Научная статья на тему 'Стратегическое развитие регионального университета на базе модели тройной спирали при формировании инновационных территориальных кластеров: опыт ВлГУ'

Стратегическое развитие регионального университета на базе модели тройной спирали при формировании инновационных территориальных кластеров: опыт ВлГУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ / КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОЯС / STRATEGIC DEVELOPMENT / REGIONAL UNIVERSITY / INNOVATION / TRIPLE HELIX / THE CLUSTER INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE BELT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баландина В. В., Филимонова Н. М., Аракелян С. М.

Приведено формирование модели тройной спирали в инновационных системах. Подчеркивается главенствующая роль университета в триаде «университет бизнес власть». Изложены первоочередные задачи ВлГУ по развитию инноваций и отдельные результаты этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DEVELOPMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE TRIPLE HELIX MODEL OF INNOVATION IN THE FORMATION OF REGIONAL CLUSTERS: EXPERIENCE OF VLSU

The formation of the triple helix model of innovation systems is shown. The primacy of the University in the triad university business government is emphasized. Priorities of the VLSU in innovation and individual results of these activities are sated out.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие регионального университета на базе модели тройной спирали при формировании инновационных территориальных кластеров: опыт ВлГУ»

УДК / UDC 378.4(470.314) В. В. Баландина,

аспирант кафедры «Менеджмент» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Россия, Владимир, valarysuper@mail.ru Н. М. Филимонова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Менеджмент» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Россия, Владимир, natal_f@mail.ru С. М. Аракелян,

доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Физика и прикладная математика» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Россия, Владимир, arak@vlsu.ru

Valery Balandina,

postgraduate student of Management department at the Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs (VlSU), Russia, Vladimir, valarysuper@mail.ru Natalia Filimonova,

PhD in Economics, professor, Chair of Management department at the Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs (VlSU), Russia, Vladimir, natal_f@mail.ru Sergei Arakelyan,

doctor of Physics and Mathematics, professor, head of Physics and Applied Mathematics department at the Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs (VlSU), Russia, Vladimir, arak@vlsu.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА НА БАЗЕ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ: ОПЫТ ВЛГУ1

STRATEGIC DEVELOPMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE TRIPLE HELIX MODEL OF INNOVATION IN THE FORMATION OF REGIONAL CLUSTERS: EXPERIENCE OF VLSU

Приведено формирование модели тройной спирали в инновационных системах. Подчеркивается главенствующая роль университета в триаде «университет - бизнес - власть». Изложены первоочередные задачи ВлГУ по развитию инноваций и отдельные результаты этой деятельности.

The formation of the triple helix model of innovation systems is shown. The primacy of the University in the triad university - business - government is emphasized. Priorities of the VLSU in

innovation and individual results of these activities are sated out.

Ключевые слова: стратегическое развитие, региональный университет, инновации, тройная спираль, кластер, инфраструктура, инновационный пояс.

Key words: strategic development, regional university, innovation, triple helix, the cluster infrastructure, innovative belt.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование и развитие механизмов реализации и актуализации стратегического планирования инновационного социально-ориентированного развития регионов центральной России»), проект № 11-12-33001а/Ц.

В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы управления социальными, экономическими, научными и инновационными процессами в системе высшего образования как составляющей инновационной системы. Это связано с тем, что высшее профессиональное образование является одним из важных факторов, обусловливающих формирование конкурентных преимуществ национальной экономики путем создания условий генерации новых знаний. Основными приоритетами в области стратегического развития университетов становятся ориентация на взаимодействие, сотрудничество всех компонентов инновационной системы, творческий и инновационный характер деятельности по обучению, воспитанию специалистов и приведение технологий высшего образования в соответствие с требованиями регионального развития.

ВлГУ как ведущий региональный университет, в котором обучается около 50 % от общей численности студентов Владимирской области, являющийся по факту своей деятельности исследовательским/инновационным университетом, ориентирован на содействие реализации программы развития инновационных территориальных кластеров через обеспечение доступности качественного современного образования для удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда на основе непрерывного совершенствования содержания и технологий образования в условиях установления взаимовыгодных отношений с многочисленными группами общественности, гармонизации интересов университета с интересами и требованиями потребителей-работодателей, интеграции традиционных академических ценностей и инновационных предпринимательских идей.

