АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования
О.В. Перфильева
Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: [email protected]
Ключевые слова: федеральные университеты, регионы, региональное развитие, региональная интеграция, многостороннее взаимодействие, сетевое взаимодействие, партнерство
Key words: federal universities, regions, regional development, regional integration, multilateral interaction, networking, partnership
В статье представлено описание методологии исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей и системы образования на основе международной методики оценки роли вузов в региональном развитии Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР. Исследование выполнено в рамках проекта «Образование» по мероприятиям «Развитие сети федеральных университетов» и «Развитие сети национальных исследовательских университетов» в период с сентября по октябрь 2010 г. Дается подробное описание результатов адаптации международной методики оценки роли вузов в региональном развитии к российским условиям, в частности, становления и укрепления позиций федеральных университетов, а также программа социологического исследования, реализованного в двух федеральных университетах, ЮФУ и СФУ, основные методы сбора социологических данных, ожидаемые результаты.
Актуальность исследования
Оценка результатов и мониторинг реализации государственной политики в любой из областей - важная составляющая и залог их успешного развития в будущем. Справедливо это и для российской сферы высшего профессионального образования, в которой продолжается модернизация, внедрение новых механизмов и инструментов. Многое уже реализовано, многое еще предстоит сделать, в том числе оценить эффективность реализуемых реформ для регионов, отраслей и системы образования. Президент Д.А. Медведев на юбилейном заседании Госсовета 31 августа 2010 г. отметил как достижение, что «в целом в рамках образовательной реформы было создано семь федеральных университетов1, 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов2, были созданы современные
1 Определение федеральных университетов // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremNn.ru/terms/%D0%A4#term_68 (дата обращения: 09.09.2010).
2 Определение национальных исследовательских университетов // Официальный сайт Президента Рос-
ресурсные центры регионального и межрегионального значения, обновилась материально-техническая и информационная база значительного числа ведущих вузов нашей страны». Бесспорно, это существенные изменения и результаты, попытка структурировать институциональную базу, сбалансировать и выделить приоритетные направления финансирования сферы высшего профессионального образования в стране. Помноженные на продолжающийся процесс интернационализации высшего образования эти процессы закладывают основу для деятельности вузов в новых модернизированных условиях, где интеллектуальные ресурсы человеческого капитала будут играть центральную роль. На данном этапе модернизации высшего образования в стране справедливо измерять уровень достигнутых результатов не только в количественных показателях численности вновь учрежденных или преобразованных университетов, но и в показателях вклада «новых» университетов в социально-экономическое развитие.
сийской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/terms/% D0%9D#term_67 (дата обращения: 09.09.2010).
В России в прошлом государственная политика в сфере высшего образования и сами вузы редко обращались к оценке прямого или опосредованного влияния и уровня вклада в общественное развитие отдельных регионов или отраслей. За исключением опыта отдельных вузов, изначально создаваемых для целей развития передовых отраслей отечественного производства, взаимодействие вузов с региональным сообществом не носило системного характера.
Третья роль университетов, о которой, в том числе и в России, говорят давно, сегодня является одним из наиболее важных показателей развития сферы ВПО и его места в обществе, требующей необходимой оценки.
Методологические комментарии
Исследование рассматривает эффективное использование возможностей и потенциала институтов высшего образования как условие (фактор) регионального развития. Исследование исходит также из понимания процессов регионального развития как сложнооргани-зованных многосторонних взаимодействий различных участников: органов управления центрального (федерального), регионального и муниципального уровней; рынка труда; промышленных предприятий; предприятий малого и среднего бизнеса и бизнес-сектора в целом; институтов гражданского общества в лице различных некоммерческих, неправительственных и общественных организаций, а также институтов высшего образования. Структура взаимодействия представляет собой разветвленную многоуровневую систему, взаимодействие между элементами которой складывается как между различными уровнями, так и внутри каждого из них.
