет безопасность как состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемой функционирование [8].

По мнению А.И. Стахова, безопасность — это урегулированное нравом состояние защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с санкционируемыми и контролируемыми государством правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также исключены правонарушения и юридические казусы, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды [9].

Таким образом, безопасность как элемент правовой системы Российской Федерации представляет собой специфическую сферу правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов лично-

сти, общества, государства и нации, которая обусловлена создающими высокую вероятность причинения вреда данным интересам формально определенными физическими, химическими и биологическими проявлениями и действиями природной среды и техногенной системы (вредоносными природными и техногенными факторами окружающей среды), связанными с правонарушениями и юридическими казусами, а также с подлежащими официальной оценке со стороны государства (санкционируемыми и контролируемыми государством) действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов — материальных носителей указанных проявлений и действий, или техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам [10].

В рамках технического регулирования существуют научные определения безопасности продукции, которая охватывает, в том числе, товары, работы и услуги, реализуемые в сфере туризма. Так, безопасность продукции как правовая категория означает, прежде всего, нормальное и предсказуемое использование продукции, в том числе отсутствие риска причинения вреда, связанного с использованием продукции для жизни, здоровья и имущества потребителей, либо возможную минимизацию указанного риска.

Социальная сущность безопасности в целом может быть выражена, как минимум, в трех аспектах:

а) динамическое состояние защищенности личности, общества, государства, а также охраны окружающей среды (далее также — объекты безопасности) от внутренних и внешних угроз безопасности, которое предполагает их надежное существование и устойчивое развитие;

б) свойство объектов безопасности в процессе своего функционирования и развития не причинять ущерба и (или) не создавать угрозы причинения ущерба другим объектам окружающего мира;

в) человеческая деятельность, направленная на защиту прав и законных интересов граждан, противодействие угрозам безопасности, ликвидацию последствий их проявления, а также на возмещение ущерба лицам, пострадавшим от угроз безопасности (процесс обеспечения безопасности).

В законодательстве о туристской деятельности безопасность туризма является одним из его правовых институтов, принципом государственного регулирования туристской деятельности, а также ключевой функцией органов исполнительной власти (ст. 3,4, 14 и 16 Закона о туристской деятельности) [11]. Кроме того, согласно ст. 8 Закона о безопасности Президент России принимает меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму, а защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом является одной из целей международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения безопасности (ч. 2 ст. 7 Закона о безопасности) [4].

Содержание и объем понятия «безопасность туризма» в законодательстве о туристской деятельности раскрывается через перечисление соответствующих объектов безопасности:

- жизнь, здоровье и имущество туристов (экскурсантов);

- окружающая среда,

- материальные и духовные ценности общества,

- безопасность государства (ст. 14 Закона о туристской деятельности) [11].

Как полагает М.В. Шаруева, безопасность туризма представляет собой обеспечение безопасности участников правоотношений в сфере туризма (туроператоров (турагентов), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, реализующих право на отдых). Безопасность туризма в этом смысле — совокупность гражданско-правовых норм, призванных обеспечить юридическую, имущественную и личную неимущественную, социальную, информационную, экологическую безопасность всех участников правоотношений в сфере туризма, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства [12]. При этом, обеспечение безопасности туризма — это применение различных видов юридической деятельности, направленных на предупреждение и нейтрализацию угроз безопасности в сфере туризма, а также иные меры но созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов безопасности. Главными принципами обеспечения безопасности туризма, по мнению указанного автора, должны стать принцип системности, определяющий комплексный подход к проблеме, и эффективности, позволяющий оценить достигнутые результаты.

Туризм как системное образование представляет собой сферу туризма — комплексный объект безопасности. В этой связи любые меры безопасности туризма будут только тогда эффективны, когда при их разработке и реализации учтены все существенные аспекты проблемы или ограничения, накладываемые на ее решение. Иными словами, для результативного и эффективного решения вся сложнейшая иерархия мер обеспечения безопасности должна быть организована так, чтобы на всех уровнях в качестве главного, решающего выступал один и тот же, единый критерий оценки эффективности, т.е. чтобы все время имелись ввиду не только отдельные элементы, но прежде всего система туризма в целом, ее конечный эффект.

