УДК 378.4
Формирование федеральной сети научно-образовательных центров в условиях
интеграции науки и образования
Краснобаева И.А., ст. преподаватель, E-mail: [email protected],
Платонова Н.А., д.э.н., проф., проректор по научно-исследовательской работе,
prorektor_nir@mail .ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса и туризма»,
г. Москва
В статье рассмотрены вопросы формирования федеральной сети научнообразовательных центров в условиях интеграции науки и образования, проанализированы основные направления интеграции науки и образования на современном этапе развития инновационной экономики в РФ, обозначены институциональные проблемы создания научно-образовательных центров и университетских комплексов и даны описательные характеристики организационных форм научно-образовательных центров.
Ключевые слова: наука, образование, исследовательские университеты, организационно-экономические отношения.
The article highlights the issues of forming the federal network of scientific and educational centers for the integration of science and education. In addition, the authors identify key areas in the integration of science and education in the current innovation economy in Russia. The article shows the institutional objectives for the establishing scientific and educational centers as well as university partnerships. The authors describe the organizational forms of the scientific and educational centers.
Key Words: science, education, research universities, institutional and economic relations.
Полная интеграция науки и образования сегодня предполагает формирование федеральных и национальных исследовательских университетов, создание которых осуществляется в РФ по указу Президента с целью радикального повышения качества уровня образовательного процесса и повышения эффективности реализации инновационных программ. Поскольку федеральные и национальные университеты создаются в соответствии с парадигмой регионализации и интеграции образования, следует провести анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего экономические отношения в области интеграции науки и образования.
На федеральном уровне организационно-экономические отношения, связанные с претворением в жизнь концепции интеграции науки и образования,
регулируются тремя группами норм:
1) специальными нормами законодательства о науке и законодательства об образовании, посвященными интеграции этих сфер деятельности и созданию интегрированных научно-образовательных структур;
2) нормами законодательства, определяющими правовое положение ОУ ВПО и научных организаций;
3) нормами других отраслей законодательства, регулирующими вопросы правового статуса и деятельности научных и образовательных учреждений.
К первой группе законодательные актов относятся федеральные законы о науке, Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». К нормативным правовым актам относятся: постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 676 «Об университетских комплексах».
Региональное законотворчество в сфере интеграции науки и образования наряду с воспроизводством соответствующих федеральных норм отражает правовые инициативы регионов и субъектов федерации. Проблема заключается в том, что они носят фрагментарный характер и демонстрируют отсутствие единого комплексного подхода к решению ключевых проблем создания правовых механизмов интеграции науки и образования.
В целях более четкого определения самого предмета правового регулирования и устранения противоречий в сфере законодательства о науке и образовании необходимо разработать единую терминологию и понятийный аппарат в указанных отраслях и сформулировать «рабочее» понятие категории «интеграция науки и образования» и раскрыть ее содержание.
В зависимости от ведомственной принадлежности субъектов интеграции можно выделить два ее вида: межотраслевую (межведомственную) и отраслевую (внутриведомственную). Рассмотрев эти понятия, закрепленные в законодательстве, можно определить и их содержание.
Законодательство о науке трактует понятие «межотраслевая интеграция» науки и образования в узком смысле, как взаимодействие этих двух сфер только между собой как сотрудничество научных организаций только с вузами, исключая взаимодействие научных инфраструктур с образовательными учреждениями других
уровней.
С другой стороны, законодательство в сфере образования, а также отдельные нормативные акты субъектов РФ используют понятие «межотраслевая интеграция» науки и образования в более широком смысле для обозначения процедур взаимодействия научных и образовательных учреждений не только между собой, но и процессов сближения этих сфер с производством, культурой, бизнесом и социальной сферой. Таким образом, документы, регулирующие государственную политику в сфере образования, расширяют спектр функций государственного управления интеграционными процессами.
Межотраслевая интеграция предполагает сотрудничество научных организаций и вузов различной ведомственной принадлежности. Формами такой интеграции научной и образовательной деятельности может быть совместная деятельность государственных вузов и научные организаций (подразделений РАН) в виде научных исследований; участие научных работников в педагогической деятельности вузов; привлечение студентов, аспирантов вузов к научноисследовательской деятельности научных организаций; совместное использование так называемых «центров превосходства» (оснащенных на высоком техническом и технологическом уровне лабораторий) и пр. Важной организационно-правовой формой межотраслевой интеграции государство признает создание научнообразовательных структур (учебно-научно-инновационных комплексов, научнообразовательных центров и др.).
