Научная статья на тему 'Федеральная целевая программа развития образования как фактор совершенствования высшего педагогического образования в регионе'

Федеральная целевая программа развития образования как фактор совершенствования высшего педагогического образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов А. В.

The analysis of the country's educational policy shows that for obtaining the aims of socio-economical development the regional system of higher pedagogical education should adequately reflect the changes in the management structure connected with application of target programme approach which is reflected in the Federal target programme of education development for the period of 2006-2010. The universities realizing the programme should have steady positive reputation; teaching staff with high level of research culture; well-developed network of inner-region and outer-region relations. Blending together socio-cultural, research and educational functions, pedagogical higher education institutions will fulfill their mission in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal target programme of development as an improvement factor of higher pedagogical education in the region

The analysis of the country's educational policy shows that for obtaining the aims of socio-economical development the regional system of higher pedagogical education should adequately reflect the changes in the management structure connected with application of target programme approach which is reflected in the Federal target programme of education development for the period of 2006-2010. The universities realizing the programme should have steady positive reputation; teaching staff with high level of research culture; well-developed network of inner-region and outer-region relations. Blending together socio-cultural, research and educational functions, pedagogical higher education institutions will fulfill their mission in the region.

Текст научной работы на тему «Федеральная целевая программа развития образования как фактор совершенствования высшего педагогического образования в регионе»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

А.В. Карпов

Karpov A.V. Federal target programme of development as an improvement factor of higher pedagogical education in the region. The analysis of the country’s educational policy shows that for obtaining the aims of socio-economical development the regional system of higher pedagogical education should adequately reflect the changes in the management structure connected with application of target programme approach which is reflected in the Federal target programme of education development for the period of 2006-2010. The universities realizing the programme should have steady positive reputation; teaching staff with high level of research culture; well-developed network of inner-region and outer-region relations. Blending together sociocultural, research and educational functions, pedagogical higher education institutions will fulfill their mission in the region.

Современный мир отличается возросшей социальной динамикой, развитием и сменой технологий в производстве и способах трансформации социокультурного контекста. Под влиянием процессов глобализации в сфере общественного сознания происходит переориентация как в содержательно-аксиологическом, так и в структурно-функциональном плане, меняющая ценности, поведение, образ жизни человека.

Усиление роли знаний, информации в общественном развитии, постоянное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяет роль сферы образования как экономической подсистемы воспроизводства трудового ресурса в структуре общественной жизни современного мира [1]. В этой связи в развитых странах мира в настоящее время происходит кардинальная реорганизация национальных систем образования, направленная на выстраивание высшего профессионального образования, адекватно отражающего значительные изменения, происходящие в соответствующих областях профессиональной деятельности.

Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство, подтвержденная подписанием ряда международных документов, в том числе Болонского соглашения (2003 г.), предполагает, что стратегия ее модернизации должна быть адекватной мировым тенденциям, имеющим место в этой сфере в странах с рыночной экономикой.

Сказанное в полной мере относится и к педагогическому образованию - сфере, не замкнутой на себя самое, а производной от

социально-экономического развития государства, задач модернизации сферы образования в целом. На чрезвычайно важную нишу, присущую системе педагогического образования, указывает Г.А. Бордовский: «Решить задачу перевода экономики на инновационный путь развития, хозяйственного пе-реосвоения экономического и географического пространства России в условиях демократического коллапса, глубокой перестройки сырьевого комплекса путем включения в него биосферных ресурсов нельзя без прорыва в области общего образования и подготовки профессиональных кадров нового поколения... Надо сделать систему педагогического

образования гибкой с тем, чтобы имеющийся в ней научно-педагогический потенциал был способен быстро и адекватно ответить на новые вызовы» [2].

Как подсистема сферы образования, высшее педагогическое образование сегодня находится на стадии модернизации, которая выстраивается как система разного рода продуманных и согласованных действий соответствующих субъектов разного уровня, направленная на приведение его в состояние, способное эффективно стимулировать развитие и других социальных институтов.

В связи с тем, что субъекты Российской Федерации становятся все более активными участниками образовательного пространства, наблюдается регионализация образования, и высшего педагогического в том числе. Не случайно тенденции, направления и ресурсы модернизации педагогических систем разных уровней с учетом региональных условий

разносторонне анализируются в диссертационных исследования отечественных ученых. Так, вопросам профессионального образования на базе педагогического вуза в регионе посвящена работа В.П. Намчук; Н.Г. Наумов рассматривает теорию и практику развития образования в сельском регионе в новых социально-экономических условиях; теоретико-методологические подходы к моделированию постдипломного образования педагогических кадров в федеральном округе проанализированы В. Л. Ширяевым; становление учебно-научно-инновационного комплекса

как региональной системы непрерывного педагогического образования раскрыто в диссертации В.В. Арнаутова; программноцелевому принципу в управлении областной образовательной системой посвящено диссертационное исследование С.А. Репина.

