Научная статья на тему 'Основные направления обеспечения безопасности туризма в Северо-Кавказском федеральном округе'

Основные направления обеспечения безопасности туризма в Северо-Кавказском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИЗМЕ / SAFETY IN TOURISM / РИСКИ В ТУРИЗМЕ / THE RISKS IN TOURISM / ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ADVENTURE TOURISM / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА / TOURISM SAFETY LEGISLATION / НОРМЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / NORMS AND REGULATIONS OF THE LAW ON TOURIST ACTIVITIES / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА / INTERNATIONAL LAW IN THE FIELD OF TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зумакулова Зарема Ахматовна, Таппасханова Елизавета Оюсовна, Шадова Залина Хусеновна, Митше Николь, Стриелковски Вадим

Актуальность вопросов, связанных с развитием туристической сферы, была ярко продемонстрирована российским туристическим рынком, падение которого произошло в конце 2014 г. Очевидно, что развитие туризма приобретает все большую степень влияния на развитие экономики многих стран мира. В этой связи в статье рассматривается роль безопасности туризма в развитии этой важнейшей сферы деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе. Материалы и методы. Проводится анализ проблем обеспечения безопасности туризма региона, который показал, что имеются резервы, использование которых позволит поднять на новый уровень решение проблемы. Требует дальнейшей модернизации региональное законодательство, которое пока находится в стадии формирования. Результаты. Подчеркивается, что в современный период в туристической деятельности региона следует использовать комплекс мероприятий, а также принципы международного права и международных стандартов правового обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зумакулова Зарема Ахматовна, Таппасханова Елизавета Оюсовна, Шадова Залина Хусеновна, Митше Николь, Стриелковски Вадим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Directions of Tourist Security in the North Caucasian Federal District

The relevance of issues related to tourism industry development has been clearly demonstrated by the Russian travel market, which saw a marked decline at the end of 2014. This deterioration comes at a time when the tourism industry is exerting greater influence on the economic development of many countries worldwide. In this regard, this study examines the role of security in the development of tourism, which is an important activity in the North Caucasian Federal District. Materials and methods. The analysis of the issues involved in tourism security shows that resources exist, which, if used, will allow for new solutions. Regional legislation, currently under development, requires further modernization. Results. This study emphasized that in the modern period, the region’s tourism industry should use a set of local measures, as well as the principles of international law and international standards of legal security.

Текст научной работы на тему «Основные направления обеспечения безопасности туризма в Северо-Кавказском федеральном округе»

Основные направления обеспечения безопасности туризма в Северо-Кавказском федеральном округе

Main Directions of Tourist Security in the North Caucasian Federal District

УДК 338.48

Зумакулова Зарема Ахматовна

доцент Кабардино-Балкарского государственного университета (г Нальчик), кандидат юридических наук 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 175

Zumakulova Zarema Akhmatovna

Kabardino-Balkarian State University Chernyshevskogo Str. 175, Nal'chik, Republic of Kabardino-Balkaria, 360004

Стриелковски Вадим

профессор экономики Карлова университета

в Праге, доктор наук

Opletalova 26, Praha 1, 11000, Czech

Republic

Strielkowski Wadim

Opletalova 26, Praha 1, 11000, Republic

Czech

Шадова Залина Хусеновна

заведующий кафедрой Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик), кандидат экономических наук, доцент 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г Нальчик, ул. Чернышевского, д. 175

Shadova Zalina Khusenovna

Kabardino-Balkarian State University Chernyshevskogo Str. 175, Nal'chik, Republic of Kabardino-Balkaria, 360004

Актуальность вопросов, связанных с развитием туристической сферы, была ярко продемонстрирована российским туристическим рынком, падение которого произошло в конце 2014 г. Очевидно, что развитие туризма приобретает все большую степень влияния на развитие экономики многих стран мира. В этой связи в статье рассматривается роль безопасности туризма в развитии этой важнейшей сферы деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе.

Материалы и методы. Проводится анализ проблем обеспечения безопасности туризма региона, который показал, что имеются резервы, использование которых позволит поднять на новый уровень решение проблемы. Требует дальнейшей модернизации региональное законодательство, которое пока находится в стадии формирования.

Результаты. Подчеркивается, что в современный период в туристической деятельности региона следует использовать комплекс мероприятий, а также принципы международного права и международных стандартов правового обеспечения безопасности.