Внутриотраслевая интеграция предполагает взаимодействие научной и образовательной деятельности, которая осуществляется в рамках одного учреждения или организации. Указанная форма интеграции реализуется путем совместной деятельности научными и образовательными учреждениями одной отраслевой принадлежности сферы образования и сферы науки.
Таким образом, полная интеграция принимает форму межотраслевой интеграции, проблемы которой являются объектом совершенствования российского законодательства с целью компенсации существующего неравенства правовых возможностей научных и образовательных организаций.
Действующее законодательство (например, ст. 9 и 13 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») предусматривает широкие права и обязанности образовательных учреждений в области ведения научных исследований.
Причем предусмотрено раздельное бюджетное финансирование образовательной и научной деятельности в вузах, как разных видов деятельности. С другой стороны, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 202-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» не предоставил научных организациям и подразделениям РАН право ведения образовательной деятельности по программам ВПО. Это обстоятельство серьезно затрудняет возможность использования уникального отечественного потенциала (ресурсного, кадрового) для подготовки специалистов для инновационной экономики России.
В настоящее время федеральные органы власти уже рассматривают вопрос о возможности наделения научных организаций дополнительным правом ведения образовательной деятельности вуза, а также правом создания специализированных вузов или образовательных структур на базе НИИ и КБ. Предполагается, что такое дополнение в законодательство позволит наделить научные и образовательные структуры равными имущественными (на основе договоров) правами, что облегчит развитие процесса интеграции науки и образования.
На федеральном уровне вопросы, связанные с претворением в жизнь концепций интеграции науки и образования, должны регламентироваться социальными нормами законодательства о науке и образовании; нормами законодательства, определяющими правовое положение образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных учреждений; нормами других отраслей законодательства, регулирующими отдельные вопросы правового статуса и деятельности научных организаций и вузов.
С этой целью в декабре 2007 года был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам интеграции науки и образования». Федеральный закон направлен на законодательное обеспечение деятельности федеральных университетов (ФУ), созданных по решению Президента РФ и представляющих собой отдельные научно-образовательные центры. На совместном заседании Попечительских советов Южного и Сибирского ФУ в апреле 2008 года Президент России Д. Медведев заявил, что уже принято решение о создании целой сети университетов этого типа. Этим же законом вводится новая категория учебных заведений - национальный исследовательский институт. Указом Президента РФ от 7 октября 2008 года созданы два университета этой категории - на базе МИФИ и МИСиС. Таким образом, в России создается сеть федеральных и национальных исследовательских университетов, которые станут ядром будущих научно-
образовательных центров (НОЦ).
Принципиальной особенностью создаваемых научно-образовательных центров, структуру которых можно сравнить с холдинговыми формами в бизнесе, является сочетание его федерального уровня и отраслевой направленности, которое достигается путем максимального сближения производственных и образовательных целей и эффективного использования кадрового, инновационного и научнотехнического потенциала базового региона. Научно-образовательный центр создается как сетевой регионально распределенный инновационный образовательнонаучный комплекс, реализующий программу многоуровневого образования. Он объединяет профильные высшие учебные заведения, учреждения среднего и начального профессионального образования. Ядром НОЦ должны стать федеральные и национальные исследовательские университеты49.
Сегодня в научных трудах и нормативных актах существует двойное толкование понятия НОЦ. Понятие научно-образовательного центра, как части деятельности вуза, дано в ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». НОЦ - это структурное подразделение, часть структурных подразделений или совокупность структурных подразделений научной, научнопроизводственной организации или вуза, осуществляющее проведение исследований по общим и научным направлениям, подготовку кадров и т.д. С другой стороны, научно-образовательный центр - это объединение федеральных, национальных исследовательских университетов, а также других специализированных вузов с научными учреждениями, к которому стремится государство в реализации концепции модернизации ВПО. Объектом исследования данного раздела является именно эта форма НОЦ.
Целями создания НОЦ на региональном и отраслевом уровне являются:
• кадровое обеспечение отрасли;
• инновационное комплексное социально-экономическое развитие региона на основе интеграции науки, образования, производства;
• эффективное обеспечение стратегического партнерства с бизнес-сообществом;
• многоуровневая подготовка квалифицированных кадров в рамках единого образовательного пространства с учетом региональных потребностей;
49 Стенографический отчет о совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России.
24 июля 2007 года. М: Московский инженерно-физический институт, 2008.
• системное влияние на экономику страны.
