Научная статья на тему 'College development towards a cultural-educational Center'

College development towards a cultural-educational Center Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

32
22
Поделиться
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / САМООБУЧАЮЩИЙСЯ ВУЗ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Slinkin S. V.

The article represents the model of development of pedagogical establishment of higher education as a territorial socio and educational center. In the growth and realization of the strategy of development of the establishment of higher education the following stages are determined: diagnosis, aiming, planning, functioning and monitoring; tasks and content of each stage are also described in the article.

Текст научной работы на тему «College development towards a cultural-educational Center»

С.В. СЛИНКИН, ректор Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева

Развитие вуза как культурнообразовательного центра

В статье представлена модель развития педагогического вуза как территориального культурно-образовательного центра. В разработке и реализации стратегии развития вуза выделяются этапы (диагностики, целеполагания, планирования, функционирования и мониторинга), раскрываются задачи и содержание каждого этапа.

С учетом содержания и основных направлений модернизации российского образования в Т обольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева в качестве стратегии развития выбрана модель педагогического вуза как территориального культурно-образовательного центра. В процессе обоснования концептуальных положений, разработки и реализации модели развития вуза можно выделить следующие этапы: диагностический, целеполагания, планирования, функционирования и мониторинга. Остановимся на содержании каждого из них.

Основные задачи диагностики заключаются в исследовании всех направлений деятельности вуза, анализе внешних условий, изучении рынка образовательных услуг и рынка труда, оценке своего положения на этих рынках, осмыслении соответствующего опыта зарубежных и российских вузов.

Сегодня можно говорить о многообразии моделей развития вузов. Они различаются по типу и качеству продукта деятельности (продуктный подход), по типу организационной структуры, организационной культуры, методов управления (организационный подход), а также одновременно по двум параметрам (продуктно-организаци-онный подход). Многие российские вузы пришли к пониманию своей инновационной миссии, начали строить свои стратегии и частные политики, проводить институциональные изме-

нения, осуществлять взаимодействие с обществом на принципах, позволяющих трансформироваться в вуз с проектно-ориентированной организационной структурой, современной корпоративной культурой, высокой инновационной активностью [1].

В соответствии с поставленными задачами нами был проведен детальный анализ опыта вузов, развивающихся на основе модели интеграционного центра [2-5]. Следует особо подчеркнуть значимость развития региональных вузов и региональных центров. Региональная интеграция образования и формирование в итоге единой федеральной системы образования, способной учитывать и реализовывать образовательные потребности и интересы обучающихся, органически сочетать их с интересами и потребностями общества, экономики и государства, является в настоящее время одной из важнейших тенденций развития отечественного образования.

Многообразие моделей современного высшего профессионального образования является для нас ориентиром. При разработке модели развития вуза в условиях малого города необходимо также учитывать социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной деятельности, направления модернизации высшего профессионального образования, территориальные особенности расположения вуза и др.

Результатом проведенного анализа

стало четкое позиционирование вуза, которое позволило определить дальнейшую стратегию его развития. Комплексный анализ потребовал использования соответствующих методов исследования. К ним относятся: маркетинг рынка образовательных услуг и рынка труда города и региона, сканирование среды, ситуационный анализ деятельности вуза, SWOT-анализ сильных и слабых сторон, экспертная оценка, сравнительный анализ деятельности вуза в контексте российских и мировых тенденций, сценарное планирование, определение организационного профиля вуза и др.

Содержание этапа целеполагания заключалось в выборе и обосновании основной идеи, политики в основных направлениях деятельности, стратегических целей и задач развития, в разработке миссии и определении основных приоритетов развития вуза.

Диагностический этап позволил определиться с основной идеей, которая была положена в основу стратегии развития вуза. Ею стала идея «самообучающегося вуза » [6, 7]. Уточним различия между «организацией» и «самообучающейся организацией». Организация - это адаптированная к своему окружению социальная система, имеющая четкие границы, внутреннюю структуру, определенные «правила игры» и стремящаяся их сохранить при любых внешних и внутренних воздействиях. Самообучающаяся организация - это организация, сознательно меняющая свои «границы» и перестраивающая свою функциональную структуру для более полной реализации возможностей. Одной из ее отличительных черт является научение сотрудников умению обучаться, привитие им желания не только обучаться в своей профессиональной области, но и участвовать в формировании будущего своей организации. В подобной организа-

ции каждый сотрудник не только придерживается определенных ценностей и применяет заданные правила игры (правила принятия и реализации решений), но и готов пересматривать эти ценности и правила в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды.