Ключевую роль в данном процессе играют современные вузы. Своей деятельностью и реализацией социальных функций университеты способны создавать благоприятную среду для развития местных сообществ, обеспечивая тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом. При этом реализация университетами программ развития в целях местного, регионального, а следовательно, и общенационального развития осуществляется во взаимодействии с другими региональными участниками.
Способов оценить вклад вузов в региональное развитие не так много. Оценка, основанная на анализе статистических данных, является одним из наиболее доступных способов
зафиксировать сложившееся положение дел, проследить динамику и составить прогноз на будущее на основе объективных показателей социально-экономического развития региона и деятельности университетов. Помимо доступности данный способ оценки также представляется надежным, если принять за основу достоверность имеющихся статистических данных. При очевидной простоте и надежности получаемой информации этот метод имеет некоторые ограничения. Речь идет об ограничениях, связанных с полнотой получаемой информации, возможностями ее интерпретации, сложности применения статистических методов к анализу сложных социально-экономических явлений и процессов. Тем не менее именно оценка на основе анализа статистики позволяет выявить определенные связи между наблюдаемыми явлениями, оценить степень их влияния друг на друга и спрогнозировать направления влияния.
Для получения более полной картины о состоянии интеграции вузов в социально-экономическое развитие региона результаты анализа статистики должны дополняться качественным анализом процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона. Данное направление исследований вошло в практику многих зарубежных стран в начале 1990-х годов, составляет повестку дня инновационной деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в сфере высшего образования.
Для объяснения процессов взаимодействия вузов с регионами выделяют несколько моделей взаимодействия:
• закрытая модель взаимодействия вуза с регионом;
• модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом;
• модель многофункционального и много-уровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона.
Комплексная модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона3 в наибольшей степени удовлетворяет
3 Методика ОЭСР, разработанная в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии», реализуемом Программой «Институциональное управление в высшем образовании» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) исходит из модели многофункционального многоуровневого участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей развития региона.
целям настоящего исследования, поскольку дает возможность провести комплексную оценку на основе статанализа, подкрепляемого программой специального социологического исследования, а также объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок.
Выбор данной модели для анализа взаимодействия федеральных университетов с регионами учитывает специфику целей и функций федеральных университетов и позволяет:
1) определить для федеральных университетов ключевые направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития;
2) оценить степень вклада университетов в развитие ключевых направлений/ сфер на основе показателей эффективности программ развития федеральных университетов;
3) выработать рекомендации для вузов и национальной системы высшего образования, а также ведомств, ответственных за реализацию образовательной политики, по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для регионов, отраслей и институциональной структуры в соответствии с потребностями регионального развития.
Целью исследования является повышение роли ведущих российских университетов в развитии регионов на основе анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов на основе методики ОЭСР по анализу роли вузов в развитии регионов.
Реализация основной цели исследования предусматривает выполнение следующих задач:
1) разработка методологии оценки роли российских вузов в региональном развитии;
2) апробация методологии оценки роли вузов в региональном развитии;
3) анализ выполнения показателей эффективности программ развития федеральных университетов с учетом потребностей регионов;
4) комплексный анализ эффективности программ развития федеральных университетов для оценки социально-экономических эффектов их работы в интересах регионов, системы образования и общества в целом.
Выбор объекта исследования продиктован общей целью проекта по оценке деятель-
ности федеральных университетов в Российской Федерации, образовательных учреждений нового типа, преобразованных из числа крупных профильных российских вузов и призванных «формировать и развивать конкурентоспособный человеческий капитал в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок»4.
Исходя из задачи проанализировать выполнение показателей эффективности программ развития федеральных университетов с учетом потребностей регионов и общей цели по оценке социально-экономических эффектов от деятельности федеральных университетов, объект исследования - федеральные университеты Российской Федерации - был подразделен на две категории.
В первую категорию вошли два федеральных университета (Южный и Сибирский), созданные в 2006 и 2007 г. соответственно, и на момент проведения исследования реализовавшие краткосрочные программы развития на период до 2010 г.