Целесообразность создания и развития сети НОЦ в нашей стране обусловлена инновационными потребностями российской экономики, главной проблемой которой является кадровый голод в регионах и отраслях. Для проекта создания и развития НОЦ весьма актуальной является концепция сетевого сотрудничества исследователей и университетского ППС, позволяющая не только решить названную выше ключевую проблему экономики, но и повысить качество междисциплинарных исследований. Применение методов сетевого управления в сфере науки и образования поможет государству в недалеком будущем создать технологические платформы в виде научно-исследовательских и образовательных комплексов, объединяющих усилия бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских организаций с целью инновационного развития экономики.
Серьезным препятствием на пути интеграции научных и образовательных учреждений является низкая степень координации и взаимодействия органов управления ВПО (Минобрнауки России и Рособразование) с органами управления научно-исследовательскими учреждениями (Президиум РАН, Совет директоров институтов РАН). Это приводит к неэффективному расходованию государственных средств. Кроме этого, существует нормативно-правовое неравноправие НИИ и вузов, которое выражается в дисбалансе и неравенстве возможностей при реализации научно-образовательных проектов. Отсутствие механизмов повышения мотивации вузов к интеграции с научными учреждениями также не способствует повышению эффективности интеграционных процессов.
Для осуществления «инновационного скачка» в данной сфере необходимо устранить имеющиеся препятствия и создать необходимые условия для их преодоления. При этом некоторые эксперты рассматривают несколько вариантов. Например, введение в аккредитационные показатели вуза наличие интегрированных образовательных структур и показателей их эффективного функционирования. Это позволит сократить количество вузов, претендующих на статус «университет» или на подготовку магистров по научным направлениям. Другим вариантом является предоставление в рамках федеральных и ведомственных целевых программ преимуществ тем вузам, которые реализуют те или иные научные и образовательные проекты с участием научно-исследовательских учреждений. Это должно способствовать развитию сети федеральных и национальных университетов.
50 Там же.
Как уже отмечалось выше, осуществление межотраслевой интеграции науки и образования, одной из форм которой является создание НОЦ, является мощным инструментом реформирования обеих сфер. Правовые предпосылки создания таких интегрированных структур определены Федеральным законом о науке, который предусматривает их формирование на базе научных организаций отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, а также на безе научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 2 ст. 11). Однако названный закон не решает ключевых проблем, связанных с установлением правового статуса учебно-научных комплексов, а также с созданием правового механизма их финансирования и материально-технического обеспечения.
Основные направления интеграции образовательной и научной деятельности, а также цели развития вузовской науки и образовательных центров были сформулированы в постановлении Совета Российского Союза ректоров от 11 мая 2005 года. В частности, в рамках усиления интеграционной роли вузов предлагается научным подразделениям вузов (НИИ, проблемным лабораториям и пр.) присвоить статус научно-образовательных центров, сохранив при этом сметное финансирование научных институтов в структуре НОЦ. Отечественная и зарубежная практика показывают, что государственная поддержка таких интеграционных структур позволяет увеличивать долю вузов в структуре затрат на науку в России. К слову, удельный вес российских вузов в общей сумме затрат на отечественную науку в среднем втрое ниже, чем в США и почти впятеро, чем в странах Евросоюза.51
Поэтому среди первоочередных направлений развития интеграционных процессов в сфере науки и образования следует выделить необходимость сохранения и увеличения бюджетного финансирования всего комплекса мероприятий по интеграции, в т.ч. увеличить расходы на реализацию проектов по созданию НОЦ как центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и информационными технологиями.
На совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России Президент Д. Медведев заявил о начале формирования действительно инновационной инфраструктуры развития экономики, в том числе и в форме сети новых научных и научно-образовательных центров, к числу которых относятся недавно созданные федеральные университеты и создаваемые национальные
51 Вивлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе.// Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 114—118.
116
исследовательские университеты (на базе МИСиС и МИФИ).
Создание технологического и ядерного национальных исследовательских университетов является принципиально новым этапом реализации приоритетного национального проекта «Образование». Университеты нового типа призваны стимулировать, прежде всего, социально-экономическое развитие соответствующих отраслей, а также способствовать внедрению практических инноваций, основанных на фундаментальных знания.
Такой путь развития интеграции науки и образования способен сформировать экономику знаний, экономику, основанную на инновациях. Названные ведущие университеты послужили базой, экспериментальной площадкой для формирования имеющих стратегическое значение новых форм интеграции. Наряду с Российской академией наук МИСиС и МИФИ являются частью научного сообщества РФ и обеспечивают проведение фундаментальных исследований, привносящих неоценимый вклад в создание интеллектуальных ресурсов страны, в разработку новейших наукоемких технологий, в обеспечение продуктивного использования их результатов.
Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки. Образования, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы и т.д. Данная категория введена Федеральным законом от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов».