На уровне региона высшее педагогическое образование реализуется через соответствующую систему учреждений образования и должно максимально полно обеспечивать потребности территории в педагогических кадрах, владеющих навыками разработки социальных программ и проектов различного уровня - это не только образовательные и учебные программы, программы воспитания, но и комплексные программы развития образовательной сферы в контексте региональной социально-экономической политики.

Анализ образовательной политики регионов страны показывает, что для выполнения конкретных социально-экономических целей каждая территория создает собственную систему образования со своими структурами, системами финансирования и управления, программами развития образования; их первоочередная задача - интеграция образования и науки, обеспечивающая последовательное ориентирование деятельности вуза на комплексное социально-экономическое развитие региона, на местные рынки труда.

Региональные программы - это эффективная методика комплексного решения проблем, связанных с необходимостью концентрации усилий федеральных и местных органов власти, позволяющих: 1) обеспечить переход системы образования к образовательному федерализму, сочетающему регионализацию и интеграцию высшего профессионального образования; 2) остановить деструктивные тенденции изменения системы

высшего профессионального образования на региональном уровне; 3) способствовать решению вопросов становления субъектов регионального развития с помощью высшей школы региона, объединить интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава вузов, превратив его в действенный фактор социально-культурного развития региона; 4) создать целостную региональную образовательную систему с единым органом управления, координации деятельности всех компонентов этих систем, независимо от ведомственной принадлежности; 5) содействовать установлению национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов; 6) способствовать переходу от распорядительного к регулирующему управлению высшим профессиональным образованием [3]. В своем сочетании они выступают механизмом реформирования экономики региона.

Однако принцип регионального развития в управлении, объем и регулирование духовной сферы, как справедливо замечает Л. А. Гусейнова, не означает разделения институтов образования по региональным признакам, а предполагает осуществление единой, но не однообразной регионально -государственной политики в интересах всего населения с учетом его потребностей [4]. Безусловно, процессы, происходящие в региональных системах высшего педагогического образования, лежат в русле кардинальных преобразований сферы национального образования, связанных с изменениями в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве РФ и обусловливающих использование программно-целевого подхода к решению проблем образования в среднесрочной перспективе. Это выражается, в частности, в изменении структуры финансирования, переходе к многоуровневому механизму, включающему как бюджетные источники всех уровней, так и внебюджетные средства.

Программно-целевой подход нашел отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 гг. [5]. В ней подчеркивается, что роль образования в решении задач социальноэкономического развития заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности; развитии инновационной сферы; изменении структуры экономи-

ки в пользу наукоемких отраслей; формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; обеспечении профессиональной мобильности; формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

В число стратегических задач, направленных на усиление роли системы образования, и высшего педагогического в том числе, в Концепции включены: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Их решение обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

- создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

- оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;

- введение профильного обучения в старшей школе с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана;

- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;

- внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

- введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;

- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах.

В соответствии с Концепцией Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. (ФЦПРО) реализуется в три этапа: от разработки моделей развития по отдельным направлениям и их апробации до внедрения и распространения полученных результатов в образовательные системы регионов и страны в целом. Это должно обеспечить внедрение принципиально новых стандартов образования (более чем по 60 % образовательных областей); увеличение в 1,3 раза (по сравнению с 2005 г.) числа программ профессионального образования, получивших международное признание; повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования до среднего по странам ОЭСР и др.

При выполнении ФЦПРО используются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (не менее 45 млрд. руб.), местных бюджетов (12,5 млрд. руб.), внебюджетных источников финансирования (около 4 млрд. руб.), что способствует развитию многоканальной структуры финансирования сферы образования при реализации совместных проектов в рамках федеральной и региональных программ развития образования.

Таким образом, Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 гг. разработана с учетом приоритетных направлений развития сферы образования, в ней увязываются цели, задачи, пути их достижения и необходимые для этого ресурсы. Поэтому выполнение ее мероприятий рассматривается в качестве основы эффективной реализации государственной образовательной политики России в современных социально-экономических условиях.

Оценка эффективности реализации содержания мероприятий Программы строится на системе показателей и индикаторов, причем наиболее значимые из них, отражающие стратегические приоритеты - развитие чело-

веческого капитала и подготовка профессиональных кадровых ресурсов необходимого уровня квалификации, содействие укреплению институтов гражданского общества, улучшение качества жизни населения [6, с. 8].

Важной особенностью реализации ФЦПРО является конкурсный характер отбора ее исполнителей. Для обоснования права на заключение государственного контракта они должны доказать свою лидирующую позицию в том или ином содержательном аспекте мероприятий Программы. Это, в частности, выражается в наличии устойчивой позитивной репутации вуза; сформированного научного коллектива, у членов которого сформирован высокий уровень проектноисследовательской культуры; признанных профессиональным сообществом наработок в соответствующих областях педагогической теории и практики; развитой сети партнерских связей; готовности региональных законодательных и исполнительных властей оказывать необходимую нормативную и финансовую поддержку и др.

