Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсений Р.М.

Представлен взгляд на подготовку специалистов индустрии туризма и гостеприимства посредством формирования компетенций в области безопасности обслуживания потребителей. Обеспечение безопасности туристов - ключевой вопрос в процессе формирования, продвижения и реализации туристских услуг, а также услуг гостиниц и ресторанов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER SAFETY AS A PROFESSIONAL TASK OF TOURISM AND HOSPITALITY SPECIALISTS

The article presents a view on the training of specialists in the tourism and hospitality industry through the formation of competencies in the eld of consumer service safety. Ensuring the safety of tourists is a key issue in the process of formation, promotion and implementation of tourist services, as well as services of hotels and restaurants

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

УДК 338.48

Р.М. АРСЕНИЙ

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Представлен взгляд на подготовку специалистов индустрии туризма и гостеприимства посредством формирования компетенций в области безопасности обслуживания потребителей. Обеспечение безопасности туристов - ключевой вопрос в процессе формирования, продвижения и реализации туристских услуг, а также услуг гостиниц и ресторанов.

Ключевые слова: туризм, гостеприимство, гостиничное дело, безопасность обслуживания, безопасность туризма, профессиональная задача, профессиональная деятельность, профессионально ориентированная задача.

The article presents a view on the training of specialists in the tourism and hospitality industry through the formation of competencies in the field of consumer service safety. Ensuring the safety of tourists is a key issue in the process of formation, promotion and implementation of tourist services, as well as .services of hotels and restaurants.

Keywords: tourism, hospitality, hotel business, service safety, tourism safety, professional task, professional activity, professionally oriented task.

Туристская индустрия регулярно сталкивается с проблемами как регионального, так и глобального масштаба, влияющими на интенсивность потоков туристов и распределение их интересов. К таким вызовам специалист, работающий в туризме, должен быть надлежащим образом подготовлен, что позволит не только обезопасить потребителей услуг предприятий индустрии туризма и гостеприимства, но и сформировать репутацию организации, в которой он работает, как надежной и безопасной для туристов.

Согласно определению, представленному в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская индустрия представляет собой сово-

© Арсений Р.М., 2021

купность всех организаций, участвующих в создании туристского продукта и обслуживании туристов. К ним относятся различные средства размещения, транспорта, предприятия питания, развлечения, организации, осуществляющие туроператорскую, турагентскую и прочую деятельность в сфере туризма [18].

Понятие безопасности в сфере туризма предусматривает отсутствие опасностей для жизни, здоровья и имущества туристов или экскурсантов, а также их бережное отношение к окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. В процессе оказания туристских услуг могут возникать источники опасности природного, техногенного, социального характера, а также источники опасности в чрез-

вычайных ситуациях. Согласно национальному стандарту в области обеспечения безопасности туристов, к рискам в туризме относятся травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, биологическая, экологическая, токсикологическая, радиоактивная, криминогенная, военно-политическая опасность, а также специфические риски [4].

По результатам каждого туристского сезона, когда туристские предприятия обслуживают немалые туристские потоки, в СМИ регулярно освещаются случаи, наглядно демонстрирующие недостаточно качественное обслуживание либо нарушение норм безопасности туристов. Так, например, в ноябре 2021 года пять человек погибли и более 30 пострадали в дорожно-транспортном происшествии с туристским автобусом в Бразилии [12]. В октябре 2021 года 40 российских отдыхающих были госпитализированы в больницу египетской Хургады с отравлением в результате несоблюдения отелем санитарных норм [7]. В августе 2021 года под турецкой Антальей автобус с российскими туристами из-за проблем с колесом выскочил на встречную полосу и перевернулся, в результате чего погибли три человека, четверо сильно пострадали [9]. Резонансное дело, связанное с гибелью 12-летней российской туристки в бассейне турецкого отеля в 2019 году, так и не рассмотрено. В феврале 2020 года в Таиланде столкнулись два скоростных катера, перевозивших туристов: среди погибших двое детей, еще 20 россиян пострадали [15]. Летом 2020 года микроавтобус, перевозивший туристов из Краснодарского края в Севастополь по новой трассе «Таврида», врезался в фуру - пострадали 18 человек, половина из которых

не выжили. Несчастные случаи происходят с туристами во время экскурсий, развлекательных мероприятий, пеших походов, водных мероприятий, во время отдыха в отелях и, конечно же, на транспорте.

До пандемии именно Россия возглавляла печальный рейтинг стран, составленный на основе статистики несчастных случаев с туристами: в 2019 году погибли 44 туриста и около 200 пострадали.