Базовые принципы Программы стратегического развития ВлГУ соответствуют приоритетам государства (на федеральном и региональном уровнях) по модернизации и технологическому развитию экономики России и социально-экономическому развитию Владимирской области на ближайшую перспективу.

Инновационные разработки, планируемые к реализации на создаваемых площадках тех-нопарковой зоны университета, соответствуют программам инновационного развития ряда госкорпораций/предприятий с государственным участием и приоритетам профильных технологических платформ РФ.

Сегодня одной из перспективных инновационных моделей признана модель тройной спирали [1]. Тройная спираль символизирует взаимодействие и сотрудничество власти, бизнеса и университета, которые являются ключевыми элементами любой инновационной системы. Модель тройной спирали реализует сетевое взаимодействие науки, бизнеса и государства как универсальная институциональная матрица для инновационного роста и условий непрерывных обновлений. В перспективе предполагается переход экономики к кластерному строению, организация инновационных кластеров в национальных инновационных системах. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок выводится инновационный продукт, созданный бизнесом под патронажем власти (рис. 1).

По мере продвижения процессов создания, распространения и применения знаний от периферии к центру промышленного производства и управления само понятие инновации (и как продукта, и как процесса) претерпевает видоизменение. Рождается новое понятие «инновации в инновации», суть которого состоит в реструктуризации и оптимизации инновационного процесса и создании среды, стимулирующей его продвижение.

Университет в модели тройной спирали, как правило, является инициатором процесса, поскольку большинство стран сегодня переходит к экономике знаний. Здесь ключевым фактором конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии. При этом университеты, проводящие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоемкого производства.

ВлГУ занимает активную позицию в организации взаимодействия между университетом, бизнесом и властью и реализует свою деятельность в ландшафте приоритетов государства по созданию инновационной экономики в стране, что проиллюстрировано рис. 2.

I этап / Власть// N Наука \

II этап Наука /// Бизнес ) > ( В_ластъ_ ) ( НаукаЛ Т"") Бизнес )

III этап 1 Бизнес /// /7 Власть / | Сектор инновационного продукта ТС

Рис. 1. Схема формирования инновационного продукта в модели тройной спирали

Развитие научно-образовательной сферы ВлГУ — неотъемлемая часть модернизации и технологического развития экономики России/региона (с учетом средне/долгосрочного прогноза)

Ландшафт для деятельности

8 приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в РФ

Основные научноинновационные ФЦП и ведомственные программы

из Послания Президента России Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г.

П р а вител ь ствен н ая комиссия по высоким технологиям и инновациям 05 апреля 2011 г.

Министерство образования и науки РФ

Реализация комплексных проектов в части НИР/НИОКР/ОКР в партнерстве с профильным бизнес-сообществом в Формате Постановления Правительства №218 от 09 апреля 2010г.

Инновационные образовательные программы вузов -по всем уровням образования

Рис. 2. Приоритеты стратегического развития ВлГУ

Данная деятельность ВлГУ осуществляется в рамках Программы стратегического развития ВлГУ до 2020 года, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области № 925 от 13.12.2007.

Получение значимых результатов в перспективных и конкурентоспособных областях производства (с использованием новых материалов, новых технологий, усовершенствованных имеющихся технологических циклов с обеспечением новых качеств продукции и т. д.) требует совместной работы специалистов различных направлений фундаментальной и прикладной науки. Первооче редные задачи университета по развитию инноваций можно представить в виде формализованной схемы - рисунок 3.

Направления, котор

ВлГУ считает приоритетн для себя, соответствуют тр базовым высокотехнологич кластерам, которые уже сформировались к настоящему времени во Владимирской области: по нанотехнологиям, по мемб технологиям и по биотехно (фармации). Рассмотрим подробно деятельность уни тета по выделенным при ным направлениям.

