Научная статья на тему 'Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования'

Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МНОГОСТОРОННЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАРТНЕРСТВО / FEDERAL UNIVERSITIES / REGIONS / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL INTEGRATION / MULTILATERAL INTERACTION / NETWORKING / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

В статье представлено описание методологии исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей и системы образования на основе международной методики оценки роли вузов в регионально развитии Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР. Исследование выполнено в рамках проекта «Образование» по мероприятиям «Развитие сети федеральных университетов» и «Развитие сети национальных исследовательских университетов» в период с сентября по октябрь 2010 г. Дается подробное описание результатов адаптации международной методики оценки роли вузов в региональном развитии к российским условиям, в частности становления и укрепления позиций федеральных университетов. А также программа социологического исследования, реализованного в двух федеральных университетах, ЮФУ и СФУ, основные методы сбора социологических данных, ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of HEIs in Regional Development. A Methodology of Assessment of the Social and Economic Effects for the Project Implementation on Federal Universities Establishing in Russia on Regions, Industry and Educational System

The article presents the description of a research methodology on assessment the social and economic effects for the project implementation on establishing federal universities to the benefit of regions, industry and education system based on an international methodology for assessing the role of universities in regional development under the OECD programme "Institutional Management in Higher Education". The research has been completed in the framework of the project "Education" under the activities "Development of the Federal Universities Network" and "Development of the National Research Universities Network" during September October 2010. A detailed description of the results of the international methodology adaptation to the Russian conditions and strengthening positions of the federal universities is presented. A sociological research in two federal universities (Southern and Siberian) is described.

Текст научной работы на тему «Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования»

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования

О.В. Перфильева

Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]

Ключевые слова: федеральные университеты, регионы, региональное развитие, региональная интеграция, многостороннее взаимодействие, сетевое взаимодействие, партнерство

Key words: federal universities, regions, regional development, regional integration, multilateral interaction, networking, partnership

В статье представлено описание методологии исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей и системы образования на основе международной методики оценки роли вузов в региональном развитии Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР. Исследование выполнено в рамках проекта «Образование» по мероприятиям «Развитие сети федеральных университетов» и «Развитие сети национальных исследовательских университетов» в период с сентября по октябрь 2010 г. Дается подробное описание результатов адаптации международной методики оценки роли вузов в региональном развитии к российским условиям, в частности, становления и укрепления позиций федеральных университетов, а также программа социологического исследования, реализованного в двух федеральных университетах, ЮФУ и СФУ, основные методы сбора социологических данных, ожидаемые результаты.

Актуальность исследования

Оценка результатов и мониторинг реализации государственной политики в любой из областей - важная составляющая и залог их успешного развития в будущем. Справедливо это и для российской сферы высшего профессионального образования, в которой продолжается модернизация, внедрение новых механизмов и инструментов. Многое уже реализовано, многое еще предстоит сделать, в том числе оценить эффективность реализуемых реформ для регионов, отраслей и системы образования. Президент Д.А. Медведев на юбилейном заседании Госсовета 31 августа 2010 г. отметил как достижение, что «в целом в рамках образовательной реформы было создано семь федеральных университетов1, 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов2, были созданы современные

1 Определение федеральных университетов // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremNn.ru/terms/%D0%A4#term_68 (дата обращения: 09.09.2010).

2 Определение национальных исследовательских университетов // Официальный сайт Президента Рос-

ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материально-техническая и информационная база значительного числа ведущих вузов нашей страны». Бесспорно, это существенные изменения и результаты, попытка структурировать институциональную базу, сбалансировать и выделить приоритетные направления финансирования сферы высшего профессионального образования в стране. Помноженные на продолжающийся процесс интернационализации высшего образования эти процессы закладывают основу для деятельности вузов в новых модернизированных условиях, где интеллектуальные ресурсы человеческого капитала будут играть центральную роль. На данном этапе модернизации высшего образования в стране справедливо измерять уровень достигнутых результатов не только в количественных показателях численности вновь учрежденных или преобразованных университетов, но и в показателях вклада «новых» университетов в социально-экономическое развитие.

сийской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/terms/% D0%9D#term_67 (дата обращения: 09.09.2010).

