УДК 330.131.7
ТИПОЛОГИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
О. Ю. Челнокова
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет E-mail: o.chelnokova@mail.ru
А. А. Фирсова
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: a.firsova@rambler.ru
Введение. Вклад университетов в генерацию инноваций и трансфер знаний, в экономическое развитие региона и страны на региональном уровне рассматривается как существенный фактор инновационного роста, поэтому составление классификации основных подходов к анализу этого влияния актуально. Теоретический анализ. В зависимости от используемых подходов все методы анализа влияния университета на инновационное региональное развитие подразделяются на количественные и качественных методы экономического исследования показателей, а также эмпирические и теоретические методы экономического познания. С этих позиций в статье дан обзор методики количественной оценки влияния отдельных факторов на темпы промышленного роста И. А. Майбурова, методологии проекта ОЭСР «Обзор роли вузов в региональном развитии», комплексной модели многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона О. В. Перфильевой, методики анализа опыта взаимодействия действующих федеральных университетов с соответствующими регионами России О. В. Перфильевой и Т. А. Мешковой, а также методики оценки развития высшего образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов РФ. Результаты. Создание механизмов, позволяющих выявлять и отслеживать тенденции изменения индикаторов развития образования по регионам, дает возможность оценить вклад университета в развитие региона, а также позволяет разрабатывать инструменты оценки и модели прогнозирования влияния национальных исследовательских университетов на инновационное развитие регионов. Ключевые слова: университет, инновационная деятельность, региональное развитие.
Введение
В последние десятилетия изучение роли университетов в экономике привлекает всё большее внимание исследователей и практиков в развитых зарубежных странах и в странах с развивающейся экономикой. В частности, вклад университетов в генерацию инноваций и трансфер знаний, в экономическое развитие региона и страны на региональном уровне рассматривается как существенный фактор инновационного роста. Эффективная интеграция науки, образования и бизнеса способна в сегодняшних условиях
выступить реальным драйвером инновационного развития российской экономики, и она во многом определяется уровнем и качеством развития взаимоотношений этих основных акторов в российских регионах.
Именно университеты сегодня, в период глобального экономического кризиса, становятся ведущим звеном национальной инновационной системы, которое развивает новые области знания и помогает применять эти знания в развитии региона.
Для поиска наиболее действенных механизмов и инструментов взаимодействия университетов и регионов необходимо проанализировать влияние университета на региональное развитие. Обобщению и классификации основных подходов к анализу влияния университета на инновационное развитие региона посвящена настоящая статья.
Теоретический анализ
В зависимости от используемых количественных или качественных показателей можно выделить следующие основные подходы к исследованию влияния университета на инновационное развитие региона.
Качественный метод экономического исследования процессов взаимодействия университета с другими субъектами экономики региона - это экономический метод, где операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на описании, интерпретации, истолковании и объяснении свойств изучаемого экономического объекта. Главной целью при этом являются достижение «понимания» сущности исследуемых свойств (качеств), а также необходимая «логическая» («рациональная») интерпретация их. Это решение вопросов теоретико-методологического плана относительно методов и способов исследования.
Данное направление исследований вошло в практику многих стран в начале 90-х гг. про-
© Челнокова О. Ю, Фирсова А. А., 2013
О. Ю. Челнокова, А. А. Фирсова. Типология подходов к анализу влияния университета
шлого века. На практике для получения более полной картины о состоянии интеграции вузов в социально-экономическое развитие региона результаты анализа статистических данных дополняются качественным анализом процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона.
Количественный метод экономического исследования - это метод, базирующийся на использовании в экономическом исследовании измеряемых величин выраженных, как правило, в виде чисел. Основу такого метода составляет процедура измерения, с помощью которой выбранный объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. В экономическом познании к числу количественных методов принято относить два основных метода: математический и статистический, которые в своем прикладном значении обычно объединяются в один общий метод — эконометриче-ский [1].
В рамках данного подхода оценка, основанная на анализе статистических данных, видится как один из наиболее доступных способов зафиксировать сложившееся положение дел, проследить динамику и составить прогноз на будущее на основе объективных показателей социально-экономического развития региона и деятельности вузов. Помимо доступности этот способ оценки также представляется надежным, если принять за основу достоверность имеющихся статистических данных. При очевидной простоте и надежности получаемой информации данный метод имеет некоторые ограничения. Речь идет об ограничениях, связанных с полнотой получаемой информации, возможностями ее интерпретации, сложности применения статистических методов к анализу сложных социально-экономических явлений и процессов. Тем не менее именно оценка на основе анализа статистики позволяет выявить определенные связи между наблюдаемыми явлениями, оценить их взаимовлияние друг на друга и спрогнозировать направления взаимовлияния.