Во-первых, во Влади

ской области приоритет правлением для развития биотехнологий (включая фарминдустрию)

является формирование специализированного кластера в пос. Вольгинский. В нём будут взаимоувязаны все необходимые звенья - от разработки и испытаний новых технологий и продуктов до их производства и продвижения на рынки.

Уже сейчас здесь создана достаточно серьезная инфраструктура мирового уровня. На одной территории расположены завод по биопрепаратам, институт ветеринарной вирусологии и микробиологии, группа компаний «Генериум». Эта группа компаний организует здесь крупный институт, является резидентом проекта «Сколково», и региональная власть оказывает существенную поддержку развитию данного вида бизнеса. В данный биотехнологический центр уже заложено около 3 млрд рублей инвестиций. 21 марта 2012 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по теме «Повышение эффективности системы поддержки научных исследований в интересах модернизации и инновационного развития», которое проходило как раз в пос. Вольгинский, Президент

РФ отметил мировой уровень проводимых

1

Формирование элементов инновационной инфраструктуры как целостной системы

здесь исследований. Данная деятельность соответствует

5 2

Реализация Совершенствование

инновационном СМК и метрологи-

методологии ческого обеспечения

тройной спирали исследований

4 3

Развитие межвузовских Освоение

центров коллективного приемов

пользования с трансфера

высокотехнологичным технологий

оборудованием, а также

аналогичных вузовско-

отр аслевых/ академических

центров

Рис. 3. Первоочередные задачи ВлГУ по развитию инноваций

приоритетам государства по созданию совместных исследовательских центров и предприятий с привлечением ведущих компаний и российских вузов и носит системный и проектный характер. ВлГУ активно участвует в этом процессе. Создание базовой кафедры ВлГУ в пос. Вольгинский соответствует также стратегии «Фарма-2020» и базовым мероприятиям принятой недавно в России ФЦП по фарма- и медицинской индустрии («Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу»). По словам президента, развитие подобных научных центров - один из главных приоритетов государства. Кроме того, в пос. Юрьевец расположен институт защиты животных (ФГУ «ВНИИЗЖ») - известный в мире институт, который работает также в этом направлении и имеет свою базовую кафедру в ВлГУ.

Данное направление развития инновационной инфраструктуры ВлГУ является серьёзной научной программой, которая соответствует приоритетам социально-экономического развития региона, позволит создать авторитетную научную школу и, соответственно, участвовать в разработке продукции мирового уровня, в т. ч. и не имеющей аналогов в мире.

Во-вторых, другой кластер, сложившийся в регионе и имеющий близкую направленность деятельности, связан с мембранными технологиями. Во Владимирской области успешно действует целый ряд компаний по этому направлению, с которыми ВлГУ уже долгое время сотрудничает и имеет совместные площадки -как образовательные, так и для реализации совместных научно-технических проектов. Особое место в этой деятельности занимает проект «Чистая вода», в рамках которого ВлГУ с бизнес-партнерами, в т. ч. зарубежными, создал соответствующий научно-образовательный центр и аккредитованную исследовательскую лабораторию с уникальным оборудованием.

В рамках конкурса по постановлению Правительства РФ № 218 от 09.04.2011 ВлГУ совместно с ООО НПП «Технофильтр» (г. Владимир) выполняет комплексный проект по полимерным мембранам, обладающим бак-териостатическими, стерилизующими и депи-рогенизирующими свойствами.

В-третьих, в настоящее время успешно развивается во Владимирской области многопрофильный кластер нанотехнологий. 15 нанотехнологических проектов отобраны «РОСНАНО», пять из которых находятся в стадии реализации.

Следует отметить, что Владимирская об-

ласть победила в конкурсном отборе 2011 г. региональных программ развития образования в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011- 2015 годы по направлению «Нанотехнологии» (единственный субъект РФ из 46 участников конкурса, заявившийся по этому направлению). В выполнении данной программы ВлГУ отведена ключевая роль.