Важной характеристикой туризма как комплексного объекта безопасности является такая категория как «национальные интересы». Национальные интересы в сфере туризма связаны с созданием необходимых условий и гарантий надежного существования и устойчивого развития сферы туризма. Реализация национальных интересов в сфере туризма также обеспечивает удовлетворение потребностей всех субъектов сферы туризма.

Так, интересы туристов заключаются в реализации их прав и свобод туристов, в обеспечении в процессе подготовки, организации и совершения путешествий гарантий личной неприкосновенности, непри-

косновенности частной жизни, защищенности жизни, здоровья и имущества туристов, повышении уровня их работоспособности, интеллектуального и духовного развития.

В свою очередь, интересы предпринимателей предполагают возможность свободной реализации их нрава на предпринимательскую деятельность, обеспечение гарантий свободы экономической деятельности, отсутствие ограничений на перемещение услуг, финансовых средств и информации на едином туристском рынке Российской Федерации, ликвидацию избыточных административных барьеров, поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности, неприкосновенность собственности, защищенность личности предпринимателя от противоправных посягательств, наличие гарантий инвестиций и благоприятного инвестиционного климата.

Интересы работников индустрии туризма связаны с гарантиями реализации их трудовых нрав, отсутствием дискриминации и принудительного труда, защищенности жизни и здоровья от вредных и опасных производственных факторов, профессиональным ростом и укреплением материального благополучия.

Интересы местного населения включают в себя реализацию нрава на благоприятную окружающую среду и среду жизнедеятельности, потребность в укреплении общественного порядка и нравственности, в надлежащем санитарно-эпидемиологическом благополучии, недискриминационном участии в обслуживании туристов, в сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Интересы служащих государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), реализующих функции и полномочия в области государственного (муниципального) управления в сфере туризма, выражаются в стабильности гражданской службы, защищенности от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, охрану служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, своевременном и в полном объеме получении денежного содержания, максимальной реализации гарантий государственной службы.

Интересы гражданского общества связаны с сохранением для настоящих и будущих поколений культурной самобытности, национальной идентичности и единства народов России, ее национального достояния и других духовных и материальных ценностей, гарантиями участия институтов гражданского общества в государственном (муниципальном) управлении сферой туризма, использованием возможностей туризма для поддержания общественного согласия и духовного обновления России.

Интересы государства обусловлены незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечением политической, экономической и социальной стабильности, единства туристского пространства Российской Федерации, необходимостью соблюдения законности и поддержания правопорядка на туристском рынке, предотвращения использования «каналов» туризма для террористической деятельности, отмывания доходов, полученных преступным путем, неконтролируемой и незаконной миграции, контрабанды валютных, культурных ценностей, иных противоправных проявлений, развития равноправного международного сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в сфере туризма.

Как видим из проведенного анализа, безопасность туризма представляет собой динамическое состояние защищенности сферы туризма от внутренних и внешних угроз безопасности, которое позволяет обеспечить ее надежное существование и устойчивое развитие.

Безопасность туризма подразделяется на определенные виды, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:

- по элементам, входящим в сферу туризма, можно выделить безопасность субъектов сферы туризма (безопасность туристов, безопасность предпринимателей, безопасность работников туристской индустрии, безопасность населения туристских территорий; безопасность объектов туризма (сохранность туристских ресурсов, безопасность инфраструктуры туризма, безопасность объектов туристской индустрии, безопасность автоматизированных информационных систем, персональных данных субъектов сферы туризма и др.);

- по типам и видам совершаемых путешествий — безопасность международного туризма (безопасность въездного туризма, безопасность выездного туризма); безопасность внутреннего туризма, безопасность социального туризма, экологического туризма и т.д.;

- по объектам национальной безопасности, которые могут подвергаться воздействию негативных факторов и условий, возникающих в сфере туризма, — общественная безопасность, государственная безопасность, экологическая безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие местного населения, правовая безопасность и безопасность государственного управления в сфере туризма;

- по характеру применяемых мер безопасности в сфере туризма безопасность туризма может быть видовой (безопасность гостиничного, туристского обслуживания, услуг общественного питания, средств развлечения туристов и т.д.) и функциональной (техническая безопасность, пожарная безопасность, информационная безопасность в сфере туризма и др.);

- по месту нахождения источников опасности и направленности мер безопасности в сфере туризма безопасность туризма может быть внутренней и внешней;

- по форме (способу) организации туризма — безопасность организованного туризма и безопасность

неорганизованного (самодеятельного) туризма.