Так, значительный вклад в изучение влияния высшей школы на экономическое развитие региона с точки зрения количественного подхода в отечественной науке внесли работы И. А. Майбурова и предложенная им методика количественной оценки влияния отдельных факторов на темпы промышленного роста, в основу которой был положен принцип квалиметрии вклада труда работников с различным уровнем образования, капитала и научно-технического прогресса, позволяющая получать количественную оценку воздействия этих факторов на результирующий показатель роста для разноуровневых территориальных образований [2].
Также возможно разделить все методы исследования влияния университета на регион на теоретические и эмпирические.
Теоретические методы экономического исследования — это методы познания, действующие на уровне рационально обоснованных систем научного экономического знания. К числу таковых можно отнести: экономический анализ, экономический синтез, экономическую аналогию, экономическую индукцию, экономическую дедукцию, математизацию и формализацию в сфере экономического знания, экономическую интерпретацию, исторический и эволюционный анализ в области экономического знания, а также экономическое моделирование [1].
На практике для проведения исследования используются в качестве взаимодополняющих друг друга такие методы сбора информации, как система инструментов для опросов, интервью и фокус группы с различными категориями экспертов, анализ статистики показателей развития региона и вузов, сопоставительный анализ, прогноз усиления роли вузов в региональном развитии и выработка рекомендаций
В ходе исследования зарубежного опыта оценки влияния университета на региональное развитие необходимо выделить методику анализа процессов взаимодействия вузов с регионами, разработанную в рамках проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии», реализуемом Программой « Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР (Review of Higher Education Institutions in Regional Development). ОЭСР уделяет значительное внимание проблемам оценки влияния вузов на региональное развитие. Методика ОЭСР позволяет разработать действенные и полные рекомендации для национальных и региональных органов управления образованием по разработке и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов [3].
Методология проекта ОЭСР изначально опиралась на так называемую закрытую модель взаимодействия вуза и региона. Она рассматривает три общепризнанные функции вузов: обучение, исследования и «служение обществу - решение его социально-экономических задач» в комбинации с тремя основными измерениями регионального развития: инновации, навыки и компетенции; культурную идентификацию, социальную сплоченность и стабильность в регионе. Для успешного развития региона по всем измерениям необходимо одновременное и эффективное выполнение вузами своих трех основных функций, а также построение системы динамичного взаимодействия «вузы - регион». Позднее эта схема была усложнена за счет включения в нее национального и глобального
контекстов, оказывающих влияние на процесс сотрудничества вузов и регионов [4].
Методология проекта ОЭСР предполагает проведение комплексного исследования роли вузов в социально-экономическом развитии региона на основе:
- самообследования на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, с участием всех вузов региона/ города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании;
- визита международной команды экспертов, результатом которого является экспертный отчет;
- диссеминации результатов исследования на международных конференциях, публикации международного сопоставительного обзора;
- описания социально-экономических показателей региона-участника проекта как составной части отчета о самообследовании, включая описание географической, демографической ситуации в регионе, его экономической и социальной базы.
Значительный вклад в обобщение существующих теоретических подходов к оценке роли вузов в региональном развитии за рубежом и в России внесла О. В. Перфильева, выявив преимущества и ограничения каждого из подходов.
В общем виде адаптированная О. В. Перфильевой методика Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР по оценке роли вуза в социально-экономическом развитии регионов предполагает:
- анализ литературы и вторичный анализ данных;
- анализ статистики (включая данные социально-экономического развития регионов);
- анализ и оценка взаимодействия вузов с регионами;
- опрос экспертов методом неформализованного интервью с последующей обработкой и анализом полученных результатов применительно к целям исследования;
- опрос экспертов методом фокусированной групповой дискуссии с последующей обработкой и анализом полученных результатов применительно к целям исследования;
- разработку рекомендаций для комплексной оценки социально-экономических эффектов реализации программ развития вузов в интересах регионов, системы образования и общества в целом [5].