В России в прошлом государственная политика в сфере высшего образования и сами вузы редко обращались к оценке прямого или опосредованного влияния и уровня вклада в общественное развитие отдельных регионов или отраслей. За исключением опыта отдельных вузов, изначально создаваемых для целей развития передовых отраслей отечественного производства, взаимодействие вузов с региональным сообществом не носило системного характера.

Третья роль университетов, о которой, в том числе и в России, говорят давно, сегодня является одним из наиболее важных показателей развития сферы ВПО и его места в обществе, требующей необходимой оценки.

Методологические комментарии

Исследование рассматривает эффективное использование возможностей и потенциала институтов высшего образования как условие (фактор) регионального развития. Исследование исходит также из понимания процессов регионального развития как сложнооргани-зованных многосторонних взаимодействий различных участников: органов управления центрального (федерального), регионального и муниципального уровней; рынка труда; промышленных предприятий; предприятий малого и среднего бизнеса и бизнес-сектора в целом; институтов гражданского общества в лице различных некоммерческих, неправительственных и общественных организаций, а также институтов высшего образования. Структура взаимодействия представляет собой разветвленную многоуровневую систему, взаимодействие между элементами которой складывается как между различными уровнями, так и внутри каждого из них.

Ключевую роль в данном процессе играют современные вузы. Своей деятельностью и реализацией социальных функций университеты способны создавать благоприятную среду для развития местных сообществ, обеспечивая тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом. При этом реализация университетами программ развития в целях местного, регионального, а следовательно, и общенационального развития осуществляется во взаимодействии с другими региональными участниками.

Способов оценить вклад вузов в региональное развитие не так много. Оценка, основанная на анализе статистических данных, является одним из наиболее доступных способов

зафиксировать сложившееся положение дел, проследить динамику и составить прогноз на будущее на основе объективных показателей социально-экономического развития региона и деятельности университетов. Помимо доступности данный способ оценки также представляется надежным, если принять за основу достоверность имеющихся статистических данных. При очевидной простоте и надежности получаемой информации этот метод имеет некоторые ограничения. Речь идет об ограничениях, связанных с полнотой получаемой информации, возможностями ее интерпретации, сложности применения статистических методов к анализу сложных социально-экономических явлений и процессов. Тем не менее именно оценка на основе анализа статистики позволяет выявить определенные связи между наблюдаемыми явлениями, оценить степень их влияния друг на друга и спрогнозировать направления влияния.

Для получения более полной картины о состоянии интеграции вузов в социально-экономическое развитие региона результаты анализа статистики должны дополняться качественным анализом процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона. Данное направление исследований вошло в практику многих зарубежных стран в начале 1990-х годов, составляет повестку дня инновационной деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в сфере высшего образования.

Для объяснения процессов взаимодействия вузов с регионами выделяют несколько моделей взаимодействия:

• закрытая модель взаимодействия вуза с регионом;

• модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом;

• модель многофункционального и много-уровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона.

Комплексная модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона3 в наибольшей степени удовлетворяет

3 Методика ОЭСР, разработанная в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии», реализуемом Программой «Институциональное управление в высшем образовании» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исходит из модели многофункционального многоуровневого участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей развития региона.

целям настоящего исследования, поскольку дает возможность провести комплексную оценку на основе статанализа, подкрепляемого программой специального социологического исследования, а также объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок.

Выбор данной модели для анализа взаимодействия федеральных университетов с регионами учитывает специфику целей и функций федеральных университетов и позволяет:

1) определить для федеральных университетов ключевые направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития;

2) оценить степень вклада университетов в развитие ключевых направлений/ сфер на основе показателей эффективности программ развития федеральных университетов;

3) выработать рекомендации для вузов и национальной системы высшего образования, а также ведомств, ответственных за реализацию образовательной политики, по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для регионов, отраслей и институциональной структуры в соответствии с потребностями регионального развития.

Целью исследования является повышение роли ведущих российских университетов в развитии регионов на основе анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов на основе методики ОЭСР по анализу роли вузов в развитии регионов.

