Научная статья на тему 'Функциональная роль Федеральной целевой программы развития образования в развитии регионального классического университета'

Функциональная роль Федеральной целевой программы развития образования в развитии регионального классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич

The article gives grounds to the significance of Federal Target Programme of Education Development (FTPED) in regional universities. The functions of FTPED are revealed: integrating, regulating, consolidating, innovative, developing, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functional role of Federal Target Programme of Education Development in the evolution of a regional classical university

The article gives grounds to the significance of Federal Target Programme of Education Development (FTPED) in regional universities. The functions of FTPED are revealed: integrating, regulating, consolidating, innovative, developing, market.

Текст научной работы на тему «Функциональная роль Федеральной целевой программы развития образования в развитии регионального классического университета»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов

Makarova L.N., Sharshov I.A. The functional role of Federal Target Programme of Education Development in the evolution of a regional classical university. The article gives grounds to the significance of Federal Target Programme of Education Development (FTPED) in regional universities. The functions of FTPED are revealed: integrating, regulating, consolidating, innovative, developing, market.

Основаниями для новых подходов к развитию вуза как образовательной системы являются динамично изменяющиеся социально-экономические и информационно-коммуникативные условия; новая система отношений в образовательном пространстве, учитывающая наличие рынка образовательных услуг; а также возрастающая потребность в инновационных процессах, обеспечивающих эффективное решение проблем высшего образования. В этом контексте особый интерес приобретает изучение качественно новых перспективных форм, методов и средств развития университета.

Использование Федеральных целевых программ для решения проблем развития высшего образования направлено на создание условий и предпосылок для эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области высшего образования и с учетом бюджетных ограничений. Программа данного типа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях высшего образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансовоэкономических механизмах [1].

Следует особо подчеркнуть, что мероприятия Федеральной целевой программы носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы высшего образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образования, что позволяет проводить еди-

ную федеральную политику в области образования, решать проблему диспропорций в развитии региональных систем высшего образования и формировать единое образовательное пространство.

Именно в Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 гг. находят отражение приоритетные направления развития системы высшего образования, непосредственно или опосредованно влияющие на программы развития последующих уровней (региональных и муниципальных), что служит основанием для их конструирования. К таким направлениям (подпрограммам) относятся следующие: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образования; повышение эффективности управления в системе образования и совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Использование Федеральных целевых программ на региональном уровне может привести к положительным результатам в развитии классического университета за счет того, что: выделяется цель, актуальная для субъектов федерального и регионального уровней; под эту цель четко разрабатываются меры; для ее достижения конкретизируются усилия всех участников реализации программы; целенаправленно осуществляется управление деятельностью коллектива университета по выполнению запрограммированных результатов.

ФЦПРО реализуют специфический спектр функций, ориентированных на определенные потребности современного общества и субъектов образовательной деятельности вуза. Анализ теоретических исследований и имеющейся практики реализации раз-

личных направлений Федеральных программ развития образования (2002-2005 гг.) позволяет определить основные требования к структуре и содержанию функций ФЦПРО в контексте развития регионального вуза: соответствие объективным особенностям развития регионального вуза и его субъектов образовательной деятельности, ожидаемым и желаемым изменениям; сбалансированность функций между собой и с программой развития классического вуза в регионе; соответствие потенциальным возможностям субъектов образовательной деятельности в вузе.

Исходя из вышеуказанных предпосылок, нами выделены следующие функции ФЦПРО в контексте развития регионального классического университета как социально-педагогической системы: интегрирующая, регулирующая, консолидирующая, инновационная, развивающая, рыночная.

Интегрирующая функция способствует объединению в единое целое возможностей элементов системы «ФЦПРО - региональный университет». Интеграция осуществляется как по вертикали между федеральным и региональным компонентами с целью согласованности их действий на всех уровнях управления, так и по горизонтали между подразделениями регионального вуза (происходит углубление взаимосвязей, взаимодействия, сотрудничества между подразделениями и субъектами образовательного процесса, реализуются совместные социально-значимые образовательные проекты). Мы согласны с мнением А.М. Моисеева, который подчеркивает, что трудно рассчитывать на высокое качество работы образовательной системы (в нашем случае - вуза в регионе) без развития в ней связей между людьми, процессами, подсистемами [2].

Интегрирующая функция способствует донесению новых смыслов реализации ФЦПРО до субъектов всех уровней системы. Наметившаяся тенденция к появлению множественности элементов внутри системы «ФЦПРО - региональный университет» ведет к наделению субъектов образовательного процесса в вузе все большими полномочиями в принятии самостоятельных управленческих решений, касающихся сферы реализации конкретных направлений Федеральной целевой программы. Наличие множественности и разнообразия целей развития регионального

вуза, которые могут и не совпадать с целями всей рассматриваемой системы, требует усиления внимания к осуществлению интериори-зации субъектов совместной деятельности в контекст общеорганизационных целей, определения зон компетенции и ответственности.