Также О. В. Перфильева среди зарубежных подходов выделяет следующие.
Подход 1. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие на основе концепции обучения в течение всей жизни (непрерывное образование) (lifelong learning university engagement).
Подход 2. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие на основе концепции «вуза, включенного в региональное развитие» (regionally engaged university).
Подход 3. Оценка вклада высшего образования в региональное развитие через концепцию «третьей роли университетов» (universities' third mission).
Среди российских подходов ею названы следующие.
Подход 1. Изучение проблем развития российского высшего образования в контексте проблем регионализации системы российского образования.
Подход 2. Оценка влияния деятельности университетов на социально-экономическое развитие регионов на основе комплексной модели «университет - сообщество».
О. В. Перфильева использует комплексную модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона, поскольку та дает возможность провести комплексную оценку на основе статистического анализа, подкрепляемого программой специального социолого-эко-номического исследования, а также объясняет сопоставимость полученных данных с данными международных оценок.
Данная модель для анализа взаимодействия вузов с регионами учитывает специфику целей и функций ведущих вузов страны и позволяет:
1) определить для ведущих вузов ключевые направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития;
2) оценить степень вклада ведущих вузов в развитие ключевых направлений/сфер на основе показателей эффективности программ развития университетов;
3) выработать рекомендации для вузов, а также ведомств, ответственных за реализацию образовательной политики, по повышению эффективности программ развития ведущих вузов для регионов, отраслей и институциональной структуры в соответствии с потребностями регионального развития.
В значительной степени Методику ОЭСР отражает методика, предложенная О. В. Перфильевой и Т. А. Мешковой, для анализа опыта взаимодействия действующих федеральных университетов (ФУ) с соответствующими регионами России [6]. Данная методика позволяет не только оценить степень взаимодействия уже существующих ФУ с регионами, но также осуществить сравнительный анализ стратегических социально-экономических показателей развития и потребностей субъектов РФ, планирующих инициативы по созданию ФУ, и соответствующих возможностей системы ВО в отдельных регионах.
О. Ю. Челнокова, А. А. Фирсова. Типология подходов к анализу влияния университета
Согласно этой методике анализ опыта взаимодействия вузов с регионами включает несколько этапов.
Анализ стратегических социально-экономических показателей развития и потребностей субъектов РФ, на территории которых существуют вузы, в проведении передовых научных исследований и/или реализации образовательных программ, включающий:
- анализ социально-экономических показателей развития. Анализ проводится на основе стандартных показателей официальной статистики. Также используются действующие или разрабатываемые стратегии социально-экономического развития регионов, стратегии и концепции социально-экономического, научно-технического развития, развития образования;
- анализ внешнесистемных факторов взаимодействия вуза и региона, для целей анализа условно объединенные в четыре группы (политические, экономические, социальные, технологические) по трем уровням: глобальные, национальные, региональные.
Анализ возможностей, предоставляемых существующей системой высшего образования, для решения стоящих перед регионом задач, включающий:
- анализ внутрисистемных факторов взаимодействия вуза и региона;
- анализ существующих и перспективных сфер взаимодействия вуза и региона, осуществляемый по 4 сгруппированным направлениям:
- участие в решении политических задач региона;
- участие в развитии экономики региона;
- участие в решение социальных проблем региона;
- участие в научно-техническом и инновационном развитии региона.
Каждое из этих направлений включает спектр задач политического, экономического, социального, а также технологического и инновационного характера, которые решаются или могут решаться более эффективно при участии вуза. Определение наиболее актуальных задач, требующих совместных усилий вуза и региональных акторов, осуществляется в каждом конкретном случае с учетом региональной специфики.
Эмпирические методы экономического познания — это методы познания экономической реальности, действующие на уровне опыта. Существует два основных эмпирических метода: экономическое наблюдение и экономический эксперимент, а важнейшей их составляющей является процедура измерения. Таким образом, данный метод находится в тесной взаимосвязи с количественным методом экономического исследования.
Применительно к рассматриваемому предмету исследования к эмпирическому методу можно отнести эксперимент, проводимый по заданию Министерства образования и науки РФ, по организации статистического наблюдения за развитием высшего образования в регионах РФ [7]. Этот эксперимент получил свое дальнейшее развитие в предложенной российскими исследователями методике оценки развития высшего образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов РФ [8].