Вторую категорию составили пять федеральных университетов (Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный), утвержденные Указом Президента от 21 октября 2009 г.5, на момент проведения исследования только утвердившие краткосрочные программы развития на период до 2013 г.
Предметом исследования были определены процессы взаимодействия вузов с регионами через их многоуровневое и многофункциональное участие в региональном развитии.
Для реализации основной цели и задач исследования были выполнены следующие виды работ:
1. Разработка методологии оценки роли вузов в региональном развитии предусматривала:
• изучение международного опыта применения методики ОЭСР для анализа роли вузов в развитии регионов;
• анализ применимости методики ОЭСР для оценки показателей эффективности программ развития федеральных университетов;
4 Создание новых университетов в федеральных округах // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon. gov.ru/pro/pnpo/fed/ (дата обращения: 31.08.2010).
5 Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах».
• адаптацию методики ОЭСР к особенностям пилотных регионов (Южный и Сибирский ФО).
Разработанная методология, содержащая элемент универсальности, с одной стороны, и учитывающая специфику социально-экономического развития отдельных регионов и различия целей и задач университетов -с другой, обусловливает ее дальнейшую применимость для других исследовательских задач, например, оценки роли национальных исследовательских университетов в развитии профильных отраслей.
2. Апробация методологии оценки роли вузов в региональном развитии с ключевыми участниками оценки с точки зрения ее применимости в российских условиях для федеральных университетов включала:
• определение пула ключевых респондентов и согласование их участия в интервью в двух пилотных регионах;
• подготовку региональных координаторов для реализации исследования в соответствии с разработанной методологией и достижение договоренностей с ключевыми партнерами в двух пилотных регионах об их участии в исследовании на местах;
• апробацию методики оценки на основе проведения серии качественных стандартизированных интервью и фокус-групп с ключевыми экспертами в двух пилотных регионах;
• обработку результатов исследования качественными методами;
• анализ результатов апробации методологии оценки в двух пилотных регионах;
• корректировку методологии и инструментария исследования по итогам апробации (создание модельного инструментария).
Апробация методологии оценки роли вузов в региональном развитии на примере двух федеральных университетов позволила оценить степень применимости методики ОЭСР к российским условиям и создать модельный инструментарий для мониторинга состояния и изменений в уровне участия вузов в региональном развитии.
3. Анализ выполнения показателей эффективности программ развития с учетом потребностей регионов для федеральных университетов предусматривал:
• анализ показателей социально-экономического развития семи ФО на основе официальных данных статистики;
• анализ эффективности программ развития двух ФУ на основе показателей, индикативных с точки зрения достижимости целей проектов по созданию ФУ с учетом методологии ОЭСР.
Выполненный анализ позволил оценить, какие показатели эффективности программ развития являются наиболее значимыми для повышения роли федеральных университетов в развитии регионов, а также определить элементы прогностической модели, основанной на сравнении основных фактических данных и среднестатистических показателей развития федерального университета и региона. Полученные индикаторы призваны обеспечивать объективность и обоснованность результатов путем адаптации модели, применения коэффициента корреляции, рассчитываемого на основании годовых изменений данных развития вуза и региона в изучаемый период, и погрешности, из-за сложности объекта исследования.
4. Комплексный анализ эффективности программ развития федеральных университетов - участников апробации для потребностей пилотных регионов предусматривал:
• синтез результатов исследования роли вузов в региональном развитии в двух пилотных регионах и анализа эффективности программ развития семи федеральных университетов на основе показателей, индикативных с точки зрения достижимости целей проектов создания ФУ с учетом методологии ОЭСР;
• подготовку аналитических материалов (аналитическая записка, презентация) для обсуждения результатов исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проектов создания федеральных университетов в интересах регионов,системы образования и общества в целом с широкой аудиторией заинтересованных экспертов, представителей вузов, органов управления в сфере образования, регионального развития и др.
