Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза'

Организационно-правовые основы функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО / НАУЧНОГО И ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SCIENCE AND EDUCATION CENTRE / INTEGRATION OF ACADEMIC / RESEARCH AND INNOVATIVE IMPLEMENTATION POTENTIAL OF AN INSTITUTE / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Лобанов Алексей Александрович, Шавыркина Екатерина Викторовна

В статье раскрываются цели, задачи, принципы функционирования Научно-образовательного центра «Гуманитарные науки и образование» в условиях педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Лобанов Алексей Александрович, Шавыркина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and Legal Fundamentals of Functioning a Science and Education Centre in a Teachers Training Institute

The article discusses aims, goals, principles of functioning of the Science and Education Centre named "Humanities and Education" based on a Teachers' Training Institute.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА*

Т. И. Шукшина, А. А. Лобанов, Е. В. Шавыркина

(Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье раскрываются цели, задачи, принципы функционирования Научно-образовательного центра «Гуманитарные науки и образование» в условиях педагогического вуза.

Ключевыге слова: научно-образовательный центр; интеграция учебного, научного и инновационновнедренческого потенциала вуза; гуманитарные технологии.

Модернизация высшего профессионального образования в значительной степени связана с инновационным подходом к системе обучения и подготовки конкурентоспособных кадров. Современный вуз — это не только образовательное учреждение, но и научно-исследовательский центр, который реализует крупные исследовательские проекты. Именно научно-исследовательские центры нового типа, по мнению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, призваны «стать опорными звеньями инновационной системы страны».

Для объединения и координации усилий структурных подразделений вуза по проведению научных исследований и образовательной работы в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева создан Научнообразовательный центр (НОЦ) «Гуманитарные науки и образование». В своей деятельности он руководствуется действующим законодательством, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Уставом института, а также положением, регламентирующим его функционирование.

НОЦ является организационной формой интеграции и координации усилий учебного, научного и инновационно-внедренческого потенциала подразделений

института для совместных действий в образовательной и научной областях, включая международную деятельность и популяризацию научных знаний. В его работе принимают участие все факультеты, кафедры, центры, лаборатории, которые осуществляют научные исследования и организуют учебный процесс по тематике, направленной на осмысление проблем в области гуманитарных наук и образования.

Основной целью центра является высококачественная подготовка молодых специалистов и специалистов высшей квалификации в области гуманитарных наук на основе интеграции научнопедагогического потенциала подразделений института в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, коммерциализации их результатов, разработке новых программ, технологий и методов, развивающих и объединяющих научные исследования и учебный процесс, методическое обеспечение образовательного процесса и развитие международного сотрудничества.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

1) развитие и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных НИР в области гуманитарных наук, а также исследований в сфере образования;

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).

© Шукшина Т. И., Лобанов А. А., Шавыркина Е. В., 2009

11111111111* № 4,

2) обеспечение взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным процессом на всех его стадиях, включая использование результатов совместных научно-исследовательских работ в лекционных курсах, экспериментальной базы для выполнения учебно-исследовательских, лабораторных, курсовых и дипломных работ, производственной и преддипломной практики;

3) привлечение квалифицированных сотрудников научных организаций к чтению спецкурсов и руководству учебноисследовательскими, курсовыми и дипломными работами, практикой студентов и стажировкой аспирантов;

4) укрепление материально-технической базы образовательного процесса, научных исследований и технологических разработок в области образования и гуманитарных наук в вузе;

5) повышение уровня учебно-методической работы путем создания новых учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях;

6) обеспечение подготовки и переподготовки кадров для отечественной сферы образования в тесном взаимодействии с органами управления образованием и реальным сектором экономики;

7) трудоустройство выпускников в образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, научно-исследовательские центры, научные парки и др.;

8) организация эффективного взаимодействия с другими НОЦ и вузами для разработки образовательных стандартов нового поколения, реализации студенческого обмена и обучения бакалавров по программам специализированной магистерской подготовки, а также аспирантов и докторантов в области гуманитарной подготовки;

9) осуществление международного сотрудничества в области гуманитарных наук и образования путем выполнения контрактов, участия в работе международных конференций, организации меж-

дународного обмена сотрудниками, студентами и молодыми учеными с профильными университетами и лабораториями, международными научными и образовательными организациями и фондами;

10) популяризация научных знаний и довузовская профориентационная работа, проведение школьных, вузовских олимпиад, научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых ученых, мастер-классов и выставок, разработка и практическая реализация мер по мотивации талантливой молодежи на осуществление профессиональной карьеры в области гуманитарных наук и образования.

