Научная статья на тему 'Функциональное значение федеральных и ведомственных целевых программ для развития исследовательской среды регионального классического университета'

Функциональное значение федеральных и ведомственных целевых программ для развития исследовательской среды регионального классического университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА ВУЗА / ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / RESEARCH ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / FUNCTION OF FEDERAL AND DEPARTMENTAL TARGET PROGRAMS / STATE POLICY IN SCIENCE AND EDUCATION SPHERE / REGIONAL CLASSICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Болдырев Николай Николаевич, Шаршов Игорь Алексеевич

В статье обосновано значение федеральных и ведомственных целевых программ для развития науки и образования в региональных университетах. Выявлены и раскрыты ключевые функции ФиВЦП: интегрирующая, регулирующая, консолидирующая, инновационная, развивающая, рыночная. Данные функции отражают современные тенденции государственной политики в сфере науки в локальном региональном измерении. Их реализация способствует модернизации исследовательской среды вуза с целью повышения эффективности использования научного потенциала регионального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Болдырев Николай Николаевич, Шаршов Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL IMPORTANCE OF FEDERAL AND DEPARTMENTAL TARGET PROGRAMS FOR DEVELOPMENT OF THE RESEARCH ENVIRONMENT OF REGIONAL CLASSICAL UNIVERSITY

In article importance of federal and departmental target programs for science and education development at regional universities is proved. Key functions of FDTP are revealed and opened: integrating, regulating, consolidating, innovative, developing, market. These functions reflect state policy modern lines in science sphere in local regional measurement. Their realization promotes modernization of the research environment of high school for the purpose of increase of efficiency of use of scientific potential of regional university

Текст научной работы на тему «Функциональное значение федеральных и ведомственных целевых программ для развития исследовательской среды регионального классического университета»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА1

В. М. ЮРЬЕВ, Н. Н. БОЛДЫРЕВ, И. А. ШАРШОВ

В статье обосновано значение федеральных и ведомственных целевых программ для развития науки и образования в региональных университетах. Выявлены и раскрыты ключевые функции ФиВЦП: интегрирующая, регулирующая, консолидирующая, инновационная, развивающая, рыночная. Данные функции отражают современные тенденции государственной политики в сфере науки в локальном региональном измерении. Их реализация способствует модернизации исследовательской среды вуза с целью повышения эффективности использования научного потенциала регионального университета.

Ключевые слова: исследовательская среда вуза, функции федеральных и ведомственных целевых программ, государственная политика в сфере науки и образования, региональный классический университет.

Основаниями для новых подходов к развитию исследовательской среды вуза являются динамично изменяющиеся социально-экономические и информационно-коммуникативные условия; новая система отношений в образовательном пространстве, учитывающая наличие рынка образовательных услуг; а также возрастающая потребность в инновационных процессах, обеспечивающих эффективное решение приоритетных научных задач государства силами научно-педагогических кадров высших учебных заведений. В этом контексте особый интерес приобретает изучение качественно новых перспективных форм, методов и средств развития регионального университета как системообразующего элемента научно-образовательного пространства региона.

Использование Федеральных и ведомственных целевых программ для решения проблем развития вузов направлено на создание условий и предпосылок для эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области науки и высшего образования и с учетом бюджетных ограничений [4; 5]. Программы данного типа представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях высшего образования, приоритетных

1 Работа выполнена в рамках реализации проекта № 3.2.1/12146 АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

научных направлениях, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и соответствующих финансово-экономических механизмах.

Следует особо подчеркнуть, что мероприятия Федеральных и ведомственных целевых программ носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы высшего образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образования. Это позволяет проводить единую федеральную политику в области науки и образования, решать проблему диспропорций в развитии региональных систем высшего образования и формировать единое научнообразовательное пространство.

В частности, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина в период 2009-2011 гг. реализует 14 проектов аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (в дальнейшем - АВЦП), 51 проект Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг., 1 проект Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы» (в дальнейшем ФЦП). В дальнейшем будем рассматривать функциональное значение федераль-

ных и ведомственных программ для развития исследовательской среды регионального вуза на примере 14 проектов АВЦП университета.