Отличительной особенностью данной методики является то, что в качестве индикаторов развития образования используются относительные величины, которые по способу расчета представляют собой показатели структуры (распределения) или удельные параметры, соизмеряющие одно явление по отношению к другому. Все это создает возможность для сравнительного анализа, предполагающего оценку результативности явления и степени приближения к оптимальному значению в исследуемой совокупности.
Информация о достигнутых значениях показателей представляется по каждому субъекту РФ и в разрезе федеральных округов, что позволяет на основе количественных сравнений выявить «ведущие звенья» и «узкие места» по каждому тематическому рейтингу или отдельному индикатору и, как следствие, позиционировать соответствующий регион среди субъектов исследуемой совокупности.
Результаты
Повышение вклада университетов в развитие местных сообществ, городов и территорий - одна из основных общих задач развития высшего образования в глобальном контексте. Всю совокупность подходов к оценке влияния университета на инновационное региональное развития можно подразделить на количественные, качественные, теоретические и эмпирические методы и подходы.
Создание механизмов, позволяющих выявлять и отслеживать тенденции изменения индикаторов развития образования по регионам (в том числе развития системы высшего профессионального образования), дает возможность оценить вклад высшего образования (вклад вуза) в развитие региона, позволяет регулировать позиции субъектов РФ среди регионов, а также разрабатывать инструменты оценки и модели прогнозирования влияния национальных исследовательских университетов на инновационное развитие регионов.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 12-06-33052 мол_а_ вед.
Список литературы
1. Орехов А. М. Методы экономических исследований : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2009. 392 с.
2. Майбуров И. А. Мировые тенденции развития высшей школы. Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2002. 233 с.
3. Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD, 2007. URL: http:// www.oecd.org/document/33/0,3746, en_21571361_50 115957_39378401_1_1_1_1,00.html (дата обращения: 28.10.2013).
4. Goddard J. B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35, № 4. Р. 475-496.
5. Перфильева О. В. Комплексная оценка роли Северо-Восточного федерального университета
им. М. К. Аммосова в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории ДВФО. Методология исследования // Вестн. международных организаций. 2013. № 1 (40). С. 100-114.
6. Мешкова Т. А., Перфильева О. В. Анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами на примере опыта федеральных университетов в России. URL: http://univer.academy.ru/Documents (дата обращения: 28.10.2013).
7. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования // Вестн. образования. 2006. Тематическое приложение к № 1. С. 63-125.
8. Лоханина И. М. Рейтинг регионов в системе мониторинга развития высшего профессионального образования субъекта Российской Федерации // Вопр. образования. 2007. № 4. С. 217-239.
The Approaches to the Analysis of the University Influence on Regional Development O. Yu. Chelnokova
Сandidate of Economic Science, Associate Professor,
Department of Economic Theory and National Economy,
Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: o.chelnokova@mail.ru
A. A. Firsova
Doctor of Science, Professor, Department of Finance and Credit, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia E-mail: a.firsova@rambler.ru
Introduction. The contribution of universities to the generation of innovation and knowledge transfer, the economic development of the region and the country at the regional level is seen as essential to innovation-based growth, so compiling the classification of the main approaches to the analysis is the actual impact. Theoretical analysis. Depending on the approaches used all methods of analysis of the impact of the university on innovative regional development is subdivided into quantitative and qualitative methods, as well as empirical and theoretical methods of economic knowledge. From this perspective, the article provides an overview of few methodologies for analyzing of universities impact in region development, such as methodology of I. A. Mayburov, the methodology of the OECD project «Review of the role of universities in regional development», an integrated model of multifunctional and multi-level participation of universities in regional development in the context of the needs of the region by O. V. Perfilieva, techniques to analyze the experience of interaction existing federal universities with relevant regions of Russia O. V. Perfilieva and T. A. Meshkova, as well as methods of assessing the development of higher education at the regional level by constructing the ratings of subjects of the Russian Federation. Results. Creating mechanisms to identify and monitor trends in the development of education indicators by region provides an opportunity to assess the university's contribution to the development of the region and to develop assessment tools and models predict the effects of national research universities on the innovative development of the regions. Key words: university, innovation activity, regional development
The reported study was supported by RFBR, research project №.12-06-33052 Mon_a_eed.
References
1. Orekhov A. M. Metody ekonomicheskikh issledovanii. Uchebnoe posobie [Methods of Economic Research. Textbook.]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009. 392 p.