Реализация основной цели исследования предусматривает выполнение следующих задач:

1) разработка методологии оценки роли российских вузов в региональном развитии;

2) апробация методологии оценки роли вузов в региональном развитии;

3) анализ выполнения показателей эффективности программ развития федеральных университетов с учетом потребностей регионов;

4) комплексный анализ эффективности программ развития федеральных университетов для оценки социально-экономических эффектов их работы в интересах регионов, системы образования и общества в целом.

Выбор объекта исследования продиктован общей целью проекта по оценке деятель-

ности федеральных университетов в Российской Федерации, образовательных учреждений нового типа, преобразованных из числа крупных профильных российских вузов и призванных «формировать и развивать конкурентоспособный человеческий капитал в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок»4.

Исходя из задачи проанализировать выполнение показателей эффективности программ развития федеральных университетов с учетом потребностей регионов и общей цели по оценке социально-экономических эффектов от деятельности федеральных университетов, объект исследования - федеральные университеты Российской Федерации - был подразделен на две категории.

В первую категорию вошли два федеральных университета (Южный и Сибирский), созданные в 2006 и 2007 г. соответственно, и на момент проведения исследования реализовавшие краткосрочные программы развития на период до 2010 г.

Вторую категорию составили пять федеральных университетов (Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный), утвержденные Указом Президента от 21 октября 2009 г.5, на момент проведения исследования только утвердившие краткосрочные программы развития на период до 2013 г.

Предметом исследования были определены процессы взаимодействия вузов с регионами через их многоуровневое и многофункциональное участие в региональном развитии.

Для реализации основной цели и задач исследования были выполнены следующие виды работ:

1. Разработка методологии оценки роли вузов в региональном развитии предусматривала:

• изучение международного опыта применения методики ОЭСР для анализа роли вузов в развитии регионов;

• анализ применимости методики ОЭСР для оценки показателей эффективности программ развития федеральных университетов;

4 Создание новых университетов в федеральных округах // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon. gov.ru/pro/pnpo/fed/ (дата обращения: 31.08.2010).

5 Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах».

• адаптацию методики ОЭСР к особенностям пилотных регионов (Южный и Сибирский ФО).

Разработанная методология, содержащая элемент универсальности, с одной стороны, и учитывающая специфику социально-экономического развития отдельных регионов и различия целей и задач университетов -с другой, обусловливает ее дальнейшую применимость для других исследовательских задач, например, оценки роли национальных исследовательских университетов в развитии профильных отраслей.

2. Апробация методологии оценки роли вузов в региональном развитии с ключевыми участниками оценки с точки зрения ее применимости в российских условиях для федеральных университетов включала:

• определение пула ключевых респондентов и согласование их участия в интервью в двух пилотных регионах;

• подготовку региональных координаторов для реализации исследования в соответствии с разработанной методологией и достижение договоренностей с ключевыми партнерами в двух пилотных регионах об их участии в исследовании на местах;

• апробацию методики оценки на основе проведения серии качественных стандартизированных интервью и фокус-групп с ключевыми экспертами в двух пилотных регионах;

• обработку результатов исследования качественными методами;

• анализ результатов апробации методологии оценки в двух пилотных регионах;

• корректировку методологии и инструментария исследования по итогам апробации (создание модельного инструментария).

Апробация методологии оценки роли вузов в региональном развитии на примере двух федеральных университетов позволила оценить степень применимости методики ОЭСР к российским условиям и создать модельный инструментарий для мониторинга состояния и изменений в уровне участия вузов в региональном развитии.

3. Анализ выполнения показателей эффективности программ развития с учетом потребностей регионов для федеральных университетов предусматривал:

• анализ показателей социально-экономического развития семи ФО на основе официальных данных статистики;

• анализ эффективности программ развития двух ФУ на основе показателей, индикативных с точки зрения достижимости целей проектов по созданию ФУ с учетом методологии ОЭСР.

Выполненный анализ позволил оценить, какие показатели эффективности программ развития являются наиболее значимыми для повышения роли федеральных университетов в развитии регионов, а также определить элементы прогностической модели, основанной на сравнении основных фактических данных и среднестатистических показателей развития федерального университета и региона. Полученные индикаторы призваны обеспечивать объективность и обоснованность результатов путем адаптации модели, применения коэффициента корреляции, рассчитываемого на основании годовых изменений данных развития вуза и региона в изучаемый период, и погрешности, из-за сложности объекта исследования.