Ключевые слова: туризм, безопасность в туризме, риски в туризме, приключенческий туризм, законодательство о безопасности туризма, нормы и нормативные акты законодательства о туристской деятельности, международное право в сфере туризма

Митше Николь

младший профессор Университета Сандерленда, доктор наук St Peter's Way, Sunderland, SR6 0DD, United Kingdom

Mitsche Nicole

University of Sunderland6, Faculty of Business and Law

St Peter's Way, Sunderland, SR6 0DD, United Kingdom

Таппасханова Елизавета Оюсовна

доцент Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик), кандидат экономических наук 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 175

Tappaskhanova Elizaveta Ousovna

Kabardino-Balkarian State University Chernyshevskogo Str. 175, Nal'chik, Republic of Kabardino-Balkaria, 360004

The relevance of issues related to tourism industry development has been clearly demonstrated by the Russian travel market, which saw a marked decline at the end of 2014. This deterioration comes at a time when the tourism industry is exerting greater influence on the economic development of many countries worldwide. In this regard, this study examines the role of security in the development of tourism, which is an important activity in the North Caucasian Federal District.

Materials and methods. The analysis of the issues involved in tourism security shows that resources exist, which, if used, will allow for new solutions. Regional legislation, currently under development, requires further modernization.

Results. This study emphasized that in the modern period, the region's tourism industry should use a set of local measures, as well as the principles of international law and international standards of legal security.

Keywords: tourism, safety in tourism, the risks in tourism, adventure tourism, tourism safety legislation, norms and regulations of the law on tourist activities, international law in the field of tourism

Введение

Значение туризма и его роль в развитии экономики многих стран постоянно возрастают. На долю туризма сейчас приходится более 10% во всем мировом валовом национальном доходе. Ряд стран живут в основном только за счет доходов от туризма. Причем это касается как небольших стран, так и крупных развитых государств. Нередко показатели динамики доходности туризма и их рост значительно выше этих же показателей в некоторых отраслях экономики. Как показывают данные ВТО, количество прибытий туристов в среднем в год за последние 10 лет составило 4,5%, тогда как доходы от туризма ежегодно росли почти на 8%.

<

о

^ Занимая одно из первых мест по объемам пре-

^ доставляемых услуг, туризм вносит весомый вклад

х в экономику стран: создавая новые рабочие места,

ш обеспечивает занятость населения, позволяет при-

сг

х влекать дополнительные средства в государствен-^ ные бюджеты. Известно стимулирующее воздействие ^ развития туризма на важнейшие сектора экономики.

С развитием туризма увеличиваются налогооблагае-^ мая база и поступления средств от налогов в бюджет к государства.

В XXI в. социально-экономическая и культурная < жизнь большинства государств и регионов мира уже ^Е не мыслима без туризма, которая становится одним ^ из ведущих ее направлений, а туристская индустрия ^ представляет собой неотъемлемый элемент социаль-з ного поведения большинства населения.

Учитывая все эти обстоятельства, Всемирная туристическая организация (ВТО) предполагает, что удельный вес туризма в ближайшее время достигнет 11-12% в мировом валовом продукте. Кроме того, ВТО считает, что до 2030 г. туризм в мире в среднем ежегодно будет возрастать на 3,3% [1].

На доходность туризма в экономике стран оказывают влияние такие факторы, как природно-климатические, культурно-исторические, а также политические условия и государственная политика по отношению к туризму.

На развитие туризма и его результаты огромное влияние оказывает также среда его функционирования. Это влияние нередко бывает неблагоприятным. Представителями индустрии туризма должны учитываться опасности, которым подвергается туристическая деятельность, следует сводить к минимуму и стремиться предотвращать угрозы ее безопасности. Речь идет о безопасности каждого туриста, сохранности их имущества, а также ненанесении ущерба окружающей среде во время отдыха.

Например, в таких странах, как Франция и Япония, каждый год только на горных маршрутах погибают более 100 человек, в Альпах этот показатель достиг 300400 человек. Ежегодно в Шамони в районе Монблана гибнет до 60 альпинистов. Количество погибших, как показывают данные спасательных служб, растет из года в год на 13-17%. И что примечательно, все они происходят чаще всего с наиболее активными, перспективными и опытными людьми [2]. Только в июле 2012 г. на юге Швейцарии погибли пять альпинистов, а в июне 2012 г. в Шамони — 11 человек.

Проблема безопасности путешествий всегда была в поле зрения международных организаций и различных мероприятий, посвященных туризму. Так, Гаагская парламентская конференция по туризму еще в 1989 г. декларировала ее в своем кодексе. Встречаем декларацию о безопасности туризма также в Хартии туризма. В 1994 г. создается структура в ВТО, отвечающая за качество обслуживания туристов и безопасность их путешествий, которая исследует и обобщает опыт разных стран, связанный с разработкой мер по безопасности туризма.

Безопасность туризма в РФ и СевероКавказском федеральном округе

Проблемой безопасности туризма в нашей стране стали заниматься сравнительно недавно. В 1983 г. в России вышла первая публикация по безопасности туризма. Ее авторы К. Бардин и В. Тихомиров писали тогда: «Проблема обеспечения безопасности путешествий — одна из самых важных (если не самая

важная!) и в то же время одна из самых сложных проблем туристского движения» [Там же].

