УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ1
В. М. ЮРЬЕВ, Н. Н. БОЛДЫРЕВ, И. А. ШАРШОВ
В статье обосновано значение Федеральных и ведомственных целевых программ для развития образования и науки в региональных университетах. Выявлены три группы условий модернизации исследовательской среды вуза под воздействием государственной политики в сфере науки и образования: преодоление разноформатности федеральной и региональных программ развития вузов; необходимые ресурсы для достижения поставленных целей; улучшение существующих характеристик системы образования и науки регионального классического университета. Данные условия позволят повысить эффективность использования ресурсного обеспечения регионального классического университета на основе системы мониторинга региональной составляющей научного потенциала.
Ключевые слова: исследовательская среда вуза, условия модернизации исследовательской среды, государственная политика в сфере науки и образования, федеральные и ведомственные целевые программы.
Основаниями для новых подходов к развитию исследовательской среды вуза являются динамично изменяющиеся социально-экономические и информационно-коммуникативные условия; новая система отношений в образовательном пространстве и научной среде, учитывающая наличие рынка образовательных и исследовательских услуг; а также возрастающая потребность в научных исследованиях, обеспечивающих эффективное решение проблем высшего образования. В этом контексте особый интерес приобретает изучение качественно новых перспективных форм, методов и средств развития научно-исследовательской деятельности в университете.
Одним из результативных инструментов являются федеральные и ведомственные целевые программы, направленные на создание условий и предпосылок для эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области высшего образования и с учетом бюджетных ограничений [2]. Программы данного типа представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях высшего образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономиче-
1 Работа выполнена в рамках реализации проекта № 3.2.1/12146 АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».
ских механизмах. Тем самым, они определяют направление, в котором должны развиваться вузы, и определенные условия, в которых это развитие должно осуществляться.
На наш взгляд, можно выделить три группы соответствующих организационных условий эффективной реализации государственной политики в сфере науки применительно к региональным университетам: преодоление разноформатности федеральной и региональных программ развития вузов; необходимые ресурсы для достижения поставленных целей; улучшение существующих характеристик системы образования и науки регионального классического университета.
I. Преодоление имеющей место в настоящее время разноформатности федеральной и региональных программ развития вузов:
- законодательное утверждение статусов региональных вузов (общенационального университета, базового (системообразующего) вуза, исследовательского университета, университетских комплексов) с целью наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, решения образовательных и исследовательских задач;
- совершенствование системы межбюджетных отношений в сфере образования и науки между федеральным, региональным и муниципальным уровнями: координация финансирования, поступающего из разных источников;
- обновление моделей и механизмов управления региональными системами образования в
соответствии с полученным статусом регионального вуза.
Финансовое обеспечение научной деятельности регионального вуза осуществляется по направлениям: увеличение бюджетного финансирования всех уровней при условии повышения эффективности использования выделяемых вузу бюджетных средств; развитие многоканальной структуры финансирования, включая внебюджетные источники; создание условий для привлечения дополнительных источников финансирования науки без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Основные показатели, по которым происходит оценка хода реализации федеральных и ведомственных целевых программ в региональном вузе, базируются на анализе финансовых потоков, направлений расходов выделенных средств и особенностей формирования и выполнения программ и проектов в данном регионе [3]. В первую очередь производится оценка на федеральном уровне: происходит учет средств федерального бюджета по целевым программам, направленных на развитие региональных компонентов образования и науки. Можно выделить три различных уровня проявления региональной составляющей подобных проектов.
Проекты, имеющие региональную направленность. Это проекты, реально способствующие развитию процессов формирования региональных компонентов единой научно-образовательной среды посредством совершенствования инфраструктуры, развития информационных образовательных ресурсов, повышения качества научных исследований, налаживания эффективных систем подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, привлечения ведущих ученых в вузы (в том числе, из-за рубежа) и т. д.
Проекты, имеющие региональную составляющую. Это проекты, сопровождающиеся созданием в ряде регионов новых структурных компонентов при обязательном привлечении регионального научно-образовательного потенциала и непосредственного участия региональных организаций в реализации проектов.
Региональные проекты. Это проекты, направленные на развитие системы образования и науки в конкретных субъектах Российской Федерации, в частности строительство (ремонт) объектов научной и образовательной сферы, оснащение учебной техникой и исследовательским оборудованием и т. п., т. е. адресные проекты.
Известно, что университеты классического типа в регионах по фактическому статусу и по
существу являются основой региональных систем образования. Они выступают в роли научно-методических и организационных центров. В рамках этих образовательных учреждений становится возможным формирование крупных научных программ и проектов, имеющих федеральный, региональный, отраслевой и межрегиональный уровень. Реализация Федеральных и ведомственных целевых программ на уровне субъектов Российской Федерации предполагает региональную финансовую составляющую, реально отражающую наличие собственных целевых программ и проектов, учитывающих потребности и социально-экономическую ситуацию в рамках каждого из регионов [1]. Соответственно, в каждом субъекте Российской федерации разработана, принята и действует региональная программа развития образования и науки, а также собственная система индикаторов и показателей для оценки эффективности реализации программ в целом и научных исследований, в частности.