Положение о конкурсном отборе программ университетов, в т.ч. порядок и условия их финансирования, утверждается Правительством РФ. Перечень показателей, критериев и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Они также осуществляют функции по выработке государственной политики и основы нормативно-правого регулирования в сфере образования. Университет может быть лишен статуса национального исследовательского Правительством РФ по результатам оценки эффективности реализации программы развития.
Идея выделения ряда университетов страны в статус исследовательских имеет свою историю и на каждом этапе экономического развития ставилась в соответствии
с потребностями общества. Если обратиться к историческим справкам, то мы увидим, что суть классического исследовательского университета заключается, прежде всего, в интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований. Известно, что концепцию классического исследовательского университета впервые сформулировал В. Гумбольдт в Х1Х веке. Однако для категорирования исследовательских вузов на современном этапе развития инновационной экономики России следует применять неаффилированную систему критериев, учитывающую научно-образовательный и инновационный потенциал вуза, его географическое положение, плановые направления экономического развития региона и пр. Общая критериальная оценка представляет собой сосокупность характерных признаков и показателей, которые могут быть выражены количественно или качественно.
В работе Г.В. Майера52 предлагаются следующие критерии (со структуризацией) исследовательского университета:
1) наличие ведущих научных и научно-педагогических школ, являющихся лидерами в ключевых направлениях фундаментальной науки и технологий;
2) наличие инфраструктуры и материально-технической базы фундаментальных и прикладных научных исследований;
3) интеграция научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки и наличие инфраструктуры подготовки кадров высшей квалификации;
4) наличие информационной базы учебно-научной деятельности и возможностей передачи информации научно-образовательному сообществу;
5) наличие системы отбора и научной поддержки талантливой молодежи на уровнях довузовского, вузовского, послевузовского образования:
6) интеграция в мировое научно-образовательное пространство, сотрудничество с мировыми научно-образовательными центрами и фондами;
7) высокий уровень учебного процесса.
Национальный исследовательский университет создается как сетевой регионально распределенный инновационный научно-образовательный комплекс, реализующий программу многоуровневого образования. Принципиальной
Майер Г.В. О критериях исследовательского университета // Университетское управление. 2003. № 3(26). С. 6—9.
особенностью создаваемой сети национальных исследовательских университетов и на ее основе регионально распределенного научно-образовательного холдинга станет сочетание его федерального уровня и отраслевой направленности, что будет достигнуто путем максимального сближения производственных и образовательных целей и эффективного использования кадрового и научно-технического потенциала региона.
Упомянутый выше Федеральный закон № 18-ФЗ устанавливает также категорию «федеральный университет».
Федеральный университет (ФУ) -- высшее учебное заведение, которое:
• реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;
• обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского
профессионального образования;
• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;
• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по
широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;
• является ведущим научным и методическим центром.
Вузы названной категории, по мнению авторов проекта создания федеральных университетов, должны занять верхнюю позицию в иерархии российских вузов. Создаются они в форме автономных учреждений, что дает им право самостоятельно распоряжаться своими доходами и распределять средства. В состав федеральных университетов включаются не только вузы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, а также их региональных отделений. Ректора ФУ назначает Правительство РФ сроком на 5 лет. Вводится выборная должность президента, формируется Попечительский совет с целью привлечения и управления дополнительными финансовыми ресурсами. В настоящее время в России, в Сибирском и Южном федеральных округах с 2006 года успешно функционируют два федеральных университета - СФУ и ЮФУ.
119
В нашем понимании термин «федеральный» подразумевает университет мирового уровня, то есть одну из форм динамического университета.
Категория «федеральный университет» в научной литературе и научных трудах еще не достаточно исследован и потому требует глубокого и детального изучения. Следует не только восполнить этот пробел, но и дать научнометодологическое обоснование процесса создания этой приоритетной формы образовательных учреждений. Надо отметить, что к этой категории отнесены университеты, которые помимо очень высокого уровня образовательных услуг, имеют возможность осуществлять высочайшего уровня фундаментальные научные исследования. Как уже было замечено, это многопрофильные научнообразовательные комплексы, основной задачей которых является формирование оверстрата для экономики.
И федеральным, и национальным исследовательским университетам дано право по собственным программам и стандартам, которые должны быть по уровню не ниже федеральных. Порядок поступления в эти вузы остаются обычными. Однако отличительной чертой вузов обеих категорий должна стать их максимальная адаптация к динамичным изменениям в научной и образовательной среде, а также формирование научной элиты российского общества.
Рассмотренные интеграционные формы национальных и федеральных университетов в перспективе станут ядром создания мощных научнообразовательных центров, чьей главной задачей является радикальное, скачкообразное повышение научного потенциала в отраслях экономики и регионах России.
