УДК 338.48
РОЛЬ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА В РАЗВИТИИ КАБАРДИНО-
БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Карданова Марина Анзоровна
Магистрант третьего курса Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
кагёапоуа-т95@таИ. ги
Веретенникова Ольга Игоревна
АНО ДПО «Институт бизнеса и инноваций»
Хохлов Игорь Юрьевич
Преподаватель Высшей школы туризма и гостеприимства,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: в данной работе проведено исследование особенностей индустрии гостеприимства и туристских факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование Кабардино-Балкарской республики как туристического региона. Особое внимание уделяется значению данной отрасли в структуре экономики региона. В качестве статистических данных были использованы такие показатели как занятость населения, значение данной отрасли в структуре ВВП и доходы, получаемые за счет реализации номеров. Также в работе анализируются проблемы и пути решения для дальнейшего успешного развития коллективных средств размещения в регионе. Ключевым вопросом является привлечение дополнительных инвестиций для строительства новых гостиничных комплексов и повышение положительного имиджа Кабардино-Балкарской республики.
Ключевые слова: туризм, туристический рынок КБР, средство размещения, гостиница, Кабардино-Балкарская республика, структура экономики Кабардино-Балкарской республики, туристский поток.
Кабардино-Балкария обладает уникальными природными ресурсами, в которых заключен основной туристический потенциал республики:
• горные ресурсы. 51% территории находится на горной местности;
На территории республики расположены все пятитысячники Кавказа: Эльбрус - самая высокая точка Европы, Дыхтау, Коштан-тау, Пик Пушкина, Шхара, Джангитау, Мижерги;
• гидроминеральные ресурсы;
• минеральные источники
В пределах республики сосредоточено более 100 источников минеральных вод.
• Климат;
• Созданные природные объекта.
Главной особенностью Республики Кабардино-Балкария как туристского центра являются его этнокультурные богатства и климатические особенности региона, которые
являются важным условием для производства и продвижения экскурсионных услуг и удовлетворения потребностей, оздоровительно-спортивном и познавательном туризме.
Данное обстоятельство позволяет расширить ассортимент туристской продукции, которая уже реализуется в данном регионе и сформировать абсолютно новые уникальные направления с учетом его специфики.
В силу уникального географического и геополитического расположения, климатических условий, своей интересной истории, динамичной экономики, наличия большого количества исторических, культурных и природных достопримечательностей, рекреационных ресурсов Республика Кабардино-Балкария имеет огромный туристический потенциал, полностью который еще предстоит раскрыть [2].
Этот туристический потенциал и имеющиеся туристические ресурсы позволяют развивать в КБР большинство существующих видов туризма:
• санаторно-курортный;
• культурно-исторический;
• этнографический;
• экстремально-спортивный;
• агротуризм;
• деловой.
Наибольшей популярностью у гостей республики пользуются Приэльбрусье, как горнолыжный центр, и Нальчик, где самым привлекательным фактором рекреации является комплекс из 40 пансионатов, турбаз, домов отдыха, санаторно-курортных учреждений, функционирующих на основе такого природного лечебного фактора как наличие четырех типов минеральных вод: йодобромная, азотно-термальная, сероводородная, гидрокарбонатно-натриевая. Также широко используется лечебная грязь озера Тамбукан.
Все вышеперечисленное обеспечивает высокий спрос на данные вид услуг. Согласно информации, полученной на официальном сайте Министерства культуры КБР, динамика роста туристского потока стабильно повышается (рисунок 1) [3].
Рис. 1. Динамика спроса туристских услуг в КБР
Согласно представленной информации, темп роста показателя в 2018 г. по отношению к 2015 -23,2%, что составляет 37,4 тысячи человек.
На территории республики в настоящее время насчитываются 11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития, в том числе горно-рекреационный комплекс «Приэльбрусье», санаторно-курортный комплекс «Нальчик», оздоровительно-лечебные комплексы «Джылы-Су», «Аушигер», «Тамбукан», альпинистский комплекс «Безенги», экскурсионно-туристские комплексы «Чегемские водопады», «Голубые озера», «Долина Нарзанов», археолого-туристские комплексы «Верхняя Балкария» и «Верхний Чегем» [4].
Курорт федерального значения Нальчик включает в себя 22 санаторно-курортных учреждения и предприятий инфраструктуры. Основным системообразующим элементом на курорте является акционерное общество «Курорт «Нальчик», который является одним из ведущих многопрофильных лечебно-профилактических учреждений республики. Сюда входят несколько санаторно-курортных учреждений, специализирующиеся на лечении и профилактики различных заболеваний.
В Приэльбрусье находятся следующие предприятия: акционерное общество «Эльбрустурист», акционерное общество «Каббалкальпинист», акционерное общество «Курорт «Эльбрус», коллективные средства размещения различного ведомственного подчинения, более 80 частных гостиниц, базы отдыха и пансионаты, готовыми единовременно принять более 5 тыс. человек. Их услугами в 2018 году воспользовались около 150 тыс. туристов. Курорт посетили также около 50 тыс. экскурсантов и однодневных туристов [3].