Именно интегрирующая функция позволяет преодолевать частнопрофильный эгоизм вузовских подразделений (кафедр, факультетов, институтов), их замкнутость и профессиональную самоизоляцию. Данная функция востребована при координации деятельности вузовских структур в процессе планирования, организации и реализации работы в русле выбранного направления Федеральной целевой программы развития образования. Она обеспечивает сопоставимость результатов деятельности коллективных и индивидуальных субъектов, позволяет достигать их совместимости с другими элементами системы.

Интегрирующая функция позволяет более полно использовать потенциал всех субъектов регионального вуза (от руководителей до студентов как соисполнителей конкретных проектов), закладывает основы обеспечения конкурентных преимуществ вуза, участвующего в реализации ФЦПРО, по сравнению с другими образовательными учреждениями региона.

Регулирующая функция направлена на упорядочение отношений между субъектами на макро и микроуровне системы (ФЦПРО -региональный университет). Правовое регулирование позволяет четко разграничить компетенции, определить объем властных полномочий, состав функциональных обязанностей. Регулирующая функция ФЦПРО как раз и приводит деятельность подразделений регионального университета в соответствие с основной целью разрабатываемого направления ФЦПРО, стратегией его развития; направляет процесс планирования на уровне подразделений и субъектов вуза с целью приведения их деятельности в систему. Регулирование упорядочивает информационные потоки, способствует перманентному обновлению внутривузовской информации, обеспечивает ее «прозрачность», а также доступность внешней информации.

Именно наличие рассматриваемой функции обеспечивает реализацию исполнителями определенной программы (временным научным творческим коллективом) требова-

ний, предъявляемых к организации коммуникаций и профессионального общения субъектов научно-педагогического сообщества в эмоционально смысловом поле их совместной деятельности: создание комфортных условий для субъектов - исполнителей проекта; актуализации информационных потоков, их обобщения и определения ведущего на конкретном этапе выполнения проекта; привлечение к участию в проекте субъектов вуза, способных наиболее полно и объективно отразить инновационные идеи, инициативы.

Данная функция отчетливо проявляется при налаживании взаимоотношений субъектов университета с внешней средой в ходе реализации ФЦПРО и позволяет достигать эффективного взаимодействия с другими образовательными институтами в вопросах организации исследовательской, опытноэкспериментальной работы, создания «образовательного пространства без границ».

Регулирующая функция отражает ситуационный подход к реализации ФЦПРО, позволяет адаптировать программу к динамично развивающейся ситуации в политикоправовой, экономической, социокультурной, технологической сферах макросреды, микросреде и ближайшему окружению регионального университета; вносить необходимые изменения в стратегию и тактику реализации разработанной программы.

Необходимость консолидирующей функции ФЦПРО обусловлена проблемой неоднородности научно-педагогического сообщества регионального университета, в котором представлено разнообразие позиций по отношению к системе профессиональных ценностей, целям и содержанию направлений перспективного развития высшего образования; разные уровни мотивированности субъектов образовательного процесса вуза к профессионально-личностному развитию; разная степень их готовности к восприятию, освоению и внедрению инновационных идей, участию в исследовательской деятельности.

Консолидирующая функция ФЦПРО способствует принятию научно-педагогическим коллективом университета перспективного видения реализуемой программы, осознанию ее роли в реализации стратегии развития как собственного вуза, так и высшего образования в целом на современном этапе развития общества. Рассматриваемая

функция содействует повышению меры ответственности каждого субъекта за достижение конечных результатов, в том числе и в сфере собственного профессионально-личностного развития.

Реализация консолидирующей функции помогает преодолению причин, порождающих затруднения в профессиональном общении, взаимодействии субъектов образовательного процесса в вузе, возникающие из-за явления когнитивного диссонанса, несовпадения систем профессиональных ценностей, из-за асимметрии статусов, позиций в ситуациях прав и обязанностей конвенциональных ролей.

И.А. Зимняя прослеживает влияние конвенциональных и межличностных отношений на эффективность реализуемой деятельности. Автор показывает, что если конвенциональные отношения сопровождаются позитивными межличностными отношениями, то эффективность деятельности повышается; если межличностные отношения «напряжены до антагонизма, неприятия друг друга, то это деструктирует ролевой репертуар конвенциональных отношений и негативно влияет на деятельность [3]. Поэтому сплочение научно-педагогического коллектива вуза, усиление степени включенности субъектов в деятельность по реализации ФЦПРО, достижение оптимального уровня совместимости членов временных научных творческих коллективов является одной из центральных задач в ходе реализации ФЦПРО. Консолидирующая функция проявляется в укреплении и развитии организационной культуры регионального университета, его нравственных норм и системы ценностей.