В то же время, анализ реализации региональных программ в сфере образования, разработка которых осуществляется при участии научно-педагогических коллективов вуза, показывает, что по своей структуре, стратегическим задачам, срокам выполнения они имеют значительные отличия от направленности ФЦПРО, заложенной на уровне мероприятий. Это связано с тем, что каждая территория решает собственные задачи с учетом региональной специфики. Кроме того, на уровне субъектов Федерации, а также на муниципальном уровне существуют собственные системы оценки эффективности программ, что связано с распределением ресурсов среди территориальных субъектов и контролем над их использованием. Следовательно, отсутствие механизмов и единых критериев оценки будет существенно затруднять комплексную оценку процессов, происходящих как в системе национального образования в целом и в высшем педагогическом образовании как ее подсистеме. Поэтому необходима разработка критериально-оценочного инструментария и технологий, обеспечивающих организацию и проведение мониторинга региональных программ развития образования и проектов, имеющих на-

правленность, аналогичную структуре

ФЦПРО.

Неоценимую роль в этом должны играть научно-педагогические коллективы региональных педагогических вузов, поскольку основные ресурсы научно-исследовательской и проектно-внедренческой деятельности (человеческие, информационные, материальнотехнические) сконцентрированы именно в них. Именно поэтому сегодня региональные вузы, и педагогические в том числе, рассматриваются в аспекте их регионообразующих функций.

Для подтверждения права на участие в выполнении соответствующих мероприятий ФЦПРО им следует активнее включаться в работу по уточнению перечня программных мероприятий, включаемых в региональные программы развития образования, обеспечивая их корреляцию с содержанием мероприятий в контексте задач ФЦПРО уже на этапах построения прогнозов и проектного планирования. Это позволит не только расширить ресурсное обеспечение вуза, а следовательно, и образовательной сферы региона за счет средств ФЦПРО, но полноценно «встраивать» региональные программы в общероссийский процесс развития образования.

Таким образом, регионализация сферы педагогического образования предполагает последовательно ориентировать деятельность вузов на комплексное социальноэкономическое развитие региона, на местные рынки труда и запросы населения в сфере получения образовательных услуг, а также на трансформацию структуры государственного управления, связанного с переходом от отраслевого к совместному федеральному и региональному управлению. В этом случае, сочетая в себе три необходимые составляющие (социокультурную, научно-исследовательскую, образовательную), оно будет реально выполнять свою миссию в регионе.

1. Горбунова О.Н. // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Вып. 4 (44). С. 246.

2. Бордовский Г.А. // Высшее образование сегодня. 2005. № 12. С. 14.

3. Клещевский Ю.Н. Управление высшим профессиональным образованием на региональном уровне //55 лет Кемеровской области. Кемерово, 1998. С. 222-224.

4. Гусейнова Л.А. // Высшее образование сегодня. 2005. № 9. С. 52-55.

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2020 годы. Утверждена Правительством РФ 3 сентября 2005 года, № 1340-р.

6. Балыхин Г.А. // Высшее образование сегодня. 2005. № 12. С. 5-8.

Поступила в редакцию 12.01.2007 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Н.Н. Чалдышкина

Chaldyshkina N.N. Educational work with disabled children in conditions of health resort camps. The article reveals the specificity of health resort camps of a new integrative kind. The article presents the model which provides the cooperative activity of the disabled and healthy children. The levels of inner and outer cooperation of specialists in the process of organization of the camp activity are characterized in the article. It also describes the program of social pedagogical rehabilitation of children with different disabilities in conditions of health resort camps of integrative kind, methods of social teacher’s work with healthy children in order to develop tolerance towards the disabled children. The article reviews main results of the experimental work.

Современная социальная действительность сопровождается резкими качественными изменениями. В большей степени это касается категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных проблем современного общества, требующих пристального внимания учреждений образования, здравоохранения, служб социальной защиты населения и др. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 1993 г. зарегистрировано 344 тыс. детей с различными профилями инвалидности, не достигших возраста 16 лет, в 1998 г. их число составило 564 тыс., в 2006 г. - свыше 590 тыс.

Увеличение числа детей, имеющих стойкие функциональные расстройства, обусловило ратификацию в 1995-2006 гг. федеральных законов о регулировании различных аспектов жизнедеятельности детей данной категории: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», федеральной целевой программы «Дети России», включающей подпрограмму «Дети-инвалиды», и других нормативно-правовых актов, основываю-

щихся на основных принципах и положениях Конвенции о правах ребенка, внедрение приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

При равноценной важности решения всего комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (улучшение условий жизни, социального и медицинского обслуживания, повышения качества образования, социальной подготовки и т. д.) актуальным является вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению адаптации и интеграции каждого ребенка в здоровый социум, в том числе посредством организации условий в учреждениях образования и социальной защиты населения.

Однако реальная практика свидетельствует, что специалистами данных учреждений недостаточно активно используется потенциал воспитательной работы в процессе организации совместной деятельности детей со стойкими функциональными нарушениями здоровья и здоровых детей. Данное упущение связано, скорее всего, с тем, что деятельность интегративных детских групп имеет свои особенности. Именно эти группы являются одной из эффективных форм интеграции, включения данных детей в социум, позволяя преодолевать барьер их изолирован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.