Далее представлена сезонность Республики Кабардино-Балкарии в течение года (рисунок 2) [4]
Рис. 2 Количество путевок в КБР Согласно информации, представленной на диаграмме, можно утверждать, что сезон отдыха в Кабардино-Балкарии начинается в мае и заканчивается в сентябре; не сезон длится с января по апрель; межсезонье составляют ноябрь и декабрь.
За последние годы ведутся активные работы в районе Приэльбрусья. Построены и введены в эксплуатацию первая очередь канатной дороги, огражденная зона катания для детей и новичков с ленточным подъемником. Проведена сертификация горнолыжных трасс на гору «Эльбрус», проведена реконструкция автомобильных дорог в районе Приэльбрусья, открыты новые пункты проката снаряжения, коллективные средства размещения, новый медицинский пункт, установлены системы искусственного оснежения и используются снегоуплотнительные машины [2].
Для определения факторов, оказывающих влияние на привлечение туристов и текущее восприятие Кабардино-Балкарской республики как туристического региона, проведен SWOT-анализ (таблица 1).
Таблица 1. SWOT-анализ
Сильные стороны: -наличие уникальных природных объектов, -благоприятная экологическая обстановка; -богатое культурно-историческое наследие; -разнообразие предоставляемых услуг -от оздоровительного до экстремального туризма Слабые стороны: -невысокий уровень сервиса; -нехватка квалифицированного персонала для работы в туристической отрасли и гостиничной сфере; -низкая известность региона как туристической зоны; -недостаточное рекламно-информационное обеспечение продвижения
Возможности: -создание программы продвижения региона с целью увеличения потока туристов; -большой потенциал использования объектов для привлечения туристов путем создания новых средств размещения; -рост уровня доходов населения; - обучение персонала; -повышение качества предоставляемых услуг; -создание положительного имиджа региона с помощью рекламы и РЯ Риски: -природные риски; -конкуренция со стороны других аналогичных курортов; -разрушение памятников истории и культуры вследствие недостаточных мер по их сохранению; -недостаточное финансирование
Индустрия гостеприимства также является важной составляющей экономики туризма и представляет собой экономическую деятельность по предоставлению услуг размещения, обслуживания в номерах, питания, других возможных услуг, предоставляемых в пределах гостиницы.
Гостиница - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг размещения [8]
Условия современного рынка гостиничных услуг предполагают существенный рост количества предложений на предъявляемые высокие требования к процессу их реализации.
Большое значение сферы услуг определяется быстрыми темпами её развития, динамичностью этой сферы, способностью значительно влиять на структуру внутреннего валового продукта [7]. Этим обусловлена актуальность изучения сферы услуг с позиции перспективных для Кабардино-Балкарской республики направлений туризма и гостиничного хозяйства.
В системе социально-экономических показателей Кабардино-Балкарии туризм и гостиничное хозяйство занимают незначительный удельный вес. В то же время отмечается положительная динамика статистических показателей за период с 2000 по 2014 годы. Низкие количественные показатели могут объясняться сравнительно небольшими масштабами туристической деятельности в регионе и несовершенством системы сбора данных. Следует также учитывать особенности развития гостиничного хозяйства, связанные с высокими капиталовложениями и длительными сроками окупаемости [4].
Рост номерного фонда в 2017 - 2018 годах осуществлялся в основном за счет реконструкции действующих объектов курортно-рекреационного комплекса, а также строительства частных гостиниц малой вместимости. Так, в 2018 году в эксплуатацию введено 39 объектов туристской инфраструктуры, в том числе 14 коллективных средств размещения на 489 койко-мест. В не завершенном строительством состоянии находятся еще порядка 70 объектов. В Приэльбрусье функционируют более 70 частных средств размещения, помимо различного ведомственного подчинения. Одновременно они могут принять более 6 тыс. человек [6].
Рассмотрим данные по количеству туристов, которые посещали Кабардино-Балкарскую республику в 2017-2018гг. и общий объем предоставленных им услуг.
Рис 3. Количество туристов, посетивших КБР Рис. 4. Общий объем предоставленных
услуг
Как видно из рисунков, республику в 2018г. посетило 552,3 тыс. туристов, что на 20,7% больше, чем в 2017г. Общий объем предоставленных услуг за 2018г по расчетам министерства в сфере туризма за 2018 г составило 3,5 млрд. рублей [9].
Для определения текущего положения гостиничного хозяйства в социально-экономическом развитии региона проведем анализ структуры валового регионального продукта (ВРП).