Эксперты издания South China Morning Post составили рейтинг причин смерти туристов во время отдыха. На первой позиции, согласно мировой статистике, находятся дорожно-транспортные происшествия. На втором месте - злоупотребление наркотическими средствами. Третья позиция - это несчастные случаи на воде. На четвертом месте - алкоголь, подталкивающий туристов на всевозможные «подвиги». Пятой причиной смерти туристов эксперты называют животных. На шестой позиции - «селфи», точнее, желание туристов запечатлеть себя на камеру смартфона в самых опасных местах или ситуациях [19].

Как мы видим, проблема обеспечения безопасности и качества обслуживания туристов актуальна не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Если взглянуть на причины несчастных случаев более глубоко, то вскроются обстоятельства, связанные с недостаточным качеством организации отдыха туристов или так называемым человеческим фактором. Чья-то невнимательность, халатность или незнание могут привести к печальным последствиям, поэтому к специфическим рискам относится и непрофессионализм персонала, под которым в соответствии с Толковым словарем Еф-

ремовой понимается отсутствие профессионального мастерства в какой-либо сфере деятельности [17]. В свою очередь, профессиональное мастерство является «психическим новообразованием, проявляющимся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности» [21]. Профессиональное мастерство означает, что работник усвоил необходимые требования и стандарты, предъявляемые к специалисту, работающему в данной сфере деятельности, и способен самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность, в том числе и на творческом уровне. Безусловно, в развитии профессионализма важнейшую роль играет профессиональное образование, которое в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации формирует в будущем специалисте необходимые для той или иной сферы деятельности компетенции.

В настоящее время сотни вузов по всей стране в разной степени готовят будущих работников туристской индустрии. Тем не менее отрасль по-прежнему испытывает кадровый голод [8]. Целый ряд авторов в своих исследованиях отмечают, что профессиональное туристское образование слишком теоретизировано и в целом оторвано от практической деятельности [например, 2, 6, 14]. В результате выпускник, освоивший программу обучения по направлению подготовки «Туризм» или «Гостиничное дело», не всегда в полной мере готов к реальным вызовам выбранной профессии. Одной из проблем является недостаточная подготовка обучающихся в области

обеспечения безопасности потребителей услуг предприятий туристской индустрии.

В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 мир испытал серьезные экономические потери. По оценке аналитиков американского финансового холдинга ^Мо^ап Chase&Co, мировая экономика лишится 5,5 трлн долларов США в ближайшие два года. Таким образом, ожидается, что мир погрузится в глубочайшую рецессию мирного времени [22]. Согласно обзору, подготовленному Национальным рейтинговым агентством (НРА), ущерб отраслей российской экономики, наиболее пострадавших от режима самоизоляции, введенного в связи с распространением коронавируса, составит около 18 трлн рублей [20]. Кризис лишит работы 15,5 млн человек, из них, по словам руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, 7 млн - специалисты туристской индустрии [1]. Тем не менее в преддверии выхода страны из ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе совещания по ситуации в сфере транспорта поручил форсировать развитие внутреннего туризма [11]. А это значит, что подготовка специалистов для этой отрасли должна усиливаться. Но кроме количества подготавливаемых специалистов важно и качество. И в новых условиях, когда потребитель желает совершить путешествие, но беспокоится за свое здоровье, на передний план в подготовке специалистов выходят компетенции в области обеспечения безопасности обслуживания туристов.

Очевидно, что основной в настоящее время является проблема сани-

тарно-эпидемиологического характера. Первыми в условиях жестких «ко-видных» ограничений в 2020 году туристов стали принимать санатории -медицинские учреждения, которые обеспечивали реабилитацию переболевших и восстановление духовных сил людей, долгое время находящихся в условиях самоизоляции. В настоящее время, когда по всему миру продолжается вакцинация от различных штаммов COVID-19, ограничения становятся менее радикальными, однако каждый путешественник должен знать о тех или иных нормах, принятых в общественных местах того или иного туристского центра. А специалист, организующий этот отдых, должен в полной мере обеспечить безопасность и информирование туриста. По словам Юлии Алчеевой, исполнительного директора крупнейшей страховой компании в сфере туризма ERV, в 2020 году было зафиксировано всего несколько десятков случаев заболевания туристов коронавирусом за рубежом. Однако уже в первые два месяца 2021 года страховщик зафиксировал 1117 страховых случаев, далее цифры лишь увеличиваются [16]. Зачастую причиной заражения является элементарное несоблюдение туристом норм личной гигиены, а не сам факт путешествия.