4. Комплексный анализ эффективности программ развития федеральных университетов - участников апробации для потребностей пилотных регионов предусматривал:

• синтез результатов исследования роли вузов в региональном развитии в двух пилотных регионах и анализа эффективности программ развития семи федеральных университетов на основе показателей, индикативных с точки зрения достижимости целей проектов создания ФУ с учетом методологии ОЭСР;

• подготовку аналитических материалов (аналитическая записка, презентация) для обсуждения результатов исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проектов создания федеральных университетов в интересах регионов,системы образования и общества в целом с широкой аудиторией заинтересованных экспертов, представителей вузов, органов управления в сфере образования, регионального развития и др.

5. Разработка рекомендаций для комплексной оценки социально-экономических эффектов реализации программ развития ФУ в интересах регионов, системы образования и общества в целом

В рамках данного направления были разработаны:

• рекомендации по проведению социологического исследования оценки роли вузов в региональном развитии;

• рекомендации по наиболее значимым для повышения роли ведущих российских университетов в развитии регионов показателям эффективности программ развития вузов с учетом методологии ОЭСР;

• предложения по повышению эффективности программ развития вузов в интересах регионов, системы образования и общественного развития.

По результатам исследования были определены факторы, способствующие формированию «платформы взаимодействия» как основы для долгосрочных партнерств в целях регионального развития, ключевыми участниками которых выступают вузы; определены и описаны текущие модели взаимодействия.

География исследования

Апробация адаптированной методики ОЭСР по оценке роли вузов в региональном развитии была реализована в двух пилотных регионах на основе социологического исследования.

ЮФУ и СФУ являются первыми федеральными университетами страны, накопившими опыт сотрудничества с региональными партнерами для развития и модернизации соответствующих регионов и территорий.

География исследования - федеральные

округа:

• СФО (Красноярск)

• ЮФО (Ростов-на-Дону, Таганрог)

Для реализации исследования в двух пилотных регионах на площадке двух пилотных федеральных университетов были проведены серии экспертных интервью и фокус-групп с представителями федеральных университетов и пятью другими категориями экспертов, мнения которых о роли университетов в региональном развитии способствуют получению полной картины о состоянии интеграции вузов в региональное развитие, основных достижениях и проблемах в этой области, поиску наиболее оптимальных инструментов построения устойчивых региональных партнерств, центральная роль в которых принадлежит вузам.

Диагностический характер исследования определил выбор головных университетов ФУ как основных объектов исследования.

Инструментарий исследования

В ходе исследования были применены следующие исследовательские методы:

• анализ литературы и вторичный анализ данных;

• анализ статистики (включая данные социально-экономического развития регионов и целевые показатели развития федеральных университетов);

• сравнительный анализ оценок роли вузов в региональном развитии в зарубежных странах;

• анализ и оценка взаимодействия вузов с регионами на основе адаптированной методики Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР;

• опрос экспертов методом неформализованного интервью с последующей обработкой и анализом полученных результатов применительно к целям исследования;

• опрос экспертов методом фокусированной групповой дискуссии с последующей обработкой и анализом полученных результатов применительно к целям исследования.

Адаптация методики оценки роли вузов в региональном развитии ОЭСР

Методика анализа процессов взаимодействия вузов с регионами разработана в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии»6, реализуемого Программой «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР.

Целью проекта является разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по разработке и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов.

Первый этап проекта был реализован в 2004-2007 гг. и его результатом стал сопоставительный обзор участия вузов в региональном развитии 14 регионов 12 стран - участниц проекта. Во втором этапе проекта (2008-2010 гг.) участие принимают 14 стран - членов и партнеров ОЭСР (Австралия, Бразилия, Чили, Германия, Израиль, Италия, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Испания, Великобритания). Согласие

6 Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD, 2007.

на участие в третьем раунде переговоров подтвердили Великобритания, ЮАР и Чили.

Методика проекта ОЭСР предполагает проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона и включает следующие виды работ:

• Самообследование на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, которое должно быть проведено с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании.