5. Разработка рекомендаций для комплексной оценки социально-экономических эффектов реализации программ развития ФУ в интересах регионов, системы образования и общества в целом
В рамках данного направления были разработаны:
• рекомендации по проведению социологического исследования оценки роли вузов в региональном развитии;
• рекомендации по наиболее значимым для повышения роли ведущих российских университетов в развитии регионов показателям эффективности программ развития вузов с учетом методологии ОЭСР;
• предложения по повышению эффективности программ развития вузов в интересах регионов, системы образования и общественного развития.
По результатам исследования были определены факторы, способствующие формированию «платформы взаимодействия» как основы для долгосрочных партнерств в целях регионального развития, ключевыми участниками которых выступают вузы; определены и описаны текущие модели взаимодействия.
География исследования
Апробация адаптированной методики ОЭСР по оценке роли вузов в региональном развитии была реализована в двух пилотных регионах на основе социологического исследования.
ЮФУ и СФУ являются первыми федеральными университетами страны, накопившими опыт сотрудничества с региональными партнерами для развития и модернизации соответствующих регионов и территорий.
География исследования - федеральные
округа:
• СФО (Красноярск)
• ЮФО (Ростов-на-Дону, Таганрог)
Для реализации исследования в двух пилотных регионах на площадке двух пилотных федеральных университетов были проведены серии экспертных интервью и фокус-групп с представителями федеральных университетов и пятью другими категориями экспертов, мнения которых о роли университетов в региональном развитии способствуют получению полной картины о состоянии интеграции вузов в региональное развитие, основных достижениях и проблемах в этой области, поиску наиболее оптимальных инструментов построения устойчивых региональных партнерств, центральная роль в которых принадлежит вузам.
Диагностический характер исследования определил выбор головных университетов ФУ как основных объектов исследования.
Инструментарий исследования
В ходе исследования были применены следующие исследовательские методы:
• анализ литературы и вторичный анализ данных;
• анализ статистики (включая данные социально-экономического развития регионов и целевые показатели развития федеральных университетов);
• сравнительный анализ оценок роли вузов в региональном развитии в зарубежных странах;
• анализ и оценка взаимодействия вузов с регионами на основе адаптированной методики Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР;
• опрос экспертов методом неформализованного интервью с последующей обработкой и анализом полученных результатов применительно к целям исследования;
• опрос экспертов методом фокусированной групповой дискуссии с последующей обработкой и анализом полученных результатов применительно к целям исследования.
Адаптация методики оценки роли вузов в региональном развитии ОЭСР
Методика анализа процессов взаимодействия вузов с регионами разработана в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии»6, реализуемого Программой «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР.
Целью проекта является разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по разработке и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов.
Первый этап проекта был реализован в 2004-2007 гг. и его результатом стал сопоставительный обзор участия вузов в региональном развитии 14 регионов 12 стран - участниц проекта. Во втором этапе проекта (2008-2010 гг.) участие принимают 14 стран - членов и партнеров ОЭСР (Австралия, Бразилия, Чили, Германия, Израиль, Италия, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Испания, Великобритания). Согласие
6 Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD, 2007.
на участие в третьем раунде переговоров подтвердили Великобритания, ЮАР и Чили.
Методика проекта ОЭСР предполагает проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона и включает следующие виды работ:
• Самообследование на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, которое должно быть проведено с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании.
• Визит международной команды экспертов, результатом которого должен стать экспертный отчет.
• Диссеминация результатов исследования на международных конференциях, а также через публикацию международного сопоставительного обзора.
Описание социально-экономических показателей региона - участника проекта является составной частью отчета о самообследовании и включает описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона.
Использование методики для целей исследования в российских университетах потребовало ее адаптации.