Рассмотрим проанализированные с методологической точки зрения основные аспекты комплексной безопасности туризма на примере Краснодарского края. Анализируемые процессы регламентированы актами законодательной и исполнительной власти Краснодарского края: Стратегией социально-экономического развития до 2030 г., Концепцией развития санаторно-курортного и туристского комплекса до 2025 г. и Государственной программой «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», финансируемыми по субвен-циональному принципу из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

По результатам работы отрасли в 2019 году, средняя загрузка коллективных средств размещения, расположенных на территории Краснодарского края, на текущий период составляет - 68,75 % (аналогичный период 2018 года 69,58 %). Средняя загрузка коллективных средств размещения, расположенных на территории Черноморского побережья (города Геленджик, Сочи, Анапа, Новороссийск, Туапсинкий район), на текущий период составляет - 73,68 % (аналогичный период 2018 года 72,89 %).

В 2019 году курорты Краснодарского края посетило 17,3 млн. туристов, в 2018 году - 17,0 млн. туристов, темп роста 102%, в том числе:

- численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения составила порядка - 9 318,6 тыс. человек (2018 год - 9 122,1 тыс. человек).

- количество «неорганизованных» туристов составило - 8 021,9 тыс. человек (2018 год - 7 885,1 тыс. человек).

В летний период 2019 года Краснодарский край посетило - 10,5 млн. туристов (аналогичный период 2018 года - 10,4 млн. туристов). По информации Краснодарстата объем услуг, оказанных крупными и средними организациями курортно-туристского комплекса края за январь-декабрь 2019 года составил 59 418,7 млн. рублей, темп роста 112,7% к аналогичному периоду 2018 года. Всего в крае функционирует 2081 организация санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса общей коечной емкостью 181950 койко-мест. В период максимального развертывания номерного фонда Краснодарского края в 2019 г. прием отдыхающих осуществляли более 4730 организаций санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса Краснодарского края (2018 год - 4300) вместимостью более 420 тысяч койко-мест.

На протяжении 2015-2018 гг. туристический поток на курорты Краснодарского края растет: 2015 г. - 15,1 млн. чел.; 2016 г. - 15,8 млн. чел. (прирост 5,3%); 2017 г. - 16,2 млн. чел. (прирост 1,2%); 2018 г. - 17,2 млн. чел. (прирост на 6,1%); 2019 г. - 17,3 млн. чел. При этом, еще в 2000 г. на курортах Краснодарского края отдыхало всего 4,8 млн. человек. В крае официально зарегистрировано и сертифицировано 90 туристских маршрутов, 190 экскурсионных маршрутов, 630 объектов турпоказа, 385 турагентов, 133 туроператора и 159 экскурсионных организаций.

За 2019 год объекты туристского показа посетили 6,4 млн. человек. На сегодняшний день в Краснодарском крае осуществляют деятельность свыше 630 объектов туристского показа, из них более 500 доступны к посещению круглогодично.

Также необходимо отметить положительную динамику заполняемости объектов санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса Краснодарского края: 2015 г. - 54,6%; 2016 г. -58,3%; 2017 г. - 70,8 %; 2018 г. - 73,7%, 2019 г. - 82,6.

Несмотря на то, что прямой вклад туристско-рекреационного комплекса (ТРК) в экономику региона всего около 6,5 %, туризм по-прежнему является приоритетной отраслью и оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие Кубани (табл. 1). По нашей экспертной оценке, реальный вклад ТРК в экономику Краснодарского края с учетом мультипликативного эффекта и вклада сопутствующих отраслей составляет порядка 14%-17%.

Таблица 1 - Совокупный вклад туристско-рекреационного комплекса в валовый региональный продукт Краснодарского края (млрд. руб.) [13]

Период ВРП Краснодарского края млрд. руб. Объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд руб. Доля в ВРП, % (прямой вклад)

2015 г. 1947 100,6 5,1

2016 г. 2133,9 117,4 5,5

2017 г. 2 352,4 124,7 5,3

2018 г. 3 117,6 168,3 6,5

Объём инвестиций в основной капитал предприятий и организаций санаторно-курортной и туристской сферы края за четыре года составил более 40 млрд. руб.