Среди рисков, которые становятся причинами гибели туристов, нередко встречается возникновение пожара в гостиницах [13]. Так, в 2021 году сгорела гостиница «Вечный зов» в Москве, погибли два постояльца. В этом же году в центре Москвы сгорел хостел. В 2019 году в Домодедове во время пожара частной гостиницы 10 постояльцев чудом успели спастись до ее обрушения. Восемь постояльцев серьезно

пострадали в пожаре, произошедшем в том же году в Москве из-за короткого замыкания [5]. Прежде всего, проблемой дешевых гостиниц становится нежелание руководства вкладывать деньги в их обновление, ремонт и обеспечение безопасности. Для таких гостиниц характерны изношенность проводки, нерабочее состояние систем пожарной сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. На окнах часто размещаются решетки, препятствующие эвакуации. Запасных эвакуационных путей нередко просто нет. Собственники таких зданий экономят средства либо просто не осведомлены о всех существующих нормах, предъявляемых к гостиницам. Например, пять туристов погибли в результате прорыва трубы с кипятком в кемеровском хостеле «Карамель» в январе 2020 года [3]. Гостиница располагалась в подвальном помещении, что изначально противоречит нормам.

Обучение специалистов индустрии гостеприимства должно предусматривать тщательную подготовку будущих отельеров и формировать в них понимание собственной ответственности за предоставление небезопасных услуг. Это касается и пожароопасности, и ответственности за несоблюдение норм антитеррористической защищенности объекта, и экологической безопасности.

С 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения в федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе направлений подготовки бакалавров 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» [10]. Изменения коснулись формулировок отдельных компетенций, в частности универсальной компетенции в области безопасности УК-8 (табл. 1).

Таблица 1

Изменение компетенции УК-8

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника

до 1 сентября 2021 года с 1 сентября 2021 года

Безопасность жизнедеятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности,в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Безусловно, учебные планы основных профессиональных образовательных программ по направлению «Туризм» и «Гостиничное дело» должны быть скорректированы соответствующим образом. Кроме того, во ФГОС предусмотрена и общепрофессиональная компетенция ОПК-7, связанная с обеспечением безопасности. В табл. 2 представлен набор дисциплин в учебных планах Российской международной академии туризма, формирующих компетенции в области безопасности.

В рамках подготовки специалистов туристской индустрии по направлению «Туризм» в Российской международной академии туризма предусмотрено формирование компетенций в области безопасности посредством изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Однако анализ содержания учебных программ свидетельствует о том, что изучение вопросов обеспечения безопасности в том или ином объеме предусматривается и рядом других дисциплин («Технологии и организация экскурсионных услуг», «Тех-

нологии и организация предоставления гостиничных услуг», «Технологии и организация услуг питания», «Технологии турагентской деятельности», «Технологии туроператорской деятельности» и др.).

В Российской международной академии туризма в ходе подготовки специалистов индустрии гостеприимства по направлению «Гостиничное дело» формированию компетенций в области безопасности уделяется особое внимание. Это дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Экологический менеджмент в индустрии туризма и гостеприимства», «Обеспечение безопасности предприятий индустрии гостеприимства», «Санитарная безопасность предприятий индустрии гостеприимства», «Правовое регулирование трудовых отношений в индустрии гостеприимства». Большой набор дисциплин, формирующих компетенции в области безопасности, прежде всего связан с требованиями, предъявляемыми к организации гостиничного бизнеса, которыми зачастую не владеют в полной мере

Таблица 2

Компетенции, связанные с обеспечением безопасности

Компетенции Дисциплины

43.03.02 «Туризм»

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов Безопасность жизнедеятельности

ОПК-7. Способен обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требований заинтересованных сторон на основании выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности

43.03.03 «Гостиничное дело»

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов Безопасность жизнедеятельности; Экологический менеджмент в индустрии туризма и гостеприимства; Обеспечение безопасности предприятий индустрии гостеприимства; Санитарная безопасность предприятий индустрии гостеприимства

ОПК-7. Способен обеспечивать безопасность обслуживания потребителей и соблюдение требований заинтересованных сторон на основании выполнения норм и правил охраны труда и техники безопасности Безопасность жизнедеятельности; Правовое регулирование трудовых отношений в индустрии гостеприимства

действующие отельеры и рестораторы. Содержание дисциплин должно соответствовать современным нормам и принципам, а практические занятия - позволять обучающемуся попробовать себя в роли специалиста, который тем или иным способом обеспечивает безопасность потребителя его услуг. Наилучшим способом в этом случае является применение профессионально ориентированных задач, которые позволяют студенту условно воспроизводить функции специалиста в избранной профессии

и достигать решения проблемной ситуации.