Примечательно, что в АВЦП находят отражение приоритетные направления развития системы высшего образования, непосредственно или опосредованно влияющие на программы развития последующих уровней (региональных и муниципальных), что служит основанием для их конструирования. Помимо традиционной поддержки фундаментальных и прикладных исследований по целому спектру наук к подобным направлениям (разделам) Программы относятся: научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального, общего и дополнительного образования; научно-методическое обеспечение управления образованием; развитие технологий образования в информационном обществе; формирование эффективных экономических отношений в образовании и развитие новых механизмов финансирования; развитие ресурсного обеспечения системы образования; развитие независимой системы оценки качества и его аудита в образовании и науке и др. Особо необходимо отметить раздел Программы, непосредственно направленный на научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской науки. В частности, в ТГУ имени Г. Р. Державина реализуется проект данного раздела Программы «Модель модернизации исследовательской среды вуза под воздействием государственной политики в сфере науки: локальное измерение общенациональной стратегии» (руководитель проекта: д.э.н., профессор В. М. Юрьев).

Использование Федеральных и ведомственных целевых программ на региональном уровне может привести к положительным результатам в развитии классического университета за счет того, что: выделяется цель, актуальная для субъектов федерального и регионального уровней; под эту цель четко разрабатываются меры; для ее достижения конкретизируются усилия всех участников реализации программы; целенаправленно осуществляется управление деятельностью коллектива университета по выполнению запрограммированных результатов.

Федеральные и ведомственные целевые программы реализуют специфический спектр функций, ориентированных на определенные потребности современного общества и субъектов научной и образовательной деятельности вуза. Анализ теоретических исследований и имеющейся практики реализаций подобных программ развития науки и образования (2001-2011 гг.) позволяет

определить основные требования к структуре и содержанию функций АВЦП в контексте развития регионального вуза: соответствие объективным особенностям развития регионального вуза и его субъектов научно-образовательной деятельности, ожидаемым и желаемым изменениям; сбалансированность функций между собой и с программой развития классического вуза в регионе; наконец, соответствие потенциальным возможностям субъектов научно-образовательной деятельности в вузе.

Исходя из вышеуказанных предпосылок нами выделены следующие функции АВЦП в контексте развития регионального классического университета как социально-педагогической системы: интегрирующая, регулирующая, консолидирующая, инновационная, развивающая, рыночная.

Интегрирующая функция способствует объединению в единое целое возможностей элементов системы «ФЦП (АВЦП) - региональный университет». Интеграция осуществляется как по вертикали между федеральным и региональным компонентами с целью согласованности их действий на всех уровнях управления, так и по горизонтали между подразделениями регионального вуза (происходит углубление взаимосвязей, взаимодействия, сотрудничества между подразделениями и субъектами научно-образовательного процесса, реализуются совместные социальнозначимые научные и образовательные проекты). Мы согласны с мнением А. М. Моисеева, который подчеркивает, что трудно рассчитывать на высокое качество работы образовательной системы (в нашем случае - вуза в регионе) без развития в ней связей между людьми, процессами, подсистемами [2].

Из 14 проектов АВЦП в ТГУ имени Г. Р. Державина, как минимум 12 проектов реализуют данную функцию (85,7 %), что способствует донесению новых смыслов реализации Программы до субъектов всех уровней системы. Наметившаяся тенденция к появлению множественности элементов внутри системы «ФЦП (АВЦП) - региональный университет» ведет к наделению субъектов научно-образовательного процесса в вузе все большими полномочиями в принятии самостоятельных управленческих решений, касающихся сферы реализации конкретных направлений Программы. Наличие множественности и разнообразия целей развития регионального вуза, и его исследовательской среды, в частности, которые могут и не совпадать с целями всей рассматриваемой системы, требует усиления внимания к осуществлению интериоризации субъектов совмест-

ной деятельности в контекст общеорганизационных целей, определения зон компетенции и ответственности.

Именно интегрирующая функция позволяет преодолевать частнопрофильный «эгоизм» вузовских подразделений (кафедр, факультетов, институтов), их замкнутость и профессиональную самоизоляцию. Данная функция востребована при координации деятельности вузовских структур в процессе планирования, организации и реализации работы в русле выбранного направления Программы. Она обеспечивает сопоставимость результатов научно-исследовательской деятельности коллективных и индивидуальных субъектов, позволяет достигать их совместимости с другими элементами системы. Соответствующая стратегия и сопоставимость результатов отражена в рассматриваемом проекте «Модель модернизации исследовательской среды вуза под воздействием государственной политики в сфере науки: локальное измерение общенациональной стратегии».

Интегрирующая функция позволяет более полно использовать потенциал всех субъектов регионального вуза (от руководителей до студентов как соисполнителей конкретных проектов), закладывает основы обеспечения конкурентных преимуществ вуза, участвующего в реализации мероприятий Программы, по сравнению с другими образовательными учреждениями региона.