Во-первых, применение методики ОЭСР в ее оригинальном виде предполагает участие вуза в соответствующем проекте ОЭСР. Подготовку отчета о самообследовании ведет вуз, участвующий в проекте. Экспертный отчет составляет предмет деятельности международной экспертной команды, которая по результатам визита в национальный университет и встреч с региональными партнерами вуза готовит внешний экспертный отчет. Сопоставимость получаемых международных данных обеспечивается на основе выявления общих тенденций, характерных для всех участвующих вузов и соответствующих регионов, в ходе обзоров по заранее заданной структуре. Россия, располагая на сегодняшний день статусом наблюдателя в Комитете образовательной политики ОЭСР, имеет возможность участвовать в разных проектах ОЭСР, в том числе и проекте Программы институционального развития в сфере высшего образования «Обзор роли вузов в региональном развитии». Однако решение об участии российских региональных вузов в этом проекте пока не принято.
Во-вторых, в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, временных), не позволяющих обеспечить присутствие и независимую оценку команды экспертов ОЭСР и интегрировать результаты исследования в международный сопоставительный обзор, в исследовании были использованы методологические принципы предлагаемой методики ОЭСР, адаптирован опросник, разработанный экспертами ОЭСР для вузов - участников проекта. Часть данных по отдельным направлениям анализа была собрана с использованием внешних источников и обобщена отечественными экспертами.
В-третьих, структура опросника охватывает различные направления интеграции вузов в региональное развитие, включая региональное измерение национальных систем образования, особенности и источники финансирования вузов, вклад в инновационное и социально-экономическое и культурное развитие регионов через осуществление своих основных функций (обучения, исследований и вклада в общественное развитие). Учитывая то, что обзор по оценке роли вузов в региональное развитие предполагает заполнение опросника при участии ключевых региональных партнеров вузов (предприятия, бизнес, рынок труда), темы, рекомендуемые для раскрытия/освещения, при специальном исследовании могут быть предложены сразу нескольким категориям респондентов. При этом важно, что одна часть вопросов может являться общей сразу для нескольких категорий респондентов, а другая -быть индивидуальной для других категорий. К числу общих тем, например, для представителей федеральных университетов и региональных органов власти, относились темы, затрагивающие региональное измерение системы высшего образования. А для представителей федеральных университетов, крупных промышленных предприятий региона, малого и среднего бизнеса общей темой стали вопросы инновационного развития регионов через вузовские НИОКР. Одной из индивидуальных тем явилась тема организации образовательного процесса на региональном уровне. Несмотря на то что какое-либо представление об этом могут также высказать и представители, например, региональной администрации, предоставить полную картину могут только представители университетов, поскольку эти процессы составляют их индивидуальную ежедневную практику. Другим важным замечанием к возможности использования общих тем для разных категорий респондентов является представление об участниках
исследования, как об агентах коммуникации в определенных условиях, для которых условия взаимодействия являются общими, а роли и восприятие себя в условиях - отличными.
Опрос экспертов
Процедуре соотнесения подверглись все семь глав опросника для самообследования, содержащие около 200 вопросов. В результате были подготовлены путеводители для интервью и фокус-групп для шести категорий участников исследования в двух пилотных регионах. За процедурой соотнесения последовала адаптация как вопросов, так и содержащейся в них терминологии к российской практике.
Ключевыми темами для интервью были определены:
1. Национальная система высшего образования и его региональное измерение, в том числе:
• особенности развития национальной системы высшего образования;
• региональное измерение национальной политики высшего образования;
• региональное измерение управления федеральными университетами.
2. Роль вузов в инновационном развитии региона, в том числе:
• ответ вузов на региональные потребности;
• создание условий для развития исследований и инноваций;
• области взаимодействия, усиливающие взаимное использование и передачу знания.
3. Роль вузов в развитии региональных рынков труда: обучение, профессиональная подготовка, непрерывное образование, в том числе:
• организация образовательного процесса на региональном уровне;
• трудоустройство студентов и региональный рынок труда;
• развитие обучения в течение жизни;
• новые формы предоставления образовательных услуг;
• укрепление региональной системы обучения.
4. Третья роль вузов: решение проблем социально-культурного развития и развитие окружающей среды регионов, в том числе:
• социальное развитие;
• культурное развитие;
• устойчивое развитие окружающей среды.