Таким образом, обеспечение безопасности потребителей туристских услуг является одной из важнейших задач специалистов данной отрасли. В ходе профессиональной подготовки будущих организаторов туристских продуктов, отельеров и рестораторов важно уделять особое внимание формированию компетенций в области безопасности жизнедеятельности и безопасности обслуживания потребителей услуг.

ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. 7 млн рабочих мест в туризме в РФ оказались под угрозой из-за пандемии COVID-19. URL: https://welcometimes.ru/news/7-mln-rabochih-mest-v-turizme-v-rf-okazalis-pod-ugrozoy-iz-za-pandemii-covid- 19?fbclid = IwAR30maBrANFjDQC9WtPZ0_0tL1lC0ak6C17-V46DRAtbrca4IHyLRdLcxiU (дата обращения: 04.09.2021).

2. Абульян Ю.И., Старостина Л.А. Современное состояние, проблемы и перспективы развития туристского образования в Краснодарском крае // Курорты. Сервис. Туризм. 2019. № 1 (42). С. 44-47.

3. В Перми осудили еще двух фигурантов по делу о гибели людей в хостеле «Карамель». URL: https://fedpress.ru/news/59/incidents/2870876 (дата обращения: 12.10.2021).

4. ГОСТ32611-2014. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов.

5. Два человека погибли при пожаре в гостинице на юго-востоке Москвы. URL: https:// www.1tv.ru/news/2021-05-04/406023-dva_cheloveka_pogibli_pri_pozhare_v_gostinitse_na_ yugo_vostoke_moskvy (дата обращения: 12.10.2021).

6. Дусенко С.В. Туристское образование в современной России//Влияние туризма на развитие территорий: корректировка целей и ценностей: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. М.: Московский гуманитарный университет, 2018. С. 119-130.

7. Кто ответит за несчастные случаи с российскими туристами? URL: https://versia. ru/kto-otvetit-za-neschastnye-sluchai-s-rossijskimi-turistami?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 12.10.2021).

8. Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н., Кошкин М.В. Проблемы системы подготовки кадров для туристской отрасли в России//Путеводитель предпринимателя. 2017. № 33. С. 148-159.

9. «Повернулась и поняла - мужа больше нет»: в турецком ДТП погиб отец двоих детей из Тольятти. URL: https://tolyatty.ru/text/incidents/2021/08/05/70063412 (дата обращения: 20.10.2021).

10. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26.11.2020 № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования».

11. Путин поручил форсировать развитие внутреннего туризма. URL: https://www.ntv.ru/ novosti/2335883 (дата обращения: 01.11.2021).

12. Пять человек погибли и более 30 пострадали в ДТП с туристическим автобусом в Бразилии. URL: https://life.ru/p/1449697?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 01.11.2021).

13. Роман Арсений: «Нарушать пожарную безопасность отельеру недопустимо». URL: https://welcometimes.ru/opinions/roman-arseniy-narushat-pozharnuyu-bezopasnost-oteleru-nedopustimo (дата обращения: 20.10.2021).

14. Сахарчук Е.С., Чупанов А.Х., Абдулатипова Э.А. Полиархичность знаниевой компоненты как проблема модернизации профессионального туристского образования//Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 3. С. 12-25.

15. Случаи гибели российских туристов за рубежом в 2019-2020 годах. URL: https://ria. ru/20200210/1564480829.html (дата обращения: 20.10.2021).

16. Сухие цифры: российские туристы за рубежом не заметили ковида. URL: https://www. atorus.ru/news/press-centre/new/54637.html (дата обращения: 20.10.2021).

17. Толковый словарь Ефремовой. URL: http://rus-yar.niv.ru/doc/dictionary-efremova/index. htm (дата обращения: 20.10.2021).

18. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

19. Шесть основных причин смерти туристов. URL: https://www.tourprom.ru/news/39239 (дата обращения: 15.10.2021).

20. Эксперты оценили ущерб российской экономике от коронавируса. URL: https://ria. ru/20200416/1570121108.html (дата обращения: 15.10.2021).

21. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

22. Bloomberg оценил потери мировой экономики от коронавируса в $5 трлн. URL: https://www.rbc.ru/economics/09/04/2020/5e8ec97f9a79478537a44e47 (дата обращения: 15.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.