2. Mayburov I. A . Mirovye tendentsii razvitiia vysshei shkoly [Global trends in higher education]. Yekaterinburg, State USTU Publ., 2002. 233 p.
3. Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD, 2007. Available at: http://www.oecd.org/document/3370, 3746 , en_215713 61_50115957_39378401_1_1_1_1, 00.html (accessed: 28 October 2013).
4. Goddard J. B., Chatterton R The response of universities to regional needs. European Journal of Education, 2000, vol. 35, no. 4, pp. 475-496.
5. Perfilieva O.V. Kompleksnaia otsenka roli Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Am-mosova v innovatsionnom, nauchno-obrazovatel'nom i sotsiokul'turnom razvitii territorii DVFO. Metodolo-giia issledovaniia [Comprehensive assessment of the role of the North-Eastern Federal University number after M. K. Ammosov in innovation, research and educational and socio-cultural development of the territory of the RFE. Research Methodology]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [Bulletin of interna-
tional organizations], 2013, no. 1 (40), pp. 100-114.
6. Meshkova T. A., Perfilieva O. V. Analiz perspektivnykh napravlenii vzaimodeistviia vuzov s regionami na primere opyta federal'nykh universitetov v Ros-sii (Analysis of the promising areas of cooperation with universities regions based on the experience of federal universities in Russia). Available at: http:// univer.academy.ru/Documents (accessed: 28 October 2013).
7. Reiting sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po pokaza-
teliam razvitiia obrazovaniia [Rating of the Russian Federation in terms of the development of education]. Vestnik obrazovaniia [Herald education], 2006 , Topical application in no. 1, pp. 63-125.
8. Lohanina I. M. Reiting regionov v sisteme monitoringa razvitiia vysshego professional'nogo obrazovaniia sub"ekta Rossiiskoi Federatsii [Rating regions in monitoring the development of higher education of the Russian Federation]. Voprosy obrazovaniia [Problems of Education], 2007, no. 4, pp. 217-239 .
УДК 005.6
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
С. М. Гвоздева
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский государственный университет E-mail: gvsveta@inbox.ru
Введение. Управление качеством является одной из ключевых функций обслуживания населения предприятиями сферы услуг. В первую очередь, повышение качества предоставления услуг предприятиями общественного питания является средством достижения и поддержания конкурентоспособности. В России внимание к управлению качеством в ресторанном деле возрастает в связи с развитием ресторанных сетей. Управление качеством услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей, - один из главных критериев экономического процветания предприятия общественного питания. Теоретический анализ. На основе обобщения существующих российских и международных стандартов даны определения услуг общественного питания, качества обслуживания, выделены преимущества от внедрения международных стандартов, основные направления в организации качества обслуживания клиентов на основе стандартов ИСО. Обсуждение результатов. Результатом проведенного исследования является выявление наиболее значимых для предоставления услуг предприятиями общественного питания принципов TQM: выделение требований к качеству обслуживания в соответствии с международным опытом, признание работы стандартов при отлаженной корпоративной культуре и применение в качестве контрольной функции программы mystery shopping. Ключевые слова: стандарты обслуживания предприятий общественного питания, стандарты качества, принципы TQM, требования к обслуживанию персонала, система качества обслуживания, корпоративная культура, контроль качества.
Введение
Управление качеством является одной из ключевых функций обслуживания населения предприятиями сферы услуг. В первую очередь, повышение качества предоставления услуг предприятиями общественного питания является средством достижения и поддержания конкурентоспособности. В России внимание к управлению
качеством в ресторанном деле возрастает в связи с развитием ресторанных сетей. Управление качеством услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей, - один из главных критериев экономического процветания предприятия общественного питания.
Теоретический анализ
Анализ современной экономической литературы по проблеме управления качества услуг позволяет выделить в качестве основополагающих российские и международные стандарты.
Согласно Международному стандарту ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», качество услуги - это совокупность характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В международном стандарте ИСО 8402-94 также принят термин «качество обслуживания», которое рассматривается как совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
Согласно ГОСТ 30523-97, услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребителя в питании и проведении досуга. К услугам общественного питания относят:
- услуги питания;
- услуги по изготовлению кулинарной продукции;
- услуги по организации потребления и обслуживания;
© Гвоздева С. М, 2013