ВлГУ работает с названными и другими компаниями также и по научно-техническим проектам с собственными разработками университета в высокотехнологичной сфере, в частности для решения проблем точного машиностроения и ресурсосбережения (новые наноматериалы, повышение износостойкости ответственных деталей в машиностроении, лазерные технологии получения нанострукту-рированных поверхностей и пленок и др.). Этот кластер формируется в настоящее время в виде создаваемого нанотехнологического центра трансфера технологий. ВлГУ выстраивает свои партнерские отношения с бизнесом в рамках данных перспективных инновационных проектов.

Кроме того, в ВлГУ проводится большая работа по формированию инновационного пояса малых предприятий.

По состоянию на конец 2011 года в университете уже существует развитый инновационный пояс. Он включает в себя 36 малых инновационных предприятий, связанных с университетом:

- предприятия с участием ВлГУ в качестве соучредителя - по 217-ФЗ [2] - 16 предприятий (2010 год - 8 предприятий);

- предприятия с участием Ассоциации выпускников и/или Фонда развития ВлГУ в качестве учредителя - 8 предприятий;

- предприятия, имеющие поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд «Бортника»),- 7 предприятий;

- предприятия, созданные по инициативе преподавателей и сотрудников университета, -5 предприятий.

Ассоциация малых инновационных предприятий Владимирской области, созданная при ВлГУ, включает в себя более 40 малых инновационных предприятий из региона. Университет координирует их деятельность под патронажем областной администрации (Комитет по промышленной политике и науке, Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг) и оказывает экспертно-аналитические и консалтинговые услуги.

Таким образом, принципиальное направ-

ление в стратегии инновационного развития ВлГУ - дальнейшее усиление взаимодействия и сотрудничества с системообразующими организациями, работающими в данных кластерах. Эта задача - одна из главных; она определяет инновационный характер Программы развития университета в части достижения ее результатов, востребованных сектором реальной экономики.

В этом аспекте ВлГУ является системным интегратором работ. Например, по такому консолидирующему все высокотехнологичные сектора экономики, каким является развитие нанотехнологий во Владимирской области, и реализует данную свою деятельность в соответствии с указом Губернатора Владимирской области [3] и в рамках Соглашения о сотрудничестве Администрации Владимирской области и Российской академии наук в научной, научнообразовательной и инновационной сферах, где ВлГУ определен как координатор по передаче нанотехнологий, разработанных в РАН, для производства продукции во Владимирской обл., а также согласно Протоколу о сотрудничестве Администрации Владимирской области и ГК «Роснано», где на ВлГУ возложена ответственность за образовательное и научно-техническое обеспечение развития нанотехнологий в регионе, а также за содействие коммерциализации нанотехнологий, разработанных бизнес-сообществом совместно с ВлГУ.

Кроме того, развитие элементов инновационной инфраструктуры ВлГУ и сектора малых инновационных предприятий позволит по профильным направлениям содействовать преодолению в регионе сдерживающих факторов развития высокотехнологичной сферы - неразвитость рынка сертифицированных услуг по обеспечению исследований на дорогостоящем и уникальном оборудовании, ведомственная разобщенность участников инновационного процесса, отсутствие стабильной инфраструктуры для развития современной материально-технической базы, приборное и кадровое обеспечение, а также изолированность работы отдельных организаций в отсутствие реального взаимодействия и сотрудничества в рамках соответствующего консорциума/промышленнофинансовых групп по конкретным приоритетным направлениям.

Все проекты новых производств требуют подготовки кадров для данных новых производств. ВлГУ берет на себя ответственность за реализацию этих образовательных проектов под будущее новое производство. Тем более в настоящее время ВлГУ (совместно с ООО

«Мембранный центр», г. Москва) завершил трехгодичную (2010-2012 гг.) образовательную программу ОАО «Роснано» по опережающей профессиональной переподготовке в условиях создания современного производства наноструктурированных мембран и разделительных модулей на их основе.