Сущность инновационной функции определяется возможностями ФЦПРО: трансляции образовательных ценностей; экспертизы нововведений в педагогических и управленческих процессах регионального вуза; развития профессионализма деятельности и личности субъектов образовательного процесса в ситуации субъектной позиции последних в планировании, реализации и оценке результатов своей деятельности; мониторинга процессов, связанных с ожидаемыми и желаемыми изменениями в развитии университета; коммуникации и профессионального общения субъектов инновационной деятельности; стимулирования разработки новшеств

и внедрения новшеств и нововведений в образовательные процессы регионального вуза.

Инновационный процесс рассматривается нами как процесс целенаправленных изменений в образовательной системе вуза, обладающих, во-первых, новизной; во-вторых, потенциалом повышения эффективности образовательного учреждения; в-третьих, способностью дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты и усилия на внедрение новшества; в-четвертых, согласованностью с другими осуществляемыми новшествами (Л.С. Подымова). Отметим, что нововведение априори нарушает равновесие в образовательной системе, поскольку неизбежно противостоит уже сложившейся системе с увязанными целями, методами и способами работы, налаженными связями и привычными нормами. Поэтому необходимо иметь в виду, что в коллективе вуза всегда существует естественное сопротивление осуществлению инновационного процесса.

Под эффективностью инновационных процессов в вузе нами понимается влияние их на достижение конкретных целей вуза с наименьшими затратами сил, средств, времени для данных условий. Основным фактором, обеспечивающим успешность инновационных процессов, является инновационный потенциал регионального вуза - сложное образование, представляющее собой совокупность условий и ресурсов для успешного осуществления инновационных процессов и их развития (Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова).

Инновационная функция ФЦПРО позволяет распространять и внедрять идеи, нацеленные на решение профессиональных задач нового класса. Она осуществляется посредством проведения научных исследований, распространения результатов научно-исследовательской деятельности, создания малых предприятий инновационного типа, освоения современных информационных технологий. Включенность преподавателей и студентов регионального университета в реализацию данной функции, результативность их исследовательской, проектно-конструкторской,

технологической и другой творческой деятельности выступают важными условиями успешного развития вуза в регионе.

Развертывание инновационной деятельности требует взаимопонимания между администрацией и рядовыми исполнителями

проекта, поэтому необходимо разработать комплекс мер по сплочению педагогического коллектива, профилактические мероприятия по предупреждению отторжения педагогических и управленческих инноваций, ведение конструктивного диалога с оппозицией, выступающей против нововведений.

Предметом особого внимания развивающей функции ФЦПРО является усиление личностного своеобразия каждого субъекта инновационного процесса, формирование у него преобразующего отношения к самому себе, сфере профессиональной жизнедеятельности, расширение границ его субъективного опыта, развитие потребности в духовном созидании, а также сохранение и развитие неповторимости и уникальности каждой личности.

Создание условий для реализации личностного потенциала участников в процессе реализации проектов является очень важным. Развивающая функция направлена на проектирование пространства профессиональноличностного развития и саморазвития субъекта, обеспечение вариативных возможностей для реализации индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого субъекта.

Именно данная функция способствует созданию многомерного и многоуровнего пространства регионального вуза, позволяющего наиболее полно удовлетворить потребности субъектов вуза в профессиональном и личностном развитии. В отличие от педагогической среды, которая является социальной данностью, «окружением», совокупностью внешних условий и влияний, которые можно использовать, педагогическое пространство - это результат конструктивной социально-педагогической деятельности, его надо уметь создавать (Л. И. Новикова). Чтобы пространство сложилось и выполнило свою развивающую функцию, необходимо определить его составные части, связи между ними и включить деятельность субъектов образовательного процесса в моделируемые связи.

Реализация развивающей функции обеспечивает у субъектов: повышение объективности самооценки; актуализацию мотивов профессиональных достижений; расширение круга интересов (особо значимые изменения -в случае подключения полярных сфер инте-

ресов), изменение системы потребностей; возрастание потребности в профессиональной самореализации; повышение психологической готовности к деятельности, в том числе, в нестандартных ситуациях (для преподавателей вуза это особенно актуально); развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности; повышение креативности личности; развитие акмеологиче-ских инвариантов профессионализма [4].

Развивающая функция ФЦПРО концентрируется на развитии системного научнопедагогического мышления, целостного мировоззрения, проблемного видения явлений педагогической реальности. Это требует проведения диагностических исследований, прогнозирования профессиональных потребностей субъектов в вузе с учетом возможных изменений в сфере высшего образования, в развитии самого регионального университета. Рассматриваемая функция способствует использованию кадрового потенциала различных подразделений университета в качестве ресурса его развития.