• Визит международной команды экспертов, результатом которого должен стать экспертный отчет.

• Диссеминация результатов исследования на международных конференциях, а также через публикацию международного сопоставительного обзора.

Описание социально-экономических показателей региона - участника проекта является составной частью отчета о самообследовании и включает описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование методики для целей исследования в российских университетах потребовало ее адаптации.

Во-первых, применение методики ОЭСР в ее оригинальном виде предполагает участие вуза в соответствующем проекте ОЭСР. Подготовку отчета о самообследовании ведет вуз, участвующий в проекте. Экспертный отчет составляет предмет деятельности международной экспертной команды, которая по результатам визита в национальный университет и встреч с региональными партнерами вуза готовит внешний экспертный отчет. Сопоставимость получаемых международных данных обеспечивается на основе выявления общих тенденций, характерных для всех участвующих вузов и соответствующих регионов, в ходе обзоров по заранее заданной структуре. Россия, располагая на сегодняшний день статусом наблюдателя в Комитете образовательной политики ОЭСР, имеет возможность участвовать в разных проектах ОЭСР, в том числе и проекте Программы институционального развития в сфере высшего образования «Обзор роли вузов в региональном развитии». Однако решение об участии российских региональных вузов в этом проекте пока не принято.

Во-вторых, в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, временных), не позволяющих обеспечить присутствие и независимую оценку команды экспертов ОЭСР и интегрировать результаты исследования в международный сопоставительный обзор, в исследовании были использованы методологические принципы предлагаемой методики ОЭСР, адаптирован опросник, разработанный экспертами ОЭСР для вузов - участников проекта. Часть данных по отдельным направлениям анализа была собрана с использованием внешних источников и обобщена отечественными экспертами.

В-третьих, структура опросника охватывает различные направления интеграции вузов в региональное развитие, включая региональное измерение национальных систем образования, особенности и источники финансирования вузов, вклад в инновационное и социально-экономическое и культурное развитие регионов через осуществление своих основных функций (обучения, исследований и вклада в общественное развитие). Учитывая то, что обзор по оценке роли вузов в региональное развитие предполагает заполнение опросника при участии ключевых региональных партнеров вузов (предприятия, бизнес, рынок труда), темы, рекомендуемые для раскрытия/освещения, при специальном исследовании могут быть предложены сразу нескольким категориям респондентов. При этом важно, что одна часть вопросов может являться общей сразу для нескольких категорий респондентов, а другая -быть индивидуальной для других категорий. К числу общих тем, например, для представителей федеральных университетов и региональных органов власти, относились темы, затрагивающие региональное измерение системы высшего образования. А для представителей федеральных университетов, крупных промышленных предприятий региона, малого и среднего бизнеса общей темой стали вопросы инновационного развития регионов через вузовские НИОКР. Одной из индивидуальных тем явилась тема организации образовательного процесса на региональном уровне. Несмотря на то что какое-либо представление об этом могут также высказать и представители, например, региональной администрации, предоставить полную картину могут только представители университетов, поскольку эти процессы составляют их индивидуальную ежедневную практику. Другим важным замечанием к возможности использования общих тем для разных категорий респондентов является представление об участниках

исследования, как об агентах коммуникации в определенных условиях, для которых условия взаимодействия являются общими, а роли и восприятие себя в условиях - отличными.

Опрос экспертов

Процедуре соотнесения подверглись все семь глав опросника для самообследования, содержащие около 200 вопросов. В результате были подготовлены путеводители для интервью и фокус-групп для шести категорий участников исследования в двух пилотных регионах. За процедурой соотнесения последовала адаптация как вопросов, так и содержащейся в них терминологии к российской практике.

Ключевыми темами для интервью были определены:

1. Национальная система высшего образования и его региональное измерение, в том числе:

• особенности развития национальной системы высшего образования;

• региональное измерение национальной политики высшего образования;

• региональное измерение управления федеральными университетами.

2. Роль вузов в инновационном развитии региона, в том числе:

• ответ вузов на региональные потребности;

• создание условий для развития исследований и инноваций;

• области взаимодействия, усиливающие взаимное использование и передачу знания.