Университет реализует свою программу развития как неотъемлемую часть регионального сегмента национальной инновационной системы, включая национальную нанотехнологическую сеть, и выполняет консолидирующую роль на принципах интеграции образования, науки и производства на территории инновационного развития - Владимирской области - с созданием объединенного кластера профессионального образования в регионе по всем уровням образования, включая дополнительное/опережающее образование.

С этой целью реализуются инновационные образовательные программы в рамках деятельности ВлГУ в его технопарковой зоне, осуществляемой по траектории «обучение в процессе деятельности»; они основываются на действующем в университете корпоративном институте ВлГУ, который в своем материально-техническом обеспечении также использует ресурс профильных лабораторий, входящих в инновационную инфраструктуру университета.

Решение всех этих проблем - основа стратегии инновационного развития ВлГУ на среднесрочную перспективу, которая реализуется в настоящее время (с прогнозным развитием в численных показателях до 2016 года).

Основываясь на указанных достижениях, ВлГУ в настоящее время вместе со своими партнерами делает акцент на формировании в регионе объединяющего кластера трансфера технологий и инжиниринговых компаний в области точного и сложного машиностроения и ресурсосбережения, включая лазерные и лазерно-информационные технологии, в т. ч. для решения задач металлообработки и упрочнения материалов и форм. Именно к этой сфере деятельности и относится высокотехнологичные сектора промышленности Владимирской области, развитие которых осуществляется в рамках сотрудничества профильных организаций бизнес-сообщества, ВлГУ и структур администрации Владимирской области.

С учетом того, что кластер такого профиля является консолидирующим для высокотехнологичных секторов промышленности в целом, все перечисленные выше кластеры, сформировавшиеся во Владимирской области, могут быть ассоциированы с ним. Действительно,

даже в случае мембранных технологий и биотехнологий это верно, т. к. для них, во-первых, необходима соответствующая оснастка (например, пресс-формы); во-вторых, используется высокоточное и сложное оборудование, которое надо обслуживать и для которого необходима подготовка соответствующих кадров; в-третьих, в связи с требованиями промышленной экологии, особенно в части водопод-готовки и очистки воды (после прошедшего технологического процесса). Поэтому все отмеченные кластеры будут работать в едином экономическом пространстве региона. В этом будет состоять интегрирующая роль университета в рамках его программы развития.

Таким образом, наиболее эффективной

формой регионального и межрегионального сотрудничества является участие университета в работе высокотехнологичных территориальных кластеров, участниками которых является бизнес, власть и ВлГУ.

1. Ицковиц Г. «Тройная спираль». Инновации в действии. - Томск. Из-во ТУСУР. - 2010. - 238 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 2.09.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Указ Губернатора Владимирской области № 17 от 17.09.2008 «О создании совета по развитию нанотехнологий в регионе при Губернаторе Владимирской области».

УДК / UDC 378.18:665.6 А. Р. Масалимова,

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования, УРАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования», Россия, Казань, alfkazan@mail.ru

Alfiya Masalimova,

PhD in pedagogical science, associate professor, senior research assistant of professional education international experience researching laboratory, Institution of Russian academy of Education «The Institute of Pedagogics and Psychology of Professional Education», Russia, Kazan, alfkazan@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В РОЛИ ТЬЮТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

INVOLVING STUDENTS AS TUTORS INTO IN-HOUSE FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR REGIONAL OIL INDUSTRY ENGINEERS AS A MECHANISM OF THEIR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMING

Статья посвящена механизмам формирования психолого-педагогической компетенции у студентов технического вуза посредством привлечения их в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия. Автором представлены стадии и этапы дистанционной технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия, а также разработано поэтапное содержание деятельности всех субъектов образовательного процесса в реализации данной технологии в рамках Электронного корпоративного университета.

The article is devoted to forming psychological and pedagogical competencies among technical high-school students via their participation as tutors in in-house foreign language teaching for engineers. The author provides stages and periods within distance technologies for engineers’ in-house foreign language teaching. The paper gives content of all stages within the activities of every participant in the educational process of implementing this technology as a part of Electronic Corporative University.

Ключевые слова: подготовка специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.