5. Социально-экономические эффекты от деятельности вузов.
Инструментарий для проведения фокусированных групповых дискуссий также включал путеводитель, состоящий из набора тем для совместного обсуждения экспертами.
Ключевыми темами для фокус-групп были определены:
1. Роль федеральных университетов в инновационном развитии региона.
2. Роль федеральных университетов в развитии региональных рынков труда: обучение, профессиональная подготовка, непрерывное образование.
3. Третья роль федеральных университетов: решение проблем социального, культурного развития и развития окружающей среды регионов.
4. Развитие партнерства для взаимодействия федеральных университетов на уровне региона, в том числе:
• механизмы расширения участия в региональном развитии;
• развитие диалога с региональными партнерами;
• направления и оценка вклада в региональное развитие.
5. Развитие потенциала федеральных университетов для более эффективного участия в региональном развитии, в том числе:
• управление человеческими и финансовыми ресурсами;
• создание новой организационной культуры;
6. Перспективы дальнейшей интеграции федеральных университетов в региональное развитие.
Анализ статистики (включая данные
социально-экономического развития
регионов и целевые показатели развития
федеральных университетов)
В части описания социально-экономических показателей региона-участника как составляющей отчета о самообследовании в рамках исследования был проведен анализ статистических данных, основанный на показателях социально-экономического развития регионов и целевых показателях реализации программ развития федеральных университетов.
Эмпирическая база исследования включает:
- официальные документы, статистические данные и результаты международ-
ных сопоставительных исследований по проблемам высшего образования, реализуемых Европейской комиссией и Организацией экономического сотрудничества и развития начиная с 1996 г.;
- статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации7;
- результаты исследований по проблемам высшего образования в России8 и за рубежом9;
- результаты экспертного опроса (интервью и фокус-группы), проведенного в пилотных регионах СФО и ЮФО ^ = 30);
- данные о реализации программ развития федеральных университетов.
Выборочная совокупность
исследования
Процедура определения участников для проведения серии интервью ЮФУ и СФУ определялась целями и задачами настоящего исследования, целями и задачами создания федеральных университетов, концепциями каждого из университетов, а также стратегическими направлениями развития сотрудничества в соответствии с программами развития на краткосрочный период.
Стратегические направления, в которых осуществляется развитие внешнего взаимодействия федеральных университетов с соответствующими регионами, содержатся в программах развития университетов на период до 2010 г. и учитывают приоритетные для регионов отрасли экономики. Так, для ЮФУ наиболее перспективными отраслями экономики являются топливная, металлургическая, химическая, АПК, машиностроение. Для СФУ в качестве приоритетных определены предприятия горнодобывающего и металлургического класте-
7 Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009; Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2009.
8 Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
9 Thematic Review of Tertiary Education. Synthesis Report. Paris: OECD, 2008.
ра, топливно-энергетического кластера (нефтегазовый, энергетический и в определенном объеме угольный кластеры), а также кластер информационно-коммуникационных технологий в аэрокосмической промышленности.
Определение ключевых участников
интервью и фокус-групп
Предварительный анализ направлений взаимодействия пилотных федеральных университетов показал наличие установленных связей университетов с основными региональными партнерами (стейкхолдерами), включая:
• представителей федеральных университетов;
• региональные органы власти;
• промышленные предприятия, представленные в регионах;
• предприятия малого и среднего бизнеса;
• региональные кадровые агентства;
• институты гражданского общества.
По итогам предварительного анализа (mapping) была составлена карта респондентов, рекомендуемых для участия в интервью и групповых дискуссиях в ЮФУ и СФУ.
Отбор респондентов
Для каждого пилотного региона были определены для проведения шесть экспертных интервью.
От каждой категории экспертов для участия в интервью было отобрано по одному респонденту от каждой группы. Количество респондентов фокус-групп в ЮФУ и СФУ составило 9 человек в каждом.