Большой вклад внесли в изучение данной проблемы в нашей стране такие ученые, как Л. И. Абалкин, М. Г. Алибеков, А. И. Архипов, К. Л. Астапов, М. Б. Бир-жаков, Н. А. Савинская, В. К. Сенчагов, Э. Е. Старо-бинский, Ю. А. Штюрмер. Для экономической и юридической наук проблемы безопасности в индустрии туризма остаются на сегодня весьма актуальными направлениями исследования.

Основная цель нашего исследования заключается в раскрытии опасностей, с которыми туристы сталкиваются во время отдыха в Кабардино-Балкарии, и определении всех возможных путей, обеспечивающих их безопасность.

Кабардино-Балкария является одним из субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г., рассматривая потенциальный вклад туристического сектора в социально-экономическое развитие субъектов, входящих в его состав, определила его как одно из самых перспективных [3].

Опыт развития туристской сферы в КБР показывает, что она создает ряд необходимых условий для повышения уровня жизни населения, его подвижности и занятости. Развитие туризма дает возможность стабильному экономическому росту региональной экономики, рациональному использованию культурных объектов и природного наследия, развитию международных контактов. Устойчивое развитие туризма является одним из показателей успешного развития жителей Кабардино-Балкарии.

В настоящее время к объектам ТРК республики относятся 232 предприятия, функционирующих в сфере курортов и туризма. Из них 36 являются санаторно-курортными учреждениями, 21 — оздоровительными лагерями, 17 — альпинистскими лагерями, спортивными базами и пансионатами, 89 — частными коллективными средствами размещения туристов и отдыхающих в Приэльбрусье, 15 — гостиницами, 54 — туристическими фирмами. В республике можно единовременно разместить около 15 000 туристов и отдыхающих. Только в 2012-2013 гг. в КБР в эксплуатацию введено 48 объектов туристской инфраструктуры, из них 14 — коллективные средства размещения на 509 койко-мест. Порядка 70 объектов находятся еще в незавершенном строительстве. В 2013 г. в Кабардино-Балкарии отдохнуло 247 700 человек, что от запланированного числа составляет 102,4%. 21 909 детей получили возможность лечиться и отдохнуть в загородных оздоровительных лагерях, оздоровительных лагерях спортивного профиля, санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, расположенных на территории КБР [4].

На фоне увеличения количества туристов и возрастания роли туризма в регионе растет количество (и они становятся все менее предсказуемыми) как внутренних, так и внешних угроз безопасности.

Как показывают статистические данные (табл. 1), в горах Северного Кавказа только в 2013 г. погибло семь человек, пропали без вести два человека. Всего же за прошлый год в данном регионе получили различные травмы и увечья 86 туристов. В течение 2013 г. региональный центр Северо-Кавказского МЧС России провел поисково-спасательные операции более 60. Только за первую половину 2014 г. в горах Северного Кавказа пропали без вести три человека, погибло пять, пострадали 104 туриста. Поисково-спасательные отряды 44 раза выезжали на вызовы.

Таблица 1

Количество туристов, пострадавших в горах Северного Кавказа в 2013-2014 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. (за 6 мес.)

Погибло человек 7 5

Пропали без вести 2 3

Получили различные травмы и увечья 86 104

Количество поисково-спасательных операций МЧС 60 44

Источник: [2].

Повышенная лавиноопасность, а также опасность ледопадов наблюдается в горах Приэльбрусья, где ежегодно погибают несколько иностранных и российских альпинистов. Туристы погибают и по причине получения недостаточной информации об имеющихся рисках как по вине предприятий, предоставляющих им услуги, так и по вине их самих. Большое количество туристов получают различные травмы. Наблюдается неоднократная гибель дайверов при погружении в Голубое озеро, которое расположено в Черекском районе.

Оценка туристических услуг и факторов риска

Анализ работы предприятий, оказывающих туристические услуги, показал, что не везде используются имеющиеся возможности для того, чтобы обеспечить безопасность туристов. Так, проверка 16 туристических объектов (спортивных баз, альпинистских лагерей и пансионатов) КБР показала, что в шести из них не имелся полный комплект нормативных документов, действующих на сегодняшний день по обеспечению безопасности туристов.

Оказывая туристские услуги, предприятия сферы туризма республики не всегда обеспечивают такой уровень риска для здоровья туристов, чтобы до минимума снизить для него уровень опасности, возникающий при совершении им путешествий. А ведь опасности ждут туристов везде, так как имеются источники риска. Так, в результате перемещения туристов и различных механизмов; опасных участков местности; изменения горных пород; не совсем благоприятных характеристик туристского снаряжения, которое они используют; неблагоприятных, а иногда и опасных природных явлений возникает травмоопасность для туристов.