Регулирующая функция направлена на упорядочение отношений между субъектами на макро- и микроуровне системы: ФЦП (АВЦП) -региональный университет. Правовое регулирование позволяет четко разграничить компетенции, определить объем властных полномочий, состав функциональных обязанностей. Регулирующая функция Программы как раз и приводит деятельность подразделений регионального университета в соответствии с основной целью разрабатываемого направления Программы, стратегией его развития; направляет процесс планирования на уровне подразделений и субъектов вуза с целью приведения их деятельности в систему. Регулирование упорядочивает информационные потоки, способствует перманентному обновлению внут-ривузовской инфраструктуры, обеспечивает доступность внешней информации.

Наличие рассматриваемой функции обеспечивает реализацию исполнителями определенной (временным научным творческим коллективом) совокупности требований, предъявляемых к организации коммуникаций и профессионального общения субъектов научно-педагогического сообщества в эмоционально смысловом поле их со-

вместной деятельности: создание комфортных условий для субъектов - исполнителей проекта; актуализации информационных потоков, их обобщения и определения ведущего на конкретном этапе выполнения проекта; привлечение к участию в проекте субъектов вуза, способных наиболее полно и объективно отразить инновационные идеи, инициативы.

Данная функция отчетливо проявляется при налаживании взаимоотношений субъектов университета с внешней средой в ходе реализации Программы и позволяет достигать эффективного взаимодействия с другими научными и образовательными институтами в вопросах организации исследовательской, опытно-экспериментальной

работы, создания научно-образовательного пространства «без границ» [5]. Реализации данной функции способствуют 11 проектов АВЦП ТГУ имени Г. Р. Державина (78,5 %), несмотря на их преимущественно фундаментальный характер.

Регулирующая функция отражает ситуационный подход к реализации Программы, позволяет адаптировать ее к динамично развивающейся ситуации в политико-правовой, экономической, социокультурной, технологической сферах макросреды, микросреде и ближайшему окружению регионального университета; вносить необходимые изменения в стратегию и тактику реализации разработанной программы.

Необходимость консолидирующей функции АВЦП обусловлена проблемой неоднородности научно-педагогического сообщества регионального университета, в котором представлено разнообразие позиций по отношению к системе профессиональных ценностей, целям и содержанию направлений перспективного развития науки и высшего образования; разные уровни мотивированности субъектов научно-образовательного процесса вуза к профессионально-личностному развитию; разная степень их готовности к восприятию, освоению и внедрению инновационных идей, участию в исследовательской деятельности.

Консолидирующая функция АВЦП способствует принятию научно-педагогическим коллективом университета перспективного видения реализуемой Программы, осознанию ее роли в реализации стратегии развития как собственного вуза, так и высшего образования в целом на современном этапе развития общества. Рассматриваемая функция содействует повышению меры ответственности каждого субъекта за достижение конечных результатов, в том числе и в научной сфере.

Реализация консолидирующей функции помогает преодолению причин, порождающих за-

труднения в профессиональном общении, взаимодействии субъектов научно-образовательного процесса в вузе, возникающие из-за явления когнитивного диссонанса, несовпадения систем профессиональных ценностей, из-за ассиметрии статусов, позиций в ситуациях прав и обязанностей конвенциональных ролей.

И. А. Зимняя прослеживает влияние конвенциональных и межличностных отношений на эффективность реализуемой деятельности. Автор показывает, что если конвенциональные отношения сопровождаются позитивными межличностными отношениями, то эффективность деятельности повышается; если межличностные отношения «напряжены до антагонизма, неприятия друг друга, то это деструктирует ролевой репертуар конвенциональных отношений и негативно влияет на деятельность [1, с. 351].

Здесь ситуацию с научными исследованиями ТГУ имени Г. Р. Державина, выполняемыми в рамках АВЦП, можно рассматривать двояко: если говорить о межличностных отношениях, профессиональных ценностях и сплоченности внутри научноисследовательских коллективов, реализующих проекты, то они все без исключения выполняют данную функцию; если же речь пойдет о междисциплинарных исследованиях, то подобных интегральных проектов «всего» 4 из 14, т. е. 28,5 %.

Поэтому сплочение научно-педагогического коллектива вуза, усиление степени включенности субъектов в деятельность по реализации мероприятий АВЦП, достижение оптимального уровня совместимости членов временных научных творческих коллективов является одной из центральных задач в ходе реализации Программы в рамках вуза. Консолидирующая функция проявляется в укреплении и развитии организационной культуры регионального университета, его профессиональных норм и системы ценностей.