В структуре валового регионального продукта КБР в 2018 г. выделяются следующие основные виды экономической деятельности: обрабатывающие производства, на долю которых приходится 23 %; отрасль сельского хозяйства, которая занимает 22%; оптовая и розничная торговля охватывает около 20%; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование составляет 16 %; на долю отрасли строительства приходится 8%. В данной структуре индустрия гостеприимства занимает не слишком существенную роль. На ее долю приходится 7%. Для наглядности далее в работе предложена диаграмма, отражающая положение индустрии гостеприимства (рисунок 4).
■ обрабатывающее производство
■ сельское хозяйство
торговля
■ обепечение
военной
безопасности строительство
индустрия гостеприимства
Рис. 5. Структура ВРП Кабардино-Балкарской республики, 2018 год
Важно отметить, что 7% - это действительно незначительный сегмент, учитывая, что регион носит явно туристскую направленность и туризм является наиболее важным и приоритетным направлением региона, который способен вносить существенные средства в бюджет региона.
Для того чтобы наглядно показать невысокий процент средств, которые поступают от реализации гостиничных номеров, рассмотрим следующий показатель - структуру оборотов организаций КБР по видам экономической деятельности, 2018 год.
В данную структуру включены следующие отрасли: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, розничная и оптовая торговля.
Наибольший удельный вес (35%) приходится на обрабатывающие производства (рисунок 6).
■ обрабатывающее производство
■ оптовая и розничная торговля
■ торговля
■ производство и распределение электроники, газа и воды
■ строительство
Рис. 6. Структура оборотов организаций КБР по видам экономической деятельности, 2018
год
Во многом показатели объясняются воздействием следующих факторов:
- сезонность туризма в регионе, наличие «мертвого сезона» (не смотря на то, что горнолыжный туризм является туризмообразующим направлением и в регионе хорошая санаторно-курортная база);
- невысокие цены на размещение в республике, объясняющиеся невысоким уровнем среднего дохода населения и показателя минимальной оплаты труда;
- неблагоприятный имидж региона за счет отсутствия политики формирования гостеприимного отношения к туристам среди местного населения;
- неполное соответствие всех гостиничных комплексов международным требованиям [5].
Для того, чтобы составить полную картину расположения индустрии гостеприимства в экономике Кабардино-Балкарской республики далее рассмотрим общий объем занятости населения в Кабардино-Балкарии в индустрии гостеприимства (рисунок
7).
Рис. 7. Занятость населения в индустрии гостеприимства Кабардино-Балкарской
Республике
Население в Кабардино-Балкарской республике на начало 2019 года составляет 866219 чел, из которых только 4 721 тыс человек заняты в индустрии гостеприимства. Это фактически 0,6%. Что говорит об очень значительном дефиците в кадровом обеспечении предприятии и необходимости дополнительного привлечения трудовых ресурсов для обеспечения высокого качества сервиса гостиничных предприятий [2].
Для решения всех обозначенных проблем необходима грамотная политика по созданию благоприятного имиджа региона, расширение кадрового потенциала и обучение имеющихся специалистов. Важным моментом является привлечение дополнительных инвестиций для строительства новых современных гостиничных комплексов.
Таким образом, гостиничное хозяйство занимает небольшой удельный вес в экономике региона, но имеет положительные тенденции развития. С каждым годом растет количество гостиниц, расширяется объем услуг, растут показатели посещаемости гостиниц, что во многом обусловлено ростом квалификации персонала и качества обслуживания. Наблюдаемая тенденция роста нематериального производства, увеличения сферы услуг и гостиничных услуг в частности является признаком существенных качественных изменений социально-экономического развития региона.
Туристический бренд является основой продвижения всей туристической отрасли страны. Отсутствие бренда сильно тормозит развитие туризма даже при наличии богатых рекреационных ресурсов. Поэтому Кабардино-Балкарской республике как туристической зоне необходимо продвижение как внутри страны, так и за ее пределами. Что, безусловно, должно привести к увеличению числа туристов и, тем самым, укрепится экономика республики.
Литература
1. Все самое лучшее для туристов: Кабардино-Балкария. URL: https://www.tripadvisor.ru/Tourism-g2324087-
Kabardino_Balkar_Republic_North_Caucasian_District-Vacations.html
2. Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики» (с изменениями на 23 сентября 2019 года) от 28 июня 2013 года N 183-ПП.
3. Кабардино-Балкария: путеводитель. URL: http://lions-guides.ru/kabardino-balkaria
4. Кабардино-Балкаркая республика // Ростуризм. Кабардино-Балкарская Республика . URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=147
5. Кабардино-Балкарская Республика / Национальный туризм. URL: http://www.russia-open.com/regions/2014/02/21/KABARDINO-BALKARIYA.phtml
6. Кавказкий узел. Кабардино-Балкария. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/157385/
7. Кусков А.С. Гостиничное дело. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 328 с.
8. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. - Томск: Изд-во ТПУ, 2015. - 152 с.
9. Туризм «Интерфакс» URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/56837/