Для снижения травмоопасности следует использовать защитные устройства и ограждения, предметы персональной защиты, соблюдение определенных требований к туристскому снаряжению. Необходимо также соблюдать строительные нормы и правила при строительстве жилых помещений и общественных зданий и использовать соответствующие нормативные документы для определения технического состояния транспортных средств, необходимых для перевозки отдыхающих, правила эксплуатации используемого инвентаря, обеспечивая его безопасную работу. Необходимо туристам, приехавшим отдыхать в Кабардино-Балкарию, давать полную информацию об имеющихся рисках, мерах по их предупреждению.

На туристов во время отдыха оказывают воздействия факторы окружающей среды, которые обусловлены ее температурой и влажностью в месте обслуживания туристов, перепадами в атмосферном давлении. В помещениях, где обслуживаются туристы, а также в транспортных средствах необходимо создание показателей микроклимата, основываясь на установленных санитарно-гигиенических требованиях.

Чтобы ослабить воздействие на туристов этих факторов риска и, в конечном итоге, свести эти воздействия на нет, при проведении туристских мероприятий необходимо:

• рационально проектировать трассы туристских маршрутов;

• учитывать климатические условия района;

• сооружать на трассах туристских маршрутов укрытия от непогоды;

• оснащать помещения и транспортные средства кондиционерами и вентиляцией;

• обеспечивать туристов соответствующей экипировкой, включая средства персональной защиты;

• своевременно информировать туристов о природно-климатических условиях на маршруте. Требования и показатели по обеспечению безопасности туристов от влияния вышеназванных факторов риска и методы их проверки должны осуществляться в соответствии с ГОСТом от 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования» и ГОСТом от 12.1.00588 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». В процессе эксплуатации объектов обслуживания следует соблюдать все требования, которые содержатся в утвержденных нормативных документах.

На туристов, которые приезжают попутешествовать в Кабардино-Балкарию, могут воздействовать такие факторы риска, как биологические, для предотвращения которых необходимо:

• соблюдать установленные санитарные нормы и правила обслуживания;

• использовать оборудование и препараты для дезинфекций, стерилизаций, дератизаций;

• использовать знаки безопасности и маркировки на средствах оснащения и сооружениях, используемых для обслуживания туристов;

• систематически проводить медицинские осмотры персонала, необходимые профилактические прививки и дезинфицирующую обработку снаряжения, следить, чтобы они соответствовали требованиям международных медицинских норм;

• информировать туристов об опасных животных и растениях, которые могут встретиться на туристских маршрутах республики, о том, как избежать таких контактов и какие необходимые меры следует принимать в таких случаях.

Следует учитывать психофизиологические факторы риска, которым подвергается турист и снижение которых достигается на основе:

• рационального построения программы обслуживания туристов, графика перемещения их по маршрутам, которые предусматривают создание необходимых условий для жизнедеятельности путешественников;

• учета психофизиологических особенностей каждого туриста при формировании туристской группы;

о о

о о со

<

о

о

Н

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н

о

К

CD

J

<

О

Таблица 2

Примеры включения активной акклиматизации в программу туристского обслуживания

Время Программа туристского обслуживания

Тур — восхождение на Монблан Тур — восхождение на Эльбрус

1-й день Экскурсия в деревню Le Tour. Подъем и ночевка в хижине Albert Ler Hut (2770 м) Экскурсия на г. Чегет. Подъем до высоты 2800 м. Спуск и ночевка в гостинице «Иткол»

2-й день Подъем на пик Aiguille du Tour (3516 м). Спуск и ночевка в пос. Chamonix Экскурсия на ледник Джан-куат. Подъем до перевала Ложный Гумачи (3200 м). Спуск и ночевка в гостинице «Иткол»

3-й день Подъем до хижины Tete Rousse (3150 м) Подъем к «Приюту одиннадцати» (4200 м). Спуск и ночевка на приюте «Гара-Баши» (3800 м)

4-й день Подъем до хижины Gouter и ночевка в ней (3818 м) Подъем на скалы Пастухова (4800 м). Спуск и ночевка на приюте «Гара-Баши»

5-й день Восхождение на Монблан (4808 м) День отдыха. Спуск в пос. Азау (2800 м). Ночевка на приюте «Гара-Баши»

6-й день Спуск в пос. Chamonix Восхождение на Эльбрус (5642 м)

Источник: [2].

• соблюдения требований для наиболее безопасного и эффективного использования снаряжения и инвентаря, для туристов и транспортных средств;

• включения в программу туристского обслуживания активной акклиматизации.

Как известно, уровень физической подготовленности туриста чрезвычайно важен для профилактики несчастных случаев и травматизма. Это, прежде всего, связано с тем, что человеческий организм должен адаптироваться к условиям высокогорья — пониженного атмосферного давления, повышенного содержания кислорода и солнечной радиации. Отсюда вполне понятно, почему в комплекс мер различного рода мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев, входит акклиматизация — приспособление туристов к новым условиям существования, к особенностям высокогорья.