Рыночная функция ФЦПРО связана с ресурсами целевой программы в обеспечении потребностей рыночной природы субъектов образовательной деятельности и адаптации последних к динамически изменяющимся социально-экономическим условиям: маркетинговые исследования потребностей и предложений в условиях рыночных отношений; реклама новшеств и нововведений в педагогических и управленческих процессах, субъектов образовательной деятельности, их объединений и т. п.; выявление разнообразных каналов и механизмов финансирования высшего образования; инвестирование образовательных проектов.

Рыночная функция целевой программы связана с тем, что на современном этапе общественного развития именно образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая тесно связана со всеми областями общественной жизни. Способность системы высшего образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы духовного и экономического развития страны.

Программа модернизации системы образования предполагает качественные измене-

ния в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования. Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

Одним из главных направлений решения данной проблемы является создание системы прогнозирования потребности на специалистов, сопряженной с системой государственного регулирования основных пропорций в подготовке специалистов с высшим образованием, возможных структурных сдвигов в ней по регионам.

Реализация данной функции на региональном уровне позволяет осуществлять целенаправленную «ориентацию на потребителя», при которой учитываются потребности социума, организаций, заинтересованных во внедрении полученных результатов и подготовке концептуально мыслящих специалистов, готовых и способных творчески решать вопросы современного производства, осуществлять преобразовательную деятельность и отличающихся высоким уровнем управленческой компетенции.

Региональный вуз направляет свою деятельность на решение главной задачи - обеспечение современного качества подготовки специалистов в условиях действия рыночных механизмов. Выпуская специалистов, университет формирует большой отряд российской интеллигенции, от личностных качеств, гражданской позиции, нравственного и физического здоровья которой зависит будущее нашего общества.

В настоящее время структура подготовки кадров в регионе далеко не всегда соответствует формирующейся в условиях становления рынка рабочей силы структуре потребности в них. Поэтому в данной ситуации заметно усиливается необходимость научно обоснованного прогнозирования потребности конкретных специалистов в условиях сетевого сотрудничества образовательных учреждений разного уровня.

Эффективность подготовки будущих специалистов определяется уровнем удовлетворения образовательных потребностей ре-

гионов. В этих условиях целесообразен анализ регионального рынка образовательных услуг, а в качестве основного метода исследования необходимо использовать маркетинг. Проведение маркетингового исследования позволяет проанализировать состояние среды и ее воздействие на конъюнктуру рынка образовательных услуг и продуктов, провести сегментацию рынка и определить роль каждого образовательного учреждения, выработать решения по продвижению образовательных услуг и продуктов. В результате репрезентативность прогнозирования по подготовке специалистов конкретного профиля повышается.

Прогнозирование потребности в специалистах - сложный процесс, который предполагает выработку и согласование потребности в специалистах на перспективу как по уровням управления, так и по времени. Причем, если решение задачи на первом уровне осуществляется с учетом общегосударственной стратегии развития и участи регионов в этой стратегии, то на втором уровне - с учетом целевых установок первого уровня и социально-экономического развития регионов,

а также с учетом территориальных особенностей и возможностей регионов.

Анализ вышеназванных функций ФЦПРО позволяет сделать заключение, что результативность реализации целевой программы можно повысить в том случае, когда каждая функция начнет взаимодействовать с остальными, а результативность этого взаимодействия будет выявляться на основе рефлексивного управления.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. 2005. № 10. С. 2-15.

2. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. М., 2001.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001. С. 351.

4. Шаршов ИА. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. М.; Тамбов, 2005.

Поступила в редакцию 28.04.2007 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ

А.П. Поздняков

Pozdnyakov A.P. Professional culture of social work specialists: structure and stages of its development in a higher education institution. In modern postindustrial society which emphasizes the quality of human life and activity, social education in institutions of higher education acquires new features and therefore is considered to be the most important means of personality self-realization, satisfaction of personal needs in the intellectual and spiritual growth of human beings and specialists. It is admitted that culture approach is a scientific methodological basis of the development of higher education in the sphere of social work.

В современном постиндустриальном обществе, в котором на первый план выходит качество человеческой жизни и деятельности, социальное образование в вузе приобретает новые черты, вследствие которых оно осознается как важнейшее средство самореализации личности, удовлетворения личностных потребностей в интеллектуальном и духовнонравственном росте человека и специалиста.

В период существенных преобразований и переосмысления социальных процессов и

явлений активизируется поиск методологических оснований подготовки специалистов социальной сферы (педагоги, психологи, социальные педагоги и работники). Признано, что в качестве общенаучной методологической основы развития высшего профессионального образования в области социальной работы выступает культурологический подход.

В обыденном сознании культура представлена неоднозначно: с одной стороны, она понимается как нечто нормативное, заданное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.