Научная статья на тему 'Роль научно-образовательных центров в развитии вузов (на примере НОЦ «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева)'

Роль научно-образовательных центров в развитии вузов (на примере НОЦ «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / АВТОРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / AUTHORS' COURSE OF STUDY / RESEARCH AND EDUCATION CENTRE / UNIVERSITY INNOVATIVE ACTIVITY / YOUNG SCHOLAR / INTEGRATION OF SCIENCE / RESEARCH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлов Игорь Владимирович, Напалкова Ирина Геннадьевна

В статье анализируется п.облема интеграции науки и образования через создание и развитие научно-образовательных центров Рассматриваются формы включения молодых ученых в исследовательский процесс, специализированные программы и гранты, ориентированные на развитие научно-образовательных центров, а также возможности их реализации на примере центра «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахлов Игорь Владимирович, Напалкова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Research and Education Centres (REC) in the Development of Higher Education Institutions (in regard to REC "Political Analysis of Territorial Systems" under Mordovia N. P. Ogarev State University)

The article is concerned with the problem of integration of science into education through creation and development of research and education centres. How to engage young scholars in research, specialised programmes and grants instrumental in developing of RECs is the authors' concern that they discuss following the example of the REC "Political Analysis of Territorial Systems" under Mordovia N. P. Ogarev State University.

Текст научной работы на тему «Роль научно-образовательных центров в развитии вузов (на примере НОЦ «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева)»

рева на 2010—2019 гг., представляющая собой блоки конкретных мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам и конкретным исполнителям. Решение поставленных в Программе задач позволит университету к 2019 г. соответствовать характеристикам научно-образовательного центра мирового уровня, к которым относятся:

— наличие ведущих научных школ по приоритетным направлениям развития университета, получивших мировое признание;

— интеграция с мировыми образовательными, научно-исследовательскими инновационными центрами в области создания принципиально новой продукции, услуг и развития прорывных технологий;

— привлечение ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов к участию в приоритетных сферах научнообразовательной деятельности университета;

— подготовка кадров, владеющих ключевыми компетенциями в области инновационной экономики;

— наличие широкого спектра образовательных программ, качественного учебно-методического обеспечения, высокотехнологичной лабораторно-практической базы, масштабной и содержательной цифровой информационной среды, обеспечивающих профессиональный рост выпускников и их высокую востребованность;

— способность университета к саморазвитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. Законом Республики Мордовия от 01.10.08 № 4. — Режим доступа: http: // mineco.e-mordovia.ru.

2. Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // mon.gov.ru/pro/niu

Поступила 03.12.10.

РОЛЬ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В РАЗВИТИИ ВУЗОВ (на примере НОЦ «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете

им. Н. П. Огарева)*

И. В. Баллов, И. Г. Напалкова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

В статье анализируется проблема интеграции науки и образования через создание и развитие научно-образовательных центров. Рассматриваются формы включения молодых ученых в исследовательский процесс, специализированные программы и гранты, ориентированные на развитие научно-образовательных центров, а также возможности их реализации на примере центра «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева.

Ключевыге слова: научно-образовательный центр; инновационная деятельность вуза; молодой ученый; интеграция науки и образования; исследовательская среда; авторский образовательный курс.

Одним из перспективных направле- (НОЦ). Эта идея прочно укоренилась в

ний интеграции науки и образования в со- университетской среде еще в 1990-х гг.

временных российских вузах стало со- Обычно такие центры открываются под

здание научно-образовательных центров основное научное направление, которое

* Статья подготовлена в рамках АВЦП Развитие научного потенциала высшей школы (2009— 2010 годы). Проект «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России (специфика разрешения кризисных и переходных ситуаций)» (№ 2.1.3/1134).

© Бахлов И. В., Напалкова И. Г., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

характерно либо для того или иного региона, либо для вуза, либо для конкретной научной школы. Их целями являются достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов.

Посредством НОЦ формируется своеобразная среда, мотивирующая молодежь к научно-исследовательской деятельности, аккумулирующая опыт признанных ученых и ведущих исследователей, передовых научных центров, академических структур, региональных вузов. Формы сотрудничества могут варьироваться от круглых столов, дискуссионных симпозиумов, разноуровневых конференций до создания творческих лабораторий, объединенных научных коллективов, созданных под конкретный исследовательский проект или грантовую программу, и др. Основополагающими составляющими деятельности НОЦ являются инновационная (конкретная реализация и внедрение в практику фундаментальных исследований, которые реализуются в классических университетах) и интеграционная (объединение науки и образования).

Можно выделить следующие виды научно-образовательных центров:

1) самостоятельное учреждение, осуществляющее научные исследования, образовательную и инновационную деятельность;

2) межвузовский научно-образовательный центр;

3) самостоятельное инновационное подразделение ведущего вуза, осуществляющее межвузовское взаимодействие по выбранному исследовательскому направлению;

4) научно-образовательный центр при кафедре или подразделении вуза, развивающий сложившееся фундаментальное научное направление.