В «самообучающемся» вузе сознательно формируется новая корпоративная культура (организационная, управленческая, кадровая, деятельностная, финансовая и пр.), способствующая более полной реализации его миссии и целей на основе адаптивнопродуктивной деятельности. Она базируется на следующих основных идеях.

• Индивидуальное мастерство. Стремление сотрудников вуза к постоянному повышению своей квалификации, достижению поставленных перед собой целей, творческий подход к профессиональной деятельности.

• Динамические стереотипы. Установка на анализ, переосмысление, уточнение ситуации внутри вуза и вне его, стремление к адекватному пониманию внешнего мира и его влияния на принятие решений.

• Общее видение. Наличие разделяемого всеми сотрудниками вуза образа его будущего. Достижение перспективы возможно при условии, что сотрудники вуза будут следовать данной идее, т.е. она станет их личной целью. Кроме того, необходимы всеми принятые и понятные принципы как способы достижения «общей мечты».

• Командная деятельность. Сочетание полемики с диалогом, в результате чего группа приобретает «коллективный интеллект», превышающий арифметическую сумму интеллектов членов группы. Под командной деятельностью (и обучением в том числе) мы понимаем организацию деятельности через относительно автономные самоуправляемые коллективы (сооб-

щества, команды), способные оперативно и продуктивно решать стоящие перед ними задачи [8].

• Модерация. Система поддержки реализации основной идеи, миссии, цели и задач; специальное психологическое и педагогическое сопровождение деятельности. Под модерацией мы понимаем, во-первых, создание условий, поощряющих инициативу, творчество и стремление сотрудников к постоянному повышению квалификации, личностному росту; во-вторых, организацию командной деятельности, интерактивного общения, благодаря чему деятельность как отдельных структурных подразделений и коллективов, так и вуза в целом становится более целенаправленной, структурированной и продуктивной; в-третьих, создание условий для деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей каждого субъекта; в-четвертых, определение «ниши» для творческой деятельности и самореализации каждого сотрудника [9].

• Системное мышление. Стремление к восприятию проблем в целом, без их фрагментации и структурирования; обучение быстрому реагированию на изменения среды и проведению системных изменений во всех направлениях деятельности вуза, понимание того, как действия коллектива и вуза влияют на них самих и на окружающий мир.

• Корпоративность. Формирование внутривузовского «духа», основанного на общей идеологии, традициях, общих ценностях и целях. Корпоративная культура представляет собой чрезвычайно сложный феномен; изменение корпоративной культуры - это долговременный процесс, требующий смены парадигмы и затрагивающий сознание людей - носителей культуры, что, в свою очередь, требует длительного времени и больших усилий как со

стороны руководства организации, так и со стороны всего коллектива [10].

На этапе стратегического целеполагания разрабатывалась миссия вуза, политика, цели и задачи в приоритетных направлениях деятельности. К факторам, влияющим на формирование миссии ТГПИ им. Д.И. Менделеева, можно отнести исторические особенности вуза; стиль взаимодействия субъектов образовательной деятельности; состояние внешней по отношению к вузу среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед вузом целей.

Миссия ТГПИ им. Д.И. Менделеева, на наш взгляд, заключается в подготовке квалифицированных специалистов для социальной сферы города и региона, способных вносить позитивные изменения в сферу своей профессиональной деятельности.

Ценностно-целевое предназначение вуза выражается через:

• сохранение идеалов, духовных ценностей, традиций и нравственных норм Отечества и малой Родины, подготовку современных специалистов нового типа с определенной гражданской и нравственной позицией;

• создание системы непрерывного педагогического образования в регионе, соответствующей направлению и динамике развития российской системы образования и социально-экономическому развитию региона;

• создание и поддержание высокого качества образовательного пространства города и региона;

• обеспечение опережающего характера подготовки специалистов на основе интеграции образовательной и научной деятельности, гарантирующей им конкурентоспособность на рынке труда и образовательных услуг.

Модель культурно-образовательного центра включает не только образовательные учреждения различного

направления и уровня, органы управления образованием, но и учреждения науки, культуры, спорта, бизнес-структуры, а также институты власти, гражданские институты и др.

Все это потребовало трансформации системы управления и соответствующих взаимосвязей всех субъектов культурно-образовательного центра - горизонтальных и вертикальных, институциональных, сетевых и гражданских, оперативных, тактических и стратегических. Для более тесной интеграции и взаимодействия субъектов необходимы совместные институты, позволяющие выйти на уровень территории, а для обеспечения согласованной работы на уровне территориального культурно-образовательного центра нужны также координирующие структуры. В нашем случае таковыми являются Ассоциация поддержки педагогического образования, в которую входят практически все профессиональные педагогические учебные заведения Тюменской области (АПОТТО); территориальные советы (научно-методический, по научной деятельности, по физической культуре и спорту, координационный); территориальные центры (научно-образовательный, тестирования, информационный, экспертно-аналитический), а также научный и научно-методический журналы, Малая академия наук, объединяющая талантливых школьников, и пр.