Характеристики потенциальных
респондентов
Важным критерием подбора экспертов, потенциальных участников интервью являлось наличие установленной связи (партнерства или сотрудничества) с вузом по различным направлениям.
Для каждой категории экспертов, потенциальных участников интервью были определены следующие основные характеристики:
1. Представители федеральных университетов:
• руководители, ответственные за реализацию программы развития;
• руководители кафедр/институтов/факультетов, реализующих соглашения о партнерстве с региональными про-
мышленными предприятиями, коммерциализацию результатов ведущихся научных разработок, сотрудничающих с региональным сообществом по другим вопросам, например, социальной поддержки/ обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) населения региона;
• руководители/директора, ответственные за работу вузовских центров карьеры выпускников (и ППС).
2. Представители региональных органов власти:
• руководители/заместители руководителей министерств (комитетов/департаментов) регионального развития/ социального развития/молодежи/ образования, осуществляющих взаимодействие и/или координацию различных аспектов деятельности федеральных университетов в регионе.
3. Представители региональных промышленных предприятий, выделенных в программах развития федеральных университетов в качестве стратегических партнеров:
• руководители/ заместители руководителей предприятий;
• руководители/заведующие/ответственные за социальную политику предприятия;
• руководители/заведующие/ответственные за кадровую политику предприятия;
• руководители/заведующие/ответственные за инновационное развитие и/или ВЭО предприятия.
4. Представители предприятий малого и среднего бизнеса в регионе:
• руководители региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса;
• руководители региональных отделений общественных организаций малого и среднего предпринимательства;
• руководители муниципальных учреждений помощи малому и среднему предпринимательству;
• руководители инновационных предприятий поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы).
5. Представители региональных кадровых агентств и работодателей:
• руководители/заместители руководителей городских кадровых агентств/ служб;
• руководители/заместители руководителей региональных/территориальных союзов работодателей.
6. Представители институтов гражданского общества в регионе:
• руководители НКО;
• руководители других негосударственных институтов и общественных объединений (например, региональные советы ректоров, КБ, НИИ, лаборатории, центры стратегического развития регионов и проч.);
• руководители региональных гражданских ассоциаций/ассамблей/общественных палат;
• руководители/заместители руководителей отделов по связям с общественными объединениями и межмуниципальному сотрудничеству городских администраций.
Важным критерием подбора экспертов, потенциальных участников фокус-групп являлась занимаемая руководящая должность в структуре управления университетом и наличие в функционале сотрудника компетенций, связанных с реализацией программы развития университета и обеспечение взаимодействия с регионом, в том числе:
• проректоры, непосредственно отвечающие за реализацию программ развития;
• руководители кафедр/институтов/факультетов, реализующих соглашения о партнерстве с региональными промышленными предприятиями, коммерциализацию результатов ведущихся научных разработок, сотрудничающих с региональным сообществом по другим вопросам, например, социальной поддержки/ обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) населения региона;
• руководители/директора/ответственные за работу вузовских центров карьеры выпускников (и ППС).
Результаты исследования
По итогам исследования были подготовлены:
1. Методология оценки роли вузов в региональном развитии, отчуждаемая и применимая для других исследовательских задач, включая:
• модельный инструментарий социологического исследования для мониторинга состояния и изменений в уровне участия (вклада) вузов в региональном развитии;
• элементы прогностической модели, основанной на сравнении основных факти-
ческих данных и среднестатистических показателей развития федеральных университетов и регионов. 2. Доклад по итогам анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования, включающий:
• рекомендации по наиболее значимым для повышения роли ведущих российских университетов в развитии регионов показателям эффективности программ
развития федеральных университетов с учетом методологии ОЭСР;
• результаты анализа эффективности программ развития федеральных университетов - участников апробации для потребностей двух пилотных регионов;
• предложения по проведению комплексной оценки социально-экономических эффектов реализации проектов в интересах регионов, отраслей, системы образования.
Основные результаты исследования будут представлены в следующем номере журнала.