НОЦ поддерживает тесные связи с образовательными и научными учреждениями России: Институтом теории и истории педагогики РАО (г. Москва), Институтом национальных проблем образования (г. Москва), Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева (г. Саранск), Российским государственным гуманитарным университетом (г. Москва), Мордовским республиканским институтом образования (г. Саранск), НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (г. Саранск), Московским педагогическим государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена (г. С.-Петербург) и др.

Только за 2008/09 учебный год участники НОЦ выступили в качестве организаторов трех международных конференций: Осовских педагогических чтений, научно-практической конференции «Этнокультурное и этноконфессиональ-ное образование: проблемы и перспективы развития» и научно-практической конференции «Здоровье молодежи — здоровье нации». Большой интерес у преподавателей и студентов вызвал международный научный семинар «Проблемы культуры детства».

В настоящее время научная работа НОЦ проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образова-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ния на 2006—2010 гг., Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

Основными принципами организации научной деятельности являются совмещение выполняемых фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с образовательным процессом для повышения качества подготовки молодых специалистов и специалистов высшей квалификации; нацеленность на коммерциализацию результатов исследований и разработок, их ориентация на потребности реального сектора экономики; привлечение к исследованиям студентов, аспирантов и молодых специалистов.

Среди принципов организации образовательной деятельности НОЦ выделяются модернизация базовых учебных программ и внедрение новых учебных дисциплин; совершенствование учебнометодической работы; инновационная направленность учебного процесса, развитие методов индивидуальной целевой подготовки и внедрение инновационных образовательных технологий, включая технологии гуманитарного обучения; внедрение дистанционного обучения; создание современных практикумов, в том числе по проектированию гуманитарных технологий в сфере образования; создание специальных междисциплинарных курсов; проведение конференций, молодежных школ и т. д.

Научно-образовательный центр осуществляет также подготовку и переподготовку специалистов высшей квалификации для института, образовательных учреждений региона и страны, научноисследовательских институтов и других отраслей реального сектора российской экономики. Так, в 2009 г. в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 07.04.09 № 366 в рамках направления «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы» по программе «Современные тенденции развития профессиональной компетентности педагога высшей школы»

(руководитель Т. В. Татьянина) и в рамках направления «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» по программе «Формирование информационной компетентности преподавателя вуза» (руководитель В. И. Сафонов) повышают свою квалификацию 90 преподавателей института.

Общее руководство деятельностью НОЦ, принятие стратегических решений в области научных исследований и образования осуществляет совет центра, текущей организационной работой занимается дирекция НОЦ, состав которых утверждаются приказом ректора института.

К основным функциям совета центра относятся рассмотрение и утверждение координационных планов и отчетов НОЦ; контроль за выполнением планов работ и целевым использованием финансовых средств НОЦ; интегрирование с образовательными и научными организациями отрасли, РАО и Минобрнауки; утверждение планов подготовки и переподготовки специалистов, стажировки аспирантов, докторантов; укрепление материально-технической базы НОЦ, образовательного процесса, фундаментальных, поисковых и прикладных исследований; утверждение планов изданий учебников и учебно-методических пособий по гуманитарным наукам и образовательным технологиям и др.

В настоящее время участниками НОЦ выполняется поисковый научноисследовательский проект по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Его реализация позволит создать определенные условия для эффективного воспроизводства научнопедагогических кадров, будет способствовать сохранению преемственности поколений, традиций в науке и образовании, осуществлению широкого спектра гуманитарных исследований.

Поступила 16.10.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.