Сущность инновационной функции определяется возможностями АВЦП: трансляции образовательных ценностей; экспертизы научных результатов, в том числе, нововведений в образовательных и управленческих процессах регионального вуза; развития профессионализма деятельности и личности субъектов научно-образовательного процесса в ситуации субъектной позиции последних в планировании, реализации и оценке результатов своей исследовательской деятельности; мониторинга процессов, связанных с ожидаемыми и желаемыми изменениями в развитии университета; коммуникации и профессионального общения субъектов инновационной деятельности; стимулирования разработки новшеств и вне-

дрения новшеств и нововведений в образовательные процессы регионального вуза.

Инновационный процесс рассматривается нами как процесс целенаправленных изменений в научно-исследовательской и образовательной среде вуза, обладающих, во-первых, новизной; во-вторых, потенциалом повышения эффективности образовательного учреждения; в-третьих, способностью дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты и усилия на внедрение новшества; в-четвертых, согласованностью с другими осуществляемыми новшествами (Л. С. По-дымова). Под данное описание попадают все 14 проектов АВЦП, реализуемых в ТГУ имени Г. Р. Державина.

Под эффективностью инновационных процессов в вузе мы понимаем влияние их на достижение конкретных целей вуза с наименьшими затратами сил, средств, времени для данных условий [4]. Основным фактором, обеспечивающим успешность данных процессов, является инновационный потенциал регионального вуза - сложное образование, представляющее собой совокупность условий и ресурсов для успешного осуществления инновационных процессов и их развития (Г. М. Тюлю, Т. И. Шамова).

Инновационная функция АВЦП позволяет распространять и внедрять идеи, нацеленные на решение профессиональных задач нового класса. Она осуществляется посредством проведения научных исследований, распространения результатов научно-исследовательской деятельности, создания малых предприятий инновационного типа, освоения современных информационных технологий. Включенность преподавателей и студентов регионального университета в реализацию данной функции, результативность их исследовательской, проектно-конструкторской, технологической и другой творческой деятельности выступают важными условиями успешного развития вуза в регионе [5].

Развертывание инновационной деятельности требует взаимопонимания между администрацией и рядовыми исполнителями проекта, поэтому необходимо разработать комплекс мер по сплочению педагогического коллектива, профилактические мероприятия по предупреждению отторжения педагогических и управленческих инноваций.

Предметом особого внимания развивающей функции АВЦП является усиление личностного своеобразия каждого субъекта научно-исследовательской и образовательной деятельности, формирование у него преобразующего отношения к самому себе, сфере профессиональной жизнедея-

тельности, расширение границ его субъективного опыта, развитие потребности в духовном созидании, а также сохранение и развитие неповторимости и уникальности каждой личности.

Создание условий для реализации личностного потенциала участников в процессе реализации проектов является очень важным. Развивающая функция направлена на проектирование пространства профессионально-личностного развития и саморазвития субъекта, обеспечение вариативных возможностей для реализации индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого субъекта.

Именно данная функция способствует созданию многомерного и многоуровнего пространства регионального вуза, позволяющего наиболее полно удовлетворить потребности субъектов вуза в профессиональном и личностном развитии. В отличие от педагогической среды, которая является социальной данностью, «окружением», совокупностью внешних условий и влияний, которые можно использовать, педагогическое пространство - это результат конструктивной социальнопедагогической деятельности, его надо уметь создавать (Л. И. Новикова). Чтобы пространство сложилось и выполнило свою развивающую функцию, необходимо определить его составные части, связи между ними и включить деятельность субъектов научно-образовательного процесса в моделируемые связи.

Реализация развивающей функции обеспечивает у субъектов: повышение объективности самооценки; актуализацию мотивов профессиональных достижений; расширение круга интересов (особо значимые изменения - в случае подключения полярных сфер интересов), изменение системы потребностей; возрастание потребности в профессиональной самореализации; повышение психологической готовности к деятельности, в том числе, в нестандартных ситуациях (для преподавателей вуза это особенно актуально); развитие профессионально-важных качеств, определяемых спецификой деятельности; повышение креативности личности; развитие акмеологиче-ских инвариантов профессионализма [3].

Развивающая функция АВЦП концентрируется на развитии системного научного мышления, целостного мировоззрения, проблемного видения явлений исследовательской среды и педагогической реальности. Это требует проведения диагностических исследований, прогнозирования профессиональных потребностей субъектов в вузе с учетом возможных изменений в сфере высшего образования, в развитии самого регионального

университета. Рассматриваемая функция способствует использованию кадрового потенциала различных подразделений университета в качестве ресурса его развития и имеет отношение ко всем проектам АВЦП в ТГУ имени Г. Р. Державина.