Помимо них основными формами сотрудничества и взаимодействия являются следующие: совместное использование ресурсов, проведение разнообразных образовательных, научно-технических, культурно-массовых мероприятий, выполнение совместных проектов и программ, повышение квалификации кадров и пр. В связи с этим особо отметим - и как форму взаимодействия, и как временную структуру - создание творческих кол-

лективов (команд), консолидирующих кадровые ресурсы для продуктивного выполнения различных задач, стоящих как на уровне вуза, так и на уровне региона. Главное, что отличает взаимосвязи субъектов и формы их взаимодействия, - это гибкость и способность обеспечить реализацию задач, решаемых культурно-образовательным центром.

Предложенная модель должна обладать рядом свойств, которые одновременно являются и тактическими целями реализации модели. Укажем на них.

Осмосиативность - наличие личностно-ориентированной образовательной сети, реализующей различные возможности получения образования и обучения; постепенное взаимопроникновение структур, реализующих преемственно связанные образовательные программы разных уровней.

Гармоничность - высокая степень согласованности с требованиями внешней среды, открытость социуму, что предполагает усиление общественного характера управления системой, возрастание роли различных общественных структур в определении стратегии культурно-образовательного центра и в оценке качества его деятельности; «включенность» образования в решение важных социально-экономических проблем малого города.

Когерентность - способ соединения и взаимодействия структурных компонентов модели, при котором происходит синхронизация темпов их функционирования и развития. Это свойство заложено в модели через различные виды взаимосвязей: горизонтальные и вертикальные, институциональные, сетевые и гражданские, оперативные, тактические и стратегические, о которых шла речь выше.

Прогностичность - ориентированность системы на перспективные по-

требности и запросы как в материальной, так и духовной сферах общества.

Функциональность - реализация совокупности функций культурно-образовательного центра: обучающей, воспитательной, развивающей, организующей, координирующей, социальной, культурной, научно-исследовательской и др.

Адаптивность - гибкая организация образовательного процесса, позволяющая активно приспосабливаться к динамичному социуму и соотносить деятельность входящих в него структур. В соответствии с запросами рынка и потребностями субъектов образования постоянно пересматривается спектр образовательных услуг.

Продуктивность - способность системы к производительной, плодотворной жизнедеятельности. Продуктивность непосредственно связана с адаптивностью: чем быстрее происходит адаптация образовательной системы к внешним и внутренним условиям, тем более продуктивной является образовательная деятельность в целом.

Для того чтобы обеспечивать поступательное развитие вуза как культурно-образовательного центра, необходимы соответствующие механизмы. В зависимости от конкретных условий деятельности таковыми могут выступать: самоорганизация; рынок; наличие спроса со стороны потребителей рынка образовательных услуг; бюджетное финансирование; государственные гарантии; координация деятельности образовательных, культурных, научных и иных учреждений; усиление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями; высокая информационная прозрачность инновационной сферы и др.

На этапе планирования проводилась разработка программ и проектов,

обеспечивающих достижение целей и выполнение миссии вуза. Для реализации заявленной миссии в качестве приоритетных были определены задачи, направленные на создание эффективного территориального комплекса непрерывного педагогического образования, единого научного, культурнообразовательного, информационного пространства, играющего ключевую роль в поддержании и совершенствовании регионального сообщества:

• диверсификация и оптимизация структуры подготовки специалистов, совершенствование основных реализуемых образовательных программ на основе компетентного подхода и в соответствии с современными требованиями к качеству профессионального образования, социально-экономическими и региональными условиями;

• разработка и внедрение системы активных образовательных технологий, в том числе информационных, дистанционного обучения, использование отечественных и мировых информационных ресурсов;

• развитие форм и содержания послевузовского образования, направленных на фундаментализацию и коммерциализацию научных исследований, разработку и внедрение эффективной инфраструктуры инновационной и научной деятельности, обеспечивающих дальнейшую интеграцию образования и науки, мотивацию инновационной деятельности, привлечение талантливой молодежи;

• разработка программ и технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом специфики и перспектив развития региона;

• формирование системы дополнительного образования, способствующей личностному росту учащихся и студентов, удовлетворению запросов населения города и региона;

• совершенствование системы воспитательной работы в институте в целях формирования духовности и гражданственности, способности студентов адаптироваться к динамичным социальным условиям;

• создание комплексной системы современного информационного, методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

• разработка и внедрение эффективного менеджмента вуза, в первую очередь - систем менеджмента качества образования, развития персонала, проектно-целевых методов управления ресурсами и интеллектуальными активами на основе мониторинга внешней и внутренней среды;

• развитие партнерских отношений и интеграция вуза с учреждениями образования, культуры, науки, спорта, производственными предприятиями, предприятиями бизнеса с целью подготовки квалифицированных специалистов.