За четыре года (2015-2018 гг.) налоговые поступления от предприятий и организаций ТРК в краевой консолидированный бюджет выросли на 24%, объем услуг вырос - на 27% (табл. 2). Налицо присутствует устойчивая прогрессирующая позитивная динамика, т.к. в 2000 г. налоговые поступления от отрасли составля-

ли всего 0,6 млрд. руб., объем услуг, оказанных предприятиями и организациями ТРК - около 10 млрд. рублей.

Таблица 2 - Налоговые поступления предприятий и организаций ТРК в консолидированный бюджет Краснодарского края (млрд. руб.) [14]

Период Налоговые поступления в краевой консолидированный бюджет, млрд. руб. Объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд. руб.

2015 г. 5,8 100,6

2016 г. 6,6 117,4

2017 г. 7,1 124,7

2018 г. 7,8 112,7

2019 г. 8,3 110,7

Одним из стратегических показателей финансово-экономического обеспечения туристской деятельности в Краснодарском крае является объем реально привлеченных инвестиций. Стратегия социально-экономического развития края до 2030 г. определяет основные задачи инвестиционной стратегии как формирование глобально конкурентоспособного всесезонного комплексного турпродукта, направленного на внутреннем рынке на устойчивое воспроизводство человеческого потенциала России, на внешнем рынке -на удовлетворение интереса представителей других культур к цивилизационным ценностям, формирование конкурентоспособного туристского продукта международного уровня, включающего набор интересных комплексных предложений (как для летнего и зимнего туристических сезонов, так и для периода межсезонья), в т.ч. региональных и межрегиональных экспортных продуктов. Продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, в т.ч. продвижение экспортных турпродуктов на зарубежных туристских рынках, формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, эффективной институциональной системы развития санаторно-курортного и туристского комплекса в рамках формирования туристско-рекреационного кластера, обеспечение высокого качества обслуживания и высокого уровня гостеприимства социума. Формирование в рамках туристско-рекреационного кластера эффективной системы привлечения, подготовки и удержания лучших специалистов в сфере туризма, высокого уровня гостеприимства социума и единой технологической платформы современных сервисов. Для реализации данных целей, по нашему мнению, прогнозный ежегодный объем реальных инвестиций в ТРК края в диапазоне 20-25 млрд. руб. в год с возрастанием общей численности туристов в крае до 20,0 млн. чел. В год к 2030 году.

Многогранность безопасности туризма проявляется в том, что, во-первых, безопасность туризма выражает психобиологическую защитную реакцию человека на опасности [10], связанные с новой социально-психологической обстановкой, географической средой и гидрометеорологическим особенностям страны (места) временного пребывания туриста. Данный уровень безопасности туризма характеризуется такими категориями, как «здравый смысл», «разумность», «осторожность», «предусмотрительность», «адаптивность» и др. Во-вторых, безопасность туризма представляет собой исторически обусловленное явление человеческой цивилизации — культуру безопасности туризма. В-третьих, безопасность туризма является категорией, которая присуща сфере туризма как объекту социального управления. В-четвертых, безопасность туризма является системно-структурированной административно-правовой целостностью, которая представлена в виде института и правового режима безопасности туризма, а также в виде системы обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации.

Источники:

1. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края «50-летию профессора Берлина С.И. посвящается»: монография / Кубанский социально-экономический институт; Научный центр пропаганды и внедрения инноваций. Краснодар, 2015.

2. https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (Дата обращения 28.02.2020

г.).

3. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998. - 672 с.

4. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 (с изменениями и дополнениями на 20.02.2020 г.) // Консультант плюс

5. Панарин С. Безопасность и этническая миграция в России // Pro et Contra. Т. 3. 2018. № 4.

6. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. - М.: Экономика, 2003. - 296 с.

7. Ахтырская Н. Безопасность как объект социального моделирования. URL:http://www. сrime-reseach.org

8. Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: авторф. дис......д-ра юрид. наук. СПб., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Стахов Л.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Россий1ской Федерации: дис........

д-ра юрид. наук. М., 2007.

10. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Издание 2-е, дополненное. - М.: МГФ «Знание», 1999. - 368 с.

11. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 (с изменениями и дополнениями на 20.02.2020 г.) // Консультант плюс

12. Шаруева М.В. Правовое обеспечение безопасности туризма по российскому законодательству: автореф.... канд. юрид. наук. М., 2018.

13. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

14. http://www.min.kurortkuban.ru/ (Дата обращения 15.02.2020 г.

15. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея http://www.krsdstat.gks.ru/ (Дата обращения 21.02.2020 г.).

Sources:

1. Berlin S.I., Petrov D.V. The concept of increasing the efficiency of the tourist complex of the Krasnodar Territory to the 50th anniversary of Professor Berlin S.I. dedicated ": monograph / Kuban Socio-Economic Institute; Scientific Center for the Promotion and Implementation of Innovations. Krasnodar, 2015.

2. https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (Date of treatment 02.28.2020).

3. The large explanatory dictionary of the Russian language. - SPb., 1998 .-- 672 p.

4. The Federal Law "On Security" dated December 28, 2010 No. 390-Ф3 (as amended and supplemented on 02.20.2020) // Consultant Plus

5. Panarin S. Security and ethnic migration in Russia // Pro et Contra. T. 3. 2018. No. 4.

6. Dzliev M.I., Ursul A.D. Fundamentals of ensuring the security of Russia. - M.: Economics, 2003 .-- 296 p.

7. Akhtyrskaya N. Security as an object of social modeling. URL: http: // www. dime-reseach.org

8. Stepashin S.V. Theoretical and legal aspects of ensuring the security of the Russian Federation: author. dis.......Dr. jur.

sciences. SPb., 1994.

9. Stakhov L.I. Administrative and public security in the Russian Federation: Dis.........Dr. jur. sciences. M., 2007.

10. Security of Russia. Legal, socio-economic and scientific-technical aspects. Glossary of terms and definitions. 2nd Edition, revised. - M .: MGF "Knowledge", 1999. - 368 p.

11. Federal Law "On the Basics of Tourism" dated November 24, 1996 No. 132-FZ (as amended and supplemented on 02.20.2020) // Consultant Plus

12. Sharueva M.V. Legal support of tourism safety under Russian law: abstract ... Cand. legal sciences. M., 2018.

13. Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory

14.http: //www.min.kurortkuban.ru/ (Date of access 02.15.2020

15. Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea http://www.krsdstat.gks.ru/ (Date of access 02.21.2020).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10079

И.А. Бондаренко - профессор, д.э.н. кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), bon-ir55@mail.ru,

I.A Bondarenko - Professor, Doctor of Economics Department of Business Processes and Economic Security, Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Krasnodar).

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ INSTITUTESOFDEVELOPMENTOFRUSSIANCITIESINTHECONTEXT OF THEIR ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация. Город характеризуется как целостная система, обладающая своими структурами, функциями, коммуникативными связями с внешней средой, а также историей, культурой и особенностями условий жизни населения. Помимо того, это сложноорганизованное пространство, которое характеризуется большой размер-ностью,большим количеством взаимосвязанных подсистем разных типов. Его можно привести в качестве одного из примеров сложной самоорганизующейся системы, для которой проблемы развития являются не только итогом теоретического понимания происходящих процессов, но и выбором направления последующего социально-экономического развития. Поэтому город является объектом, для изучения которого системный подход особо важен. Системный подход позволяет учитывать социальные, экономические, психологические проблемы, которые стоят перед городом. Институты развития региональной экономики способны трансформироваться в институты устойчивого развития городов как система многоуровнего управления. Для этого требуется осуществить институциональное проектирование распределения ресурсов и организаций в сфере производства и потребления общественных, клубных и частных благ.

Annotation. The city is an integral system with its structures, functions, relations with the external environment, history, culture, living conditions of the population. In addition, it is a complexly organized space, which is characterized by a large dimension, a large number of interconnected subsystems of various types. The city is one of the examples of a difficult self-organizing system for which development problems are not only the result of a theoretical understanding of ongoing processes, but also the choice of the direction of subsequent socio-economic development. Therefore, the city is an object for the study of which a systematic approach is especially important. A systematic approach allows you to take into account the social, economic, psychological problems that face the city. Institutions for the development of the regional economy are capable of transforming into institutions for the sustainable development of cities as a system of multilevel management. This requires institutional design of the distribution of resources and organizations in the production and consumption of public, club and private goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.