3. Роль вузов в развитии региональных рынков труда: обучение, профессиональная подготовка, непрерывное образование, в том числе:

• организация образовательного процесса на региональном уровне;

• трудоустройство студентов и региональный рынок труда;

• развитие обучения в течение жизни;

• новые формы предоставления образовательных услуг;

• укрепление региональной системы обучения.

4. Третья роль вузов: решение проблем социально-культурного развития и развитие окружающей среды регионов, в том числе:

• социальное развитие;

• культурное развитие;

• устойчивое развитие окружающей среды.

5. Социально-экономические эффекты от деятельности вузов.

Инструментарий для проведения фокусированных групповых дискуссий также включал путеводитель, состоящий из набора тем для совместного обсуждения экспертами.

Ключевыми темами для фокус-групп были определены:

1. Роль федеральных университетов в инновационном развитии региона.

2. Роль федеральных университетов в развитии региональных рынков труда: обучение, профессиональная подготовка, непрерывное образование.

3. Третья роль федеральных университетов: решение проблем социального, культурного развития и развития окружающей среды регионов.

4. Развитие партнерства для взаимодействия федеральных университетов на уровне региона, в том числе:

• механизмы расширения участия в региональном развитии;

• развитие диалога с региональными партнерами;

• направления и оценка вклада в региональное развитие.

5. Развитие потенциала федеральных университетов для более эффективного участия в региональном развитии, в том числе:

• управление человеческими и финансовыми ресурсами;

• создание новой организационной культуры;

6. Перспективы дальнейшей интеграции федеральных университетов в региональное развитие.

Анализ статистики (включая данные

социально-экономического развития

регионов и целевые показатели развития

федеральных университетов)

В части описания социально-экономических показателей региона-участника как составляющей отчета о самообследовании в рамках исследования был проведен анализ статистических данных, основанный на показателях социально-экономического развития регионов и целевых показателях реализации программ развития федеральных университетов.

Эмпирическая база исследования включает:

- официальные документы, статистические данные и результаты международ-

ных сопоставительных исследований по проблемам высшего образования, реализуемых Европейской комиссией и Организацией экономического сотрудничества и развития начиная с 1996 г.;

- статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации7;

- результаты исследований по проблемам высшего образования в России8 и за рубежом9;

- результаты экспертного опроса (интервью и фокус-группы), проведенного в пилотных регионах СФО и ЮФО ^ = 30);

- данные о реализации программ развития федеральных университетов.

Выборочная совокупность

исследования

Процедура определения участников для проведения серии интервью ЮФУ и СФУ определялась целями и задачами настоящего исследования, целями и задачами создания федеральных университетов, концепциями каждого из университетов, а также стратегическими направлениями развития сотрудничества в соответствии с программами развития на краткосрочный период.

Стратегические направления, в которых осуществляется развитие внешнего взаимодействия федеральных университетов с соответствующими регионами, содержатся в программах развития университетов на период до 2010 г. и учитывают приоритетные для регионов отрасли экономики. Так, для ЮФУ наиболее перспективными отраслями экономики являются топливная, металлургическая, химическая, АПК, машиностроение. Для СФУ в качестве приоритетных определены предприятия горнодобывающего и металлургического класте-

7 Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009; Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009.

8 Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

9 Thematic Review of Tertiary Education. Synthesis Report. Paris: OECD, 2008.

ра, топливно-энергетического кластера (нефтегазовый, энергетический и в определенном объеме угольный кластеры), а также кластер информационно-коммуникационных технологий в аэрокосмической промышленности.

Определение ключевых участников

интервью и фокус-групп

Предварительный анализ направлений взаимодействия пилотных федеральных университетов показал наличие установленных связей университетов с основными региональными партнерами (стейкхолдерами), включая:

• представителей федеральных университетов;

• региональные органы власти;

• промышленные предприятия, представленные в регионах;

• предприятия малого и среднего бизнеса;

• региональные кадровые агентства;

• институты гражданского общества.

По итогам предварительного анализа (mapping) была составлена карта респондентов, рекомендуемых для участия в интервью и групповых дискуссиях в ЮФУ и СФУ.

Отбор респондентов

Для каждого пилотного региона были определены для проведения шесть экспертных интервью.