В контексте формирования сети исследовательских университетов по всей территории России рассматривается еще одна прогрессивная форма интеграции - это формирование и развитие учебно-научно-исследовательских комплексов.
Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 676 «Об университетских комплексах» определяет университетский комплекс как новую образовательную форму, объединяющую «образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения»
Следует отметить, что первые университетские комплексы возникли еще в 1993 году в отдельных регионах России с целью формирования непрерывного профессионального образования, а также с целью интеграции образования и научно-практической подготовки студентов. При этом был использован зарубежный опыт создания эффективных, гибких и жизнеспособных
организационных форм вузов.
Разработчиками концепции университетских комплексов предусмотрено их деление на федеральные, региональные, межрегиональные и отраслевые. Для региональных университетских комплексов предлагается три формы:
1) университетский комплекс - университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений;
2) университетский комплекс - объединение
образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образующих ассоциацию с правами юридического лица;
3) университетский комплекс - университетский
образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объединяющий образовательные и иные организации независимо от форм собственности и реализующих образовательные программы различных уровней. 53
Создание университетских комплексов явилось ответом образовательной и научной среды на социальные и экономические «вызовы» XXI века, которые привели к необходимости создания всесторонне продуманной региональной образовательной модели университетского комплекса. Социальный заказ со стороны российского общества требует интеграции разных форм, типов и уровней образовательных учреждений, координации методов и программ повышения эффективности образования. Поэтому отличительной чертой университетского комплекса является включения в единое образовательное пространство и образовательных учреждений разных ступеней, и научных организаций, и
53 Ковалевский В.П. проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление. 2003. № 2(25). С. 25—30.
предприятий, входящих в его состав. Отличия этой новой модели от университета в его классическом понимании заключаются в возможности предоставления обучающимся многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего); наличии условий для продвижения и диффузии инновационной идеи на рынок (коммерциализация реализации научно-технических разработок); реализации единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и в проведении работ по достижению параметров этих моделей; осуществлении комплексного подхода для развития творческих способностей обучающихся и др.
Высшие учебные заведения являются неотъемлемой частью инфраструктуры современного крупного города или региональноадминистративного образования. Степень их развитости является чутким индикатором научно-технического и социально-культурного развития региона. Поэтому крупные города и регионы, имеющие конкурентоспособные вузы, имеют и высокую инвестиционную привлекательность и при прочих равных условиях приобретают возможности для ускоренного демографического и социальноэкономического развития. Сегодня университетские комплексы успешно работают во многих регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском и Красноярском краях.
Университетские комплексы являются новой перспективной формой интеграции науки, образования и промышленности на региональном уровне. Спектр их деятельности может быть представлен тремя компонентами: научный модуль, учебно-методическая база, инновационно-технологический модуль. Научный модуль учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) является основным системообразующим элементом данной интеграционной структуры. Организационным оформлением данного модуля является комплекс центров трансфера технологий в пилотных регионах на базе региональных университетов. Учебно-методическая база объединяет лабораторные комплексы, учебники и пособия, инструменты дистанционного образования и информационные системы. Инновационно-технологический модуль формируется путем развития инновационного цикла вуза в образовательной и научно-технической сферах на базе интеграции образовательного, научного, научно-технического и
инновационного процесса. Важной составляющей данного модуля является
-54
успешная коммерциализация прикладных научных исследований .
Рассмотренные организационные формы и составляющие элементы сети научно-образовательных центров сегодня функционируют в значительной степени автономно. Авторы работы отмечают, что для полной их интеграции и конвергенции в научно-образовательный холдинг важно не только осуществить комплекс организационных мероприятий, но и диверсифицировать источники финансирования и за счет этого формировать новый финансово-экономический механизм поддержки реализуемого проекта по созданию НОЦ в рамках национального проекта «Образование» в виде венчурного финансирования, лизинга, кредитования, страхования, привлечения средств международных организаций, благотворительных фондов, а также создания так называемого эндаумента, то есть фонда целевого капитала. Поэтому необходимо сформировать долгосрочные программы развития НОЦ и предусмотреть корректировку объемов финансирования по результатам мониторинга их деятельности.
Литература
1. Вивлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе.// Вопросы экономики. 2002. № 8.
2. Ковалевский В.П. проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление. 2003. № 2(25).
3. Майер Г.В. О критериях исследовательского университета // Университетское управление. 2003. № 3 (26).
54 Ковалевский В.П. проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление. 2003. № 2 (25). С. 25—30.