Важнейшие задачи и приоритеты в деятельности вуза воплощены в инновационной образовательной программе ТГПИ им. Д.И. Менделеева, где определены основные направле-

ния, система целей и стратегия развития вуза, а также необходимые ресурсы для выполнения поставленных целей, сроки их достижения. Она состоит из системы субпроектов, каждый из которых в дальнейшем вылился в целевую программу развития соответствующего направления деятельности института.

Этап функционирования и мониторинга представляет собой реализацию всех намеченных ориентиров в деятельности вуза, определение и обоснование основных параметров, а также критериев, показателей и индикаторов эффективности планов развития. Отслеживание процесса по ключевым показателям позволяет корректировать стратегический план развития вуза, уточнять и пересматривать поставленные цели.

В качестве основных критериев эффективности реализуемой модели развития вуза использовались социальный, личностный и образовательный. Образовательный критерий отражает организацию образовательной деятельности и ее результативность, внешнюю оценку результатов образовательной деятельности, результаты государственной аттестации выпуск-

Таблица 1

Изменения основных показателей

Показатели 2003 год 2008 год

Контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения 3173 3610

Доля ППС с учеными степенями и учеными званиями: докторов наук и/или профессоров 8% 12%

кандидатов наук и/или доцентов 55% 64%

Число реализуемых основных образовательных программ 17 48

Книжный фонд (экз.) 265 тыс. 349 тыс.

Количество единиц компьютерной техники 302 601

Число компьютерных классов 12 26

Количество терминалов с доступом к сети Интернет 203 521

Число специальностей в аспирантуре 12 20

Объем финансирования научных исследований (тыс. рублей) 1590 10115

Финансирование научных исследований на единицу научнопедагогического персонала (тыс. рублей) 8,1 15,2

Число изданных монографий в год 8 15

Число изданных учебников и учебных пособий в год 36 59

ников. Личностный критерий характеризует социальную зрелость, социально-педагогическую компетентность, личностный рост субъектов образовательного процесса. Социальный критерий показывает уровень социальности субъектов культурно-образовательного центра, характер их стратегического взаимодействия и партнерства, востребованность педагогической профессии и выпускников в регионе. Рамки статьи не позволяют детально рассмотреть указанные критерии. В качестве примера, демонстрирующего развитие вуза в рамках данной модели, приведем динамику основных показателей его деятельности за последние годы (табл. 1).

Положительная динамика основных показателей деятельности ТГПИ им. Д.И. Менделеева позволяет сделать вывод об эффективности нашей модели развития вуза.

Литература

1. См.: Управление в высшей школе: опыт, тенденции и перспективы развития: аналитический доклад. М.: Логос, 2005. 540 с.

2. Булатов В, Голдин В. Научно-образователь-

ный центр Европейского Севера // Высшее образование в России. 2002. №5. С. 9-18.

3. Дятченко Л. Университет XXI века // Выс-

шее образование в России. 2005. №6. С. 21-32.

4. Кузовлев В. Университетский комплекс на

Елецкой земле // Высшее образование в России. 2004. №6. С. 39-52.

5. Стронгин Р., Максимов Г, Грудзинский А.

Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. 2006. №1. С. 15-25.

6. Игнатьева Г. «Самообучающаяся органи-

зация» как модель повышения квалификации педагогов // Высшее образование в России. 2005. №9. С. 56-60.

7. Пушных В. «Обучающаяся организация» и

университет // Высшее образование в России. 2005. №9. С. 118-127.

8. См.: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф.,

Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.

9. См.: Петров А.В. Дискуссия и принятие ре-

шений в группе: технология модерации. СПб.: Речь, 2005. 80 с.

10. Тюнников Ю, Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 69-79.

S.V. SLINKIN. COLLEGE DEVELOPMENT TOWARDS A CULTURAL-EDUCATIONAL CENTER. The article represents the model of development of pedagogical establishment of higher education as a territorial socio and educational center. In the growth and realization of the strategy of development of the establishment of higher education the following stages are determined: diagnosis, aiming, planning, functioning and monitoring; tasks and content of each stage are also described in the article.

g