Важными источниками самофинансирования региональных научно-образовательных программ являются региональные бюджеты и внебюджетные региональные фонды. Самостоятельность бюджетов регионов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Тем не менее, при реализации конкретных исследовательских проектов в региональном университете определенного статуса необходимо грамотное согласование источников самофинансирования субъектов Федерации, самофинансирования вуза, кредитования и государственного финансирования за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
В то же время, региональный вуз того или иного статуса является самостоятельным объектом управления, что будет определять и соответствующую систему управления, координации, методического руководства научно-образовательными программами. Эта система имеет различные сочетания общегосударственного, межрегионального и собственно регионального уровней управления.
Обозначим необходимые региональному университету ресурсы для достижения поставленных в рамках целевых программ целей.
II. Необходимые ресурсы для достижения поставленных целей:
- внедрение новых экономических механизмов в образование и науку, в частности, развитие системы хоздоговорных исследований, государственных заданий на подготовку специали-
стов в сфере профессионального образования и науки и т. п.;
- качественное обновление основных фондов, замена устаревшего учебно-лабораторного и научного оборудования, материально-технической базы университета;
- информатизация, в том числе, компьютеризация образовательного процесса региональных университетов: внедрение современных информационных систем и баз данных, систем электронного документооборота и поддержки принятия решений и т. п.;
- улучшение подготовки преподавательского состава университета, администраторов системы образования в соответствии с современными требованиями.
Программа развития образования и науки может выступать нормативным и методическим механизмом для координации управленческих инициатив разных уровней и ветвей власти, а также различных отраслей социально-экономического развития региона. Это предполагает установление партнерских отношений регионального университета как исполнителя исследовательских проектов с другими субъектами научно-образовательной политики, в частности, государственными структурами, общественными организациями, работодателями и т. п., которые могут быть заинтересованы в конечных результатах исследовательской деятельности вуза. Существовавшая ранее система государственных заказов (с возможностью трудоустройства выпускников вуза) имеет мощные потенциальные возможности и сегодня. Помимо этого, возможно установление подобных контактов с представителями бизнеса, частными структурами с целью учета их интересов и потребностей в специалистах, что предполагается реализовать в образовательных стандартах ВПО третьего поколения.
На данный момент существует известное несоответствие между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием системы образования, которая является частью социальной подсистемы, с другой. Это проявляется как в известном отставании научно-образовательной среды вуза от развивающегося общества, так и в недооценке социокультурной роли образования и науки, что особенно тревожит в современных условиях.
Здесь можно выделить несколько проблемных зон:
- одной из наиболее актуальных тем программных направлений для большинства регионов является обеспечение доступности и равных
возможностей образования для различных социальных слоев населения, а также реализация мер, направленных на поддержку учащихся из малообеспеченных и социально незащищенных групп;
- во многих регионах существует острый дефицит одних специалистов и довольно значительный «излишек» других;
- от большинства вузов требуется динамичное развитие, умение не отставать от быстро развивающегося общества, работая, тем не менее, на старой материально-технической базе;
- сопутствующей проблемой является необходимость адекватной современным задачам информатизации региональных вузов, а также соответствующей информационно-методической подготовки персонала;
- крайне актуальной является проблема кадрового обеспечения образования и науки и, соответственно, реализации мер, направленных на материальное обеспечение научно-педагогических работников и сохранение кадрового потенциала;
- важнейшее значение имеет повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов развития научного потенциала общества и обеспечения высокого качества подготовки специалистов.
Снижение жизненного уровня преподавателей-исследователей, недостаток финансирования научных исследований, приводящие к понижению социального статуса и престижа ученого, старение кадров, значительный отток квалифицированных преподавателей в коммерческие структуры, необходимость привлечения новых кадров, соответствующих современным условиям и изменениям научно-образовательной среды вуза и т. д. -эти проблемы характерны для каждого из региональных вузов. Отстающая от реальных потребностей общества система переподготовки и повышения квалификации специалистов тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и качества научных исследований. Однако именно кадровый потенциал вуза является стержнем решения проблем реформирования системы высшего образования и определяет возможности успешной реализации соответствующих программ развития образования и науки.
Сформулируем третью группу организационных условий.