Для того чтобы деятельность НОЦ была эффективной, необходимо прежде всего выстроить междисциплинарное взаимодействие между различными на-

учными направлениями. Например, НОЦ «Байкал», созданный Иркутским и Бурятским государственными университетами, объединил усилия биологов, ботаников, географов, геологов, геохимиков, специалистов в области информационных технологий и др. [6], благодаря чему его исследования и разработки носят комплексный фундаментальный характер и признаны на международном научном уровне.

Основной источник финансирования НОЦ, особенно по гуманитарным областям знаний, составляют гранты, в частности участие в аналитических ведомственных целевых программах, таких как «Интеграция науки и высшего образования России», «Развитие научного потенциала высшей школы России», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и др.

В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева научно-образовательные центры созданы по ряду направлений. Так, на базе кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Историко-социологического института с 2008 г. действует НОЦ «Политический анализ территориальных систем» (научный руководитель — доктор политических наук профессор И. В. Бах-лов).

Приоритетными направлениями деятельности Центра являются:

— развитие и проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области политических исследований;

— использование результатов научно-исследовательских работ в лекционных курсах, учебно-исследовательских, лабораторных и курсовых работах, в производственной и преддипломной практике;

— повышение уровня учебно-методической работы путем создания новых учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях;

— привлечение квалифицированных сотрудников научных организаций к чтению спецкурсов и руководству учебноисследовательскими, курсовыми и дип-

ломными работами, практикой студентов, бакалавров, магистров и стажировкой аспирантов, докторантов;

— организация взаимодействия с другими НОЦ и вузами для разработки образовательных стандартов нового поколения, реализации студенческого обмена и обучения бакалавров и магистров по программам подготовки;

— участие в научно-технических, академических и иных программах, в конкурсах грантов, международных проектах по направлению деятельности Центра и др. [7].

Сотрудники Центра принимают участие в реализации Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы России», проекта «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России (специфика разрешения кризисных и переходных ситуаций)» (№ 2.1.3/1134), в рамках которого разрабытываются авторские образовательные курсы, в частности «Современный федерализм» [3], «Политический анализ территориальных систем: национальный, региональный и глобальный уровни» [2], «Государственное управление национальной периферией: сравнительно-исторический анализ» [1], «Административно-территориальное устройство современных государств» [5]. Данные курсы ориентированы на аспирантов, обучающихся по специальностям 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии», 23.00.05 «Политическая регионалистика. Этнополитика», другим смежным специальностям, а также на магистрантов и студентов.

При разработке и внедрении курсов авторы опираются на применение активных методов обучения, таких как проведение фокус-групп, SWOT-анализ, бинарный анализ, ролевые и деловые игры и др.

Использующийся при этом принцип квантования, т. е. разбиения материала на разделы, состоящие из образовательных модулей, замкнутых и интегрированных по содержанию, позволяет обучающемуся строить индивидуальную стратегию образования с учетом собствен-

ных интересов и мотивационно-ценностной сферы личности, а кроме того, оптимизирует самостоятельную работу.

Еще одним направлением реализации программы стало проектирование библиографической базы данных «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России (специфика разрешения кризисных и переходных ситуаций)» [4]. В качестве среды разработки базы данных (БД) была выбрана СУБД Microsoft Access 2003.

В результате проведенного анализа исходных данных структура БД включила в себя в общей сложности 11 таблиц и 89 полей (рисунок).

Таблица «Типы изданий» является главной, все остальные подчинены ей; их связь осуществляется по полям «Код типа» (в главной таблице это поле определяет первичный ключ, в подчиненных оно выступает в качестве внешнего ключа и является индексным). В настоящее время БД содержит 1 618 записей, в том числе 540 монографий, 127 сборников материалов различных конференций, 885 статей в периодических изданиях.

Все таблицы имеют поля «Аннотация» и «Ключевые слова», позволяющие организовывать поиск источников по интересующей проблеме в рамках темы исследования. БД также предоставляет пользователю возможность осуществлять выборку требуемой информации из нескольких таблиц средствами запроса и формировать текстовые отчеты.

Разработанную базу данных можно использовать для дальнейшего изучения и всестороннего анализа сложных территориальных систем, а также для организации самостоятельной работы студентов, бакалавров, магистрантов по различным направлениям и специальностям подготовки.