От каждой категории экспертов для участия в интервью было отобрано по одному респонденту от каждой группы. Количество респондентов фокус-групп в ЮФУ и СФУ составило 9 человек в каждом.

Характеристики потенциальных

респондентов

Важным критерием подбора экспертов, потенциальных участников интервью являлось наличие установленной связи (партнерства или сотрудничества) с вузом по различным направлениям.

Для каждой категории экспертов, потенциальных участников интервью были определены следующие основные характеристики:

1. Представители федеральных университетов:

• руководители, ответственные за реализацию программы развития;

• руководители кафедр/институтов/факультетов, реализующих соглашения о партнерстве с региональными про-

мышленными предприятиями, коммерциализацию результатов ведущихся научных разработок, сотрудничающих с региональным сообществом по другим вопросам, например, социальной поддержки/ обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) населения региона;

• руководители/директора, ответственные за работу вузовских центров карьеры выпускников (и ППС).

2. Представители региональных органов власти:

• руководители/заместители руководителей министерств (комитетов/департаментов) регионального развития/ социального развития/молодежи/ образования, осуществляющих взаимодействие и/или координацию различных аспектов деятельности федеральных университетов в регионе.

3. Представители региональных промышленных предприятий, выделенных в программах развития федеральных университетов в качестве стратегических партнеров:

• руководители/ заместители руководителей предприятий;

• руководители/заведующие/ответственные за социальную политику предприятия;

• руководители/заведующие/ответственные за кадровую политику предприятия;

• руководители/заведующие/ответственные за инновационное развитие и/или ВЭО предприятия.

4. Представители предприятий малого и среднего бизнеса в регионе:

• руководители региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса;

• руководители региональных отделений общественных организаций малого и среднего предпринимательства;

• руководители муниципальных учреждений помощи малому и среднему предпринимательству;

• руководители инновационных предприятий поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы).

5. Представители региональных кадровых агентств и работодателей:

• руководители/заместители руководителей городских кадровых агентств/ служб;

• руководители/заместители руководителей региональных/территориальных союзов работодателей.

6. Представители институтов гражданского общества в регионе:

• руководители НКО;

• руководители других негосударственных институтов и общественных объединений (например, региональные советы ректоров, КБ, НИИ, лаборатории, центры стратегического развития регионов и проч.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• руководители региональных гражданских ассоциаций/ассамблей/общественных палат;

• руководители/заместители руководителей отделов по связям с общественными объединениями и межмуниципальному сотрудничеству городских администраций.

Важным критерием подбора экспертов, потенциальных участников фокус-групп являлась занимаемая руководящая должность в структуре управления университетом и наличие в функционале сотрудника компетенций, связанных с реализацией программы развития университета и обеспечение взаимодействия с регионом, в том числе:

• проректоры, непосредственно отвечающие за реализацию программ развития;

• руководители кафедр/институтов/факультетов, реализующих соглашения о партнерстве с региональными промышленными предприятиями, коммерциализацию результатов ведущихся научных разработок, сотрудничающих с региональным сообществом по другим вопросам, например, социальной поддержки/ обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) населения региона;

• руководители/директора/ответственные за работу вузовских центров карьеры выпускников (и ППС).

Результаты исследования

По итогам исследования были подготовлены:

1. Методология оценки роли вузов в региональном развитии, отчуждаемая и применимая для других исследовательских задач, включая:

• модельный инструментарий социологического исследования для мониторинга состояния и изменений в уровне участия (вклада) вузов в региональном развитии;

• элементы прогностической модели, основанной на сравнении основных факти-

ческих данных и среднестатистических показателей развития федеральных университетов и регионов. 2. Доклад по итогам анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования, включающий:

• рекомендации по наиболее значимым для повышения роли ведущих российских университетов в развитии регионов показателям эффективности программ

развития федеральных университетов с учетом методологии ОЭСР;

• результаты анализа эффективности программ развития федеральных университетов - участников апробации для потребностей двух пилотных регионов;

• предложения по проведению комплексной оценки социально-экономических эффектов реализации проектов в интересах регионов, отраслей, системы образования.

Основные результаты исследования будут представлены в следующем номере журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.