Первыми схему активной акклиматизации разработали горовосходители нашей страны. Ее до сих пор с успехом используют во всем мире. Суть ее состоит в постепенном наборе высоты, а затем в постепенном спуске для отдыха. Отсюда программа обслуживания туристов в горах должна разрабатываться вкупе с программой их акклиматизации (табл. 2).

Если возникнет опасность воздействия химических факторов риска в процессе обслуживании туристов, следует:

• регулярно контролировать содержание в атмосфере, продуктах питания, воде и земле химических веществ, пагубно влияющих на здоровье человека;

• строить и размещать объекты для проживания и обслуживания отдыхающих в благоприятной среде с точки зрения воздействия химических факторов риска;

• проводить тщательный контроль соответствия применяемых препаратов для дезинфекции с инструкцией по их использованию, и ни одного туриста не подпускать к ним для контактов.

Есть и другие факторы риска, к которым относятся, например, опасности, связанные с недостатком нужной информации о предоставляемых предприятием услугах. Для снижения таких рисков необходимо:

• предоставлять туристам полную информацию о туристских услугах и чтобы она соответствовала требованиям действующего законодательства;

• проводить необходимый инструктаж по безопасности для туристов, учитывающий особенности того или иного туристского маршрута.

Наличие специфических факторов риска в туризме требует, чтобы на каждом туристском предприятии КБР имелся комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и чтобы сотрудники предприятия руководствовались ими в своей деятельности. Но не только. Следует в каждой туристской организации региона разработать и утвердить программу, как должен вести себя персонал в чрезвычайных ситуациях. Причем реализация этих задач должна осуществляться во взаимодействии с местными органами управления, принимающими участие в спасательных работах. За подготовленность персонала к действиям в названных ситуациях ответственность несет руководитель предприятия.

Чтобы любой случай с туристом, который может привести к несчастному происшествию и травматизму, не мог бы заведомо произойти, необходима тщательно продуманная, целенаправленная и комплексная система мер по созданию таких условий, когда безопасность туризма становится надежной. В качестве примера такой деятельности можно привести мексиканскую программу по безопасности туризма. Аналогичные программы по обеспечению безопасности туризма разработаны и во многих других странах, таких как, например, США [5]. Российским органам управления туризмом, в том числе и Кабардино-Балкарским органам управления, необходимо перенять такой опыт.

Не менее важно планомерное расширение системы подготовки руководителей туристских путешествий, туристских организаторов, инструкторов, спасателей, введение действительно круглогодичной тренировки спортсменов в туристских секциях, усиление их общефизической и специальной подготовки, совершенствование технического и тактического мастерства [6].

Однако, рассматривая проблемы безопасности туризма, сами туристы должны помнить и соблюдать обычные правила поведения, исключающие попадание их в какие-либо чрезвычайные ситуации. Нередко сам человек представляет действительную опасность в путешествии, и травмы, получаемые им на туристских маршрутах, являются следствием его собственных ошибок.

Отдельные путешественники вследствие неудовлетворительного состояния их здоровья, повышенной реакции на изменение ситуации, уровня утомления, хода течения эмоциональных процессов более подвержены травмоопасности. Основная же опасность,

на наш взгляд, заключается в малоопытности туристов. Слабая технико-тактическая и морально-волевая подготовка, низкая дисциплина и сознательность некоторых из путешественников еще более усугубляют ситуацию. Имея небольшой опыт, некоторые туристы не знают, как надо поступать в той или иной обстановке, или знают, но не умеют этого сделать. Есть туристы, которые знают и могут, но не хотят и не делают того, что требует безопасность, или просто не хотят знать, что нужно для этого делать.

В Кабардино-Балкарии, например, в ближайшие время планируется развитие так называемого приключенческого туризма, который обычно проходит в сложных географических и природных условиях и требует эффективной организации по оказанию помощи по спасению туристов. Предстоит задача использовать комплекс отдыха «Долина Нарзанов» в Зольском районе для организации маунтинбайка, треккинга, рафтинга, спелеотуризма, альпинизма, парапланериз-ма. Возможны организация охотничьих туров в горах и развитие системы рыболовного туризма на реках Харбаз, Хасаут, Ингушли. Отсюда следует разработать меры, учитывающиеся при оказании таких услуг, по созданию безопасных условий, которые должны представлять собой совокупность форм, методов и различных направлений решения этой проблемы.

Значение государственно-правового воздействия в сфере туризма

Рассматривая значение государственно-правового воздействия на общественные отношения в сфере туризма, не следует забывать, что есть пределы государственного вмешательства в деятельность субъектов сферы туризма. Законодательство о безопасности туризма включает в себя целый ряд федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения безопасности туризма между туристами и другими субъектами сферы туризма, органами власти.