В дальнейшем предусматривается:

во-первых, развивать междисциплинарность, не только привлекая ученых из разных областей знаний (юристов, историков, социологов и др.) к исследованиям по приоритетным направлениям деятельности Центра, но и создавая активную образовательную среду;

Сиваша; ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Монографии

РК Код монографии

БК Код типа Автор Соавторы Название Ответственный редактор Место издания Издательство Год издания Объем

Электронные ресурсы

РК Код электронного ресурса

БК Код типа Автор Соавторы Название статьи Название сайта Режим доступа

Сборники

РК Код сборника

БК Код типа Автор статьи Соавторы статьи Название Редактор Место издания Издательство Год издания Страницы статьи Объем

Периодическое издание

РК Код периодического издания

БК Код типа Автор Соавторы Название издания Место издания Год издания Номер

Периодические издания

Статистические сборники

РК Код статистического сборника

БК Код типа Название Место издания Издательство Год издания Объем

Законодательство

РК Код законодательного акта

БК Код типа Название Номер Дата утверждения Поправки

Типы изданий

РК Код типа

Название типа Описание

Справочники

РК Код справочника

БК Код типа Название Ответственный редактор Место издания Издательство Год издания Объем

Официальные документы

РК Код официального документа

БК Код типа Название документа Название издания Место издания Издательство Год издания Номер Страницы

Словари

РК Код словаря

БК Код типа Название Главный редактор Составители Место издания Издательство Год издания Объем

Сборники документов

РК Код сборника документов

БК Код типа Название Редактор Место издания Издательство Год издания Номер Страницы

Структура базы данных «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России»

во-вторых, активно внедрять такие формы приобретения новых знаний молодыми учеными, аспирантами, магистрантами, студентами, как школы молодых исследователей, методологические семинары и т. п.;

в-третьих, разрабатывать пилотные образовательные программы и апробировать их, что позволит оптимизировать

внедрение результатов НИР в образовательный процесс Мордовского государственного университета и эффективнее использовать наработки Центра другими российскими вузами;

в-четвертых, активизировать сотрудничество с ведущими российскими учеными, вузами, научными центрами в области политологии и смежных дисциплин,

что обогатит образовательную составляющую.

Реализуя намеченные перспективы, Научно-образовательный центр «Политический анализ территориальных систем» должен стать основой гибкой системы подготовки научных и педагогических кадров Мордовского государственного университета, сочетающих фундаментальные знания и умение самостоятельно проводить научные исследования.

Важнейшими проблемами деятельности большинства современных вузовских научно-образовательных центров являются:

1) отсутствие стабильной системы бюджетного вузовского финансирования;

2) слабо развитая система регионального заказа для НОЦ. В этой связи они ориентированы на федеральное финансирование и выделяют основные направления своей деятельности в части фундаментальных исследований, исходя из утвержденных Президентом РФ «Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ» и «Перечня критических технологий Российской Федерации»;

3) ориентация большинства грантовых программ на естественно-научные и технические исследовательские направления. Например, в Федеральной целевой программе «Научные и научнопедагогические кадры» на 2009—2013 гг. из 19 очередей лишь одна (17-я) ориентирована на выполнение поисковых научно-исследовательских работ в области исторических наук (1-й лот), экономических наук (2-й лот), философских, социологических наук и культурологии (3-й лот), филологических наук и искусствоведения (4-й лот), психологических и педагогических наук (5-й лот), юридических и политических наук (6-й лот) [8].

К сожалению, большинство НОЦ до сих пор остаются своеобразными экспериментальными площадками, которые не вписаны в вузовскую структуру. Их задача прежде всего — получение финансирования под свои научные направления, а образовательная составляющая нередко вторична. Кроме того, внедрение раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рабатываемых образовательных программ и курсов в учебный процесс сталкивается с финансовыми, организационными и методологическими трудностями.

Для решения указанных проблем необходима комплексная федеральная программа развития НОЦ, которая четко определяла бы их организационный статус, структуру, систему управления, формы и способы взаимодействия с существующей структурой управления того или иного вуза и межвузовского взаимодействия; привлекала бы на паритетных началах вузы к софинансированию исследований и инновационных и образовательных разработок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахлов, И. В. Государственное управление национальной периферией: сравнительно-исторический анализ : учеб. пособие / И. В. Бахлов, А. М. Магдеев, И. Г. Напалкова. — Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. — 240 с.

2. Бахлов, И. В. Политический анализ терри-

ториальных систем: национальный, региональный и глобальный уровни / И. В. Бахлов, О. В. Бахло-ва. — Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ

им. Н. П. Огарева, 2009. — 196 с.

3. Бахлов, И. В. Современный федерализм / И. В. Бахлов, Л. А. Зайцева. — Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. — 108 с.

4. БД «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России (специфика разрешения кризисных и переходных ситуаций)» [Электронный ресурс] / сост. И. В. Бахлов, О. В. Бахлова, И. Г. Напалкова. — Режим доступа: http://www.isi.mrsu.ru/department/ department_general_history/research_education_ center_ baza.html.

5. Казакова, М. Н. Административно-территориальное устройство современных государств : учеб.-метод. комплекс / М. Н. Казакова, И. Г. Напалкова. — Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ +им. Н. П. Огарева, 2010. — 176 с.

6. Научно-образовательный центр «Байкал» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// lake.baikal.ru/ru/index.html.

7. Положение о научно-образовательном центре «Политический анализ территориальных систем» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isi.mrsu.ru/department/ department_general_history/research_education_ center_ position.html.

8. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры» на 2009—2013 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fcpk.ru/Default.aspx.

Поступила 28.09.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.