Рыночная функция АВЦП связана с ресурсами целевой программы в обеспечении потребностей рыночной природы субъектов научнообразовательной деятельности и адаптации последних к динамически изменяющимся социально-экономическим условиям: маркетинговые исследования потребностей и предложений в условиях рыночных отношений; реклама новшеств и нововведений в образовательных и управленческих процессах, субъектов научно-образовательной деятельности, их объединений и т. п.; выявления разнообразных каналов и механизмов финансирования высшего образования; инвестирование исследовательских проектов.

Рыночная функция целевой программы связана с тем, что на современном этапе общественного развития именно образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая тесно связана со всеми областями общественной жизни. Способность системы высшего образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы духовного и экономического развития страны.

Программа модернизации системы образования предполагает качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования. Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

Одним из главных направлений решения данной проблемы является создание системы прогнозирования потребности, с одной стороны, на специалистов, сопряженной с системой государственного регулирования основных пропорций в подготовке специалистов с высшим образованием, с другой стороны, на научно-исследовательские проекты, сопряженные как с системой государственного заказа, так и с потребностями региона.

Реализация данной функции на региональном уровне позволяет осуществлять целенаправленную «ориентацию на потребителя», при которой

учитываются потребности социума, организаций, заинтересованных во внедрении полученных научных результатов и подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых и способных творчески решать вопросы современного производства, осуществлять преобразовательную деятельность и отличающихся высоким уровнем управленческой компетенции. Подобной характеристикой обладают только прикладные проекты АВЦП ТГУ имени Г. Р. Державина и часть фундаментальных, имеющих возможность внедрения в ближайшей перспективе: общим числом 10 из 14 (71,4 %).

В настоящее время структура подготовки кадров в регионе далеко не всегда соответствует формирующейся в условиях становления рынка рабочей силы структуре потребности в них. Поэтому в данной ситуации заметно усиливается необходимость научно обоснованного прогнозирования потребности конкретных специалистов в условиях сетевого сотрудничества образовательных учреждений разного уровня: целесообразен анализ регионального рынка научных исследований и образовательных услуг, а в качестве основного метода исследования необходимо использовать маркетинг.

Проведение маркетингового исследования позволяет проанализировать состояние научнообразовательной среды и ее воздействие на конъюнктуру рынка научных и образовательных услуг и продуктов, провести сегментацию рынка и определить роль каждого образовательного учреждения, выработать решения по продвижению соответствующих услуг.

Прогнозирование потребности в научных исследованиях и кадрах - сложный процесс, который предполагает выработку и согласование потребности в специалистах на перспективу как по уровням управления, так и по времени. Причем, если решение задачи на первом уровне осуществляется с учетом общегосударственной стратегии развития и участия регионов в этой стратегии, то на втором уровне - с учетом целевых установок первого уровня и социально-экономического развития регионов, а также с учетом территориальных особенностей и возможностей регионов.

Анализ вышеназванных функций АВЦП позволяет сделать заключение, что результативность реализации целевой программы можно повысить в том случае, когда каждая функция начнет взаимодействовать с остальными, а результативность этого взаимодействия будет выявляться на основе рефлексивного управления.

Литература

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2001.

2. Моисеев А. М. Качество управления высшей школой: каким оно должно быть. М., 2001.

3. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. М.; Тамбов, 2005.

4. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Индикаторы эффективности реализации федеральной целевой программы развития образования для развития регионального классического университета // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 4 (60). С. 102-108.

5. Юрьев В. М., Болдырев Н. Н., Шаршов И. А. Условия модернизации исследовательской среды вуза в контексте государственной политики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6.

* * *

FUNCTIONAL IMPORTANCE OF FEDERAL AND DEPARTMENTAL TARGET PROGRAMS FOR DEVELOPMENT OF THE RESEARCH ENVIRONMENT OF REGIONAL CLASSICAL UNIVERSITY

V. M. Yuryev, N. N. Boldyrev, I. A. Sharshov

In article importance of federal and departmental target programs for science and education development at regional universities is proved. Key functions of FDTP are revealed and opened: integrating, regulating, consolidating, innovative, developing, market. These functions reflect state policy modern lines in science sphere in local regional measurement. Their realization promotes modernization of the research environment of high school for the purpose of increase of efficiency of use of scientific potential of regional university.

Key words: research environment of high school, function of federal and departmental target programs, state policy in science and education sphere, regional classical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.