В экономической литературе законодательство о безопасности туризма по структуре рассматривается как в узком, так и в широком смысле [7].

В узком смысле предлагается в законодательство включать нормы и нормативные акты законодательства Российской Федерации о туристской деятельности, которые регулируют отношения в следующих областях:

• реализация и охрана прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности в России и за ее пределами;

• установление условий осуществления туроператорской деятельности, в том числе порядка формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров, использование финансового обеспечения ответственности туроператоров для защиты имущественных интересов туристов;

• определение порядка информирования туристов об угрозе их безопасности в месте пребывания для совершения путешествия;

• установление порядка и осуществление классификации туристских объектов, аккредитации организаций, осуществляющих классификацию;

• разработка и применение стандартов для услуг в сфере туризма и туристской деятельности;

• организация деятельности инструкторов-проводников;

• саморегулирование туристской деятельности. ^

Если рассматривать в широком смысле законо- =п

дательство о безопасности туризма, то оно включа- х ет в себя совокупность нормативных актов различ- ш ной отраслевой принадлежности, направленных на х обеспечение национальной безопасности Российской ^ Федерации или отдельных ее видов (ситуационные ^ отношения) и которые содержат отдельные нормы, связанные с обеспечением безопасности туризма. ^ Речь идет о федеральном конституционном законе к от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; федеральном законе от 27 декабря 2002 г. < № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; федераль- ^ ном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по- ^ жарной безопасности» и других [8-10]. ^

Реализация туристической политики осуществля- 2 ется через следующие основные механизмы:

• создание концепции развития туризма;

• составление и принятие целевых программ по развитию отдельных территорий и государств;

• принятие мер по достижению целевых установок.

Распоряжением № 1230-р Правительство Российской Федерации одобрило концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)», в которой определены нормативные правовые акты, направленные на совершенствование отношений в туристской сфере. Правительство признало туристскую деятельность одной из стратегических отраслей экономики России [6].

Государственное правовое регулирование транспортных услуг осуществляется на основе Воздушного кодекса Российской Федерацией от 19 марта 1997 г., а на международном уровне — Варшавской конвенции для унификации правил воздушных перевозок от 12 октября 1929 г. и Гаагского Протокола о поправках к ней от 28 сентября 1955 г. Порядок наземных перевозок регулируется законом Российской Федерации от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г., «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров» из постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г., Бернскими конвенциями о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров от 1980 г.

Правовое регулирование туристской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 февраля 2008 г. № 14-РЗ «О туристской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике», который полностью опирается на нормы и нормативные акты законодательства Российской Федерации о туристской деятельности [11].

Однако анализ проблем, позволяющий обеспечивать безопасность в сфере туризма в Кабардино-Балкарии, показал, что региональное законодательство, в отличие от федерального, мало продвинулось в решении проблем безопасности туризма и пока находится в стадии формирования и требует дальнейшей модернизации. Более того, применение мер безопасности в республике носит нерегулярный характер. Необходимо систематически анализировать и актуализировать практику, обеспечивающую безопасность туризма.

В регионе недостаточно выделяется бюджетных ассигнований на безопасность туризма в целом составе расходов на развитие туризма. Модернизация законодательства в сфере туризма должна привести

^ к оптимизации структуры органов управления, уточ-^ нению их сфер деятельности, функций и полномочий, х увеличению размера бюджетных ассигнований, кото-ш рые выделяются, для того чтобы обеспечивать без-х опасность туризма, и принятию других необходимых ^ политико-правовых и организационных решений. 2

о Заключение

^

к Рассматривая проблемы безопасности туризма в республике, следует отметить, что не совсем правильно < перекладывать их решения на плечи государства. ^Е Активное участие в решении этой задачи должно при-^ нимать все население, помогая тем самым власти и ^ правоохранительным органам. Об этом должны бес-з покоиться прежде всего владельцы гостиниц и турбаз. Бывший глава республики Арсен Каноков, когда осуществлял свою рабочую поездку в Эльбрусский район, отметил, что «неправильно было бы перекладывать всю ответственность за безопасность в туристской сфере на правоохранительные органы и властные структуры. Если предприниматели хотят получать доходы от обслуживания отдыхающих, им тоже нужно приложить усилия и для обеспечения безопасности, вкладывая в эту сферу часть своих средств» [12].