III. Улучшение существующих характеристик системы образования и науки регионального классического университета:
- повышение ответственности регионального университета за конечные результаты образо-
вательной и исследовательской деятельности, в частности, ориентация на текущие и перспективные потребности рынка труда региона;
- учет демографического фактора в регионе (изменение характера программ развития образования и науки в соответствии с сокращением контингента обучающихся);
- поддержка научных исследований молодых ученых и специалистов на федеральном и региональном уровнях;
- развитие современных, в том числе, информационных образовательных технологий;
- использование современной системы управления качеством образования и научных исследований;
- активное вхождение университета в мировое образовательное пространство.
Как уже отмечалось ранее, в оценке качества научных исследований вуза наблюдается острая необходимость в организации взаимодействия с другими ведомствами, в частности, ответственными за прогнозирование экономической ситуации в регионе, определении ключевых потребностей при подготовке профессиональных кадров, инфраструктуры и материально-технической базы в учреждениях профессионального образования, а также необходимости ряда нормативно-правовых изменений на уровне региона для создания и внедрения гибких схем работы с потенциальными работодателями и партнерами. На наш взгляд, региональный университет, выполняя системообразующие функции, должен не только учитывать потребности потенциальных работодателей, но и самому участвовать в трудоустройстве выпускников. Это будет способствовать как повышению престижа вуза, так и стабилизации рынка труда региона.
Еще одна специфическая проблема, особо остро стоящая перед регионами, - это так называемая «демографическая яма». Региональным университетам необходимо приспособиться к резкому уменьшению контингента студентов при одновременном уменьшении государственного финансирования, количества бюджетных мест, внебюджетных источников финансирования и других сопутствующих обстоятельств. При этом возникает не менее значимая задача сохранения кадрового потенциала вуза и уровня научных исследований.
Вопросы, касающиеся поддержки молодых ученых и специалистов в рамках программ развития образования и науки занимают достаточно весомое место в Федеральных и ведомственных целевых программах. Однако при детальном ознакомлении с реализуемыми мероприятиями и ме-
рами в рамках региональных программ создается впечатление фрагментарности подходов к данной задаче.
Сегодня для системы образования в России стоит задача эффективно использовать имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий. Поэтому одной из основных задач информатизации образования является подготовка преподавателей, обладающих высокой квалификацией и соответствующей информационной культурой, чтобы они были психологически и методически готовы применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием, активно использовали технологии открытого образования, соединяя традиционное образование с «прорывными высокими технологиями».
Условие совершенствования системы управления качеством образования и науки логически вытекает из вышеизложенных условий, поскольку изменение приоритетов научных исследований, содержания образования с необходимостью подразумевает изменение результата на выходе. Модификация системы оценки деятельности научно-образовательных учреждений, в частности, региональных университетов вызвана необходимостью соответствия развивающейся системе образования и приоритетным научным направлениям России. В рамках реализации Федеральных и ведомственных целевых программ это предполагает: развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности университетов, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений; совершенствование внутренней и государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала региональных вузов.
Сегодня отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство и на конкурентоспособность России на мировом рынке труда. Это подразумевает реализацию системы мер как в государственном масштабе, так и на уровне отдельных вузов по обеспечению участия России в Болонском про-
цессе с целью повышения конкурентоспособности российского образования и российской науки на международной арене, активизации международных стажировок в ведущих научных центрах мира, повышения академической мобильности и получения возможности участия российских студентов, аспирантов и молодых ученых в системе международного непрерывного образования.
Основной целью определения данных условий является повышение эффективности и результативности использования ресурсного обеспечения развития образования и науки в рамках выполнения Федеральных и ведомственных целевых программ в региональном классическом университете на основе системы учета, оценки и мониторинга региональной составляющей научного потенциала [3]. Это позволит определить ключевые критерии и показатели эффективности модернизации исследовательской среды регионального вуза на основе использования научных и образовательных целевых программ.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. М., 2005. № 10. С. 2-15.
2. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Функциональная роль Федеральной целевой программы развития образования в развитии регионального классического университета // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 7 (51). С. 194-199.
3. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Индикаторы эффективности реализации федеральной целевой программы развития образования для развития регионального классического университета // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 4 (60), С. 102-108.
* * *
CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE RESEARCH ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL IN THE STATE POLICY CONTEXT
V. M. Yuryev, N. N. Boldyrev, I. A. Sharshov
In the article value of federal and departmental target programs for a development of education and a science at regional universities is proved. Three groups of conditions of modernization of the research environment of high school under the influence of a state policy in science and education sphere are revealed: overcoming of different forms of federal and regional programs of development of high schools; necessary resources for achievement of objects in view; improvement of existing characteristics of an education system and a science of regional classical university. The given conditions will allow raising efficiency of use of resource maintenance of regional classical university on the basis of system of monitoring of a regional component of scientific potential.
Key words: the research environment of high school, a condition of modernization of the research environment, a state policy in science and education sphere, federal and departmental target programs.