Владельцы сетей гостиниц и отелей республики должны предусмотреть в должностных инструкциях частных охранных предприятий охрану общественного порядка и систему взаимодействия с ОВД. Все предприниматели должны определиться с выбором частных охранных предприятий. Особенно это касается района Приэльбрусья. Системы видеонаблюдения должны быть установлены во всех отелях и гостиницах. Следует также установить дополнительные камеры на участках федеральной дороги, которая проходит вдоль ущелья. Необходимо также обратить внимание предпринимателей на обеспечение организованного привоза туристов к месту размещения с предоставлением списка транспортных средств и списка водителей, а также формирование диспетчерской службы.

Для обеспечения максимальной безопасности туристам и отдыхающим Приэльбрусья, с нашей точки зрения, следует в поселке Эльбрус при администрации организовать службу спасения, привлекая для этой цели работников службы спасения канатных дорог, и обеспечить на высоком уровне их круглосуточную охрану. Чтобы обеспечить контроль от поляны Азау до поселка Байдаевка, которые расположены в верховьях Приэльбрусья, правильно было бы для создания группы срочного реагирования открыть один офис в поселке Терскол и там же организовать дежурную часть. Другой офис целесообразно было бы создать в поселке Эльбрус, что позволит соблюдать контроль в селении Тегенекли, а также в ущелье Адыл-Су.

Необходимо создать в республике эффективную систему для информирования туристов об имеющихся нормативно-правовых актах в этой сфере, об угрозе их безопасности в регионе (месте) временного пребывания; своевременного информирования соответствующих должностных лиц о происшествиях и несчастных случаях с туристами, о запретных местах на территории республики и отдельных ее районов (пограничные зоны, заповедники, лавинная опасность и др.), а также о том, как получить разрешения и в какой организации для посещения таких территорий.

В этом смысле большую роль может сыграть создание в республике «Туристско-информационного центра» (ТИЦ), который прежде всего необходим для того, чтобы собирать, обобщать и распространять

информацию о всех ресурсах: туристских, социально-экономических, культурно-исторических, а также распространения информации о лучших туристских предложениях КБР и о возможных опасных ситуациях, которые могут возникнуть на их пути. Центр должен сотрудничать с организациями: государственными, коммерческими, профессиональными ассоциациями, СМИ и различными издательствами. В центре для туристов должна функционировать горячая телефонная линия, позволяющая им получить экстренную помощь в случае возникновения какой-либо опасной ситуации. Все эти меры должны быть направлены на повышение безопасности туристов, приезжающих в КБР, а в конечном итоге на улучшение качества обслуживания. Опыт функционирования такого центра во многих городах и регионах нашей страны показывает, что его работа насыщает рынок туристических услуг, предлагает гостям более высокий уровень комфорта и безопасности.

Необходимо признать тот факт, что туристический рынок России с ее региональными туристическими рынками в современный период входит составной частью в мировую систему туризма. Отсюда для того чтобы эффективно применять средства административно-правового регулирования в Российской Федерации, недостаточно использовать только принципы российского права, необходим комплексный подход, включающий в себя также международное право.

Литература

1. О туристской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике: Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 февраля 2008 г. № 14-РЗ / Принят Парламентом КБР 7 февраля 2008 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemsw/ dok_iegfii.htm.

2. Небежева Т. Подведены итоги деятельности системы образования КБР за 2013 год: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edukbr.ru/view.php?Page= news&id=999.

3. Каноков А. В республике сложилась благоприятная ситуация для мирного развития: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.news-kbr.ru/index.php?news id=2414.

4. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме: [Электронныйресурс]. Режим доступа: http:// tourlib.net/books_tourism/marinin.htm.

5. Мировой туризм вырос в 2012 году на 4%: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.holaspain.ru/mirovye-novosti/mirovoy-turizm-vyros-v-2012-godu-na-.html. (Дата обращения: 15.02.2014).

6. О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcp.economy.gov.ru/npd/ rp1230.htm. (Дата обращения: 10.01.2014).

7. Писаревский Е. Л. Административно-правовое обеспечение безопасности туризма в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012.

8. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.region-07.ru/e/845265-strategiya-sotsialno-eko-nomicheskogo-razviti. (Дата обращения: 17.03.2014).

9. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/zako-ny/3-fkz-ot-2001-05-30-o-ezvychajnom. (Дата обращения: 17.03.2014).

10. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.vnipo.ru/news/pravo_obesp.php. (Дата обращения: 20.03.2014).

11. Храбовченко В. В. Экологический туризм: Учеб.-методич. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.

12. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: Физкультура и спорт, 1983: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skitalets.ru/books/ shturm_opasnosti/.

References

1. Law of the Kabardino-Balkar Republic of February 29, 2008 № 14-RZ "On tourist activity in the Kabardino-Balkar Republic" (adopted by the Parliament of the KBR on February 07, 2008). Available at: http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegfii.htm. (in Russ.).

2. Nebezheva T. The results of the activities of the educational system of the KBR in 2013. Available at: http://www.edukbr. ru/view.php?Page=news&id=999. (in Russ.).

3. Kanokov A. A favorable situation for the peaceful development has been formed in the republic. 2011. Available at: http://www.news-kbr.ru/index.php?newsid=2414. (in Russ.).

4. Marinin M. M. Tourist formalities and safety in tourism. Available at: http://tourlib.net/books_tourism/marinin.htm. (in Russ.).

5. World tourism grew in 2012 by 4%. Available at: http://www. holaspain.ru/mirovye-novosti/mirovoy-turizm-vyros-v-2012-godu-na-.html/. Accessed February 15, 2014. (in Russ.).

6. On the Concept of the Federal Target Program "Develop- m ment of domestic and incoming tourism in the Russian x Federation (2011-2016)". Available at: http://www.fcp. o economy.gov.ru/npd/rp1230.htm. Accessed January 10, 2014. (in Russ.). £

7. Pisarevskiy E. L. Administrativno-pravovoe obespechenie g bezopasnosti turizma v Rossiyskoy Federatsii. Dokt. yurid- x ich. nauk diss. Avtoref. [Administrative and legal security of ^ tourism in the Russian Federation. Dr. law diss. Synopsis]. x Moscow, 2012. g

8. The strategy of socio-economic development of North m Caucasus Federal District up to 2025. Available at: http:// ^ www.region-07.ru/e/845265-strategiya-sotsialno-ekonom- ^ icheskogo-razviti. Accessed March 03, 2014. (in Russ.). co

9. Federal Constitutional Law of May 30, 2001 № 3-FKZ "On the ^ state of emergency". Available at: http://www.zakonprost. ¡^ ru/zakony/3-fkz-ot-2001-05-30-o-ezvychajnom. Accessed ^ March 17, 2014. (in Russ.). |

10. Federal Law of December 21, 1994 № 69-FZ "On fire safety". Available at: http://www.vniipo.ru/news/pravo_obesp.php. Accessed March 20, 2014. (in Russ.).

11. Khrabovchenko V.V. Ekologicheskiy turizm [Eco-tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003. 208 p.

12. Shtyurmer Yu. A. Opasnosti v turizme, mnimye i deystvitel'nye [Dangers in tourism, imaginary and real]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1983. Available at: http://www.skitalets.ru/ books/shturm_opasnosti/. (in Russ.).

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Экономика и управление» признан лучшим периодическим изданием

Российский научный журнал «Экономика и управление» награжден дипломом IV Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга — 2013» в качестве лучшего периодического издания, выпускаемого отечественными вузами.

Конкурс проводился издательским домом «Университетская книга» и Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ) (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) на базе научной библиотеки последнего. Целью конкурса является поддержка авторов и авторских коллективов, поощрение современных издательских проектов вузов (включая электронные издания), повышение уровня редакционно-издательской подготовки, полиграфического, дизайнерского и программно-технического исполнения и художественного оформления учебных изданий, а также научных, научно-популярных, справочных и других видов вузовских изданий, предназначенных для студентов и аспирантов.

Участие в этом наиболее представительном из проводимых в нашей стране и ближнем зарубежье мероприятий подобного характера и масштаба нашего Университета стало доброй традицией. Начиная с 2009 г. издания СПбУУиЭ регулярно отмечались дипломами конкурса «Университетская книга», который проводится в разных городах на базе ведущих учебных заведений. IV Сибирский межрегиональный конкурс в текущем году проводился по 23 номинациям. На конкурс прислали свои издания издательства 34 вузов России, а также иные издательства, выпускающие книги для высшей школы. Всего

было получено 342 учебных и научных издания из следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Сыктывкар, Казань, Ставрополь, Тюмень, Челябинск, Чебоксары, Иваново, Йошкар-Ола, Рязань, Киров, Якутск, Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Елабуга, Ирбит, Иркутск, Томск, Омск, Чита, Хабаровск, Оренбург, Улан-Удэ и др. Выставочный этап конкурса организовала научная библиотека университета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издания, представленные на конкурс, оценивала экспертная комиссия, в которой участвовали проректоры других вузов, директора ведомственных и вузовских издательств.

Итоги IV Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга — 2013» были подведены 24 октября. В этот день в Научной библиотеке ВСГУТУ состоялась церемония награждения победителей конкурса. В номинации «Лучшее периодическое издание» дипломом отмечен российский научный журнал «Экономика и управление», выпускаемый Санкт-Петербургским университетом управления и экономики.

Наш журнал не в первый раз получает награды авторитетных конкурсов и признается одним из лучших в своей области. Победа на «Университетской книге — 2013» стала результатом общих усилий коллектива издательства, его научной редакции и редакции научной периодики, в очередной раз подтвердив высокий научный статус издания, неизменное качество его издательской подготовки и полиграфического исполнения. Мы искренне поздравляем с этой победой авторов, редакторов, читателей и партнеров журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.